ДИРИЖЁР (ДИРИЖИ́РОВАНИЕ) (от франц. diriger — управлять, руководить) — музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении муз. произведения с помощью движения рук. С появлением форм коллективного музицирования потребовался руководитель, способный организовать и руководить совместным исполнением музыки. Управление ансамблем приобретало разные формы, но главной стала темпо-ритмическая организация исполнения. В 16—17 вв. получила распространение система шумного дирижирования, устанавливающая темп при помощи ударов баттуты (палки, трости). С проникновением в оркестр клавесина (органа) как исполнителя партии генерал-баса, в известной степени объединяющего фактуру других партий, разучивание произв. вошло в обязанности клавириста (клавир). Он становится руководителем коллектива (капеллы) — капельмейстером. Темп устанавливался посредством ритмически определенного исполнения аккордов генерал-баса и сопутствующих движений головы или свободной руки. В ситуации концерта такой способ не всегда себя оправдывал, поэтому возник второй руководитель — скрипач (отсюда название концертмейстер), к-рый мог играть стоя, был лучше виден, мог прекращать игру (поскольку в оркестре было неск. скрипачей), а движением смычка или постукиванием ему было легче навести порядок в игре ансамбля. Подобным образом осуществлялось руководство исполнением опер. Система двойного дирижирования существовала, пока клавесин оставался в оркестре. С его исчезновением и с увеличением состава оркестра, усложнением оркестровой фактуры и ритмики, а также по мере распространения романтической свободы трактовки темпа, руководство оркестром с помощью концертмейстера оказалось неэффективным. Примерно ко 2-й четв. 19 в. возник новый тип Д.-музыканта, полностью освобожденного от игры на инструменте, к-рый пластическими движениями рук с палочкой осуществлял руководство совместным исполнением. В наше время Д. пользуется пластическими движениями, имитирующими общепонятные бытовые жесты (подбрасывание и падение, тянущиеся и отрывистые движения разной интенсивности, удары, поглаживание, колебание и т. п.). Это облегчает совместную игру или пение, показывает характер исполнения, а условные направления движений рисуют метрику такта. Но тактирование — только первоначальная задача, более важной является осуществление образного и волевого воздействия на исполнителей, выразительными движениями рук, головы, взглядом заставляющими их играть согласно замыслу дирижера, передающего оркестру (хору) свое понимание произв., свое соотношение темпов или кульминаций, свое индивидуальное образное видение — интерпретацию произв.
Первоначально (в 19 в.) Д. обычно являлись композиторы, к-рые играли в концертах не только свои сочинения, но и произв. др. авторов. Однако далеко не все из них были способны выполнять разнообразные задачи, стоящие перед дирижером. Композиторское Д. дожило до 20 в. Среди Д.-композиторов — Рубинштейн, Чайковский, Глазунов, Рахманинов, Стравинский, Хачатурян и др.
Совр. понимание задач Д. и взгляд на иск-во, как на самостоятельную профессию, пришло не сразу. Обучение Д. как отд. муз. специальности началось в России только в 20-х гг. 20 в. Имея многие общие черты, оно сейчас разделено по родам коллективов: Д. симфонического оркестра и оперы, Д. хора, Д. духового оркестра, Д. оркестра нар. инструментов и т. д.
М. Очерки по истории дирижерского иск-ва // Муз. современник. 1916. № 3; Ю. Руководство для начинающего дирижера. М., 1932; М. М. Дирижерская техника рук. М., 1947; К. Б. Очерки по технике дирижирования хором. М., Л., 1948; М. М. Вопросы дирижирования. М., 1965; А. М. Записки дирижера. М., 1966; К. П. О дирижерском иск-ве. Л.; М., 1970; А. П. О воспитании дирижера. М., 1973; И. А. О воспитании дирижера. Очерки. Л., 1987; . Техника дирижирования. СПб., 1995.
Смотреть что такое «Дирижёр» в других словарях:
дирижёр — дирижёр … Русское словесное ударение
дирижёр — дирижёр, а … Русский орфографический словарь
дирижёр — дирижёр … Словарь употребления буквы Ё
дирижёр — дириж/ёр/ … Морфемно-орфографический словарь
дирижёр — дирижёр, дирижёры, дирижёра, дирижёров, дирижёру, дирижёрам, дирижёра, дирижёров, дирижёром, дирижёрами, дирижёре, дирижёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
ДИРИЖЁР — ДИРИЖЁР, а, муж. Музыкант, управляющий оркестром или хором. | прил. дирижёрский, ая, ое. Дирижёрская палочка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ДИРИЖЁР — ДИРИЖЁР, дирижёра, муж. 1. Лицо, дирижирующее оркестром, капельмейстер (муз.). Оркестр без дирижера. 2. Служащий, следящий за движением канцелярских бумаг, за ходом канцелярской работы (неол. канц.). ❖ Дирижер танцев (устар.) лицо, руководящее… … Толковый словарь Ушакова
Читать еще: Величайшие обманы мира. Интервью посвящённого иудея
дирижёр — а, м. dirigeur m. 1. муз. Лицо, управляющее оркестром или хором. Сл. 18. Дирижеру второго оркестра. АДТ 333. Употребление партитуры необходимо композитору при сочинении и дирижору концерта. оперы и оратории. Ян. 1803 3 234. Лишь с конца 40 х… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
дирижёр — лауреа/т Госуда/рственной пре/мии, дирижёра лауреа/та Госуда/рственной пре/мии … Слитно. Раздельно. Через дефис.
дирижёр — ДИРИЖЁР, а, м Человек, управляющий оркестром или хором, оперным или балетным представлением, показывающий время вступления солиста, хора или группы инструменталистов, руководящий исполнением музыкального произведения. Ополоумевший дирижер, не… … Толковый словарь русских существительных
Дирижёр это кто такой, чем занимается и особенности профессии
Для детей, которые увлекаются музыкой и мечтают посвятить свою жизнь служению этому искусству расскажем, дирижёр это кто такой, какова его роль в социальном мире, что за профессия это и как стать её представителем.
Для того, что бы внести немного ясности и дать максимально понятное определение специальности, обратимся к проверенному источнику википедия.
Принято считать, что дирижирование, как отдельная профессия зародилось в начале 19 века. Но если внедриться в исторические источники, то можно заметить, что ещё на древнеегипетских рисунках присутствует некий образ человека с предметом в руке, напоминающем жезл, который стоит напротив музыкантов и певцов, руководя их действиями.
Из этого можно сделать вывод, что профессия уходит своими корнями далеко в древние времена, о которых нам на вряд ли удастся узнать всю правду. Так же дирижёров можно увидеть на церковных картинках, где они руководили хором с помощью пальцев рук.
Со временем, когда оркестровая игра усложнялась и становилась более виртуозной, без дирижирования и вовсе было не обойтись.
- Руководит музыкантами во избежание хаоса в коллективе;
- Является ответственным лицом, которое отвечает за исполнение музыкальных произведений коллективом;
- С помощью профессиональных навыков правильно расставляет звук каждого инструмента в коллективе;
- Расставляет музыкантов в зависимости от их способностей и музыкальных возможностей игры или пения.
Для того, что бы более точно объяснить, какие требования предъявляются к профессионализму дирижёра, предлагаем ознакомиться с перечнем, который мы приготовили для вас.
- Необходимо иметь дар от природы и быть обладателем идеального музыкального слуха и конечно чувством ритма и такта;
- Быть интуитивно развитым;
- Иметь музыкальное образование;
- Иметь гибкие кисти и пальцы рук;
- Обладать качествами лидера;
- Не просто любить музыку, а быть по-настоящему творческим человеком;
- Уметь составлять сценарий концерта и разделять роли между участниками оркестра или хора;
- Быть коммуникабельным и дисциплинированным человеком.
Если вас все же заинтересовала профессия дирижер, то в данном разделе статьи расскажем, как стать таким специалистом, и что для это нужно.
- Для начала вы должны быть профессионально пригодны для этой специальности;
- Закончить музыкальную школу;
- Закончить музыкальный ВУЗ;
- Нарабатывать практический опыт под контролем наставника.
Только огромная любовь к музыке и страсть к покорению вершин могут сделать из обычного музыканта великого дирижёра.
Перед тем, как отдать предпочтение той или иной профессии, стоит внимательно ознакомиться с какими плюсами и минусами деятельности придётся столкнуться, отдавая себя ремеслу.
- Быть лидером и знать, что виртуозная и слаженная игра коллектива это твоих рук дело, всегда приятно;
- Возможность путешествий, как в собственной стране, так и за её пределами;
- Знакомство с большим количеством интересных талантливых людей;
- Достойный уровень финансовой мотивации;
- При усердии и желании развиваться;
- Имеется огромная вероятность стать известной медийной личностью.
- Для людей, которые не имеют врождённого музыкального и лидерского таланта путь в данной профессии будет труднее и тернистее;
- Высокий уровень ответственности, как перед коллективом, так и перед зрителями;
- Часто ненормируемый рабочий день и высокая эмоциональная и физическая нагрузка;
- Случаются конфликты внутри коллектива, которые необходимо решать;
- Необходима постоянная и порой изнурительная работа над прокачкой собственного таланта и мастерства;
- Мало времени для личной жизни;
- Случается творческое выгорание, что часто сопровождается длительными депрессиями.
В данной статье собрана краткая информация, которая будет полезна для детей и взрослых. В ней мы рассказали, дирижёр это кто такой, какую роль играет в музыкальной сфере.
Если все что выше описано подходит для вашего ребенка, то это в будущем может быть его специальностью.
Дирижер – это руководитель музыкального коллектива
Дирижер, в понимании обывателя, далекого от музыки, – это человек, стоящий спиной к зрителям и зачем-то размахивающий руками на выступлениях симфонического оркестра. Но люди искушенные понимают, что без его координирующих действий невозможно добиться слаженного звучания музыкального коллектива.
Читать еще: Маленькие рассказы гоголя читать. Биография гоголя
Итак, кто такой дирижер на самом деле. Формально это человек, который при помощи движений рук, пальцев и головы руководит репетициями и выступлениями группы музыкантов, а также доносит до них свое прочтение исполняемого музыкального произведения. А по сути, он объединяет творческую энергию всех оркестрантов и направляет ее в единое русло для реализации замысла композитора.
История профессии
Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.
Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.
В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.
Описание профессии
Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.
У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.
Можно выделить два основных вида дирижирования:
- оркестровое (управление инструменталистами);
- хоровое (работа с вокальными исполнителями).
Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.
На каких специальностях лучше учиться
Теперь рассмотрим вопрос, как стать дирижером. Для этого нужно получить высшее образование по одной из специальностей:
- дирижирование академическим хором;
- дирижирование оркестром народных инструментов;
- дирижирование оркестром духовых инструментов;
- художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и др.
Чтобы поступить на эти направления, необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе. Но основное и самое сложное – это пройти творческое и профессиональное испытание, а также собеседование.
Лучшие вузы для обучения
Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:
- Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
- Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
- Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
- Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.
В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.
Читать еще: Один учащийся кратко пересказывает эпилог романа.
Обязанности на работе
Поговорим о том, что делает дирижер на своем рабочем месте. К его основным функциям можно отнести:
- подбор репертуара с учетом специализации коллектива, запросов публики и способностей каждого инструменталиста или вокалиста;
- распределение партий музыкального произведения и контроль над их изучением;
- составление плана репетиций и их проведение;
- мониторинг чистоты звучания каждого инструмента и его исправности;
- обеспечение взаимодействия всех музыкантов с целью слаженного звучания;
- управление процессом исполнения композиции с помощью особых знаков, подаваемых мимикой, руками и пальцами.
Совместно с руководителем коллектива дирижеру приходится выполнять и ряд административных функций, например подбор новых хористов или инструментальных исполнителей вместо выбывших сотрудников. Также он принимает активное участие в формировании концертной программы, графика выступлений и гастролей.
Кому подходит
На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:
- высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
- опыт работы;
- понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
- навыки композиторской деятельности;
- безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
- идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
- координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
- знание обширного музыкального материала;
- искренняя увлеченность своим делом.
Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:
- лидерские качества, воля и целеустремленность;
- творческие и педагогические способности;
- гибкость мышления и склонность к импровизации;
- знание человеческой психологии;
- терпеливость и усидчивость;
- стрессоустойчивость;
- физическая выносливость.
Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.
К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.
Сколько получают
По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.
Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2018 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.
В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.
Как построить карьеру
Стать дирижеров весьма непросто, для этого нужно пройти длинный путь. Все начинается с обязательной музыкальной школы, после чего необходимо поступать либо в музыкальное училище, где можно стать только мастером по управлению хоровым коллективом, либо в высшее учебное заведение (консерватория, институт культуры или академия), дающее право управлять симфоническим оркестром.
Искать себе работу желательно уже со студенческой скамьи, подрабатывая по специальности в профессиональных коллективах, поскольку на сайтах трудоустройства вы таких вакансий не найдете. Большинство начинает свою деятельность в детских музыкальных школах, филармониях, провинциальных театрах. Для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, то есть перехода в более престижный коллектив, необходим талант, опыт, хорошее портфолио, положительные отзывы зрителей, настойчивость и везение.
Перспективы профессии
Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».
Источники:
http://humanities_dictionary.academic.ru/2709/%D0%94%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B6%D1%91%D1%80
http://okobzor.ru/professii/dirizhyor/
http://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/dirizher.html