Танцы народов африки. Ритуальный танец

Во многих уголках Чёрного континента бережно хранятся традиции, идущие испокон веков. И танцы народов Африки являются ярким примером того, как мыслят, чувствуют и живут здешние люди на протяжении многих столетий.

Любой танец тут становится зрелищем, особенно для приезжих, ведь понять всю суть и логику движений невозможно, нужно просто чувствовать ритм присутствующий в африканских сердцах и окружающей природе, только так можно оценить всю красоту здешнего искусства.

При этом африканский танец является образцом древнейшей формы мировой хореографии, сохранившей многие старинные элементы. Каждое племя старается всем своим членам ещё с детства вложить основы традиционных танцевальных па, чтобы они передавались и дальше, новому поколению. Тот азарт, с которым жители Африки исполняют свои привычные танцы, передаётся каждому наблюдателю, поэтому во всём мире они известны, и часто исполняются иностранцами, даже специально их изучающими.

Впервые стал заметным интерес к африканскому искусству в колониальном периоде, когда происходило взаимодействие культур аборигенов и европейских захватчиков. Тогда африканские стили проникли в Европу, и наоборот.

Различаются танцы народов Африки по регионам, так как разные части континента проходили свои этапы развития и истории, некоторые из них ощутили активное воздействие иностранных культур, навсегда поменявших традиционные представления, например, североафриканские страны стали арабскими с соответствующими проявлениями искусства. Те же территории, которые изолированы от цивилизации, являются носителями традиций, самобытных и ни на что не похожих. Всё это делает континент максимально интересным в плане разнообразия здешних танцев, изучение которых может быть весьма длительным и увлекательным.

Африканские танцы имеют яркие особенности, которые и выделяют их среди остальных:

  • массовость;
  • аккомпанемент ударными инструментами;
  • специфические движения.

Большинство мировых танцев являются парными, однако это совсем не присуще танцам народов Африки, которые исполняются обычно группами, причём обычно танцоры разделены по полу, каждый из которых танцует для другого пола.

Здесь пускаются в пляс все, независимо от возраста и статуса, только для определённого возраста имеется свой танец, благодаря чему закрепляется племенная роль и утверждается групповая идентичность.

Что касается африканских барабанов то они сопровождают всю жизни жителей Африки, поэтому естественно, что все основные движения делаются под ритмичные и заводные звуки разнообразных ударных инструментов. При этом многие племена даже не представляют себе игру на барабане без танца. Используются обычно такие инструменты:

Традиционные музыканты обязательно сохраняют все былые ритмы и мелодии, в точности передавая их такими, какими они были сотни лет назад. Поэтому к искусству музыки и танца относятся крайне серьёзно, рассматривая их не как развлечение, а как способ объединения племени.

О движениях африканских танцоров говорить нужно отдельно, ведь их мастерство управлять своим телом не подвластно многим зарубежным мастерам. Во время танца жители Африки запросто могут заставить всё тело или нужный орган двигаться в любом направлении, при этом используя сразу несколько ритмов.

Среди плавных замысловатых движений встречаются и резкие:

  • прыжки;
  • удары;
  • размахивания руками или всяческими предметами.

Мужские танцы сопровождаются движениями, имитирующими животных или охотников, поэтому часто исполняются с оружием (палка, копьё).

Женские танцы имеют соответствующий характер, они более плавные, ноги обычно согнуты, туловище наклоняется вперёд, шаги шаркающие. Особенными движениями, выделяющими танцовщиц-африканок, являются:

Ритуальные танцы народов Африки

Понятно, что каждый танец в Африке, равно как и песни имеет свой глубокий смысл, поэтому для определённого события и группы людей подбираются свои движения. Выделяются всевозможные ритуальные танцы народов Африки, отличающиеся региональными традициями и тематикой:

  • воинов;
  • посвящения;
  • охотников;
  • любви;
  • урожая;
  • вызова и изгнания духов.

Танцы воинов присутствуют во всех частях материка, и, несмотря на отличающиеся названия, имеют схожие движения и смысл. Их особенности таковы:

  • агрессивность стиля;
  • характерные движения;
  • сложные барабанные ритмы;
  • использование вспомогательных предметов в качестве оружия.

Популярный до сих пор в традиционных африканских племенах обряд посвящения всегда сопровождается танцем, который считается одним из важнейших ритуальных танцев народов Африки. Перед тем, как его исполнить, молодые члены племени уединяются на месяцы, а затем лишь предстают перед всем обществом, радуясь за себя и приветствуя зрелость.

Читать еще:  Биография Pink Floyd. Pink Floyd — Биография группы

Охота стала традиционной темой для многих африканских танцев, так как она – часть жизни, а именно быт обычно и является основой всех образов в здешнем искусстве. Танцевальные движения соответствующие, имитируют животных и людей на охоте.

Для большего антуража используются различные дополнения:

Танцы любви прежде всего сопровождают традиционные свадьбы, исполняются не только молодожёнами, но и в их честь. Ещё подобные движения можно увидеть во время проведения:

Танцы урожая – это древнейшие ритуальные танцы народов Африки, они являются способом общения с религиозными божественными существами. Во время таких движений члены племени просят о достойном урожае.

Множество таинственных и старинных ритуалов африканских народов связано с вызыванием духов, для этого имеются и соответствующие танцы. Обычно вызываемыми объектами являются не абстрактные потусторонние существа, а конкретные личности:

Во время таких танцев можно задобрить духа и попросить его о защите или помощи. Особенным аксессуаром для такого действия являются маски, сопровождающие различные обряды, в том числе свадьбу и похороны, таким же образом духов и изгоняют.

Танцы народов африки. Ритуальный танец

Магические африканские танцы

Нет такого события, по поводу которого в Африке не устраивался бы танец. Танцем приветствуют рождение ребенка, вступление в брак, танцем вспоминают об усопших. Музыка и танец неразрывно связаны с традиционными верованиями.

Они не только развлечение, но одно из главных звеньев, соединяющих африканца, согласно его представлениям, с потусторонней жизнью, с духами предков, с тем сверхъестественным миром, который создан воображением и традицией.

Музыкальные инструменты, их звуки, движения в танце, танцевальные маски и костюмы — все наделялось магической силой. Так, в Уганде барабаны ассоциировались с членами королевской семьи, которые, как было известно всем, свободно общались с духами. Некоторые народы до сих пор считают, что в звуках флейт живут духи.

Танец в представлении африканцев — это звено между миром живых и миром мертвых, он служит для передачи воли духов предков, зорко следящих за поступками живых. Поэтому танцор, понимающий, что с загробными жителями шутить нельзя, скрывает лицо под маской, а тело разукрашивает краской.

Каждая маска ведет свой танец со сложными фигурами, которые проявляют ее характер и подчеркивают ее доброе или злое начало. Маска племени ньоро надевалась в танце, изображавшем борьбу против духа Каумпули. Маски народа торо показывали людоеда, который охотился за маленькими детьми.

Маски и костюмы концентрируют внимание на духовной сущности танца. Личность танцора значения не имеет, его мастерство играет второстепенную роль по сравнению с религиозным смыслом исполняемых движений.

Вера танцоров в силы, которые проявляют себя через маску, порой настолько сильна, что исполнители отождествляют себя с изображаемыми духами и персонажами и на время впадают в трат Этого момента ждут старшие. Каждый по-своему, они начинают толковать движения танцора, в которого «вселился» дух маски.

Некоторые танцы напрямую связаны с колдовством. Такой, например, танец народа ачоли. Он называется по имени очень древнего и сильного духа «джок», который может быть добрым или злым в зависимости от обстоятельств. Бывает, что злой «джок» вселяется в человека, и тогда необходимо вызвать знахаря, чтобы тот помог освободиться от его чар.

Церемония начинается вечером при свете костра. Знахарь появляется в шкурах черного козла, которые, согласно поверьям, обладают магической силой отпугивать зло. Вокруг него собираются помощники с трещотками в руках и один барабанщик. Для этого танца имеется небольшой специальный тамтам, который тоже называется «джок».

Существует несколько «джоков». Например, «джок аньйондо», или «дух рождения». Если он вселяется в молодую девушку, ее сажают на табурет, а талию обертывают шкурой черного козла. Начинается песня, монотонная, с повторяющимися словами, оглушительно звучат трещотки и тамтам.

Постепенно ритм ускоряется, девушка в трансе поднимается, тело ее начинает танец. Именно тело, говорят ачоли, ибо сама девушка и не подозревает, что она танцует: это «джок» вынужден показать себя под воздействием волшебной музыки.

Чем быстрее стучат трещотки, тем труднее «джоку» удержаться в теле девушки. Наконец наступает долгожданный момент: девушка без чувств падает и тело ее замирает. Это дух покинул ее. Лечение окончено, и знахарь покидает деревню.

Читать еще:  За что выступает фамусов и чацкий. Чацкий и Фамусов

Из всех танцев «джок» самым важным считается посвященный рождению близнецов, которые называются подарком «джок аньйондо». Кроме того, близнецы, как верят ачоли, появляются на свет только по воле предков. Танец, называемый «джок рут», устраивается у священного места, где участники благодарят, предков и совершают обряд приношений.

У баганда церемониальный танец по случаю рождения близнецов начинается, когда близнецов вносят в родительский дом. С этого момента каждый, кто переступает порог дома, должен все чувства и переживания передавать в песне, даже если гость захотел пить, он обязан спеть свою просьбу.

Затем по традиции близнецов выносят во двор на всеобщее обозрение. У дома уже установлены ритуальные барабаны.
Родственники счастливых родителей делятся на две группы и, продолжая пение, окружают «свои» барабаны, стремясь не допустить, чтобы кто-то из другой группы прикоснулся к ним. Борьба продолжается до тех пор, пока матери или отцу близнецов не удается это сделать.

Затем начинается угощение, сопровождаемое танцами и ритуальными песнями. Возле новорожденных сидит знахарь, который время от времени окропляет близнецов и танцующих заговоренной водой и бормочет заклинания, отгоняя злых духов.

Сами африканцы приписывают танцам и музыке мистическое происхождение, наделяют их способностью обезвреживать дурные сверхъестественные силы и помогать человеку в обуздании природной среды. И в этом есть немалая доля истины.

Как показали исследования, танцы и музыка, а главное — ритм, оказывают на человека мощное психологическое и физиологическое воздействие. Ритм задает темп коллективному труду, снимает усталость; вместе с мелодией он приводит в приподнятое, на грани экстаза, состояние, в котором рассеивается накопленный за день отрицательный эмоциональный заряд, тают озабоченность, страх, переживания.

Примечательно, что музыка и танец — неотделимая часть любого обряда. Чтобы исцелить больных, африканцы поют лечебные песни-заклинания и исполняют предписанные знахарями танцы. По утверждению знахарей, музыка и танец лечат все болезни.

Более того, только на слух, по писку ребенка или по голосу взрослого, опытный знахарь может определить, здоров человек или его гложет недуг. И если кому-то нездоровится, знахарь берет тамтам, поет, танцует, и — удивительное дело — нередко больной и в самом деле встает на ноги, подбадриваемый живительным ритмом здоровья.

«Музыка придает африканцу дополнительные физические и душевные силы. У бембе (Конго) есть гитара — нгонфи, бембе под палящим зноем быстро пройдут 30 километров; без гитары им не осилить и километра» (Корочанцев В., с. 213).

Помимо правильных, оздоровительных звуков есть и калечащие, омертвляющие. Они хорошо известны африканцам. Известны они и современным исследователям, подтверждающим «магическую» силу танца, музыки, ритма.

uCrazy.ru

  • VITYAZ-V
  • 6 апреля 2013 09:50
  • 23353

На жарком континенте танцуют все без исключения. Нет никаких распределений по возрасту, статусе, опытности. Танцую от малого до большого. Главную роль играет ритм, это характер исполняемого танца.
Есть только одно разделение — гендерное: танцы, который танцуют только женщины, а есть только мужские. Дети обязательно подчеркиваю свою гендерную роль, но и они танцуют на уровне с взрослыми.
Африканцы придумали танцы на каждый момент в своей жизни, тематика жанров очень разнообразна.

Танцы воинов. Названий существует множество (например, Мокоротло в Лесото), но танцуется все одинаково. Танец поставлен на подражании тактических действий военных. Могут изображаться целые битвы или показание подготовки к действию. Танец-борьба, Нголо — «танец зебр», с привезенными рабами попал в Бразилию, он стал базой для всемирно известного Капоэйры.

Танцы урожая. Еще издревле танцы у жителей Африки носили ритуальный характер и были важны для всех. Они обращались к существам свыше с просьбами о дождях, урожаях, достатке воды.

Танцы любви. Выполнялись по особым мероприятиям: например, на свадьбах, женщинами в честь невесты.

Ритуальные танцы инициации. Посвящение взрослеющих мальчиков, признание взрослости и самостоятельности со стороны сообщества и гордости, уважения со стороны молодежи. Интересно, что эти танцы можно найти в традициях большинства стран.

Танцы приветствия. Обычно их исполняют в честь гостей. Так подчеркивали уважение к гостю и то, насколько замечательно талантливы и прекрасны сами хозяева.

Танцы шаманов. Вызывание духов и общение с ними, аналог нынешнего спиритизма. Считается, что духи умерших предков могли воздействовать на человеческую жизнь, могли влиять на погоду, способность женщин рожать, урожайность, удачу на охоте. Обученные шаманы ритуальными танцами просили духов о помощи.

Читать еще:  Танец мечей дикая пляска. Танец мечей

В Эфиопии живет одно из самых необычных племен мира — Мурси. Они считаются самой агрессивной этнической группой. Все мужчины ходят с автоматами калашникова, которые им нелегально передают через границу. К тому же они начинают выпивать с самого утра, и, ближе к обеду, становятся неконтролируемыми.
Те воины племени, которым не досталось автоматов, или кто их просто оставил в своем жилище, носят с собой палки. При помощи этих палок они доказывают свое лидерство. Тот, кто на него претендует, должен забить до полусмерти своих конкурентов.

Племя это, наверное, принадлежит к мутантам негроидной расы, потому что значительно отличается своим видом от привычных стандартов красоты. Как мужчины, так и женщины — низкорослы, ширококостные и кривоноги. Низкие лбы, сплюснутые носы, короткие шеи. Тела дряблы и болезненны на вид, с отвисшими животами и сгорбленными спинами. Волос на головах почти нет, а потому все женщины-мурси постоянно носят замысловатые головные уборы сложной конструкции, изготовленные из веток, грубых кож, болотных моллюсков, высохших плодов, мёртвых насекомых, чьих-то хвостов и какой-то вонючей падали. Их сморщенные, жеваные лица, с маленькими, узкопосаженными глазками имеют чрезвычайно злобный и настороженный вид.

Ещё одним интересным фактом является их очень специфический запах. Можно подумать, что они просто редко моются, но потом выясняется, что они специально натирают себя, как защита от всяких паразитов.

Уникальное «украшение» лица, которое они используют, является совершенно необычным, даже для диких людей. Дело в том, что ещё в юном возрасте их девочкам прорезают нижнюю губу, и начинают вставлять туда деревянные чурбачки, всё более и более крупного диаметра.

За несколько лет дыра в губе постепенно увеличивается всё значительней. В день свадьбы в неё вставляют «тарелку» из обожженной глины, называемую дэби, о назначении которой речь пойдёт позже. Диаметр такой посудины в губе может достигать 30-ти сантиметров, превышая диаметр самой головы! Правда, традиция носить тарелки появилась вовсе не из красоты, скорее наоборот.

Когда эфиопов пленили, забирали в рабство, они насильно себя калечили, чтобы их не брали. Сейчас же размер тарелки является мерилом красоты. Чем больше тарелка, тем больше скотины дадут за невесту. У девушек мурси всегда есть выбор, делать отверстие в губе или нет. Но за девушку без растянутой губы дают очень маленький выкуп.

Если такую тарелку вытащить, то наружный край губы под дыркой отвисает вниз на 10-15 см. в виде своеобразного круглого жгута. У многих мурси нет передних зубов, чтобы тарелка о передние зубы не стучалась и в этой щели постоянно, словно гнилое жало, торчит кончик потрескавшегося, кровоточащего языка.

Есть у женщин мурси и иные, не менее странные и жуткие украшения, висящие на сплюснутых шеях. Это монисты, набранные из костей ногтевых фаланг человеческих пальцев, называемые нэк. В норме, у обычного человека имеется по 28 таких косточек. На каждую из них пошло не менее четырёх-шести кистей рук. К тому же, у некоторых «дам» висит по нескольку штук подобных, ужасающих взгляд ожерелий. Они жирно блестят и издают приторный прогорклый запах — они ежедневно натирают каждую косточку монист топлёным человеческим жиром.

Экзотично выглядят их вздутые животы, на кожу которых нанесена своеобразная ритуальная татуировка, в виде симметричных линий, состоящих из отдельных рубцов — желваков. Эти «бугорки» имеют как различные размеры, так и разнообразные формы: круглые, овальные, линейные. «Наносят» их на себя довольно своеобразным и жутким способом. Через насечки в коже, под неё заталкиваются личинки разнообразных наземных и водных африканских насекомых-паразитов.

Они начинают там развиваться, но организм, вступая в борьбу с пришельцами, осумковывает «чужих» своей соединительной тканью и те, в конце-концов, погибают, оставляя под кожей свои, различные по размерам и формам, могилы-желваки. Зная это, мурси специально чередуют места их внедрения между собой, в зависимости от того окончательного «узора» на коже, который хотят получить. Практически за любой проступок жрица племени отрезает кисти рук у нарушившего законы мужчины (тут сразу вспоминаются нэки).

Западная Африка.Гана.Ритуальные танцы племени Вуду

Источники:

http://afrika-raj.ru/kultura-afriki/tancy-narodov-afriki.html
http://paranormal-news.ru/news/magicheskie_afrikanskie_tancy/2017-01-23-13071
http://ucrazy.ru/interesting/1365195732-afrikanskie-tancy-18.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий