Творчество Гоголя, которое можно разделить на несколько периодов, имеет ряд своих особенностей: соединение фантастического и реального пластов, использование сатирических приемов. Все произведения, которые так или иначе знакомы русскому народу, оказали большое влияние на всю русскую литературу.
- Периодизация творчества
- Особенности творчества
- Знаменитые произведения
Периодизация творчества
Гоголевское творчество можно разделить на несколько периодов. Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя тесно связаны друг с другом.
Первый этап, который длился с 1829 по 1835 годы, связан с юмористическими жанрами и приемами. Этот период принято называть «петербургским».
Второй период, длящийся с 1836 по 1842 годы, отличался своей реалистичностью, причем Н. В. Гоголь для отображения реальной действительности использовал сатирические приемы. Этот этап связан с написанием и публикацией комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души».
Третий этап, продлившийся с 1842 по 1852 годы, связан с внутренним миром писателя, его желанием размышлять на философские, религиозные и нравственные темы. Находясь за пределами Родины в полнейшем одиночестве, Н. В. Гоголь обращается к религии, переосмысливая при этом все свое творчество.
Помимо работы над вторым томом «Мертвых душ», в котором писатель хотел показать положительные черты отрицательных персонажей, Н. В. Гоголь работает и над публицистическим произведением: «Выбранные места из переписки с друзьями». В этой книге отобразился весь духовный кризис Н. В. Гоголя. Болезнь, а также творческая слабость давали о себе знать: писатель сжег второй том «Мертвых душ», а через некоторое время Н. В. Гоголь скончался.
Особенности творчества
Несмотря на разнообразие жанров, в центре произведений Н. В. Гоголя всегда стоял человек. Описание человеческой жизни происходило с помощью обращения к фольклорным традициям. Народные сказания, предания, легенды являлись основами сюжетов произведений Н. В. Гоголя.
Часто в произведениях Н. В. Гоголя реальный мир воедино соединяется с фантастическим миром. Мистические персонажи сочетаются с реальными личностями. Это указание на двоемирие говорит о романтическом направлении, характерном для раннего творчества писателя.
Н. В. Гоголю с мастерством удавалось описывать реальную действительность, для которой свойственны коррупция и чинопочитание, разделение людей на бедных и богатых. Проблемы, поднятые писателем, до сего дня остаются актуальными, что и является причиной бессмертности произведений Н. В. Гоголя.
Знаменитые произведения
Творческий путь Гоголя недолог. Однако за сравнительно небольшой промежуток времени писателю удалось оставить большой след в русской литературе.
Поэма «Мертвые души», повесть «Шинель», сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», повесть «Тарас Бульба», комедия «Ревизор», повести «Нос», «Заколдованное место» и «Портрет» – известные каждому русскому человеку произведения Н. В. Гоголя.
Творческие взаимоотношения писателей Н.В. Гоголя И С.Т. Аксакова
Н.В. Гоголь и Аксаковы
Семья Аксаковых — замечательное, по-своему уникальное явление русской жизни 1830-1850-х годов. Заметный след в истории нашей культуры оставил глава семьи — писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859 гг.); его старший сын Константин Сергеевич (1817-1860 гг.) приобрел известность как поэт, критик и публицист, один из вождей раннего славянофильства; видным поэтом и общественным деятелем был и Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886 гг.). Однако большая аксаковская семья примечательна не только деятельностью этих наиболее ярких своих представителей. Современников привлекала царившая в ней теплота и сердечность, чистота ее нравственной атмосферы, широта культурных интересов, удивительно прочная связь старшего и молодого поколений [Анненкова, 1983, с. 14.].
В дом Аксаковых — один из центров московской жизни той эпохи — Гоголь был впервые введен М.П. Погодиным в июле 1832 года. Со временем дружеские отношения соединили писателя со многими членами этой семьи, но наиболее близки ему оказались Константин Сергеевич и в особенности Сергей Тимофеевич Аксаковы. К моменту знакомства с Гоголем С.Т. Аксаков уже занимал в литературно-театральном мире Москвы заметное положение. С 1827 года он служил цензором, а затем и председателем Московского цензурного комитета (уволен в феврале 1832 года) [Там же, с. 47]. Дебютировав в печати еще в 1812 году, он впоследствии стал известен как театральный критик, поэт, славился как превосходный декламатор и авторитетный литературный судья. Однако временем расцвета Аксакова-художника стали последние полтора десятилетия его жизни, когда были созданы произведения, определившие вклад писателя в русскую литературу, — «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и др. Литературная ситуация 1840-х годов — ситуация, в значительной степени сформировавшаяся под влиянием гоголевского творчества, — позволила полностью раскрыться реалистическому дарованию Аксакова. Более того, внимание Гоголя, с большой заинтересованностью относившегося к литературной деятельности Сергея Тимофеевича, сыграло в пробуждении его писательского дара и роль непосредственного толчка. Успев познакомиться лишь с частью сочинений С.Т. Аксакова, Гоголь высоко ценил его как знатока русской природы и быта и, работая над вторым томом «Мертвых душ», в свою очередь, испытал воздействие Аксакова-прозаика [Гоголь, 1951. С. 17].
Интерес Гоголя к литературным занятиям членов аксаковской семьи проявлялся также в его внимании к поэтическим опытам И.С. Аксакова, к художественным, критическим, научным сочинениям К.С. Аксакова, одаренность которого писатель высоко ценил.
В доме Аксаковых царил подлинный культ Гоголя-художника. Однако их личное сближение с писателем проходило непросто. Фамильная аксаковская пылкость не раз наталкивалась на сдержанность, а порой и скрытность Гоголя, поведение которого представлялось Аксаковым подчас странным и даже неискренним. С другой стороны, самого писателя нередко смущала свойственная Сергею Тимофеевичу — и в особенности Константину Сергеевичу — категоричность оценок, несдержанность в проявлениях и любви, и осуждения. Лишь в 1839 году — в очередной приезд Гоголя в Москву — установилась подлинная близость в его отношениях с Аксаковыми. «С этого собственно времени, — вспоминал Сергей Тимофеевич, — началась тесная дружба, вдруг развившаяся между нами» [Аксаков, 1956, с. 20].
Читать еще: Предметы быта 18 века. Корыто и рубель
В Аксаковых Гоголь нашел верных друзей, не раз оказывавших ему разнообразную практическую помощь, горячих сторонников и внимательных истолкователей своего творчества. Если яркий талант писателя был открыт для них «Вечерами на хуторе близ Диканьки», то появление сборника «Миргород» заставило аксаковскую семью взглянуть на Гоголя как на «великого художника с глубоким и важным значением» [Аксаков, 1956, с. 13]. Еще более сильное впечатление произвели «Мертвые души», с главами которых автор знакомил Аксаковых, в числе других избранных слушателей, еще до опубликования поэмы. Сочинение Гоголя было воспринято в аксаковской семье как небывалое литературное явление, подлинный смысл которого, в силу его огромности, не может быть сразу постигнут читателями. Попыткой разъяснить сущность и значение произведения стала знаменитая брошюра К.С. Аксакова «Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (1842 г.). Сознательно оставляя в стороне вопрос о конкретном содержании поэмы, ее сатирическом пафосе, автор брошюры выдвигал на передний план рассмотрение присущего Гоголю способа отображения действительности. По мысли Аксакова, «Мертвые души» противостоят в этом отношении всему современному искусству. В них как бы воскресает древнее эпическое созерцание — широкое, полное и беспристрастное изображение жизни. В связи с этим сам Гоголь — творец современного эпоса — в типологическом плане сближался в брошюре с Гомером. Для характеристики славянофильской позиции К.С. Аксакова важно, что сама возможность воскрешения в России эпического созерцания рассматривалась им как связанная со спецификой русской национальной жизни, исключительностью русского народа. Отношение же критика к творцу «Мертвых душ» ярко раскрывало высказанное в брошюре предположение, что в полностью осуществленной поэме окажется раскрыта «тайна» русской жизни, выявится ее сущность [Аксаков, 1982. С. 141].
Появление «Нескольких слов. » вызвало шумный отклик современников. Наиболее принципиальным стало выступление В.Г. Белинского — в недавнем прошлом товарища Константина Сергеевича по кружку Станкевича, а в 1840-е годы его непримиримого идейного противника [Белинский, 1982. С. 281]. Утверждая в специальной рецензии противоположный аксаковскому взгляд на поэму, Белинский делал акцент именно на ее конкретном содержании и критической направленности.
Сам Гоголь остался недоволен несвоевременностью, как ему казалось, выступления К.С. Аксакова и недостаточной зрелостью высказанных им идей, хотя многое в брошюре автору «Мертвых душ» было, несомненно, близко. Испытанное писателем раздражение не было продолжительным. Однако примерно к тому же времени относится начало и общего осложнения отношений между Гоголем и Аксаковыми. Человек наблюдательный и многое повидавший, Сергей Тимофеевич рано уловил, сначала в поведении, а затем и в письмах писателя, первые симптомы его будущего духовного кризиса. Аксакова смущали и расстраивали проявления мистических настроений и религиозной экзальтации Гоголя, новый, учительский тон, взятый им в переписке и вытесняющий прежнюю задушевность и теплоту. Чувство, переживаемое Сергеем Тимофеевичем, не сводилось к личной обиде. Это была прежде всего тревога за Гоголя-художника, впервые ясно высказанная Аксаковым-старшим уже в письме к писателю от 17 апреля 1844 года [Аксаков, 1956. С. 154]. Когда в августе 1846 года Сергею Тимофеевичу становится известно, что в Петербурге готовится издание нового произведения Гоголя, свидетельствующего о его окончательном повороте к «нравственно-наставительному» направлению, Аксаков предпринимает решительную попытку «спасти» писателя, предотвратив публикацию «Выбранных мест. », а также несущих на себе печать тех же идей и настроений «Предуведомления» к «Ревизору» и его «Развязки». « неужели мы, друзья Гоголя, спокойно предадим его на поругание многочисленным врагам и недоброжелателям? — обращается Сергей Тимофеевич к издателю «Выбранных мест. » П.А. Плетневу. — мое мнение состоит в следующем: книгу, вероятно вами уже напечатанную, если слухи об ней справедливы, не выпускать в свет, а «Предуведомление» к «Ревизору» и новой его развязки совсем не печатать; вам, мне и С.П. Шевыреву написать к Гоголю с полною откровенностью наше мнение» [Аксаков, 1956, с. 160]. Действительно, «беспощадная правда» о новом гоголевском направлении высказывается С.Т. Аксаковым в письмах к писателю и их общим знакомым с «совершенной откровенностью» [Аксаков, 1956, с. 159-160]. Не менее резко критикует «Выбранные места. » и Константин Сергеевич. Развернувшаяся в переписке Гоголя и Аксаковых полемика едва не приводит их к полному разрыву.
Переживаемый Гоголем кризис в аксаковской семье связывали с многолетним пребыванием писателя вне родины, с влиянием Запада, узостью круга соотечественников, среди которых автор «Выбранных мест. » находился за границей. Вот почему возвращение Гоголя весной 1848 года воспринято Аксаковыми с особой радостью. Однако отпечаток недавнего конфликта явственно ощущается и первое время после приезда писателя в Москву. Дольше всего держится раздражение Гоголя против К.С. Аксакова, которого писатель считал главным виновником возникшего разлада. Отношения с другими членами семьи налаживались быстрее. Особое значение имело при этом чтение Гоголем (летом 1849 года) начальных глав второго тома «Мертвых душ», вернувшее Аксаковым веру в него как в художника. В последние годы жизни писатель часто посещает своих друзей и в Москве, и в их подмосковном Абрамцеве. «По всему видно, что в Москве дом наш Гоголю существенно нужен, — писал отцу 3 сентября 1851 года И.С. Аксаков, — он хочет, чтоб переехала вся семья, с вашими записками, с Константиновыми речами и сочинениями, с малороссийскими песнями» [Аксаков, 1956, с. 214]. С.Т. Аксаков и Гоголь работают в это время в тесном творческом контакте, намереваясь одновременно издать один — свои «Записки ружейного охотника», другой — второй том «Мертвых душ». Планам этим не суждено было осуществиться.
Читать еще: Фото и биография Набокова. Творчество
Сразу после смерти Гоголя Сергей Тимофеевич, ощущая свой долг перед памятью о писателе, начинает работать над книгой воспоминаний о нем. Оставшаяся незавершенной «История моего знакомства с Гоголем» (впервые полностью опубликована в 1890 году) является тем не менее ценнейшим биографическим источником. Она включает в себя и значительную часть обширной переписки писателя с семьей Аксаковых. Всего же в настоящее время опубликовано 71 письмо Гоголя к Аксаковым и 33 письма к Гоголю от С.Т., О.С., К.С. и И.С. Аксаковых [Гоголь, 2001, с. 92.].
Исследовательская работа «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин. Роль Пушкина в творческой судьбе Гоголя»
Исследование роли А.С. Пушкина в творческой судьбе Н.В. Гоголя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа поселка Уральский»
Исследовательская работа по литературе
Тема: «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин. Роль Пушкина в творческой судьбе Гоголя»
Выполнили: Томилина Д,
учащиеся 8 класса
Сальникова Марина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
- Вступление…………………………………………………………. ….3
- Основная часть. Роль Пушкина в творческой судьбе Гоголя…. 4
- Знакомство Н.В. Гоголя с творчеством А.С. Пушкина в
- Дружба Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина……………………. …….4
- Отношение А.С. Пушкина к творчеству Н.В. Гоголя………. 4
- Роль Пушкина в создании Гоголем комедии «Ревизор» и
- Н.В. Гоголь о вкладе А.С. Пушкина в русскую культуру и
Заключение. А.С. Пушкин по достоинству оценил талант
Н.В. Гоголя и помогал ему найти свою дорогу в русской
Александр Сергеевич Пушкин и Николай Васильевич Гоголь. Два гения в русской литературе. Два великих современника. Николай Васильевич Гоголь был лично знаком с великим русским поэтом, очень высоко ценил его творчество. В творческой судьбе Гоголя Пушкин сыграл очень важную роль. Александр Сергеевич Пушкин был первым, кто печатно приветствовал «Вечера на хуторе близ Диканьки». Он привлек Гоголя к активному сотрудничеству в своем журнале «Современник». Пушкиным подсказаны сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ».
Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, что в 8 классе изучается творчество и Александра Сергеевича Пушкина, и Николая Васильевича Гоголя. Оба писателя принадлежат к типу людей, желающих рассказать правду о времени, в котором они живут. Исследование роли Пушкина в творческой судьбе Гоголя помогает понять нам, современным читателям, внутренний мир двух великих людей, причины их содружества, творческих связей, роль взаимоотношений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя в создании Гоголем гениальных произведений «Ревизор» и «Мертвые души».
Цель исследовательской работы:
— исследовать роль А.С. Пушкина в творческой судьбе Н.В. Гоголя.
Задачи исследовательской работы:
— выяснить историю знакомства Н.В. Гоголя с творчеством А.С. Пушкина в Нежинской гимназии;
— рассмотреть этапы личной дружбы Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина;
— проанализировать отношение А.С. Пушкина к творчеству Н.В. Гоголя;
— исследовать роль Пушкина в создании Гоголем комедии «Ревизор» и
поэмы «Мертвые души»;
— рассмотреть мнение Н.В. Гоголя о вкладе А.С. Пушкина в русскую культуру и литературу.
II. Основная часть. Роль Пушкина в творческой судьбе Гоголя.
II.1. Знакомство Н.В. Гоголя с творчеством А.С. Пушкина в Нежинской гимназии.
1 мая 1821 г. Гоголя определили в открывшуюся в г. Нежине Гимназию высших наук, одну из лучших в украинской провинции. Гимназия несколько напоминала Царскосельский лицей.
Огромное воздействие на гимназистов оказывали прогрессивные преподаватели: инспектор Гимназии профессор политических наук Н. Г. Белоусов (на занятиях внушал гимназистам мысли о свободе, равенстве и неприкосновенности человеческой личности), директор Гимназии профессор математики К. В. Шапалинский (впоследствии обвиненный в создании тайного общества), профессор словесности и французского языка И. Я. Ландражин, профессор немецкой словесности Ф. И. Зингер. Преподаватели давали своим воспитанникам читать сочинения французских просветителей, а также запрещенные произведения К. Ф. Рылеева, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина.
Н.В. Гоголь узнал Пушкина, вернее его творчество, еще мальчиком. Учась в Нежинской гимназии, он зачитывался стихами и поэмами А.С. Пушкина, организовывал среди студентов складчину и выписывал выходивший отдельными главами знаменитый роман «Евгений Онегин».
II. 2. Дружба Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина.
В 1829 году, когда Гоголь приехал в Петербург, он в первые же дни отправился к любимому и почитаемому им поэту, однако Пушкин принять его не смог, а прийти второй раз к нему Гоголь не решился.
Познакомился Гоголь с Пушкиным спустя два года, в 1831 году, на вечере у Петра Александровича Плетнева, известного литератора, преподавателя словесности в Петербургских женских институтах, впоследствии ставшего ректором Петербургского университета.
Мечты Гоголя сбылись — он обрел дружбу с первым поэтом России! Гоголь происходил из хуторских, захудалых дворян, не имел ни хороших манер, ни блестящего образования, ни вида и звания. Пушкин почувствовал в Гоголе такой талант, который все искупал. Пушкин был очень привередлив на знакомства, а похвалиться дружбой с ним могли во всей России два-три человека. Пушкин уважительно и задушевно обращался с Гоголем. Великий поэт в зените своей славы навещал малоизвестного молодого сочинителя. Пушкин требовал новых рассказов, рылся в бумагах Гоголя, выуживал и читал их.
II. 3. Отношение А.С. Пушкина к творчеству Н.В. Гоголя.
«Пушкин сразу оценил одаренность Гоголя, его удивительный мягкий юмор, наблюдательность, совершенно очевидные артистические способности и мастерство рассказчика. С первых же дней знакомства Пушкин стал пристально следить за развитием писательского таланта Гоголя, всячески ободряя и поощряя его», — пишет в своих воспоминаниях Г.П. Данилевский, известный во второй половине XIX века автор исторических романов «Сожженная Москва», «Черный год» и других.
Читать еще: Индия индусы. Движение за гражданские права в Индии
После выхода в свет сразу полюбившейся многим и загадочной книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», подписанной странным именем Пасичника Рудого Панька, А.С. Пушкин написал на нее прекрасную рецензию. Он высоко оценил мастерство автора повестей, их художественное своеобразие, веселость, жизнерадостность, поэтичность, которыми были проникнуты эти повести неизвестного никому автора.
Как рассказывал слуга Гоголя — Яким, Пушкин часто запросто приходил к его хозяину; не застав его дома, как вспоминает Г.П.Данилевский, «. с досадою рылся в его бумагах, желая знать, что он написал нового. Он. все твердил ему: «Пишите, пишите!», а от его повестей хохотал и уходил от Гоголя всегда веселый и в духе».
II. 4. Роль А.С. Пушкина в создании Н.В. Гоголем комедии «Ревизор» и
поэмы «Мертвые души».
А.С. Пушкин сыграл замечательную роль в создании Гоголем его знаменитой пьесы «Ревизор». Н.В. Гоголь еще с детства увлекался театром (в детские годы его отец, Василий Афанасьевич, писал пьесы, в основном комедии, которые ставились в дворовом театре их родственника, мецената Трощинского, который жил недалеко от их поместья Васильевка. Н.В. Гоголь мечтал сам написать комедию и просил А.С. Пушкина, чтобы тот подсказал ему сюжет. И Пушкин подсказал — он подарил ему сюжет будущей известной комедии «Ревизор», который хранил у себя. «Впрочем, — говорил поэт, — я не написал бы лучше. В Гоголе бездна юмору и наблюдательности, которых в иных нет», — пишет В.И. Шпрок в своих «Материалах для биографии Гоголя». А.С. Пушкин очень интересовался судьбой пьесы, сюжет которой он подарил Гоголю. Он присутствовал на чтении комедии писателем. Был на премьере пьесы в Александринском театре в Петербурге. Он уговорил Гоголя прочесть пьесу артистам Московского Малого театра.
А.С. Пушкин также подарил Гоголю замысел еще одного произведения –
знаменитой поэмы «Мертвые души».
В своей «Авторской исповеди» Н.В. Гоголь пишет о том, как долго уговаривал его Пушкин взяться за большое сочинение и в итоге отдал свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и который, по его словам, не отдал бы никому другому. Это был сюжет «Мертвых душ». Гоголь успел до трагической гибели Пушкина прочитать ему первые главы поэмы.
II. 5. Н.В. Гоголь о вкладе А.С. Пушкина в русскую культуру и литературу.
Н.В. Гоголь с огромным уважением относился к творчеству А.С. Пушкина, высоко оценивал его вклад в русскую литературу. Вот что пишет Н.В. Гоголь литератору и педагогу Н.Я. Прокоповичу в Париж в январе 1837 года (незадолго до гибели Пушкина на дуэли): «Где выберется у нас полугодие, в течение которого явились бы рядом две такие вещи, каковы «Полководец» и «Капитанская дочка». Видана ли была где-нибудь такая прелесть! Я рад, что «Капитанская дочка» произвела всеобщий эффект».
Н.В. Гоголь очень тяжело переживал гибель А.С. Пушкина. Он написал статью «Несколько слов о Пушкине», посвященную творчеству великого русского поэта, в которой по достоинству, очень проницательно и тонко оценил вклад Пушкина в русскую культуру и литературу. Гоголь первым увидел в нем национального поэта. «При имени Пушкина, — писал он в статье, — тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. ».
В данной статье Гоголь отмечает значение Пушкина в русской литературе, определяет достоинства его поэзии: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. ».
И в статье, написанной в 1846 году, — «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность», Гоголь- критик еще раз останавливается на замечательных качествах поэзии Пушкина: «Никто из наших поэтов не был еще так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности того и другого».
А.С. Пушкин по достоинству оценил талант Н.В. Гоголя и помогал ему найти свою дорогу в русской литературе.
Николай Васильевич Гоголь познакомился с творчеством А.С. Пушкина будучи гимназистом. В Петербурге мечты Гоголя сбылись — он обрел дружбу с первым поэтом России. Пушкин сразу оценил одаренность Гоголя, его удивительный мягкий юмор, наблюдательность, совершенно очевидные артистические способности и мастерство рассказчика. С первых же дней знакомства Пушкин стал пристально следить за развитием писательского таланта Гоголя, всячески ободряя и поощряя его. Великий поэт в зените своей славы навещал малоизвестного молодого сочинителя. А. С. Пушкин подарил Н.В. Гоголю сюжет будущей известной комедии «Ревизор» и замысел знаменитой поэмы «Мертвые души». Н.В.Гоголь с огромным уважением относился к А.С. Пушкину, давал высокую оценку его творчеству.
Отношения Гоголя и Пушкина — пример бескорыстной творческой дружбы двух великих писателей, когда старший, уже известный писатель, по достоинству оценивает талант младшего, искренне старается помочь ему найти свою дорогу в литературе, а младший, преклоняясь перед гением старшего, глубоко понимает и оценивает его творчество.
Источники:
http://obrazovaka.ru/essay/gogol/tvorchestvo-gogolya.html
http://studbooks.net/638943/literatura/tvorcheskie_vzaimootnosheniya_pisateley_gogolya_aksakova
http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2017/03/01/issledovatelskaya-rabota-n-v-gogol-i-a-s