Спектакль война и мир. Анализ и вывод

Беспрецедентным в истории мировой литературы является классический роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», повествующий о жизни русского общества в эпоху наполеоновских войн. Грандиозное произведение в течение многих лет пользуется неизменным успехом у читателей и литературных исследователей во всем мире. Предлагаем к ознакомлению анализ романа по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при написании сочинения на заданную тему, подготовке к уроку по литературе и предстоящему ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1863-1869 годы.

История создания – Первоначально Толстой планировал написать повесть о декабристе, который вместе с семьей вернулся домой из многолетней ссылки. Однако в ходе работы замысел писателя существенно расширился: появились новые герои, отодвинулись временные рамки. В результате был написан роман-эпопея, работа над которым заняла у Толстого почти 7 лет.

Тема – Центральная тема произведения – историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. Также автором подняты темы любви, семьи, жизни и смерти, долга, войны.

Композиция – Роман состоит и 4 томов и эпилога, каждому тому соответствует определенный временной промежуток. Композиция романа отличается чрезвычайной сложностью и многослойностью.

Жанр – Роман-эпопея.

Направление – Реализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

В 50-х годах 19 столетия у Льва Николаевича возникла идея написать повесть о декабристе, вернувшимся вместе со своим семейством из Сибири. Эта задумка настолько увлекла писателя, что он стал все глубже проникать во внутренний мир своего героя, искать мотивы тех или иных его поступков, докапываться до истины. В результате возникла необходимость описать всю жизнь героя, начиная с ранней молодости. Так временные рамки произведения были смещены почти на полвека назад, и сюжетная линия взяла свой отчет с 1805 года.

Неудивительно, что столь глубокое погружение в жизнь главного героя потребовало расширения и значительного увеличения главных и второстепенных героев.

«Три поры» – таковым было рабочее название произведения. По замыслу Толстого, первая часть или пора описывала жизнь молодых декабристов, вторая – восстание декабристов, а третья – их амнистию и возвращение из многолетней ссылки домой. В конечном итоге Лев Николаевич решил направить все свои силы на описание первой поры, поскольку даже этот временной промежуток потребовал от него колоссальных усилий и времени. Так, вместо обычной повести писателем был создан монументальный труд, настоящая эпопея, которой не было аналогов во всей мировой литературе.

История создания «Войны и мира», занявшая у Толстого почти 7 лет, явила собой пример не только кропотливой работы над характерами героев и их взаимоотношениями, но и полного погружения в историю России. Толстой самым тщательным образом изучал мемуары участников и свидетелей наполеоновских войн, а для описания сцены Бородинского сражения некоторое время провел в Бородино, где лично собирал достоверную информацию.

На протяжении всей работы над романом, Лев Николаевич с большой долей критики относился к проделанной работе. Так, в стремлении создать достойное внимания произведение, им было написано 15 различных вариаций начала романа.

Перед публикацией автор переименовал свое произведение. Смысл названия «Война и мир» заключается в том, что автор на примере не только разных персонажей, но и разных социальных слоев общества хотел показать контраст между мирной жизнью и тем, как она изменилась в годы войны.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Среди множества тем, освещенных автором в романе, одной из важнейших является историческая судьба всего русского народа в период военного лихолетья. Лев Николаевич всегда критиковал любые войны, поскольку в дальнейшем они становились причиной серьезных проблем в социуме.

Люди, оторванные от привычных занятий и вынужденные убивать себе подобных, навсегда меняли свое мировоззрение. Как следствие, всей нации наносился огромный, непоправимый нравственный ущерб.

Военные действия стали прекрасным фоном для развития такой животрепещущей темы как истинный и ложный патриотизм. Война 1812 года имела огромное значение в объединении всей нации в общем патриотическом порыве – изгнать врага со своей земли. В этом были солидарны и многие представители дворянства и простой народ. Все герои романа, так или иначе, прошли проверку 1812 годом, и получили нравственную оценку своих действий.

Все свои чаяния и надежды Лев Николаевич вложил в основную мысль произведения – каждый человек должен жить интересами своего народа, стремиться к истинной гармонии, позабыв о жажде наживы или карьерных амбициях. Любовь к родине, добрые помыслы, единение с народом – то, чему учит произведение.

Смысл романа заключается в «народности», поскольку именно народ есть движущая сила и величие нации.

Читать еще:  Анализ «Темные аллеи» Бунин.

Композиция

Проводя в романе «Война и мир» анализ произведения, необходимо отметить сложность и многоступенчатость его композиционного построения. Не только роман, но даже каждый том и каждая глава имеют собственную кульминацию и развязку. В книге теснейшим образом переплетены главные сюжетные линии, многие персонажи и эпизоды противопоставлены друг другу.

Произведение состоит из 4 томов и эпилога, и каждой из частей книги соответствует определенный временной промежуток.

  • 1 том (1805 год) – описание войны и главных героев, наполненных честолюбивыми мечтами.
  • 2 том (1806-1811 год) – отображение проблем и сложных жизненных ситуаций, в которых оказался каждый из героев романа.
  • 3 том (1812 год) – полностью посвящен войне 1812 года.
  • 4 том (1812-1813 годы) – наступление долгожданного мира, с приходом которого происходит прозрение главных героев.
  • Эпилог (18120 год) – повествование о дальнейшей судьбе центральных персонажей.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Войны и мира».

Определить жанр «Войны и мира» достаточно просто – это роман-эпопея. Главными его отличиями от других литературных жанров является большой объем произведения, масштаб отображаемых событий и рассматриваемой проблематики.

В жанровом отношении «Война и мир» представляет собой очень сложное произведение, поскольку в нем присутствуют характерные черты исторического, социально-бытового, философского, батального романов, а также мемуаров, хроник.

Поскольку в романе задействовано много исторических лиц и даны описания реальных исторических событий, роман принято относить к литературному направлению реализм.

Спектакль война и мир. Анализ и вывод

«Война и мир. Русский Пьер» – оригинальная театральная постановка Юрия Грымова, подготовка к которой шла более трёх лет. Соавтором пьесы выступил Александр Шишов.

В спектакле задействована вся труппа театра, а также приглашенные актеры. Всего на сцену выйдут около семидесяти человек, в том числе знаменитый Хор имени Свешникова под руководством Евгения Волкова, который на протяжении всего действия исполнит проникновенные песни, православные духовные песнопения, а также композиции западноевропейской музыки.

Специально для этого спектакля художник Ирэна Белоусова (лауреат двух премий «Золотая Маска») создала 423 костюма, которые детально отвечают эпохе, описанной в романе – военные мундиры, бальные наряды высшего света, тонко подмеченные детали. Большую работу проделали гримеры, искусно создав образы людей того времени. В постановке применены оригинальные световые решения, ставшие уже традиционными для театра «Модерн». Художником-постановщиком выступил сам Юрий Грымов.

Спектакль раскрывает основные сюжетные линии великого романа, при этом главный акцент сделан на истории Пьера Безухова, на его превращении из «западника» в русского патриота, из Пьера в Петра Кирилловича. В образе этого человека, живущего в сомнениях, смятении и поиске истинного пути, отражается вся Россия начала XIX века. В ней – преклонение перед западными идеями и ведение войны с Францией, симпатия к масонам и принятие своего народа-богоносца. В результате граф Безухов понимает, что сила России – в духовной мудрости простого человека, его нравственных идеалах, милосердии и правдивости, в семейных ценностях.

В спектакле также отражены судьбы представителей русского дворянства: Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Анатоля Курагина, Фёдора Долохова, Марьи Болконской, графа и графини Ростовых, старого князя Болконского, Элен Безуховой.

Любовь и страсть, светские рауты и мир простых людей, духовные поиски и жизненные драмы, смена мировоззрений и обретение истинных смыслов, дни мира и войны – все эти грани романа-эпопеи Льва Толстого перенесены Юрием Грымовым на театральную сцену.

Премьера спектакля состоялась 10 декабря 2019 года.

Действующие лица и исполнители:

  • Наташа Ростова — Ирина Лукина
  • Пьер Безухов — Александр Колесников
  • Андрей Болконский — Александр Толмачев
  • Магистр Масонов — Юрий Анпилогов
  • Долохов — Александр Горелов
  • Анатоль Курагин — Александр Шам
  • Элен Безухова — Мария Орлова
  • Князь Василий — Константин Конушкин
  • Граф Ростов — Владимир Левашев, заслуженный артист России
  • Графиня Ростова — Любовь Новак, заслуженная артистка России
  • Князь Болконский (отец) — Андрей Давыдов
  • Марья — Марина Дианова
  • Бурьен — Александра Богданова
  • Несвицкий — Алексей Баранов
  • Платон Каратаев — Петр Ступин
  • Алпатыч — Александр Жуков
  • Доктор — Максим Бранд
  • Кутузов — Алексей Багдасаров
  • Император — Александр Сериков

Уважаемые зрители! Вашему вниманию!

Убедительная просьба: пожалуйста, приходите в театр заранее и проходите в зал, не дожидаясь третьего звонка. Занять свое место сразу после ПЕРВОГО звонка — оптимально. Мы начнем ровно в 19:00. Вас ждет множество сюрпризов, которые я приготовил специально к этой премьере, — не пропустите!

Кроме того, я попрошу во время антрактов всех зрителей покидать зал. Нам очень нужно это время, чтобы подготовить очередное действие. После антрактов также, пожалуйста, не опаздывайте! Надеюсь, предложенные нами художественные и технические решения вас приятно порадуют и наполнят новыми впечатлениями.

В фойе театра расположилась выставка картин члена Союза Художников Владислава Кирюшина, посвященная историческому военному костюму эпохи 1812 года. Художественное изображение персонажей художник осуществил на основе достоверных исследований историков и любителей военной тематики.

Спектакль в Москве Война и мир

Постановка Модерн

«Война и мир. Русский Пьер» — масштабная постановка великого романа Льва Толстого. Театр «Модерн» готовил ее более трех лет. В спектакле задействованы 70 человек, для них создано более 400 костюмов. Любовь и страсть, светские рауты и быт русской интеллигенции, духовные поиски и жизненные драмы, смена мировоззрений и обретение истинных смыслов — все оттенки авторского замысла и многочисленные сюжетные линии романа отражены в постановке.

Читать еще:  Любовь в евгении онегине. В помощь школьнику

В основе сюжета — путь преображения Пьера Безухова, его эволюция от западника до русского патриота, передового человека эпохи. Основная сюжетная линия проходит на фоне фактов частной жизни русской интеллигенции. В основе музыкального оформления — исполнение а капелла народных песен, православных духовных песнопений, западноевропейского арт-рока.

Постановка осуществляется совместно с Государственным академическим русским хором им. А. В. Свешникова (художественный руководитель — Евгений Волков).

продолжительность

дата премьеры

Актеры

Александр Толмачев

Александр Горелов

Александр Шам

Алексей Багдасаров

Место проведения

Модерн

адрес

Спартаковская пл., 9/1

метро

режим работы

пн-пт 12.00–20.00, сб-вс 11.00–19.00

Лучшие отзывы

Погружение в мир романа Л. Н. Толстого — настолько реалистичное, когда кажется, что герои романа «Война и мир», известные всем нам, общаются — так мне кажется — с тобой лично. Спектакль — кульминация всего того, что я видел в театре «Модерн» за последние 3 года и Юрия, как театрального режиссера.
По велению какого-то волшебства ты переносишься в XIX век (и при этом есть понимание, что «волшебство» это — рукотворно, и как сложно было этого добиться). Церковь, православная церковь — прямо на сцене (!) — и за спиной зрителей, «на хорах» — на балконе, сменяется масонским обрядом, посвящением Пьера. Не буду дальше раскрывать. но каждый фрагмент (а это, разумеется, ключевые фрагменты романа) настолько фундаментально придуман и воплощен, что это — потрясение!
А капелла Хора Свешникова! Пластика «человеческой массы» (на сцене под сотню актеров!). Невероятные костюмы XIX века! Потрясающие актерские работы ключевых персонажей! Прекрасная работа по театральному свету! И, конечно, режиссерская работа — удивительное выстроенное сочетание образов: героев романа, народа, русского духа, — и ощущений! И, как вишенка на торте, — стилизованное фойе!
Браво!

Потрясение! Спектакль охватывает ВСЁ действие романа Л.Н. Толстого! Прекрасные актеры! Очень атмосферно!
Отдельное слово про хор им. Свешникова — фактически это «голос», душа спектакля! Настолько проникновенно звучит хор прямо со сцены.
И, конечно, «сгоревшее» фойе театра, которое преображается в одном из антрактов окончательно поражает в сердце (когда уже думаешь: что еще можно придумать).
P.S. Билеты покупали глубоко заранее!

Впервые в театре Модерн, долго добиралась до него, слышала диаметрально противоположные отзывы, поэтому и боялась. Повезло. От спектакля Юрия Грымова "Война и мир. Русский Пьер" на столько сильны эмоционально — сокрушительные для души и эстетически — шоковые для восприятия впечатления, что не могла уснуть.

Первые минут 20 спектакля не могла понять, почему действо на сцене мне напоминает череду слайдов? Они завораживают, они красивы, они информативны настолько, что кажется в голове незримый голос читает весь Роман Толстого слово в слово.

Затем перестаешь понимать, что смотришь спектакль, что живёшь в 21веке, что на руке фитнес браслет.

и приходишь в себя только в антракте.

Два действия до войны, два действия беззаботной жизни с параллельными сюжетными линиями историй Пьера Безухова, его духовных метаний и становления его гражданской позиции,

историй семьи Ростовых и Болконских, историй русского народа. И третье действие — уродливая война, немногословная, но с болью и криками, кровью и безнадёжность .

В антракте режиссер не даёт переключиться и вспомнить, что мы современники собянинской плитки.

Холлы и лестница театра в инсталляции пожаров Москвы, горе, пепел, утраты счастливой жизни, новое страшное мышление выживания.

Усиливает эмоциональную передачу романа и постановки музыка и световое оформление.

За свет ( Антон Исаев) я бы дала отдельную наивысшую театральную премию.

Приглашенный хор Свешникова с мощнейшими голосами, с православным песнопением и композициями западной музыки с первой до последней минуты держал зрителей на пике переживаний.

Не просто так в названии спектакля подстрочником стоит "Русский Пьер."

Удивительно точная и пластичная работа Александра Колесникова делает акцент на тексте Толстого: "Ежели бы не было страданий, человек не знал бы себя самого. " Я могу писать об этом спектакле долго, слов хватит, поверьте.

Но. Если вы забыли, что такое настоящий Театр, если последнее время смотрели один балаган или читки пьесы, идите в театр Модер на Войну и мир.

Кинематограф на сцене драматического театра!
Именно эта мысль возникла у меня после просмотра премьерной постановки Юрия Грымова «Война и мир. Русский Пьер».

Конечно, театр и кино — это разные реалии, но у Юрия Грымова получилось их как-то скрестить.
Уверена, вы почувствуете этот момент.
Это тот случай, когда у режиссёра огромный кинематографический и театральный опыт, и в итоге — неожиданный и оригинальный результат.

Масштабное действие романа виртуозно «смонтировано» в трёхчасовую клипную нарезку. План за планом мы мчимся с невероятной скоростью от начала романа к его финалу.
Только что ты была зрителем на балу и вдруг уже жестокая война.

Грымов — мастер ярких эффектов и визуальных решений, сильный сценограф.
В этой постановке-мистерии он выходит за рамки сцены. В самом здании театра происходит мощная метаморфоза и все антракты со смыслом и сюрпризами.
Не раскрою тайны, вы должны увидеть их так, как увидели мы, чтобы они вас поразили и эмоционально «втянули» в действие.

Читать еще:  Бугро вильям картины. Таинственный вильям бугро

Четыре мира постановки — свет, музыка костюмы и актёры.

Так как на сцене практически нет декораций, то свет на общем затемнённом фоне становится архиважен.
Он разговаривает с нами, ставит смысловые и эмоциональные акценты.
Он двигает планы; выводит из темноты и опять погружает в неё героев и предметы.

Уникальность и особую духовность на сцене можно ощутить благодаря Академическому русскому хору им. А.В. Свешникова. Браво!
Он — полноценный участник событий.
Хор не только на сцене, но и на балконе. Пение окружает вас со всех сторон.

Костюмы — великолепны! Более 400 костюмов — оцените масштабы! Проработаны до мелочей.

100 актёров за сценой! Сложно представить!
Князь Болконский (Андрей Давыдов),
Курагин (Александр Шам) и Магистр Масонов (Юрий Анпилогов) — браво!

Военные сцены и речь Наполеона о том, что «он загонит нас в берлогу» как ножом в сердце.
Очень сильно!
Но сцена с ампутированием ноги Курагина как-то слишком «в лоб», прямолинейно. Опять отсылает к кино.
Я думаю она иллюстрирует, что война не щадит никого и мирит всех. Ведь следом сразу идёт сцена примирения Андрея Болконского и Курагина.

Что мне действительно не хватило — русской философии, души на сцене.
Я потеряла их за зрелищностью и визуальными эффектами.

Постановка получилась очень «театрогеничной» (по аналогии с киногеничной).
И всё же, я буду рекомендовать вам её смотреть, этот опыт важен каждому зрителю.

Этот спектакль меня попросту ошеломил, я получила невероятное наслаждение от просмотра.

К этой постановке Юрий Грымов готовился на протяжении трёх лет.

Первая моя мысль была: «как можно в один спектакль уместить все 4 тома романа Толстого». И вы знаете, оказывается, это возможно!

В этом спектакле отражены все основные сюжетные линии. Мы видим историю молодой и наивной Наташи Ростовой с Андреем Болконским, разрушающую, сметающую все на своём пути войну, и Пьера, жизнь которого так сильно меняется в связи с событиями, происходящими в стране.

Юрий Грымов уже довольно давно выработал свой собственный стиль. Он показывает нам историю покадрово. Создаётся ощущение, что видим сцены из фильма длиною в целую жизнь.

Интересно решена сцена бала. Гости проскальзывают мимо нас в своих великолепных нарядах, отправляясь на очередной танец, а мы видим забавную «закулисную» жизнь, чем занимаются официанты, когда никто не видит. Это делает спектакль ещё более реальным.

Военные действия показаны безупречно. Не было сделано ни одного выстрела, ни одна пушка не пальнула, но мы видели и ощущали залпы от тысяч орудий.

Действие спектакля начинается сразу же после первого звонка, проходя в зал, вы окунаетесь в происходящее вокруг.

Отдельное спасибо Антону Исаеву за столь тонкую работу со светом. Эти пистолеты, оказывающиеся в слепящих лучах в сцене дуэля, отблески от камина (чувствуешь жар огня на ногах героя), свет от пожара на лице Наполеона. свет помогает создавать иллюзию бесконечности пространства. Возникает ощущение, что не существует сцены, ты просто живешь вместе с героями, проживаешь с ними эту войну, взрослеешь вместе с ними.

Декораций нет. Но ты их видишь. Они создаются при помощи предметов интерьера и света. За счёт темного фона пространство кажется просто безграничным. Особенно сильно это чувствуется в военных сценах. Декорации будут, но совсем не там, где вы их ждёте) Они ждут вас во втором антракте. в фойе. Война началась и не пощадила здание театра. В фойе точно что-то произошло, пока мы смотрели второй акт. Все в дыму, люстры окутаны темной паутиной, лежат оставленные в спешке детские игрушки, за окном слышны взрывы и грохот орудий. Спектакль покинул рамки сцены.

Особую атмосферу спектаклю придают костюмы. Специально для постановки Ирэна Белоусова создала 423 костюма. Все они ассоциируются у нас с 1812 годом: роскошные мундиры, великолепные бальные платья, яркие костюмы масонов.

В самом спектакле задействовано около 70 человек: вся труппа театра, приглашённые артисты, а также Хор имени Свешникова под руководством Евгения Волкова.

Песни в исполнении Хора имени Свешникова звучат особенно проникновенно. Больше всего меня впечатлили православные песнопения и шум ветра, который также создавал хор.

Мне очень понравилась Ирина Лукина в роли Наташи Ростовой. Там, на балу, ей действительно 15 лет. Она юная, беззаботная, настоящая. Как же изменилось лицо Наташи после войны. Она стала взрослой дамой, ее лицо изменилось. Создаётся полное ощущение того, что мы прошли вместе с ней через все эти ужасы войны.

Александр Колесников идеально подошёл на роль Пьера Безухова. Мне кажется, что у Толстова Пьер именно такой.

Рекомендую сводить сюда детей, читающих это произведение в школе. Поверьте, они воспримут его совершенно иначе.

И сами непременно посетите этот спектакль. Невероятные эмоции, великолепная постановка!

Источники:

http://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/analiz-romana-tolstogo.html
http://www.modern-theatre.ru/repertuar/vojna-i-mir.html
http://www.afisha.ru/performance/229144/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий