Словарь от А до Я (опера). Оперные термины

Ave, Maria —лат. «радуйся, Мария». Молитвенное обращение к Богородице. Молитва использовалась в католическом богослужении в качестве антифона праздника Благовещения. В православном богослужении А.М. соответствует молитва «Богородице Дево, радуйся». Старинный напев А.М. послужил основой для множества полифонических обработок мастеров Возрождения Жоскена Депре, Виктории, Палестрины.; позднее на текст молитвы были написаны популярные вокальные пьесы, в т.ч. «Размышление» для гол. и ф-но Гуно на основе 1-ой прелюдии из 1-го тома ХТК Баха. Песня Шуберта Ave Maria D839 — 3-я из «Трёх песен Эллен» написана на слова В.Скотта из романа «Дева озера» в немецком переводе Шторка.

Аллилуйя —от древнееврейского hallelujah – «хвалите Господа». Мелодическая аккламация («возглашение»), заимствованная христианским богослужением из древнеиудейского, где выступала в качестве припева к наиболее радостным псалмам.

Ариетта —итал. arietta, уменьш. от aria. Короткая несложная ария. Во Франции XVIII в. термин «комедия с ариеттами» использовался как синоним комической оперы.

Ариозо —итал. arioso – «наподобие арии». Пение, противопоставленное речитативно-декламационному стилю исполнения. У Генделя используется для обозначения короткой арии. Применяется и к инструментальной музыке.

Ария —итал.aria, франц.air («воздух»). Законченный музыкальный отрывок для голоса с инструментальным сопровождением в опере, оратории, кантате, оперетте; реже самостоятельное произведение.

Бельканто —итал. bel canto – «красивое пение». Итальянский вокальный стиль XVII – XIX в.в.. Характеризуется изящной фразировкой, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, виртуозной техникой. Своего высшего развития достиг в операх-сериа XVIII в. и, особенно, в серьёзных операх Россини, Доницетти и Беллини.

Веризм —от итал.vero – «правдивый», «истинный». Течение в литературе и искусстве Италии конца XIX в. Принцип веризма – показывать повседневную жизнь простых людей в её подлинном виде. Классические образцы оперного веризма – «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло. К веризму примыкают и некоторые оперы Пуччини – «Богема», «Девушка с запада», «Плащ». Их героями являются представители низших слоёв общества, на сцене демонстрируются тёмные, жёсткие страсти. Сюжеты опер мелодраматичны, в вокальных партиях преобладают плавные мелодии ариозного и песенного склада.

Вокализ —франц. vocalise, от лат. vocalis – гласный. Вокальное упражнение без словесного текста или вокальная концертная пьеса, исполняемая на один или несколько гласных звуков. Среди образцов сольной вокальной музыки без слов – сонатина для голоса и ф-но Шпора, пьесы Форе, Равеля («Вокализ в форме хабанеры»), Рахманинова («Вокализ»), Метнера («Соната-вокализ», «Сюита-вокализ»), Стравинского («Пастораль»), Джордано, Респиги, Концерт для голоса (колоратурное сопрано) Глиэра, Таривердиева, Арутюняна.

Диапазон —греч «через всё». Совокупность звуков, заключённая в интервале между нижним и верхним звуками голоса, инструмента, вокальной или инструментальной партии.

Имброльо— итал. imbroglio – «путаница», «замешательство». В итальянских операх-буффа и весёлых драмах – большая ансамблевая сцена всеобщкго возбуждения и замешательства, обычно завершающая 1-й (из двух) или 2-й (из трёх или четырёх) акт.

Инженю —франц. ingénue – «наивная, «невинная». Актёрское амплуа юной девушки-невесты. В операх обычно поручаются высокому лирическому сопрано (Памина, Эльза, Нанетта, Софи).

Кабалетта —итал. cabaletta. В операх XIX в. – заключительный раздел большой арии или дуэта, исполняемый в быстром темпе (синоним – стретта). Кабалетта Манрико из оп. Верди «Трубадур».

Каватина —итал. cavatina. В операх XVIII в. – короткая ария без da capo (Ария Графини из 2-го акта «Свадьбы Фигаро» Моцарта). С конца XVIII в. этим термином часто обозначались выходные арии персонажей, а в XIX в. развёрнутые арии, в т.ч. с кабалеттой.

Кантата —итал. cantata, от cantare — «петь». Со 2-ой половины XVIII в. термин кантата применяется к самым разнообразным произведениям, как духовным, так и светским, преимущественно многочастным, обычно для хора, солистов и оркестра. Как правило, отличается от оратории меньшими размерами, однородностью содержания, менее развитым сюжетом.

Кантилена —лат cantilena – «пение». В современном значении – напевная вокальная или инструментальная мелодия. В другом значении – способность певческого голоса к певучему исполнению мелодии.

Колоратура —итал. coloratura – «украшение». Виртуозные, технически трудные фигурации в вокальной музыке. Синоним – фиоритура (ит. fioritura – «цветение»). Классические случаи колоратурного письма для высокого (колоратурного) сопрано – партии Констанцы, Фьордилиджи, Царицы ночи, Лючии, Цербинетты, ария Виолетты из 1-го акта, романс Алябьева «Соловей», для колоратурного меццо-сопрано – партии Розины, Золушки, для колоратурного тенора – ария Идоменея из 2-го акта, партия Альмавивы. Колоратурными ариями, в т.ч. для баса изобилуют кантаты и оратории Баха и др. мастеров позднего барокко.

Магнификат —лат Magnificat – «величит». Церковное песнопение (библейская песнь) на текст «Величит душа моя Господа». Звучит с антифоном в конце вечерни. Среди авторов XV – XVI в. – Дюфаи, Виктория, Палестрина, Лассо. Достигает вершины у Баха и Моцарта. Обычно радостного, ликующего характера. В тексте из Евангелия от Луки выражена радость девы Марии, ожидающей рождение Христа.

Мадригал —итал. madrigale, от madre – «мать»: песня на родном [материнском] языке. В исходном значении – поэтическая и музыкальная форма, распространённая в Италии в XIV в. В более позднем понимании – вокальная пьеса на светский поэтический текст.

Месса —лат missa, от mitto – «отпускаю». Богослужение католической церкви. Многочастное произведение для хора, солистов, оркестра (органа) на латинский текст каталической Литургии. Kyrie eleison («Господи, помилуй»), Gloria (Слава в вышних Богу»), Credo («Верую в единого Бога»), SanctusBenedictus («Свят Господь Бог Саваоф и благословен»), Agnus Dei («Агнец божий, взявший на себя грехи мира, помилуй нас, даруй нам мир»).

Бах, Палестрина, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Лист, Брукнер, Яначек, Стравинский, Пуленк.

Оратория —итал. oratorio – «часовня». Крупное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, обычно на сюжет из священной истории. От кантаты отличается большими масштабами, развёрнутым сюжетом, в отличие от оперы предназначена не для сценического, а для концертного исполнения. Истоки оратории – в духовных упражнениях, которые практиковались на собраниях конгрегации св. Филиппо Нери, (середина XVI в. Рим). Собрания происходили в часовне (отсюда наименование жанра). Авторы ораторий: Кариссими, Кальдара, А.Скарлатти, Метастазио, Гендель, Телеман, Бах, Гайдн, Бетховен, Берлиоз, Шуман, Онеггер, Стравинский, Пендерецкий, Денисов, Шостакович, Свиридов.

Опера —итал. opera, букв. труд, дело, произведение. Музыкально-драматическое произведение, в котором партии актёров полностью поются. В опере соединены музыка, слово и сценическое действие. Возникла в Италии на рубеже XVI, XVII веков. Первоначально называлась «драма на музыке». Название «опера» появилось в середине XVII в. В придворное зрелище, каким были первые оперы, подлинный драматизм вдохнул К.Монтеверди. Тип классической оперы-сериа («серьёзной оперы» ) представлен в творчестве А.Скарлатти, Во Франции в XVII в. складывается лирическая трагедия», которую представляли Ж.Б.Люлли и Ж.Ф.Рамо. Кратковременный расцвет оперы в Англии связан с именем Г.Пёрселла, в Германии начала XVIII в. – Р.Кайзера.

В Испании развивается родственный опере жанр сарсуэлы. Одновременно формируется новый жанр комической оперы. В разных странах появляются особые разновидности этого жанра: балладная опера в Англии, опера-буффа в Италии, опера-комик во Франции, зингшпиль в Германии и Австрии. Вершиной развития оперы в XVIII в. стало творчество Моцарта, который обобщил достижения разных национальных школ.

Читать еще:  Вариант егэ по истории незнайка. Тесты по истории

Существенному обновлению подвергается опера в эпоху романтизма. Обогащаются средства музыкальной выразительности, в первую очередь, за счёт усиления самостоятельной роли оркестра. Это отразилось в некоторых операх-спасения, получивших развитие в годы Великой французской революции. Для её сюжетов характерно нарастание опасности для положительных героев, но всегда благополучная развязка («Фиделио» Бетховена, оперы Л.Керубини). Итальянский оперный романтизм, связанный с освободительным движением, берёт начало в творчестве Россини. Завершив традицию жанров опер-сериа и опер-буффа высшим образцом — «Севильским цирюльником», он создаёт оперы, проникнутые героикой и пафосом борьбы. Расцвет оперного романтизма в Италии связан с Беллини, Доницетти, Верди. Во Франции появляется жанр большой оперы, в которой судьбы главных героев показаны на фоне исторических конфликтов (Обер, Мейербер, Галеви). Для немецкой романтической оперы 20-30 г.г. XIX в. (К.М.Вебер) характерны народность образов. Р.Вагнер глубоко реформировал структуру оперы, добившись непрерывности действия при господствующей роли оркестра.

Явлением мирового значения стало появление в XIX в. русской оперы, первым классиком которой стал М.И.Глинка. Даргомыжский, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков искали пути обновления оперного жанра – народно-хоровые сцены становятся важным элементом драматургии. При большой роли оркестра сохраняется равновесие вокального и инструментального начала. Вслед за русской школой выдвигаются другие национальные оперные школы: польская (С.Монюшко), и чешская (Б.Сметана и А.Дворжак).

Во 2-й половине XIX в. в оперном творчестве усиливаются реалистические тенденции, заметно проступающие во французской лирической опере (Ш.Гуно, Ж.Массне). Одной из вершин оперного реализма становится «Кармен» Ж.Бизе. Драматизмом страстей отличаются последние оперы Верди.

На рубеже XIX и XX в.в. в ит. опере господствующее положение приобретает веризм. Масканьи, Леонкавалло, отчасти Пуччини отдают предпочтение жизни и переживаниям простых людей.

Развитие оперы на протяжении XX в. шло сложными путями. Значительно изменяются её образный строй и драматургическая структура под воздействием новых художественных течений – импрессионизма (К.Дебюсси), экспрессионизма (Р.Штраус), неоклассицизма (Стравинский, Хиндемит). Возникают новые виды опер – джазовая (Гершвин), рок-опера.

Значительны оперные достижения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хренникова.

Portamento —итал.portare la voce – «переносить голос». Способ певучего исполнения мелодии при помощи лёгкого, замедленного скольжения от одного звука к другому, отделённому узким интервалом. Используется в пении и игре на смычковых инструментах как приём выразительного интонирования мелодии.

Реквием —лат. requies – «покой». Католическая заупокойная месса от первого слова латинского текста («Покой вечный даруй им, Господи»).

Лассо, Палестрина, Моцарт, Керубини, Берлиоз, Лист, Брамс, Шуман, Верди, Гуно, Дворжак, Форе, Пуччини, Стравинский, Бриттен, Кабалевский.

В православной церкви Реквиему соответствует заупокойная литургия, на которой исполняется кондак «Со святыми упокой» (его тему Чайковский использовал в 6-ой симфонии) и др. заупокойные песнопения.

Речитатив —итал. recitare – «произносить наизусть», «декламировать». Тип вокального письма (обычно для одного голоса), воспроизводящий общий ритмический и интонационный рисунок естественной речи. Речитатив в сопровождении basso continuo именовался recitative semplice («простой речитатив») или recitative secco («сухой речитатив»), а речитатив, поддержанный также и другими инструментами, — recitative accompagnato.

Stabat mater —лат. Stabat mater dolorosa – «стояла Матерь скорбящая». В XVIII в. создавалось для солирующих голосов и оркестра (с участием хора и без него) – Перголези, Гайдн. Из позднейших наиболее известны произведения Шуберта, Россини, Дворжака, Верди, Шимановского, Пуленка, Пендерецкого.

Страсти —пассион, от лат. passio – «страдание». Музыкальное произведение на евангельский сюжет о Страданиях Христовых.

«Страсти по Иоанну» — произведение И.С.Баха BWV 245 для солистов, хора и оркестра .

«Страсти по Луке» — оратория Пендерецкого для чтеца, солистов, хоров и оркестра.

«Страсти по Марку» — И.С.Бах (большая часть музыки утеряна).

«Страсти по Матфею» — И.С.Бах для солистов, хоров, оркестров.

Субретка —франц.soubrette – актёрское амплуа во франц. театре XVIII в.: умная молодая служанка, иронически комментирующая поведение своих хозяев и часто принимающая участие в их интригах (Блонда, Деспина), но и Сюзанна. Лёгкое м-сопрано или сопрано.

Стретта —итал. stringere – «сжимать», «уплотнять» — ускорение темпа в кульминационном эпизоде, например, в оперном финале.

Тесситура —итал. tessitura – «ткань», «фактура». Диапазон, в котором преимущественно разворачивается та или иная исполнительская партия. В соответствии с природными возможностями певческих голосов различаются высокая, средняя и низкая.

Травести —франц. travesti, от франц. travestir – «переодевать», «наряжаться». Оперная партия мальчика или юноши, предназначенная для женского голоса. Среди самых известных примеров – Керубино, Ваня, Ратмир, Оскар, Зибель, Лель, Октавиан, Граф Орловский. В барочных оп. практиковалась обратная форма «травестирования»: партии пожилых женщин нередко исполнялись мужчинами. В опере Прокофьева «Любовь к трём апельсинам» партия Кухарки обозначена автором, как «хриплый бас».

Фальцет —итал falsetto, от falso – «ложный». Самый верхний (головной) регистр мужского голоса. При пении фальцетом вибрируют только края связок (при пении в грудном регистре связки вибрируют по всей длине). В результате образуетя характерный мягкий, несильный звук, сравнительно бедный обертонами. Певец берёт ноты, выходящие за пределы его диапазона. В операх тембр фальцета используется для создания особых эффектов, часто юмористических.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Медицина (88)
  • Основы веры (53)
  • История (42)
  • Информатика (14)
  • Интересно (11)
  • Опера (9)
  • Психиатрия (8)
  • Психотроника (8)
  • Мультимедиа (6)
  • Поэзия (6)
  • Атеизм (5)
  • Лекарства (5)
  • Эзотерика (5)
  • Психология (2)
  • Притчи (1)
  • Мысли (1)
  • Анатомия (0)

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Оперные термины

Ариетта (итал. arietta, уменьшительное от aria — в итальянской опере XVII—XVIII
веков — короткая ария, иногда близкая каватине. Во французской опере XVIII века
— не связанная с основным действием виртуозная ария либо песня в народном духе
исполняемая в комической опере.[1]
Известна ариетта Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Ариозо (итал. Arioso) — высшая речитативная форма, которая отличается от низших
форм: сухого речитатива (recitativo secco) и речитатива в темпе (a tempo),
большим мелодическим содержанием в партии голоса и большим интересом и
сложностью в аккомпанементе.
Ариозо есть также вокальное сочинение небольших размеров, не имеющее
определённой формы, как, например, песня, пишущаяся в коленном складе;
по объёму оно соответствует ариетте. В новейшее время многие композиторы
дают небольшой арии название ариозо. Образчиками ариозо могут служить
вагнеровские певучие речитативы.

Ария (итал. aria — песня) — законченный по построению эпизод в опере, оратории
или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. Отличается
широкой распевностью, иногда сложным, виртуозным характером. Часто арии
предшествует речитатив. Разновидностью арии является ариетта.

Ария da capo — малая музыкальная форма, распространённая в эпоху барокко
и характерная, преимущественно, для итальянской оперной школы. Такая ария
исполнялась солистом под аккомпанемент инструментов (обычно небольшим
оркестром). Ария da capo широко использовалась в таких музыкальных жанрах
эпохи барокко, как опера и оратория.
Описание
Этот тип арий сочинялся в трёхчастной форме. Первая часть была мелодически
завершённой и заканчивалась на тонике. Вторая часть отличалась от первой
настроением (чередование мажора и минора), мелодической текстурой и иногда
темпом. Третья часть обычно не записывалась композитором; он просто помещал в
конце второй части указание «da capo», что переводится с итальянского как
«с головы» (с начала). То есть третья часть мелодически полностью повторяла
первую.
Ария da capo требовала от певца владения вариационной формой, умения украшать
мелодию во время исполнения третьей части. Степень насыщенности третьей части
вариациями зависит от степени аффекта данной арии. Завершала третью часть и всю
арию каденция, исполнявшаяся без аккомпанемента. Способность виртуозно
импровизировать и украшать мелодию стала в ту эпоху необходимым умением,
которому обязательно обучались все оперные певцы. Спад интереса к этому умению,
наступивший после эпохи барокко, возможно, и послужил тому, что ария da capo
стала менее популярной. Формально, ария da capo ещё присутствует у Моцарта,
но, в отличие от классических образцов, предоставлявших певцу свободу
импровизации (в рамках соответсвующего аффекта), Моцарт выписывает в партитуре
третью часть со своими вариациями, оставляя для певца лишь каденцию и минимум
свободы в самой арии.
Движение «Аутентичное исполнение» (современное течение в музыке, зародившееся
в середине 20-го века; попытка исторической реконструкции старинного звучания
классических произведений), восстанавливает эту вокальную форму, пытается
воспроизвести импровизационное исполнение арий da capo.
Лучшие образцы арий da capo созданы композиторами А.Вивальди и Г. Ф.Генделем

Читать еще:  Тейп беной. Не тейпом единым

Бельканто (итал. bel canto — «красивое пение») — итальянский стиль пения,
который характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринужденным
звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выравненностью голоса
во всех регистрах, легкостью звуковедения, которая сохраняется в технически
подвижных и изощренных местах мелодического рисунка.
Стиль возник в Италии и был связан с развитием в середине XVII века
национального оперного искусства и вокальной школы. Выразительные средства
Бельканто формировались на основе фонетических особенностей итальянского языка
и традиций народного исполнительства. В процессе развития стиль Бельканто
эволюционировал, обогащаясь новыми выразительными техническими приёмами и
эмоциональными чертами. Стиль оказал влияние на большинство европейских
вокальных школ.
Этапы развития Бельканто:
зарождение итальянской оперы (К. Монтеверди);
расцвет «неаполитанской школы» (А.Скарлатти);
период творческой деятельности В. Беллини и Г. Доницетти;
творчество Дж. Верди (веристская школа).

«Вампука» — выражение, обозначающее трафаретные, шаблонные, исключительно
банальные и нелепые ходы в оперных постановках, а также сами оперы, написанные
по подобным шаблонам. В определенной мере является аналогом выражения «клюква»
в литературе.
Этимология
Происходит от названия одноактной оперы-пародии «Вампука, невеста африканская,
образцовая во всех отношениях опера» (1909) на музыку В. Г. Эренберга, либретто
его же по фельетону А. Манценилова (М. Н. Волконского). Опера высмеивала нелепые
условности и штампы в оперных спектаклях — затянутость действия, расчленение
слов и повторы отдельных слогов, теряющих всякий смысл. Впервые поставлена в
1909 году в Санкт-Петербурге театром «Кривое зеркало»; до 1927 исполнялась в
Ленинграде, Москве, Риге и Тбилиси. Последнее известное представление «Вампуки»
в XX веке состоялось в 1930 году.
В 2005 году опера «Вампука, невеста африканская» поставлена Центром оперного
пения Галины Вишневской.

Кавата (итал. cavata, буквально «извлечение, выкапывание») — в опере, оратории
и кантате второй половины XVII — первой половине XVIII века заключительный,
обобщающего характера раздел речитатива. Сочинялась в стиле ариозо с соблюдением
тактового членения и темпа (в противовес начальному разделу речитатива — обычно
secco; например, № 18 из «Страстей по Иоанну», № 2, 5 из 117-й кантаты Баха).
Явилась прообразом каватины.

Каватина (итал. cavatina, уменьшительное от итал. cavata) — небольшая лирическая
оперная ария. Произошла от каваты. С конца XVIII века часто выходная ария в
опере (каватина Фигаро в опере «Свадьба Фигаро», каватины Князя, Алеко). В
XIX—XX вв. наряду с виртуозной (каватина Розины и др.) распространена каватина
созерцательного плана в умеренно-медленном темпе, с песенной мелодикой (две
каватины в оратории «Времена года» Й. Гайдна; каватины Агаты, Антониды; каватина
Невесты в симфонии-кантате «На поле Куликовом» Шапорина; каватина Тома в опере
«Похождения повесы» Стравинского). Некоторые каватины являются развёрнутыми
ариями (каватины Людмилы, Кончаковны, Владимира Игоревича). Каватинами иногда
называют певучие инструментальные пьесы.

Квинтет (итал. quintetto от лат. quintus — «пятый»)
Ансамбль из пяти исполнителей-инструменталистов или вокалистов. В
камерно-инструментальной музыке квинтеты могут быть однородными (пять струнных
смычковых, пять деревянных духовых, пять медных духовых инструментов и т. д.) и
смешанными (смычковые с фортепиано, с духовыми инструментами, с арфой и т. д.).
Квинтет, обычно именуемый фортепьянным, включает, как правило, фортепьяно и
струнный квартет. Обычный состав духового квинтета — флейта, гобой, кларнет,
фагот и валторна, джазового — саксофон, труба, фортепьяно (или гитара),
контрабас и ударные.
Музыкальное произведение для пяти инструментов или певческих голосов.
Струнный квинтет и квинтет для струнных и духовых инструментов сложились во
второй половине XVIII века (Гайдн, Моцарт). С тех пор квинтеты пишутся, как
правило, в виде сонатных циклов. В XIX—XX веках получил распространение
фортепьянный квинтет, в котором возможно противопоставление богатых и
разнохарактерных тембров фортепьяно и струнных (Шуберт, Шуман, Брамс, Танеев,
Шостакович). Вокальный квинтет может быть частью оперного действия, оратории,
кантаты.

Клакёр (фр. claqueur, от фр. claque «хлопок ладонью») — профессия человека,
нанимаемого для создания искусственного успеха либо провала артиста или целого
спектакля. Профессия известна с 1820 года. Корпорация профессиональных клакёров
называется клака. Клака также стремится «заразить» публику в оперных театрах,
побуждая зрителей вслед за собой аплодировать и кричать «Браво!», либо «шикать».
Используется эффект «социального доказательства».

Лейтмотив (нем. Leitmotiv — «главный, ведущий мотив») — в музыке характерная
тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы,
балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую
ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при
повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Термин был
введён в теорию музыки Рихардом Вагнером, который первым начал активно
использовать лейтмотивы в своих операх.
Термин лейтмотив применяется также в литературоведении. Здесь он обозначает
как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и
совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных,
«канонических» для определенного жанра и стиля. Также под лейтмотивом иногда
подразумевается комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно
повторяется на протяжении данного художественного целого — литературного
произведения; в этом употреблении понятие лейтмотива приближается к своему
первоначальному музыкальному значению.

Либретто (итал. Libretto) — литературная основа большого вокального сочинения,
светского или духовного, например оперы, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла.
Либретто пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных. Для
речитативов возможно употребление прозы. Сюжетами для либретто служат в основном
литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическими
требованиям. Иногда либретто — самостоятельный труд либреттиста или композитора,
например Вагнера, А. Н. Серова («Юдифь»). В издания либретто иногда включаются
ноты с целью дать основные темы сочинения или лучшие его места. Часто либретто
лишь вкратце поясняет действие, происходящее на сцене, без воспроизведения слов
арий, речитативов и т. п.
В 1976 году Г. И. Ганзбург ввёл новое направление музыкознания — либреттологию

Фуга (от лат. fuga — «бегство», «погоня») — музыкальная форма, являющаяся
наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько
голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в
основном или изменённом виде, тему — короткую мелодию, проходящую через всю
фугу.

Полифония (от греч. . — многочисленный и . — звук) — музыкальный склад
(принцип построения музыкального произведения), характеризуемый многоголосием,
то есть одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких
равноправных мелодий. Противоположным полифонии складом является гомофонно-
гармонический склад, при котором один из голосов является ведущим, а остальные
звуки создают для него гармонический фон.
Полифонию разделяют на типы:
Подголосочная полифония, при которой вместе с основной мелодией звучат её
подголоски, то есть несколько отличающиеся варианты. Характерна для русской
народной песни.
Имитационная полифония, при которой основная тема звучит сначала в одном голосе,
а потом, возможно, с изменениями, появляется в других голосах (при этом основных
тем может быть несколько). Форма, в которой тема повторяется без изменений,
называется каноном. Вершиной форм, в которых мелодия изменяется от голоса к
голосу, является фуга.
Контрастно-тематическая полифония (или полимелодизм), при которой одновременно
звучат разные мелодии. Впервые появилась в XIX веке.

Читать еще:  Глеб жеглов актер. Жеглов, глеб егорович

Стретта (итал. stretta от итал. stringere — «сжимать, сокращать» — каноническое
проведение тем в фуге, при котором каждый имитирующий тему голос вступает до
того, как она закончилась в предыдущем голосе, и отдельные части темы звучат
одновременно в разных голосах, то есть контрапунктически сочетаются друг с
другом. Нередко после окончания темы в начинающем голосе она вступает в третьем
голосе, и трёхголосная стретта складывается как цепочка двухголосных канонов
(фуга F-dur из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха, такты
37—44). Стретта, представляющая собой канон во всех голосах (последний вступает
до момента окончания темы в начинающем), называется магистральной или
маэстральной (stretto maestrale — фуги C-dur, b-moll из 1-го тома «Хорошо
темперированного клавира» И. С. Баха). Особой полифонической полнотой отличаются
стретты в виде двойного канона: на две темы (фуга e-moll op. 87 № 4
Шостаковича), на тему с удержанным противосложением (фуга из квинтета op. 57
Шостаковича). Стретта может быть усложнена использованием увеличения, обращения
и других способов полифонического преобразования. В сложно построенных фугах
образуется истема варьированных стретт (фуги dis-moll, b-moll из 1-го тома
«Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха).

Толковый словарь Ожегова

ОПЕРА, -ы, ж. 1. Музыкально-драматическое произведение, в к-ром действующие лица поют в сопровождении оркестра. Русская классическая о. Новая постановка оперы. 2. Представление такого произведения на сцене. Петь в опере. Солист оперы. Билет на оперу (устар. в оперу ). * Из другой (не из той) оперы (разг. шутл.) — о чем-н. совершенно не относящемся к делу. || прил. оперный, -ая, -ое. Оперная партитура. О. певец. О. театр.

Смотреть значение ОПЕРА в других словарях

Опера — ж. итал. музыкальное драматическое сочиненье, на данные слова, которые зовут либретто, текст. Оперные певцы. Оперист, сочинитель опер; оперистка, оперная певица. Оперетка.
Толковый словарь Даля

Опера Ж. — 1. Музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. // Сценическое представление.
Толковый словарь Ефремовой

Опера-буфф Ж. — 1. Опера с комедийным, иногда сатирическим сюжетом.
Толковый словарь Ефремовой

Опера — оперы, ж. (ит. opera от латин. мн. ч. opera — творения). 1. Музыкально-вокальное произведение в драматической форме; драматическое произведение, в к-ром речи действующих лиц поются.
Толковый словарь Ушакова

Опера — -ы; ж. [итал. opera]
1. только ед. Жанр музыкально-драматического искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку с вокальной (сольной и хоровой). История русской.
Толковый словарь Кузнецова

Association Of Futures Brokers And Dealers (afbd) (ассоциация Брокеров И Дилеров По Фьючерсным Опера — Бывшая Организация саморегулирования, созданная по Финансовому акту 1986 г. для регулирования деятельности брокеров и дилеров, оперирующих на Лондонской международной.
Экономический словарь

Опера — Название этого музыкального жанра заимствовано из итальянского, где opera (от выражения opera musicale – «музыкальное произведение») – форма множественного числа от opus – «труд, творение».
Этимологический словарь Крылова

Фильм-опера — > фи́льма-о́перы; м. Опера, специально поставленная и снятая как фильм.
Толковый словарь Кузнецова

Балладная Опера — (англ. ballad opera) — английская разновидность комическойоперы; в 18 в. получила распространение также в Италии, Франции, Германиии Испании. В балладной опере песни и танцы.
Большой энциклопедический словарь

Большая Опера — многоактная опера. 2) Оперный жанр, сложившийся воФранции в 20-х гг. 19 в.; отличается монументальностью, драматизмом,героическим пафосом, романтической красочностью.
Большой энциклопедический словарь

Венская Государственная Опера — центр музыкальной культуры Австрии.Основана во 2-й пол. 18 в. как придворная опера, с 1918 современноеназвание. Выступают крупнейшие певцы и дирижеры Австрии и др. стран.
Большой энциклопедический словарь

Гранд-опера — (Grand Opera) (официальное название — Национальная академиямузыки и танца) — государственный оперно-балетный театр в Париже, один изцентров музыкальной культуры Франции.
Большой энциклопедический словарь

Камерный Музыкальный Театр Санктъ-петербург Опера — создан в 1987.Художественный руководитель — Ю. И. Александров (с 1987).
Большой энциклопедический словарь

Комическая Опера — опера на комедийный сюжет. Сложилась в 18 в. во многихнациональных разновидностях: опера-буффа в Италии, балладная опера вАнглии, опера комик во Франции, зингшпиль в Германии.
Большой энциклопедический словарь

Латвии Национальная Опера — см. Национальная опера Латвии.
Большой энциклопедический словарь

Лирическая Опера — опера лирического характера. 2) Оперный жанр,сложившийся во Франции во 2-й пол. 19 в. Отличается стремлением кправдивой обрисовке персонажей, демократичностью музыкального.
Большой энциклопедический словарь

Литовская Опера — основана в 1920 в Каунасе как оперный театр, в 1944 -Литовский театр оперы и балета, в 1948 переведен в Вильнюс, с 1954академический, с 1990 современное название.
Большой энциклопедический словарь

Метрополитен-опера — (Metropolitan Opera) — оперная компания и театр вСША, один из центров мировой музыкальной культуры. Открыт в 1883 вНью-Йорке. Спектакли на языке оригинала. Среди постановок — произведениярусской.
Большой энциклопедический словарь

Московская Частная Русская Опера — оперный театр, создан меценатом С. И.Мамонтовым. Работал в 1885-88, 1896-1904 под разными названиями.Пропагандировал произведения русских композиторов. Объединил крупнейшихдеятелей.
Большой энциклопедический словарь

Мыльная Опера — (англ. soup opera) — сентиментальный фильм (частотелесериал), посвященный проблемам любви, семейных отношений, воспитаниядетей. Мыльные оперы зародились как радио- и телепередачи.
Большой энциклопедический словарь

Национальная Опера Латвии — основана в 1918 в Риге под названием Латышскаяопера. С 1919 Национальная опера Латвии, в 1940-89 Латвийский театр оперыи балета, с 1956 академический. Спектакли на латышском языке.
Большой энциклопедический словарь

Немецкая Государственная Опера — музыкальный театр в Германии. Открыт в1742 в Берлине (до 1918 Королевская опера).
Большой энциклопедический словарь

Опера — (итал. opera — букв. — сочинение), музыкально-театральноепроизведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. В.
Большой энциклопедический словарь

Опера Комик — (Театр комической оперы; Theatre de l Opera-Comique) -музыкальный театр в Париже. Основан в 1715, с 1801 современное название, с1806 государственный. В 1972 закрыт. С 1973 Парижская оперная студия.
Большой энциклопедический словарь

Опера Спасения — жанр французской оперы в период Великой французскойреволюции. Характерные черты — нагнетание драматического напряжения кконцу оперы, но всегда благополучная развязка (отсюда название.).
Большой энциклопедический словарь

Опера-буффа — (итал. operа buffa — комическая опера) — оперный жанр,итальянская разновидность комической оперы.
Большой энциклопедический словарь

Опера-комик — (франц. operа comidue — комическая опера) — оперный жанр,французская разновидность комической оперы.
Большой энциклопедический словарь

Опера-сериа — (итал. operа seria — серьезная опера) — жанр итальянской оперы18 в. на героико-мифологические и легендарно-исторические сюжеты. В нейрасцвело искусство бельканто. Подверглась.
Большой энциклопедический словарь

Рок-опера — музыкально-драматическое произведение, стилистической основойкоторого является рок-музыка. Возникла в кон. 1960-х гг. в США какразновидность мюзикла. Среди рок-опер выделяются.
Большой энциклопедический словарь

Софийская Народная Опера — основана в 1908 как «Болгарское оперноетоварищество» — с 1921 государственный театр, под названием Софийскаянародная опера. С 1927 располагает балетной труппой. Театр сыграл.
Большой энциклопедический словарь

Источники:

http://mylektsii.ru/9-37198.html
http://www.liveinternet.ru/users/dgali/post85852085
http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/19872

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий