Трагичная история жизни художника поля гогена.

В возрасте 54 лет, 8 мая 1903 года от тяжелой продолжительной болезни умирает почти никому не нужный французский художник Поль Гоген. Далеко не всегда в жизни бывают хэппиэнды. Хоть ты из кожи лезь, работай без устали каждый день без выходных, хоть железно верь в свой успех и будь предан своему делу, а ничего в итоге все равно не получишь. «Неудачи преследуют меня с самого детства. Я никогда не знал ни счастья, ни радости, всегда одни только напасти. И я восклицаю: «Господи, если ты существуешь, я обвиняю тебя в несправедливости и жестокости», — писал Поль Гоген, находясь в процессе создания своей самой знаменитой картины «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?», написав которую, он предпринял попытку самоубийства.

Художник Поль Гоген

Но начнем нашу историю с далекого 1884 года, когда Париж погружается в жестокий финансовый кризис. Поль Гоген тогда работал маклером на бирже, также как и знаменитый Билл Уилсон в свое время. Сорвав несколько важных сделок подряд, наш герой оказался на улице и абсолютно не предпринял никаких попыток, чтобы вернуться назад или найти себе новую работу. На самом деле он давно ждал подходящего момента, чтобы бросить все и заняться тем, что вызывало у него искреннюю радость и страсть — живописью. Он серьезно рисковал, поскольку во-первых был всего лишь любителем, а во-вторых писал картины в новом малопопулярном импрессионистском стиле, который не пользовался спросом у обывателей. Через год своего свободного плавания Поль Гоген успел основательно обнищать.

Суровая зима 1885 года заставила его жену с детьми уехать к своим родителям в Данию, а Гогена работать рекламным расклейщиком, чтобы хоть как-то прокормиться. Он сетовал на то, что борьба за кусок хлеба лишает его сил и времени заниматься тем, что он действительно любит, он не может рисовать. Именно тогда он захотел уехать в теплые экзотические страны, которые маячили в его сознании как оплот счастья, романтики и счастливой жизни. Гуляя по всемирной выставке в Париже, наблюдая за восточной культурой, ритуальными танцами индонезиек на картинах, он твердо решил покинуть «загнивающий запад», который не признает его и не дает развернуться его широкому таланту. В качестве своего пункта назначения Поль Гоген выбрал сказочный экзотический Таити, полагая что там сможет обрести свое счастье.

Художник Поль Гоген

В 1891 году Поль наконец-то осуществляет свою мечту, оказавшись на сказочном экзотическом острове. Но найдет ли он там свое счастье? Попав в тропический рай, Гоген обретает неслыханное вдохновение и начинает писать картину за картиной. За 1892 год художник нарисовал более 80 полотен. Получив теплый прием властей из Папеэте, которые поначалу подозревали, что это некий ревизор из метрополии, Гоген не смог сохранить за собой этот образ. В его характере читалась надменность, самовлюбленность, заносчивость и высокомерие. Биографы утверждают, что причиной этой излишней самоуверенности была несокрушимая вера в себя и свой талант. У Гогена было твердое убеждение, что он — великий художник. С одной стороны это помогало ему переносить тяжелейшие испытания, которые выпадали на его долю, а с другой это наживало ему немало врагов. Так и произошло с ним на Таити, когда первый же заказанный портрет от богатой представительницы местных элит был жестко забракован ею. Получается, что как художник, он был весьма своеобразен и его работы не создавали нужного впечатления в глазах обывателей. После этого та дама разнесла по городу слух, что у приезжего художника нет ни таланта, ни малейшего мастерства. Нужно ли говорить, что после этого случая больше никто не заказывал у Гогена портреты, а это являлось основным, за счет чего тот собирался получать доход.

Вдобавок у Гогена сильно ухудшилось физическое состояние, все указывало на сифилис во второй стадии, который он подцепил еще давно в Париже. Лечение в местной больнице обходилось ему в 12 франков в день, а финансы стремительно таяли. Вскоре деньги совсем закончились, а доходов в ближайшем будущем не предполагалось. Ему даже пришлось подать прошение, чтобы его транспортировали обратно в Париж за государственный счет. Но каким-то чудом, пока это прошение шло с Таити во Францию, жизнь Поля Гогена стала потихоньку налаживаться. Болезнь отступила, а он сам неожиданно получил несколько заказов на портреты и даже обзавелся молодой таитянской женой. Но все это продлилось недолго, через какое-то время и болезнь, и нищета вернулись с новой силой. Художник впал в сильную депрессию и отчаяние. С огромным трудом Гоген возвращается во Францию, где собирается устроить большую выставку своих работ. До самого последнего момента он твердо верил, что его ждет неслыханный успех, самый настоящий триумф. Он верил, что его решение уехать и писать картины на Таити было одним из ключевых звеньев его будущего успеха, и сейчас общественность обязательно признает его талант.

Художник Поль Гоген

И что он получил в итоге? Презрительные, высокомерные, равнодушные взгляды обывателей, которые искренне не понимали необычный стиль художника. Это был полнейший провал. Когда общественность отказалась признать его гений, он уехал в тропические края, чтобы по возвращении триумфально предстать перед всеми, кто его недооценивал, в своем блистательном величии. Он убеждал себя, пусть его отъезд из Парижа был сродни бегству, зато возвращение будет победой. Вместо этого он получил очередной оглушительный удар. Газеты представили Гогена на голову больным человеком, который издевается и над искусством, и над природой, которую изображает.

С трудом пережив такие издевательства над своим самолюбием, он решил больше не гоняться за славой и уже не питал надежд получить признание публики. Как он говорил тогда, что уедет обратно на тропические острова, будет жить в спокойствии, рисовать перестанет совсем, разве что только для личного удовольствия. И не надо будет больше никогда воевать с идиотами. Друзья уговаривали его остаться, но в 1895 году художник уехал обратно на Таити, несмотря на все лишения, нищету и беды, которые ему довелось там пережить.

Читать еще:  Величайшие обманы мира. Интервью посвящённого иудея

Оказавшись снова в Папеэте, над ним как злой рок снова нависла болезнь, нищета и отсутствие признания. Картины, которые художник оставил в Париже с целью их распродажи, все равно никто не покупал. А на Таити он и вовсе оказался никому не нужен. Без того далеко не праздное существование Гогена было омрачено ужасной новостью. Его 19-летняя дочь умерла, возможно это был единственный человек, которого он любил за всю жизнь. Эта новость окончательно сломала его. Гоген написал тогда, что он до такой степени привык к постоянным несчастьям и неудачам, что вообще перестал чувствовать и боль, и радость. Вообще ничего. Но постепенно боль проникала все глубже и глубже в душу, так что сейчас он полностью уничтожен. Он всерьез начинал верить, что какое-то злейшее существо на небесах постоянно следит за ним и закидывает его несчастьями, чтобы никогда не было ему покоя на земле.

Проблемы со здоровьем усугубились до такой степени, что все ноги покрылись язвами, дикие боли не давали спать, потом воспалились глаза. В таком состоянии было просто невозможно работать. Болеутоляющие дурманили сознание, голова кружилась, поднималась высокая температура. Между обострениями приступов сильных болей и головокружения, он медленно, но упрямо создавал свое легендарное творение «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?», которое его потомки потом признают духовным завещанием. Люди даже близко не подходили к его дому, шарахаясь от него, как от проклятого, зараженного проказой места. Они и вправду думали, что Гоген болен проказой, но это было не так.

Художник Поль Гоген

«Господи, если ты существуешь, я обвиняю тебя в несправедливости и жестокости», восклицал Гоген незадолго перед своим самоубийством. Многие даже хотели, чтобы это произошло побыстрее. Но как выяснилось, не смотря на богатырскую дозу мышьяка, которую принял художник далеко от дома, он сумел выжить, поскольку организм отторгнул такую дозу яда. Обессилевший, он уснул, а когда пробудился, кое-как добрался ползком до своего дома.

Он молил бога о смерти, но вместо этого его здоровье улучшилось. Решив построить себе большой и удобный дом, он взял огромный кредит в банке, все еще продолжая надеяться, что его картины вот-вот начнут раскупать во Франции. Как бы не так. Чтобы хоть как-то отдавать долги, он устроился на работу журналистом, причем добился серьезных успехов и его дела пошли в гору. Он сумел отдать долги и встать на ноги. Но ничего радостного в этом Гоген особо не видел, поскольку работа не давала ему создавать картины, а именно в этом он видел свое основное призвание. В результате он на целых два года был оторван от своего любимого занятия. Внезапно «небеса прорвало» и Гогену пришел из Парижа чек на тысячу франков, наконец-то кто-то купил несколько его картин. Стараниями некого Амбруаза Воллара, который непонятно как, но умудрялся продавать картины Поля Гогена, наш герой наконец-то сумел оставить работу и вернуться к живописи. Впоследствии Воллар стал постоянным спонсором Гогена, высылая ему по 300 франков каждый месяц, в обмен на железное право выкупать определенное число его картин в год по фиксированной цене. Это то, то о чем Поль Гоген мечтал всю свою жизнь.

Обретя наконец финансовую независимость , он решил что пора бы осуществить свою давнюю мечту и переехать на Маркизские острова, построить там большой дом и начать жить так, как всегда мечтал. Так оно и произошло, он очень много работал, а в свободное время отдыхал с друзьями. Однако идиллия не продлилась слишком долго. Вернулась болезнь, и самочувствие художника стало стремительно ухудшаться. Боли в ногах были настолько невыносимыми, что он прибегнул к помощи морфия, который стал употреблять в опасной дозировке, тщетно надеясь заглушить страдания…

Пустой пузырек из под опиумной настойки впоследствии обнаружили около его кровати. Возможно, Гоген случайно или преднамеренно выпил слишком большую дозу. Через несколько недель в Париж было отправлено письмо, в котором местный епископ докладывал своему начальству, что единственным событием в их краях стала смерть недостойного человека по имени Гоген, который был бездарным художником и врагом всего благопристойного.

Слава пришла к художнику после его смерти. В 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ.

Его полотно «Когда свадьба» является на данный момент самой дорогой в мире проданной картиной, ушедшей в 2015 году с аукциона за 300 миллионов долларов. Ближайший конкурент отстает аж на целых 50 миллионов $. Именно жизнь Поля Гогена легла за основу одной из самых известных вдохновляющих книг в мире Луна и грош Соммерсета Моэма. В честь художника даже назвали кратер на Меркурии. Также про него снято несколько художественных фильмов, среди которых Волк на пороге 1986 года и Найденный рай 2003 года, из которого я взял картинку для превью. Готовил я для вас данный материал под этот великолепный трек:

Вечное бегство Поля Гогена

Тема: Творчество

Жизнь Поля Гогена — это бегство. Маниакальное бегство от цивилизации.

Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис Гоген, был журналистом в отделе политической хроники, мать, Алина Мария, была родом из Перу из богатой семьи.

В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис, не чувствуя себя в безопасности на родине, решил покинуть Францию. Вместе с семьей он погрузился на судно, идущее в Перу, где намеревался осесть в семье своей жены Алины и открыть собственный журнал. Этим планам не суждено было сбыться. По пути в Южную Америку Кловис умер от сердечного приступа.

Читать еще:  Мужские и женские имена. Самые длинные имена в мире

Таким образом, до семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам.

Франция, куда он вернулся с матерью в 1855 году, так и не стала ему домом. Иначально тут он устроился биржевым дельцом. Живопись — всего лишь хобби.

Все началось просто: он бросил работу. Биржевому маклеру Полю Гогену надоело заниматься всей этой суетой. К тому же в 1884 году Париж погрузился в финансовый кризис. Несколько сорванных сделок, пара громких скандалов — и вот Гоген на улице.

Впрочем, он давно уже искал повод погрузиться с головой в живопись. Превратить это свое давнее хобби в профессию.

Конечно, это была полнейшая авантюра. Во-первых, Гогену было далеко еще до творческой зрелости. Во-вторых, новомодные импрессионистские картины, которые он писал, не пользовались у публики ни малейшим спросом. Поэтому закономерно, что через год своей художнической “карьеры” Гоген уже основательно обнищал.

В Париже стоит холодная зима 1885-86 года, жена с детьми уехала к родителям, в Копенгаген, Гоген голодает. Чтобы хоть как-то прокормиться, работает за гроши расклейщиком афиш. “, — вспоминал он позже. —

“А, ты ревнуешь?” 1892Именно тогда у Гогена возникла идея уехать куда-нибудь в теплые страны, жизнь в которых представлялась ему овеянной романтическим ореолом первозданной красоты, чистоты и свободы. К тому же он полагал, что там почти не надо будет зарабатывать на хлеб. Но это случилось не сразу.

В 1889 году, основательно изучив Библию, он написал четыре полотна, на которых изобразил себя в образе Христа. Он не считал это богохульством, хотя признавал, ч то их трактовка спорна. По поводу особо скандального полотна “Христос в Гефсиманском саду” он писал: “Эта картина обречена на непонимание, поэтому я вынужден надолго её спрятать”.

Почему Поль Гоген снова оказался в центре скандала?

Почему СМИ начали обвинять Гогена в педофилии и расизме? Как быть, если вам по-прежнему нравятся его картины? И неужели выставки художника теперь перестанут проводить, или же снимут какие-то картины со стен музеев? Попробуем разобраться.

Что произошло?

В ноябре 2019 года в «The New York Times» вышла статья под заголовком «Не пора ли отменить Гогена?» В ней обозреватель Фара Найери рассказывает о крупной выставке портретов Поля Гогена в лондонской Национальной галерее. Одну из картин — портрет таитянской девушки с веером — кураторы выставки снабдили пояснительным текстом, в котором написали, что художник «неоднократно вступал в сексуальные отношения с юными девушками, „женился“ на них и заводил с ними детей» .

В статье автор приводит слова кураторов выставки о том, что таким образом они решили сделать отношения современных зрителей и знаменитых художников «более открытыми и прозрачными» и обратить внимание на «слепые пятна» в творческой и личной жизни этих художников. Кроме того, в материале «The New York Times» процитированы слова искусствоведов и других музейных кураторов. Кто-то из них считает, что личность художника стоит отделять от его искусства, кто-то же прямо называет его «высокомерным переоцененным педофилом» и сравнивает с Харви Вайнштейном. Схожие публикации появились в различных известных интернет-изданиях, посвященных искусству.

Кроме прочего, кураторы выставки в Национальной галерее вывесили специальные таблички рядом с теми работами Гогена, в названиях которых фигурируют слова «дикарь» или «варвар». В пояснительных текстах указывается, что эти слова «сегодня считаются оскорбительными, но отражают распространенные взгляды того времени».

Статья в «The New York Times» вызвала мощную общественную реакцию. Некоторые посетители выставки и читатели статей клеймят Гогена «педофилом и расистом» и требуют убрать его работы из экспозиций.

И это всё правда?

И да, и нет. В случае с Полем Гогеном вообще сложно сказать, где правда, где преувеличение, а где — чистой воды вымысел. Вот что говорит о художнике знаменитый арт-критик Вальдемар Янушчак: «Факты его жизни часто искажались, перевирались, а некоторые даже были сфальсифицированы». И ответственным за эти искажения и фальсификации чаще всего был сам Гоген.

Как минимум в одном художник был прав: колонизаторы не принесли на Таити и другие острова почти ничего хорошего. В нагрузку к «цивилизации» местным жителям достались алкоголь, оружие, проституция и болезни, от которых у туземцев не было иммунитета, и которые выкосили огромное количество островитян. Ситуацию немного исправили миссионеры, но они же навязали местным жителям чуждую им религию.

Что же касается Гогена и его «привилегированного положения, которое позволяло пользоваться сексуальными свободами» , то его привилегии заканчивались там же, где заканчивались деньги. Гоген не был ни богатым, ни знаменитым, у него не было влиятельных покровителей, даже деньги на билет до Таити ему помогали собрать друзья. В «цивилизованном» Папеэте добиться высокого положения в обществе без денег было невозможно, а местные девушки готовы были сожительствовать с французами только в обмен на дорогие подарки. Нищего художника такое положение вещей не устраивало, и он отправился вглубь острова на поиски «простой» жизни. Там он поселился в обычной хижине и вскоре встретил 13-летнюю Теха’аману. Если верить дневникам и письмам Гогена, он получил согласие на брак от самой девушки и от ее родителей. Но из тех же дневников можно сделать вывод, что больше всего ему нравились ее покорность и кротость. Гоген обладал крутым нравом и необузданным темпераментом и, несомненно, Теха’амане приходилось сталкиваться с темной стороной его личности.

Истратив все свои деньги, Гоген отправился во Францию с новыми картинами, а Теха’амана вернулась в родительский дом. Когда художник вновь приехал на Таити в 1895 году, он пытался возобновить отношения с девушкой, но она ему отказала. Через некоторое время она вышла замуж за островитянина, родила ему двоих детей и умерла в 1918 году от «испанки».

Читать еще:  Что носил курт кобейн. Юный художник и музыкант

Справедливости ради стоит добавить, что ранние браки никогда не были для Таити редкостью. Как сказал в интервью ВВС известный экскурсовод и преподаватель таитянского языка Джоэл Харт, «средняя продолжительность жизни здесь на 30 лет меньше, чем в Европе. По статистике, мы умираем здесь в 50. Какой смысл тянуть с рождением детей до 20 лет, если можно начать это делать в 14? Это просто другое видение мира».

Что же касается слова «дикарь» в работах Гогена, то, в отличие от многих его соотечественников, художник не вкладывал в него негативного значения. Напротив, он был искренне восхищен культурой островитян и изучал ее наряду с культурами других стран. В своих работах он использовал буддийские, индуистские, иудейские и языческие образы. Кроме того, не стоит забывать, что в первую очередь Гоген часто называл «дикарем» самого себя — называл с удовольствием и гордостью.

Почему об этом молчали раньше?

Вообще-то не молчали. Абсолютно в каждой биографии Гогена можно найти упоминание о том, что его таитянской «жене» на момент знакомства с ним было 13 лет. И вряд ли в какой-то из статей, посвященных Гогену, вы найдете восхищение или хотя бы одобрение отношений между взрослым мужчиной и девушкой-подростком, которая была ровесницей его дочери. Не впечатляли любовные «подвиги» художника и его современников-французов. Безусловно, среди колонизаторов того времени находились те, кто с удовольствием пользовался своими сомнительными привилегиями, но нельзя сказать, что они составляли большинство.

Другое дело, что французы не воспринимали истории и картины Гогена всерьез. Когда он привез в Париж свои первые таитянские работы, их раскритиковали не только за примитивность и кричащие цвета, но и за «художественный вымысел». И нельзя сказать, что они были неправы: Гоген рисовал и описывал скорее тот Таити, который представлял в своих мечтах. Он окружил свою жизнь (и в частности — жизнь на островах) таким плотным облаком мифов, что сейчас отделить правду от вымысла почти не представляется возможным.

Тем не менее, Теха’амана была реальным человеком, в свое время исследователи творчества Гогена выяснили точные детали ее биографии. Вот только среди любителей искусства по-прежнему бытует мнение, что никакой 13-летней таитянки могло и не существовать, так что этот сомнительный факт из жизни художника можно не принимать во внимание.

А почему тогда заговорили только сейчас?

Потому что в последнее время мировое сообщество стало обращать больше внимания на вопросы, связанные с дискриминацией, насилием и неравенством. И сейчас потомкам колонизаторов, рабовладельцев и угнетателей приходится разбираться с последствиями всех тех ужасных вещей, которые их предки творили «по праву рождения».

Закономерно, что теперь общество смотрит по-другому и на великих людей прошлого, которые тоже были продуктом своей эпохи. Но вклад в мировую культуру не окружает их ореолом святости и неприкосновенности, и далеко не все люди согласны воспринимать творчество художника, музыканта или писателя отдельно от его личной истории.

Именно эту мысль старались донести до зрителей кураторы выставки Поля Гогена в Национальной галерее. Если бы не одно «но». В аудиогиде выставки звучит вопрос: «Пришло ли время нам перестать смотреть на Гогена?» И в свете этого вопроса действия кураторов экспозиции кажутся либо сознательным лукавством, либо непоследовательностью. Если они в самом деле считают, что «сомнительные» работы Гогена больше не нужно показывать публике, тогда логичнее было бы оставить на стенах пустые места с табличками «На этом месте должен был быть портрет 13-летней любовницы Гогена, который мы не включили в экспозицию по моральным соображениям». Если же кураторы предоставляют зрителю право выбора, тогда стоило обойтись без пафосных заявлений и ограничиться только пояснительными текстами.

Пожалуй, такую же претензию можно предъявить и «The New York Times». Всего два года назад они же выпустили статью (другого автора) о выставке работ Поля Гогена в Чикаго. Здесь автор вспоминал об антисемитизме Рихарда Вагнера, фашизме Джорджо де Кирико и «сексуальных проступках» Романа Полански, которые не отменяют их творческих заслуг, а слово «любовница» по отношению к 13-летней Теха’амане называл «эвфемизмом». И заканчивалась эта статья такими словами: «Давайте посмотрим правде в глаза: только ли бесчинства и высокомерие Гогена вызывают наше негодование? Способны ли мы смириться с тем, что можем просто-напросто бояться полной свободы Гогена — такой свободы, которую почти никто из нас никогда не почувствует?»

Что же теперь будет с картинами Гогена?

Скорее всего, ничего страшного. По крайней мере, пока. Да, прецедент создан, и теперь на выставках и в публичном пространстве люди начнут узнавать в том числе и о темных сторонах личности своих кумиров. Конечно же, останутся и те, кто по-прежнему будет считать, что творчество художника нужно воспринимать независимо от его личных качеств и истории жизни.

Например, опрос, проведенный в телеграм-канале Артхива, показал, что 61% читателей придерживаются именно такой точки зрения . В этом же опросе 37% проголосовали за то, что зрителей стоит информировать и предоставлять им право самим решать, как относиться к художнику.

И это в самом деле важно: общество перестает воспринимать «великих» как непогрешимых небожителей и начинает видеть в них людей. Людей со всеми их слабостями и чудачествами, достоинствами и недостатками, поступками, достойными порицания или восхищения. Именно такими мы стараемся показывать вам художников в материалах Артхива — живыми людьми, а не картонными куклами, в адрес которых разрешено только петь дифирамбы.

Как бы то ни было, выставка в Национальной галерее и статья в «The New York Times» запустили целый процесс, который еще вызовет много дискуссий и обсуждений. Сейчас по крайней мере понятно одно: радикальные запреты ничего не решат, а вот информированность и свобода выбора могут серьезно изменить наше общество.

Источники:

http://pobedi-sebya.ru/nanesi-udar-po-depressii/vpechatlyayushhaya-istoriya-zhizni-xudozhnika-polya-gogena/
http://medium.com/eggheado-art/2a267faad636
http://zen.yandex.ru/media/id/595ca3dee86a9e3f7efbc39b/5ddda703cfa4bb2f43c8216b

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий