Театральные представления маски. Театральные маски

Цель урока:

  • Познакомить с театральными масками, их значением, характером;

Задачи:

  • – научить формам приветствия представителей разных эпох (Др.Греция, Др. Рим; Средневековье; Королевский);
  • – развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления;
  • воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры и умение использовать приобретенные знания для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.

Оборудование: элементы костюмов, реквизит; мультимедийный проектор, ноутбук; презентация к уроку; маски; фото-тест; кроссворд «ТЕАТРОМАНИЯ».

Методы и формы:

  • словесный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • обсуждение итогов занятия;
  • беседа эвристического обучения;
  • опрос фронтальный.

План занятия (таблица)

Конспект занятия

I этап. Организационный момент. (1 мин).

ЦЕЛЬ: Настроить студийцев на восприятие нового материала.

Учитель:

Мы продолжаем с вами погружение в мир театра. Начать занятие я бы хотела с эпиграфа.

II этап. Актуализация знаний учащихся. Мотивирующее начало (2 мин.)

ЦЕЛЬ: Сообщение темы, цели и задач занятия. Замотивировать студийцев в получении новых знаний; расширении своего кругозора.

III этап. Повторение пройденного материала. (10 мин.)

  • Подготовить голосо-речевой аппарат студийца к работе.
  • Повторить пройденный материал.
  • Создать предпосылки для выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием
  • телесного и психического довольства и недовольства. Побудить к показу моделей выражения основных эмоций
  • (радость, удивление, интерес, гордость и др.) Закрепить элементы выразительных движений: мимику, жесты, позы, походку.

Учитель: Чтобы подготовить голосо-речевой аппарат к работе на занятии начинаем актерский тренинг с массажа. Какие виды массажей вы знаете?

Под руководством педагога проводятся массажи.

Гигиенический массаж. Цель массажа: разогреть мышцы лица, шеи.

Вибрационный массаж. Цель массажа: разбудить резонаторы.

Учитель: Какие виды гимнастик использует актер для подготовки голосо-речевого аппарата? (ответы студийцев: артикуляционная, дыхательная, дикционные упражнения, голосо-речевые упражнения).

Выполнение упражнений актерского тренинга.

  • Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Пятачок, улыбочка», «Рыбка», «Вкусная конфета», «Дотянись до неба».
  • Дыхательная гимнастика. Упражнения «Кукушка», «Комарик», «Со скакалкой я скачу».
  • Дикционные упражнения. Проговаривание скороговорок. Игра «Кидаем мячи»
  • Голосо-речевые упражнения. «Высотка», «Орган».

Учитель. Каждый из вас знает, что для артиста очень важно уметь перевоплощаться. Какие виды перевоплощения вам известны? (Внутреннее и внешнее).

Задание: Подготовить пантомимический этюд на тему «Лепим снеговика». Этюд выполняется индивидуально каждым. Ваш снеговик должен оказаться на вашем месте на сцене, хотя катать комы снега вы можете по всей сцене. В процессе работы у меня могут возникнуть вопросы. 20 сек. На обдумывание мизансцен.

Учитель:

Отвечаем на вопросы кроссворда и фото-теста.

Слайд «Кроссворд»

Слайды «Фототест»

IV этап. Изучение нового материала (10 мин)

ЦЕЛЬ: Познакомить студийцев с историей возникновения масок, с различными типами масок, рассказать о применении масок и значении цвета в маске. На примере комедии дель арте показать значение маски в создании образов.

Читать еще:  Базаров история героя. Евгений Базаров

Учитель: Театр начинается с игры. Достаточно надеть маску, изменить голос, походку и начинается театр. Маска – это неотъемлемый атрибут театральных представлений, карнавальных шествий, которые проходят в Бразилии и Венеции. Посмотрите, какими они были и какими стали сейчас.

Слайд «Древние маски»

Слайд «Маски народов мира»

Слайд «Венецианские маски»

Студийцы смотрят демонстрационный материал.

«Маски» – от латинского «личина», в глубокой древности применялись в обрядах, связанных с трудовой деятельностью людей. Например, перед началом посева или, наоборот, сбора урожая люди исполняли ритуальные танцы, надевая при этом маски. А также в праздники урожая, в праздники поклонения животным, считая этих животных покровителями (животные-тотемы), использовали ритуальные маски с чертами животных – например у африканских народов.

Маски использовались в ритуалах погребения (захоронения), также в различных церемониях, например отпугивания колдунов, посвящения в вожди.

Итак, маски бывают слайд карнавальные, ритуальные, комические, трагические.

В Европе трагические и комические маски применялись давно, еще в античном театре, зародившемся в Древней Греции.

Слайд «Маски комедия-трагедия»

Маски в Древней Греции делали из глины, надевали как шлем.

Слайд «Глиняные маски»

У некоторых народов маску просто держали в руках. Были известны маски из золота. Посмотрите внимательно на все представленные маски. Какие средства использовали художники для того, чтобы маски могли передать состояние героя, показать его характер и возраст? (Ответы детей) Сегодня маски делают из бумаги (в технике папье-маше), резины, ткани. Как выглядит маска, выражающая веселое настроение? (Ответы детей) Что происходит с лицом? Губы растягиваются, глаза сужаются.

Это комическая маска. Выразите удивление на своем лице. Что происходит с лицом? (Ответы детей). Глаза округляются, рот в виде «о», брови поднимаются.

Опустите уголки губ и изобразите грусть. Это трагическая маска. Символами комедии (смеха) и трагедии (печали) до сих пор служат античные маски. А как, ребята, по-вашему, можно определить возраст по маске? (Ответы детей). На некоторых масках возраст можно определить по морщинам. В Древней Руси маски были принадлежностью скоморохов, позже клоунов.

Слайд «Древняя Русь. Маски.»

Что же такое маска? Дадим определение.

Слайд «Маска – определение»

Италия – родина удивительного жанра. Жанра комедии масок.

Слайд «Комедия дель арте»

Слайд «Арлекин»

Кто ответит, как полностью звучит название этого жанра? (Ответы детей) Наш коллектив носит имя одного из героев этой комедии. Но в этой комедии он назывался Арлекин. Душой спектакля были «слуги» — наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый и добродушный Арлекин, острая на язык Серветта, не лишённый злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор и многие другие герои.

V этап. Практическая работа (13 мин.)

ЦЕЛЬ: Научить формам приветствия, которые использовались в разные эпохи.

Развивать внимание и память на запоминание психофизических действий.

Учитель: Внимание на экран.

Слайд «Древний грек»

Перед вами предстанут представители различных эпох. Это житель Др. Греции. Страны, ставшей родиной первых костюмированных представлений. Страны загадочных мифов и выдающихся ученых. Именно из Древней Греции пришли к нам многие театральные понятия. Например, сцена, котурны, трагедия, комедия. А сейчас внимательно посмотрите на одежду др. грека. На нем хитон, на ногах сандалии, в некоторых случаях край одежды закреплялся на плече, в некоторых случаях ее приходилось придерживать рукой. Перед вами представитель средневековья, рыцарь.

Читать еще:  Что делать чернышевский. «: сюжет и анализ романа

Слайд «Рыцарь»

Как выглядит одежда рыцаря?

Ответы детей.(тяжелая, массивная, доспехи из металла, на лице своеобразная маска для устрашения противника и защиты лица — шлем).

Слайд «Королева»

И, наконец, опишите, как одета королева? (Ответы детей)

Учитель: А сейчас мы поднимемся на сцену и научимся формам приветствия принятым в те далекие времена. Атрибуты берем в соответствии со временем.

Показ педагогом 1 вида приветствия: Др. Греция, Др. Рим;

Инструктаж педагога по выполнению практического задания.

Учитель:

Придерживая край одежды левой рукой на счет раз шаг правой ногой вперед, два – левую ногу приставить, три – правая рука с прижатыми пальцами поднимается вверх, мы должны показать открытую ладонь. На счет четыре – поклон головы, пять – голову поднять, шесть – правую руку опустить. Повторный показ со словами со счета три «Я вас вижу, и я вас приветствую».

Выполнение студийцами данного вида приветствия.

Средние века. Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.

Королевский поклон. Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.

VI этап. Подведение итогов. Рефлексия. Игра «Маска откровения». Оформление чудо-дерева.

Список использованных интернет-ресурсов:

  1. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/MASKA.html
  2. http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200102803
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Маска
  4. http://www.znaikak.ru/maskatheater.html
  5. http://bse.sci-lib.com/article074127.html

Список использованной литературы:

  1. С. В. Гиппиус Актерский тренинг. Гимнастика чувств, Прайм-Еврознак, 2007 г.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ

[h2]
Театральные маски, описание
[/h2]
Маска – это специальная накладка на лицо из какого-либо материала, надеваемая с целью не быть узнанным или для защиты. Происходит от французского слова «masquе», в русском языке слову «маска» соответствует слово «личина». Форма маски обычно повторяет человеческое лицо, в ней имеются прорези для глаз, иногда еще для рта и носа. Маска призвана изображать чужое лицо или представлять «безличность», «безымянность, скрывая часть лица или лицо полностью.

Использование масок

Маски начали использовать с древних времен в церемониальных, практических и эстетических целях. Их изготавливают из разнообразных материалов: папье-маше, дерева, гипса, металла, кожи, ткани, бумаги.

История масок

В мировой театральной традиции с древних времен маски играют важную роль и являются атрибутом театрального действия. Театральные маски появились из обрядовых. Особенное значение маскам уделялось в восточных культурах. Их использование в театральной среде сохранилось до настоящего времени, хотя маски и претерпели изменения формы и выразительных средств. Традиционная форма маски бывает в виде накладки на лицо, что было присуще древнегреческому театру, буддистскому мистериальному театру, итальянской комедии дель арте (прообраз современных клоунов) и другим. Форма маски в виде грима присуща японским театрам Кабуки и Но.

На европейской территории использование масок в театральном искусстве вначале широко было представлено только в древнегреческом и древнеримском театре. Общеизвестный символ театрального искусства – две маски, плачущая и смеющаяся, берет начало в театре древней Греции.
[h2]
Греческие маски[/h2]

Греческие маски обычно имели широко открытый рот, в связи с чем они еще выполняли роль рупора, потому что помогали актерскому голосу достигнуть дальних трибун в амфитеатре. Их часто изготавливали из бронзы.

В средние века носить маску во время выступления полагалось по мистическим соображениям. Много представлений было из жития святых, поэтому, изображая богов, актеры должны были надевать серебряные или золотые маски.
[h2]
Расцвет в использовании масок[/h2]

Расцвет в использовании масок приходится на эпоху Возрождения. Огромное количество маскарадов, карнавалов, балов и других представлений, происходящих прямо на улице или в дворцовой обстановке формировало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла. Популярности маскам добавило искусство балета, где артисты часто использовали маски.

Читать еще:  Какой музыкальный инструмент выбрать.

Театральная маска позволяет актеру сыграть обобщенный, не индивидуализированный образ или с ее помощью отобразить универсальную эмоцию. Эмблематика маски дает возможность распознавать различные группы персонажей.

Маски театральные как символ искусства Мельпомены

Наверное, нет в мире ни одного театра, где бы в холле в виде барельефа или в какой-нибудь другой форме не была бы изображена главная эмблема театра — маски. Театральные символы комедии и трагедии — выражение сути этого зрелищного заведения.

Древнегреческие музы

За ответом на вопрос о том, почему так произошло, надо отправиться к истокам европейской цивилизации – культуре Древней Греции, в которой еще до нашей эры появились сама драматургия, ее основные ветви – трагедия и комедия, их музы-покровительницы (соответственно Мельпомена и Талия) и символы подмостков, оставшиеся на века – маски. Театральные атрибуты, превратившиеся со временем в эмблему. Началось все, как обычно, с древнегреческих мифов. Девять дочерей Зевса и Мнемосины (титаниды, дочери Урана и Геи), олицетворявшей память, стали музами-покровительницами науки и искусства. Каждая из них имела свой образ, соответствующий той сфере, которую она опекала и курировала.

Родом из незапамятных времен

Мельпомена и Талия, покровительницы театрального действа, издревле изображались женщинами, держащими в руках маски. Театральные символы постепенно зажили своей самостоятельной жизнью и стали олицетворять собой сцену. Но происхождение этих атрибутов уходит в глубокую древность. К примеру, Аристотель, воспитатель Александра Македонского, живший в IV веке до нашей эры, свидетельствует, что даже в его дни история применения масок на театральной арене терялась в незапамятной глубине времен. И это неудивительно. Ведь в древности все театрализованные действия происходили на площадях и аренах. Народа собиралось множество, и чтобы в последних рядах видели характер персонажей, слышали, о чем вообще идет речь, лицедеи стали применять маски. Ярко нарисованные, выражающие радость или гнев, они вместо рта имели рупор, усиливающий звук.

Многообразие масок

Пронесенные сквозь века

Вообще, роль масок в жизни человека очень высока. Они никогда не уходили из употребления совсем, даже когда их запрещали законом (Французская революция). Всегда существовали ритуальные, карнавальные маски. О них можно говорить очень долго, если вспомнить Венецию. В наше время протестные демонстрации во всех странах мира редко обходятся без масок, олицетворяющих того или иного политического деятеля. Маска стала символом скрытности. Что породило множество выражений с этим словом, подразумевающих тайну, неискренность, загадку. Масок бесконечно много. Особое место среди общего количества занимают разнообразные театральные маски. Рисунки некоторых можно увидеть ниже.

Золото высшей пробы

Особое место закрепилось за золотой маской. Золото всегда символизировало высшую степень чего-либо, будь то медаль или железнодорожный костыль.

Признание коллег

Всероссийский фестиваль проходит весной и заканчивается красочной красивой церемонией вручения премии, символом которой является изображение золотой маски, которое разработал и собственноручно изготовил первый экземпляр художник Олег Шейнцис.

Детские маски

У детей есть свои увлечения и награды, существующие параллельно со взрослым миром — детские театры, праздничные красочные карнавалы, школьные спектакли. Для всего этого часто требуются детские театральные маски. И тут уж есть где разгуляться фантазии: сказки, анимационные фильмы – все к услугам детей. Можно изготовить маску Ильи Муромца или Шрека, любого животного, в том числе и сказочного, или Барби-Мушкетерки. Тем более что эскизы масок на любой вкус доступны всем.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/589047/
http://vilingstore.net/article/73318/teatralnye-maski/
http://www.syl.ru/article/195533/new_maski-teatralnyie-kak-simvol-iskusstva-melpomenyi

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий