Трипольская культура. из сб

Открытая археологами в конце XIX столетия, Трипольская культура (или культура Кукутень) продолжает по сей день вызывать интерес и противоречия у историков.

Будучи первым оседлым поселением, охватывающим часть современной Украины, Румынии и Молдовы, Триполье оставило после себя очень много вопросов.

Что из себя представляет трипольская культура

Начнем с основного: на территории Украины трипольская культура появилась в 5500 году до нашей эры и просуществовала приблизительно три тысячи лет. Мнения относительно исторической значимости трипольцев различаются.

Рисунок 1. Карта распространения и фото поселений трипольской культуры

По данным румынских археологов, трипольцы первыми придумали колесо, что подтверждается упоминанием этого предмета на посуде. Однако новаторами в сельском хозяйстве или произведении орудий труда их назвать нельзя: на момент появления первого поселения сельское хозяйство на Ближнем Востоке развивалось уже как пять тысяч лет (рисунок 1).

Триполье – первая организованная культура на территории Украины, расцвет которой выпал на каменно-медный век (эпоха энеолита).

Период развития можно разделить на три этапа:

  1. 5500-4000 лет до н.э. – период расселения от Закарпатья на восток вдоль границ лесостепи. По 10-15 жилищ в одном поселении. Тип дома ‒ землянка с глиняной надстройкой. Изготовление орудий из костей, кремня, рога. Создание первого колеса и первое погребение. Фигурки сидящей женщины, седалищ, примитивная керамика с большим количеством примесей.
  2. 4000-3500 лет до н.э. – период расцвета. До нескольких сотен жилых домов, некоторые двухэтажные. Укрепление поселений мысами и рвами, размещение домов по кругу. Тип дома – одно- или двухэтажное здание с круглыми оконными проемами, встречались вариации с двускатной крышей. Обработка кремня, меди, выплавка металла. Совершенствование фигурок женщин и появление мужских статуэток, стоящие на ногах изображения. Расписная и кухонная керамика, более совершенное сырье для изготовления, появление украшений. Погребения в жилищах.
  3. 3500-2650 лет до н.э. – период упадка. Миграция, связанная с резким похолоданием и сменой климата. Уменьшение количества жилых домов. Совершенствование обработки металла, глины, создания статуэток, посуды, предметов быта и украшений, курганные захоронения, культурный обмен с соседними народами.

Кем были сами трипольцы? Проведенные ДНК тесты проливают свет на трипольскую культуру.

Происхождение трипольцев

Нахождение захоронений позволило определить ведущие гаплогруппы, и на их основании предположить максимально вероятных предков.

Состав представителей трипольской культуры не был постоянным. Как и все жители эпохи энеолита, они постепенно смешивались с менее развитыми соседними племенами.

Рисунок 2. Внешне трипольцы не были похожи на славян

Практически все о жизни и истории трипольцев рассказывает их керамика, ставшая визитной карточкой трипольской культуры. Даже после 6000-4000 лет в земле изделия сохраняли форму, цвет и орнамент.

Поселения и хозяйственная деятельность

Быт и хозяйство племен развивалось на очень высоком уровне. Как мы упоминали выше, одним из показателей развитости трипольской культуры была керамика. Из тонкой, гладкой, практически идеально выполненной основы изготавливали блюдца, тарелки, чаши, кувшины. Все изделия украшались аккуратными орнаментами, повествующими об истории, повседневности и верованиях народа.

Отдельного внимания заслуживают женские глиняные фигурки – по детализации и позам статуэток можно проследить культурный и религиозный рост трипольцев (рисунок 3).

Плодородные черноземы и мягкий умеренный климат позволял народу вести хозяйство в следующих направлениях:

  1. Выращивание зерновых культур: просо, ячмень, бобы, пшеница, а также фруктовых: абрикосы, сливы, яблоки, груши и даже виноград. Стоит отметить, что благодаря трипольцам на территории Украины появились первые вишни.
  2. Скотоводство и одомашнивание животных: помимо мясомолочного направления, трипольцы задействовали крупный рогатый скот для обработки земли с помощью плуга. Диких лошадей они приручали, поя жеребят коровьим молоком. В поселениях присутствовали и домашние животные – собаки, кошки.
  3. Охота и рыболовство: для легкой охоты трипольцы использовали луки и стрелы с каменными наконечниками.
  4. Гончарство: создание посуды и утвари, а также отделка жилищ.
  5. Обработка металла (топоры, серпы, ножи): цеха по обработке устанавливали рядом с месторождением руды.
  6. Ткачество: задействование шерсти и хлопка, тканевых красителей. Однако большая часть одежды и обуви изготавливалась из шкур животных и меха.

Рисунок 3. Поселения и хозяйство того времни были достаточно развитыми

Поселения создавались на основе семейных кланов рядом с водоемами вдоль лесополосы. На первых этапах развития в каждом поселке находилось не больше 10-15 жилищ.

Уникальная архитектура, элементы которой использовались вплоть до XX столетия н.э., говорит о высокой развитости трипольской культуры в строительстве:

  1. Каркас дома создавался из древесины или коры ивы, покрывался сверху смесью глины и половы (побочном продукте обработки зерновых). Для поддержки крыши использовались деревянные столбцы. Форма крыш была разной – от плоской и округлой, до двухскатной.
  2. Пол, стены и оконные проемы также изготавливались из глины, после чего покрывались сверху краской белого, коричневого или красного цветов.
  3. В каждом доме устанавливалась печь, которая отапливала помещение в холодные ночи.

Самый необычный факт – это сжигание поселений после переезда на новое место. Жители одного поселка переселялись спустя 50-70 лет проживания и уничтожали в огне все, что построили ранее. Это было необходимостью, поскольку за два-три поколения лес вырубался, а ресурсы земли опустошались.

Читать еще:  Взаимоотношения софьи с отцом. Софья и Молчалин

Искусство и керамика трипольской культуры

Из-за доступности ресурса – воды и глины, а также оседлому образу жизни, именно керамика стала ведущим направлением трипольской культуры. Мастерство лепки и обработки было доступно каждому члену поселения. Для обжига использовались двухуровневые печи, которые наравне с колесом считаются изобретением трипольцев.

Выделяют три разновидности лепки и украшения посуды:

  1. С углубленным спиралевидным орнаментом и толстыми стенками.
  2. С тонкими стенками и идеально полированной поверхностью.
  3. Из розовой глины с нанесением орнаментов черной, белой или красной красками.

Основными мотивами были природные явления – смена времен суток и года, изображения растений, животных, процессы возделывания почвы или сбора урожая.

Рисунок 4. Керамика данного периода имеет весьма характерный внешний вид

Однако достоянием трипольской археологической культуры стала не только посуда, но и статуэтки (глиняные женские и позже мужские фигурки). Большая их часть покрывалась космогоническими, орнаментальными узорами – первыми попытками связаться с высшими силами, попросить их о руководстве или защите.

По типу изготовления фигурок (от преобладания пышных форм и отсутствия головы до детализации и пропорциональности) можно отследить переход от культа матери-Земли и полного матриархата к частичному патриархату. Помимо них лепились образы зверей и даже домов, благодаря которым археологи смогли полностью воссоздать быт трипольцев (рисунок 4).

Верования и идеология трипольцев

О религиозной составляющей – обрядах, традициях, пантеоне жителей поселений – известно достаточно мало. Трипольцы почитали землю и культ плодородия, что считается типичным для оседлых поселений эпохи энеолита.

Рисунок 5. Точных данных о верованиях трипольцев ученые пока не обнаружили

В 2012 году в Центральной Украине был найден так называемый Небелевский двухэтажный храм – огромное для той эпохи сооружение размерами 20 на 60 метров. Для его строительства трипольцы выбрали самую высокую точку поселка. В храме располагались семь алтарей для поддержания огня, ширина дверей составляла 1,7 метра, а длина коридора достигала 10 метров.

Вопреки гипотезам об особенном и таинственном погребальном обряде, в трипольской культуре захоронения были достаточно банальными. Покойного закапывали в яме глубиной до 2 метров вместе с элементами домашней утвари, орудиями труда. Все могилы находились рядом с поселениями.

Вопросы вызывает и единственное святилище Вертеба (Тернопольская обл.), которое посещалось трипольцами более тысячи лет. В нем были найдены черепа четырех насильственно убитых мужчин. Судя по расположению останков, они использовались для ритуала.

Протогорода и мегаполисы

Для эпохи неолита, трипольская культура относится к самым организованным поселениям. В южнобугском бассейне находился огромный протогород, общее население которого составляло от 10-15 тыс. до 20-24 тыс. человек. Для сравнения, численность населения европейских поселков составляла до 500 человек. Один такой мегаполис располагался на площади до 400 гектаров.

Часть домов была двухэтажной, жилища строились в два круга для защиты от возможной атаки со стороны кочевников. Как правило, в середине малого круга находилась общественная площадь. Все дома, площади и улицы между ними были четко организованы (рисунок 6).

Рисунок 6. Протогорода имели строгую организацию

Одним племенем управлял либо вождь, либо союз вождей. Как отмечается в археологических и этнографических трудах, отличительной чертой трипольцев были развитые общественные отношения.

Язык и письменность

Несмотря на то, что след трипольцев затерялся в веках, сохранилось языковое наследие. Среди привычных слов украинского языка существуют и относящиеся к трипольской культуре: батько, вирій, віл, горіх, жито, кібець, кобила, колиба, ліс, мідь, теля, хліб, а также многие другие.

Отыскать следы языка трипольцев было достаточно сложно. Для этого историки и лингвисты нашли в группе славянских языков слова неизвестного происхождения. Методом исключения всех возможных вариантов был обнаружен огромный пласт слов «без происхождения», которые и оказались образцом трипольской речи.

Слова, которые относятся к трипольской эпохе, имеют открытые слоги, что характерно для речи Малой Азии и древнегреческого острова Крит. Это подтверждает гипотезу о средиземноморском происхождении народа.

Больше познавательной информации о трипольской культуре вы сможете узнать из видео.

Трипольская культура. из сб

Представление об утраченной прародине, о «золотом веке» есть у каждого народа. Для украинцев это Триполье. Открытая на волне панславизма, Трипольская культура породила целый пласт научных и околонаучных изысканий.

Как нашли Триполье?

До конца XIX века никто о Трипольской культуре не знал, но её очень искали. Дело в том, что на волнах трендового в то время панславизма славянские народы занялись поисками идентичности. Надо понимать, что в те годы ни Польши, ни Чехии, ни Хорватии, ни Словакии и Словении не существовало. Славянская общность была представлена «балканской тройкой» из Черногории, Сербии и Болгарии, и Российской империей, которую в европейском сообществе то и дело обвиняли в отсутствии демократии и сибирских каторгах.

Отыскал Триполье Викентий Хвойка. Профессионального археологического образования он не имел (окончил коммерческое училище), раскопками начал заниматься только в возрасте 40 лет.

По происхождению он был чехом и мечтал об освобождении своего народа от Австро-Венгрии. В этом вопросе он уповал на помощь Российской империи и получил от Российского императорского исторического музея средства на раскопки.

В 1899 году Хвойка на 11-м археологическом съезде в Киеве представил на суд коллег результаты своих раскопок. Главным «лотом» были расписные черепки. Хвойка объявил свои находки ни много ни мало доказательством существования «славянской ветви арийского племени».

Открытие?

Было ли открытие Хвойки сенсацией — вопрос по-прежнему спорный, так как по факту Трипольская культура только под другим названием была открыта ранее и называлась «культурой галицийской расписной керамики».

Ещё за 13 лет до раскопок Хвойки, в 1884 году румынский исследователь Теодор Бурада обнаружил элементы глиняной посуды и терракотовые фигурки неподалёку от села Кукутень. Поэтому в Молдавии и Румынии артефакты Трипольской культуры относят к «Культуре Кукутень».

Читать еще:  Когда выйдет аниме больше чем возлюбленные.

По подсчетам историков, на территории Румынии и Молдавии было больше 2300 памятников этой культуры, на территории Украины артефактов Триполья меньше на пару сотен.

Кроме того, самые старые артефакты культуры были обнаружены в Трансильвании. Выходит, что Триполье на территории Украины было только восточным форпостом этой культуры, растянувшейся от Трансильвании до среднего Днепра, от Волыни до побережья Черного моря.

Язык и письменность

Была ли в Триполье письменность? Однозначного ответа на этот вопрос нет, хотя дискуссии на эту тему ведутся давно. В 2000 году вышло исследование И.Ткачука и Я.Мельника «Семіотичний аналіз трипільсько-кукутенських знакових систем». Разбирал эту тему в своей монографии 2002 года «Трипільська цивілізація» археолог Михайло Видейко.

Выводы ученых неутешительны: полноценной письменности в Триполье не существовало. Убедительно доказать, что узоры на трипольской керамике содержат какой-то семантический языковой код никому пока не удалось. Попытки расшифровать трипольские знаки при помощи древнегреческого и других европейских языков также не увенчались успехом.

Хотя, есть одно «но», а именно исследование российского востоковеда-шумеролога Анатолия Кифишина «Древнее святилище «Каменная Могила».Опыт дешифровки протошумерского архива ХІІ—ІІІ тыс. до н.э.», изданное в 2001 году.

В своем труде ученый заявил, что ему удалось расшифровать пиктограммы на 40 панно и 16 каменных табличках, так называемых скрижалях VІІ—ІІІ тысячелетий до н.э.

Из расшифровок Кифишина вытекает, что такие протошумерские пиктограммы, как «зерно», «ячмень», «мотыга», «плуг», «колесо» и даже «пиво», впервые появились в Каменной Могиле, Трансильвании, Подунавье и Приднестровье в V—ІV тысячелетиях до н.э.

Академическая общественность отнеслась к работе Кифишина сдержанно. Предположения ученого были критически оценены востоковедом Игорем Дьяконовым ещё до публикации работы Кифишина. Из ученых Санкт-Петербурга только историк-ассиролог Ростислав Грибов поддержал Кифишина.

Зато эти предположения были подхвачены некоторыми украинскими националистами в искажённом виде: «Украина — родина шумеров».

Трудности и мифология

На сегодняшний день с Трипольской культурой до сих пор не все ясно. С одной стороны доказано, что она была частью культурного комплекса, располагавшегося на территории Румынии, Молдавии и Украины, с другой — украинские историки продолжают создавать из Триполья протоукраину, и порождают на базе Трипольской культуры миф о «золотом веке Украины», когда не было войн, где люди только и делали, что лепили красивые горшки и украшали их магическими узорами-посланиями своим потомкам.

Установить достоверно этническую принадлежность жителей Триполья не представляется возможным, поскольку здесь была распространена кремация, но кем только не считали трипольцев — и прафракийцами, и прашумерами, и протославянами.

Только на одном отрезке от Киева до Канева в IV тысячелетии до н. э. ученые насчитали сразу 5 различных групп трипольцев.

По выражению Олеся Бузины, говорить, что они были единым народом от Трансильвании до Днепра, так же глупо, как утверждать, что мы – одна нация с американцами на том основании, что в «Макдональдсе» запиваем чизбургер колой из одинакового пластикового стаканчика.

История Трипольской культуры

Развитие культуры земледелия длительное время оставалось не до конца изученным. Благодаря археологическим исследованиям XIX века учёным удалось приоткрыть завесу тайны и сложить воедино научные находки, связанные с жизнью древнего человека в районах Поднепровья и Причерноморья. В это же время учёные начали уделять внимание исследованию палеолитических стоянок у Днепра, заниматься раскопками курганов на юге страны, проводить масштабные работы по изучению древнегреческих колоний на черноморском побережье России.

В конце второй половины XIX века в области Поднепровья у села Триполья произошло открытие новой особой культуры, получившей название «трипольской».

Трипольская культура

Трипольская культура, зарожденная в Киевской области Украины, является археологической культурой эпохи энеолита, распространявшейся на территории от Восточного Прикарпатья до Среднего Поднепровья. В области Румынии это явление называли культурой Кукутени.

Трипольская культура захватила территорию Запрутской Молдовы, Молдавию, Правобережную Украину и развивалась на протяжении 1500 лет. Отличительной чертой данной культуры является то, что она тесно переплеталась с балканскими традициями, а также находилась на границе ареала земледелий, что позволяло ее носителям осваивать и заселять новые территории.

Археолог из Киева В. В. Хвойко стал первооткрывателем памятников трипольской культуры, дающих представление о первых земледельцах. В 1899 году состоялся XI Археологический съезд, в рамках которого Хвойко выступил с докладом под названием «Каменный век Среднего Приднепровья», отнеся изученные им памятники к особой неолитической культуре.

После исследований Хвойко у села Петрены около Бельцы Э. Р. Штерном были проведены раскопки, давшие возможность изучить другую сторону трипольской культуры. Работа Штерна в течение долгого времени представляла собой единственный сборник материалов, связанных с западной расписной керамикой.

Зачатки трипольской культуры появились в Буго-Днестровском бассейне, благодаря неолитическим племенам, которые на протяжении долгих тысячелетий проживали на данной территории, обладали мотыгами и серпами, проводили постройку не только землянок, а даже прямоугольных домов с печами в виде каминов, одомашнивали диких животных.

На сегодняшний день общий объём научных достояний, имеющих непосредственное отношение к культуре Триполья, впечатляет своей масштабностью. Известно свыше полутора тысяч работ, посвященных трипольской культуре. За время проведения научных операций было обнаружено и изучено огромное количество поселений и археологических памятников.

Поселения культуры Триполья

Советский археолог Татьяна Сергеевна Пассек разделила трипольскую культуру на три этапа развития:

Ранний этап – вторая половина VI – начало первой половины V тысячелетия до н.э. В роли домов выступали землянки, также были обнаружены маленькие «площадки» из глины.

Средний этап – вторая половина V тысячелетия до н.э. – 3200/3150 гг. до н.э. Поселения в районах мысов укреплялись при помощи валов и рвов, площадь поселений возрастала, жилища начали располагать по кругу. Иногда можно было встретить дома, имеющие два этажа, двускатную крышу и окна круглой формы.

Читать еще:  Герои былин. Русские богатыри

Поздний этап – 3150 – 2650 до н.э. Территория культуры Триполья разрастается на север и восток путём расселения племён на укреплённых местах. Встречаются как некрупные наземные жилища, так и простые землянки.

Множество поселений, организованных во времена трипольской культуры, было обнаружено начиная с 1880 года в районе Правобережной Украины. Особым отличием этих стоянок стали специальные «площадки», которые укреплялись с помощью обожжённой глины. Такие платформы имели квадратную форму, длина одной стороны «площадки» варьировалась от 5 до 18 метров. На некоторых стоянках остались следы бывших очагов, построенных из глиняных плит.

Типичное трипольское поселение имело довольно интересный план организации. Дома располагались в два круга, чтобы усилить защиту населения в случае возможной атаки. Иногда в середине малого круга домов не строили, так как эта территория представляла собой городскую площадь.

Хозяйство культуры Триполья

Период с 5500 по 4000 г. до н.э. считается временем земледельческой революции, когда народ перешел от собирания растения и трав к их выращиванию, от охоты на зверей к их одомашниванию и разведению. Также и племена, относящиеся к трипольской культуре, начали заниматься сельскохозяйственным производством одними из самых первых.

Трипольцы обрабатывали земли и жили на одном и том же месте около 60 лет. По прошествии этого времени ресурсы земли истощались, и жители вынуждены были перемещаться на соседние территории. Учёные выяснили, что сельское хозяйство трипольцев было так хорошо развито, что продукция всегда была в избытке. Трипольская цивилизация по праву считается одной из первых земледельческих общин, которая не страдала от нехватки продовольствия.

Трипольцы зарекомендовали себя не только как грамотные земледельцы, но и как талантливые ремесленниками. Сначала их орудия труда изготавливались из камня, затем уже из кремния, который можно было применять для производства наконечников стрел, топоров, серпов и многих других незаменимых в быту вещей.

Высокое развитие получило скотоводство, гончарное дело и ткачество. Земледельцы выращивали не только зерновые культуры и овощи, но и целые фруктовые сады. На территории Украины именно трипольцами были посажены первые вишневые деревья.

В Поднестровье появились мастерские по добыче и обработке кремния, что также свидетельствовало об огромном прогрессе в сфере хозяйственной деятельности.

Помимо земледелия и скотоводства большую роль в становлении хозяйства Триполья сыграла охота и рыболовство. Также отмечено существенное развитие техники обработки меди, полученной Балканского полуострова, найдены многочисленные сельскохозяйственные орудия, приборы для ткачества, деревообработки, плетения, выделки шкур и так далее. Трипольская керамика была богато украшена красивым орнаментом.

Трипольцы возделывали землю при помощи мотыг из камня, кости и рога, а урожай убирали самодельными серпами, которые сначала были каменными, а после и медными. Медное орудие труда повсеместно вошло в обиход, благодаря раскопкам было обнаружено несколько сотен различных предметов из чистой меди, полученной из балкано-карпатских рудников.

Скотоводству также отводилась значительная роль в хозяйстве. Трипольцы содержали быков двух пород, одни из которых были мелкими, а другие – очень крупными, похожими на диких туров. В большом количестве жители содержали овец и свиней, а к концу культуры Триполья появились и домашние лошади. Выпас скота проводился недалеко от посёлка, а ночью животных закрывали в загонах.

Искусство Трипольской культуры

В каждом трипольском доме археологами было обнаружено от пары десятков до нескольких сотен керамических изделий потрясающего качества – блюдец, тарелок, кувшинов, кубков, амфор и фруктовниц. Качество посуды поражало своим превосходством – керамика гладкая, тонкая, искусно окрашенная в белый, черный или красный цвета. Чёткость орнамента была совершенной, насыщенной символами и особыми знаками. Не исключено, что эти знаки считались магическими, являлись оберегами и способом защиты от высших сил.

В каждом доме трипольца можно было найти один или два ткацких станка. Женщины были настоящими мастерицами с золотыми руками. Они ткали рубахи, платья, свитки, украшали свои произведения оригинальным орнаментом и узорами. Поверх платьев модницы времен Триполья носили медные, каменные или ракушечные бусы. Любили они и изделия из драгоценных металлов.

Отличительной чертой трипольской культуры являются статуэтки из глины, которые свидетельствовали о значительных успехах в становлении художественного вкуса. Обнаруженные предметы искусства отражали специфику экономического развития времен Триполья-Кукутени и этапы социального развития носителей данной культуры.

Верования и идеология трипольцев

Во времена трипольской культуры образовались специфические идеологические представления, на которые прямым образом повлиял земледельческий характер хозяйства. Трипольцы отражали свои мысли и в орнаментах сосудов, которые отличались своей витиеватостью и, безусловно, несли в себе религиозно-магические свойства. В орнаменте отражались представления трипольцев об окружающем мире, планете в целом.

Древние земледельцы вплетали в орнаменты своё представление о дожде и ветре, времени суток, временах года. На сосудах красовались изображения животных, растений, пахоты и посевов. Культ плодородия отразился в трипольских статуэтках женщины-богини с явными признаками женственности. В глину умельцы подмешивали зёрна пшеницы и муку.

Объектом культа во всём Средиземноморье на тот момент являлся и бык, приносящий огромную пользу в хозяйстве. Это животное обеспечивало жителей мясом, как и корова, дававшая молоко. Изображения этих животных были очень распространены, а статуэтки быков встречались в большинстве домов трипольских поселений.

Храм имел особое значение для каждого трипольца. Его всегда ярко раскрашивали, расписывали орнаментом, оснащали высокими арками, алтарём и жертвенной чашей. Народ Триполья был озабочен идеей Возрождения, которого можно было достигнуть при помощи ритуалов и обеспечения душевного бессмертия.

Комментарии (1) на “История Трипольской культуры”

В разделе “Хозяйство Триполья” третья сверху картинка не соответствует ни культурной, ни хронологической принадлежностью Триполью.

Источники:

http://nowifi.ru/katastrofy/arheologiya/194-tripolskaya-kultura.html
http://russian7.ru/post/tripole-zagadochnaya-protoukraina/
http://archeonews.ru/istoriya-tripolskoj-kultury/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий