Словарь культурологических терминов. Гуревич П.С

М.: Проект, 2003 — 336 с.

Учебник «Культурология» знакомит читателей с различными культурами, их типами и этапами развития; рассказывает о взаимодействиях культур, постепенно подводя читателей к общим закономерностям их становления.

Что такое культура? Как она соотносится с природой? В чем отличие культуры от цивилизации? Почему рождается множество культур, и как они взаимодействуют друг с другом? В учебнике также показана структура культуры, ее различные сферы.

Книга предназначена для преподавателей и учителей, студентов и учащихся старших классов, школ, гимназий, лицеев и колледжей, для широкого круга читателей, интересующихся этой увлекательной наукой.

Формат: pdf / zip

Размер: 2, 4 2 Мб

Скачать / Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 10
Глава I. ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ?
Европоцентризм 13
Единство человечества 16
Кризис европоцентризма 18
Культурно-исторические типы 20
Модернизация мира 23
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 25
Глава II. КУЛЬТУРНЫЕ МИРЫ
Многообразие определений 27
«Культура» как объяснительное понятие 31
Где сосредоточена культура? 38
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 40
Глава III. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Культура как описательное понятие 42
«Вторая природа» 44
Переход к надприродному .46
Культура не рождается вне природы 47
Понятие деятельности 49
Образ жизни конкретного общества 51
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 54
Глава IV. КУЛЬТУРА КАК ПОИСК СМЫСЛА
Труд как благословление 56
Прорыв к новому. , 59
Незавершенность человека 60
Творчество 64
Определение культуры. Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 69
Глава V. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА
Мир органики 72
Поклонение природе 77
Покорение природы 79
Отношение к природе на Востоке 81
Экологическая катастрофа 83
Вражда или гармония? 84
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 87
Глава VI. КУЛЬТУРА КАК ЗНАКОВО-СЕМИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Язык как метафора 90
Структурные основания культуры 95
Концепция Ю.М. Лотмана 97
Социокод 101
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 102
Глава VII. СТУПЕНИ КУЛЬТУРЫ
Всемирное сознание 104
Движение формаций 110
Осевой принцип 111
«Волны» в истории 113
Власть и знание 115
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов .120
Глава VIII. ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ
Понятие цивилизации 122
Трактовка 0. Шпенглера 123
Концепция А. Тойнби 128
Столкновение цивилизаций 131
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 135
Глава IX. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРЫ
Понятие аксиологии 137
Ценность жизни 140
Святыня свободы 145
Арсенал ценностей 149
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 151
Глава X. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ
Труд как ценность в древних религиях 153
Отношение к труду. 157
Протестантизм 158
Крушение этики труда 162
Личность или общинность? 163
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 167
Глава XI. УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ
Что такое универсалии?. 170
Универсальные категории культуры 171
История вопроса 174
Психологические универсалии 175
Трансляция универсалий 178
Проблемы методологии 179
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 183
Глава XII. КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ
Историческое сознание 185
«Осевое время» 188
Был ли «золотой век»? 191
Доистория и история 192
Стадии постижения исторического сознания 193
Концепция 0. Шпенглера 194
Ритмы истории 196
Развертывание всемирной истории 196
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 198
Глава XIII. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР
Как создаются типологии 200
Восток и Запад 204
Идеальные типы культур. 210
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 213
Глава XIV. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Традиция как феномен 215
Специфика традиционного общества 217
Ведическая культура как исторический тип 219
Упанишады 222
Реинкарнация и карма 223
Рамаяна и Махабхарата 224
Бхагаватгита 226
Толкование традиционного текста 227
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 228
Глава XV. РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Что такое религия? 231
Религия — явление мировой культуры 232
Философия и религия 232
Древние формы верований 233
Магия 235
Идея Бога 237
Происхождение религии 238
Структура и функции религии 241
Нравственное содержание религии 242
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 244
Глава XVI. КРИЗИС РЕЛИГИИ ИЛИ РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ?
Рациональность 246
Секуляризация 248
Религия в постмодернистской культуре 252
Опыт обмирщения теологии 253
Нетрадиционная религиозность 256
Религиозный ренессанс 258
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 261
Глава XVII. НАУКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Потребность в познании как проявление культуры 264
Происхождение науки 265
Первые классификации 267
Наука как общезначимое знание 268
Постнаучный тип цивилизации 269
Понятие парадигмы 272
Допарадигмальные периоды 275
Наука и ее опасности 277
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 278
Глава XVIII. НРАВСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Происхождение морали 280
Нормы культуры 281
На заре человеческой истории 282
Фундаментальное правило нравственности 283
Что такое этика? 284
Моральный идеал 286
Добро и зло 288
«Категорический императив» Канта 288
«Цель оправдывает средства» 290
Неопозитивизм 292
Космическая этика 293
Этика ненасилия 294
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 295
Глава XIX. ИСКУССТВО КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ
Красота 298
Искусство 299
Выражение человеческих страстей 301
Художественный дар 302
Эстетика 303
Специфика художественного творчества. 303
Искусство как эстетическая деятельность 305
Катарсис 305
Древние мистерии 306
Модернизм 310
Постмодернизм 311
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 313
Глава XX. ТЕХНИКА И СУДЬБЫ КУЛЬТУРЫ
Техника 315
Нарастание перемен 316
Как родилась техника? .318
Техника — способ самореализации человечества 321
Техника покоится на деятельности рассудка 323
Рационализация мира 327
Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 329
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 331

Читать еще:  Пять стадий эволюции анимешника.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Словарь культурологических терминов. Гуревич П.С

Учёные рекомендуют
тренажёр для мозга

Павел Семёнович Гуревич (13 августа 1933, Улан-Удэ) — российский философ, кандидат исторических наук, доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор.

Гуревич Павел Семенович — окончил историко-филологический факультет Уральского государственного университета (1955г.) и аспирантуру МГУ им. Ломоносова (1965г.). Доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой «Психология» МГТА, заведующий сектором Института философии РАН. Специалист по клинической психологии, психоанализу, трансперсональной психологии и философской антропологии. Руководил факультетами психологии в ряде московских ВУЗов. Избран вице-президентом Академии гуманитарных исследований. Академик Российской академии естественных наук (РАЕН), Академии педагогических и социальных наук.

Является президентом Московской межрегиональной психоаналитической ассоциации, одним из учредителей и членов бюро Российской психоаналитической ассоциации. Член президиума Всесоюзной ассоциации трансперсоналистов. Практикующий сертифицированный психоаналитик.

Под редакцией П.С. Гуревича вышло более 30 томов серии «Классики мировой психологии», в том числе труды З. Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма, К. Юнга, Э. Эриксона, В. Райха. Ответственный редактор и автор большинства статей популярной энциклопедии «Психоанализ». Автор книг «Психология», «Популярный психологический словарь», «Клиническая психология».

В работе исследуются массовые идеологические процессы буржуазного общества. Автор прослеживает генезис, специфику, социальные функции буржуазной идеологии, особенности ее проявления и распространения внутри капиталистического общества.

В книге проводится различие между идеологией как сводом определенных положений и ее массовыми формами, между идеями и их образами в сознании людей, отражающими эмоционально-ценностные ориентации личности.

Критически анализируются концепции видных представителей буржуазной философии и социологии (Т. Адорно, М. Маклюэна, Г. Энценсбергера, Ж. Эллюля, Э. Фромма).

Общеполитические и международные аспекты буржуазных концепций «реидеологизации».

Соавтор: Гранов В.Д., Семченко А.Т.

В монографии анализируется процесс «реидеологизации», то есть усиление внимания правящих кругов капиталистических стран к идеологической обработке масс в условиях духовного кризиса буржуазного общества.

Исследование показывает, как под влиянием глубоких сдвигов в международных отношениях правящие круги, крупнейшие буржуазные партии стран Запада обосновывают «реидеологические» установки.

Известный российский культуролог П. С. Гуревич анализирует мистицизм как духовно-идеологическое явление современного мира, рассказывает о различных направлениях оккультизма.

Почему люди подвержены различным комплексам? Отчего невротические расстройства обусловлены культурой? Почему живое тело функционирует, словно омертвевшее?

На эти и другие вопросы вы можете найти ответы в книге профессора П.С. Гуревича, который рассказывает об опыте клинического психоанализа.

Если вы хотите добиться личностного роста, избавиться от психологических отклонений, решить психосексуальные проблемы, понять свой собственный внутренний мир — читайте эту работу, написанную образно и ярко. В ней говориться о типах характеров, о психосексуальном развитии, о психологических особенностях людей и способах их приспособления к миру, об архетипах коллективного сознания.

Учебник «Культурология» знакомит читателей с различными культурами, их типами и этапами развития; рассказывает о взаимодействиях культур, постепенно подводя читателей к общим закономерностям их становления.

Что такое культура? Как она соотносится с природой? В чем отличие культуры от цивилизации? Почему рождается множество культур, и как они взаимодействуют друг с другом? В учебнике также показана структура культуры, ее различные сферы.

Можно ли целостно толковать тот или иной предмет, который сам по себе не является унитарным, единым, неразрозненным? Что такое целостность и цельность? Целостен ли человек?

Автор показывает, что в истории философии были разные ответы на эти вопросы. Проблема целостности человека — это не вопрос о комплексном изучении человека. Это проблема его существования, бытия, предназначения в мире. Быть целостным — это означает обрести полноту существования, раскрыть человеческий потенциал. Целостность не задана человеку, она обретается им.

Читать еще:  Вязание с подиума платья. Вязание с подиума

Автор освещает такие вопросы философской антропологии, как человеческая природа, человеческое бытие, модусы человеческого существования, авантюры человеческого саморазвития.

В оригинальном учебнике известного ученого и практика, профессора П.С. Гуревича, всеобъемлюще рассмотрены вопросы как обшей, так и социальной и клинической психологии.

Автор использует не дидактический метод, а приглашает к размышлению и разговору на злободневные темы, такие, как взаимосвязь тела и души, внутренний мир личности, феномен группового сознания, психология экстремальных ситуаций, детский психоанализ.

Учебник отличается прежде всего аналитическим подходом к такому феномену, как психология рекламы, т.е. тому творческому процессу, который и сам характеризуется своей неординарностью.

Представленная книга — достаточно полное по тематике исследование в такой увлекательной сфере бизнеса, как рекламное дело, — от частного до общего, от воздействия рекламы на конкретного человека до манипуляции общественным мнением.

Для студентов и преподавателей вузов, научных работников, слушателей школ бизнеса, руководителей предприятий и организаций, для всех интересующихся проблемами психологии рекламы.

В учебнике религия рассмотрена как объект познания и как духовный феномен.

Автор учебника стремился раскрыть сущность религии как культурно-антропологического феномена. Значительное место в учебнике уделено психологическим аспектам религии. В издании рассмотрена история мировых религий, восточные религиозные направления (даосизм, синтоизм и др.). Изложена история христианской церкви, проанализирована религия как социальный феномен.

Словарь содержит свыше 300 понятий, терминов и ключевых слов, используемых в философии, психологии, социологии, культурологии и других гуманитарных науках.

Что такое социальный миф? Какова его природа? Почему буржуазная идеология превратилась в социальную мифологию?

Отвечая на эти вопросы, автор прослеживает эволюцию западноевропейских историко-философских воззрений на идеологию как общественный феномен. Особое внимание он уделяет раскрытию ценностного аспекта идеологии. В связи с этим в книге анализируются концепции А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, В.Парето, а также современных буржуазных теоретиков. Автор показывает роль социальных иллюзий и ценностей в развитии исторических событий.

Данный труд раскрывает многообразие философских учений, которые связаны с постижением феномена человека.

Авторы показывают зарождение философии человека в античной культуре и возникновение философской антропологии в XVIII в. Особое внимание они обращают на философскую антропологию как философское направление, возникшее в начале XX в. Она представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину (в том виде, в каком она была первоначально обоснована О.Касманом), сколько опирающуюся на труды М.Шелера философскую концепцию.

Философские антропологи (А.Гелен, Х.Плесснер, другие) вернулись к идее Канта охватить реальное человеческое существование во всей его полноте, определить место и отношение человека к окружающему миру. В книге представлена также социальная и религиозная антропологии, особое внимание уделено новейшим антропологическим концепциям.

С древнейших времен до наших дней люди пытались проникнуть в природу страха. Но впервые в этой книги писатели и философы, ученые и религиозные мыслители вступают в диалог, позволяющий воссоздать различные образы страха, его причудливые фантазии, раскрыть таинства и глубины этого феномена человеческой природы.

В этом своеобразном эссе тексты разных эпох, снабженные философскими маргиналиями, обращают читателя к феномену страха, его сущности и оттенкам в далеких и близких культурах.

Монография представляет собой прослеживание философско-антропологической традиции от древней философии Востока до эпохи Возрождения включительно. Какая тайна сокрыта в человеке? Действительно ли он занимает особое место в природном царстве? Что в нем уникального? Монография раскрывает различные стороны антропологического бума, который разворачивается на наших глазах. Антропологический ренессанс — один из феноменов всей современной философской мысли.

Рукопись охватывает весь круг философско-антропологических проблем, включая проблему антропогенеза, человеческой андрогинности, страдания и страха, веры и интуиции, эроса и смерти.

Монография представляет собой вторую часть труда (первая часть вышла в 1999 г.), в котором автор прослеживает философско-антропологическую традицию от древней философии Востока до эпохи Возрождения (в части 1-й), а в части второй — ее развитие от протестантской этики до XX века включительно.

Какая тайна скрыта в человеке? Действительно ли он занимает особое место в природном царстве? Что в нем уникального? В монографии раскрываются различные стороны антропологического бума, который разворачивается на наших глазах. Антропологический ренессанс — один из феноменов всей современной философской мысли.

Учебное пособие освещает различные типы философско-антропологических учений, раскрывает спектр философских проблем человека, представляет философскую антропологию как самостоятельную дисциплину.

Читать еще:  Жизненный путь евгения базарова. И

Философская антропология изучает природу человека, смысл и ценность человеческой жизни, драму человеческих отношений. Структуру учебного пособия составляют вопросы систематики антропологических идей, антропологической катастрофы, антропогенеза, человеческой субъективности и персоналистической традиции.

Тематическая направленность каждого раздела книги, посвященного определенной эпохе, отражает специфику антропологических взглядов внутри различных философских течений. Некоторые из текстов впервые переведены на русский язык. скачать Философия

В учебном пособии дан краткий обзор истории эстетики, представлено изложение эстетической теории, основных идей и проблем классической эстетики, выраженных в ее главных категориях.

Сделана попытка провести классификацию эстетических понятий, осветить новейшие эстетические концепции, представленные постмодернизмом и интегральной эстетикой. В ходе исторического развития эстетика разработала множество категорий. Они рождались в разное время и в разных контекстах, поэтому возникла проблема определенной классификации данных понятий, их внутреннего соотнесения, концептуальной сцепленности.

В пособии избран следующий принцип: вначале речь идет о таких категориях, которые составляют изначальный каркас эстетики как дисциплины. Затем автор, проводя идею целостности (холонистичности) искусства, группирует материал (и соответственно разные понятия) вокруг исторически сложившихся представлений о том, что искусство может выражаться в авторе, в произведении и в зрителе (читателе). По этим трем контрапунктам и размещены основные категории современной эстетики.

Словарь терминов и понятий по культурологии под редакцией А. П. Гуревича содержит полный перечень основных понятий, используемых в культурологии, таких как Абстракционизм, Аксиология, Аккультурация, Анимизм, Артефакт, Архетип, Астрология, Бескультурье, Варварство, и т. д.

50 великих книг по психологии

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию от авторов библиотеки.

Библиографический список. 1.Гуревич П. С. Культурология: учеб

1.Гуревич П. С. Культурология: учеб. для вузов. — М.: УИЦ «Гардарики», 1999.

2.Ильенков Э. В. Философия и культура. — М.: Наука, 1991.

3.Иконникова С. Н. Очерки по истории культурологии: учеб. Пособие. — СПб.: СПбГУП, 1998.

4.Каган М. С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996.

5. Культурология: учеб. пособие/ под ред. проф. Г.В.Драча. — М.: Альфа-М, 2003.

6. Культурология. XX в.: словарь / гл. ред., сост. А. Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1997.

7. Мареева Е. В. Культурология. Теория культуры. — М.: Прогресс, 2000.

8.Соколов Э. В. Культурология. — М.: Интерпракс, 1994.

9.Хрестоматия по культурологии: учеб. пособие/сост.: Д.А.Лалетин, И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин / отв. ред. Радугин А. А. — М.: Центр, 2002.

10.Энциклопедический словарь по культурологии / под ред. А. А.Радугина. — М.: Центр, 1997.

11. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. — М.:Наука,2001.

Вопросы для самоконтроля

1.Назовите основные подходы к определению культуры.

2.Перечислите признаки культуры как способа и содержания жизнедеятельности людей.

3.Укажите признаки культуры как более высокого уровня жизни общества.

4. Что такое этническая культура?

5. Как соотносятся культура и искусство?

6. Что входит в понятие структуры культуры?

7. Назовите основные функции культуры.

Упражнения для самостоятельной работы

Какому из перечисленных значений термина «культура» вы отдадите предпочтение и почему?

а) Культура — от лат. culture, что значит «возделывать, «обрабатывать землю», «воспитывать человека».

б) Культура — от слова «культ» — религиозный ритуал, обряд или действие.

в) Культура — это умственное и нравственное образование.

Достаточным ли является следующее определение: культура — это «вторая природа»? Что в нем требует уточнения?

3. Сравните два определения:

Общество— это обособившаяся часть природы, характеризующая жизнь людей производством, распределением и потреблением материальных и духовных благ (ценностей), функционированием социальных отношений и институтов, нормами и принципами.

Культура— это способ и содержание жизни людей, которые отличают их от жизни растений и животных производством, распределением и потреблением материальных и духовных благ (ценностей), системой общественных отношений и институтов, нормами и принципами.

Как соотносятся понятия «общество» и «культура»?Прокомментируйте следующее положение:«Вобычном употреблении слово «цивилизация» означает то же, что и немецкое»cultur” а именно: достижение высокого уровня развития и высоких моральных принципов».Что означает понятие «высокие моральные принципы»?

5. Оцените, возможна ли подобная оценка культуры России и культуры русского народа:

«Россия — самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире И русскийнарод — самый аполитичный народ, никогда не умевший устраивать своюземлю».

«Россия самая государственная и самая бюрократическая страна в мире. Силы народа, о котором не без основания думают, что он устремлен квнутренней духовной жизни, отдаются колоссу государственности . » .[6]

Дата добавления: 2014-11-12 ; просмотров: 548 . Нарушение авторских прав

Источники:

http://alleng.org/d/cult/cult024.htm
http://www.5port.ru/gurevich_p_s/
http://studopedia.info/1-97655.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий