Квартира Судакова в Москве. Её хозяин — Степан Алексеевич — служит где-то в сфере работы с иностранцами. Его сын Пров заканчивает школу. Отец хочет, чтобы тот поступал в МГИМО. Дочь Искра работает в газете в отделе писем. Ей двадцать восемь лет. Она замужем. Муж Искры Георгий (Егор) Самсонович Есюнин работает вместе с её отцом.
Пров приходит домой с подругой Зоей. Зоина мать — продавщица в ларьке, а отец — в тюрьме. Пров знакомит Зою со своей матерью Натальей Гавриловной. Та не возражает против подобного знакомства сына, она больше обеспокоена состоянием Искры — у неё депрессия после недавней операции, к тому же какие-то проблемы с Егором, о которых она не рассказывает. Искра близко к сердцу принимает все письма, которые приходят в редакцию, пытается всем помочь. Егор считает, что нужно уметь отказывать.
Степан Алексеевич возвращается домой вместе с итальянцем и переводчицей. Иностранец очень хочет посмотреть на быт «простой советской семьи». Такие гости — обычное дело у Судаковых. После ужина и обмена сувенирами иностранец уходит. Судаков рассказывает семье историю своего сослуживца Хабалкина: его сын покончил жизнь самоубийством. Кроме душевной травмы, это означает для него и конец карьеры. Судаков считает, что теперь на место Хабалкина назначат его. Грядёт повышение. Нужно идти на похороны, но у него дела, поэтому лучше будет сходить туда жене или сыну. Судаков, чтобы сделать приятное зятю, говорит ему, что на место Хабалкина можно было бы назначить и его. Он считает, что Егор далеко пойдёт, с годами может заменить самого Коромыслова. Вспоминает, каким тихим, робким и услужливым был Егор, когда Искра только привела его в дом.
Неожиданно приходит Валентина Дмитриевна. Судаков с трудом вспоминает, что это его школьная подруга. Она не москвичка, приехала с просьбой о помощи, у неё беда: её младший сын, учащийся пятого курса одного из институтов Томска, ездил в Польшу с группой студентов. Там он влюбился в польскую девушку, не пришёл ночевать в гостиницу. Естественно, все стало известно в институте, и теперь Диму не допускают к защите диплома. Валентина Дмитриевна, плача, умоляет Судакова помочь Диме, потому что после этого происшествия он замкнулся в себе, ходит мрачный, и она за него боится. Судаков обещает помочь. Валентина Дмитриевна уходит, оставляя на память школьную фотографию.
Искра выходит немного погулять. Наталья Гавриловна говорит мужу, что ей кажется, будто Егор собирается уйти из их дома — оставить Искру. Судаков уверен, что это все чушь. Он идёт к себе.
Приходит очень интересная девушка. Эго Ариадна Коромыслова. Она пришла к Егору под предлогом подготовки курсовой работы. Наталья Гавриловна оставляет их одних. Это та самая девушка, ради которой Егор думает оставить жену. Егор рассказывает Ариадне о своём прошлом. С детских лет он стремился «пролезть наверх», «выбиться в люди». А тут она — Искра. Егор всегда был полуголодный, почти нищий, и вдруг появляется возможность войти в такую семью. И конечно, он эту возможность упустить не мог. Он женится на Искре. Ариадна хочет, чтобы Егор все прямо сказал жене и ушёл к ней. Егор обещает. Пров застаёт их за поцелуем. Ариадна уходит. Пров даёт Егору слово никому ничего не говорить.
Искра возвращается с прогулки. Избегает мужа. Егор думает, что Пров ей что-то рассказал. Искра идёт в кабинет к отцу, где тот держит коллекцию икон, становится перед иконами на колени, что-то шепчет. Егор замечает это, идёт за её отцом. Судаков устраивает скандал, кричит на дочь. Он боится, что кто-нибудь узнает, что его дочь молится, — тогда конец его карьере. Пытается заставить дочь плюнуть на иконы. И тут не выдерживает Наталья Гавриловна. Она заставляет мужа замолчать, и Судаков повинуется. Он знает, что его жена — сильная женщина, волевая (с войны у неё медаль за отвагу и два боевых ордена). Наталья Гавриловна уводит Искру. Пров встаёт на колени перед иконами и просит смерти Егору.
Читать еще: Тесты по булгакову «мастер и маргарита».
Утро Первомая. Валентина Дмитриевна прислала поздравительную телеграмму. Диму к защите не допускают. Пров укоряет отца, что тот не помог. Егор говорит, что не надо было нарушать дисциплину. Звонит телефон. Пров берет трубку. Это Зоя. Пров собирается уходить. Отец спрашивает, к кому тот идёт. Тогда Пров рассказывает, что Зоя за человек, из какой семьи. Судаков в бешенстве. Он запрещает Прову общаться с ней, но тот уходит. Наталья Гавриловна защищает их: ей девочка нравится. Напоминает мужу о Коле Хабалкине. Приходит Золотарев. Это молодой человек с работы Судакова. Золотарев поздравляет Егора с назначением его на место Хабалкина. У Судакова плохо с сердцем: он не ожидал, что Егор обойдёт его по работе, да ещё втихаря. Они с женой переходят в другую комнату.
Звонок в дверь. Искра открывает и возвращается с Ариадной Коромысловой. Ариадна рассказывает Искре, что Егор больше не хочет жить с ними, а хочет жениться на ней, что он никогда не любил Искру. Искра же спокойно все это выслушивает и предупреждает Ариадну, чтобы она остерегалась Егора: он отучит её любить все то, что та любит сейчас, а если у начальника её отца есть дочь, то он спокойно променяет Ариадну на неё, если так будет лучше для его карьеры. На прощание она предупреждает Ариадну, что у них не будет детей: Егор недавно уговорил её на второй аборт. Ариадна убегает, попросив не говорить Егору, что она была здесь.
Входит Судаков. Наталья Гавриловна рассказывает ему, что у них была дочь Коромыслова, которой Егор сделал предложение. Для Судакова это огромное потрясение. Искра собирается улетать в Томск, чтобы помочь Валентине Дмитриевне. Пока же она хочет переехать в комнаты родителей, а вход на половину Егора заколотить.
Звонит телефон. Судакову сообщают, что Прова забрали в милицию, потому что он украл какой-то портфель. Пришедшая Зоя говорит, что её мать пошла Прова выручать. Действительно, скоро Вера Васильевна приводит Прова. В отделении милиции она всех знает, и его отпускают под её честное слово. Судаков считает, что Пров попал в милицию специально, чтобы досадить отцу. Уходит. Пров говорит, что сделал это, чтобы не закончить, как Коля Хабалкин. Они учились вместе. В тот день Коля хотел что-то сказать Прову, но разговора не получилось. Теперь Пров винит себя за это.
Пров, Зоя и Наталья Гавриловна переносят к себе вещи Искры. Приходит Егор. Он хочет поговорить с Судаковым о своём назначении, но с ним никто не хочет разговаривать, его не замечают. Судаков с женой собираются к давним знакомым. В это время к ним приходят два негра с переводчицей. Заметив чёрные африканские маски, которые Судаков повесил вместо икон, негры начинают молиться.
Спектакль «гнездо глухаря». Действие первое
- Томиский ГОК
- Дольщики «Гринфлайт»
Есть только миг между прошлым и будущим
В Камерном театре поставили «Гнездо глухаря»
Пьеса Виктора Розова считается образцом хорошей драматургии периода брежневского застоя. Ставить такой материал в духе ретро-винтажа — дорого и бессмысленно, осовременить — не получится ввиду специфики быта. Наверное, именно поэтому постановщик Виктория Мещанинова решила сделать советскую кабаре-историю. Кабаре получилось грустным.
Пьеса была написана в 1979 году, в самый махровый застой, который, по словам проживших в нем молодость, густо висел в воздухе. Главный герой Степан Судаков работает где-то в ведомстве по иностранной части, решает вопросы бесконечными звонками нужным людям, при этом старается не реагировать на то, как в его собственном просторном доме все сваливается в хаос. Дочь Искра страдает от нелюбви мужа Егора, прожженого карьериста, женившегося по расчету. Cын Пров испытывает свойственные юности сомнения в выборе жизненного пути, да к тому же еще и влюбился в девочку из бедной семьи. Впрочем, Судакову действительно не до того — ему надо принимать иностранные делегации, причем некоторых гостей прямо у себя в доме. Надо держать лицо — тем более что коллега, у которого недавно повесился сын, потерял из-за семейной драмы лакомую должность, на которую он, Судаков, как раз и метит. А тут еще внезапно приезжает школьная первая любовь и умоляет позвонить какой-нибудь важной шишке — попросить за ее сына, которого не допускают к защите диплома из-за внезапного романа с полячкой, случившегося на выездной практике.
Читать еще: Население Бразилии. Негры в Бразилии
Роль Егора Ясюнина исполнил актер Антон Ребро
Виктор Розов — великолепный драматург, наше достояние и гордость. Он как никто умел писать совершенно воздушные миры совершенно бытовым языком — пересмотрите хоть «Летят журавли» или «Шумный день». И как никто чувствовал нерв времени, на самом его изломе: надежду и стойкость послевоенных лет, пьянящую радость оттепели, наползающую тяжесть застоя. Его произведения о вечном, но при этом специфичны — бытие определяет сознание, и быт из пьесы не выкинешь. Поэтому перед современными постановщиками — а «Гнездо глухаря» остается востребованной пьесой и по сей день — действительно стоит сложная задача.
Главную роль в «Гнезде глухаря» сыграл Михаил Яковлев
В Камерном театре из «Гнезда глухаря» сделали советскую кабаре-историю — именно так обозначено в программке. Тем самым зрителю сразу дают понять: реалистичной психологической драмы можно не ждать. Действо постоянно перемежается музыкальными номерами и песнями, что создает некий надтекст. И это, в общем, верное решение. Ну не ставить же в 2018 году спектакль, разоблачающий брежневскую эпоху. Спасибо, все давно в курсе, чем закончился развитой социализм. К тому же Розов писал эту пьесу, находясь среди тех, кто видел войну, пережил подъем и пришел к какой-никакой, пусть и сильно кривой, но все же эпохе потребления. Сегодняшнему зрителю этого контекста просто не понять.
В Камерном театре из «Гнезда глухаря» сделали советскую кабаре-историю
Форма кабаре смягчает трагизм происходящих на сцене событий. При этом условность затемняет детали быта вроде проводного телефона или дефицита лекарств и выводит на первый план вопросы о вечном. Например, зачем люди врут сами себе. Или почему неглупая женщина влюбляется в откровенно скользкого типа. Или отчего крепкая с виду семья изнутри шатается, как карточный домик, имея все, о чем другие могут только мечтать.
Первый акт спектакля, где завязываются все основные события, вышел немного сыроватым
У пьесы очень плотный текст и очень выразительные мизансцены. Вытянуть это все — непростая задача как для постановщика, так и для актеров. И, надо сказать, первый акт, где завязываются все основные события, вышел немного сыроватым. В первую очередь потому, что один из центральных персонажей — Егор Ясюнин — получился немного. однослойным, скажем так. Фактурный красивый актер Антон Ребро по совершенно неясной причине делает своего героя, лицемерного и при этом глубоко несчастного по сути человека, абсолютно ровным и невозмутимым. Он одинаков во всем — что в разговоре с тестем-покровителем, что в сцене с внезапно заявившейся в дом любовницей, что в исповедальном монологе, что в мучительных (судя по тексту) беседах с нелюбимой женой, которую уже дважды отправлял на аборт. Одинаков, хотя природа его персонажа предполагает удивительную многоликость. Вероятно, именно поэтому весь первый акт рассыпается на мелкую мозаику эпизодов, эмоционально плохо связанных между собой: другие персонажи должны быть втянуты в конфликт с Ясюниным, а он своим поведением повода для этого, вообще-то, совершенно не дает. А уж когда за него сходятся в схватке двое прекрасных по-своему женщин, и вовсе остается недоуменно пожать плечами: ну ради чего можно рвать на части такого заурядного мужчину?
Читать еще: Смысл фольклора. Русский народный фольклор
Актер Никита Савиных сыграл роль Прова
Второй акт, где события являются уже последствиями поведения Ясюнина, а самого этого персонажа уже меньше на сцене, получился гораздо живее. Особенно в эпизоде, где простая пьющая продавщица в исполнении Алины Тягловской за пять минут уделывает элитарную семью, вызволяя их отпрыска из милиции.
И совершенно прекрасен финал, где актер Никита Савиных поет песню группы «Несчастный случай» про идущую через всю нашу несчастную страну по шоссе Сашу. И нам тонко намекают, что вот из таких вот карьеристов без чувств и совести, таких вот эмоциональных «глухарей», как Егор, и вышла вся наша элитарная верхушка сегодняшнего дня. Нет, это не смелое политическое высказывание, спектакль не об этом. Скорее, он о том, что между прошлым и будущим — только миг. И история действительно имеет обыкновение повторяться.
Гнездо глухаря
Московский академический театр сатиры
С пектакль «Гнездо глухаря» был поставлен по одноименной пьесе Виктора Розова. Главную роль в нем сыграл Анатолий Папанов. И для Валентина Плучека, и для театра Сатиры эта постановка была нетипичной. Ранее режиссер чаще имел дело с сатирическими произведениями и избегал работы со сложным психологическим материалом. Спектаклю предрекали провал, однако он прочно занял свое место в репертуаре театра.
Фрагмент из книги М.И. Громовой «Русская драматургия конца XX – начала XXI века» (2013 г.):
«Сатирой, хотя и «мягкой», считает В. Розов свою пьесу «Гнездо глухаря». Главный ее герой – Степан Судаков, в прошлом добрый человек с «потрясающей улыбкой», активный комсомолец, боевой фронтовик – теперь большой чиновник, решающий людские судьбы, и хозяин респектабельного «гнезда». Он не понимает, почему его домочадцы не чувствуют себя счастливыми в шестикомнатной квартире со всеми атрибутами «лучших домов»: коллекцией икон, «великим и кошмарным» Босхом, Цветаевой, Пастернаком на полках, «всякой всячиной», навезенной ему из разных стран.
По пути к «вершине», на которой, как он считает, все «просто обязаны быть счастливыми», Судаков-старший потерял нравственный ориентир. Его заменили карьера и вещи, «душа его обросла телом» настолько, что стала глуха к болям даже самых близких людей. «Не засоряйте мне голову всякими мелочами… Меня нет, я отдыхаю» – таков принцип его нынешнего существования. А «всякие мелочи» – это личная драма дочери, развивающаяся на его глазах, тяжелые беды в жизни подруги юности, проблемы у младшего сына Прова, бунт жены, превратившейся его стараниями в «домашнюю курицу». Ему не понятны страдания дочери Искры, которой изменяет муж, недовольство жены и ирония Прова ко всему и всем, в том числе и к собственному отцу: «Уж какие я им условия создал. Другие на их месте с утра до вечера танцевали бы».
Автор заставляет нас задуматься, что же сделало Степана Судакова «глухарем»? Над этим мучительно размышляет девятиклассник Пров: «Вот, говорят, если срезать дерево, то по кольцам его можно определить, какой год был активного солнца, какой пассивного. Вот бы тебя исследовать. Просто наглядное пособие по истории… До чего же ты, отец, интересно сформировался…»
Сам по себе Степан Судаков, может быть, и не очень страшен. Его «титаническое самоуважение» и в то же время угодническое «метание бисера» перед иностранцами скорее смешны, а вера в собственную непогрешимость и крепость своего «гнезда» – весьма непрочное ограждение от «подводных камней», сложностей жизни, что подтверждается финальным крушением «Глухаря». Страшнее то, что с благословения и легкой руки «глухарей» процветают явления и люди более опасные. Кстати, драматурги разных поколений – Розов и Вампилов – усмотрели в современной жизни и представили крупным планом легко узнаваемый тип удачливого, достигшего прочного общественного положения, довольного собой человека, внешне очень «правильного», но по сути холодного, расчетливого, жестокого».
Источники:
http://briefly.ru/rozov/gnezdo_gluharja/
http://obzor174.ru/v-kamernom-teatre-postavili-gnezdo-gluharya
http://www.culture.ru/movies/1546/gnezdo-glukharya