Автор: Партыка Оксана Николаевна
Организация: ГОУ ЛНР «Зоринская школа №10»
Населенный пункт: Луганская область, Перевальский район , город Зоринск
Цель: познакомить обучающихся с понятием малого жанра фольклора сказкой; развивать умение определять вид сказки, ее структуру; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: иллюстрации к сказкам, выставка литературы
Ход урока
І . Организационный момент
Слово учителя
Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение сопровождает вас весь урок.
ІІ Мотивация учебной деятельности
- Беседа с обучающимися:
Какие цели мы ставим перед собой в начале урока? Достигли ли мы этого мы узнаем в конце урока.
Что такое сказка? Какие сказки вы читали? Какая из них ваша любимая?
- Игра «Отгадай сказку»
- Какое из земноводных животных в сказке имеет титул царевны? («Царевна Лягушка»)
- Какой предмет из домашней выпечки смог обмануть людей и животных? («Колобок»)
- В какой сказке грызун стал причиной потери богатства? («Курочка Ряба»)
- В какой сказке обувь принесла девушке счастье? («Золушка»)
ІІІ Восприятие учащимися нового материала
- Слово учителя
Сказка — один из основных жанров устного народного творчества, повествовательное произведение про фантастические события. Все сказки объединят одно – вымысел.
- Работа в группах со статьей учебника «Литература 5 класс под редакцией Коровиной В.Я.»
1 группа
Фантастические сказки
Герои фантастических сказок имеют надприродную силу, ум, смекалку, у них есть волшебные предметы( меч-кладенец, сапоги-скороходы, волшебные яблоки, живая и мертвая вода). Это Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.
2 группа
Сказки про животных
Это вид сказок, которые пришли к нам первыми, потому что наши предки верили в силу духов. Главными героями сказок выступают животные: лисичка-сестричка, котик-братик.
3 группа
Бытовые
Бытовые сказки показывают нам жизнь обыкновенных людей, высмеивают их жадность, глупость, лень, зависть.
3.Слово учителя
А теперь, ребята, давайте все вместе заполним таблицу, которая лежит у вас на партах.
Сказки как вид народной прозы. Персонажи волшебных сказок (главный герой, его противники и помощники).
1. В устной прозе выделяют два больших раздела: сказки и несказочная проза. В основе их разграничения лежит разное отношение самого народа к сказкам как выдумке и «событиям» как правде. С точки зрения народа, сказки не имеют иной цели, как действовать на фантазию.
Сказка — явление видовое, объединяющее несколько жанров. Русские сказки обычно делят на следующие жанры:
сказки о животных;
волшебные сказки ;
бытовые (анекдотические и новеллистические).
В историческом отношении сказки — явление довольно позднее. Предпосылкой их создания у каждого народа было:
ü разложение первобытно-общинного строя
ü упадок мифологического мировоззрения.
В это время в сознании людей происходил «художественный взрыв»: религиозно-магическое содержание обрядов и мифов эволюционировало в поэтическую форму сказок. Народы, не преодолевшие первобытности, сказок не знают. Вместе с тем с точки зрения современного человека появление сказок представляло собой архаичный тип авторства: их исполнители были убеждены в неприкосновенности содержания.
Происхождение сказочных жанров имеет разную историческую глубину. Наиболее древними являются сказки о животных, позже возникли сказки волшебные и анекдотические, еще позже — новеллистические. Видовое единство всех жанров проявилось в сходстве изображения, в одних и тех же поэтических законах, которые действовали в любой сказке.
Основной художественный признак сказок — их сюжет. Сюжет возникал и развивался благодаря конфликту, а конфликт порождался жизнью, той реальностью, которая не вполне соответствовала народному идеалу. В основе сказки всегда лежит антитеза между мечтой и действительностью. Сказочный сюжет предлагает полное, хотя и утопическое ее разрешение. В мире сказки торжествует мечта.
Принцип антитезы нашел в сказках универсальное применение. Их персонажи контрастно распределяются по полюсам добра и зла, эстетическим выражением которых является прекрасное и безобразное.
В устном бытовании сказки были подвержены сокращениям и разрастаниям, процессам ассимиляции с другими произведениями и жанрами, наконец, их могли бы просто забыть. Поэтому сказки должны были обладать не только стройным сюжетом, но и предельно ясной композицией. Жизненности сказок способствовала их величайшая художественная простота.
Читать еще: Семья гоголя биография. Необычное в жизни Н
Сказочные сюжеты имеют обычное эпическое развитие:
Но это их родовой, а не видовой признак. Сюжетостроение сказок обладает своими, специфическими особенностями.
Каждый сказочный жанр имеет свои характерные мотивы. Встреча определяет строение многих сказок о животных, шутовской обман типичен для анекдотических сказок, поиски чудесной невесты — для волшебных.
Чем сложнее сюжет, тем большее число мотивов он включает в себя. Мотивы располагаются в определенном порядке, они подчинены общей идее сюжета. Сказка обычно имеет главный, центральный мотив, который наиболее ярко характеризует данный сюжет и потому наиболее обстоятельно развертывается.
У сказки всегда особое отношение к действительности: сказочное пространствои сказочное время не вписаны в реальную географию и историю, повествование оказывается как бы вне действительности, что позволяет максимально проявиться поэтическому вымыслу. Вместе с тем сказки сохраняют жизненное правдоподобие, несут в себе «стихийный реализм», наполнены правдивыми бытовыми деталями. Правда и вымысел, два противоположных начала, диалектически соединены в сказках в одно целое.
2. Героев сказок, как и других фольклорных жанров, отличает широкое обобщение: это не характеры, а типы, носители какого-то главного качества, определяющего образ. Они внутренне статичны, что может подчеркиваться повторяющимся прозвищем, портретом, изображением жилища и проч. Однако внутренняя неизменяемость образов сочетается с глубоко им присущим внешним динамизмом. Сказочные персонажи раскрываются прежде всего в действии, и это — главный прием их изображения. Они целиком и полностью зависят от своей сюжетной роли. Одновременно действия сказочных героев создают содержание и композицию сказки. Слитые в одной художественной идее, они образуют единое повествование — сюжет. Сказки максимально используют время как художественный фактор, глубоко выражая этим сущность эпического поэтического рода, к которому они относятся.
Для сказок характерна устойчивая повторяемость однотипных персонажей в разных произведениях, но только в пределах своего жанра. Благодаря этому сказочные сюжеты могут соединяться в одном повествовании. Такое явление называется контаминацией (от лат. contaminatio — «смешение, соединение»).
Персонажи волшебных сказок.
В перед слушателем возникает особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.
Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича.
Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.
Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда : Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.
Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).
Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного.
Читать еще: Поэзия о родине. Красивые стихи о россии,о родине
Дата добавления: 2018-05-31 ; просмотров: 616 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Тема урока: Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.
150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ
Тема урока: Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок .
Место и роль урока в изучаемой теме: урок «открытия» нового знания
Цель урока: ознакомление учащихся со сказкой как видом народной прозы.
образовательная: научиться различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать при сказывании характерные речевые обороты
развивающие: формирование общеучебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки
воспитательные: содействовать формированию осознанного интереса к изучению литературы;
деятельностная: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия
Характеристика этапов урока
Методы и приёмы работы
Включение учащихся в учебную деятельность
-Обозначение темы урока;
Материал для наблюдения:
-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами представлены разные жанры фольклора, о которых мы уже говорили на прошлом уроке. Вспомним, что каждый жанр имеет свои особенности.
Задание: определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведенные тексты.
— Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать.
-Уж дождь дождем, поливай ковшом.
— Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко.
-Пришел Прокоп, кипит укроп,
Ушел Прокоп, кипит укроп,
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
Задание: вспомните, что мы знаем о таком жанре фольклора как сказка?
-Попытайтесь дать определение: «сказка-это…»
Слово учителя; прослушивание аудиозаписи
Технология проблемного обучения
Познавательные: определять и формулировать проблему, делать выводы, обобщения;
Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Приветствие учащихся, проверка их готовности уроку, создание благоприятного настроя на работу
Направляет, помогает путем вопросов определить особенности жанра.
Подготовка к уроку, приветствие
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Актуализация знания о жанрах литературы, зафиксировать затруднение в пробном действии
— Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока.
Технология критического мышления
Постановка проблемного вопроса
Технология проблемного обучения
делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль, преобразовывать информацию
высказывать предположения на основе наблюдений
Организация фронтальной работы
Учащиеся выстраивают предположения о цели урока
Учащиеся формулируют цель урока
Выявление места и причины затруднения
Зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений.
Задание в тетради : разделить тетрадный лист на 3 столбика, в каждом записать виды сказок (совместно с учителем): бытовые, сказки о животных, волшебные сказки.
К каждой группе сказок приведите по 2-3 примера.
Прием «Знаю – хочу узнать – научусь»
Технология проблемного обучения
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений)
Объяснение (напоминание) — как работать с листом сопровождения
Учащиеся думают над словами учителя, формулируют, о чём пойдёт речь на уроке.
Построение проекта выхода из затруднения
Постановка целей учебной деятельности
— Сформулируйте основные моменты, которые присутствуют:
1) в сказках о животных
2)в бытовых сказках
3)в волшебных сказках
-выделите особенности сказок (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка)
Создание проблемной ситуации
Технология проблемного обучения
Регулятивные: составление плана и последовательности действий; коррекция (внесение необходимых дополнений), оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели
Направляет работу по формулированию способов устранения затруднения.
Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий.
Реализация построения проекта
учащимися нового способа
действий и формирование
умений его применять как
при решении задачи,
вызвавшей затруднение, так
и при решении задач такого
класса или типа вообще.
Задание в группах:
Сформулируйте и запишите в тетрадях сходство и отличия 3 представленных видов сказок:
-Проанализируйте, каким алгоритмом мы будем пользоваться при выполнении этого задания?
-На что обратим внимание?
Поиск нужного алгоритма.
Технология проблемного обучения
Технология критического мышления
(дискуссия в группе)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений), оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению)
Читать еще: Рафаэль стиль живописи. Рафаэль
Познавательные: поиск и выделение информации
Ответы на возникающие вопросы, помощь в оформлении . записей
Предлагают алгоритм, выполнение задания в группах
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
нового способа действия
при решении типовых
Игра с сигнальными карточками: учитель показывает иллюстрацию к разным русским народным сказкам, учащиеся должны поднять карточку, когда они готовы назвать сказку; на втором этапе учащиеся должны назвать вид сказки;
Игра с участием учеников
Построение логического рассуждения, анализ работы;
Направляет работу учащихся.
Путем логических рассуждений выполняют задание.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Провести самостоятельную работу в группах, вспомнить биографию И.А.Крылова, подготовить выразительное чтение басни, определить мораль басни
1 группа : чтение статьи учебника, пересказ статьи
2 группа: чтение статьи учебника, оценивание работы группы №1
3 группа: рочитать текст «Русские народные сказки».
4 группа: прочитать текст «Русские народные сказки».
оценивание работы группы №3
Работа в группах:
приём логического запоминания (самопроверка по вопросам), пересказ друг другу, прием тезирования, прием составления схемы для лучшего запоминания
Технология дифференцированного обучения
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений); способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств
Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки
Направление и корректировка деятельности групп (по необходимости)
Формулирует задание. Корректирует работу. Контролирует проверку и оценку учащимися результатов.
Учащиеся работают по группам
Удержать умственную работоспособность детей на уроках;
обеспечить кратковременный активный отдых для учеников в течение урока
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть!
Включение в систему знаний и повторение
изученного и подготовка к
разделов курса, включение
нового способа действий в
-Посмотрите на доску.
Какие жанры фольклора вам известны?
-В чем особенности каждого жанра?
-В чем особенности сказки как вида народной прозы?
-Какие виды сказок вы узнали?
-Приведите примеры каждого вида сказок.
Составить синквейн со словом СКАЗКА.
Технология критического мышления
Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения.
Постановка вопросов, организация фронтальной и индивидуальной работы
Повторяют учебный материал для закрепления.
Рефлексия учебной деятельности
Зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность
— Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?
— Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.
-Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.
Технология критического мышления
Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению)
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.
Организует самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Объясняет домашнее задание: прочитать сказку «Царевна-лягушка», стр.25 учебника, вопрос № 1.
Озвучивает оценки учащихся.
Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности. Записывают домашнее задание.
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС
Урок составлен с учётом ФГОС второго поколения.
Ресурсы, оборудование и материалы
проектор, экран, ПК, ноутбук, доска, раздаточный материал (сигнальные карточки)
Список учебной и дополнительной литературы
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Под ред. Коровиной
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
1. Технология проблемного обучения;
2. Технология критического мышления (постановка проблемной задачи, исследовательская деятельность, приемы «синквейн», «кластер»);
3. Здоровьесберегающая технология;
4. Игровая технология;
5. Групповая технология;
6. Технология диалогового обучения.
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений
Дополнительная необходимая информация
Источники:
http://www.1urok.ru/categories/14/articles/9028
http://studopedia.net/6_17373_skazki-kak-vid-narodnoy-prozi-personazhi-volshebnih-skazok-glavniy-geroy-ego-protivniki-i-pomoshchniki.html
http://znanio.ru/media/tema-uroka-russkie-narodnye-skazki-skazki-kak-vid-narodnoj-prozy-vidy-skazok-2492123