Специфика научно-художественной литературы.

Особый род литературы, рассказывающей о науке, о научных исканиях, «драме идей» в науке и судьбах её реальных творцов; рождается на стыке художественной, документально-публицистической и научно-популярной литератур. Развиваясь в самостоятельный вид, Н.-х. л. сохраняет близкое родство со всеми тремя типами литературы; осмысление её сущности и эстетики остаётся предметом дискуссий. В отличие от собственно научно-популярной литературы (См. Научно-популярная литература) внимание которой сосредоточено на познавательных и учебно-воспитательных задачах, Н.-х. л. обращается преимущественно к человеческой стороне науки, к духовному облику её творцов, к психологии научного творчества, к философским истокам и последствиям научных открытий. Она обладает не только интеллектуально-познавательной, но и эстетической ценностью; призвана сочетать «общеинтересность» с научной достоверностью в раскрытии проблем, образность повествования с документальной точностью жизненного материала.

Н.-х. л. зародилась в 20 в.; но её ранними образцами можно считать некоторые жанры дидактической литературы (См. Дидактическая литература) (например, «Труды и дни» Гесиода, «О природе вещей» Лукреция Кара, «Метаморфоз растений» Гёте), а также автобиографии и биографии ряда учёных 19 в. Советская Н.-х. л. начала складываться на рубеже 20—30-х гг.; тогда же М. Горький высказался о необходимости «. образного научно-художественного мышления» (Собрание соч., т. 27, 1953, с. 107). Широкую известность получили произведения М. Ильина, Б. С. Житкова, «Лесная газета» В. В. Бианки, «Кара-Бугаз» К. Г. Паустовского, очерки Б. Н. Агапова, М. М. Пришвина, М. С. Шагинян. Особый подъём начался на рубеже 50—60-х гг. (творчество Д. С. Данина, О. Н. Писаржевского, В. Н. Орлова, Б. Н. Аганова, Ю. Г. Вебера, А. И. Шарова и др.), с 1960 выходят ежегодные сборники Н.-х. л. «Пути в незнаемое» (Москва).

В большинстве зарубежных литератур термина, адекватного понятию «Н.-х. л.», нет, а соответствующую ему литературу обычно не выделяют из общедоступной литературы о науке. Однако многие произведения несомненно относятся к Н.-х. л.: «Охотники за микробами» П. де Крайфа, «Ярче тысячи солнц» Р. Юнга, «А. Флемминг» А. Моруа и др.

Андреев К., На равных правах, «Год тридцать седьмой», 1954, № 3; Данин Д., Жажда ясности, М., 1960; Формулы и образы. Спор о научной теме в художественной литературе, М., 1961; Ивич А., Поэзия науки, М., 1967.

Читать еще:  Дом полная чаша. Древние чаши

Предмет и специфика художественной литературы. Познание мира в художественной литературе. Функции литературы

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Специфика художественной литературы заключается в том, что это — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции человеческого языка. Таким образом, литература — это искусство слова.

Художественная литература – вторичная знаковая система. Автор обращается к нам на вторичном (художественном) языке, который как будто надстраивается над естественным языком. «От себя» писатель высказывается лишь в текстах, лишенных художественности.

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной среды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека, так как материальным носителем образнос­ти в литературе является слово. Взаимосвязь слова, точнее, речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово — результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и не­возможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это. Не­редко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литератур­ные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние проявления, но даже в том случае, когда лите­ратура напрямую не претендует на роль агитатора и наставника, она доносит до человека пред­ставления об определенных нормах, правилах, наконец, предлагает ему определенный способ ви­дения мира, формирует его отношение к той информации, которую человек получает ежедневно.

Основные функции художественной литературы сле­дующие: социально-эстетическая, преобразую­щая, познавательная, воспитательная и язы­котворческая + коммуникативная, гедонистическая.

Читать еще:  Татьяна толстая сын. Татьяна Никитична Толстая

1. Эстетическая функция:

пробуждение и развитие эстетического чувства, умения воспринимать действительность по законам красоты, мыслить художественными образами; формирование у личности и общества эстетического идеала.

«Значение эстетической функции литературы чрезвычайно велико: литература пробуждает в человеке художника» (Ю.Б. Борев).

2. Гедонистическая функция (от греч. hedone наслаждение):

Художественная литература — источник радости, эстетического наслаждения, которое является своеобразной формой духовной связи, духовного общения людей.

3. Воспитательная функция:

Художественная литература — могучее средство идейного и нравственного воспитания в духе гуманных общечеловеческих идеалов.

4. Коммуникативная функция:

Художественная литература — особое средство коммуникации (связи, общения, сообщения) между людьми, между человеком и обществом, между поколениями.

6. Литература в ряду искусств

Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. является одним из видов искусства. Слово «искусство» многозначно, в данном случае им названа собственно художествен­ная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует «свой» материал: музыка — звук, живопись — краски, архитекту­ра — камень, дерево, металл и т. д. Специфика художественной литературы заключается в том, что это — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции человеческого языка. Таким образом, литература — это искусство слова.

Как искусство слова художественная литература представляет собой одну из важнейших разновидностей в системе других искусств: изобразительных (живопись, скульптура, графика), зрелищных (театр, кино, телевидение), искусств крупных пространственных объемов (архитектура), звуков (музыка). Литературу отличают глубокие и всесторонние связи с другими искусствами, что проистекает из природы художественного слова.

«Поэзия есть высший род искусства. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выраженное представление. Посему поэзия заключает в себе элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и параллельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств» (В.Г. Белинский).

Так же на одной из лекций мы проходили, что ИСКУССТВА разделяются на односоставные (музыка, литература) и синтетические (театр- смешение музыки, танцев, текстов).

А также ИКУССТВА разделяются на:

· Пространственные (когда возникает художественный образ сразу, при первом просмотре: живопись, архитектура, скульптура)

· Временные (которые предполагают затраченное время на их понимание – музыка, литература)

· Пространственно-временные – которые позволяют уловить определенный художественный образ сразу, а затем он во времени эволюционирует (театр, кино)

Читать еще:  Первое время чумы. Пир во время чумы

ИКУССТВА бывают изобразительные (способные передавать контуры реального мира: живопись, скульптура) и экспрессивные (выражающие авторское видение мира: музыка).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Научно-художественная литература

Смотреть что такое «Научно-художественная литература» в других словарях:

НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА — отрасль литературы, в образной форме рассказывающая о реальной жизни ученых, их творческих судьбах и духовном облике, о драме научных идей. Сочетает черты художественной, документальной и научно популярной прозы … Большой Энциклопедический словарь

Научно-художественная литература — худож. лит., фактической основой которой служат люди и проблемы науки … Издательский словарь-справочник

научно-художественная литература — литература, посвящённая описанию «человеческого» в науке: психология творца, столкновение представителей различных школ, духовный облик учёных, их работа, предпосылки и последствия открытий. В научно художественной литературе научная и… … Литературная энциклопедия

научно-художественная литература — отрасль литературы, в образной форме рассказывающая о реальной жизни учёных, их творческих судьбах и духовном облике, о «драме» научных идей. Сочетает черты художественной, документальной и научно популярной прозы («Неизбежность странного мира» Д … Энциклопедический словарь

НАУЧНО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА — НАУЧНО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, особый род литературы, обращенной преимущественно к человеческому аспекту науки, к духовному облику ее творцов, к психологии научного творчества, к «драме идей» в науке, к философским истокам и последствиям… … Литературный энциклопедический словарь

НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА — отрасль литературы, сочетающая основные черты художественной, документальной и научно популярной прозы, рассказывающей о зарождении и развитии науки, открытиях ученых, изобретениях, идеях и пр … Профессиональное образование. Словарь

Научно-популярная литература — литература, посвящённая изложению научных идей в форме, доступной пониманию широкого круга читателей неспециалистов. Для подраста ющего поколения Н. п.л. источник познания разнообразия мира, приобщения к радости первых самостоятельных научных … Педагогический терминологический словарь

Литература США — Данные в этой статье приведены по состоянию на начало XX века. Вы можете помочь, обновив информацию в статье … Википедия

Научно-техническая библиотека МАИ — Месторасположение … Википедия

Литература Таиланда — художественная литература на тайском языке, создававшаяся и создающаяся в Таиланде. Традиционно создавалась под влиянием литературы Индии. Самым известным памятником тайской литературы является Рамакиен, тайская версия индийского эпоса Рамаяны.… … Википедия

Источники:

http://gufo.me/dict/bse/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
http://studopedia.org/12-102173.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/112710/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий