Трифонов обмен характеристика героев веры. Ю.в

Повесть Обмен Трифонова относится к циклу городской прозы. Она открывала цикл московских повестей писателя и освещала разнообразные проблемы москвичей. В первую очередь останавливаясь на нравственных проблемах.

Нравственные проблемы повести

Чтобы раскрыть одну из нравственных проблем, автор применяет способ противостояния двух семей. Благодаря несложному сюжету, что описывает довольно банальную жизненную ситуацию, автор показывает беспощадность жизни, когда на первый план выходит холодный расчет и поиск выгоды. Чтобы лучше увидеть проблематику повести Обмен Ю. Трифонова, предлагаем вам познакомиться с ее кратким анализом и главными героями.

Краткое содержание и анализ

В повести «Обмен» мы знакомимся с семейством Дмитриевых и Лукьяновых. Виктор Дмитриев выбрал себе в жены Лену Лукьянову. Он хотел передать ей все традиции, нравственные и семейные ценности своей семьи, научить чуткости, тактичности, интеллигентности. Вот только все произошло наоборот. Вместо того, чтобы передать нравственные ценности Лене, Виктор сам становится прагматиком, тянется к материальным благам. Как сказала его сестра, герой и сам олукьянился.

По сюжету повести, Лена враждует со свекровью и не хочет жить вместе с ней. Но все перевернуло с ног на голову сообщение о смертельной болезни матери Виктора. Вот тут Лукьянова все берет в свои руки. Она понимает, нужно поспешить осуществить обмен, чтобы не лишится комнаты. Женщина поднимает вопрос о дальнейшем совместном проживании, хотя до этого и слышать о подобном не хотела. Бестактность Лены возмущала даже Виктора, но девушка стояла на своем и шла к своей цели. Пока свекровь лежала на операционном столе, та искала варианты обмена. В итоге, под напором жены и сам Виктор превращается в расчетливого и холодного человека.

Сначала Дмитриева согласилась переехать в новую квартиру, где теперь все будут жить под одной крышей, но когда женщина узнала о настоящей причине обмена, ей стало очень больно. Как отметила мать, ее сын произвел обмен задолго до того, как они обменяли комнаты на квартиру. Обмен произошел, когда Виктор женился на Лене и попал под ее влияние.

Мать умирает, но счастлив ли наш герой? Конечно же нет. Он в депрессии, ничто его не радует, Виктор преждевременно состарился. Не простила его и сестра, которая обвиняла брата в смерти матери. Когда мать умерла, дороги сестры и брата разошлись, и скорее всего, больше никогда не пересекутся.

Герои повести Обмен

Виктор Дмитриев, полноватый потомственный москвич из интеллигентной семьи. По сюжету Виктор выглядит безвольным и ведомым у жены поэтому он быстро олукьянивается, потеряв свои моральные качества ради материального благосостояния.

Лена Лукьянова — жена Виктора. Умеет добиваться своего, подчинять людей, женщина с хваткой бульдога, сильным характером, решительностью и инициативой. Это бестактная и высокомерная особа, для которой нравственность стоит на последнем месте.

Ксения Федоровна Дмитриева — мать Виктора и Лоры. Это деликатная и добрая женщина, которая была готова безвозмездно помогать людям. Судьба послала ей смертельную болезнь и эта болезнь раскрыла ей глаза на невестку, да и дала понять, насколько преобразился в худшую сторону ее сын.

Также в работе Ю. Трифонова мы встречаем Лору — сестру Дмитриева, тещу Дмитриева Веру Лазаревну, Таню, бывшую любовницу героя и его деда Федора Николаевича, что один из первых указал Виктору на бестактность его жены.

Краткое содержание «Обмен»

О произведении

Повесть «Обмен» Трифонова, была написана и опубликована в 1969 году в «Новом мире». Это история о противостоянии двух семейств, которые никак не могут прийти к компромиссу во взаимоотношениях. В своем произведении автор затрагивает важные социальные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Обмен» по главам, которое пригодится при подготовке к уроку литературы. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Виктор Дмитриев – мужчина 37 лет, добрый, любящий, но совершенно безвольный.

Читать еще:  Актер левкин. Владимир Лёвкин: личная жизнь

Елена Дмитриева (Лукьянова) – супруга Виктора, настойчивая, амбициозная, хваткая женщина, переводчица.

Ксения Федоровна – мать Виктора, добрая, отзывчивая женщина, библиограф.

Другие персонажи

Наташа – дочь Виктора и Елены, шестиклассница.

Вера Лазаревна – мать Елены.

Таня – коллега Виктора, его бывшая любовница.

Краткое содержание

Когда Ксения Федоровна, мать Виктора Дмитриева, почувствовала себя плохо, ей пришлось лечь на обследование в больницу. В результате у женщины был обнаружен рак, но ей сообщили, что недомогание вызвала язвенная болезнь. После операции Ксения Федоровна « почувствовала улучшение, стала вскоре ходить », а через пару месяцев вернулась домой, в полной уверенности, что « идет на поправку ».

Именно в этот момент супруга Дмитриева, Лена, решила произвести обмен и съехаться со свекровью, жившей в просторной комнате. Разговоры об обмене Виктор начинал гораздо раньше, когда между матерью и женой еще не было « окостеневшей и прочной вражды », но Лена всегда отказывалась.

Одно время Дмитриев настойчиво пытался примирить двух дорогих его сердцу людей, но у него этого не вышло. Он искренне не понимал, почему « две интеллигентные, всеми уважаемые женщины » никак не хотели идти на сближение. Не помогло воцарению мира в семье даже рождение дочери Наташи.

Лена взялась за дело с обменом со всей решительностью, на которую была способна. При некоторой душевной черствости у нее было сильнейшее качество – « умение добиваться своего ». Виктор поначалу возмутился бестактностью супруги, но после начал ее оправдывать. Ведь она старалась не для себя, а ради будущего всей семьи, комфортной жизни Наташеньки. К тому же, бывали ведь случаи излечения от страшной болезни, и вполне возможно, что жизнь с детьми и любимой внучкой пойдет матери на пользу…

Отношения Виктора с женой были неплохими, но свою ложку дегтя в бочку меда вносила теща. Живя по соседству, она считала своим долгом каждый день появляться у Дмитриевых под предлогом помощи, но на самом деле, чтобы « беспардонно вмешиваться в чужую жизнь ».

На работе из-за болезни матери Виктору пришлось отказаться от давно запланированной командировки в Сибирь. Все мысли его были заняты тем, где раздобыть деньги для предстоящего обмена жилья. Можно было бы занять у тещи, « но это уж значило – докатиться ».

Узнав, что Виктору нужны деньги, свою помощь предложила сотрудница Таня, которая в прошлом была его любовницей. Несколько лет назад они были близки, но после связь разорвалась. У молодой женщины распался брак, а Дмитриев жил по-прежнему, хотя и понимал, что Таня « была бы ему лучшей женой ».

По просьбе Виктора Татьяна свела его с сослуживцем, у которого уже был опыт обмена, и тот дал телефон маклера. После работы они отправились домой к Татьяне, чтобы она смогла передать деньги. Виктору жаль бывшую любовницу, которая все еще была влюблена в него, в то время как он уже ничего не чувствовал.

С дачей в Павлинове, где теперь находилась мать и сестра Лора, у Виктора были связаны самые теплые воспоминания. Дача была построена отцом, инженером-путейцем, который всегда мечтал бросить все и « заняться сочинением юмористических рассказиков ». Отец « рано умер, ничего не успел». Гораздо Дмитриев помнил своего деда – старого революционера, юриста, жившего на даче после возвращения из лагерей.

Выйдя на нужной остановке, Виктор с ужасом представил себе, как трудно будет говорить ему об обмене с матерью и Лорой. Сестра непременно поймет, кто является истинным инициатором обмена, ведь она « хитра, прозорлива и очень не любит Лену ». Лора никогда не понимала, как можно не любить их мать, которая всю жизнь всем помогала, чем могла – « кровом, советом, сочувствием ». Потому она так и не примирилась с выбором брата.

Родители Лены – чета Лукьяновы – относились с « недоверием ко всем и каждому» . Это были люди, которые обладали удивительной способностью ловко устраивать свои дела и прекрасно приспосабливаться к любым условиям жизни. Все проблемы, которые казались семейству Дмитриевых непреодолимыми, Лукьяновы решали быстро и легко, будто играючи.

Дмитриевы, в свою очередь, относились к Лукьяновым с некоторым презрением. Они считали их приспособленцами и мещанами, лишенными каких-либо высоких интересов. Близкие Виктора считали, что он полностью попал под влияние своей жены, а потому стал для них отрезанным ломтем.

Читать еще:  Какого числа был финал евровидения.

Когда Виктор, наконец, решился войти в дом, он узнал, что матери стало хуже. Узнав о планах Дмитриевых касательно обмена, Лора высказалась решительно против него – « сначала все будет мило, благородно, а потом начнется раздражение », уж слишком разные они люди.

Скрепя сердцем Виктор предложил матери вариант обмена, но она, к его большому удивлению, отказалась. Ксения Федоровна призналась, что раньше очень хотела жить вместе с сыном и внучкой, но теперь – нет. По ее словам, « обмен произошел », и очень давно, намекая на полное подчинение Виктора Елене.

Спустя три дня Ксения Федоровна позвонила сыну на работу, и сказала, что « согласна съезжаться, только просила, чтоб побыстрей ». После длительной волокиты вопрос с обменом благополучно решился, а спустя некоторое время Ксения Федоровна скончалась.

После смерти матери с Виктором « сделался гипертонический криз », он заметно постарел, обрюзг. Дачи в Павлинове снесли и на их месте построили « стадион «Буревестник» и гостиницу для спортсменов ».

Заключение

Несмотря на то, что в произведении описана бытовая семейная история, автору удалось в полной мере раскрыть нравственные проблемы, характерные для многих семей: душевную черствость, равнодушие к близким, слабохарактерность, корыстолюбие.

Краткий пересказ «Обмен» будет полезен как для читательского дневника, так и при выполнении домашних заданий по литературе.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Сочинение по повести Трифонова Ю.В. «Обмен»

«Обмен»

Создавая в своем творчестве тип героя-интеллигента, Ю.В. Трифонов убедительно показывает как идеальное во­площение этого понятия, так и наличие героя-двойника, в ко­тором на первый план проступает псевдо интеллигентское на­чало. Повесть Ю. Трифонова «Обмен» поднимает социально психологические проблемы. В ней звучит мысль о беспощад­ности жизни. В основе сюжета — бытовая семейная история. Главный герой произведения узнал о тяжелой болезни матери. Пока Виктор Дмитриев носился по врачам, его жена Лена на­шла обменщиков, хотя раньше не соглашалась жить со свек­ровью. «Душевная неточность», «душевный дефект», «недо­развитость чувств» — так деликатно обозначает автор умение добиваться своего любой ценой.

Хищные планы овладения жилплощадью свекрови девуш­ка пытается замаскировать под сыновнии чувства супруга, Лена убеждает его в том, что обмен необходим прежде всего самой его матери. У Лены есть веский козырь: комната нужна не ей лично, а для их с Дмитриевым дочери, которая спит и готовит уроки за ширмой в одной комнате с родителями.

Символом бытовой неустроенности в повести является пре­дательский треск тахты. Тонко манипулируя чувствами мужа, женщина шаг за шагом продвигается к своей цели. Ю.В. Три­фонов убедительно показывает читателю, что мещанство, пер­сонифицированное в образе семьи Лукьяновых, вовсе не без­обидное явление. Оно умеет настаивать на своем и защищаться. Неслучайно после разговора Виктора с Леной о портрете следу­ет немедленная реакция всего клана Лукьяновых: они собира­ются и покидают дачу Дмитриевых, где собирались до этого еще погостить. Потом Лена разыгрывает целый спектакль, на­чиная потихоньку брать мужа в свои руки. Она заставляет Дмитриева позвонить теще и попросить ее вернуться.

Интересна ретроспективная композиция повести. Этот прием помогает Трифонову проследить этапы нравственной деградации Дмитриева, процесс его «олукьянивания». По мере развития сюжета произведения конфликт углубляется. Оказы­вается, когда-то Ксения Федоровна вместе с сыном изучала иностранный язык. Это было дело, которое объединяло их. Когда в жизни Дмитриева появилась Лена, занятия прекрати­лись. Сын и мать начали отдаляться.

Еще одной символической деталью в повести является ру­ки Лены, которой она обнимает мужа: сначала она была лег­кой и прохладной, а через четырнадцать лет супружеской жизни стала давить на него «немалой тяжестью». Душевная нечистоплотность Лены проявляется и рядом внешних оттал­кивающих деталей ее облика (большой живот, толстые руки, кожа в мелких пупырышках). Ее полнота символизирует из­лишество, обладанием которым она так увлечена. Дородной Лене противопоставлена худенькая Таня, бывшая любовница Виктора. В отличие от Лены она не способна покривить ду­шой и, полюбив Дмитриева, расстается с мужем. Таня роман­тична, любит стихи, в то время как в Лене доминирует быто­вой практицизм. Сам Виктор постоянно привык поступать не так, как хотел бы. Он живет с Леной, думая, что Таня была бы ему лучшей женой. Дмитриев понимает, что нехорошо зани­мать у Тани деньги, но потом соглашается.

Читать еще:  Сказка зимовье зверей иллюстрации. Зимовье зверей

Ю.В. Трифонов подчеркивает, что мировоззрение Дмит­риева типично для современной ему эпохи. Не случайно у Виктора появляется возможность посмотреть на свои поступ­ки со стороны. Для этого в повесть вводится образ Невядомского. Это своеобразный двойник Дмитриева — человек, в ко­торого уже через несколько лет он скорее всего превратится, если продолжит «олукьяниваться». Жерехов, сослуживец Виктора, рассказывает ему историю про Невядомского, кото­рый успел поменять жилплощадь (съехаться с тещей) бук­вально за три дня до смерти старушки. При рассказе он не только не осуждает Алексея Кирилловича Невядомского, а даже завидует ему: тот получил хорошую квартиру и теперь выращивает на балконе помидоры. Помидоры на могиле тещи Невядомского… Этот образ преследует Дмитриева, открывая ему всю неприглядность его поступка.

Дмитриев часто задумывается о смысле жизни. Мысль о болезни матери усиливает это раздумья. Ксения Федоровна привыкла всем помогать (кровом, советом, сочувствием). Как и Таня, которая долгие годы любит Дмитриева, она делает это бескорыстно. Матери Дмитрия Ксении Федоровне в повести противопоставлена теща — Вера Лазаревна, мировоззрение которой пронизано недоверием ко всем людям, даже к самым близким.

Начав разговор об истории одного обмена, Ю.В. Трифонов постепенно переходит на критику мещанства в целом. Дмитри­ев не случайно вспоминает отца и его братьев. Дядьки героя были по советским меркам людьми зажиточными, а провинци­альной родне помогал только отец Виктора: «Мать считала, что в ссорах и во всех последующих несчастьях братьев виноваты были жены, Марьянка и Райка, зараженные мелкобуржуазным мещанством». Среди сослуживцев Дмитриева Ю.В. Трифонов рисует образ Паши Сниткина, который умеет устроить все так, что ему всегда помогают. Он так часто умудряется перевалить на кого-нибудь всю работу, что даже обзавелся кличкой: «С-миру-по-ниткин». Рассматривая этот образ, Ю.В. Трифонов поднимает проблему отношения к чужой беде: Сниткин отка­зывается ехать вместо Дмитриева в командировку, хотя его се­мейные проблемы (перевод дочери в музыкальную школу) не столь важны, как ситуация Дмитриева.

Так, в повести возникает разговор о двух породах людей: «умеющих жить» и «втайне гордящихся благородным неуме­нием». У одних вся обстановка сверкает, у других процветает бедность и ветхость.

Дмитриев всю жизнь тянулся к людям первой категории: восхищался тем, как Лена заводит нужные знакомства, умеет дать отпор обнаглевшей соседке Дусе. Виктор жил с Леной, как будто одурманенный. Лишь однажды его сестра Лора по­пыталась открыть ему глаза на то, что деловитость жены, ко­торой он так восхищался, выглядит наглостью и нахраписто­стью в глазах его родни. Особенно поразило их то, что Лена перевесила портрет отца из средней комнаты в проходную. Чужими и чуждыми по духу людьми показались новые родст­венники деду Виктора. Когда Лена потом на похоронах деда плакала и говорила о том, как она его любила, все это было похоже на фальшь.

По мере развития сюжета характер Лены углубляется, а жиз­ненная хватка усиливается: «Она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог с короткой стриж­кой соломенного цвета и всегда приятно загорелым, слегка смуг­лым лицом. Она не отпускала до тех пор, пока желания — прямо у нее в зубах — не превращались в плоть». Цель жизни Лены — сделать карьеру. Она устроилась в ИМКОИН, где работают «две идеально устроенные в этой жизни приятельницы». А отец Лены помогает устроиться на работу ее мужу, да и еще на то место, ку­да метил друг Дмитриева Лева.

Затем выясняется, что Виктор когда-то любил рисовать, но не стал, срезавшись на экзамене, бороться за свою мечту.

Когда Виктор предлагает матери съезжаться, та сначала отка­зывается и говорит, что он уже совершил свой обмен, а потом неожиданно соглашается, очевидно, понимая, что ее приглашают не жить вместе, а просто передать жилплощадь перед смертью.

Таким образом, поведение героев в бытовых ситуациях становится своеобразным критерием проверки их душевных качеств. Мещанско-обывательское лукьяновское начало стал­кивается в повести с подвижническими взглядами русской ин­теллигенции, господствовавшими в семье Дмитриевых.

Главный герой повести пытается действовать с позиции нравственного компромисса. Однако одновременно угодить же­не и матери не удается, и тогда герой выбирает Лену. Когда Вик­тор предлагает матери совершить обмен, та отвечает, что он уже совершил его. Здесь имеется в виду нравственный обмен, обмен ценностей, который совершает герой, войдя в новую семью.

Источники:

http://sochinyshka.ru/sochinenie-po-povesti-obmen-yu-trifonova.html
http://obrazovaka.ru/books/trifonov/obmen
http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-povesti-trifonova-yu-v-obmen.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий