Скинхеды коммунисты. Легко ли быть молодым

Столица пережила Первомай. Коммунисты развлекались традиционно — танцами под гармонь и речами лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Националисты тоже вели себя привычно — кричали: «Зиг хайль!» и призывали убивать гомосексуалистов. Корреспондент «Газеты.Ru» прошел вместе с митингующими по центру столицы.

В понедельник в Москве различные политические силы – от «Единой России» до СПС — отмечали митингами и шествиями праздник весны и труда. Самым скандальным в этот день стало шествие коммунистов (от других партий никаких происшествий и не ожидалось). ЦК КПРФ получил от мэрии разрешение на шествие от памятника Ленина до бюста Маркса (Калужская площадь – площадь Революции) и на последующий митинг. Колонна коммунистов была сформирована из московского комитета КПРФ, Союза коммунистической молодежи, Союза советских офицеров и «Авангарда красной молодежи» (Национал-большевистская партия отказалась от участия). Накануне шествия коммунисты высказывали опасение, что «господин Поткин» (лидер Движения против нелегальной иммиграции Александр Белов) пожелает в главный пролетарский праздник «приляпать на красное знамя шматочек чего-то коричневого».

Так и получилось. Активисты ДПНИ с повязками на рукавах стали собираться у памятника Ленину на Калужской площади за час до формирования колонн. Пожилые коммунисты, не чувствуя в этом ничего предосудительного, мирно торговали значками с советской символикой, дисками с песнями про Че Гевару и плохого качества брошюрами с коммунистическими доктринами. «СССР все равно будет восстановлен», — убеждали друг друга рядовые члены КПРФ, всю жизнь воспитывавшие в себе интернациональные чувства.

Первыми измену обнаружили курсанты милицейского вуза. «Ого, скины!» – удивился первокурсник в белой рубашке, когда, разглядывая лотки со значками, уткнулся в спину с черно-красно-желтыми подтяжками. «Жесть будет», — предположил второй курсант и посмотрел в небо.

Над головами собравшихся развевались тяжелые красно-черные полотнища Союза православных хоругвеносцев с элементами свастики.

Столичные скинхеды пришли на площадь одетые в классику: куртки «пилот», светлые джинсы (как вариант – камуфляжные штаны), ботинки с высоким берцем. Свое появление на улице в день солидарности трудящихся национал-патриоты объясняли тем, что пришли поддержать «русских трудящихся в борьбе с трудящимися нерусскими». Парадные бомберы с нашивками и отполированные лысины шевелились по правую руку от Ильича, тогда как красные стяги, демисезонные пальто и руководящие товарищи в матерчатых кепках находились по левую.

В 12.00 коммунисты построились и с песнями Кобзона про вечно молодой комсомол пошли семитысячной колонной по Большой Якиманке. За ними колонной в 2,5 тыс. человек потянулись бритоголовые. «Снимайте флаги, — подошел к лидеру ДПНИ Белову полковник ОМОНа. – Зюганов же вам сказал. Давайте не провоцируйте». «Где товарищ из ЦК?!» — завертелся Александр Белов. Товарищ из ЦК появился по первому слову и с грустью подтвердил, что товарищ Зюганов не хочет видеть флагов ДПНИ у себя в аръегарде.

«Хорошо, снимите флаги, — приказал Белов и повернулся к журналистам. — Это Лужков позвонил Зюганову. Он об этом жестоко пожалеет».

Про флаги Национально-державной партии России, Национального союза, а также про трехметровые хоругви со свастикой и Спасителем с разгневанным лицом Геннадий Зюганов ничего не говорил, поэтому молодые националисты несли их беспрепятственно.

«Слава России!» — дружно кричали в колонне. «Я не вижу православных кулаков. » — возмутился в мегафон активист ДПНИ в белой куртке. «Русские, вперед! — вскинула кулаки молодежь. — Мы – сила!» Шедшие впереди бородатые хоругвеносцы поддержали призывы по-своему. «Христос воскресе», — раздалось в толпе, а воинствующая молодежь подхватывала: «Воистину воскресе». Вскоре вольнолюбивым скинхедам и футбольным фанатам надоело повторять за организаторами их речовки, записанные на бумажках («Весна, Первомай, гастарбайтер, уезжай»), и они стали скандировать: «Россия — для русских, Москва — для москвичей, а ну-ка давай-ка у…й скорей!» «Бей жидов и коммунистов», — крикнул парень в камуфляже и закурил «Винстон». «Смерть п…м!» — кричали фанаты в бейсболках.

«Блин, что они кричат?!» — испугался лидер ДПНИ Белов. Но милиционеры, сопровождавшие колонну, не вмешивались.

Так патриоты прошли Большой Каменный мост, а у Дома Пашкова встали: терпение идейного вдохновителя лопнуло. Лидер ДПНИ сказал соратникам, чтобы они расходились, так как коммунисты не разрешили им идти дальше, на митинг. Часть фанатов ушла в метро (корреспондент «Газеты.Ru» наблюдал, как скинхеды в вагонах кричали: «Белый вагон, зиг хайль!»), а часть увязалась за активистами движения «Народный контроль», которым коммунисты разрешили дойти до памятника Марксу.

Но без потасовки встреча националистов с леворадикалами все-таки не обошлась.

«Вопреки договоренности с представителями ДПНИ, фашиствующие элементы намеревались пройти на митинг, делая вид, что они идут вместе с «Народным контролем», — рассказал позже лидер молодежно-пролетарского «Авангарда красной молодежи» Сергей Удальцов. — Совместно с СКМ, «Левым фронтом» мы выставили у рамок металлоискателей кордон. Скины пытались пройти по обочине, и мы применили силовые меры. Дракой это было назвать сложно, но двоих активистов АКМ задержала милиция. Впрочем, их быстро отпустили».

Небольшими группами скинхеды разбрелись по центру Москвы в поисках приключений, а часть по инициативе сопредседателя НДПР Александра Севастьянова отправилась срывать очередное мероприятие «гомиков и лесбиянок».

Тем временем митинг коммунистов прошел традиционно. Сначала пенсионеры танцевали под гармонь, потом на грузовик, украшенный кумачом, залезла «мастер с завода» и долго убеждала собравшихся «встать в один рост», затем «проголосовать за КПРФ», после чего, «проснувшись утром, обнаружить, что буржуи разбежались, как тараканы с тонущего корабля». Красная молодежь, периодически подходившая к микрофону, тоже не осталась в долгу. Активист АКМ угрожал: «Тронете Ленина — похороним заживо». В конце концов Геннадий Зюганов заговорил об «антинародном режиме». Когда баритон из динамиков предсказуемо запел «Дубинушку», часть коммунистов не выдержала, свернула флаги и скрылась в метро. Митинг продолжался еще полтора часа.

Кто такие скинхеды: неонацисты или подростковая субкультура

Их действия находят осуждение общества во всем мире. Их боятся и презирают, называют «убийцами демократии» и «нацистскими ублюдками». Их судят и сажают за убийства. О них снято множество передач и написано бесчисленное количество книг. Скинхеды – кто они? Попробуем разобраться подробно.

История возникновения скинхедов

Прежде всего, давайте обозначим один момент. Скинхеды – это субкультура. Да-да, такая же субкультура, как и панк-движение, готы, эмо и так далее. Но не стоит путать «скинов» со всеми остальными. Субкультура скинхедов радикально отличается от любой другой культуры, возникшей под влиянием музыки. Началось все, конечно же, в Англии, в старом добром Лондоне. Что и неудивительно – спокойные и надменные англичане славятся умением основывать дикие и буйные молодежные течения. Может быть, им просто надоело быть чопорными и холодными? Кто знает. Но это неважно. Итак, движение скинхедов (skinheads, кожаные головы – англ.) взяло старт с 60-х годов двадцатого века в бедных рабочих кварталах. И произошло оно от очень популярного движения модов (modernist, или, как их еще называли, стиляги), движения teddy boys (а по-русски гопников) и футбольных хулиганов. Носили они тяжелые строительные ботинки, тяжелые куртки докеров — донки, армейские футболки да джинсы на подтяжках. Ничего не напоминает? Совершенно верно, стиль одежды современного скина сформировался на заре движения. Это была типичная одежда лондонского работяги, зарабатывавшего свой хлеб тяжелым физическим трудом. Бритая голова – классический опознавательный знак скина – служила защитой от лишней грязи и пыли, скапливающейся в доках, а также вредных насекомых типа вшей. Вообще головы часто не брили, а лишь подстригали под «ежик». Прозвище «бритоголовый» в те времена было обидным, унизительным, так обзывали работяг.

Читать еще:  О детском театре цитаты. «крылатые фразы» о театре

Первые скины уважали (!) чернокожих и мулатов. Неудивительно – среди рабочих того времени было много иммигрантов. Скины и приезжие с Ямайки имели общие взгляды, слушали одинаковую музыку, в частности рэггей и ска. Очень большое влияние на скин-движение оказало течение футбольных хулиганов. Во многом именно ему скины обязаны курткам-бомберам, которые позволяли легко выскользнуть из рук соперника при уличной потасовке, бритой голове, благодаря которой хулигана невозможно было схватить за волосы. Конечно же, у скин-молодежи была куча неприятностей с полицией. Что характерно, в движении участвовали как парни, так и девушки. Не лишним будет отметить, что, как и все футбольные фанаты, скинхеды любили проводить время в пабе за кружечкой пенного.

Но время идет, люди взрослеют, и первая волна скинов к началу 70-х пошла на убыль. Бритоголовые начали обзаводиться семьями и потихоньку забывать о прежнем буйном образе жизни. Однако ничего не проходит бесследно, и вот Англия уже взрывается волной дикой и агрессивной музыки – панк рока. Этот стиль идеально подошел рабочей молодежи, искавшей для своего движения более жесткую музыку. Появился стрит панк – отличное решение для скинов, которому с легкой руки одного английского газетного писаки было привито название «Oi!». Стиль отличался от панка – это были классические гитарные риффы, наложенные на отчетливо слышимую линию бас-гитары и барабанов. Припевы были похожи на крики фанатов на трибунах (привет хулиганам!). С музыкой пришли и дополнения к одежде – скины второй волны стали чаще носить армейские футболки. Все это было чуждо старым скинам, которые роптали на молодежь 70-х за их музыку и одежду. В то время среди скинхедов первой волны бытовал лозунг «оставайся верным 69-му». Считается, что именно на 1969 год пришелся пик популярности скинхед движения. Итак, английская молодежь все больше начала увлекаться панк музыкой, а рабочий класс получил собственное движение. Так как собственный музыкальный стиль и стиль одежды у скинов уже был, их взгляды обратились к политике. Многие скинхеды стали поддерживать борьбу правых партий, вливаясь в британский неофашизм, а другие отстаивали идеи левых, пропагандируя рабочий класс и идеи коммунизма. В основном, левыми были скины первой волны, которые противились расизму. Существовали и аполитичные группы, предпочитающие свою субкультурную политику.

Толчком к развитию наци-скинхед движения, то есть скинов, как они выглядят сейчас, послужил переход панк группы Skrewdriver от стрит панка непосредственно к скинхед музыке. Это был первый стрит панк коллектив, публично заявивший о своих неонацистских взглядах. Они выступали против коммунизма и симпатизировали «Национальному фронту». К концу 70-х правое движение усилилось, и на улицах Лондона появился скинхед-расист. Это нужно было видеть! Все СМИ били тревогу, английское общество, еще не опомнившись от Второй Мировой, с ужасом смотрело на любого бритоголового, видя в нем фашиста. Заблуждение о «расистской» природе каждого скина усиливали Национальный Фронт и группа Skrewdriver. Политики умело поливали скинов терминами фашизм и расизм. Такие действия возымели результат – к скинхедам начали относиться в высшей степени негативно.

Наконец, к середине 90-х формируется третья волна скинхедов. 17-18 – летние панки сбривают свои ирокезы и вливаются в ряды скинов. Возрождаются старые скин— идеи и в большинстве стран Европы и Запада формируются классические скинхед-группировки. Теперь это в основном смесь классических футбольных хулиганов и хардкор-панк скинов. В России, к сожалению, 99 процентов скинхедов являются сторонниками неонацистских взглядов. У современного русского общества твердо бытует мнение о том, что любой скинхед – это расист.

Стиль одежды скинхедов

Как выделить в толпе представителя той или иной субкультуры? Конечно, по его (ее) одежде. Скинхеды – не исключение. Их атрибутика и одежда отличается от общей моды, и, по большей части, унифицирована. Рассмотрим общий внешний вид современного скина. Ограничимся российскими скинхедами как наиболее знакомым нам течением – вид русского скина почти не отличается от западного, отличие лишь в нацистской символике, применяемой нашими скинами.

Итак, одежда. «Униформа» скинхедов взята у самых истоков движения, а именно у лондонских портовых рабочих. Это тяжелые ботинки, камуфляжные штаны и футболки. Классический вид скина – это черный «бомбер» (широкая тяжелая куртка), синие либо черные джинсы с подвернутыми штанинами, подтяжки и черные «берцы». Естественно, выбритая до блеска голова. Идеал обуви для скина – это так называемые «гриндера» (ботинки Grinders). Однако стоят они недешево, поэтому в основном ограничиваются военной обувью. Шнурки – отдельная тема в экипировке скина. По цвету шнурков можно определить его принадлежность к той или иной группе движения. Например, белые шнурки носят те, кто убил или участвовал в убийстве «нерусского» человека, красные – антифа, коричневые – неонацисты. Можно, конечно, носить шнурки любой расцветки, не относясь к той или иной группе, но в таком случае скинам, чтущим традиции, на глаза лучше не попадаться. Вообще, одежда скинхеда очень практична – она помогает защититься в драке и существенно утяжеляет удары. Этой же цели служат и атрибуты – металлические цепи, карабины и так далее. Некоторые скины любят нашивки в виде немецких крестов, свастик и тому подобное. Правда, используют их очень редко, ведь в таком случае скин становится легкой добычей милиции, обнаруживая свои ультраправые взгляды.

Многие скинхеды любят татуировки. Их обычно наносят на закрытые части тела, которые не видно под курткой на улице, поскольку по ним легко обнаружить сторонника движения. Тематика тату в основном однообразна – это политические ультраправые лозунги, символы свастики, немецкий и кельтский кресты, изображения самих скинов в различных позах, различные надписи типа “Skinhead”, “White Power”, “Working class”, “National Front” и так далее. За такие татуировки скинхеды часто подвергаются преследованию и насилию со стороны правоохранительных органов, так как они прямо кричат о нацистских убеждениях, поэтому некоторые предпочитают наносить менее очевидные изображения вроде языческих богов, оружия, зверей и так далее. Часто накалывают буквенные шифры, например, «88», «14/88», «18». Здесь цифра обозначает порядковый номер буквы в латинском алфавите, то есть 88 — Heil Hitler, 18 — Adolf Hitler. 14 – это не буквенный шифр, это 14 слов девиза Белой Борьбы, сформулированного одним из идеологов движения скинхедов Дэвидом Лейном, пожизненно сидящим в закрытой американской тюрьме: “we must secure the existence of our people and a future for white children” (“мы должны защищать настоящее наших людей и будущее наших белых детей”). Часто встречаются сдвоенные руны в молнии «зиг» (SS), руна «отал» и другие рунические комбинации.

Читать еще:  Биография гюго виктора. Виктор Гюго (1802–1885)

Таков стиль современного скинхеда. Конечно, не стоит считать, что он типичен для всех – многие скины сегодня одеваются как и большинство обыкновенных людей, поскольку так их труднее вычислить. Подлинная скиновская одежда – дань традициям движения.

Идеология скинхедов

Вот и добрались до главного. Идеология движения скинхедов. Поскольку пропаганда наци-скинхедов и идеологии расового превосходства сделали свое дело, в интернете сегодня сложно найти идеологию истинных, «классических» скинов. Попытаемся исправить этот недостаток и открыть читателю глаза на истинное положение вещей. Для удобства разделим скин движение на три основных течения – классические скинхеды, наци скинхеды и красные скинхеды.

Поехали. Классические скинхеды. Стояли у истоков всего движения, поэтому являются заслуженными ветеранами. Их идеология – противопоставление простого рабочего класса буржуазии, противостояние молодежи родителям. Это отпор власти над бедными и родительским запретам. Это гордость за простых работяг и ненависть к богачам. Классические скины аполитичны. Они пьют пиво и любят футбол – дань футбольным хулиганам, которые оказали серьезное влияние на течение. Ни один классический скинхед не обойдется без хорошей драки – опять же заметно влияние хулиганов. Собственно, больше про это течение сказать ничего особенного нельзя. Любят музыку ска, рэггей, Oi! и так далее.

Наци-скины. А вот здесь есть на чём остановиться: скинхеды-расисты – бич современного общества. Они постоянно устраивают драки, избиения иностранных граждан, акции протеста. Их арестовывают, осуждают, сажают, но они остаются верными своим идеалам. Идея проста – превосходство белой расы и очистка страны от чужеродных элементов. Пользуясь народной неприязнью к иностранцам, скинхеды часто вербуют в свои ряды внушительное количество молодых людей. В России наци-скинхед движение популярно до безобразия. В последнее время дело дошло до того, что иностранцы просто боятся находиться в стране и предпочитают жить там, где проблема нацизма не так обострена. С одной стороны, идеология нацистов кажется жестокой и антигуманной. Действия скинов находят огромный резонанс в современном обществе – их ненавидят, презирают, пытаются отловить и наказать. Убийства людей, конечно, не самый хороший поступок. С другой стороны, нельзя не заметить, что поступки скинхедов возымели действие – иностранцы чувствуют себя в стране не так свободно, как раньше. Объективно можно сказать, что скинхеды – это способ защиты общества от излишне обнаглевших иммигрантов. Правда, жаль, что убийства чернокожих и других граждан зачастую неоправданны и не несут характер возмездия, который можно было бы объяснить. Акции русских скинов – это обычно нападение на ни в чем неповинных чернокожих студентов, предпринимателей и так далее.

Наци-скины делятся на две группы – это рядовые скины и идейные руководители. Первые, соответственно, участвуют в потасовках и акциях, играют исполнительную роль. Вторые же занимаются политической стороной вопроса, продвигают идеи нацизма в общество, планируют акции и так далее. Их сфера – борьба за власть в стране. Теоретически победа таких руководителей на политической арене должна означать мирное, политическое урегулирование вопроса возрастающего числа иммигрантов. Согласитесь, патриотизм не чужд ни одному из нас, и не хочется в один прекрасный день проснуться уже не в своей стране. Многие скинхеды следуют течению стрейт-эдж (straight edge с английского — «чёткая грань», сокращённо sXe), то есть ведут здоровый образ жизни. Такое поведение, несомненно, облагораживает скина, так обильно политого грязью современными СМИ и политиками. Впрочем, как относиться к националистам — вопрос спорный, в их движении присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны. Решение должен принять каждый сам для себя.

И, наконец, антифа. Красные скины, рэдскинс, как их еще называют. На каждое действие найдется свое противодействие, как говаривал дядюшка Ньютон. Сторонники красного движения выступают против расовых предрассудков и продвигают левосторонние взгляды – коммунизм, классовую борьбу, «фабрики — рабочим» и так далее. Существует два движения антифа: S.H.A.R.P. (SkinHeads Against Racial Prejudice) и R.A.S.H. (Red and Anarchist SkinHeads). Помимо «левых» взглядов, антифа обладают еще одной особенностью. Они ненавидят скинов и проводят акции, направленные на их подавление. Драки между скинхедами и антифа – не редкость сегодня. И опять же, спорный вопрос, как относиться к антифашистам современному человеку. С одной стороны, противодействие расовым убийствам – это, конечно, хорошо. С другой – борьба методами противника бессмысленна. Можно сказать, что антифа создают столько же проблем, сколько создают скинхеды. Более того, борьба рэдскинов подобна открытию «второго фронта» во время Второй Мировой – поздно и малорезультативно. Скинхеды успевают отбивать атаки антифа и планировать собственные расистские акции. Борьба с незаконной деятельностью должна проводиться органами правопорядка, а не группой молодежи, настроенной столь же агрессивно, как и нацисты.

Таковы направления скин движения. Нюансов в них огромное количество, и спорить по каждому вопросу можно бесконечно много.

Заключение

Свастика на рукаве, бритый череп, внушительные «берцы», черный бомбер и угрожающий взгляд. Скинхед? Как теперь понимаем, стереотип. Скинхед-движение изначально пропагандировало прямо противоположные современным наци понятия. Тем не менее, наци-скинхеды состоялись как независимое движение и обзавелись собственной музыкой и взглядами, положенными каждой субкультуре. Вопрос отношения к ним, безусловно, спорный. Но действия их, вне всякого сомнения, противозаконны и неэтичны. Возможно, методику борьбы против чужеродных элементов скины в ближайшее время поменяют. Что же касается России, современное общество в большинстве своем выражает негатив в отношении русских скинхедов. Что не мешает им практически безнаказанно проводить свои акции по уничтожению и унижению «небелых» рас.

И вот теперь, когда вы прочитали эту статью, я попрошу вас ответить на один вопрос. Итак, как вы теперь думаете, так кто же такие скинхеды: неонацисты, или обыкновенная подростковая субкультура?

«Легко ли быть молодым?»: двуличный фильм смутных времен

Четверть века назад погиб Юрис Подниекс. Режиссеру был 41 год. Подростки из его самого известного фильма теперь старше него

Кто учился в те годы, помнит, что в школах проводили классные часы, на которых учеников заставляли выражать собственную позицию по фильму, а по результатам обсуждения — писать сочинение. Что означало добровольно-принудительный культпоход в кинотеатр всем классом. Вот отсюда и очереди, и касса, и полемика в прессе.

Читать еще:  Русские всегда возвращаются.

Принудительные сеансы, конечно, еще не означают, что фильм плох. И что он не мог бы вызвать резонанса собственными силами. И все же подобные факты действуют отрезвляюще.

Тем более что в Латвии он в те годы воспринимался чуть иначе. Между строк в его названии прочитывался совсем другой вопрос: легко ли быть в СССР? К более широкому пониманию подталкивал подзаголовок фильма — «О тех, кто ищет свое место в жизни». О молодых в подзаголовке ни слова. Ищут места те, кто не доволен уже занимаемым местом. А ими могут быть не только молодые. Рок-музыканты, диссиденты, националисты, сектанты, непризнанные художники и режиссеры, кто еще?

В первые же минуты фильма мы получаем подсказку: интервью с латышскими фанатами тяжелого рока еще звучит фоном, а в кадре уже появляется «Литературная газета» с заявлением Михаила Горбачева на первой полосе. Это к чему? Латыши-металлисты выписывают «Литературную газету»? Сомнительно. Во всяком случае, ни один из них в интервью об этом не заикнулся.

Это типичный режиссерский произвол. Манипуляция, намек — место в жизни ищет вся страна, в положении подростков оказались все. А подросткам свойственно сбиваться в группы и коллективно выплескивать эмоции, чтоб не нести потом за них ответственность.

Подростковый выброс эмоций, бунт без причины Подниекс отказывался воспринимать как бессмысленный. В интервью он формулировал вопросы так, чтобы пристегнуть к обычным фанатским крикам хоть какую-то идеологическую базу — идейное наследие красных стрелков, протест против двойных стандартов или отсутствия социальных лифтов.

Он прямым текстом навязывает ребятам повестку: на концерте вы своими нечленораздельными криками хотели о чем-то заявить — теперь у вас есть возможность спокойно сформулировать свои претензии на камеру. Но нет! Из тех семерых, что оказались на скамье подсудимых за разгром электрички, никто заявлений не сделал. Видимо, понимали, что идти по статье за хулиганство лучше, чем по политической. Но понимал ли Подниекс, когда лез к подросткам с подобными вопросами, что может подвести их под политическую статью?

Ничего не добившись от обвиняемых, Подниекс зацепился за любопытный факт: подростки говорили, что просто хотят развлекаться, что никаких идеалов у них нет, но при этом молчат как партизаны, не выдавая никого из сообщников (а электричку громили, по самым скромным подсчетам, полторы сотни человек, многих из которых обвиняемые хорошо знали лично).

Отсюда напрашиваются два вывода. Первый: подростки далеко не так беспринципны, как заявляют, раз не хотят быть предателями. И второй: раз многие виновные остались на свободе, можно просто пройтись по молодежным тусовкам и задать те же вопросы тем, кому суд не грозит. Съемочная группа как бы продолжает расследовать один конкретный случай, но постепенно углубляет тему и расширяет охват.

Вроде бы логично. Но вот что странно.

Оттолкнувшись от акта вандализма, как от трамплина, и отправившись в свободный эссеистический полет в популярном в рижской поэтической документалистике жанре «взгляд и нечто», Подниекс сам же себе зажал рот и подрезал крылья.

Для начала он почему-то решил опрашивать только латышскую молодежь. Словно ко всем остальным национальностям, проживающим в советской Латвии, вопросов нет — им абсолютно точно живется легче, чем латышам, так что и спрашивать не о чем (в кадр случайно попал только один русский хиппи, который успел пожаловаться, что его замели в милицию за косичку).

Эта странная установка в корне перекосила всю оптику. Ведь как должен был бы размышлять профессиональный документалист? В Латвии в то время проходило множество рок-концертов. Действовал рижский рок-клуб с такими русскоязычными группами, как «Пилигрим», «Цемент», «Спецбригада», «Карт-бланш», «Зга», и другими. И никто после этих концертов электрички не разбивал. Разве не логично было бы поинтересоваться — почему?

Сравнить публику разных рок-концертов и попытаться выявить отличия. Заодно можно было бы поинтересоваться мнением самих рок-групп. Во всяком случае, именно так поступил Майкл Мур в «Боулинге для Колумбайн». Он опросил родителей — кто, по их мнению, несет ответственность за стрельбу, учиненную подростками в школе? Получив ответ — Мэрилин Мэнсон, он обратился напрямую к певцу. Да и после убийства на концерте «Роллинг Стоунз» в 1969 году журналисты набросились на Мика Джаггера с вопросами о его личной ответственности. Почему же Подниекс не задал ни одного вопроса рок-группе? Напрашивается ответ — в то время рок воспринимался как глашатай перестройки, и потому задавать неудобные вопросы новым героям не хотелось.

Зато в продолжении 2006 года звучит много любопытного из уст детей тех, кого опрашивали в 1986-м. Так, сын Игорса, который в 1986-м снимал любительский авангардный фильм, говорит о том, что поколение его отцов боролось с режимом. Очень странный вывод, потому что в фильме Подниекса никто о борьбе с режимом или независимости даже не заикается. А странные символы своего подпольного фильма Игорс сам добродушно расшифровывает: коридор — жизнь, монах в черном — смерть, море — надежда. Как из этого набора штампов сынуля вывел противостояние папы режиму, остается загадкой, которую авторы фильма-продолжения даже не пытаются разгадать.

Отгадка же очевидна: «Легко ли быть молодым?» — типичный двуличный фильм смутных времен. Отсоединится Латвия, его можно будет выдать за призыв к независимости. Не отсоединится — объявим первой ласточкой перестройки. А если задавят перестройку, то скажем, что хотели противопоставить беспринципной молодежи тех, кто прошел школу мужества, выполняя интернациональный долг в Афгане.

Подниекс с самого начала планировал вернуться к героям фильма через 10 лет. К сожалению, его жизнь оборвалась. По иронии судьбы, девочка, которую в 1986 году заставляли писать сочинение по фильму, вышла замуж за того самого Юриса Гулбиса, которого описала как плохо воспитанного и беспринципного циника (и получила от учительницы высший балл). Теперь он возглавляет Lattelecom.

По еще большей иронии Латвия за 25 лет независимости сама оказалась в положении раздолбанной электрички, что не преминула отметить в титрах Антра Цилинска. Чего она не отметила, так это того, что за разгром никто не ответил. Очередного продолжения фильма Подниекса «30 лет спустя» в 2016 году так и не последовало. Он не нужен ни Латвии, ни России. Европе же больше приглянулся другой проект Подниекса — сделанная совместно с Герцем Франком короткометражка «На 10 минут старше», по мотивам которой отсняли ролики ведущие режиссеры мира.

Источники:

http://m.gazeta.ru/2006/05/01/oa_198020.shtml
http://baltmore.ru/column/opinion/63-kto-takie-skinhedy-neonacisty-ili-podrostkovaya-subkultura.html
http://lv.sputniknews.ru/columnists/20170623/5132935/juris-podnieks-legko-li-byt-molodym-dvulichnyj-film-smutnyh-vremen.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий