Спутник жизни гертруды стайн. Джеймс Р

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Салон Лео и Герты

Гертруда родилась в Пенсильвании, в состоятельной еврейской семье. Родители девочки были интеллигентной парой выходцев из Германии. Своим детям они дали разностороннее образование. Дети были очень дружны между собой, особенно, Герта и Лео, который был старше сестры на два года. Эту привязанность они сохранят на долгие годы. Гертруда училась в Кембридже на факультете психологии, затем — на медицинском в Балтиморском Университете.

Когда Герте было 29 лет, умер ее отец, оставив очень солидное наследство, что дало возможность его детям заниматься любимым делом. Так и не получив медицинского образования, девушка отправляется в Париж, к своему любимому брату Лео. Стайны отлично разбираются в искусстве, а капитал отца помогает начать новое дело и коллекционировать картины. Вместе они открывают у себя в доме художественно-литературный салон.

В салоне собираются непризнанные в то время поэты и писатели, здесь экспонируются картины художников, имена которых вскоре будут известны во всем мире. А пока первыми ценителями и критиками становятся Лео и Гертруда. Тогда же девушка начинает свою писательскую деятельность, проникшись духом новых, почти революционных течений в искусстве. Ее творчество того периода принято считать спорным. Даже брат относился к писательству Гертруды очень неоднозначно и старался критические замечания держать при себе.

Парижский бомонд относился к Стайнам с долей иронии. Брат и сестра выходили на прогулки в странных одеяниях. Он был высоким, худым очкариком с рыжими усами; она — мощной женщиной с пытливыми темными глазами и головой римского императора,- чертами, словно высеченными из мрамора. Но однако, всем не терпелось попасть в салон Лео и Герты, чтобы увидеть необыкновенную выставку смелых новинок. По сути дела, это был первый музей современного искусства.

Дайте мне новые лица.

Несмотря на то, что Стайнов считали семьей с причудами, вскоре их салон приобрел неимоверную популярность далеко за пределами Франции. Особняк на Флерюс, 27 стал излюбленным местом встреч художников, поэтов, писателей, критиков, а также коллекционеров и меценатов. Гертруда продолжала пополнять коллекцию картин. У нее было природное чутье на шедевры. Из сотен экспонатов она выбирала именно ту жемчужину, которая вскоре становилась предметом мирового признания. Дар психолога проявился и здесь.

Герта могла одной точной репликой создать репутацию писателю или художнику или отправить его творение в небытие. Большому количеству творческих людей она дала путевку в жизнь, стала советчиком, учителем, верным другом и покровителем. Стайн была в товарещеских отношениях с Пикассо, Матиссом, Хемингуэем, Фицджеральдом.

Вокруг нее всегда собирались юные таланты, дорогу коим она пробивала с упорством матери. Знакомиться с людьми — стало страстью для нее. Она всегда говорила: «Дайте мне новые лица.» И, вероятно, новые впечатления.

Лесбийская любовь

Еще в студенческие годы Гертруда впервые пережила влюбленность в женщину. Сие было открытием для девушки, но она спокойно приняла свою ориентацию, как подобает истинному психологу.

В 1907 году Стайн познакомилась с американской писательницей Алисой Токлас, той, что стала ее возлюбленной, другом, личным секретарем, редактором, издателем и переводчиком.

Гертруда сравнивала эту встречу со вспышкой, — она влюбилась с первого взгляда. Позже Алиса расскажет, что, когда впервые увидела Герту, у нее в голове зазвенели колокольчики. Это был знак. Женщины не скрывали своей привязанности друг к другу даже на публике. Их объединяла не только физическая близость, но и духовная.

Они прожили вместе 40 лет в гармонии и счастье, и были похоронены в одной могиле с разницей в два десятилетия. Лео Стайн не мог смириться с лесбийскими предпочтениями сестры, а она, в свою очередь, с тем, что он пересек жизнь с уличной девицей, слывшей «Нина с Монпарнаса». Кроме того, у брата и сестры вырисовались разбежности в художественных вкусах.

Он не понимал ее пристрастия к кубизму и не оценил литературных опытов Герты. Стайны разъехались мирно и навсегда, без упреков и споров разделив коллекцию картин. Расставание прошло «без Апокалипсиса», по словам Лео. Женщины остались жить на Флерюс, 27, где Алиса Токлас взяла под свой контроль ведение домашнего хозяйства, предоставив своей любимой возможность заниматься только творчеством.

Долгожданное признание

Авангардистская направленность поэзии и прозы Стайн долго не находила отклика в сердцах читателей. Вероятно, в начальный период творчества Гертруда направляла свои силы не в то русло, отшлифовывая таланты других. Признание к писательнице пришло на склоне лет, только в 1933 году, кода она опубликовала «Автобиографию Алисы Б. Токлас». Эта книга была сотворена от лица ее возлюбленной, остроумно и динамично.

Читать еще:  Самые распространенные фамилии в россии.

Очерк имел огромный успех, много раз переиздавался и был переведен на иностранные языки. Позже и стихотворения Гертруды Стайн были положены на работы американских и немецких композиторов, а ее волевое лицо украсило полотна Пабло Пикассо и Павла Челищева. Сия женщина стала прообразом героинь произведений Эрнеста Хемингуэя и Уолтера Саттертуэйта. Ей посвящены фильмы Вуди Алена «Полночь в Париже» и Алана Рудольфа «Модернисты». А в Нью-Йорке поставлен монумент писательнице.

. Стайн не шла в ногу со временем, она обгоняла его. Даже сейчас ее размышления прогрессивны и актуальны. Особенно, знаменитое высказывание, адресованное когда-то Эрнесту Хемингуэю: «Вся молодежь, побывавшая на войне, – потерянное поколение.»

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

СЕРЕБРЯНАЯ АКАДЕМИЯ

Поиск по этому блогу

Гертруда Стайн: Внутри себя все мы одного возраста

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

«Модернисты» в салоне Гертруды Стайн в «Полночь в Париже» или Гертруда Стайн и её зачарованный круг в фильмах Алана Рудольфа и Вуди Аллена

„Гость, явившийся в студию на улицу Флерюс, дом 27, в начале двадцатого столетия, мог решить, что попал в совершенно новый тип учреждения — министерство пропаганды современного искусства. Если бы он постучал в массивную двустворчатую дверь, закрытую на единственный во всем VI округе Парижа цилиндрический замок, ему навстречу вышла бы хозяйка полная, яркая женщина тридцати с лишним лет, с невозмутимым выражением лица, с пытливыми карими глазами. Можно было сразу почувствовать ее исключительное самообладание. Если визитер не принадлежал к устоявшемуся кругу ее друзей и знакомых, она бесцеремонно спрашивала: “De la part de qui venez-vous?” Она говорила глубоким контральто, и в ее французском слышался призвук изысканного американского акцента“. Джеймс Р. Меллоу «Зачарованный круг, или Гертруда Стайн и компания»

“У нее были прекрасные глаза и волевое лицо немецкой еврейки, которое могло быть и лицом уроженки Фриули”. — Эрнест Хемингуэй Гертруда Стайн, которую часто называют матерью модерна, родилась 3 января 1874 года в Америке, но почти всю жизнь прожила в Париже (1874—1946). В салоне Гертруды Стайн, который был известен во французской столице как ‘Salon de Fleurus’ с 1904 по 1934 год по адресу улица Флёрюс, 27, были организованы первые экспозиции Анри Матисса, Пабло Пикассо и Поля Сезанна.

Гертруда Стайн не причисляла себя к кому-либо литературному стилю, но имела свой стиль автоматического письма, своего рода ‘потока сознания’. Эксперименты писательницы воплотились в исполинских текстах: «Создание американцев» (1906—1911), «Нежные пуговицы» (1914), «Портреты» (1908—1912). Незадолго до смерти Гертруда Стайн написала краткое предисловие к изданию своих избранных произведений:
“Как ужасно волнительны были каждое из них в начале, когда они писались, потом напряженное ощущение того, что они несут смысловую нагрузку, затем приходилось в этом сомневаться и затем каждый раз убеждаться, что они действительно понимаемы”. — Гертруда Стайн Творчество Гертруды Стайн в последние пятьдесят лет, особенно после выхода в свет ее неопубликованных материалов, постоянно изучается специалистами английского языка и литературы. У нее есть пылкие сторонники и полные сарказма хулители. Впрочем, даже Хемингуэй, который пытался ‘пристроить’ её книги знакомым издателям, бы не в восторге от творчества своего ‘брата’ — Гертруды Стайн.
“Становление американцев”, начиналось великолепно, далее следовали десятки страниц, многие из которых были просто блестящи, а затем шли бесконечные повторы, которые более добросовестный и менее ленивый писатель выбросил бы в корзину”. — Эрнест Хемингуэй. Несмотря на то, что ее романы и стихи публиковались, чаще за счет их автора, известна она стала в литературных кругах как добрый (или не очень ) критик и как хозяйка салона, в который мечтал попасть каждый начинающий писатель.

Одной точной репликой она могла создать или разрушить репутацию писателю или художнику. Для многих она стала советчиком, учителем, верным другом и покровителем. Стайн была дружна с Пикассо, Матиссом, Хемингуэем, Фицджеральдом.

Гертруде Стайн принадлежит авторство термина «потерянное поколение».
И все вы такие! — сказала мисс Стайн. — Вся молодежь, побывавшая на войне. Вы — потерянное поколение. — Эрнест Хемингуэй. Праздник, который всегда с тобой

Гертруда Стайн оставила свой след в модернистской литературе прежде всего не как автор, а как организатор своего рода ‘литературного кружка’ для молодых англоязычных писателей, для многих из которых она была наставником и зачастую спонсором. Она не создала шедевров модернизма, однако на протяжении десятилетий была его пророком и стержнем. Её квартира на улице Флёрюс (6 округ) стала одним из центров художественной и литературной жизни Парижа первой половины XX века. «. в любом захолустье если там жил честолюбивый молодой человек прослышали о рю де Флерюс 27 и он тогда жил единственно с целью туда попасть, и очень многие из них правда туда попадали» — Гертруда Стайн, «Автобиография Алисы Б. Токлес».
Пока она была жива, над ней смеялись, ее пародировали, ее редко печатали — да и то в основном за ее же счет. Тем не менее она завоевала себе место в американской литературе — не во главе когорты (хотя считала, что ее настоящее место именно там), но, по крайней мере, в первых рядах своего поколения.
Джеймс Р. Меллоу, «Зачарованный круг, или Гертруда Стайн и компания»

«The Autobiography of Alice B. Toklas»

В 1933 увидел свет роман Гертруды Стайн «Автобиография Алисы Б. Токлас»*

Книга, задуманная как шутка, неожиданно приобрела огромную популярность. Она была написана от имени Алисы и с неподражаемым сарказмом, поскольку призвана было рассказать о «трех первоклассных гениях — это Гертруда Стайн, Пабло Пикассо и Альфред Уайтхед». Но гениев в окружении оказалось значительно больше, и автор включила в книгу литературные портреты знаменитых современников:
Гении приходили и вступали в беседу с Гертрудой Стайн, жены гениев усаживались рядом со мной. Нескончаема вереница тех, кто прошел перед нами за эти годы. Началось с Фернанды, за нею были мадам Матисс и Марсель Брак, Жозетт Гри, Ева Пикассо, Бриджет Грибб и Марджори Грибб, Хедли и Полин Хемингуэй, и миссис Шервуд Андерсон, и миссис Брэйвиг Имбз, и миссис Форд Мэдокс Форд, и прочие — бесчисленное множество прочих гениев, почти гениев, будущих гениев, и у всех были жены, и я должна была сидеть и вести с их женами беседы, тогда и потом, много лет спустя — сидеть и вести беседы с их женами. Книгу вполне можно назвать летописью ‘Salon de Fleurus’ , а может быть и летописью ‘эпохи модернизма’.

Читать еще:  Разноцветная книга маршака. Разноцветная книга

*Алиса Бабетт Токлас (30 апреля 1877 — 7 марта 1967) — американская писательница, возлюбленная, верный друг, секретарь, редактор, издатель и домоуправительница Гертруды Стайн, с которой она познакомилась 8 сентября 1907 года. Они прожили вместе почти сорок лет.
«Она предстала золото коричневой, обожженной тосканским солнцем и с золотыми искорками в теплых каштановых волосах. На ней был коричневый бархатный костюм. На груди – большая коралловая брошка и когда она говорила, очень немного, или смеялась, я думала, что голос исходит из этой брошки. У нее был непохожий на кого либо голос – глубокий, полный, нежный, как большое контральто или как два голоса».

История одного портрета: Пабло Пикассо. «Портрет Гертруды Стайн»

В 1906 году неожиданно Пабло Пикассо попросил её позировать. Они были хорошо знакомы, но предложение было неожиданным.

Пикассо тогда работал в знаменитом общежитии Бато-Лавуар на Монмартре. Рядом всегда была Фернанда,о чем Гертруда писала, не выделяя, в потоке: «Пикассо дописывает голову, и Фернанда покупает шляпку, духи, плитку». Фернанда* читала им вслух французских классиков.

«У Фернанды был изысканный французский язык, правда, с некоторыми монмартризмами, которые мне было трудно понять, но она вполне могла бы быть школьной учительницей, и у нее был прелестный голос. »

Портрет не давался. Гертруда провела много дней в мастерской Пикассо в Бато-Лавуаре, сама она насчитала 90 сеансов. Возможно и меньше, но осенью в 1905 году и весной 1906-го она часто ходила с улицы Флерю через Сену, на левый берег к Монмартру.
«В течение этих длинных сеансов и долгих прогулок Гертруда Стайн предавалась размышлениям и приходила к неким умозаключениям. Она как раз писала вторую новеллу из «Трех жизней» о Меланхте Херберт, и события в новелле оживлялись благодаря наблюдениям, которые Гертруда делала на пути с улицы Равиньян.
Практически каждый день Гертруда Стайн шла на Монмартр и потом, спустившись с холма, через весь Париж шла на улицу Флерю.
В субботний вечер Пикассо и Фернанда вместе с ней приходили домой, вместе обедали, и тогда наступал вечер субботы».

Когда портрет был закончен, Гертруда заметила, что она не похожа, на что Пикассо ответил: «Еще будешь». В 1906 году ей было 32 года. По словам всех, кто знал Гертруду Стайн, она стала очень похожа на свой портрет только в зрелом возрасте.

Гертруда Стайн фигурирует в книге воспоминаний Эрнеста Хемингуэя о его жизни в Париже «Праздник, который всегда с тобой». В историческом детективе Уолтера Саттертуэйта «Маскарад» (в русском переводе «Клоунада») Гертруда Стайн и Эрнест Хемингуэй уже полноценные герои книги.

Салон Гертруды Стайн – центр притяжения парижской богемы и центр действия в фильмах «Полночь в Париже» (Кэти Бэйтс) и «Модернисты» (Эльза Рэйвен).
_______________
* Фернанда Оливье была первой спутницей Пикассо, его многолетней подругой и моделью в розовый период его творчества

Гертруда Стайн: биография, цитаты, книги

Гертруда Стайн вошла в историю как новатор и литературный революционер. Эта женщина через всю жизнь пронесла идею свободы от общественных норм, создавая свои собственные. Современники открыто злословили о ней и бранили ее за непокорный нрав. Но сегодня Гертруда Стайн является эталоном прогрессивной мысли и пионером модернизма. Кто она и какую роль сыграла в истории современного искусства?

Биография

3 февраля 1874 года в маленьком американском городке Аллегейни родилась девочка. Она происходила из богатой еврейской семьи и была вторым ребенком. Отец ее успешно занимался строительством и торговлей недвижимостью и уже скоро сколотил приличный капитал, которого детям хватило до конца жизни.

Девочку назвали Гертрудой. С юного возраста она проявляла себя как любопытный ребенок, хорошо училась в школе и по наставлению отца поступила в колледж, где изучала психологию и медицину. Однако все это было ей чуждо, да и отношения с отцом были напряженными. Проведя детство между двумя культурными столицами – Парижем и Веной, Гертруда Стайн сразу почувствовала тягу к прекрасному.

Конфликт исчерпал себя со смертью родителей. Гертруда и ее старший брат Лео рано осиротели. Сначала ушла из жизни их мать от рака, затем скончался и отец. Теперь молодые Стайны с огромным наследством и постоянным доходом от семейного предприятия были предоставлены сами себе.

Лео переехал в Париж, где снял небольшую квартиру на улице Флерюс, 27. Вскоре, оставив учебу, к нему перебралась и сестра. Именно с этого момента начинается бурная творческая жизнь Гертруды.

Читать еще:  О чем говорится в эпосе урал батыр. Урал-батыр

Уютное жилище Стайнов за Люксембургским садом вскоре превратилось в богемный приют. Лео был критиком искусства и занимался скупкой и коллекционированием картин талантливых, но еще не признанных художников, работающих в новом направлении (кубизм).

Гертруда Стайн в кругу парижской интеллигенции могла похвастать высоким эстетическим вкусом и чутьем. Она была образованна, умна и при этом остра на язык, поэтому к ее мнению не только прислушивались, но и побаивались ее иногда. Она вдохновила и поддержала многих начинающих художников и писателей и собрала вокруг себя настоящий творческий кружок. Несмотря на такую общественную занятость, Гертруда уделяла время и собственному писательскому гению, хотя и не сразу была оценена по достоинству критиками.

Вечная возлюбленная

О личной жизни свободолюбивой американки известно точно, что она предпочитала женское общество. У нее было много друзей-мужчин, но сердце ее принадлежало только Алисе Токлас. Они встретились в 1907 году и с тех пор больше не разлучались. Алиса путешествовала по Европе и в Париже решила встретиться с соотечественницей. Встреча оказалась судьбоносной. Об их отношениях сплетничал весь Париж. Это был откровенный вызов обществу. Пара была неразлучной до самой смерти Гертруды.

Гранд-мама модернизма

В литературе Стайн известна как новатор. Она не задумывалась о легкости стиля и всегда экспериментировала с текстами, фразами, двусмысленными афоризмами. Как и ее друг-художник Пикассо, Гертруда Стайн больше заботилась о форме, а не о содержании. Она одной из первых в истории литературы стала использовать в повествовании прием потока сознания без знаков препинания. Именно это качество – открывать новые грани слова – легло позже в основу модернизма, а саму писательницу назвали гранд-мамой стиля.

Несмотря на требования времени и традиции, сложившиеся в литературе, Гертруда Стайн не желала адаптировать свои творения, хотя колкая критика и глубоко ранила писательницу. Она усердно желала получить признание при жизни, но современники считали ее странной.

Известные книги и цитаты

Литературное творчество Стайн нередко отождествляют с живописью. Каждое слово в произведении, словно мазок краски, ложится на бумагу-холст и каждое равноправно. Известные книги Гертруды Стайн («Ида», «Три жизни») были написаны во многом под влиянием выдающихся классиков (Шекспира, Флобера), а также в них чувствуется взаимосвязь с писателями-современниками (Хемингуэй, Фицджеральд), с которыми она дружила, которых поддерживала. Это уникальный синтез европейского авангарда и американского колорита. Кроме того, до современного читателя дошли поэтические произведения, лекции по литературе и знаменитые афоризмы писательницы-новатора.

Критика

Одним из первых ее творений, написанных в 1909 году, был роман «Три жизни». Гертруда Стайн рассказала о трех женских судьбах, трех характерах. Действие происходит в Америке, в Бриджпойнте. Повествование довольно сдержанное, позже оно получило определение «эмоциональной анестезии». Критики, используя соотнесенность прозы с живописью, указывали на влияние французского художника Сезанна в создании героини Доброй Анны. Свободный синтаксис и открытая сексуальность героини Меланкты дали право на отсылку к дружбе Стайн и Пикассо. А вот влияние фовиста Матисса чувствуется острее всего в характере Тихой Лены.

В 1937 году вышла еще одна значимая книга. Это был откровенный рассказ о своей жизни, на который не сразу решилась Гертруда Стайн. «Автобиография каждого» — такое название получило произведение. На страницах книги читатель не только знакомится с основными вехами, людьми и переживаниями в жизни автора, но и с ее самооценкой. В книге детально описаны поездка Стайн в США после 30-тилетнего отсутствия и перемены, произошедшие в стране. Произведение наполнено игривыми и загадочными афоризмами, на которые была так изобретательна Гертруда Стайн. Цитаты из ее произведений, к слову, – это отдельное исследование и головоломка для критиков.

Признание

1940 год стал переломным для всей Франции. Оккупация немцами, война на время парализовали творческую жизнь Парижа. Положение для Гертруды осложнилось тем, что она была еврейкой. Ей предложили на время уехать, но, будучи уже пожилой дамой, она решила довериться судьбе и остаться в загородном доме. В 1944 году тревожная обстановка пошла на спад, и писательница благополучно вернулась в родной Париж. Однако спустя два года Гертруду Стайн сразил диагноз – рак. От боли спасал только морфий. 27 июля предстояла тяжелая операция. Ее сердце писательницы не выдержало…

Во время жизни Гертруда Стайн так и не получила общественного признания. На все свои старания и творческие эксперименты она получала насмешки, предательство и неодобрение. Лишь в середине прошлого века о писательнице заговорили положительно. Книги Гертруды Стайн были переведены на многие языки, в том числе и на русский, и пополнили золотой фонд мирового искусства. А саму писательницу причислили к классикам американской литературы.

Муза искусства

Личность ее была многогранной и вместе с тем загадочной. Стайн открыто высказывала свое мнение, была свободна от предрассудков, но чувствительно относилась к критике других. Такая противоречивая персона просто не могла остаться незамеченной мастерами искусства. Так, Павел Челищев (русский основатель мистического сюрреализма) использовал образ Гертруды для написания полотна «Феномены». Не менее известной работой является и «Портрет Гертруды Стайн» — творение Пабло Пикассо.

Писательница фигурирует в кинематографе: в игровом фильме «Модернисты» (1987), в картине Вуди Аллена «Полночь в Париже» (2011). Образ Гертруды присутствует в литературных произведениях: Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» и Саттертуэйта «Маскарад». На поэтические тексты Стайн в разные годы была положена музыка американскими композиторами Вирджилом Томпсоном (1934) и Джеймсом Тинни (1970). Сегодня в Нью-Йорке, в Брайант-парке, находится памятник писательнице.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/230317/33916/
http://academikstar.blogspot.com/2018/02/blog-post_3.html
http://fb.ru/article/262058/gertruda-stayn-biografiya-tsitatyi-knigi

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий