Турандот краткое содержание.

«Турандот» — это одна из самых ярчайших «фьяб» итальянского писателя и автора удивительных пьес Карло Гоцци. В ней разворачиваются драматические действия вокруг главного героя принца Калафа – сына Астраханского царя Тимура. В результате вероломных сражений земли царя Тимура были захвачены Хорезмийским владыкой, а поверженный царь Тимур бежал от угрозы расправы вместе с супругой и сыном Калафом. После долгих скитаний по соседским землям, Калаф оставил отца и мать в безопасном месте и отправился в Пекин. Здесь он встретил своего бывшего учителя Бараха, который под именем Хассан жил с вдовой Скириной и ее дочерью Зелимой. Барах поведал Калафу о китайской принцессе Турандот, которая жестоко расправлялась с претендентами на ее сердце.

По приказу принцессы все, кто желал ее сердца, должны были отгадать три загадки. Тем, кто не справлялся с испытанием, отрубалась голова и вывешивалась на стену. Калафа был поражен таким зверским обычаем. В это время с площади шел воспитатель одного принца, который попытался пройти испытания принцессы, которому отрубили голову и повесили на городскую стену. Он в ярости вышвырнул портрет принцессы Турандот на землю. Калаф, поднял портрет, чтобы рассмотреть, ради кого так безумно лишаются жизни молодые принцы всех земель. И тут его самого захлестнуло пламя любви к девушке с портрета. Сколько бы не отговаривал Барах своего друга, все тщетно. Калаф решил отправиться во дворец и попытать счастья.

Пекинский царь Альтоум и его придворные с удивлением встретили еще одного претендента на сердце принцессы Турандот. Более того, взглянув на него, они искренне пожалели этого безумца, потому что он оказался хорош и статью, и манерами, и умом. Но Калаф не пожелал отступать и настаивал на готовности пройти все испытания. «Я жажду смерти – или Турандот!» восклицал Калаф каждый раз, когда Альтоум пытался уговорить беднягу отказаться проходить испытания. Все уговоры были тщетными. Собрали Диван и пригласили принцессу, которая при первом же взгляде на незнакомца почувствовала. Турандот загадала все три загадки, которые Калаф отгадал, чем поразил всех присутствующих. Гордая Турандот, вопреки приказу отца, самовольно решила провести еще одно испытание. Но остроумный Калаф предложил разгадать свою загадку: «что это за отец и сын, которые имели все и все потеряли?». В случае, если принцесса отгадает загадку, то Калафа не минует смерть, а если не угадает – то свадьбе быть.

Всю ночь хитрые прислужницы принцессы, Адельма и Зелима, пытались выведать имена «сына и его отца». Калаф с легкостью разгадал намерения Турандот хитростью, с помощью служанок, выведать отгадку его загадки. Но, случайно проговорился Адельме, которая давно полюбила Калафа, еще во времена его странствий и нахождения во владениях отца Адельмы, которая рассказала правду о смерти своей матери. А царя Тимура, прибывшего во дворец, вместе с Барахом заключили под стражу, не получив никакого ответа.

На утро состоялся Диван, на который принцесса Турандот пришла в трауре. Все присутствующие с нетерпением ожидали развязки испытаний. И принцесса с легкостью провозгласила имена «отца и сына», благодаря Адельме. Калаф готов был себя убить, и тут сердце Турандот растопилось. Она больше не в силах была скрывать свои чувства к Калафу и бросилась в его обьятия. Все счастливы, кроме Адельмы. От ревности она готова была лишить себя жизни. Но ее остановил император Альтоум, разрешив ей вернуться к отцу, во владения Хорасанского царства.

Принцесса Турандот молит Бога простить ее за бессердечность и жестокость. А свадьба с Калафом принесет много радости и счастья.

В этой пьесе говорится о торжестве настоящей любви, самоотверженности и отваге. И только искренность и истинные чувства показывают красоту и гармонию окружающих людей.

Читать краткое содержание Турандот. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Турандот

Астраханского царя Тимура, его семейство и державу постигло страшное несчастье: свирепый султан Хорезма разбил войско астраханцев и, ворвавшись в беззащитный город, повелел схватить и казнить Тимура, его супругу Эльмазу и сына Калафа. Тем под видом простолюдинов удалось бежать в сопредельные земли, но и там их преследовала мстительность победителя. Долго скиталось царское семейство по азиатским просторам, терпя невыносимые лишения; принц Калаф, дабы прокормить престарелых родителей, брался За любую чёрную работу.

Эту печальную историю Калаф рассказывает своему бывшему воспитателю Бараху, которого случайно встречает у ворот Пекина. Барах живёт в Пекине под именем персиянина Хассана. Он женат на доброй вдове по имени Скирина; его падчерица Зелима — одна из невольниц принцессы Турандот.

Принц Калаф прибыл в Пекин с намерением поступить на службу к императору Альтоуму. Но сперва он хочет посмотреть на празднество, приготовления к которому, похоже, идут в городе.

Однако это готовится не празднество, а казнь очередного потерпевшего неудачу претендента на руку принцессы Турандот — царевича Самаркандского. Дело в том, что тщеславная жестокосердная принцесса вынудила отца издать такой указ: всякий принц может свататься к Турандот, но с тем, что в заседании Дивана мудрецов она загадает ему три загадки; разгадавший их станет её мужем, неразгадавший — будет обезглавлен. С тех пор головы многих славных принцев украсили стены Пекина.

Читать еще:  Лукас кранах картины. Кранах Лукас Старший и Младший

Из городских ворот выходит убитый горем воспитатель только что казнённого царевича. Он швыряет на землю и топчет злосчастный портрет Турандот, одного лишь взгляда на который хватило его воспитаннику, чтобы без памяти влюбиться в бессердечную гордячку и тем самым обречь себя на погибель.

Как ни удерживает Барах Калафа, тот, уверенный в собственном здравомыслии, подбирает портрет. увы! Куда девались его здравомыслие и бесстрастие? Горя любовью, Калаф устремляется в город навстречу счастью или смерти.

Император Альтоум и его министры Тарталья и Панталоне всей душой скорбят о жестокости принцессы, слёзно оплакивая несчастных, павших жертвой её нечеловеческого тщеславия и неземной красоты. При известии о появлении нового искателя руки Турандот они приносят богатые жертвы великому Берджингудзину, дабы тот помог влюблённому принцу остаться в живых.

Представ перед императором, Калаф не называет себя; он обещает раскрыть своё имя, только если разгадает загадки принцессы. Добродушный Альтоум с министрами умоляют Калафа быть благоразумным и отступиться, но на все уговоры принц упорно отвечает: «Я жажду смерти — или Турандот».

Делать нечего. Торжественно открывается заседание Дивана, на котором Калафу предстоит потягаться мудростью с принцессой. Та является в сопровождении двух невольниц — Зелимы и Адельмы, некогда татарской принцессы. И Турандот, и Зелиме Калаф сразу кажется достойнее предыдущих претендентов, ибо он превосходит всех их благородством облика, обхождения и речей. Адельма же узнает Калафа — но не как принца, а как служителя во дворце её отца, царя Хорасана; уже тогда он покорил её сердце, а теперь она решает во что бы то ни стало не допустить его женитьбы на Турандот и самой завладеть любовью принца. Поэтому Адельма старается ожесточить сердце принцессы, напоминая ей о гордости и славе, тогда как Зелима, напротив, молит её быть милосерднее.

К радости императора, министров и Зелимы, Калаф разгадывает все три загадки Турандот. Однако принцесса наотрез отказывается идти к алтарю и требует, чтобы ей было позволено на следующий день загадать Калафу три новые загадки. Альтоум противится такому нарушению указа, беспрекословно исполнявшегося, когда надо было казнить неудачливых искателей, но благородный влюблённый Калаф идёт навстречу Турандот: он сам предлагает ей отгадать, что это за отец и сын, которые имели все и все потеряли; если принцесса назавтра отгадает их имена, он готов умереть, если же нет — быть свадьбе.

Турандот убеждена, что, если ей не удастся отгадать имена отца и сына, она будет навек опозорена. Убеждение это вкрадчивыми речами подогревает в ней Адельма. Своим острым умом принцесса поняла, что под сыном таинственный принц имеет в виду себя самого. Но как же разузнать его имя? Она просит совета у своих невольниц, и Зелима подсказывает заведомо безнадёжный способ — обратиться к гадателям и каббалистам. Адельма же напоминает Турандот слова принца о том, что в Пекине есть один человек, знающий его, и предлагает не пожалеть золота и алмазов, дабы за ночь, перевернув верх дном весь город, разыскать этого человека.

Зелима, в чьей душе чувство долго боролось с долгом, наконец скрепя сердце говорит госпоже, что, по словам её матери Скирины, отчим её, Хассан, знаком с принцем. Обрадованная Турандот тут же посылает евнухов во главе с Труффальдино разыскать и схватить Хассана.

Вместе с Хассаном-Барахом евнухи хватают его чрезмерно болтливую жену и какого-то старца; всех троих они отводят в сераль. Им невдомёк, что несчастный оборванный старик — не кто иной, как Астраханский царь Тимур, отец Калафа. Похоронив на чужбине супругу, он пришёл в Пекин разыскать сына или найти смерть. К счастью, Барах успевает шепнуть господину, чтобы тот ни под каким видом не называл своего имени. Калафа тем временем препровождают в специальные апартаменты, охраняемые императорскими пажами и их начальником Бригеллой.

Сераль Турандот. Здесь принцесса допрашивает привязанных к колоннам Бараха и Тимура, угрожая им пытками и жестокой смертью в случае, если они не назовут имя загадочного принца и его отца. Но обоим Калаф дороже собственной жизни. Единственное, о чем невольно проговаривается Тимур, это то, что он — царь и отец принца.

Турандот уже даёт евнухам знак начать расправу над Барахом, как вдруг в серале появляется Адельма с вестью, что сюда направляется Альтоум; узников спешно уводят в подземелье сераля. Адельма просит принцессу больше не мучить их и обещает, если ей позволят действовать по своему усмотрению, за ночь разузнать имена принца и царя. Турандот полностью доверяется приближённой невольнице.

Тем временем к Альтоуму прибывает гонец из Астрахани. В привезённом им тайном послании говорится, что султан Хорезма умер и что астраханцы зовут Тимура занять принадлежащий ему по праву престол. По описанным в послании подробным приметам Альтоум понимает, кто такой этот неизвестный принц. Желая защитить честь дочери, которой, он убеждён, нипочём не отгадать искомые имена, а также сохранить жизнь Калафу, император предлагает ей раскрыть тайну — но с условием, что, блеснув в Диване мудрецов, она затем согласится стать женой принца. Гордость, однако, не позволяет Турандот принять предложение отца; кроме того, она надеется, что Адельма исполнит своё обещание.

Читать еще:  Общество как сложная система. а) эмпирическое знание

Бригелла, стерегущий покои Калафа, предупреждает принца, что, мол, поскольку стражники — люди подневольные, да к тому же всем хочется отложить деньжат на старость, ночью ему могут явиться привидения.

Первое привидение не заставляет себя долго ждать. Это — подосланная Адельмой Скирина. Она сообщает Калафу о кончине матушки и о том, что его отец теперь в Пекине. Скирина просит принца черкнуть несколько слов старику отцу, но тот разгадывает уловку и отказывается.

Едва Скирина ни с чем удаляется, как в покоях принца оказывается Зелима. Она пробует другой подход: на самом деле, говорит невольница, Турандот не ненавидит принца, а тайно любит. Посему она просит его раскрыть имена, с тем чтобы наутро ей не посрамиться перед Диваном, и обещает там же в Диване отдать ему свою руку. Проницательный Калаф не верит и Зелиме. Третьей является сама Адельма. Она открывается Калафу в своей любви и умоляет вместе бежать, поскольку, по её словам, коварная Турандот все равно повелела на заре убить его, не дожидаясь заседания Дивана. Бежать Калаф решительно отказывается, но, поверженный в отчаяние жестокостью возлюбленной, в полубреду произносит своё и отцовское имя.

За такими разговорами проходит ночь. Наутро Калафа препровождают в Диван.

Диван уже в сборе, недостаёт только Турандот и её свиты. Альтоум, уверенный, что принцессе так и не удалось узнать имени отца и сына, искренне радуется и велит здесь же, в зале заседаний, устроить храм.

Уже установлен алтарь, когда в Диване наконец появляется Турандот. Вид у принцессы и свиты траурный. Но, как выясняется, это лишь жестокая мстительная шутка. Она знает имена и, торжествуя, возглашает их. Император и министры убиты горем; Калаф готовится к смерти.

Но тут, ко всеобщей радости и изумлению, Турандот преображается — любовь к Калафу, в которой она не смела сознаться даже самой себе, берет верх над жестокостью, тщеславием и мужененавистничеством. Во всеуслышание она объявляет, что Калаф не только не будет казнён, но и станет её супругом.

Не рада только Адельма. В слезах она бросает Турандот горький упрёк в том, что, ранее отобрав свободу, теперь она отнимает у неё любовь. Но тут вступает Альтоум: любовь не в его власти, но, дабы утешить Адельму, он возвращает ей свободу и Хорасанское царство её отца.

Наконец заканчиваются жестокости и несправедливость. Все довольны. Турандот от всей души просит небо простить её упорное отвращение к мужчинам. Грядущая свадьба обещает быть весьма и весьма радостной.

Турандот краткое содержание.

Фото :

Интересные факты

  • Примечательно, что сюжет оперы был немного изменен по сравнению с первоисточником. Композитор задумал светлый финал, где побеждает любовь, не омраченный гибелью девушки Лю. Сам сюжет взят из повести азербайджанского автора Низами.
  • Работа над спектаклем растянулась на несколько лет отчасти из-за того, что авторы либретто Дж. Адами и Р. Симони очень долго не могли закончить последний акт. Виной тому была сильная занятость.
  • Композитор изначально, когда приступил к этому произведению, знал, что это последний его спектакль и постоянно спешил, боясь, что не успеет его дописать. Друг и ученик композитора Франко Альфано смог закончить оперу, воспользовавшись оставшимися набросками.
  • Редакция Альфана считается не очень удачной, хотя и исполняется почти во всех театрах мира. В 2001 году итальянский композитор Лучано Берио написал свою версию, и многие музыкальные критики предполагают, что со временем она будет преобладать в будущих постановках.
  • Премьера оперы «Турандот» состоялась в Милане, дирижировал оркестром А. Тосканини. В середине третьего действия музыка внезапно смолкла, и маэстро убрал дирижерскую палочку. Развернувшись к публике, Тосканини сказал, что именно в этом месте перо выпало из рук Дж. Пуччини. Занавес медленно опустился. Лишь на следующий день публика смогла увидеть полную версию оперы. До сих пор в некоторых постановках режиссеры предпочитают на этом месте заканчивать спектакль.
  • До XX века опера «Турандот» была запрещена в Китайской Народной Республике. Правительство страны считало, что Китай показывается не с лучшей стороны. Но в 1998 году запрет был снят сенсационной постановкой «Турандот в запретном городе». Постановка обошлась в 15 млн. долларов. Дирижер: Зубин Мета, режиссер: Чжан (Цзан) Имо.

  • Ария «Пусть никто не спит» — одна из наиболее популярных и востребованных образцов классической музыки и входит в репертуар огромного количества исполнителей.
  • Есть несколько различных вариантов концовки произведения, но пока наиболее признанной публикой и постановщиками является та, которую написал Альфано. Свои версии «финала» публике представили композиторы Лучано Берио в 2001 году и Хао Вейя в 2008 году.
  • Декорации для известнейшей постановки оперы на Боденском озере в рамках популярного австрийского музыкального фестиваля возводили 12 месяцев.
  • Опера Пуччини – это не единственное произведение по сказке Гоцци. Ранее этот сюжет привлек композитора Бузони, который создал свою оперу. Премьера которой успешно прошла в 1917 году в Цюрихе.
  • Партия принцессы Турандот считается достаточно сложной. Исполнительница Биргит Нильсон во время постановки оперы в «Метрополитен-опера» во втором акте выдержала высокую ноту намного дольше тенора Франко Коррели. Естественно, во время антракта раздосадованный артист обратился к директору с заявлением, что не желает дальше продолжать участвовать в спектакле. Тот не придумал ничего другого, как посоветовать певцу отомстить исполнительнице и укусить ее за шею в сцене, когда Калаф целует Турандот.
  • Известный актер Николай Наумов, будучи еще школьником, сыграл роль принца Калафа в театре мимики и пластики «Мимоша».

Читать еще:  Автор аниме тетрадь смерти. Тетрадь смерти (сериал)

Популярные арии

История создания

В основе оперы «Турандот» лежит азербайджанская повесть XII века. В свое время она очень привлекла внимание драматурга К. Гоцци, который создал по ней сказку. Примечательно, что когда Ф. Шиллер переводил ее на немецкий, то немного изменил характеры героев – усилив их, а также переписал знаменитую сцену загадок главной героини. Когда уже сам Пуччини увидел драматический спектакль режиссера Макса Рейнхарда по этому произведению в 1919 году, то у него сразу же возникла идея создать оперу. Именно в этом время сказка как раз получила широчайшее распространение в Европе.

Композитор обратился с этой затеей к своим либреттистам Адами и Симони, чтобы они занялись литературной составляющей. Причем сам Пуччини также активно участвовал в разработке либретто, об этом свидетельствуют многочисленные пометки, пожелания и указания в его письмах. Работа над произведением началась с 1920 года и продолжалась до 1924 года, однако закончить его Пуччини так и не успел, несмотря на все старания. Таким образом, заключительный дуэт и финал, благодаря сохранившимся наброскам, дописал уже после смерти композитора его талантливейший ученик Франко Альфано. А саму оперу принято называть «лебединой песней» композитора.

Следует понимать, что такое произведение как «Турандот» было вовсе не свойственно для композитора. В нем Пуччини пришлось изменить традициям камерности, которые до сих пор были во всех его театральных произведениях. Говоря о жанровой принадлежности, в этом произведении явно прослеживаются признаки opera seria. Плюс ко всему, во время работы над спектаклем Пуччини намеренно усилил драматическую линию, ведь даже комичные «маски», которые являются заимствованными героями итальянской комедии – Панталоне, Бригелла, Тарталья, получили китайские имена и вместе с тем стали жестокими и далеко не безобидными министрами. Измененный финал также омрачен гибелью Лю. Причем образ этой девушки коренным образом отличается от той коварной соперницы Адельмы, представленной в сказке Гоцци. Не случайно именно это сочинение Пуччини считал лучшим своим творением.

История постановок

Мировая премьера оперы успешно прошла в апреле 1926 года в театре Ла Скала. Режиссером выступил Джоаккино Форцано, дирижер – Артуро Тосканини. Именно это представление было поставлено без заключительного дуэта и финала, в остальных же постановках, режиссеры использовали версию Ф. Альфано. В этом же году, на многих сценах Европы и мира была успешно поставлена «Турандот».

Долгожданная премьера в СССР успешно прошла в 1928 году в Баку. Публика Большого театра впервые увидела легендарную оперу лишь в 1931 году. Режиссер Леонид Баратов и дирижер Лев Штейнберг приложили массу усилий и своего таланта для этого. Этот спектакль шел уже на русском языке и всего выдержал 39 представлений, пока не был снят в 1934 году.

Среди современных трактовок следует отметить грандиозную задумку в австрийском городе Брегенце, где проходит музыкальный фестиваль. В 2015 году зрители были поражены необычайными декорациями к опере «Турандот», в постановке Марко Артуро Марелли. Прямо на Боденском озере была возведена сцена и китайская стена. Такие величественных декораций еще не создавал ни один театр. Для того, чтобы установить эту конструкцию, понадобилось 119 еловых и стальных свай, который были погружены на шесть метров в грунт. В ходе работ было задействовано около 40 фирм из Германии, Австрии, Румынии и Швейцарии. Вес китайской стены составляет 335 тонн. Кроме того, привлекают внимание терракотовые воины, которые расположены на сцене (205 фигур) и рельсовая карусель, проложенная вокруг сцены. Сопровождал спектакль Венский Симфонический оркестр. Стоит ли говорить о том, что успех этой постановки был грандиозный.

Еще одна постановка оперы, которая поражает своими декорациями – это премьера в Казани в 2012 году, затем эта версия была поставлена во многих городах Европы. Над декорациями трудился сценограф Игорь Гриневич. Для данной постановки был сооружен настоящий 10 метровых замок императора. Кроме этого, на сцене были красивые фонтаны с водой и каскадные водопады. Стоимость всех декорация и костюмов, сшитых из натуральной кожи и китайского шелка, составила 6 млн. рублей.

К интересным постановкам следует отнести работу режиссера Вячеслава Стародубцева в Новосибирском театре. Опера была поставлена в стиле квеста, плюс еще и с необычными декорациями в стиле русского авангарда, отсылками к работам Кандинского. Выделяется этот спектакль на фоне других постановок и необычными костюмами, а также трактовкой образов. Так, по версии Стародубцева, душа Лю, после ее смерти перешла к принцессе Турандот.

Такой интересный сюжет привлекал также кинорежиссеров, и опера была неоднократно экранизирована. Достаточно привести в пример работу итальянского режиссера Марио Ланфранки, снятую в 1958 году или версию Рубена Симонова и Александра Шорина 1971 года. Стоит упомянуть также фильм грузинского режиссера Отара Шаматава 1990 года.

Опера «Турандот» — это сплетение удивительной, колоритной музыки и мощного драматического действия, которые не оставят равнодушными никого из зрителей. Попробуйте и вы испытать на себе загадки коварной принцессы и насладитесь замечательным творением Джакомо Пуччини .

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Джакомо Пуччини «Турандот»

Источники:

http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/gocci/turandot
http://briefly.ru/gocci/turandot/
http://soundtimes.ru/opera/spektakli/opera-turandot

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий