Такой скрытный патрик зюскинд.

Несмотря на то, что роман Зюскинда «Парфюмер» был переведен на 39 языков и разошелся 12-миллионным тиражом, о самом авторе до сих пор почти ничего не известно.

«Итак, он все-таки есть: немецкий писатель, владеющий немецким языком; современный рассказчик, умеющий рассказывать; романист, не обременяющий нас созерцанием собственного пупка; молодой автор, не навевающий скуку». Так патриарх немецкой литературной критики Марсель Райх-Раницки (Marcel Reich-Ranicki) охарактеризовал Патрика Зюскинда (Patrik Süskind)после выхода романа «Парфюмер».

Далекий от мира эксцентрик

До выхода фильма «Парфюмер» Зюскинд неизменно отказывался экранизировать свои книги.

Несмотря на то, что эта книга была впоследствии переведена на 39 языков и разошлась 12-миллионным тиражом, о самом авторе до сих пор почти ничего не известно. С поразительным упрямством Зюскинд продолжает оставаться инкогнито и для читателей, и для падких на сенсации СМИ.

Газета Süddeutsche Zeitung отмечала, что Патрик Зюскинд очень рано начал культивировать ауру бесконечно далекого от мира эксцентрика. До наших дней дошли всего четыре интервью и столько же фотографий, все со времен еще 80-х годов. Безусловно, аура секретности, овевающая личность писателя, способствовала тому, что интерес к книгам Зюскинда оказался так велик. Впрочем, некоторые полагают, что особенности характера писателя во многом объясняются определенными деталями его биографии.

Патрик Зюскинд родился в 1949 году в Баварии, в небольшом городке Амбах у озера Штарнбергер-Зе. Он был вторым сыном в семье известного литературного критика и публициста Вильгельма Эмануэля Зюскинда (Wilhelm Emanuel Süskind). Отец будущего писателя в молодости поддерживал дружеские отношения с Эрихом и Клаусом Маннами (Erich Mann, Klaus Mann), сочинял в бурные 20-е годы полные едкой иронии сценарии для кабаре, и в одном из своих первых романов живописал своих приятелей по литературе.

После 1933 года Вильгельм Эммануэль Зюскинд работал редактором в журнале Literatur и не шел на конфронтацию с нацистами. Находясь, в общем-то, недалеко от Освенцима, он утверждал, что ничего не знал о происходившем. После войны он занимал высокий пост в газете Süddeutsche Zeitung и с ее страниц корил Томаса Манна (Thomas Mann), что ему, де, (Томасу Манну), должно быть стыдно за то, что он не возвращается в Германию.

Патрик Зюскинд относился весьма сдержанно к бурной общественной жизни в отцовском доме. Вместо того чтобы демонстрировать высокоинтеллектуальным гостям свое искусство исполнения салонной музыки, Патрик что есть силы лупил по клавишам марш под названием «Гунны идут».

«Мое музыкальное образование началось с семи лет у фройляйн Траудль Шульце. В 19 лет я закончил свое обучение на сонатине Кулау и второй части фортепианной партии одной симфонии Гайдна. От отца я унаследовал короткое сухожилие на мизинце, а от матери — слишком длинные 2-й, 3-й и 4-й пальцы. Это ограничивало мою игру только аккомпанементом. Я отказался от дальнейшей сольной карьеры и зимой 1968 года кинулся изучать средневековую и новую историю в университете Мюнхена».

Впоследствии Патрик Зюскинд изучал историю не только в Мюнхене, но и в Экс-ан-Провансе. Однако от карьеры ученого-историка он отказался, решив стать свободным писателем. Зюскинд перебивался случайными заработками, писал сценарии и прозаические отрывки.

Пьеса «Контрабас» — история существования человека в маленькой комнате

Первый успех Зюскинду принесла пьеса-монолог «Контрабас», написанная в 1981 году. Эта драма для одного актера, напоминающая скетч. Сегодня по количеству постановок она уступает разве что «Физикам» Дюрренматта. С мягким юмором Зюскинд рисует портрет разочарованного неудачника в обществе, где превыше всего ставится успех: контрабасист с горечью констатирует, что в оркестровой иерархии он занимает предпоследнее место.

Сам Патрик Зюскинд прокомментировал свою пьесу так: «В ней речь идет, наряду с разными другими вещами, о существовании человека в своей маленькой комнате. Я руководствовался при написании моим собственным опытом, потому что я также значительную часть своей жизни провожу в маленьких комнатах. Но я надеюсь, что однажды найду такую комнату, которая будет настолько мала и тесна, что я устану от одиночества. И тогда я напишу пьесу для двух человек в большем количестве комнат».

Создатели фильма «Парфюмер» знакомы публике в лицо, автор книги «Парфюмер» — нет

Пьесе «Контрабас» Зюскинд обязан тем, что в 1985 году был издан его бестселлер «Парфюмер». А случилось вот что. В один прекрасный вечер секретарша солидного цюрихского издательства «Диоген» отправилась в театр. Там шла пьеса «Контрабас» некоего Патрика Зюскинда. На следующий день она вовсю расхвалила театральное событие своему шефу, издателю Даниэлю Кеелю.

Читать еще:  Описание внешности помещиков в поэме мертвые души. Н

Издатель, будучи человеком занятым, в театр пойти не мог, но попросил принести ему пьесу. Пьеса произвела на него впечатление, и вскоре он посетил подающего надежды автора в его чердачной квартире в Мюнхене. Зюскинд на вопрос, есть ли у него еще что-нибудь написанное, ответил, что у него есть роман, но, правда, плохой. И выразил сомнение относительно того, стоит ли его читать.

Прочитав рукопись, издатель был в восторге, но проявил осторожность и издал книгу тиражом в десять тысяч экземпляров, которые тут же разошлись. Через два месяца последовало второе издание — 115 тысяч экземпляров. Роман «Парфюмер» оказался во всех списках немецкоязычных бестселлеров.

Литературное наследие Зюскинда сравнительно невелико, но имя писателя знают миллионы

В романе «Парфюмер» рассказывается история жизни «гениального чудовища», Жан-Батиста Гренуя. Он родился в 1738 году в Париже на рыбном рынке, «в самом вонючем месте всего королевства» и с рождения обладал уникальным талантом распознавать самые тонкие и неуловимые запахи даже на большом расстоянии.

Коллекционируя их у себя в памяти, он мечтает создать один совершенный аромат, который заставит окружающих, наконец, полюбить его. Ради создания этого запаха он убивает 25 рыжеволосых девственниц, поселяя ужас во французском обществе.

После убийства последней, самой красивой, девушки Гренуя находит полиция. Его приговаривают к смертной казни, но на эшафоте он обливает себя созданными им духами и толпа, воспылав внезапной любовью к преступнику и считая его сошедшим на землю ангелом, отказывается верить, что он убийца. Вернувшись в Париж, Гренуй вновь воспользовался своими драгоценными духами. Эффект превзошел все ожидания: толпа нищих и бездомных воспылала к нему такой любовью, что разорвала его на куски и съела.

С позиции страха

Герой Зюскинда живет в страхе, что никогда не сумеет познать себя

Патрик Зюскинд, не подающий как писатель голоса с 1991 года, уже немало сообщил о том, почему его литературный космос населяют исключительно герои-одиночки и великие мастера молчания. Соединительный элемент между медийным персонажем Зюскиндом и литературным плодом его фантазии — это универсальный инстинкт страха. Именно с позиции страха взирают автор и его персонажи на окружающий их мир.

Как метко подметил критик Беннингер (Benninger), в романе «Парфюмер» читатель найдет «эротизированную картину нравов или акробатический языковой спектакль, детективные приключения, исторический эпос или просто увлекательную книгу объемом всего лишь в 320 страниц».

Такой скрытный Патрик Зюскинд

«Одиночество для меня — лекарство, придающее моей жизни смысл. «

Карл Густав Юнг

26 марта один из самых известных немецких писателей современности отмечает свой очередной день рождения.

Наибольшую популярность этот автор получил в далёком 1985 году, когда свет увидел его роман «Парфюмер. История одного убийцы» (“Perfume”). История молодого человека, обладающего чудесным и одновременно ужасным даром создавать чарующие ароматы, вот уже 30 лет будоражит умы новых и новых читателей. А в 2006 году этот роман был успешно экранизирован.

Однако о самом Патрике Зюскинде известно очень мало. Зюскинд не любит рассказывать о себе где бы то ни было и практически не даёт интервью. Создаётся впечатление, что этот автор сознательно замыкается от мира. А, может быть, он просто отрекается от публичности – неизменного спутника известных людей?

Мы знаем, что Патрик Зюскинд родился 26 марта 1949 года в небольшом городке Амбах, что в Баварии. Отец будущего писателя, Вильгельм Зюскинд, сам был литератором – в 1920-1930-е годы он был то критиком, то журналистом, то сценаристом, то редактором.

«Музыка – это всегда человечность». (П. Зюскинд. Контрабас)

Детство Патрика Зюскинда прошло в деревне Хольцхаузен, где он окончил школу. Вильгельм Зюскинд боготворил музыку, и его сыну пришлось научиться игре на фортепьяно.

После школы Патрик Зюскинд отслужил в армии, а в 1968 году он поступил в Мюнхенский университет. В университете Зюскинд изучал средневековую и новую историю.

Несмотря на интерес к истории, Патрик Зюскинд отказался от научной карьеры. Он предпочёл заниматься чисто творческой работой, не ограниченной рамками строгой науки.

Во то время, когда он только делал первые шаги на писательском поприще, ему приходилось перебиваться случайными заработками. Однако этот период был непродолжительным, потому как вскоре к нему пришло признание профессионалов.

В течение долгого времени Зюскинд был известен как сценарист. Так, известны сериалы, снятые по сценариям, написанным Зюскиндом в соавторстве с режиссёром Хельмутом Дитлем, среди которых «Вполне нормальное безумие», «Монако Франц», «Кир Рояль», а также комедия «Россини, или Убийственный вопрос, кто с кем спал».

Читать еще:  Что такое цивилизация в истории. Понятие цивилизации

«Я знаю людей, в душе которых вселенная, она неизмерима, бесконечна. Но до неё никому дела нет, хоть убейте». (П. Зюскинд. Контрабас)

Но настоящего успеха Зюскинд добился в 1984 году, когда была поставлена его пьеса «Контрабас». Этот спектакль, показанный в форме монолога, был столь успешен, что, как поговаривают сейчас, именно во время одного из его показов представитель издательства «Диоген» (“Diogenes”) заинтересовался автором.

«Одно только невозможно себе представить, а именно – оркестр без контрабаса. Можно сказать, что оркестр… существует как оркестр лишь тогда, когда в его составе есть контрабас». (П. Зюскинд. Контрабас)

В основе сюжета этой одноактной пьесы – рассказ музыканта, обожающего свой инструмент. Несмотря на то, что контрабас ему часто мешает (ведь он такой неудобный и громоздкий), герой Зюскинда не может отказаться от своего верного спутника. Для него контрабас – важнее всех людей, ведь он живой и никогда не покинет своего хозяина, в отличие от людей.

«Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей». (П. Зюскинд. Парфюмер. История одного убийцы)

В 1985 году произошло знаковое событие, пожалуй, для всей постмодернистской литературы – в свет вышел уже упоминавшийся роман Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы», имевший оглушительный успех. Он был переведён более, чем на 40 языков, и до сих пор каждый год переиздаётся многотысячными тиражами.

Духи живут во времени; у них своя молодость, своя зрелость и своя старость». (П. Зюскинд. Парфюмер История одного убийцы)

Для написания истории о Жане-Батисте Гренуе, — главном герое произведения – автор изучал тонкости создания ароматов эпохи Просвещения и современности, а также лично побывал во всех местах, описанных в романе. Для наиболее точного воссоздания атмосферы Франции XVIII века автор изучил колоссальное количество исторических источников того времени.

Зюскинд сразу понял, что «Парфюмеру» суждено стать его главным произведением. Он говорил, что ничего похожего он не сможет создать: «Написать такой роман ужасно. Я не думаю, что я сделаю это ещё раз».

«В аромате есть убедительность, которая сильнее слов, очевидности, чувства и воли. Против неё нет средств». (П. Зюскинд. Парфюмер. История одного убийцы)

После «Парфюмера» свет увидели новые произведения Зюскинда, — новеллы и рассказы – которые коренным образом отличались от «Парфюмера». События в рассказах происходят в современный читателям период, и, если некоторые моменты в них и были неоднозначны, то никак не ассоциировались с «Парфюмером».

«Все несчастья человека происходят оттого, что он не желает сидеть у себя дома – там, где ему положено». (П. Зюскинд. Парфюмер История одного убийцы)

Наиболее популярными среди них стали «Голубка» (“Die Taube”) (1987) и автобиографическая, как утверждают филологи, «Повесть о господине Зоммере» (“Die Geschichte von Herrn Sommer”) (1991), также прославившие своего автора, хотя, быть может, и в меньшей степени.

Банальность – запомните это раз и навсегда! – это расхожая фраза, которая повторялась так часто, что окончательно утратила всякий смысл». (П. Зюскинд. Повесть о господине Зоммере)

В последующие годы журналисты всё чаще и чаще стали писать о том, что Зюскинд вообще ничего не пишет. Однако, например, в 2005 году свету видел фильм «О поисках любви», сценаристом которого выступил Патрик Зюскинд. Это особенно примечательно в свете того, что он отказался работать над фильмом, который сняли по его «Парфюмеру».

Вот, собственно, и всё, что мы знаем об этом удивительном писателе. Никто не знает, есть ли у Зюскинда семья и дети, где он отдыхает, что читает и читает ли вообще.

«Ах, да оставьте же меня наконец в покое!» (П. Зюскинд. Повесть о господине Зоммере)

Возможно, это стремление Патрика Зюскинда – избежать вмешательства посторонних в свою личную жизнь, уйти от мира сплетен, не впустить в свой мир лишних людей, — указывает на желание быть просто автором?

Ведь таким образом понять Зюскинда можно только посредством чтения его произведений – а что ещё нужно писателю?

Патрик Зюскинд

Биография

Патрик Зюскинд считал свой роман «Парфюмер. История одного убийцы» произведением, которое, «возможно, и читать-то не стоит», поэтому первоначально выпустили 10 тыс. экземпляров. Издателям хватило пары месяцев, чтобы понять — перед ними шедевр, который станет бессмертным. Сегодня «Парфюмер» переведен на 49 языков (включая «мертвую» латынь) и распродан тиражом в 20 млн копий. Несмотря на затворнический образ жизни, Патрик Зюскинд остается одним из самых известных германоязычных писателей.

Детство и юность

Будущий автор «Парфюмера» родился 26 марта 1949 года в немецкой коммуне Амбах, что около Мюнхена, в семье публициста Вильгельма Эмануэля Зюскинда, немца по национальности. Творческая жилка отца передалась обоим детям — Патрику и его старшему брату Мартину, который стал прославленным журналистом. Зюскинд — потомственный аристократ. В его роду есть теолог Иоганн Альбрехт Бенгель и композитор, пианист Иоганн Бренц.

Читать еще:  Традиции и обычаи канады. Традиции и культура Канады

Детство писателя прошло в баварском поселке Хольцхаузен. Здесь же юноша получил среднее образование: сначала в обычной школе, затем в гимназии. Говорят, однажды на уроке литературы в ответ на «уколы» учительницы Зюскинд заявил, что в будущем напишет книгу, которая обессмертит его имя. Как показывает биография писателя, предсказание сбылось.

Отслужив в армии после школы, Зюскинд в 1968 году поступил в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана на факультет средневековой и современной истории. За 6 лет учебы молодой человек так и не смог получить диплом.

В 1974 году при финансовой поддержке родителей Зюскинд переехал в Париж, где писал короткие художественные произведения и киносценарии. Ни один из родившихся тогда текстов не был опубликован. Некоторые задумки, сильно искаженные по сравнению с первоначальной версией, легли в основу сериалов «Монако Франц» (1983) и «Кир Рояль» (1986), фильмов «Россини» (1996) и «О поисках любви» (2005).

Прежде чем с головой окунуться в литературный мир, Патрик Зюскинд работал тренером по настольному теннису, менеджером в компании Siemens, пианистом в баре. Одним словом, перебивался случайными заработками, пока в начале 1980-х годов не родилась пьеса «Контрабас».

Книги

«Контрабас» изначально задумывался как радиопостановка, но превратился в полноценный моноспектакль о маленьком человеке. Премьера «Контрабаса» состоялась в сентябре 1981 года и пришлась по вкусу зрителю. Из сезона в сезон спектакль собирал полный зал. Так, в 1984-1985 годах постановку играли более 500 раз. Имя юного драматурга было на устах у членов немецкого и французского общества, что главным образом обеспечило популярность «Парфюмера».

Главный герой романа «Парфюмер. История одного убийцы» (1985) Жан-Батист Гренуй с детства обладал тонким обонянием, но вкупе с внешней уродливостью этот талант скорее пугал людей, чем удивлял. В основу романа легла реальная история Мануэля Бланко Ромасанта, первого серийного убийцы Испании. Под воздействием клинической ликантропии (мужчина думал, что превращается в волка) он погубил 13 человек. Из жира жертв убийца делал мыло.

Роман Патрика Зюскинда изначально выпустили тиражом 10 тыс. экземпляров, позже напечатали еще 150 тыс. книг. Сейчас «Парфюмер» является самым продаваемым произведением, написанным на немецком языке.

Экранизацию книги, которая держалась в списке бестселлеров 9 лет, ждал успех, однако Патрик Зюскинд целое десятилетие отказывался продавать права. Писатель считал, что единственный режиссер, который сможет верно донести замысел романа — это Стэнли Кубрик, создатель «Заводного апельсина» (1971) и «Сияния» (1980).

В 1999 году Кубрика не стало, и Зюскинд счел бессмысленным продолжать борьбу с режиссерами. В итоге права на съемку достались немцу Тому Тыкверу. Фильм обошелся в €50 млн — самый высокий бюджет в истории немецкого кинематографа — и вышел на большие экраны в 2006 году.

Творчество Зюскинда на «Парфюмере» не исчерпалось: появились рассказы «Голубка» (1987) и «Тяга к глубине» (1995), сборник «Три истории и одно наблюдение» (1995), эссе «О любви и смерти» (2006), но ни одно из этих произведений хотя бы на треть не сравнится с культовостью «истории одного убийцы».

Личная жизнь

Автобиографичным в «Повести о господине Зоммере» является образ не мальчика, а странного нелюдимого мужчины. Личная жизнь Патрика Зюскинда красочно намекает, что он сам бы не прочь несколько десятков раз повторить фразу: «Да оставьте же вы меня, наконец, в покое!». Ведь неизвестно, есть ли у писателя супруга и дети, где он живет, чем занимается.

Зюскинд настолько суров к границам личного пространства, что не соглашается на интервью и награды. Когда «Парфюмер» удостоился премии «За лучший дебют» в 1986 году, писатель не согласился ее принять, чтобы журналисты не смогли украсить его снимками передовицы газет.

Таня Граф, жена Патрика Зюскинда / Buch Markt

В медийном поле существует всего пара фото Патрика Зюскинда и 3 интервью, которые писатель дал в конце 1980-х годов.

В 2016 году Зюскинд женился на своей давней знакомой Тане Граф, с которой воспитывает сына. Супруга писателя тоже имеет отношение к литературе — она издатель и литературный агент.

Патрик Зюскинд сейчас

Предположительно, автор «Парфюмера» живет как отшельник в немецком городе Зехайм-Югенхайм, у озера Штарнбергер-Зе, либо во французской провинции Монтольё.

Из-за замкнутого образа жизни Патрик Зюскинд получил прозвища Писатель-фантом, Загадочный господин З., Закулисный гений. Действительно, немецкий мэтр так плотно опустил «железный занавес», что даже известие о его кончине может дойти до мира с запозданием.

Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/maritime507/post91721595/
http://dailyculture.ru/stati/bio/takoy_skrytnyy_patrik_zyuskind
http://24smi.org/celebrity/48451-patrik-ziuskind.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий