Сеть учреждений культуры в рф. Клуб или Дом культуры

Сеть УК – строительство и размещение УК на определенной территории по различным признакам: а) территориальный признак; в) принадлежность:

Государственная сеть УК

Сеть профсоюзных УК

Сеть ведомственных УК

Сеть УК общественных организаций, обществ

Тип УК – общее понятие УК какого-либо направления деятельности. Обладают общими признаками.

Классификация Г.М. Кузицына:

Клубного типа: сельские дома, клубы; городские, краевые/ областные ДК; клубы заводов, фабрик.

Библиотеки: Универсальные, научные, детские, искусства, вузов, районные, городские, краевые.

Музеи: исторические, краеведческие, материальные, естественнонаучные, отраслевые, искусствоведческие, народные (ремесел, быта, промыслов).

Для детей и подростков: Дворцы пионеров и школьников, детские парки, театры, станции юных натуралистов, центр творчества юных.

Физкультуры и спорта: дворцы спорта, бассейны, манежи.

Концертно-творческие: филармонии, концертные залы, оркестры.

Театрально-зрелищные: Театры: драматические, оперы и балета, ТЮЗ, кукол; эстрадные.

СМИ: радио, телевидение, печать.

Парки культуры и отдыха.

Классификация Ю. Стрельцова:

1) ведущие учреждения и организации отрасли; клубные и библиотечные учреждения социально-культурные и развлекательно-игровые комплексы и центры досуга; парки и парковые учреждения и системы; историко-культурные учреждения и комплексы музейного типа; учреждения искусств и народного творчества, центры народных промыслов и ремесел; санаторно-оздоровительные и курортные учреждения; выставочные залы и комплексы; театрально-зрелищные предприятия и киноконцертные учреждения; учреждения туризма и спорта. Эту инфраструктуру дополняют традиционные и альтернативные учреждения дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования.

2) вспомогательные учреждения и организации отрасли;

3) учреждения-субъекты массового культурно-сервисного обслуживания; сеть государственных и негосударственных (частных, акционерных, общественных) учреждений и организаций, предметом деятельности которых является массовое культурно-сервисное обслуживание населения.

Учреждения, предприятия и организации, предоставляющие комплекс специализированных социально-культурных услуг населению: гостиницы, пансионаты, кемпинги; туристские, экскурсионные и транспортные компании и агентства, предприятия по оказанию пиаровских, рекламно-информационных, издательско-полиграфических услуг, аренде аудио-, видео-, кино- и радиооборудования; рестораны, кафе, столовые и другие предприятия общественного питания; парикмахерские, массажные, видеосалоны и видеотеки, ателье проката культ- и спортинвентаря; компьютерные центры и интернет-салоны; салоны аудиозаписи, кино- и фотоателье, кино- и фотолаборатории; пляжи и лодочные станции; игротеки и игорные учреждения- казино, залы и павильоны игровых автоматов и др.;

Предприятия, мастерские и магазины-салоны по производству и продаже изделий и оказанию услуг в различных видах профессионального и самодеятельного художественного, технического и прикладного творчества, фольклора, народных промыслов и ремесел, любительской деятельности;

Предприятия и организации, занимающиеся материальным производством и ремонтом оборудования, средств и предметов культуры, искусства, досуга, спорта, туризма, сервисного обслуживания.

Пермский край (за цифры не ручаюсь):

ПК обладает весьма значительным культурным наследием. 19 городов и поселков края отнесены Прав-вом РФ к категории истор населенных пунктов. По кол-ву насел пунктов, имеющих такой статус, ПК занимает 3 место среди субъектов РФ (после Московской и Ленинградской областей).

Сегодня Пермский край располагает обширной культурной инфраструктурой – 10 театров, 60 музеев, 844 библиотеки, 905 клубных учреждений 1 выставочный зал, 1 цирк, 6 парков и зоопарков, 7 концертных организаций, 45 киноорганизаций, 87 школ дополнительного образования,7 средних специальных учебных заведений и 2 высших учебных заведения.

1 тип Клубные учреждения. (Сельский, городской, ведомственный, по месту жительства (клуб юного техника) и т.д., дом культуры, дворец культуры) Сеть КДУ сокращается, особенно на седе, сокращение метод служб, закрыты передвижные клубы, МТБ – плхая, ремонт нужен, снижается количество мероприятий, Осн деят-ть: нар-худ тв-во, самодеят-ть, кружковая раббота, кадровый состав – нет молодых, нет обновления, проблемы повышения квалификации, переподготовки кадров.

2 тип Театрально – зрелищные учреждения (театр всех видов (театр кукол, драматический, эстрады и т.д.), Кинотеатры, Цирковое искусство, Концертные залы, площадки, организации) – ПК – театральный регион. 10 гусуд-х и муниц-х театров. Разный репертуар. Пробл: фин-е, репертуарная политика. Существуют бюджетные театры – госуд-е, автономные. Коммерческие – антреприз. По видам и жанрам: музыкальные – оперные, балет, театр музык комедии и оперетты. Драматические – отдельные по жанрам: сатира, комедия, драма и комедия, документальный (вербатиум) / для взрослых и детей. Театр кукол (марионеточный, перчаточный, тростевые (ширмовые), ростовые. В ПК действуют: Государственные УК: Пермский академический Ордена Трудового Красного Знамени театр оперы и балета им. П.И.Чайковского, Пермский академический Ордена Трудового Красного Знамени драматический театр, Пермский областной театр юного зрителя, Пермский областной театр кукол. Пермский областной театр «Балет Евгения Панфилова», Коми-Пермяцкий окружной драматический театр. Пермская областная филармония, Государственный Уральский камерный хор, Пермский областной русский народный оркестр. Муниципальные учреждения: Пермский театр «У Моста», Березниковский драматический театр, Чайковский театр драмы и комедии, Лысьвенский театр драмы им. А. Савина, Пермский ансамбль народной музыки и танца «Ярмарка», Коми-Пермяцкий ансамбль «Шондiбан», Пермский академический хор «Млада». Все театры имеют собственные стационары с залами достаточной вместимости.

3 тип Музеи (отраслевые, мемориальные (музеи-квартиры, музеи-дома), краеведческие, музеи-заповедники, музеи-усадьбы (ясная поляна), галереи) – 3 гос музея с 9 филиалами, 26 муниц музеев с 9 филиалами. Пермь – 5музеев, в Соликамске, Чердынском районе, Нытвенском и т.д.). Музеи занимаются научно –метод раб, работают о культурному обслуживанию, участвуют в грантовой деят-ти, создание единого музейного пространства. Проблемы: фин-е, безопасность экспонатов, поиск новых форм работы, создание единой инф-ий сети.

Читать еще:  Пир во время чумы история. Пир во время чумы

4 тип Библиотечные учреждения. (Территориальное деление (районная, городская, российская и т.д.), отраслевое деление (иностранной литры, педагогической литры, медицинской литры), учебное деление (школьная, училищ, ВУЗов), демографическое деление (детская, юношеская, для пенсионеров и т.д.)) 852 библ в ПК. Уменьшается книжный фонд, подписка на журналы дорогая. Ведется работа с читателем, с книгой, формирование фонда, создание единой библ комплексной сети, работа с инвалидами. Научно-просвет комплекс, стремление к полифункциональности. Пробл: фин-е, кадры, МТБ, уменьшается книжный фонд, мало подписчиков, т.к. дорого, поиск новых форм. За последние 3 года из сети выведено 150 малоэффективных библиотек, располагавшихся в малонаселенных пунктах с количеством жителей до 100 человек, Библиотечная услуга в данных населенных пунктах была заменена нестационарными формами обслуживания. Ежегодно сокращается сеть сельских биб-к, нередко закрытие их связано с разрушением помещения, экономией средств. Отсутствие ср-в отрицательно сказывается на научно – исслед-кой, метод направлениях деят-ти, с-ме повышения квалификации кадров. Решение проблем общедоступных биб-к необходимо не только для защиты гуманитарных прав граждан, но и для информ обеспечения общественного развития и невозможно без поддержки властей всех уровней.

5 тип Парки культуры и отдыха (городские ПКиО- центральные ПКиО, сады- скверы)

Появляются новые типы учреждений культуры.

6. тип Концертная деятельность -3 гл орг-ии:– ПК Филармония, Перм рус нар оркестр, уральск камерный хор. Направления развития: усоверш репертуар, поддержка планов развития и инновац проектов.

Культурные центры России. Учреждения культуры

Современные культурные центры мало похожи на учреждения клубного плана времён СССР, когда только в художественной самодеятельности участвовало более тринадцати миллионов человек. К тому же дома и дворцы культуры существовали за счёт государства, посещение любых студий и кружков, любого вида художественной самодеятельности было бесплатным, в отличие от того, что происходит теперь. Ни просветительские, ни досуговые задачи перед учреждениями клубного плана РФ чаще всего не стоят.

Терминология

Что такое в понимании современного человека означает культурный центр? Чаще всего этот термин используется, когда хотят обозначить организацию или определённые здания, где сосредоточены, преумножены и продвигаются в жизнь разнообразные ценности окружающего общества, чаще всего из области искусства или культуры. Это может быть общественное художественное объединение или частная инициатива, но чаще всего культурные центры находятся в ведении государства.

Употребление термина

Употребляется этот термин на практике, когда нужно обозначить, к какой именно категории относится объект. Это говорится либо о крупном многофункциональном комплексе, который может охватить одновременно несколько сфер культуры или видов искусства, то есть назвать учреждения и объекты с узкой специализацией этим термином нельзя. Когда традиционная культурная функция учреждения одна – это не центр. Например: библиотека, музей, театр, концертный зал и так далее.

Во втором случае говорят об учреждении культурного плана, которое имеет конфессиональную, национальную, социальную ориентацию. Например, Русский культурный центр в государстве Монако, который основан не так давно, посредством библиотеки, детской школы, языковых курсов и Русского клуба не только поддерживает родную культурную среду среди русскоговорящих людей близлежащих территорий, но и знакомит коренных жителей Монако с многообразием российских реалий.

Разнообразие форм

Пролучается, что границы, в которых используется этот термин, достаточно размыты. С одной стороны, он близок к традиционной форме института, который представляют Народный клуб, Дворец или Дом культуры. А с другой стороны, это такие разновидности общественных организаций, как национальные объединения или арт-центры.

Это могут быть и выставочные галереи, библиотеки и концертные залы, если там проводится и всяческая просветительская, и образовательная работа, то есть если эти организации широкого профиля, где сотрудничают культура и наука.

Характерные черты

Тем не менее одна важная черта учреждения культуры должна присутствовать в обязательном порядке, независимо от его типа – это некоммерческая основа деятельности. А также пропаганда культуры многостороннего и комплексного характера. Если говорят о городе, например, что Санкт-Петербург – важный промышленный, транспортный и культурный центр, то это не обозначает отдельного учреждения.

Также можно сказать об отличительной черте определённого района, то есть этот же термин, только в «градостроительном» употреблении. Например, есть в городе место, где сосредоточились все театры, концертные залы, библиотеки, стадионы и даже зоопарк. Может быть, так сложилось исторически, но вполне вероятно, что это замысел «отцов города».

Надо признать, многие современные города строятся по этому принципу: инфраструктура – детские сады, школы, больницы, скверы и парки в отдалённых микрорайонах присутствуют, а здания культурного предназначения вынесены за их пределы. Вот эту зону, где они сосредоточены, вполне можно назвать культурным центром города. И это будет уже следующее значение.

Общественный совет

В 2008 году при Министерстве культуры разрабатывались варианты планировки культурных центров, с тем чтобы оптимально соотнести их наполняемость и затраты. Также составлен и график создания таких учреждений в малых городах страны. В Москве был создан Общественный совет в количестве пятидесяти человек, среди которых присутствовали журналисты, архитекторы, музейные работники, писатели, художники. Обсуждался богатый опыт советского времени, когда учреждения культуры присутствовали даже в самых маленьких посёлках и были чрезвычайно функциональны.

В каждом были разнообразные детские кружки и студии, хоры, народные театры, клубы по интересам, периодически проводились всевозможные массовые мероприятия, смотры художественной самодеятельности. При строительстве культурных центров этот опыт должен был учитываться. В 2015 году около пятидесяти таких учреждений должны были уже открыться.

Читать еще:  Сорокин вики. Сорокин владимир георгиевич писатель

Клуб или Дом культуры

В СССР каждый Дом или Дворец культуры обязательно был центром просветительской и культурно-массовой работы. Классификация таких учреждений была следующей: территориальные клубы и дома культуры под эгидой Министерства культуры; ведомственные – под управлением профсоюза предприятия, учебного заведения, учреждения и так далее; клубы для интеллигенции: Дом учителя, Дом писателя, Дом архитектора, Дом художника и другие; Дом культуры отдельного совхоза или колхоза; Дом офицеров; Дом народного творчества; Дворец для пионеров и школьников.

Клубные учреждения других стран

Страны бывшего СССР и Варшавского договора, как и РФ, сейчас отходят от названий советского времени. Дома культуры теперь называют пышно: Дворец конгрессов, Концерт-холл или же культурный центр. Однако во многих местах старые наименования остаются в силу традиций. Помимо соцстран, аналогичные учреждения (и не по названию, а по самой сути) существуют во многих капиталистических странах давно и функционируют успешно.

Очень много домов культуры в Латинской Америке (они так и называются – Centro cultural), в Испании. Чрезвычайно развиты народное творчество и общественная деятельность в Германии, например, в Доме культуры народов мира в Берлине проходят концерты, спектакли, фестивали, выставки, и все эти массовые мероприятия готовятся при поддержке правительства, но на общественных началах. Во Франции и в Канаде учреждения клубного плана и называются домами культуры (Maison de la Culture), и деятельность их абсолютно сходна с клубами нашей страны советского времени. В одном только Монреале таких домов культуры двенадцать.

Аркаим

На всей территории России всегда существовали культурные центры, а в настоящее время создаются новые: парки с природно-ландшафтной тематикой, а также с исторической и археологической. В стране множество мест, где изучаются такие отдалённые времена, о которых даже фольклор уже ничего не помнит.

Очень популярны становятся центры, где взаимодействуют культура и наука, например, такого плана город Аркаим (Челябинская область), где были обнаружены две с виду непримечательные сопки, которыми заинтересовались археологи. Это открытие стало сенсационным.

Сначала туда стекались представители всевозможных эзотерических групп, затем изучение местности перешло под крыло государства, и был образован заповедник. Кстати, он там не один: «Страна городов» Южного Урала насчитывает двадцать четыре таких места, где культурный центр – город.

Интересный ход

Экспериментальная площадка, с которой начинал обустраиваться заповедник, постепенно раскрывала ряд древних жилищ семнадцатого века до нашей эры. Сначала реконструирование коснулось одного из них, и выполняли это без современных инструментов, пользуясь только теми, которые сделаны в точности, как образцы бронзового века, найденные при раскопках.

Так родился культурно-исторический центр, названный Музеем древних производств. Туристы могут не только смотреть строения возраста пирамид, но и принимать участие как в экспериментах, так и в самом строительстве, в реконструкции жилищ. Только здесь более черытёхсот интереснейших археологических памятников, можно приобщиться к культуре разных эпох.

Татарское городище

Учреждения культуры имеют множество видов: это и библиотеки, и музеи, и театры, дома культуры и дворцы. А бывают сложные, синкретического плана, такие как НОКЦ на окраине Ставрополя. Базой ему послужили исторический памятник «Татарское городище», краеведческий музей и местный университет. Культурные центры объединились, чтобы научная работа, охранная и музейная (экспозиционная) сочетались с культурно-развлекательной и просветительской деятельностью на территории этого археологического палеоландшафтного парка.

Это очень сложный, можно сказать – многослойный памятник, действовавший в четырёх исторических периодах: хазарском, сарматском, скифском и кобанском. Культурные центры России почти нигде не имеют настолько хорошо сохранившихся фортификационных, культовых сооружений, с системами дорог, могильников и ещё многих объектов, по которым можно проследить разные стороны жизни наших очень далёких предков – от восьмого века до нашей эры. Это и развалины древних стен, усыпанные многовековыми черепками кувшинов и горшков, золой костров и очагов, которые погасли сотни и сотни лет назад.

Перспективы

Сохранение и использование археологического наследия, как правило, проходит посредством создания на базе музеев под открытым небом таких комплексов, которые объединят научную, просветительскую и множество развлекательных видов деятельности, поэтому сейчас открыты и готовятся к открытию очень многие культурные центры историко-культурного направления.

В малых городах базой для их функционирования может стать любое сообщество краеведов при поддержке местной администрации. Даже дом культуры может стать отправной точкой для создания центра по изучению исторического наследия региона. Дорогу осилит идущий, поэтому всемерно нужно помогать энтузиастам, начинающим этот путь. Практически все успешные предприятия начинаются с малого, здесь можно вспомнить музей техники Вадима Задорожного, находящийся в Подмосковье. Учреждения культуры должны пользоваться всемерной поддержкой государства.

Проблемы развития малых городов

Правительство заинтересовано в создании новых объектов образовательного и развлекательного плана в виде историко-культурных центров в малых городах России. В материалы правительства ещё в 2013 году внесены формулировки, обозначающие цели для такой работы.

Культурные центры России располагаются очень неравномерно. Больше всего их скоплений в больших городах. Поэтому возникает диспропорция в количестве, качестве и разнообразии культурных услуг, которые получают граждане на территории страны. Культурные центры Москвы или Петербурга не могут сравниваться по этим параметрам с услугами, предложенными жителям отдалённых небольших населённых пунктов. А создавать новые возможности для творчества, самореализации, физического развития, духовного обогащения нужно всем без исключения.

На территории России проживают многие десятки разных народностей, и культурные центры могут содействовать полноценному культурному обмену между соседствующими национальностями. Качество жизни при хорошей работе объединяющих многофункциональных центров поспособствует повышению качества жизни населения, независимо от места жительства. Также этот путь поможет развитию инфраструктуры посёлка или города, даже создаст новые рабочие места. Отток населения из малых городов будет предотвращён.

Читать еще:  Памятник Петру I (Медный всадник). Медный всадник

Культура

Культурная политика

Дом культуры на колесах: зачем регионам автоклубы

В рамках нацпроекта «Культура» в регионах появятся мобильные досуговые центры

Передвижные дома культуры на колесах появятся в российской глубинке – 600 автоклубов к 2024 году. Планируется, что автомобили превратятся в полноценные досуговые центры со сценой, кинотеатром и библиотекой. Причем автоклубы будут добираться даже до поселений с населением в 20 человек. До конца этого года в России появится уже 100 домов культуры на колесах. В тех регионах, где автоклубы уже есть, рассказали, зачем они нужны и какой отклик уже получили.

В рамках нацпроекта «Культура» в России развивается оригинальная программа по обеспечению регионов передвижными культурными центрами – автоклубами. В небольших и отдаленных населенных пунктах, там, где нет дома культуры или концертного зала, на помощь должен прийти автоклуб.

Предполагается, что в таком мобильном центре можно проводить любые культурно-массовые мероприятия. Автоклуб легко трансформируется в концертную площадку, он оборудован световым, звуковым и видео оборудованием. Так передвижной дом культуры превращается и в кинозал, и в площадку для выступлений. Машины оснащены дизель-генераторами, а также автономными источниками электроэнергии.

Кроме того, за счет оснащения передвижных центров интернетом могут быть организованы онлайн трансляции культурных мероприятий.

Согласно целям нацпроекта, в 74 регионах РФ должно появиться 600 автоклубов к 2024 году. Около 2 тысяч муниципалитетов должны получить хотя бы один мобильный центр. Всего на программу выделено 3 млрд рублей.

До конца этого года мобильные центры приобретут в 21 регионе – всего 100 автоклубов.

Замминистра культуры РФ Ольга Ярилова называет программу приобретения автоклубов «одним из прорывов нацпроекта», сообщает ТАСС. По ее словам, в настоящее время в России около 100 тыс. населенных пунктов, где полностью отсутствуют стационарные учреждения культуры, однако благодаря автоклубам эта ситуация изменится.

Оригинальный дом культуры на базе автомобиля «Газон» уже появился в Омской области. На новой сцене размером 3 на 5 метров выступили артисты Омской филармонии.

Всего до конца года автоклубами с оборудованием для кинопоказов, сценой, световой и звуковой аппаратурой будут обеспечены 6 районов области.

«Это мини-концертный зал на колесах, причем на колесах достаточно больших, чтобы проехать по сельским грунтовым дорогам. Раньше, если мы хотели вывезти артистов из Омска в сельские районы, нам приходилось еще везти оборудование, монтировать сцену — теперь эта проблема будет постепенно решаться», — сказала заместитель председателя правительства Омской области Татьяна Дернова.

Проблема транспорта для перевозки творческих коллективов в муниципалитетах стоит довольно остро. Так, например, во Владимирской области в 80-е работали агитбригады — народные коллективы часто выезжали в отдаленные села. Со временем эта практика почти прекратилась.

Старосты сел неоднократно просили работников культуры приезжать с концертами, показывать фильмы. Теперь Юрьев-Польскому районному центру культуры и досуга передали современную 16-местную «Газель», оборудованную электрогенератором, микрофонами, звуковой аппаратурой и местами для хранения костюмов, а с наступлением лета удалось возобновить и практику кинопоказов.

Кстати, культурные трансформеры приспособлены и к зиме. Кузов автоклуба изотермический, что позволяет артистам выступать и в холодную, и в жаркую погоду.

Тамбовская область одной из первых получила передвижной культурный центр. Первый автоклуб здесь появился еще в 2014 году в рамках года культуры.

«Помимо автомобиля с трансформируемой сценой в автоклуб входит передвижной музей, современная, хорошо оснащенная библиотека на колесах, мы еще купили 1100 стульчиков для большого зрительного зала, а также транспорт для того, чтобы можно было привозить артистов из областного центра. У нас за эти годы появился опыт работы, когда мы ездим по небольшим селам, и жители с удовольствием приходят на наши концерты», — рассказывал ТАСС начальник управления культуры и архивного дела области Юрий Голубев.

По словам заместителя министра культуры Ольги Яриловой, контроль за эффективным использованием автоклубов будет постоянным. Регионы уже передали в министерство, план работы культурных центров на 2019-2020 годы.

Для России использование автоклубов особенно актуально из-за большого количества малонаселенных пунктов и большой протяженности.

Например, на территории Псковской области расположено более 8 тыс. сельских населенных пунктов. По этому показателю регион занимает второе место в РФ.

«Транспорт позволит доехать до удаленных населенных пунктов, где неэффективно содержать полноценное учреждение, поэтому такие клубы на колесах имеют крайне важное значение для таких территорий», — отмечала ранее председатель комитета по культуре области Жанна Малышева.

Власти Республики Коми рассказали, что автоклубы очень востребованы, а их график разъездов очень плотный. Некоторые из них планируется оборудовать библиотечным комплексом, чтобы организовать полноценный досуговый центр.

Автоклубы являются частью федерального проекта «Культурная среда» (в рамках нацпроекта «Культура»). Проект отвечает за реновация учреждений культуры — от сельских до национальных.

К концу 2024 года в городах с населением до 300 тыс. жителей построят 39 типовых центров культурного развития с концертным залом, кинозалами для детей и взрослых, кафе и сувенирными киосками. В селах в общей сложности будет построено, реконструировано и отремонтировано 500 культурно-досуговых учреждений. Малонаселенные пункты получат 600 автоклубов.

Нацпроект «Культура» состоит из трех проектов: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Всего на реализацию нацпроекта из бюджета в 2019-2024 годы планируется выделить 113,5 млрд руб. Наибольшее финансирование предусмотрено для проекта «Культурная среда» — 84 млрд рублей.

Источники:

http://studopedia.ru/11_2897_set-i-tipi-uchrezhdeniy-kulturi-i-dosuga-v-rossii-analiz-sostoyaniya-seti-uchrezhdeniy-kulturi-i-dosuga-v-regione.html
http://fb.ru/article/222115/kulturnyie-tsentryi-rossii-uchrejdeniya-kulturyi
http://www.gazeta.ru/culture/2019/09/09/a_12637927.shtml

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий