Творческий путь Генриха Манна. Характерные черты

Генрих Манн (27.3.1871, Любек, — 12. 3. 1950, Санта-Моника, Калифорния), немецкий писатель и общественный деятель. Брат Т Манна. Родился в старинной бюргерской семье, учился в Берлинском университете. При Веймарской республике был членом (с 1926), затем председателем отделения литературы прусской Академии искусств. В 1933-40 в эмиграции во Франции. С 1936 председатель Комитета германского Народного фронта, созданного в Париже. С 1940 жил в США (Лос-Анджелес). Ранние произведения Манна несут на себе следы разноречивых влияний классических традиций немецкой, французской литератур, модернистских течений конца века. Проблема искусства, художника рассматривается Манном сквозь призму социальных контрастов и противоречий современного общества. В романе «Земля обетованная» (1900) собирательный образ буржуазного мира дан в тонах сатирического гротеска. Индивидуалистические, декадентские увлечения Манна сказались в трилогии «Богини» (1903).

В последующих романах Манн реалистическое начало укрепляется. Роман «Учитель Гнус» (1905) — обличение прусской муштры, пронизавшей систему воспитания молодёжи и весь правопорядок вильгельмовской Германии. Роман «Маленький город» (1909) в духе весёлой иронии и трагикомической буффонады изображает демократическую общественность итальянского городка. С начала 10-х годов 20 века развёртывается публицистическая и литературно-критическая деятельность Манна (статьи «Дух и действие», «Вольтер и Гёте», обе — 1910; памфлет «Рейхстаг», 1911; очерк «Золя», 1915).

За месяц до начала 1-й мировой войны 1914-18 Манн закончил одно из самых значительных своих произведений — роман «Верноподданный» (1914, русский перевод с рукописи 1915; первое издание в Германии 1918). В нём дано глубоко реалистическое и одновременно символически-гротескное изображение нравов кайзеровской империи. Герой Дидерих Геслинг — буржуазный делец, оголтелый шовинист — многими чертами предвосхищает тип гитлеровца. «Верноподданным» открывается трилогия «Империя», продолженная в романах «Бедные» (1917) и «Голова» (1925), в которой подводится итог целому историческому периоду в жизни различных слоев немецкого общества накануне войны. Эти и другие романы Манна, созданные до начала 30-х годов, по реалистической ясности и глубине уступают «Верноподданному», однако все они отмечены резкой критикой хищнической сущности капитализма. В этом же русле развивается публицистика Манна 20 — начала 30-х годов.

Разочарование Манна в способности буржуазной республики изменить общественную жизнь в духе подлинной демократии постепенно приводит его к пониманию исторической роли социализма. В практике совместной антифашистской борьбы Манна в эмиграции сближается с деятелями КПГ, утверждается на позициях воинствующего гуманизма, по-новому осознаёт историческую роль пролетариата (статья «Путь германских рабочих»); против гитлеризма направлены сборники статей Манна «Ненависть» (1933), «Настанет день» (1936), «Мужество» (1939). Созданная в эти годы дилогия о Генрихе IV — «Юность Генриха IV» (1935) и «Зрелость Генриха IV» (1938) — вершина позднего художественного творчества Манна Исторический фон дилогии — французское Возрождение; герой Генрих IV, «гуманист на коне, с мечом в руке», раскрывается как носитель исторического прогресса. В романе много прямых параллелей с современностью.

Последние книги Манна и романы «Лидице» (1943), «Дыхание» (1949),»Приём в свете» (опубликован 1956), «Печальная история Фридриха Великого» (фрагменты опубликованы в ГДР в 1958-1960) отмечены большой остротой социального критицизма и вместе с тем резкой усложнённостью литературной манеры. Итог публицистики Манна — книга «Обзор века» (1946), сочетающая в себе жанры мемуарной литературы, политической хроники, автобиографии. В книге, дающей критическую оценку эпохи, доминирует мысль о решающем воздействии СССР на мировые события. В послевоенные годы Манн поддерживал тесные связи с ГДР, был избран первым президентом Германской академии искусств в Берлине. Переезду Манна в ГДР помешала его смерть. Национальная премия ГДР (1949).

Творческий путь Генриха Манна. Характерные черты

Имя Генриха Манна стало известным после выхода романа Страна кисельных берегов (или Земля обетованная) (1900), где описана ситуация, традиционная для классического западноевропейского романа 19 в., — из провинции в столицу приезжает молодой человек, обуреваемый честолюбивым желанием выбиться в люди. Главный герой, Андреас Цумзее, пытается преуспеть в мире немецкой буржуазии, где все ненавидят друг друга, хотя и не могут друг без друга обойтись, будучи связанными не только материальными интересами, но и бытовыми отношениями, уверенностью в том, что все на свете продается и покупается. Воплощением всех пороков и моральных уродств Schlaraffenland (Страны кисельных берегов) является всемогущий магнат банкир Туркхеймер, который в конце романа, испытывая душевную пустоту и подавленность, увлекается высмеивающей его девчонкой-простолюдинкой.

Язвительность и резкость манеры Генриха Манна воспринимались неоднозначно. В его раннем творчестве психологический анализ вытеснен шаржем. Возникает условный гротескный мир, где действует вереница людей-уродов, подлых, хищных, лицемерных, развратных. Писатель создает образ по законам карикатуры, обрисовывая его резкими штрихами. Он преднамеренно смещает линии и пропорции, заостряя и гиперболизируя персонажей, превращая их в вереницу застывших сатирических масок. То и дело переходя пределы достоверного, он стремился к точности социального диагноза и к отражению существа явления.

Своеобразный художественный результат дали в творчестве Г. Манна импрессионистические приемы. Он эффектно и выразительно передает первичные мгновенные зрительные впечатления. Однако буйство красок в отдельных эпизодах его романов и живописная деталь служат у него заостренному выражению мысли. Экспрессивность цвета становится одним из способов создания сатирического образа-маски, мало изменяющегося в ходе сюжета.

Трилогия Богини, или Три романа герцогини Асси (1903) отражает индивидуалистические и декадентские увлечения автора. Писатель отходит от сатиры, создав образ главной героини, герцогини Асси, которая, по авторскому замыслу, является счастливым, свободно развивающимся человеком. В своем становлении она проходит три стадии — увлечение политикой (роман Диана), искусством (Минерва), любовью (Венера). И хотя героиня поставлена в идеальные условия для свободного проявления ее богато одаренной натуры, ее жизнь — это путь, приводящий в конечном итоге к крайнему эгоцентризму и индивидуализму.

Читать еще:  Сиболд милые. “Милые кости” Элис Сиболд

В романе Учитель Гнус или Конец одного тирана (1905) Манн бичует прусскую муштру, пронизавшую всю систему воспитания молодежи и весь правопорядок вильгельмовской Германии. Образ учителя Гнуса стал в Германии нарицательным — мелкий человеконенавистник и тиран возомнил себя блюстителем законов и нравственности, а возможность унижать доставляет ему садистское удовольствие. Манн рисует немецкую школу как казарму, где всячески подавляется индивидуальность, талант, живая мысль. Однако в судьбе Гнуса происходит крутой поворот — он влюбляется в певичку, выступающую в кабаре, и попадает в ее полное подчинение. Женившись, он становится хозяином дома сомнительной репутации, притона разврата и мошенничества.

Политический конфликт между силами буржуазного либерализма и реакции, разыгрывающийся на общеевропейской арене, писатель переносит в романе Маленький город (1909) в провинциальный итальянский городок. Все, представляющееся участникам конфликта грандиозным, оказывается на деле смешным фарсом, мышиной возней обывателей, разыгрывающих роли вершителей судеб человечества. В романе царят сатира и юмор.

Романы Генриха Манна становятся в Германии бестселлерами, однако за границей его имя остается практически неизвестным, в значительной степени по причине общей изоляции немецкой культуры из-за политической ситуации перед Первой мировой войной.

С начала 1910-х развертывается публицистическая и литературно-критическая деятельность писателя. В эссе ВольтерГете (1910), Дух и действие (1910), памфлете Рейхстаг (1911) он ратует за общественную активность литературы, утверждает идею неразрывности мысли и действия, внутреннюю связь реалистического искусства и демократии. Заглавие статьи Дух и действие имеет для Генриха Манна программный смысл, выражая сквозную идею его творчества. Противоречие между духом и действием воспринимается писателем как исконно немецкое. Не случайно в середине 1930-х в дилогии о Генрихе IV, снимающей это противоречие, главный герой взят из истории Франции. Идея необходимости соединения культуры и демократии легла в основу очерка Золя (1915).

Генрих Манн в числе немногих немецких писателей выступил противником развязанной Германией Первой мировой войны. Он придерживался либеральных взглядов, резко осуждая войну, и впоследствии критически относился к Веймарской республике. В отличие от него, брат Томас, со временем ставший одним из наиболее известных немецких интеллектуалов, напротив, в начале своей жизни был ревностным националистом и поддерживал участие Германии в войне.

Всемирную известность принес Генриху Манну роман Верноподданный, который вместе с романами Бедные (1917) и Голова (1925) вошел в трилогию Империя, где подводился итог предвоенной жизни различных слоев немецкого общества. Главный герой Дидерих Геслинг — социально-психологический тип, сформированный немецким империализмом, впоследствии ставший опорой фашизма. В конце романа внезапно разразившаяся гроза сметает эту публику с парадной площади, на которой они собрались открыть памятник кайзеру Вильгельму II, двойником которого внешне и по сути оказывается Дидерих Геслинг.

Роман Бедные знаменует собой поиски новых, внебуржуазных идеалов. Он посвящен борьбе рабочего Бальриха с Геслингом. Писатель подробно изображает нравственные муки, которые причиняют несправедливость, попрание человеческого достоинства, невозможность вести нормальную человеческую жизнь. Он пытается показать пробуждение классового сознания, духовный и нравственный рост человека из народа, отстаивающего в открытом конфликте свои права. Этот и другие романы Генриха Манна, созданные до начала 1930-х, по реалистической ясности и глубине уступают Верноподданному, однако все они отмечены резкой критикой сущности капиталистических отношений.

Художественный метод автора «Верноподданного» можно определить как реалистический гротеск. В портретах персонажей, в описании их манер и привычек Г. Манн сгущает, гиперболизирует социальные черты немецкого буржуа-националиста, юнкера, либерала и социал-предателя. Он создает их обобщающие типические маски.

Внутренние свойства человека, как правило, подчеркиваются какой-либо внешней деталью. Но от внешних гротескных характеристик в «Стране кисельных берегов» Г. Манн переходит к большой психологической мотивированности, сохраняя, однако, и в психологизме сатирическую, публицистическую задачу. Подобно учителю Гнусу, Геслинг раб и деспот. В основе его психологии лежит низкопоклонство перед сильными мира сего, которое он очень ловко умеет использовать для упрочения своего положения. Механика взаимодействия человека и обстоятельств неизменно занимает Г. Манна.

Развивая демократическую тенденцию своего творчества, центральным конфликтом романа «Бедные» Генрих Манн делает столкновение рабочих и буржуазии, а основным положительным героем — рабочего Карла Бальриха. Законы современного общественного развития еще не во всем ясны писателю, малознакома ему и та социальная среда, которую он поставил в центре романа, — пролетариат. Отсюда и многие недостатки романа. Но тем не менее писатель отстаивает в нем идею активной борьбы пролетариата против буржуазии. Своим антиимпериалистическим позициям Г. Манн не изменил и в годы первой мировой войны. В отличие от большинства немецких писателей он не поддался угару милитаристской пропаганды и шовинизма. Его страстный публицистический очерк «Золя» (1915) в условиях жестокой цензуры военного времени явился не только эстетическим манифестом, прославлявшим идеал писателя-гражданина, активно борющегося за общественный прогресс, но и решительным протестом против войны и разгула милитаризма.

В этом же русле развивается публицистика Манна 1920 — начала 30-х. Разочарование писателя в способности буржуазной республики изменить общественную жизнь в духе подлинной демократии приводит его к пониманию исторической роли социализма. Он утверждается на позициях воинствующего гуманизма, по-новому осознает историческую роль пролетариата. Не приняв власть национал-социалистов, Генрих Манн в 1933 эмигрирует во Францию, с 1936 он — председатель германского Народного фронта, созданного во Франции. Здесь были написаны направленные против нацизма сборники статей Ненависть (1933), Настанет день (1936), Мужество (1939). Созданная в эти годы дилогия о Генрихе IV — Юность Генриха IV (1935) и Зрелость Генриха IV (1938) — вершина позднего художественного творчества Манна. Исторический фон дилогии — французское Возрождение. Главный герой романа — Генрих IV, «гуманист на коне, с мечом в руке», преподносится как носитель исторического прогресса. В романе много прямых параллелей с современностью. К анализу этого романа мы перейдем в третьей главе.

Читать еще:  Князь долохов. Образ персонажа в произведении

В 1940 Манн эмигрирует в США, живет в Лос-Анджелесе. Там его книги практически не продаются, он испытывает нужду и чувствует себя отторгнутым от участия в общественной жизни Германии. Внутренний кризис усиливается после самоубийства жены Нелли, вынужденной работать официанткой в ночном клубе. В этот период его брат Томас, который к тому времени становится состоятельным человеком и с которым он не поддерживал отношений на протяжении долгих лет из-за политических разногласий, оказал ему поддержку и спас от полной нужды.

Последние романы Г. Манна, написанные в США, — Лидице (1943), Дыхание (1949), Прием в свете (опубликован в 1956), Печальная история Фридриха Великого (фрагменты опубликованы в ГДР в 1958-1960) отмечены остротой социального критицизма и вместе с тем значительной усложненностью литературной манеры.

В США Манн продолжает заниматься антифашистской деятельностью. Он сближается с деятелями Коммунистической Партии Германии и в послевоенные годы поддерживает тесные связи с ГДР. Итог публицистики Генриха Манна — книга Обзор века (1946), — сочетала в себе жанры мемуарной литературы, политической хроники, автобиографии. Давая критическую оценку эпохи, писатель отмечает решающее воздействие на мировые события 20 в. социалистической революции в России и само существование СССР.

В 1949 он был награжден Национальной премией ГДР и избран первым президентом Германской академии искусств в Берлине. Его готовящемуся переезду в ГДР помешала смерть.

Г. Манн умер 12 марта 1950 в больнице Санта-Моники, Калифорния.

Генрих Манн принадлежит к тем мастерам реализма 20 в., творчество которых отмечено острейшей политической тенденциозностью, связанной с сознательной вовлеченностью писателя в острую политическую борьбу против империализма и нацизма. В его творчестве, как и в трагической личной судьбе с ее противоречиями и кризисами, отразились поиски осуществления своих идеалов представителями немецкой интеллигенции начала 20 в. Их протест был направлен прежде всего против сковывающей все живое жесткой системы соподчинения и иерархии власти, существовавшей в кайзеровской Германии, а в 1930-х объектом беспощадной критики становится нацизм, социальные корни которого они исследовали в своих работах и произведениях. Социально-обличительные романы Генриха Манна входят в классику политической сатиры 20 в., являясь естественным продолжением традиций немецкой сатирической литературы.

Проанализировав критическую литературу по теме нашего исследования, изучив основные этапы творчества Генриха Манна, мы попробуем выделить основные черты его:

1. Одно из центральных мест в творчестве Генриха Манна занимает острая сатира, некий гротескный мир, в котором Манн намеренно гиперболизирует персонажей, наделяя их застывшими сатирическими масками.

Художественный метод автора можно определить как реалистичный гротеск.

  • 2. Борьба с фашизмом становится основной темой его творчества.
  • 3. Особое отражение в творчестве писателя имеет его общественно-политическая деятельность.

Манн Генрих: биография, творчество

Немецкая литература внесла значительный вклад в мировую сокровищницу. Многие читатели знают и любят произведения таких авторов, как: Ремарк, Гете, Гессе, Гофман, Манн (Генрих и Томас). Есть и другие немецкие писатели достойные внимания. Но далеко не все из них были любимы и почитаемы в своей стране. Например, Манн Генрих. Когда к власти пришли нацисты, у него было отнято гражданство, ему пришлось покинуть родную страну. Произведения этого писателя и сегодня не утратили своей притягательности, их читают во всем мире. Что мы знаем о нем и его творчестве?

Биография Генриха Манна

Он родился в городе Любек 27 марта 1871 года. Семья была очень обеспеченной. Отец занимался торговлей и политикой. В доме было всего вдоволь. За первенцем родилось еще несколько детей: два брата и две сестры. Их воспитанием занималась мать, она очень любила искусство и имела прекрасные музыкальные данные. В семье были созданы все условия, чтобы воспитать гармонично развитых людей.

Родители занимались общественной деятельностью и коммерцией. Дети интересовались театром, литературой, искусством. Жили дружно и весело. Но и проблем здесь тоже хватало. Отношения были неровными: взаимная привязанность и любовь, сменялись недовольством и неприятием друг друга. Такая картина часто наблюдалась в буржуазных семьях. Более того, две сестры Генриха Манна закончили жизнь самоубийством. Он очень сильно переживал из-за этих печальных событий.

Когда Генриху было около десяти лет, его отдали в городскую гимназию. Учился он неплохо, но особого старания не показывал. Окончив гимназию, Манн Генрих переехал в Дрезден. Некоторое время он работал продавцом в книжном магазине. Но премудрости торгового дела не вызывали большого интереса. Через год он уволился из магазина и уехал учиться в Берлинский университет. Параллельно Генрих Манн был волонтером в одном из книжных издательств. Проучившись некоторое время, университет бросил. В дальнейшем образование так и не закончил. Сама жизнь стала его университетами.

Два брата — два писателя

В мировой литературе фамилия Манн занимает важное место. Нам известны несколько писателей с подобной фамилией, которые связаны родственными узами. Томас Манн был младшим братом Генриха Манна (факты его биографии и творчества рассмотрены в этой статье). Он родился через четыре года после старшего. В детстве они прекрасно друг с другом ладили. Но у братьев не всегда все было гладко в отношениях. Генрих был категорически против войн и насилия, а Томас поддерживал идеи националистов. Был период когда они долгое время совсем не общались. Но все же братья любили друг друга и всегда были готовы прийти на помощь. Когда у Генриха трагически погибла жена, Томас сразу же оказался рядом. Он всячески помогал и поддерживал брата.

По стилю написания их книги очень сильно отличаются. Тем не менее, они оба были талантливыми писателями. Томас Манн считается самым знаменитым и титулованным представителем этого семейства. Он даже был Нобелевским лауреатом. Его произведения уже при жизни считались классикой не только немецкой, но и мировой литературы. О своей семье он расскажет в одном из романов — «Будденброки». Старший брат был менее титулованным, но его книги тоже оценивались достаточно высоко.

Принципы творчества

Чем руководствовался Манн Генрих, когда создавал свои произведения? На какие важные принципы опираются его книги? Давайте перечислим их:

  • неприятие капиталистических порядков;
  • активная антифашистская позиция;
  • тонкий психологизм;
  • критика существующих порядков в обществе;
  • гуманизм и человеколюбие;
  • беспощадная критика нацизма;
  • язвительность и резкость;
  • использование красивых цитат;
  • высмеивание пороков немецкой буржуазии;
  • сатирическая направленность многих произведений;
  • защита человеческого достоинства;
  • достоверное изображение жизни.

Увлечения и хобби

Генрих Манн с детских лет увлекался писательским мастерством. Ему нравилось описывать людей, их поступки, а также различные события. Он увлекался историей. Много путешествовал. Побывал даже в Петербурге, несколько лет прожил в Италии, Франции, США. Увлекался философией. Ему были близки некоторые идеи Фридриха Ницше.

Жена и дети

Многих читателей интересуют подробности о личной жизни писателя Генриха Манна. Был ли он женат? Это событие произошло, когда писателю было более сорока лет. Его избранницей стала молодая (она была младше Генриха на пятнадцать лет) привлекательная актриса — Мария Канова. Через два года после брака родилась дочь — Леони. Это был единственный ребенок в семье. Мария и Генрих прожили вместе около пятнадцати лет, а потом разошлись. Во время Великой Отечественной войны она погибла. Дочь выжила и стала женой журналиста.

В возрасте около шестидесяти лет Генрих Манн второй раз женился. Жена Нелли была вынуждена работать официанткой в ночном клубе. Она постоянно устраивала скандалы, пила и всячески усложняла жизнь Генриху. Это даже сказывалось на его творчестве. Через пять лет после совместной жизни Нелли покончила жизнь самоубийством. Генрих Манн тяжело переживал эту трагедию, неизвестно, как бы он с этим справился, если бы не помощь младшего брата Томаса.

Последние годы жизни

После того как к власти пришел Гитлер, Манн был вынужден покинуть родину. Его лишили гражданства. Он некоторое время жил во Франции, много путешествовал. Затем переехал в США. Здесь в его творческой карьере наступил кризис. Книги почти не продаются. Писатель испытывает острую нехватку денег. На помощь приходит брат Томас, благодаря которому Генрих ещё может на что-то жить.

Невозможность участвовать в общественной жизни своей страны, проблемы с изданиями своих книг и постоянное безденежье приводят писателя в тяжелую депрессию. Справиться с ней он не смог. Генрих Манн умер 12 марта 1950 года в больнице. Рядом с ним не было ни одного близкого человека. Один из выдающихся немецких писателей, который всю жизнь протестовал против войн и защищал обездоленных, умер в нищете и одиночестве.

Любопытные факты

  • Среди предков Генриха Манн были торговцы зерном и бразильские плантаторы.
  • В тридцатых годах 20-го века его книги были запрещены на родине, а все имущество было конфисковано.
  • Генрих Манн (писатель, чье творчество будет рассмотрено далее) был председателем Прусской Академии искусств (литературное отделение).
  • Многие его книги экранизированы.
  • Книги Генриха Манна в тридцатых годах в Германии сжигались на костре.
  • Был одним из первых национальных писателей, осудивших Германию за развязывание войны.

Книги Генриха Манна

За свою жизнь писатель написал более десятка романов, большое количество публицистических статей и очерков. Вспомним наиболее известные произведения:

  • Генрих Манн «Молодые годы короля Генриха IV». Одно из самых известных произведений писателя. Эта книга будет интересна в первую очередь тем, кто увлекается историей Франции. А также любителям серьезных, хорошо написанных романов. Здесь много размышлений. Автор предлагает читателю вместе с Генрихом IV пройти его к французскому трону. Глубокие и точные замечания писателя лишь дополняют картину происходящих событий. Здесь есть и романтика, и вымысел, поэтому книга не воспринимается как учебник истории. Роман пронизан добрым юмором, который помогает воспринимать царскую особу как обычного человека.
  • Генрих Манн, «Учитель Гнус». В романе высмеивается ханжество и лицемерие учителя, считающего себя самым совершенным человеком. Он ненавидит талантливых учеников и старается испортить им жизнь. Этот роман аллегоричен. В образе учителя показана система прусского государства. Каждый персонаж прописан так качественно и точно, что веришь в реальность происходящих событий. Книга написана прекрасным, метафоричным языком. Здесь есть о чем поразмыслить и о ком порассуждать. В лице учителя Гнуса Генрих Манн раскрывает всю отвратительность и низость человека арийской расы, которого превозносили и восхваляли в его стране.
  • «Верноподданные». Жизнь Германии конца 19 века. Главный герой романа (правильнее будет его назвать антигерой) — Дидерих — злобная, отвратительная личность. Он все делает ради выгоды. И не остановится ни перед чем ради этого. Совершая отвратительные поступки и предавая близких людей, он идет на все ради власти. Книга наводит на грустные размышления о том, что будет, если в мире будут жить такие люди, как Дидерих.

Отзывы читателей

Книги Генриха Манна отличает потрясающий язык, интересный и захватывающий сюжет, большое количество исторических фактов, красота описаний происходящих событий. Философские размышления вплетаются в сюжет тактично и ненавязчиво. Он хорошо знал людей и их характеры, к тому же умел этим знанием пользоваться. Живой ум и редкостный талант позволяли писателю достоверно описывать даже те события, свидетелями которых он никогда не был. Некоторых читателей он захватывает буквально с первой строчки повествования. Также есть такие, которые говорят, что его книги в самом начале утомляют. Но когда их дочитываешь, хочешь прочесть что-нибудь еще.

Поклонников творчества Генриха Манна хватает. Он четко рисует персонажей своих произведений, их мотивы и поступки очевидны и понятны. К тому же у писателя хороший слог. Многие читатели среди самых любимых исторических книг называют «Молодые годы короля Генриха IV». Этот роман настоящий подарок для тех, кто увлекается историей Франции. Возможно кому-то он покажется тяжеловатым, но в плане достоверности изложенных исторических фактов он заслуживает самых высоких похвал.

В заключение

Творчество Генриха Манна проникнуто большой любовью к униженным и обездоленным. Он всегда боролся за справедливость и равенство всех людей. Благодаря этому его книги не потеряли своей актуальности и в 21 веке.

Источники:

http://lektsii.org/15-9496.html
http://vuzlit.ru/573004/tvorcheskiy_put_genriha_manna_harakternye_cherty
http://www.syl.ru/article/301632/mann-genrih-biografiya-tvorchestvo

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий