Советская культура в период «Оттепели».

Период отечественной истории, тесно связанный с именем Н. С. Хрущева, часто называют «великим десятилетием». Проводившиеся в эти годы преобразования охватывали не только сферы политики и экономики, но и культуру, науку, образование и другие области духовной жизни общества. Значение этой эпохи, особенно в области культурного развития страны, выходит далеко за рамки реформаторской деятельности самого Хрущева. Наиболее емким и образным определением этого периода стало название небольшого романа Ильи Эренбурга «Оттепель», вышедшего в свет в 1954 г. Самым значительным событием, радикально повлиявшим на общественное сознание, стало изменение в идеологии, вызванное критикой сталинизма. В годы «оттепели» сформировалось целое поколение советской интеллигенции, воспитанное в духе критики «деформаций социализма», неразрывно связанных с именем Сталина. Позднее представителей этой части либеральной интеллигенции назвали шестидесятниками. В сфере культуры отчетливо проявились свойственные этому времени противоречия, когда идеологические послабления сменялись грубым администрированием, когда партийные руководители откровенно вторгались в процесс художественного творчества и научные поиски, по-прежнему считая, что культура и наука должны обслуживать интересы политики с учетом задач коммунистической пропаганды.

В системе школьного образования в середине 1950-х гг. главным направлением стало «укрепление связи школы с жизнью». Уже в 1955/56 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на получение политехнического образования, которое позволило бы выпускникам найти свое место на производстве. Согласно Закону «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятому в декабре 1958 г., вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование. Срок обучения в полной средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ должны были совмещать учебу с работой на предприятии или на селе. Аттестат зрелости учащиеся получали одновременно со свидетельством о приобретенной профессии. Вместо многочисленных профучилищ и школ создавалась единая сеть профессионально-технических училищ (ПТУ) со сроками обучения от одного года до трех лет. Однако лозунг связи школы с жизнью на практике слабо реализовывался, так как немногие выпускники шли работать по специальности, полученной в школе. В то же время уровень общеобразовательной подготовки оказался сниженным.

В условиях вступления СССР в эпоху научно-технической революции увеличилась потребность в специалистах с высшим и средним специальным образованием. При этом большое значение придавалось расширению вечернего и заочного обучения. Так, в соответствии с новыми правилами приема в вузы, введенными в 1957 г., были предусмотрены льготы при поступлении для молодежи, имевшей производственный стаж не менее двух лет, а также для демобилизованных военнослужащих. В 1958/59 учебном году советские вузы выпустили почти в три раза больше инженеров, чем в США. Уровень образования населения, занятого в сфере производства, резко возрос, составив в 1959 г. 39% рабочих и 21% колхозников с высшим и средним специальным образованием.

Стремительное развитие научно-технического прогресса оказало значительное влияние на советскую науку. Особое внимание в этот период уделялось теоретической физике. Достижения советских ученых-физиков получили широкое признание во всем мире. Нобелевские премии были присуждены П. А. Черенкову, И. Е. Тамму, И. М. Франку за открытие и объяснение эффекта люминесцентного излучения Вавилова-Черенкова (1958); Л. Д. Ландау за разработку теории жидкого гелия (1962); Н. Г. Басову и А. М. Прохорову за исследования в области квантовой электроники (создание лазера и мазера, 1964). В 1957 г. в СССР впервые был запущен самый мощный ускоритель элементарных частиц — синхрофазотрон. Это практическое открытие положило начало развитию нового направления науки — физике высоких и сверхвысоких энергий, что, в свою очередь, привело к созданию совершенно новых отраслей народного хозяйства: атомной промышленности и энергетики. Уже в 1954 г. впервые в мире была построена и запущена атомная электростанция (АЭС) в подмосковном научном центре Обнинске. Затем началось строительство более крупных Воронежской, Белоярской и Сибирской АЭС. В 1957 г. на воду был спущен первый в мире атомоход — ледокол «Ленин». Значительные открытия советскими учеными были сделаны в области автоматики и телемеханики, квантовой электроники, вычислительной техники и кибернетики, радиоэлектроники, физики полупроводников.

Читать еще:  Особенности раскрытия характеров героев.

На рубеже 1950-1960-х гг. методы математического моделирования, разработанные В. С. Кулебакиным, Н. М. Крыловым, Н. Н. Боголюбовым, начали применяться в биологии, языкознании и даже исторической науке. Нобелевской премией в 1956 г. были отмечены труды академика Н. Н. Семенова в области теории цепных реакций. Достижения в области теоретической химии позволили создать новые сверхпрочные материалы — полимеры. Наряду с физикой, химией и математикой развивалась также биология. Однако личная поддержка со стороны Хрущева академика Т. Д. Лысенко жестко сдерживала развитие в СССР молекулярной биологии, генетики и генной инженерии.

Эпоха «оттепели» вошла в историю мирового технического прогресса как эра покорения космоса. Благодаря достижениям в области ракетно-космической техники СССР стал на многие годы признанным лидером в исследовании околоземного пространства. 4 октября 1957 г. на основе созданных советскими учеными и конструкторами под руководством Сергея Павловича Королева баллистических многоступенчатых ракет в СССР был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. А 12 апреля 1961 г. впервые в истории человечества на космическом корабле «Восток» летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил пилотируемый полет по околоземной орбите, продолжавшийся 108 минут. С 1961 по 1963 г. по программе «Восток» на одноместных кораблях этой серии было совершено еще шесть полетов. В 1965 г. космонавт А. А. Леонов впервые осуществил выход в открытый космос.

Значительные успехи в СССР были достигнуты и в области авиастроения. В 1956 г. в небо поднялся первый турбореактивный пассажирский лайнер Ту-104, созданный под руководством А. Н. Туполева. А в 1957 г. коллективом инженеров и конструкторов во главе с С.В. Ильюшиным был сконструирован четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18, ставший одним из надежных самолетов отечественной гражданской авиации.

Развитие космической и авиационной техники в СССР стало основой для расширения исследований астрономов и астрофизиков. С помощью искусственных спутников Земли советским ученым удалось изучить внешний радиационный пояс и магнитное поле нашей планеты, осуществить фотографирование обратной стороны Луны, открыть новые астрофизические объекты.

Процессы духовного раскрепощения, отказ от жестких догм «Краткого курса ВКП(б)» дали новый импульс для развития обществоведения. С середины 1950-х до начала 1960-х гг. было опубликовано большое количество документальных сборников и мемуарной литературы, раскрывающих проблемы истории советского общества, ранее закрытых для исследователей. Одновременно увидели свет не издававшиеся прежде работы К. Маркса и Ф. Энгельса, статьи и письма В. И. Ленина (в том числе «Письмо к съезду», содержавшее критику в адрес И. В. Сталина), наметились изменения как в фундаментальных, так и в прикладных отраслях общественных наук. Отрадным явлением стало учреждение новых научных журналов: «Мировая экономика и международные отношения», «История СССР», «Новая и новейшая история», «Вопросы языкознания» и др. На страницах научной периодики разворачивались дискуссии по актуальным проблемам теории и методологии советского обществоведения, шел поиск новых подходов к решению базисных научных задач (например, обсуждались вопросы периодизации отечественной истории). В это время из небытия возвращаются имена незаконно репрессированных в годы сталинизма деятелей советского государства, партийных руководителей и военачальников. Однако исследования в сфере общественного развития СССР по-прежнему наталкивались на строгий партийный контроль. Под запретом оставался целый ряд ключевых тем государственно-политического и социального развития. Внутренние противоречия, присущие периоду «оттепели» в сфере идеологии, не позволили советским обществоведам преодолеть концептуальный консерватизм; выявить объективные причины зарождения и развития авторитаризма в нашей стране. Даже робкие попытки анализа всей системы социализма встречали решительный отпор.

Сфера литературного творчества отмечена ярким проявлением идейного кризиса советского общества после смерти Сталина. В художественной форме можно было затрагивать те острые жизненно важные проблемы, которые нельзя было обсуждать открыто в силу цензурных ограничений. Появились такие новые художественные журналы, как «Москва», «Нева», «Наш современник», «Дружба народов», «Юность» и др. Всего в конце 1950-х гг. в СССР издавались 28 литературно-художественных журналов и семь альманахов. В этот же период по инициативе руководства КПСС активизировалась деятельность творческих союзов. С их помощью идеологи партии рассчитывали сохранить господствующее влияние идеологии марксизма в среде творческой интеллигенции и обеспечить контроль над литературно-художественными процессами. К концу 1950-х гг. в среде творческой интеллигенции четко оформились два центра противостояния: либеральный, возникший вокруг журнала «Новый мир» (главный редактор А. Т. Твардовский), и консервативный, сплотившийся вокруг журнала «Октябрь» (главный редактор В. А. Кочетов).

Читать еще:  Константин паустовский — мещорская сторона.

Значительными произведениями периода «оттепели» помимо известной повести И. Э. Эренбурга, давшей название всей эпохе, стали романы В. Д. Дудинцева, Д. А. Гранина (Германа), А. Я. Яшина, повести А. Т. Гладилина, В. Н. Семина, пьесы В. И. Пановой, В. С. Розова, Л. Г. Зорина. Публикации этих авторов вызывали бурные дискуссии широкой читательской аудитории. Массовый интерес, особенно в молодежной среде, вызывала поэзия. Благодаря политической реабилитации у советских читателей появилась возможность открыть для себя творчество А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, С. А. Есенина, О. Э. Мандельштама и многих других поэтов, запрещенных в 1930-е гг. Особенностью «оттепели» стало появление так называемой «эстрадной» поэзии Б. А. Ахмадуллиной, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского и др.

Значительных успехов в период «оттепели» достиг кинематограф. Лучшие советские фильмы тех лет получили достойное признание многомиллионной зрительской аудитории как у нас в стране, так и за рубежом. На международных кинофестивалях премиями были удостоены фильмы, посвященные Великой Отечественной войне: «Летят журавли» (режиссер М. К. Калатозов, 1957), «Баллада о солдате» (режиссер Г. Н. Чухрай, 1959), «Судьба человека» (режиссер С. Ф. Бондарчук, 1959).

Культура СССР в годы «оттепели»

Выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС, осуждение преступлений высших должностных лиц произвели большое впечатление и положили начало переменам в общественном сознании. Особенно заметно «оттепель» проявилась в литературе и искусстве. Реабилитированы В.Э. Мейерхольд, Б.А. Пильняк, О.Э. Мандельштам, И.Э. Бабель, Г.И. Серебрякова. Снова начинают издаваться стихи С.А. Есенина, произведения А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко.

На художественной выставке в Москве в 1962 г. был представлен авангард 20—30-х гг., долгие годы не выставлявшийся. Наиболее полно идеи «оттепели» были отражены на страницах «Нового мира» (гл. ред. – А.Т. Твардовский). Именно в этом журнале была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Со второй половины 50-х гг. расширяются международные связи советской культуры – возобновляется Московский кинофестиваль, с 1958 г. открывается Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского; восстанавливается экспозиция Музея изобразительных искусств им. Пушкина, проводятся международные выставки. В 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Возросли затраты на науку, открыто много новых научно-исследовательских учреждений. С 50-х гг. формируется крупный научный центр на Востоке страны – Сибирское отделение АН СССР – Новосибирский Академгородок.

В конце 1950-начале 1960-х гг. СССР принадлежит ведущая роль в освоении космоса – 4 октября 1957 г. на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 г. состоялся первый полет пилотируемого космического корабля (Ю.А. Гагарин). «Отцами» советской космонавтики стали конструктор ракетной техники С.П. Королев и разработчик ракетных двигателей В.М. Челомей.

Значительно способствовали росту международного авторитета СССР и успехи в освоении «мирного атома» — в 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин».

В средней школе реформа проводится под лозунгом «укрепления связи школы с жизнью». Вводится обязательное восьмилетнее образование на «политехнической» основе.Срок обучения возрастает до 11 лет, и помимо аттестата зрелости выпускники получают свидетельство о специальности. В середине 60-х гг. занятия на производстве отменяются.

В то же время «оттепель» в культуре сочеталась с критикой «упаднических тенденций», «недооценки руководящей роли партии». Жесткой критике подвергались такие писатели и поэты, как А.А. Вознесенский, Д.А. Гранин, В.Д. Дудинцев, скульпторы и художники Э.Н. Неизвестный, Р.Р. Фальк, ученые-гуманитарии Р. Пименов, Б. Вайль. Арестом последних начинается первое политическое дело над рядовыми гражданами времен «оттепели». Широкий резонанс во всем мире получило исключение в 1958 г. из Союза писателей Б.Л. Пастернака за публикацию за границей романа «Доктор Живаго». По политическим соображениям он вынужден был отказаться от получения Нобелевской премии.

Культура в период «оттепели» 1953 — 1964 гг.

План:

Читать еще:  Как нарисовать букет цветов: пошаговая инструкция.

I. Литература

II. Живопись и скульптура

III. Театр и кино

IV. Образование

V. Наука

Литература эпохи «оттепели».

Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на XX съезде КПСС в 1956 г., ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Начавшиеся вслед за съездом демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако, половинчатый характер. Эпоха Хрущева, краткий период относительной свободы, получила название «оттепели».

Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой этого времени стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда молодых авторов, чьё творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-«шестидесятники» Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский.

Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в зале Политехнического музея. Большую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях (Б.Ш. Окуджава, А.А. Галич, В.С. Высоцкий).

В прозе однообразная парадность советского соцреализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей ее полноте и сложности. Особым духом творческих изысканий проникнута литература писателей-«шестидесятников»: Д.А. Гранина («Иду на грозу», 1962 год), Ю.Н. Нагибина («Далекое и близкое», 1865 г.), Ю.П. Германа («Дорогой мой человек», 1961 г.), В.П. Аксенова («Звездный билет», 1961 г.). Много интересного было создано в жанре литературной фантастики. Философской глубиной, необычайно широким культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого И.А. Ефремова («Туманность Андромеды», 1957 г., «Лезвие бритвы», 1963 г.) и братьев А.Н. и Б.Н. Стругацких («Понедельник начинается в субботу», 1965 г., «Трудно быть богом», 1966 г., «Пикник на обочине», 1972 г.).

В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю.В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня», 1957), К.М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые», 1959-1971).

Важную роль в культурной жизни 60-х гг. играли литературные журналы. В 1955 году вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А.Т. Твардовского приобрел особую популярность среди читателей. Именно в «новом мире» в 1962 году с личного разрешения Н.С. Хрущева была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые была затронута тема сталинского ГУЛАГа.

Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по-прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А.А. Вознесенского, А.Д. Гранина, В.Д. Дудинцева. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак. В 1955 г. писателем был закончен главный труд его жизни — роман «Доктор Живаго», на которым автор работал в течение 10 лет. Журналы отказались принять рукопись. И все роман был опубликован, но не в СССР, а за рубежом. В 1958 году Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Б.Л. Пастернак отказался от нее. Его обвинили в антинародности, презрении к «простому человеку» и исключили из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б.Л. Пастернаку не оставалось ничего, кроме как отказаться от награды. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя — в 1960 году он умер.

В 1950-е гг. возник «самиздат» — так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов.

Источники:

http://studme.org/186001276150/istoriya/kultura_sssr_epohu_ottepeli
http://studopedia.ru/17_29924_kultura-sssr-v-godi-ottepeli.html
http://nastianet.ru/2018/03/05/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%B2-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4-%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%B8-1953-1964-%D0%B3%D0%B3/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий