Скупой рыцарь. Анализ «Скупой рыцарь» Пушкин

Задумка написать историю скупого рыцаря, пришла Александру Сергеевичу Пушкину, ещё в 1826 году. И только осенью 1830 года работа была завершена. Впервые издана пьеса, в журнале «Современник» в 1836 году.

«Скупой рыцарь» первое драматическое произведение, из серии коротких философских пьес, получивших название «Маленькие трагедии». В каждой пьесе, автор описывает одно из качеств человеческого характера. В «Скупом рыцаре» Пушкин мастерски раскрывает тему межличностных семейных отношений и человеческой скупости.

Сюжет. Эпоха средневековья. Барон Филипп очень богат. Владеет сундуками золота. Но скупость не позволяет ему пользоваться своим богатством. Он буквально, чахнет над золотом, проводит с ним много времени и ведет беседы. Ему когда-то были присущи рыцарские качества, такие как справедливость, честь, отзывчивость. Но они давно захвачены чрезмерной бережливостью перешедшей в скупость. Теперь барон считает смыслом жизни сохранить накопленное. Ведь в золоте, по его мнению — честь, сила и власть. Сын барона Альбер испытывает финансовые трудности и обращается за помощью к отцу. Но тот отказывает сыну, считая, что накопленное богатство будет бессмысленно спущено. В разговоре со слугой, приходит мысль, что завладеть богатством можно по наследству, отравив скрягу-отца. Сын не соглашается на убийство. Подав жалобу на отца, Альбер подключает к разбирательству местного герцога. В результате, барон Филипп, умирает от сердечного приступа со словами «Где ключи? Ключи мои. »

Понятие рыцарской чести деформировалось не только в сознании барона, изменилось и все феодальное общество в целом. Главными качествами стали эгоизм и возвышение собственных интересов над интересами других людей, даже самых близких.

Происхождение истории сюжета автобиографическое. Тяжелые взаимоотношения с отцом способствовали созданию произведения. Александр Сергеевич, сам не раз оказывался без средств к существованию. Находясь в ссылке, автор обращался за помощью к отцу. Но Сергей Львович был равнодушен к просьбам сына, ссылаясь на недостаток благосостояния. При поступлении юного Пушкина в гвардейский полк, выбор был сделан в пользу более бюджетного подразделения, опять же по причине скупости отца.

В истории Пушкин не дает оценку болезненным взаимоотношениям между отцом и сыном. Он очень ярко раскрывает тему власти богатства над человеком и обществом в целом. Заботливое отношение к материальным благам — бережливость, переросшая в личную материальную зависимость, заманивает человека в ловушку, обрекая на неудачи. Когда душу состоятельного человека захватывает скупость, интересы членов семьи и общества, забота о близких и простые человеческие отношения обесцениваются.

Вариант 2

Трагическая пьеса «Скупой рыцарь» была задумана автором в 1826 г., а закончена в 1830 г. Впервые данное произведение было опубликовано в журнале «Современник» в 1836 г.

Данная пьеса является начальным произведением цикла «Маленькие трагедии», в каждой из которых Пушкин раскрывает какую-либо сторону души человека. В «Скупом рыцаре» отражен такой человеческий порок как скупость.

Действие пьесы разворачивается во Франции в эпоху средневековья. В образе барона Филиппа поэт изобразил богатого, но скупого человека. Он владелец шести сундуков, наполненных золотом. Однако он не берет из них ни копейки. Барон Филипп – человек с огромной волей. Главная цель его жизни – это накопление золота. Но барон не признает тот факт, что его поработила любовь к деньгам. Первоначально барон воспринимает деньги как средство обретения полной независимости и свободы. Но затем жажда наживы поглощает этого мужчину, лишая его не только простых человеческих качеств, но и отцовских чувств. Барон воспринимает собственного сына как своего смертельного врага. В тоже время он наивно полагает, что с помощью денег может заполучить все: любовь, доброту, вдохновение. Филипп ради денег готов на все, даже на убийство родного сына, которого впоследствии вызывает на дуэль. Пагубная страсть к деньгам изменила достойного человека. Деньги поработили барона.

Сын барона Альбер – сильный и храбрый юноша, благородный рыцарь. Он нравится девушкам и частенько побеждает на рыцарских турнирах. Однако он финансово зависим от отца. У Альбера нет денег на покупку шлема и доспех, платья для пира и коня для турнира. В отличие от своего отца Альбер – прекрасный душевный человек, щедрый и добрый. Он не жалеет последнюю бутылку вина и отдает ее больному кузнецу. Однако безденежные обстоятельства сломили его и заставили мечтать о том времени, когда он унаследует все золото своего отца. Альбер соглашается на поединок со своим отцом, он готов сражаться насмерть с бароном, оскорбившим его честь.

В «Скупом рыцаре» Альбер и барон Филипп представлены отражателями двух противостоящих друг другу жизненных правд. Несмотря на их кровное родство отец и сын совершенно разные, противоположные друг другу личности.

Трагическую пьесу А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» можно назвать тонким психологическим описанием душевных качеств человека, анализом пороков человеческой личности, ее страстей.

Читать еще:  Биография аллы пугачевой, личная жизнь певицы.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ трагедии Скупой рыцарь

Популярные сегодня темы

Повесть Хемингуэя «Старик и море» рассказывает, как старому рыбаку на закате своей жизни удалось поймать огромную рыбу, то есть одержать победу над своей немощью и старостью.

Самое дорогое, что есть у человека – время, в этом главная мысль «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца. В 1964 году по мотивам пьесы для кукольного театра советский режиссёр Александр Птушко

Мне кажется, что любовь, одна из движущих сил в нашем мире. Она двигает скалы ближе друг к другу, соединяет сердца, роняет звезды, для того, чтобы кто-то загадал найти свою любовь, и конечно же, нашел.

Набоков «Рождество». Краткое содержание и план рассказа Зимним вечером накануне Рождества Слепцов вернулся в свой дом после похорон ребенка.

Произведение отличается своеобразной композиционной структурой, которая имеет собственные авторские особенности, рознящими его с принятыми творениями классицизма.

«Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина

История создания

«Скупой рыцарь» был задуман в 1826 г., а закончен в Болдинскую осень в 1830 г. Напечатан в 1836 г. в журнале «Современник». Пушкин дал пьесе подзаголовок «Из Ченстоновой трагикомедии». Но у писателя 18 в. Шенстона (в традиции 19 в. его имя писалось Ченстон) не было такой пьесы. Возможно, Пушкин сослался на иностранного автора, чтобы современники не заподозрили, что поэт описал отношения со своим отцом, известным скупостью.

Тема и сюжет

Пьеса Пушкина «Скупой рыцарь» — первое произведение в цикле драматических этюдов, коротких пьес, которые впоследствии назвали «Маленькие трагедии». Пушкин намеревался в каждой пьесе раскрыть какую-нибудь сторону человеческой души, всепоглощающую страсть (скупость в «Скупом рыцаре»). Душевные качества, психология показаны в острых и необычных сюжетах.

Герои и образы

Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берёт ни копейки. Деньги – не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа. Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его. Он считает, что благодаря деньгам, спокойно спящим в сундуках, ему подвластно всё: любовь, вдохновение, гений, добродетель, труд, даже злодейство. Барон готов убить всякого, кто покусится на его богатство, даже собственного сына, которого вызывает на дуэль. Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег. Страсть, которой одержим барон, поглощает его.

Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца.

Альбер – достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу.

Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдаёт последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдёт к нему по наследству. Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет. А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь. Герцог за этот поступок называет Альбера извергом.

Герцог в трагедии – представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своём времени.

Проблематика

В каждой маленькой трагедии Пушкин пристально вглядывается в какой-нибудь порок. В «Скупом рыцаре» эта пагубная страсть – скупость: изменение личности некогда достойного члена общества под действием порока; покорность героя пороку; порок как причина потери достоинства.

Конфликт

Основной конфликт внешний: между скупым рыцарем и его сыном, претендующим на свою долю. Барон считает, что богатство нужно выстрадать, чтобы не расточать. Цель барона – сохранить и преумножить, цель Альбера – использовать и насладиться. Конфликт вызван столкновением этих интересов. Он усугубляется участием герцога, которому барон вынужден клеветать на сына. Сила конфликта такова, что только смерть одной из сторон может разрешить его. Страсть разрушает скупого рыцаря, читатель может только догадываться о судьбе его богатств.

Композиция

В трагедии три сцены. Из первой читатель узнаёт о тяжёлом материальном положении Альбера, связанном со скупостью отца. Вторая сцена – это монолог скупого рыцаря, из которого понятно, что страсть им овладела полностью. В третьей сцене в конфликт вмешивается справедливый герцог и невольно становится причиной гибели одержимого страстью героя. Кульминация (смерть барона) соседствует с развязкой – выводом герцога: «Ужасный век, ужасные сердца!»

«Скупой рыцарь» — это трагедия, то есть драматическое произведение, в котором главный герой умирает. Маленького размера своих трагедий Пушкин добился, исключая всё маловажное. Цель Пушкина – показать психологию человека, одержимого страстью скупости. Все «Маленькие трагедии» дополняют друг друга, создавая объёмный портрет человечества во всём многообразии пороков.

Стиль и художественное своеобразие

Все «Маленькие трагедии» предназначены не столько для чтения, сколько для постановки: как театрально смотрится скупой рыцарь в тёмном подвале среди золота, мерцающего при свете свечи! Диалоги трагедий динамичны, а монолог скупого рыцаря – поэтический шедевр. Читатель так и видит, как в подвал вползает окровавленное злодейство и лижет руку скупому рыцарю. Образы «Скупого рыцаря» невозможно забыть.

Читать еще:  Гей-парады в россии. Путешествия с детьми

«Скупой рыцарь» — краткое содержание трагедии А.С. Пушкина

Главные и второстепенные герои

В драме «Скупой рыцарь», которую А. С. Пушкин написал в 1830 году, 2 главных и 3 второстепенных персонажа. Барон и Альбер — отец и сын, вокруг их взаимоотношений строится сюжет. Остальных героев исследователи творчества А. С. Пушкина причисляют к второстепенным. Характеристики действующих лиц:

  • Барон. Скуповатый мужчина зрелого возраста, ещё крепкий, раньше был рыцарем. Старательно копит деньги и ценности и в этом видит смысл жизни.
  • Альбер. Молодой человек 20 лет, страдает от скупости отца, потому что тот не выделяет ему денег на безбедное существование.
  • Еврей Соломон. Ростовщик, у которого Альбер часто берёт в долг.
  • Иван. Оруженосец Альбера, его верный слуга. Искусствоведы долго спорили, почему Пушкин выбрал такое русское имя, когда других героев зовут Альбером, Соломоном, Клотильдой, однако так и не пришли к единому мнению.
  • Герцог. Высокопоставленный чиновник, в подчинении которого находятся местные богачи и крестьяне. В конфликте Альбера и его отца выступает судьёй.

Ещё не достигнув преклонных лет, барон сумел накопить 6 сундуков золота. Он не пользуется этими деньгами и не извлекает из них выгоды, в отличие от еврея. Золото поработило бывшего рыцаря, но он не хочет признаться в этом даже себе. Богач уверен, что благодаря огромному состоянию он может приобрести нематериальные блага:

Мысль, что кто-то может покуситься на золото, вызывает у барона приступ ярости. Он не останавливается даже перед тем, чтобы из-за богатства погубить сына. Но судьба распоряжается иначе: поединок не состоялся, потому что вмешался герцог, а барон умер, одержимый страстью к деньгам.

Соломон относится к богатству иначе, деньги для него служат инструментом, позволяющим достичь многих целей. Кроме того, без золота невозможно выжить. Поэтому ради заработка ростовщик готов пойти на многое и даже согласен помочь молодому рыцарю отравить скупого барона.

Образ Альбера можно назвать положительным. Молодой человек ловок, силён. Он отчаянно сражается на турнирах, побеждает соперников, его любят дамы. Но юноша живёт на иждивении отца, своих денег у него нет. Для участия в турнирах нужны доспехи, шлем и конь, а чтобы появиться на пире, нужно иметь хорошее «платье». Купить всё это молодому человеку не на что, и его охватывает чувство безысходности. В отчаянии Альбер решается пожаловаться на скупость отца герцогу.

Молодой человек обладает прекрасными душевными качествами, его нельзя назвать бессердечным. Когда заболевает кузнец, юноша отдаёт ему бутылку вина — последнюю, которая была у него. Но сложные жизненные обстоятельства ослабили дух, и рыцарь стал дожидаться, когда к нему по наследству перейдёт состояние отца. Тем не менее, Альбер не соглашается на предложение Соломона — познакомить его с аптекарем, торгующим ядом. Этот маленький эпизод показывает, что молодой человек не растерял душевные качества, несмотря на бедность.

Когда барон заподозрил сына в том, что тот хочет его обокрасть, Альбер принял вызов и подобрал брошенную перчатку. Герцог, присутствовавший при этой сцене, назвал молодого рыцаря тигрёнком и извергом. Представитель власти показан благородным. Вероятно, он понял, что солидный барон клевещет на сына, а точнее, заблуждается на его счёт. Однако он сокрушается о нравах и сердцах людей, которые из-за денег очерствели и стали ужасными.

Краткое содержание

Пьеса начинается с того, что юный рыцарь рассказывает о своих проблемах оруженосцу Ивану. Юноша, принадлежащий к богатому и знатному роду, стеснён в деньгах, и это приводит его в уныние. Во время недавнего поединка он победил противника — графа Делоржа, а тот пробил шлем Альбера копьём. Вместо испорченных доспехов нужны новые, иначе рыцарь не сможет участвовать в турнирах.

Конь юноши тоже пострадал в поединке, а значит, нужен новый. Также молодой дворянин нуждается в платье. Ему нечего надеть на званый ужин, и он сидит в доспехах, а дамам говорит, что оказался здесь случайно. В беседе с оруженосцем Альбер говорит, что к победе его привела скупость отца, а не храбрость. Барон выделяет на содержание крохи, и молодой человек горько сетует на бедность.

Альбер в очередной раз обращается к жиду Соломону с просьбой, чтобы тот дал денег. Но ростовщик требует заклад, а заодно намекает, что старому барону пора бы уже умереть. Ростовщик знает, кто изготавливает яд, действующий быстро и эффективно. Рыцарь сердится и прогоняет еврея. Однако жить в бедности он уже не в силах. Остаётся последнее средство — объяснить ситуацию герцогу. Он единственный, кто может повлиять на барона и сделать так, чтобы он перестал обращаться с юношей, будто с «мышью, рождённой в подполье».

Размышления старика о богатстве

А. С. Пушкин показывает старика в тот момент, когда он стоит рядом сундуками, наполненными золотом. Осталось немного добавить в шестой, чтобы в нём было доверху монет. Он любуется состоянием и сравнивает его с холмами, выросшими по приказу правителя, когда воины приносили и насыпали по горсточке земли. Пока барон смотрит на золото, он чувствует удовлетворение и превосходство, ощущает себя всемогущим. Деньги дают возможность повелевать людьми, заставлять их делать добро и зло. Старику не нужно подтверждения — «довольно сего осознанья».

У каждой золотой монеты, оказавшейся в сундуке, есть своя история. Один старинный дублон принесла вдова. Её муж погиб, а перед этим задолжал. Женщина, растившая троих детей, полдня рыдала под дождём, но так и не сумела разжалобить богача. Ещё одна монета досталась барону от проходимца и плута, который, вероятно, украл её у прохожего. Похожие истории есть и у остальных денег, но старого скрягу это не трогает.

Читать еще:  Возможно ли парню инвалиду стать художником советы.

Богач часто любуется золотом, и каждый раз его охватывают противоречивые чувства. С одной стороны, он наслаждается порочностью, как убийца, который видит, как нож вонзается в тело жертвы, а с другой — чувствует, как по телу развиваются «жар и трепет». Старику одновременно «приятно и страшно».

Радость от обладания несметным богатством омрачается предчувствием скорой кончины. Скупой рыцарь понимает: жить ему осталось недолго. Он знает, что после смерти богатство достанется беспечному юноше. Барон всю жизнь терпел лишения, чтобы наполнить сундуки золотыми дублонами, и его гложет мысль о том, что сын пустит добро на ветер. Весёлые приятели, юные красавицы вмиг сделают так, что от богатства не останется и следа.

В рассуждениях скупец доходит до несбыточных фантазий. Ему хочется и после кончины охранять добро, но уже в виде бестелесного существа. «Сторожевою тенью» будет он кружить над сундуками, и никто не посмеет воспользоваться монетами. Старому барону не хочется умирать, но не потому, что он чувствует вкус к жизни или беспокоится о близких: ему жаль расставаться с накопленным золотом.

Кульминация и развязка

Альбер приходит к герцогу и рассказывает, как стыдно ему за свою бедность. Просьба молодого человека заключается в том, чтобы высокопоставленный господин образумил старого скрягу. Герцог вспоминает дни своей молодости и дружбу деда с бароном, который тогда тоже был молод. Благодаря трогательным моментам, всплывшим в памяти, герцог соглашается помочь молодому человеку.

Во время беседы герцог замечает в окне барона и просит Альбера спрятаться в другой комнате. Отец заходит в покои, и затем события разворачиваются следующим образом:

  • титулованный чиновник и барон обмениваются приветствиями и любезностями;
  • герцог предлагает старому рыцарю, чтобы тот прислал к нему молодого человека;
  • старик отвечает, что это невозможно, ведь Альбер задумал обворовать его;
  • сын не выдерживает такого обвинения и выбегает из комнаты, восклицая, что отец лжёт;
  • скупой рыцарь бросает перчатку, тем самым предлагая юноше поучаствовать в дуэли;
  • молодой человек поднимает её;
  • герцог с изумлением наблюдает за ужасной сценой, понимая, что отец и сын стоят друг друга.

Высокопоставленный господин разгневан, он разнимает ссорящихся и выдворяет их прочь. Сердце барона не выдерживает, и он умирает. Герцог сокрушается об ужасном веке и таких же сердцах.

Проблематика, конфликт и композиция

«Маленькие трагедии» Александра Сергеевича Пушкина посвящены человеческим порокам. Проводя анализ «Скупого рыцаря», можно заметить, что это произведение не стало исключением. В драме поэт показал силу разрушительного влияния человеческих страстей. Из-за скупости с героем происходят негативные изменения:

  • потеря достоинства;
  • деградация личности;
  • утрата чувства стыда.

Скупой барон готов оклеветать сына, только бы не расставаться с накопленным золотом. Основной конфликт разворачивается между сыном и отцом. Старик семьи считает, что богатство не должно доставаться легко, иначе оно будет истрачено впустую. Интересы старшего и младшего членов семьи вступают в противоречие: отец уверен, что богатство нужно приумножать, а сын — что его надо потратить.

Тема произведения — противостояние скупости и бедности, гордыни и благородства, порока и добродетели. Конфликт усиливается, когда его действующим лицом становится герцог. Старый барон, чтобы не потерять состояние, решается оклеветать юношу, и после этого разрешить ситуацию способна только смерть одного из участников. Барон так сильно любит своё золото, что страсть оказывается сильнее жизни.

Композиционно трагедия представляет собой три сцены. Деление на главы отсутствует. В первой сцене говорится о том, что Альбер страдает от бедности. Ему стыдно, что нет денег на предметы, необходимые каждому рыцарю. Во второй сцене перед зрителем предстаёт скупой старик. Он произносит монолог, из которого ясно, что им владеет скупость. Третья сцена — развязка драмы. Герцог честен и справедлив, и ему больно осознавать, как ужасны сердца людей.

Жанр и художественное своеобразие

Жанр «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина — трагедия. Для драматических произведений характерно то, что главное действующее лицо умирает. Александр Сергеевич при создании трагедий старался исключить все малозначимые детали. Благодаря лаконичности описаний удалось раскрыть характер человека, для которого страсть к богатству затмила всё остальное. В этом и состоит идея «Скупого рыцаря» Пушкина. Другие «Маленькие трагедии» тоже раскрывают человеческие пороки, причём в каждом произведении показана отдельная страсть, но она очень подробно раскрыта.

Чтобы лучше понять и оценить художественное своеобразие трагедий А. С. Пушкина, их нужно не читать, а смотреть в виде театральных постановок. Это позволит глубже воспринять каждую деталь текста. Один из ярких образов — мрачный рыцарь, стоящий в тёмном подвале над сундуками с мерцающими монетами. Старика и пространство вокруг него освещает только тусклый свет свечи, который кажется волшебным. Зритель может представить, как «злодейство» заползает в подвал и облизывает старому барону руки.

Все образы, показанные в трагедии, отражают особенности времени, надолго остаются в памяти и вызывают гамму эмоций. Прочесть это произведение стоит всем, кто ещё успел этого сделать.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/analiz-tragedii-skupoj-rycar
http://goldlit.ru/pushkin/801-skupoi-rytsar-analiz
http://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/pushkin-skupoy-rytsar.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий