Тайны знаменитых картин. О чем кричит Мунк

На этой неделе в Третьяковской галерее откроется выставка норвежского художника Эдварда Мунка. Впервые его творчество, практически не представленное в российских собраниях, можно будет увидеть в Москве столь полно. Приедет и главный шедевр — «Крик», правда, не в основной версии. О том, сколько вариантов «Крика» существует, чем они отличаются и почему этот образ занял такое важное место в мировой культуре, — в материале «Известий».

Шепоты и «Крики»

Эдвард Мунк — без сомнения, норвежский художник № 1, так же как другой Эдвард — Григ — главный композитор. Но если Грига традиционно причисляют к романтикам и новатором не считают, поскольку на континенте этот стиль доминировал уже полвека, то Мунк, наоборот, опередил коллег из главных европейских центров искусства лет на 20. В Австрии, которая считается родиной экспрессионизма, он появился непосредственно перед Первой мировой войной — в начале 1910-х. Мунк же пришел к тем же принципам еще в начале 1890-х годов.

Манеру Мунка осторожно определяют как протоэкспрессионизм. Но на самом деле все темы экспрессионизма (сумасшествие, предчувствие глобальной катастрофы, тотальная безнадежность, тяга к убийству, болезненное восприятие своего и чужого тела) уже были сформулированы Мунком, причем в образцовых произведениях. Помимо «Крика» это, например, «Вампир» (вспомним одноименный фильм Карла Теодора Дрейера — шедевр уже киноэкспрессионизма), «Ревность», изображающая мужчину с безумными глазами, а за его спиной — любовников, «Красный плющ», где дом, увитый растениями, будто истекает кровью. (Все эти шедевры, кстати, можно будет увидеть на выставке.)

Но именно «Крик» стал ключевым экспрессионистским образом, который не только предвосхитил, но и пережил сам стиль, превзойдя в массовом сознании все более поздние его проявления как самого Мунка, так и художников других стран.

«Крик» существует в четырех цветных вариантах и одном — монохромном (литография). Первые два варианта датируются 1893 годом. Сначала художник создал изображение пастелью на картоне (именно оно и будет экспонироваться в Москве), затем — наиболее знаменитую версию маслом. В 1895-м появились два авторских повторения: еще одна пастель и литография. А в 1910-м — последний вариант маслом.

Семь лет назад поздняя пастель оказалась в центре общественного внимания, поскольку была продана на аукционе Sotheby’s за $119,9 млн — на тот момент абсолютный рекорд для публичных торгов. С тех пор он уже неоднократно превзойден, но, во-первых, «Крик» больше не появлялся на торгах и будь выставлен снова, вероятно, рекорд был бы зафиксирован опять. А во-вторых, не стоит забывать, что это все-таки авторское повторение, да еще и не маслом в отличие от всех остальных работ в этой ценовой категории (больше $100 млн).

Интересно и то, что ни одной другой картины Мунка в топе аукционных продаж не было. Следовательно, если в случае с произведениями Пикассо, Модильяни и, конечно, Леонардо да Винчи покупатели платят в первую очередь за имя художника, то «Крик» ценен сам по себе. В чем же его исключительная привлекательность?

Джоконда XX века

«Крик» традиционно называют вторым самым узнаваемым произведением живописи после шедевра Леонардо «Мона Лиза». То есть он впереди «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, «Возвращения блудного сына» Рембрандта, «Вавилонской башни» Брейгеля и других образов, уже многие века считающихся фундаментом европейской культуры. Почему? Возможно, потому, что ни одна другая картина не выразила в такой яркой и символичной форме самоощущение человека XX века — с его постоянным предчувствием или переживанием катастрофы, отчаянием и тотальной потерей душевного равновесия.

«Как-то вечером я шел по дороге — с одной стороны подо мной раскинулись город и фьорд. Я был уставшим и больным — стоял и смотрел на фьорд. Садилось солнце — облака окрасились красным — как кровь. Я почувствовал, будто природу пронзил крик — мне казалось, я слышал крик. И я написал эту картину — написал облака как настоящую кровь. Цвета кричали» — так сам Мунк изложил историю создания «Крика» в дневниках.

В этом описании уже сформулированы ключевые мотивы экспрессионизма: ирреальность, дисгармоничность мира («природу пронзил крик»), кровавые видения (вспомним, как Воццеку в одноименной опере Берга чудится кровавая луна), болезненность героя, невыносимость момента (судя по изображению, он слышит оглушающий крик)… Но важнее, что Мунк нашел идеальное визуальное воплощение своего чувства: центральный персонаж на мосту впечатывается в память зрителя своей деформированной головой и характерным жестом — удлиненными руками, обхватывающими голову. Портрет нарочито нереалистичный: то ли перед нами пришелец, то ли мы видим реального человека в галлюциногенном искажении… При этом собственно лица у него нет — и это усиливает ощущение кошмара.

Читать еще:  Скачать майнкрафт с версией 1.2 10.

Фон не менее значим. Залив на заднем плане будто становится продолжением головы центрального персонажа и образует «рождающуюся» из беззвучного крика петлю, «срифмованную» с кровавыми облаками. Тогда как мост, на котором стоит герой и, видимо, зритель, создает ощущение стремительного движения вперед — как будто мы проносимся по нему, а не стоим на месте. Это ощущение потери устойчивости, в буквальном смысле уходящей почвы из-под ног или стремительно уносящей героя — еще один типичный мотив экспрессионизма. Вспомним начало рассказа Франца Кафки «Сон» (1914), предвосхищающего роман «Процесс»:

На сочетании трех этих элементов — моста, воды, сливающейся с облаками, и центральной фигуры — построена композиция. Показательно, что во всех вариантах «Крика» эти компоненты присутствуют, то есть долгого поиска не было, как, видимо, и предварительных эскизов (если не считать таковым первое изображение пастелью). «Крик» стал гениальным озарением, и это тот редкий случай, когда даже в черно-белом варианте изображение сохраняет свою силу, несмотря на цветовую выразительность картины. Мунк это прекрасно понял и создал литографический вариант.

Кстати, цветные варианты отличаются по гамме. Главный «Крик» 1893 года из Национального музея Осло мрачнее, а повторение 1910 года из Музея Мунка светлее, но в нем сильнее неприятные зеленоватые тона. И общий характер более «галлюциногенный».

Кстати, вот еще одно подтверждение уникальности «Крика»: если мы посмотрим на другие самые дорогие картины, то увидим, что они совершенно немыслимы без цвета. «Крик» же покоряет своей простотой: цвет здесь может быть разным, а может его и вовсе не быть. И это стало залогом массового успеха произведения Мунка. Успеха, выходящего далеко за пределы арт-индустрии.

Мем Мунка

Мало какой визуальный образ пародировали и модифицировали так часто, как «Крик» (разве что «Мону Лизу»?). От серии принтов Энди Уорхола, который в 1984 году решил раскрасить литографию Мунка, до эмодзи в виде кричащего человечка, охватившего голову руками, — над «Криком» издевались все кому не лень. А еще можно вспомнить маску маньяка в серии фильмов ужасов Уэса Крэйвена «Крик», инопланетян в «Докторе Кто»…

В последние годы «Крик» и вовсе стал интернет-мемом: на место центральной фигуры фотошопные умельцы помещали Гомера Симпсона, героя Макколея Калкина из фильмов «Один дома»… А компания Adobe, производящая Photoshop, даже объявила конкурс на лучшую «фотожабу» картины Мунка.

Эдвард Мунк: «Я верю в русских». Семь удивительных фактов об авторе знаменитого «Крика»

Выставку Эдварда Мунка Третьяковка ждала долгие пять лет. Переговоры вечно затягивались, приходилось уступать место другим музеям. (В нашем сумасшедшем мире интерес к Мунку огромен). Но, наконец, свершилось. Ровно в середине весны, 15 апреля, в галерее в Лаврушинском переулке откроется выставка «ювелира безумия». Мы увидим более шестидесяти живописных, более тридцати графических работ, а также фотографии — знаменитые «селфи» Мунка (художник обожал фотографировать сам себя). Главным экспонатом станет, конечно же, легендарный «Крик», картина, ставшая мемом и известная не меньше леонардовской «Моны Лизы».

«Комсомолка» собрала подборку интересных фактов о новой выставке и о художнике.

1. Чем вызван знаменитый «Крик» Мунка.

Все мы помним персонажа, бросающегося с моста прямо на зрителя. По некоторым данным, прообразом страшного человека стала перуанская мумия. И кричит она не просто так, а испугавшись оранжево- красных облаков, редкого метеорологического явления, свидетелем которого стал художник в 1893 году. Ученые до сих пор спорят, чем были вызваны такие облака. Основная версия — последствия извержения вулкана Кракатау в Индонезии , случившееся за семь лет до написания картины. По крайней мере, такой версии придерживается комиксист Стеффен Квернелан, чей комикс про Мунк а выпустили к выставке. «Облака пепла достигли Норвегии , где наблюдались необыкновенно красные закаты. Люди впадали в панику, кричали, что небо окрасилось кровью и грядет конец света. Гиперчувствительный Мунк с бодуна перевозбудился», — гласят подписи к картинкам комикса.

2. В Третьяковку приедет первый «Крик».

Поскольку Мунк очень любил свои работы и считал, что их должно быть побольше (чтобы любимая картина всегда была перед глазами), он часто делал копии своих картин. Например, одного только «Крика» существует четыре версии, написанные за семнадцать лет, начиная с 1893 года. Все они имеют свою интересную историю. Один из «Криков» воровали из музея Мунка и сильно повредили, другую работу — продали на аукционе в 2012 году за 120 миллионов долларов (это всего в три раза дешевле самой дорогой картины в мире — «Спасителя мира» Леонардо). В Москву приехал самый первый «Крик», выполненный пастелью.

Да, кстати, все это время мы называем работу художника неправильно. «Крик» на самом деле не «Крик», а «Крик природы».

3. Перед смертью Мунк читал «Бесов» Достоевского.

Знаменитый норвежец был большим фанатом нашего Федора Михайловича. Помня это, организаторы выставки в Третьяковке посвятили часть выставки теме «Мунк и Достоевский » и представили книги Достоевского из личной библиотеки Мунка на немецком и норвежском языках. Также зрители увидят целый ряд работ, словно бы иллюстрирующих произведения русского классика. Подобно Федору Михайловичу, Мунк считал: «настоящее искусство создаётся лишь ценой утраты мира и гармонии».

4. Мунк ненавидел писать руки.

Художник не писал руки и страшно раздражался, если собеседник перебирал пальцами во время разговора. Вообще-то, у Мунка было много странностей. Например, он боялся темноты и поэтому никогда не выключал свет в доме, он панически боялся заболеть бронхитом и поэтому температура в комнатах не опускалась ниже 22 градусов (к слову, умер он именно от осложнений бронхита). Но раздражение по поводу рук носило объективный характер. Его не слишком адекватная подруга однажды решила покончить жизнь самоубийством и приложила пистолет к сердцу. Мунк, как настоящий мужчина, возложил свою руку на женскую грудь, оградив ее от дула пистолета. Однако дама все равно выстрелила. Она не погибла, а вот средний палец художника остался изуродованным. Так к странностям Мунка прибавилась еще одна: он никогда не снимал перчаток.

Читать еще:  Герои фильма джек воробей. Джек воробей

5. «Приветствую вас как величайшего художника Германии», — такую телеграмму получил Мунк от Геббельса на свой 70-летний юбилей.

Однако художник не купился на ласковые слова. Зная толк в психических заболеваниях, он называл Гитлера сумасшедшим и говорил, что диктатору не по силам одолеть Россию . «С Англией он, может быть, справится. Америку же никогда не победит. А я верю в русских. Они всегда были хорошими воинами».

6. «Немного грязи и дыр пойдут на пользу моим картинам».

Критики называли работы Мунка «тусклыми», но иначе и быть не могло. Он вечно экспериментировал: разбавлял масляные краски мелом, пробовал в качестве связующих веществ казеин и костный клей. Один из любимых приемов состоял в «лечении» полотна светом: выставляешь полотно в палисаднике, и ждешь, когда солнце и дождь его отшлифуют.

«Мои картины нуждаются в солнце, грязи, дожде. Да, немного грязи и дыр пойдут им на пользу», — приговаривал Мунк.

С разнообразием приемов художника можно будет знакомиться на выставке. Как сказала норвежский куратор с непроизносимым именем, задача московской выставки как раз и состоит в том, чтобы показать, какой Мунк все-таки разный.

7. Мунка очень любили женщины.

Импозантный норвежец слыл самым красивым мужчиной Осло , но женщины его обожали не за красоту, а за то, что он вызывал у них желание его опекать. Мунк казался слабым и беззащитным интровертом. Мог прийти на званый ужин со спичками, вставленными в манжеты (не для эпатажа, а потому, что потерял запонки). Мог встать с бокалом, чтобы произнести тост, но забыть, зачем встал и не произнести ни слова. Мунк знал, что нравится женщинам, но не всегда вел себя как галантный кавалер. Он мог написать страшный-престрашный портрет и сказать заказчице: «Ну да, это все потому, что вы страшная и злая. Но картина-то все равно хорошая». В процессе интимных сцен взыскательный художник внимательно следил за изменением цвета лица партнерши. «После совокупления мужчина чувствует себя усталым. Женщина хочет говорить. У мужчины лицо становится серым, глаза — усталыми и пустыми. Женщина становится золотисто-румяной», — писал он. Чего удивляться, что в любовных отношениях Мунк был несчастен и умер холостяком.

КСТАТИ

Незадолго до открытия выставки Мунка, в Третьяковке открылась небольшая выставка работ художника Бориса Голополосова (1900 -1983) «Головой о стену». Вряд ли кто-то когда-то слышал об этом художнике: он фактически прекратил заниматься искусством в 1937 году, и до восьмидесятых годов зарабатывал на жизнь тем, что малевал портреты Ленина в кабинеты советских начальников. Третьяковка, по сути, вернула Голополосова из небытия, открыла заново.

Голополосова по праву можно было считать русским Мунком и распиарить, как Мунка. То, что было создано мастером до 1937 года — впечатляет. Портреты сумасшедших, страшные пауки, загадочные тонконогие существа, напоминающие появившихся гораздо позднее горлумов или тюрликов Гелия Коржева (такое существо изображено на картине «Головой о стену», ставшей главной работой выставки).

— Надо же, мы и не думали, что в советском Союзе был экспрессионизм, — удивлялись посетители выставки.

— Мы тоже, — отвечал куратор выставки, научный сотрудник Третьяковки Сергей Фофанов.

Посещая выставку Мунка, не упустите возможность сравнить работы норвежца с работами его коллеги из Советского Союза.

Читайте также

Утверждено жюри «Самой красивой страны»

Фотоконкурс Русского географического общества будут судить фотографы, актеры, музыканты и другие знаменитости

Оскар-2020: все победители 92-й церемонии

Что собрали «Паразиты» и какой фильм признали самым красивым на Оскар-2020

На «Оскаре» такое впервые: пять причин громкого успеха «Паразитов»

Впервые за 90 с лишним лет кинопремии лучшим фильмом стала неанглоязычная картина. В чем успех южнокорейского фильма, разбирался наш эксперт Стас Тыркин

Почему «Паразиты» получили «Оскара»

Правда в том, что никто этого так и не понял, считает наш обозреватель Сергей Селедкин

Правда ли, что фильм «Паразиты» был лучшим в прошлом году

Наш колумнист объясняет, почему работа режиссера Пон Чжун-Хо не открывает новых горизонтов

«Он боролся с раком с 2014-го года. Никто об этом не знал»: Ушел из жизни автор музыки к «Республике ШКИД», композитор Сергей Слонимский

Прославленному маэстро было 87 лет. Последние дни он провел в петербургском НИИ имени Вердена

«Нам приходилось засыпать все искусственным снегом»: На премьере фильма «Лед 2» актер Александр Петров рассказал о трудностях съемок

В Нижнем Новгороде актера пригласили в состав команды ХК «Торпедо» [фото, видео]

На «Оскаре» впервые за 92 года выступит певица из России

Джазовая звезда Анна Бутурлина исполнит саундтрек из мультфильма «Холодное сердце 2»

В США назвали худшие фильмы прошлого года: на «Золотую малину» претендуют «Кошки», Сталлоне и Траволта

А «Джокер» номинирован в категории «Самое безответственное и неуважительное отношение к человеческой жизни и общественному имуществу»

Кто победит на «Оскаре-2020»: Брэд Питт, открывай шампанское!

Обозреватель «КП» предсказывает, кому достанутся главные кинонаграды Солнечной системы

Борис Пастернак. Вовремя доставший чернил

10 февраля — 130 лет со дня рождения поэта

Дарья Донцова больше не самый популярный писатель в России

«Королеву иронических детективов» впервые за долгие годы обошел «король ужаса» Стивен Кинг

Валерий Гаркалин попал в больницу с подозрением на пневмонию

65-летнего артиста положили в стационар

Со старинным альтом обошлись хуже, чем с толстым котом: в Домодедово задержали инструменты российских музыкантов

Из-за проблем на таможне исполнители отказываются от старинных альтов и скрипок в пользу современного ширпотреба

Дарья Михайлова: «Если мужчина постоянно изменяет, а женщина продолжает за него цепляться, мне это непонятно»

В театре «Человек» вышел моноспектакль по пьесе Елены Исаевой «Тюремный психолог». Режиссер-постановщик и исполнитель — актриса Дарья Михайлова

Читать еще:  Кто говорил фразу не верю. Кто сказал «Не верю

«Мы с женой вдвоем родители Ёжика и Лошадки»: в Минск приехал папа «Ёжика в тумане» Юрий Норштейн

Знаменитый художник-мультипликатор раздает автографы на книжной выставке и удивляется, что все признаются в любви к его герою

Он выжил в катастрофе вертолета, пережил инсульт и смерть сына. Легендарный «Спартак» Кирк Дуглас ушел из жизни в 103 года

«КП» рассказывает историю легендарного актера, чьи родители бежали в начале 20 века из Российской империи [видео]

Сергей Есенин, умерший почти сто лет назад, завёл личный аккаунт в Instagram

В создании странички ему «помогла» тюменская учительница Алия Исалимова [фото]

Возрастная категория сайта 18+

Символика чистого ужаса: кто и о чем кричит на картине Эдварда Мунка

Пятнадцать тысяч человек примут участие в параде Победы в Москве

Уголовное дело возбудили после гибели российских детей в Таиланде

Самый большой аквакурорт в России построят в Москве

Хоакин Феникс получил «Оскара» за роль Джокера

Десант скоморохов и блины с историей: как пройдет «Московская Масленица»

Минобороны опубликовало редкие снимки освободителей Европы

МВД Казахстана озвучило причину беспорядков

Любит поцелуи и боится спирта: как можно заразиться коронавирусом

О каких заболеваниях могут говорить «признаки беременности» Бузовой

Дмитрий Нагиев назвал три главных качества красивого мужчины

«Хочется послать Пригожина»: Валерия устроила перепалку с мужем

Ученые подсчитали сроки пика распространения коронавируса

Юрий Лоза озвучил размер своей пенсии

Нарколог назвал виды спиртного, с которых начинается женский алкоголизм

Муромов обвинил Пугачеву в своей загубленной карьере

Символика чистого ужаса: кто и о чем кричит на картине Эдварда Мунка

21:40 ● 18 апреля ●

Картина «Крик» — обессмертившая имя Мунка — также будет представлена на экспозиции в одной из четырех вариаций

ФОТО: Фотография с официального сайта «Артхив» https://artchive.ru/

В Третьяковской галерее открылась персональная выставка художника Эдварда Мунка, в которую вошли порядка 70 живописных и 30 графических произведений. Среди выставочных экспонатов присутствует и одна из четырех версий самой известной картины художника — «Крик». О чем же кричит одинокий силуэт на картине — попытался выяснить корреспондент «Вечерней Москвы».

Для одних, как говорит куратор выставки Татьяна Карпова , картина «Крик» являет собой символику чистого ужаса. На полотне видно существо, отдаленно напоминающее человека, извивающееся подобно червю и имеющее только широко открытые глаза и рот. Но при этом крик издает не фигура, а сама природа, персонаж только закрывает уши, спасаясь от этого звука.

Такая интерпретация связана с дневниковыми записями самого Эдварда Мунка, датированными 1890–1892 годами. Предположительно, во время прогулки с друзьями он стал свидетелем редкого атмосферного явления — перламутровых облаков. Это, как говорят некоторые, последствие извержения Кракатау Индонезии настолько потрясло художника, что он оставил в своем дневнике следующие строки:

«Небо вдруг стало кроваво-алым

Я оперся на изгородь и — смертельно усталый — смотрел

На пламенеющие облака, как кровь и меч над городом — над иссиня-черным фьордом и городом

Мои друзья ушли; я стоял там, дрожа от ужаса, и

Почувствовал этот мощный, бесконечный крик силы природ» (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. «ВМ»).

Впрочем, не все связывают «Крик» Эдварда Мунка с ужасом. Свою точку зрения «Вечерней Москве» озвучила эксперт премии Кандинского, заведующая кафедрой всеобщей истории искусств Российского государственного гуманитарного университета Красимира Лукичева:

— Мунк — художник-символист и принадлежит этому жанру. Мне кажется, в «Крике» не стоит искать метафоры и значения в обыденном плане. Наверное, одной из главных особенностей Мунка как живописца является то, что в своем жанре он открыл новый ракурс, касающийся проблем экзистенциального плана. Он оригинален не только как живописец, но и как художник-мыслитель.

Искусствовед отметила, что во всей остроте здесь стоит проблема человека, осознающего основное противоречие своего бытия, которое всегда конечно и исполнено мучений и страданий. И герой картины внезапно открывает это для себя, останавливается в потрясении, и его душа, и он сам издают этот крик.

— К сожалению, к нам приехала не самая красочная версия картины, в оригинале больше красного цвета. Та, что висит в Третьяковке, более холодная, но выражает она те же чувства и идеи, — добавила художник.

Эдвард Мунк в 1912 году

ФОТО: Wikipedia / Общественное достояние

Как считает Красимира Лукичева, искусство всегда говорило о человеке, о жизни и смерти, но делало это по-разному. Но такая правдивость, с которой художник ставит перед зрителем экзистенциальные проблемы страха, безусловно обладает огромной новизной.

Представляя себе экзистенциальные ужасы, которыми наполнена работа Мунка, многие москвичи задаются вопросом, а не способна ли такая необычная картина повредить психическому здоровью окружающих. Тем более что вокруг полотна уже долгое время ходят слухи о проклятии. Люди, которые не самым бережным образом обходились с «Криком» или даже просто ненароком касались его, неизменно погибали или становились калеками.

Впрочем, как сказал «Вечерней Москве» клинический психолог, писатель и телеведущий Михаил Хорс , от разового лицезрения полотна вы вряд ли захотите немедленно бежать записываться на прием к психиатру.

— За детей родители могут особенно не беспокоится и уверенно вести на выставку. Им не столько важно то, что они видят, так как система оценок толком еще не «настроена». Дети полагаются в основном на толкования. Увидев «Крик», они не знают, страшная она или нет. Если только родители им не объяснят. А вот взрослые, причем не обязательно с расшатанной психикой, но и в периоды личностных кризисов, способны попасть под влияние. Но если на таком контенте останавливать внимание регулярно, то произойдет «научение» нашего бессознательного, и оно начнет подталкивать нас к похожим образам, — пояснил Михаил Хорс.

Говоря о психическом состоянии самого Мунка, Михаил Хорс подчеркнул, что с творческими людьми сложно что-то утверждать конкретно, лучше обратить внимание не на само творчество, а на поступки художника. Если человек отрезает себе ухо ради создания автопортрета, то с ним определенно что-то не в порядке. А вот если творец рисует будоражащие образы, то это вполне может быть попыткой эпатировать публику, дать то, чего она еще не видела.

Источники:

http://iz.ru/867368/sergei-uvarov/krik-v-vechnost-pochemu-shedevr-edvarda-munka-stal-stol-populiaren
http://www.kp.ru/daily/26966/4021614/
http://vm.ru/culture/693972-simvolika-chistogo-uzhasa-kto-i-o-chem-krichit-na-kartine-edvarda-munka

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий