Тейп беной. Не тейпом единым

Далекие от Чечни московские журналисты часто любят бравировать словечком «Тейп». Чеченский тейп то, чеченский тейп это (С). При этом, далеко не все понимают истинный смысл этого чисто вайнахского понятия.

Сейчас попробую объяснить просто и наглядно.

Сразу скажу, чеченский тейп (тайпа: «племя») — это не клан, не род, не семья. Представители одного тейпа могут жить в разных городах и не приходиться друг другу прямой родней. Чеченский тейп — это скорее обязательное братство , древнее братство, что может быть важнее кровных уз. Тейп есть у каждого чеченца, тейп не выбирают, но им обязательно гордятся.

Главный вопрос, который задают чеченцы друг другу при знакомстве: «Хо тайпан мила ву?» («Какого ты тейпа?»). Если оказывается, что вы с новым знакомцем принадлежите к одному тейпу, нужно непременно помогать этому человеку.

Некоторые люди этим пользуются — рассказывали, как в грозненской больнице в одному чеченцу подошел некий человек, назвался представителем его тейпа, и выпросил крупную сумму денег. Но такое редко случается в Чечне — тейп это святое!

По тейпу также часто судят о достоинстве и влиятельности человека в чеченском обществе, его характере. Например, женщины из тейпа Цонтарой могут отличаться несносным характером, над тейпом Беной могут посмеяться за их простоватость, люди тейпа Чинхой имеют репутацию хитрых людей, самого шайтана обвести вокруг пальца могут!

— Цу стеган тайпа а, тукхум а дац — у этого человека, ни тейпа, ни тукхума нет говорят чеченцы о безродном человеке. Намекают на тукхумы — крупные объединения тейпов. На гербе Ичкерии они изображены как звезды.

В общем, — чеченский тейп — это нескольких родственных и неродственных социальных групп, объединенных едиными интересами и территориальной общностью. А проще говоря — несколько чеченских родов, которые лет пятьсот тому назад решили, что по какой-то причине (одна земля, одна профессия) надо держаться друг друга. И с тех пор держатся.

Тейпы у чеченцев появились еще в глубокой древности. А окончательно утвердились во время нашествия на Чечню Тамерлана в XIV веке. Чеченцы тогда были вынуждены уйти в горы, где человеку выжить можно было лишь в едином тейпе.

Свои названия тейпы получали от местности, где жили его члены — Харачой — пещера. Или от имени основателя — Энгеной от Энгана. Или от профессии — Белгатой — земледельцы. Немало тейпов получили свои названия от других народов, вливавшихся в состав чеченского народа — гумкий — кумыки, чергази — черкесы, или же ногий — ногайцы.

У каждого тейпа есть свое родовое село (Беноевцы — Беной). Своя родовая гора. Своя башня (у некоторых разрушены). Свое родовое кладбище — например, жену обычно хоронят на кладбище не своего тейпа, а тейпа ее мужа. В языческие времена у большинства тейпов были и свои божества.

Сколько точно тейпов в Чечне — не знает никто. Даются разные цифры — от 115 до 366. Некоторые тейпы уже вымерли (цой (жрецы), ветанхой (льноводы). Каждый тейп может насчитывать несколько десятков тысяч человек.

Интересно, что в Чечне не принято жениться внутри тейпа — обычно женихи и невесты ищут себе пару за пределами тейпов. Особенно если тейп малочисленен. В Чечне считается, что лучше вступать в брак с представителем иного тейпа. Экзогамия!

Некоторые далекие от Чечни люди пишут, что в случае убийства невинного человека весь тейп объявляет кровную месть роду обидчика. Но на деле такое масштабное возмездие может привести к большой войне. Поэтому кровную месть чеченцы обычно объявляют на уровне «цхана цийна нах» — людей, живущих в одном доме, т.е близких родственников.

Сейчас в Чечне говорят о разложении тейповой системы. Некоторые крупные тейпы, вроде Беноя, уже так увеличились и расселились, что начали забывать о своем братстве.

Чеченские тейпы и их происхождение

Сегодня уже не выяснить, почему и в какое время произошло установление такой системы, как чеченские тейпы. Известно, что уже в середине восемнадцатого века нохчи (чеченцы), соединившись с ингушами, полностью сложили свой этнос. А до этого времени неизвестно, сколь долго формировались своего рода военно-экономические союзы, то есть чеченские тейпы.

Легенда

Легенды гласят, что предки чеченцев имели котёл из бронзы с выкованными на нём названиями первых двадцати тейпов, но не вошедшие в этот список котёл расплавили. Тем не менее названия изначальной двадцатки сохранились: Сесанхой Ильеси-некъе, Беной, Млли-некъе, Юбак-некъе, Центорой и остальные пятнадцать.

Чеченские тейпы объединялись и между собой. Эти крупные образования назывались тукхумы. Девять тукхумов уже в середине девятнадцатого века объединяли чеченские тейпы, коих насчитывалось сто тридцать пять. Сегодня их больше, и подразделяются они на горные, которых более ста, и равнинные, которых около семидесяти. Каждый тейп внутри делится на ветви и фамилии (гары и некъи). Главой является совет старейшин тейпа, где вершат закон самые опытные и уважаемые представители, кроме того, обязательна должность бячча — военачальника.

Читать еще:  Смешные переделанные сказки.

Чистые и смешанные

Назывались чеченские тейпы, список которых будет представлен по возможности полно, соответственно местности, где род проживал, или того дела, которым род занимался. Например, тейп Харачой (в переводе на русский — «пещера») или тейп Шарой (перевод — «ледник») явно по первому типу названы, а вот тейп Пешхой — это тейп печников, тейп Хой — стражников, тейп Дешни — ювелиры по золоту.

Есть тейпы чистые и смешанные. Нохчмакхой — так называют любой чистый тейп — сформированный сугубо из чеченцев, к остальным примешивалась и другая кровь. Гуной, к примеру, породнён с терскими казаками, Харачой — в большой мере с черкесской кровью, Дзумсой — с грузинской, а Арсалой — с русской. Таким образом, отличают смешанные чеченские тейпы. Список их более обширен, чем нохчмакхой.

Главное для тейпа — начала

Поскольку это родовой союз, здесь формируется личность каждого чеченца и ему прививаются все моральные и нравственные нормы. Постулаты эти чеченцы называют началами. Всего начал двадцать три. Некоторые здесь будут перечислены. Незыблемость и единство обычаев для всех членов тейпа без исключения — это первое начало. Второе даёт право на землевладение по общинному принципу. Третье начало вряд ли будет соответствовать представлениям остального цивилизованного мира — оно предписывает кровную месть за убийство родственника по тейпу, и это не зависит даже от близости родства. Чистые чеченские тейпы по сей день ревностно относятся к положенным началам.

Четвёртое начало запрещает инцест, то есть брак между членами тейпа невозможен. Пятое — за взаимовыручку в случае необходимости своему представителю весь тейп обязан оказывать помощь. Шестым началом чеченцы призывают почитать умерших: если умирает член тейпа, траур носят все какой-то период времени, запрещены праздники и увеселения. Седьмое начало о совете старейшин, восьмое — о выборе руководителя и военачальника, ни одна должность не передаётся по наследству. Девятое начало о представительстве, которое решает тоже совет старейшин, а десятое — о том, что должности в совете старейшин пожизненные, однако история чеченских тейпов рассказывает и о случаях смещения представителя.

Кровная месть

Третье начало, которое исповедуют чеченские тейпы и тукхумы, требует более широкого раскрытия. Итак, чир — кровная месть за любого человека из представителей данного рода. Это обычай с необычайно глубокими корнями. Даже в недалёком прошлом в случае убийства целая фамилия, а иногда и тейп, был вынужден бежать в чужие земли. Ци — кровь — переходило многими десятилетиями из рода в род, пока последний представитель данной фамилии, ветви или тейпа не будет умерщвлён.

В позднейшее время кровь переходит только на одно семейство, но ранее границы чира определял совет старейшин нейтральных тейпов.

Непосредственно после убийства собирались советы старейшин и в том тейпе, где случилось несчастье, и в том, по вине которого оно произошло. В первом — принимали решение об отмщении, а во втором искали возможности к примирению. Далее шли переговоры. Если тейп убитого не был согласен на примирение, то подключались нейтральные советы старейшин. Если же и они не снискали мира, то начинали вырабатывать условия мести: как широко распространится месть, каким оружием. Убить кровника ни при каких обстоятельствах нельзя в спину и без предупреждения, в священный месяц Рамазан, а также и в другие праздники, нельзя убивать в людном месте и — тем более — в гостях.

Начало разложения системы

Цивилизация берёт своё. Исследователи уверены, что сегодня тейповая система в Чечне постепенно умирает. Крупные тейпы — например, Центарой и Беной — разрослись так сильно, что даже кровное родство забыто и возможны браки внутри тейпов. Многие из них расчленяются постепенно на всё большее количество родов, и первоначальный тейп становится тукхумом.

Многие чеченцы помнят время, когда самый юный из них мог назвать более двадцати колен собственных прямых предков. Сейчас даже о принадлежности к тейпу ответит не каждый молодой чеченец. Взрослые и пожилые люди заметно тревожатся, поскольку родство в чеченском обществе — величина основополагающая. Люди без рода-племени не могут быть чеченцами.

Знатный чеченский тейп

Ялхой, а вернее, Ялхорой, весьма знаменитый тейп. Именно из него произошла фамилия Дудаева, а также это один из немногих тейпов, в котором существовали пришлые наёмные работники, а по другим сведениям — рабский труд. Происхождение связано с кастовой профессиональной организацией, воины Ялхороя даже зарабатывали, охраняя рубежи других тейпов.

Жили в одноимённом селении, а также по всей Чечне и в Ингушетии, где основали село. Ялхоройцы были наиболее верными сторонниками Джохара Дудаева. До сих пор в этом клане существует культ воинственности и многие другие чисто горские ценности: гостеприимство, почитание женщин. Они имеют нрав решительный и в предках относят себя к людям княжеского достоинства.

Достаточно хорошо изучены лишь некоторые чеченские тейпы. Их происхождение устанавливается и подтверждается многочисленными исследованиями учёных. Об остальных известно гораздо меньше, и сведения разнятся в виду того, что собраны чаще всего из устных легенд и преданий.

Читать еще:  Семейные предания. Семейное предание

Чеченский тейп Чертой (Чартой)

Это чрезвычайно интересный клан, более всего примечателен тем, что чартоевцы практически никогда не воевали, но напротив — были миротворцами и часто выступали в роли посредников в любых внутричеченских делах. Состоял либо сам со себе, либо в тукхуме Нохчмахкахой — сведения разнятся.

Имели родовое село в Чечне — Чартой-юрт, но также проживали ещё в десятке местечек Чечни и в Грузии. Из известных представителей был наиб Имама Шамиля и полковник в охране Александра Первого. Как считают чеченские тейпы — еврейского происхождения только тейп Чартой, это объясняет многие отличия этого клана от других.

Белгатой, Белтой (Билтой) и Чермой

Довольно большой и известный по всей Чечне тейп Белгатой когда-то сам существовал как часть тейпа Белтой. Легенда о происхождении очень красива. Когда-то давно случилось так, что эпидемия выкосила почти весь Белгатой, но считаные единицы выживших снова размножились и сделали свой род ещё более успешным, чем он был ранее. Это подтверждает и само название: бел — «умереть», гатто — «воскреснуть». Среди чеченцев белгатоевцы считаются весьма энергичными и работоспособными людьми.

Белтой (или Билтой) тоже многочисленный и известный клан. Отсюда произошёл политик Бейбулат Таймиев, современник Пушкина, о котором поэт писал в ходе своего путешествия в Арзрум. Народ Белтой расселяется повсюду, а в старые времена проживал в Ножайюртовском районе, на востоке Чечни. Известный род, который знает вся Чеченская Республика. Тейпы ее населяют разнообразные, но вот виднейший политический деятель и нефтепромышленник Тапа Чермоев вышел именно отсюда. Расселялись в основном в Мехкетах и у родовой горы Чермой-лам, а в древности, как гласят предания, все чермойцы жили глубоко в горах.

Чеченский тейп Аллерой (Алерой)

Имя этого тейпа хранилось на легендарном котле из бронзы, принесённом предками в Нахша. Именно здесь, в расселённом по всей территории страны, но корнями опирающийся на Чечню Восточную, именно в этом клане родился Аслан Масхадов, экс-президент, подавшийся в бандиты. Этот тейп чистый, наряду с другими написанными на бронзовом котле входит в нахчмахкахой. Расселяется в Ножай-Юртовском и Шалинском районах.

История об аллеройцах существует примерно с пятнадцатого века, после нашествия хана Тимура, который перебил множество местных жителей и оставил в Чечне своих наместников из кабардинских князей, такровских, ногайских, джайских мурз и ханов. Чеченцы быстро размножились и стали совершать дерзкие нападения на тимуровых вассалов, пытаясь совершить реконкисту — отвоевать свои земли. Первый алл основал аул аллероев, объединил оставшихся после нашествия татаро-монголов соотечественников, чтобы защищать свои земли. Аллерой делится внутри ещё на пять тейпов, поскольку род стал многочисленным, причём считается всё ещё чистым.

Беной

Должно быть, это самый многочисленный из тейпов Чечни, как минимум — на втором месте по численности. Беноевец-миллиардер Малик Сайдуллаев утверждает, что из миллиона оставшихся чеченцев триста шестьдесят тысяч принадлежат тейпу Беной. Расселены они по всей республике, подразделяются на девять родов. Во всех войнах принимали активнейшее участие, где снискали себе неувядающую славу. Например, Байсангур Беноевский не покинул Шамиля до самого конца, несмотря на отвернувшуюся от героя военную удачу.

Огромное количество беноевцев проживает в диаспорах Передней Азии, откуда расползается по миру терроризм. А в Чечне, напротив, беноевцы считаются неуклюжими и по-деревенски хитроватыми. Однако и здесь — бесстрашны, верны слову и долгу. Из них много столетий назад составился костяк крестьянских слоёв народа, которые сбросили власть дагестанских и кабардинских правителей. Это отцы демократии гор, которая стала фундаментом этнического менталитета. Среди родов тейпа Беной есть и русская, и грузинская кровь.

Гендаргеной

Тейп тоже чрезвычайно многочисленный и знаменитый, более того — центровой, из исторического Нохчиймохка, широко расселившийся по Чечне. Дипломат и политический деятель Доку Завгаев родом отсюда. Здесь житница и для Чечни, и для Дагестана, и куда более отдалённых мест. Именно здесь существовал доисламский Нашха как культурный, политический, ритуальный и религиозный центр.

Здесь основывался Совет страны (Мехк кхелов), откуда и появились чистые чеченские тейпы, среди которых, разумеется, и Гендаргеной, чьи представители во всей истории страны занимали одно из самых видных мест. Советская власть позволила гендаргенойцам учиться, что они делали с большим успехом, чем члены других кланов. Именно поэтому этот тейп дал стране много руководителей, партийцев и хозяйственников.

Харачой и Дешни

Этот тейп знаменит своими представителями — Зелимханом Харачоевским и Русланом Хасбулатовым, жившими в разные века, но снискавшими примерно равную славу. Сведения об этом клане попали в письменные русские документы очень рано, а чеченцы говорят, что именно харачоевцы стали первыми жениться на русских, что не помешало Зелимхану стать выдающимся борцом с царской властью, когда был покорён Кавказ. Чечня этот тейп очень уважает, считает наиболее умным.

Дешни — клан горный, юго-востока страны, относится к чистым тейпам. Здесь сохранились до сих пор княжеские фамилии. Один из носящих такую много лет назад смог жениться на грузинской княжне, выдав гору Дешни-лам, принадлежащую всему тейпу, за свою собственную. Теперь Дешни живут повсеместно, даже в Ингушетии.

Нашхой и Зурзакхой

Нашхо — родина чистых тейпов, является энтогенетическим центром нохчиматиенов Средневековья, о которых упоминают армянские географы девятнадцатого века. Жили на юго-востоке страны. Некоторые исследователи причисляют полностью всё население этой местности к одному тейпу. Другие — подразделяют.

Читать еще:  Рассказы из 6. Самый короткий рассказ хемингуэя

Зурзакхой — тейп из исконных, даже в имени своём сохранивший средневековый этноним — дзурзук, как называли себя предки чеченцев и ингушей. Этот тейп в тукхумы не входил, всегда занимая самостоятельную позицию. Такой он был не один, ещё Садой, Пешхой, Майстой.

Тейпы: знать родственников до двенадцатого колена

Чеченцы, по самоназванию «нохчи», с присоединением к этому сообществу ингушей – вайнахи, сложились как этнос приблизительно к середине 18-го столетия. Слово «чеченец», видимо, ногайского происхождения, означает «разбойный, лихой человек».

За всю историю своего существования у чеченцев не было племенной аристократии – князей, ханов. Не было создано никакого государственного образования, как у некоторых других горских народностей.

Они объединялись в своего рода родовой военно-экономический союз, тейп (тайп). Тейп занимал определенную территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности, а равно и окружающего района, где чеченцы занимались охотой, скотоводством и земледелием.

По преданиям, у предков чеченцев имелся бронзовый котёл, на котором были выгравированы названия более чем 20 изначальных тейпов (Беной, Сесанхой Ильеси-некъе, Юбак-Некъе, Млли-некъе, Центорой, Белгатой, Нихалой, Терлой, Варандой, Пешхой, Гуной, Дишни, Гендаргеной, Зурзакхой, Нашхой, Ялхорой, Эрсеной, Курчалой и др.). Представители вторичных тейпов расплавили этот котёл.

Во главе тейпа — группы кровнородственных семей, стоял своеобразный орган управления — совет старейшин, имелся и собственный военачальник (бячча).

Из ста тридцати пяти тейпов, составлявших чеченское общество в середине XIX века, три четверти были объединены в девяти тукхумах-союзах. Были в Чечне и такие тейпы, которые не входили в тукхумы и жили самостоятельно.

Договорившиеся между собой разрешать мирным путем взаимные споры и помогать друг другу в обороне и нападении на противника, тейпы объединялись прежде всего по территориальным признакам. Так, например, нохчмахкойцы занимали территорию восточной Чечни (Бена, Сесана, Шела, Гуьмси и частично Ведено). Надо полагать, что нохчмахкойцы, составившие основное ядро чеченцев, первыми поселились и в районе Аксая, Мичига вдоль реки Терека.

Некоторые тейпы итак разрослись, что давно уже забыли о своем первоначальном кровном родстве. Брак между беноевцами и центороевцами давно стал обычным явлением. Выйдя за пределы своей древней земли, представители этих тайпов уже по крайней мере с XVI века стали расселяться по другим районам современной Чечни. Трудно найти в наше время населенный пункт, где бы не было представителя, например, беноевцев.

Поэтому следует считать тейп той основной ячейкой, откуда любой чеченец исчисляет свои первоначальные кровнородственные отношения и связи по отцовской линии. Когда чеченцы хотят подчеркнуть отсутствие родства у какого-нибудь человека, то обычно говорят: «Цу стеган тайпа а, тукхум а дац» (У этого человека нет ни рода, ни племени).

Тем не менее, чеченский тейп — это группа семейств, члены которых связаны между собой кровным родством по отцовской линии. Принципы свободы, равенства и братства, хотя никем и не сформулированные, также составляли основу тейпа — основу всей организации чеченского общества.

Малочисленные чеченские тейпы сохранились благодаря тому, что жили в в окружении более сильных соседей (грузинов, кабардинцев, кумыков), феодальная знать которых постоянно так или иначе посягала на их вольность. Эти внешние условия прежде всего и отсутствие у чеченцев сложившихся форм государственности повлияли на сплочение тейпов.

Основные коренные чеченские тайпы: Айткхалой, Ачалой, Барчахой, Белхой, Белгатой, Беной, Бецахой, Билтой, Бигахой, Бугарой, Варандой, Вашандарой, Ваьппий, Галой, Гандалой, Гарчой, Гаттой, Гендаргеной, Гилой, Гой, Гордалой, Даттахой, Дай, Дишний, Доьрахой, Жевой, Зандакъой, 3огой, Зумсой, Зурзакъой, Зуьрхой, Ишхой, Ихирхой, Италчхой, Камалхой, Кей, Келой, Кулой, Куршалой, Кушбухой, Кхартой, Ксганхой, Лашкарой, Макажой, Маршалой, Мержой, Мерлой, Мазархой, Майстой, Мужахой, Мулкъой, Нашхой, Нижалой, Никарой, Нихалой, Ноккхой, Пешхой, Пхьамтой, Пхьарчой, Ригахой, Садой, Сахьандой, Сярбалой, Саьттой, Тулкхой, Туркой, Харачой, Херсаной, Хилдехьархой, Хой, Хуландой, Хурхой, Хьаккой (он же Цоганхой), Хьакмадой, Хьачарой, Химой, Хихой, Хьуркой, Цацанхой, Центарой, Цечой, Чартой, Чархой, Чермой, Чархой, Чинхой, Чунгарой, Шарой, Шикъарой, Ширдой, Шуоной, Шпирдой, Шуьндий, Эгашбатой, Элстанжхой, Энакхаллой, Энганой, Эрсаной, Эрхой, Ялхарой, Алирой, Амахой и др.

Среди ученых нет единого мнения о времени, когда чеченские и ингушские тейпы перешли в ислам. Одни склонны относить эти события к XV веке, другие считают, что ислам достаточно широко распространился в регионе лишь в XVIII веке. Данные же местных преданий разнятся. Одни указывают на то, что ислам распространился среди чеченцев в период арабских завоевательных войн (VIII в.), другие — во время походов Тамерлана против вайнахов в конце XIV в.

Сегодня этнографы говорят о том, что чеченские тейпы, когда-то игравшие очень важную роль в жизни общества, сейчас эту роль утратили. Чеченские тейпы очень важны, когда речь идет о свадьбах или иных сторонах общинной жизни, когда нужно знать: откуда жених, откуда невеста, какие рода входят в родство. А когда речь идет о политике, о политических проблемах, тем более о войне, то тейпы не играют уже былой роли.

По материалам монографии Магомета Мамакаева «Чеченский тайп (род) и процесс его разложения».

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5c8dcebc09a01200b32234e2/5d6e13a5f557d000aee28bca
http://fb.ru/article/274822/chechenskie-teypyi-i-ih-proishojdenie
http://m.newsru.com/background/29may2006/taip.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий