Проводники в мир детской литературы, благодаря которым строчки, еще непонятные маленькому читателю, обретают яркие и волшебные образы. Иллюстраторы детских книг, выбирая этот путь, как правило, остаются верны ему на протяжении всей творческой жизни. А их читатели, вырастая, сохраняют привязанность к картинкам из все дальше уходящего детства. Наталья Летникова вспомнила творчество выдающихся отечественных иллюстраторов.
ИВАН БИЛИБИН
Театральный оформитель, преподаватель Академии художеств, Билибин создал неповторимый авторский стиль, который позже назвали «билибинским». Работы художника отличало обилие орнаментов и узоров, сказочность образов при точном следовании историческому облику русского костюма и предметов быта. Первую иллюстрацию Билибин нарисовал еще в 1899 году к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». На протяжении сорока лет художник обращался к русским народным сказкам и былинам. Его рисунки жили и на страницах детских книг, и на театральных площадках Петербурга, Праги, Парижа.
БОРИС ДЕХТЕРЕВ
Акварельные портреты с легкой кисти Бориса Дехтерева получили Золушка и Красная Шапочка, Кот в сапогах и Мальчик-с-пальчик, герои сказок Александра Пушкина. Знаменитый художник-иллюстратор создал «строгий и благородный облик детской книги». Тридцать лет своей творческой жизни профессор МГХИ имени Сурикова посвятил не только обучению студентов: Борис Дехтерев был главным художником в издательстве «Детская литература» и открыл дверь в мир сказки для многих поколений маленьких читателей.
ВЛАДИМИР СУТЕЕВ
Иллюстрации, похожие на застывшие на книжных страницах кадры из мультфильмов, создавал Владимир Сутеев, один из первых советских режиссеров-мультипликаторов. Придумывал Сутеев не только живописные образы к классике — сказкам Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, — но и собственные истории. Работая в детском издательстве, Сутеев написал около сорока поучительных и остроумных сказок: «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка». Это были любимые многими поколениями малышей книги, в которых, как и хочется в детстве, картинок было больше чем текста.
ВИКТОР ЧИЖИКОВ
Только мастер создавать трогательные образы для детских книг смог бы растрогать до слез целый стадион. Так и случилось с Виктором Чижиковым, который нарисовал олимпийского мишку в 1980 году, а также был автором иллюстраций к сотне детских книг: Виктора Драгунского, Михаила Пляцковского, Бориса Заходера, Ханса Кристиана Андерсена, Николая Носова, Эдуарда Успенского. Впервые в истории отечественной детской литературы в печать вышли собрания книг с иллюстрациями художника, в том числе двадцатитомник «В гостях у В. Чижикова».«Для меня всегда было счастьем нарисовать детскую книжку», — говорил сам художник.
Читать еще: VI. Тексты для работы над словом
ЕВГЕНИЙ ЧАРУШИН
Книги о животных Чарушин читал с детства, а его любимой была «Жизнь животных» Альфреда Брема. Будущий художник перечитывал ее много раз, а в старшем возрасте отправлялся в чучельную мастерскую рядом с домом рисовать с натуры. Так родился художник-анималист, который, окончив Академию художеств, посвятил свое творчество оформлению детских рассказов о животных. Выдающиеся иллюстрации Чарушина для книги Виталия Бианки даже приобрела Третьяковская галерея. А во время работы с Самуилом Маршаком над книгой «Детки в клетке», по настоянию писателя, Чарушин попробовал писать. Так появились его рассказы «Томка», «Волчишко» и другие.
ИВАН СЕМЕНОВ
Создатель знаменитого Карандаша и всего детского журнала «Веселые картинки» начинал с карикатур. Ради любимого дела ему пришлось бросить Медицинский институт, так как из-за учебы рисовать было просто некогда. Первое детское признание художнику принесли иллюстрации к веселым историям Николая Носова «Фантазеры» и «Живая шляпа», а тираж книги «Бобик в гостях у Барбоса» с иллюстрациями Семенова превысил три миллиона экземпляров. В 1962 году Иван Семенов вместе с Агнией Барто проехал с выставкой советских детских книг по всей Англии. К тому времени художник возглавлял редакцию «Веселых картинок» и знал буквально все о детской литературе и жизни советских детей.
ЛЕОНИД ВЛАДИМИРСКИЙ
Создатель классического образа Буратино. Деревянного мальчишку в полосатом колпачке Владимирский, выпускник ВГИКа, нарисовал впервые в 1953 году для диафильма по сказке Алексея Толстого. Продолжил работать над образом он уже в иллюстрациях для книги «Приключения Буратино», благодаря которой и попал в детскую литературу. Еще одной знаковой работой художника-иллюстратора стали рисунки к шести сказочным повестям Александра Волкова из серии про Волшебника Изумрудного города. Прообразом Элли стала дочка художника, а Папу Карло Владимирский рисовал с собственного деда. Общий тираж книг с иллюстрациями художника составил около двадцати миллионов экземпляров.
ЕВГЕНИЙ РАЧЕВ
«В сказках животные похожи на разных людей: на добрых или злых, на умных или глупых, на озорных, веселых, смешных», — рассказывал о своей работе над детскими книгами о животных сибирский художник Евгений Рачев. Первые впечатления о животном мире он получил в тайге, где делал зарисовки с натуры. Его волшебные детские впечатления ожили в иллюстрациях к незатейливым историям: «Теремок», «Колобок», «Петушок — Золотой гребешок», «Волк и козлята». Сказки для самых маленьких благодаря фантазии Рачева стали удивительной сказочной страной, где если и встретишь волка в кафтане — не удивишься.
Читать еще: Хромой бес лесаж. «Хромой бес
20 счастливых фотографий из советского детства
Детство — это мир радости, неожиданностей и ежедневных маленьких побед. Это время для большинства людей было наполнено множеством событий. А в те не столь далекие годы, когда не было мобильных телефонов, планшетов, миниатюрных музыкальных плееров и прочих супергаджетов, мы находили приключения на каждом шагу.
Вылазка в балку за домами, марш-бросок в булочную на школьной перемене, последний билет на фильм в кинотеатре, искрящаяся струя из колонки возле частных домов и вкуснейший пломбир, тающий в руках. Да разве все перечислишь! Давайте просто немного повспоминаем.
Снимок в фотоателье — большое событие.
Мечта всех девчонок и мальчишек.
Все мальчишки хотели быть моряками, капитанами и космонавтами.
В автоматах можно было купить газировку и сок. Помните, как собирали по 3 копейки?
А через дорогу переходили дружной цепочкой.
Походы с вожатым по местам боевой славы.
Билет на елку в Кремле получали только лучшие ученики.
А какой вкусный был пломбир!
А когда-то малышей в таких колясках возили.
Вода из колодца! Ледяная и кристально чистая!
Парадная форма: белые передники, выглаженные пионерские галстуки.
Ежедневный ритуал. Позвонить маме на работу за 2 копейки.
Запуск корабликов. У кого самый классный?
Школьные спектакли — возможность проявить себя… а еще пропустить уроки из-за репетиций.
Все ребята во дворе — лучшие футболисты.
Ворота можно сделать за минуту. Главное, отстоять!
Уколы и прививки… Проверка на храбрость.
Поездка на дачу — целое приключение.
Летние каникулы! Лучше не бывает!
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.
Сутеев Владимир Григорьевич. Иллюстрации к детским книгам. Мультфильмы
Сутеев Владимир Григорьевич — Биография
Влади́мир Григо́рьевич Суте́ев (5 июля 1903, Москва — 10 марта 1993, Москва) — Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Один из зачинателей советской мультипликации. Детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор.
Родился в Москве, в семье врача. Отец был одарённым человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию, а в последних классах учился уже в советской школе. С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Учился в МВТУ имени Баумана.
Был амбидекстром, то есть одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать.
Поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Ещё во время учёбы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме (Ю. Меркулов, Н. Ходатаев, З. Комиссаренко,Черкес Даниил Яковлевич). Дебютировал в качестве аниматора в фильме «Китай в огне» (1925), где впервые был применён альбомный метод анимации. В 1928 году окончил уч:) и устроился на кинофабрику «Межрабпомфильм». В 1931 году поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперёк». Вместе с Львом Константиновичем Атамановым и Дмитрием Наумовичем Бабиченко разрабатывал серийного персонажа — Кляксу. В 1935 году перешёл в коллектив Виктора Фёдоровича Смирнова (на «Экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ», затем — на «Мосфильм)», где работал, числясь в титрах художником, фактически же выполняя и режиссёрские функции.
Читать еще: М карамзин бедная лиза читать. «Бедная Лиза
С 1936 года — на киностудии «Союзмультфильм». Воевал, прошёл всю войну. Во время войны поставил ряд учебных фильмов на студии «Воентехфильм». С 1947 года преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Внёс вклад в освоение цветного кино. В 1948 году прекратил режиссёрскую деятельность и уволился с «Союзмультфильма», не закончив картины «Охотничье ружьё» (завершена Сазоновым).
В. Г. Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы такими режиссёрами как Л. К. Атаманов, Л. А. Амальрик, В. И. Полковников,Е. Н. Райковский и др.
С 1947 года работал в Детгизе. Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чиполлино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А. Прейсена «Веселый Новый год», венгерского писателя Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка», английского писателя Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». А в 1952 году вышла первая книжка за авторством Сутеева, «Две сказки про карандаш и краски». Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете».
книга оформленная В. Г. Сутеевым Иллюстрации Владимира Григорьевича Сутеева часто используются для оформления детских садов, детских лечебных учреждений, столовых, магазинов, детских уголков и т. д. Печатаются на полотенцах, носовых платках и других товарах для детей.
Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией, в которые Сутеев много привнёс из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.
Скончался 10 марта 1993 года.
Мультфильм раскрашен, черно-белые только титры.
Мультфильм срежиссированный Сутеевым.
Источники:
http://weekend.rambler.ru/read/38906961-kto-risoval-illyustratsii-k-skazkam-iz-nashego-detstva/
http://bigpicture.ru/?p=688690
http://www.spletnik.ru/blogs/krasota/123685_suteev-vladimir-grigorevich-illyustratcii-k-detskim-knigam-multfilmy