Сыромятниковой «Первые зрители». Урок русского языка

описание картины Сыромятниковой «Первые зрители»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №79

Конспект урока по русскому языку

«Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

учитель русского языка и литературы

Коновалова Галина Васильевна

Тема: Подготовка к сочинению — описанию по картине

Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

  1. Продолжить формировать умение составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.
  2. Продолжить знакомить учащихся с особенностями художественного описания картины.
  3. Знать композицию рассказа-повествования, его языковые особенности.
  4. Уметь создавать рассказ-повествование на основе изображённого на картине.
  1. Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника.
  2. Развивать мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.
  1. Воспитывать интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В.Сыромятниковой.

Оборудование: репродукции картин Сыромятниковой Е.В. на доске; репродукция картины «Первые зрители» в учебнике, памятки «Как работать в группе» и «Рабочий словарик», листы бумаги (формат А-4, А-3), фломастеры, магниты, учебник «Русский язык. 6 класс» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), компьютер, аудиозапись музыки (длительность — 4 мин).

Запись на доске:

а) число, тема урока;

б) запись слов: выставка, живопись, живописец, картина, кисть, мастерская, мольберт, палитра, подрамник, холст, этюдник, этюд;

в) план сочинения;

г) домашняя работа.

— Здравствуйте, уважаемые зрители! Я не оговорилась! Именно «зрители»! Тот, кто смотрит концерт, спектакль, является зрителем. Я хочу, чтобы вы почувствовали себя не учениками и учителями, а актёрами и зрителями.

— Обратите внимание на то, что и картина, по которой мы будем работать, называется «Первые зрители».

  1. Сообщение темы и цели урока.

— Тема урока: Подготовка к сочинению — описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

— Мы будем учиться составлять текст по картине, подбирать нужные для сочинения слова, вспомним композицию рассказа-повествования.

— Но картина, о которой мы будем с вами говорить сегодня, не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить.

  1. Знакомство с творчеством художника.

— Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнавали как можно больше об авторе, то есть о художнике.

— По сложившейся традиции познакомимся с самим автором. А познакомит нас с творчеством художницы Исаев Максим.

Сыромятникова Екатерина Васильевна 24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года. Постоянный экспонент московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.

После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ. Был издан каталог. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.

Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма, однако от произведения к произведению стиль работ неуловимо менялся, создавая особое настроение.

Картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» посвящена творчеству, точнее, сотворчеству. Создателю любого произведения, будь то роман, музыкальная пьеса или живописное полотно, требуется зритель, который и смог бы оценить творение.

— Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения.

— Вспомните, как называется первая часть сочинения?

— Что будем писать в первом пункте плана?

( I. Екатерина Васильевна Сыромятникова – личность художника.

или: Е.В.Сыромятникова – автор картины «Первые зрители»).

— Сначала я хочу, чтобы вы объяснили лексическое значение слов, которые используют в своей речи художники.

— Как называются слова, используемые людьми той или иной профессии?

( Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности.)

— Сейчас мы будем рассматривать репродукцию картины «Первые зрители» и попутно объяснять лексическое значение слов, которые будем использовать в сочинениях. Вы можете пользоваться «Рабочим словариком».

  1. Работа над репродукцией картины «Первые зрители».

Составление примерного плана сочинения.

а) — Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.

(Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)

— Что такое мольберт ?

( Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.)

— Что такое палитра ?

( Палитра – небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца. А также палитрой называют подбор красочных сочетаний в картине художника.)

— Как вы понимаете значение слова подрамник ?

( Подрамник – остов, на который натягивается холст для живописной работы.)

б) — Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.

(В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.)

— Что такое этюдник?

( Этюдник – специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе.

Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.)

в) — Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?

(Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Скорее всего – природу, возможно, ту, что видна из окна. Возможно, букет полевых ромашек, стоящий около мольберта.)

Читать еще:  Что значит и тебе не хворать.

— Что мог наблюдать художник из своего окна?

(Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые с коричневым стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.)

г) — В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.

Что так заинтересовало ребят в комнате художника?

(Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то интересное для себя. Может быть, это кошка живописца, а может – другая картина. Другой мальчик – он постарше, брюнет, на нём бело-голубая футболка – с любопытством рассматривает обращённый к нему холст – на губах лёгкая улыбка, в глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера.)

д) — Что изображено за окном?

(За окном – ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.

— Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?

— Что запишем во второй части?

( II. Описание картины:

а) обстановка комнаты художника;

б) картина художника;

г) первые зрители.)

е) — Попытайтесь передать общее настроение картины.

(Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – летнее, приподнятое, жизнерадостное.)

— Что мы должны отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего сочинения?

(Пока у художника есть зрители, пусть даже такие юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.)

— Как называется третий пункт плана?

— Как мы его назовём?

( III. Общее настроение картины и её идея.)

— Из ваших высказываний можно сделать следующий вывод.

Во-первых, картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» необычна прежде всего по жанру. Здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.

Во-вторых, мы можем придумать рассказ-повествование от трёх разных лиц: самой Е.В. Сыромятниковой ; неизвестного художника , хозяина мастерской, и заглядывающих в окно мальчиков .

— Попробуйте придумать маленький рассказ-повествование от разных лиц:

1-я ряд – от лица Екатерины Васильевны Сыромятниковой,

2-я ряд – от лица художника,

3-я ряд – от лица мальчиков.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— У вас на столах лежат листы формата А-3 и фломастеры. Подумайте, что бы вы нарисовали на картине, если б были художниками?

— Нарисуйте, какую-нибудь деталь картины за время звучания мелодии.

Звучит спокойная музыка. Дети рисуют элементы картины.

— Я хочу обратить ваше внимание на то, что на страницах учебника рядом с репродукцией находятся фрагменты картины. Е.В. Сыромятникова изобразила на палитре те оттенки красок, которые использовала сама для написания картины «Первые зрители». Они создают светлое, радостное настроение.

— Теперь посмотрим, какое настроение вызовут ваши оттенки красок. Какие оттенки красок использует художница при написании картины (светлые, яркие, жизнерадостные).

VI Выставка рисунков детей (с комментарием)

— Мрачные, тёмные тона говорят о том, что художника что-то волнует, беспокоит, а может быть у него плохое настроение.

— По вашей цветовой гамме можно сказать, что у вас хорошее, радостное настроение.

— А вот что, ребята, увидел на этой картине поэт Игорь Брумер:

Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.

Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.

В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, — слышишь,
чтоб красоту не извести.

Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.

  1. Итог урока. Самоанализ детей.
  1. Что я сегодня узнал нового на уроке.
  2. Чему я сегодня научился.
  3. Какую информацию я хочу еще получить.
  4. Смогу ли я написать сочинение — описание дома на черновике.

9. Домашнее задание. Написать сочинение на черновике.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Интернет-источники:
  1. Текст стихотворения Игоря Брумера http://www.stihi.ru/2009/02/18/5905
  2. Данные о художнике http://oriolablog.ru/sochinenie-po-kartine-e-v-syromyatnikova-pervye-zriteli

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению по картине.

Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Урок развития речи по картине в 6 классе (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.).

Данной разработкой можно восползоваться при подготовке к уроку русского языка в 6 классе.

Урок в 6 классе (КРО) по русскому языку.Тема: « Подготовка к сочинению по картине Екатерины Васильевны Сыромятниковой « Первые зрители»» Цели и задачи: — продолжить знакомство со словарём художни.

Эта работа ученицы 6 класса, которую можно использовать для примера на уроке или для анализа.

Задачи урока:• знать тип текста – повествование;• знать композицию рассказа-повествования;• уметь подбирать нужные для описания слова;• уметь создавать рассказ-повествование;• развивать речь учащихся.

ТЕМА. Подготовка к сочинению – описанию по картине Сыромятниковой «Первые зрители».Цели урока.Образовательная.Развивать умение описывать художественное полотно.Повторить особен.

Сочинение-рассуждение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители». 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Программа: общеобразовательная М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Тростецова и др.

Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Тростецова и др. «Русский язык 6 класс».

Место урока в программе: Раздел: Местоимение. Урок развития речи.

Форма урока: Урок разработан в рамках технологии развития речи.

Количество часов в неделю: 6 часов.

Этапы урока:

  1. Этап актуализации.
  2. Структура сочинения-рассуждения.
  3. План работы над сочинением-рассуждением.
  4. Загадка картины «Первые зрители» художницы Е.В. Сыромятниковой.
  5. Работа с картиной. Подбор рабочих материалов к сочинению-рассуждению по картине.
  6. Работа с черновиками сочинения-рассуждения (по шаблону).
  7. Чтение вслух сочинения-рассуждения.

Оборудование к уроку:

  1. Плазменный телевизор.
  2. Ноутбук.
  3. Презентация к уроку.

Цель урока: Актуализировать уже имеющиеся знания, умения, навыки для построения текста-рассуждения.

Перед нами стоят задачи:

  • использовать изобразительно-выразительные средства языка;
  • раскрывать творческие способности и образно мыслить;
  • учиться выражать собственную позицию и аргументировать её.

Читать еще:  Анна Зегерс. Биография и обзор творчества

Ход урока

I. Вступление.

Сегодня мы будем разгадывать тайну картины Елены Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители».

Тема урока: сочинение-рассуждение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

II. Структура сочинения-рассуждения.

Структуру сочинения-рассуждения можно изобразить схематично. Мы с вами её уже знаем. Нарисуйте на доске (Приложение 1).

Итак, заявив тезис, мы его рассматриваем с разных сторон, высказываем аргументы. Это самая большая часть работы, недаром она называется основной. С каждым абзацем мы приближаемся к решению заявленной в нашей работе проблемы или тезиса.

  • Абзац – это этап пути, по которому движется наша мысль. Сколько абзацев в сочинении-рассуждении? (ответ: 3 абзаца)
  • Тезис и вывод не должны превышать треть от всего объема сочинения.
  • Вывод – это обязательная часть, придающая законченный вид. В выводе содержится то, ради чего, собственно, и пишется сочинение. Значит, структура нашего сочинения-рассуждения – это … продолжите. (ответ: тезис, аргументы, вывод)
  • Сколько аргументов должно быть? Аргументов должно быть обязательно два.

Например: Тема «Я – болею».

– Что требуется доказать?

– Аргумент 1 – у меня высокая температура.

– Аргумент 2 – меня знобит.

– Аргумент 3 – заложен нос.

– Аргумент 4 – я кашляю.

Вывод: Да, я действительно болею.

Если мы делаем вывод на основе одного аргумента, то наш вывод не является объективным.

III. План работы над сочинением-рассуждением.

Чтобы раскрыть тему сочинения-рассуждения логично и убедительно, необходимо использовать план.

Каков план работы над сочинением-рассуждением?

  1. Называем тему (Сочинение-рассуждение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»).
  2. Нашим тезисом будет ответ на вопрос «Что увидели мальчики»?
  3. План написан на доске и у каждого есть шаблон (Приложение 2).

IV. Загадка картины «Первые зрители» художницы Е.В. Сыромятниковой.

Сейчас начинается самая интересная часть нашего урока.

Картина в картине! С таким мы сталкиваемся впервые. Каждый из вас выдвинет свой собственный тезис – что же изображено на картине, которая стоит на мольберте? Что увидели первые зрители?

(У каждого учащегося есть репродукция из учебника и большая репродукция на TV).

Перед нами картина Екатерины Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители». Это художница из Украины, член Союза Художников. Окончила Московский художественный институт имени Сурикова. Участница многих зарубежных и российских выставок. Сейчас её работы приобретены в частные коллекции, поэтому малоизвестны.

V. Работа с картиной. Подбор рабочих материалов к сочинению-рассуждению по картине.

Мы с вами видим одну из ранних картин художницы «Первые зрители».

Итак, на картине есть пейзаж за окном, натюрморт – букет ромашек, интерьер комнаты, два мальчика. Очень хочется заглянуть за мольберт и увидеть то, что видят мальчики. Наверное, ребята живут где-то рядом. Они выбрали момент, когда художник вышел из комнаты, и подбежали к окну. Такие картины всегда привлекательны для зрителя – хочется разгадать её тайну, загадку. Ведь настоящее мастерство – это всегда тайна.

К этому полотну поэт Игорь Брумер написал стихотворение:

Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.
Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.
В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, – слышишь,
чтоб красоту не извести.
Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.

VI. Работа с черновиками сочинения-рассуждения (по шаблону).

Перед вами лист индивидуальной работы. Сейчас мы приступим к заключительной части нашего урока – к написанию сочинения-рассуждения. Этот лист – черновик. Приступайте к работе. Какие слова вы не будете переписывать в чистовик? (Вступление, Аргументы, Вывод).

Будьте внимательны! Делайте все тщательно и неторопливо. Главное правило, если есть вообще какие-то правила творчества, – это верить себе и быть искренним. Успехов!

VII. Чтение вслух сочинения-рассуждения.

Чтение вслух написанных учащимися черновиков сочинений-рассуждений.

Домашнее задание: Написать чистовики. Можно их художественно оформить.

Конспект урока русского языка по теме: Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

Конспект урока по русскому языку в 6 классе.

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Продолжить формировать умение составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.

Продолжить знакомить учащихся с особенностями художественного описания картины.

Знать композицию рассказа-повествования, его языковые особенности.

Уметь создавать рассказ-повествование, на основе изображённого на картине.

Подготовить обучающихся к самостоятельному письменному сочинению по картине;

Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника.

Ввести в словарь школьников слово «анималист», «акварель», «наводнение», «паводок»;

Развивать мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.

Воспитывать интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В. Сыромятниковой.

Создание ситуации успеха на уроке, положительного эмоционального настроя, физкультминутка, гимнастика для глаз

Оборудование: репродукции картин Сыромятниковой Е.В. на доске; репродукция картины «Первые зрители» в учебнике, памятки «Как работать в группе» и «Рабочий словарик», фломастеры, магниты, учебник «Русский язык. 6 класс» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.), компьютер.

Запись на доске:

а) число, тема урока;

б) карточки со словарём: выставка, живопись, живописец, картина, кисть, мастерская, мольберт, палитра, подрамник, холст, этюдник, этюд;

в) план сочинения;

г) домашняя работа.

• знать тип текста – повествование;

• знать композицию рассказа-повествования;

• уметь подбирать нужные для описания слова;

• уметь создавать рассказ-повествование;

• развивать речь учащихся, мышление и творческое воображение детей;

• способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства.

1.Орг.момент. «Минута доброты».

На экране картинка с надписью «Хорошего дня!»

-Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит ХОРОШЕГО дня? Это значит, я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.

Читать еще:  Русские пословицы и поговорки.

2.Сообщение темы и цели урока.

Р а з г о в о р к у р о к у.

— Что такое описание? (Тип речи).

— Какие ещё типы речи знаешь? (повествование, рассуждение).

— Над какими видами описаний мы работали в этом году?

(Описание природы, помещения, предмета).

— Картина, по которой мы будем работать, называется «Первые зрители».

— Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

— Работа нам предстоит серьезная, но уже знакомая. Давайте вспомним, чем мы занимались раньше, описывая картины, и поставим перед собой цели. (Мы будем учиться составлять текст по картине, подбирать нужные для сочинения слова, вспомним композицию рассказа-повествования и т.д.)

3.Знакомство с творчеством художника.

— Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнавали как можно больше об авторе, то есть о художнике.

Сообщения заранее подготовленных учащихся.

Сыромятникова Екатерина Васильевна родилась24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года.

После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ. Был издан каталог. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.

Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая.

Картина Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» посвящена творчеству. Создателю любого произведения требуется зритель, который и смог бы оценить творение.

— Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения.

— Вспомните, как называется первая часть сочинения?

— Что будем писать в первом пункте плана?

( I .Екатерина Васильевна Сыромятникова – автор картины «Первые зрители»).

4.Работа над репродукцией картины «Первые зрители».

Составление примерного плана сочинения.

— Впишите в слова пропущенные буквы:

Жив..пись, п..йзаж, пр..изведение иску(?)тва, из.. бражен, м..льберт, п..драмник, п..литра, к..л..рит, восх.. тительный, заворожё(?)ый, п..ражённый.

2) — Картина, о которой мы будем с вами говорить сегодня, не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить.

— Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.

На переднем плане справа расположен…

Задний план занимает…

(Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)

Мольберт–подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.

— Что такое палитра?

Палитра–небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца.

— Как вы понимаете значение слова подрамник?

Подрамник–остов, на который натягивается холст для живописной работы.

а)- Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.

(В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.)

— Что такое этюдник?

Этюдник– специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда.

Этюд–рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.

) — Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?

(Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Скорее всего – природу, что видна из окна. Возможно, букет полевых ромашек, стоящий около мольберта.)

— Что мог наблюдать художник из своего окна?

(Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые с коричневым стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.)

в) — В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.

Что так заинтересовало ребят в комнате художника?

Герои картины — мальчики (ребята). Старший … (какой?). Младший парнишка … (какой?)…

(Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то интересное для себя. Может быть, это кошка живописца, а может – другая картина. Другой мальчик – он постарше, брюнет, на нём бело-голубая футболка – с любопытством рассматривает обращённый к нему холст – на губах лёгкая улыбка, в глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера.)

г) — Что изображено за окном?

(За окном – ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.)

— Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?

— Что запишем во второй части?

а) обстановка комнаты художника;

б) картина художника;

г) первые зрители.)

д)- Попытайтесь передать общее настроение картины.

— Выразите своё отношение к герою, к картине. Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.

Художник (живописец, автор) добивается … (какого?) настроения…

Чем? (яркостью красок, выбором палитры, четкостью деталей …)

(Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – летнее, приподнятое, жизнерадостное.)

— Что мы должны отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего сочинения?

(Пока у художника есть зрители, пусть даже такие легкомысленные и юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.)

— Как называется третий пункт плана?

— Как мы его назовём?

Картина Сыромятниковой «Первые зрители» необычна: здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.

Возвращение к эпиграфу урока.

Итак, мы возвращаемся к нашему эпиграфу. Как вы считаете, достигли ли мы своих целей? Можем ли мы ответить на три вопроса: что писать, как писать и для чего писать?

Рефлексия: (использование сигнальных карточек)

Понравился ли вам урок?

Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.

1.Довольны ли вы своей работой в течение урока?

2.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?

3..Какая форма работы вам понравилась больше?

4.Что вызвало затруднения?

5.Что нового и интересного узнали на уроке?

7.Выставление оценок. Объяснение домашнего задания:написать сочинение на черновике.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/02/08/kospekt-uroka-sochinenie-po-kartine-syromyatnikovoy-pervye
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/615354/
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/russkij-jazyk/129193-konspekt-uroka-russkogo-jazyka-po-teme-podgot

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий