Великий мастер Антонио Страдивари всю свою жизнь посвятил изготовлению и совершенствованию музыкальных инструментов, которые навеки прославили его имя. Специалисты отмечают постоянное стремление мастера наделить свои инструменты мощным звучанием и богатством тембра. Предприимчивые дельцы, зная о высокой цене скрипок Страдивари, с завидной регулярностью предлагают купить у них подделки…
Все cвои скрипки Страдивари метил одинаково. Его клеймо – это инициалы А.S. и мальтийский крест, помещённые в двойной круг. Подлинность скрипок может подтвердить лишь очень опытный эксперт.
Некоторые факты из биографии Страдивари
Место и точная дата рождения небезызвестного итальянского скрипача-мастера Антонио Страдивари точно не установлены. Предположительные годы его жизни – с 1644 по 1737. Отметка «1666 год, Кремона» на одной из скрипок мастера даёт основание говорить, что в этом году он жил в Кремоне и был учеником Николо Амати.
Сердце гениального Антонио Страдивари остановилось 18 декабря 1737 года. Предположительно, он мог прожить от 89 до 94 лет, создав около 1100 скрипок, виолончелей, контрабасов, гитар и альтов. Однажды он изготовил даже арфу.
Почему неизвестен точный год рождения мастера? Дело в том, что в Европе XVII века царила чума. Опасность заражения вынудила родителей Антонио укрыться в родовом селении. Это и спасло семью. Также неизвестно, почему в 18-летнем возрасте Страдивари обратился к Николо Амати, скрипичному мастеру. Возможно, подсказало сердце? Амати сразу же увидел в нём гениального ученика и взял его к себе в подмастерье.
Трудовую жизнь Антонио начал с разнорабочего. Затем ему доверили работу по филигранной обработке дерева, работу с лаком и клеем. Так ученик постепенно и познавал секреты мастерства.
О жизни великого мастера сохранилось не так много сведений, ведь поначалу он был малоинтересен летописцам — Страдивари ничем не выделялся среди других кремонских мастеров. Да и человек он был замкнутый. Лишь потом, когда он прославился как «супер-Страдивари», его жизнь стала обрастать легендами. Но известно совершенно точно: гений был невероятным трудоголиком. Он изготавливал инструменты вплоть до самой смерти в 90 с лишним лет…
Считается, что всего Антонио Страдивари создал около 1100 инструментов, включая скрипки. Маэстро был поразительно продуктивен: он выпускал по 25 скрипок в год. Для сравнения: современный активно работающий мастер, изготавливающий скрипки вручную, выпускает ежегодно всего 3-4 инструмента. Но дошли до наших дней только 630 или 650 инструментов великого мастера, точное число неизвестно. Большинство из них — скрипки.
В чём секрет скрипок Страдивари?
Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики — а звук всё равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз учёные выдвигают все более и более фантастические версии. По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание. Легенды гласят, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.
Ещё одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.
Учёные не оставляют попыток понять, чем же обусловлена чистая уникальная звучность страдивариевских скрипок. Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клён, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов. Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов?
Читать еще: Народ ариев. Арии — кто они
Используя ядерный магнитный резонанс и инфракрасную спектроскопию, им были проанализированы образцы древесины пяти инструментов. Нагивари утверждает: если будет доказано воздействие химического процесса, окажется возможным изменение современной технологии изготовления скрипок. Скрипки зазвучат на миллион долларов, а реставраторы обеспечат лучшую сохранность старинным инструментам.
Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выяснилось, что его состав содержит наномерные структуры. Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии? Был проведён интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари. 600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-бальной шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки.
Однако, были и другие исследования, в ходе которых выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики. Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашёлся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент — полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. И что же? Скрипка не стала звучать хуже.
В свою очередь изготовители скрипок и музыканты также не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией. И в качестве доказательства их мнения свидетельствуют результаты ещё одних научных исследований. Так, учёные Массачусетского технологического института доказали, что особенный «мощный» звук скрипок Антонио Страдивари был вызван случайной ошибкой в ходе производства этих инструментов.
Как передает The Daily Mail, исследователи поняли, что столь необычное глубокое звучание скрипок знаменитого на весь мир итальянского мастера вызвана F-образными отверстиями — эфами. С помощью анализа множества других инструментов Страдивари ученые сделали вывод, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке. Один из исследователей Николас Макрис поделился собственным мнением: «Вы режете по тонкому дереву и не можете избежать несовершенства. Форма отверстий в скрипках Страдивари отклоняется от традиционной для XVII–XVIII веков на 2%, но это похоже не на ошибку, а на эволюцию».
Бытует также мнение, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придаёт изделиям кремонского мастера дополнительное очарование. Но учёные-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается. Нам остаётся только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…
Говорят, в мире каждые две недели кто-нибудь да «открывает» тайну Антонио Страдивари. Но на самом деле за 300 лет секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют, словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом.
Тайна скрипок Страдивари.
Кто только не занимался разгадкой тайны Страдивари! Математики, реставраторы, музыканты, биохимики и даже, как ни странно, климатологи и дендрологи. Сам Страдивари шел к созданию совершенной скрипки долгие сорок лет.
Легенды легендами, но секреты Страдивари — вещь вполне реальная. Ведь летящий, или, как иногда говорят, звездный звук его творений до сих пор никто не воспроизвел. В XVIII и XIX веках на скрипках Страдивари играли многие знаменитые музыканты, за этими инструментами охотились, их похищали.
В середине XIX века впервые была выдвинута гипотеза, объясняющая уникальное звучание скрипок сеньора Антонио: исследователи утверждали, что тайна заключается в лаке, которым мастер покрывал свои скрипки.
К началу XX века о «тайне Страдивариуса» заговорили все.
В поисках истины
С началом нового тысячелетия страсти вокруг Страдивари разгорелись с новой силой. У исследователей появились новые, современные приборы, с помощью которых ученые надеялись выяснить правду. Для начала они занялись составом лака, о котором было столько написано.
Читать еще: Айны белая раса. Малые народы россии
Биохимик из Техасского университета Йозеф Нагивари провел анализ лакового покрытия скрипок Страдивари, что позволило выявить его структуру на уровне одной миллиардной метра. Кроме того, Нагивари тщательно изучил другие кремонские скрипки, а также мебель того периода.
Действительно, формула лака оказалась непростой, но вывод, сделанный профессором Нагивари, разочаровывает: «Сложность химического состава и тонкий помол минерального порошка, который содержится в лаковом покрытии, заставляют предполагать, что местные химики или аптекари были мастерами своего дела. Возможно, я святотатствую, но, по моему мнению, у Страдивари не было собственной формулы, и все вещества и способ изготовления лака он заимствовал у местного аптекаря». Но главное — ультрафиолетовая фотография реально доказала, что многие скрипки Страдивари были повторно отлакированы в XIX веке, не утратив при этом своего уникального звучания.
Итак, про лак можно забыть. Нагивари продолжает свои опыты, но на этот раз он изучает древесину. Ученый провел спектрографию в инфракрасном излучении и магнитно-резонансные исследования, благодаря которым он мог рассмотреть состав дерева, из которого были изготовлены инструменты, почти на молекулярном уровне. В скрипках из Кремоны он обнаружил постороннее вещество — химический элемент, которым обрабатывали дерево перед тем, как превратить его в музыкальный инструмент.
По мнению Нагивари, Страдивари кипятил дерево в весьма сложном растворе, причем он делал это для того, чтобы не допустить появления в нем жучков-древоточцев. О составе раствора сегодня можно только гадать, но это была хорошая защита от вредителей. Одновременно проявился и побочный эффект — дерево становилось легче, прочнее и звонче, скрипки из него не старели и с годами, подобно хорошему вину, только улучшали свой звуковой «букет».
Другие исследователи — климатолог Колумбийского университета Ллойд Беркль и дендролог Генри Гриссино-Майер — выдвинули еще одну гипотезу. Известно, что с середины XV до середины XIX столетия Европа прошла через похолодание, которое часто называют малым ледниковым периодом. Пик похолодания пришелся на 1645 — 1715 годы. Гриссино-Майер и Беркл полагают, что суровый климат повлиял на структуру древесины альпийской ели, которую Антонио Страдивари использовал для изготовления струнных инструментов.
По их мнению, эта древесина была плотнее обычной, что благоприятно сказалось на качестве звучания.
Однако музыканты и скрипичные мастера не признают ни одного из этих объяснений. Ведь специальная обработка дерева может являться только одним из профессиональных секретов Страдивари. Что касается похолодания, то здесь напрашивается вопрос: почему же инструменты других мастеров, творивших в тот же период, звучат иначе?
Многие утверждают, что тайна Страдивари раскрытию не подлежит. Точнее, она заключается в уникальном слухе мастера. Есть гипотеза, что все детали Страдивари выпиливал на слух. Вот почему слепо воспроизводить толщину дек и общую конструкцию скрипки нет никакого смысла. В природе нет двух одинаковых кусков дерева — а значит, каждую скрипку Страдивари делал немного по-другому.
⚡ Уважаемые читатели. Оцените пожалуйста мой труд лайком и подпишитесь на канал . Я люблю мифологию и с удовольствием поделюсь своими знаниями с вами ⚡ !
Секрет скрипок Антонио Страдивари. Справка
Самый известный в мире скрипичный мастер Антонио Страдивари родился в 1644 году в Кремоне. Известно, что уже в тринадцатилетнем возрасте он начал заниматься скрипичным делом. К 1667 году он закончил учение у известного мастера смычковых инструментов Андреа Амати.
Читать еще: За что наказали римского. Иван Николаевич Бездомный
Свою первую скрипку Страдивари сделал в 1666 году, но более 30 лет он искал собственную модель. Лишь в начале 1700 годов мастер сконструировал свою, до сих пор непревзойденную скрипку. Она была удлинена по форме и имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов. С этого времени принципиальных отклонений от разработанной модели Антонио уже не делал, но экспериментировал до конца своей долгой жизни. Умер Страдивари в 1737 году, но его скрипки до сих пор ценятся очень высоко, они практически не стареют и не меняют своего «голоса».
За свою жизнь Антонио Страдивари изготовил около 2500 инструментов, из которых сохранилось бесспорно подлинных 732 (в том числе 632 скрипки, 63 виолончели и 19 альтов). Кроме смычковых им были сделаны также одна арфа и две гитары.
Общепризнано, что самые его лучшие инструменты были изготовлены с 1698 по 1725 год (а наилучшие в 1715 году). Они особенно редки и потому ценятся очень высоко как музыкантами, так и коллекционерами.
Многие инструменты Страдивари находятся в богатых частных коллекциях. Около двух десятков скрипок Страдивари есть в России: несколько скрипок находится в Государственной коллекции музыкальных инструментов, одна — в Музее Глинки (куда ее передала вдова Давида Ойстраха, который в свою очередь получил ее в подарок от английской королевы Елизаветы) и еще несколько — в частном владении.
Ученые и музыканты всего мира пытаются разгадать тайну создания скрипок Страдивари. Еще при жизни мастера говорили, что он продал душу дьяволу, говорили даже, что дерево, из которого сделаны несколько самых известных скрипок, — это обломки Ноева ковчега. Существует мнение, что скрипки Страдивари потому так хороши, что настоящий инструмент начинает звучать по-настоящему хорошо лишь через двести-триста лет.
Многие ученые проводили сотни исследований скрипок с использованием новейших технологий, но разгадать секрет скрипок Страдивари им пока не удалось. Известно, что мастер вымачивал древесину в морской воде и подвергал ее воздействию сложных химических соединений растительного происхождения.
Одно время считали, что секрет Страдивари — в форме инструмента, позже большое значение стали придавать материалу, который для скрипок Страдивари постоянен: для верхней деки — ель, для нижней — клен. Считали даже, что все дело в лаках; покрывающий скрипки Страдивари эластичный лак (благодаря его мягкой консистенции мелкие вмятины и царапины на поверхности быстро затягиваются) позволяет декам резонировать и «дышать». Это придает тембру характерный «объемный» звук.
По преданию кремонские мастера готовили свои смеси из смол каких-то деревьев, росших в те времена в Тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных. Точный состав тех лаков не установлен и по сей день — даже самый изощренный химический анализ оказался тут бессилен.
В 2001 году биохимик Джозеф Нигиваре из Техасского университета объявил, что разгадал секрет Страдивари. Ученый пришел к выводу о том, что особое звучание смычковых стало следствием усилий мастера защитить их от древоточца. Нигивара выяснил, что во время создания мастером скрипок деревянные заготовки нередко были поражены древоточцем, и Страдивари, чтобы защитить уникальные музыкальные инструменты, прибегал к буре. Это вещество как бы спаивало молекулы дерева, изменяя общее звучание скрипки. Когда Страдивари скончался, победа над древоточцем в Северной Италии была уже одержана, и впоследствии бура для защиты дерева больше не использовалась. Таким образом, по словам Нигивары, мастер унес секрет с собой в могилу.
Скрипка Страдивари «The Penny», которая будет выставлена на торги 4 апреля 2008 года Нью?йоркским аукционным домом «Кристис», была создана мастером 1700 году. В 1965 году музыкальный инструмент был приобретен талантливой британской пианисткой и скрипачкой Барбарой Пэнни, в честь которой и названа скрипка.
Все справки>>
Источники:
http://tvorzhizn.ru/tak-v-chyom-zhe-sekret-genialnyh-skripok-stradivari/
http://zen.yandex.ru/media/id/5bc235622667aa00ab8c8eb7/5bcaf333550f6f00ab7ae74f
http://ria.ru/20080404/102985348.html