Сатирикон анализ. Стиль и язык петрония

Поэтическая деятельность Гесиода. «Труды и дни» и «Теогония»: дидактический жанр и классификация мифологии.

Гесиод отражает ориентацию человека в пределах классового общества. Мифология, расшатанная уже у Гомера, превращалась либо в мораль (дидактической эпос), либо в предмет собирательства и каталогизации (генеалогический эпос).

Гесиод – представитель дидактического и генеалогического эпосов.

Дидактизм сочинений Гесиода был вызван потребностями времени. Это время – конец всей эпической эпохи, когда героические идеалы иссякли в своей яркой непосредственности и превращались в поучение, наставление, мораль. Перед нами не бесклассовое родовое общество, где люди живут в единстве родо-племенных отношений, но уже классовое общество людей, друг другу чужих и объединенных (или разъединенных) по признаку того или иного отношения к производству. Люди задумываются о своих идеалах. Сохраняется мнение, что зародившееся классовое противоречие можно ослабить учением о правде, справедливости или разного рода увещеваниями. Таков именно Гесиод в своей поэме «Труды и дни».

Итак, прогрессирующее разложение и расслоение общины приводило к дифференциации чисто классовой, к противоречию имущего и неимущего населения. Гесиод является певцом населения разорившегося, а не нажившегося от распадения древней общины. Отсюда то обилие мрачных красок, столь поражающее при переходе от гомеровской героики к нравоучениям Гесиода.

Родился Гесиод в Киме (Эолида), но переехал с семьей во внутреннею Грецию, в Беотию. Гесиоду якобы явились геликонские музы, призвавшие его от пастушеской жизни к поэзии и к проповеди правды.

Поэма написана в наставление разорившемуся брату Персу. По смерти отца братья Гесиод и Перс не поладили, и Перс через неправых судей оттягал у Гесиода принадлежавшую ему часть, хотя он в дальнейшем разорился.

Эта поэма – образец дидактического эпоса, она развивает несколько тем.

Первая тема (1 – 380) построена на проповеди правды, со вставкой эпизодов о Прометее и о пяти веках. Гесиод говорит об обязанности сильных уважать правду: тут – апофеоз труда и справедливости.

Вторая тема – основная (380-764). Она посвящена полевым работам, земледельческим орудиям, скоту, одежде, пище. В этих стихах говорится о счастливых и несчастных днях для работы (так, например, на 13-й день нельзя начинать сева, но для посадки растений этот день хорош). Вся поэма пересыпана наставлениями, рисующими образ крестьянина, скопидома в душе, сметливого, расчетливого. Начинает он с обзаведения домом, женой и коровой, любит он во всем «порядок и точность» (471); знает, когда можно безопаснее всего «винцо попивать» (592); батраки и батрачки у него всегда бездетные, так как «прислуга с сосунком неудобна» (603); жену надо выбирать не сластену, работящую (695 0 705) и пр. Словом, это типичный скопидом со своей моралью. Гесиод очень консервативен и по своему умственному горизонту весьма узок.

Поэма обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами.

2) «Теогония». После пролога, посвященного музам, дан сухой и прозаический перечень сначала основных божеств, а потом браков богов со смертными женщинами. Вначале у Гесиода – Хаос, Земля (с Тартаром) и Эрос, потом – Уран-Небо, титаны, Зевс и олимпийцы, борьба с титанами и с Тифоном.

У Гесиода поэма начинается с обращения к музам, затем идёт повествование о зарождении мира, титанах, богах-олимпийцев и о героях. Сначала был Хаос, потом появилась Гея, Тартар и Эрос. Потом от Хаоса рождается Ночь-Нюкта и Мрак-Эреб. Ночь рождает Эфира и День от Эреба. Гея же рождает Урана и нимф. От брака Геи с Ураном рождаются первые боги — титаны. Также от этого союза Гея родила циклопов и гекатонхейров.

Уран спрятал своих детей в недрах Земли, Гея же, страдая от этого, просит Крона отсечь детородный орган отца, что он и делает. Из крови Урана родились эринии, гиганты, нимфы. Пока член Урана плавал по морю, вокруг него образовалась пена (и пристала к берегу Кипра), из которой потом появилась Афродита, или Киприда (дочь Кипра). Далее рождаются различные боги, из которых стоит упомянуть Мойр (богини судьбы, которые родились до Олимпийцев, а, значит, последние были им подвластны), и т. д. Также появляются различные божества-реки. Далее повествуется о рождении новых богов Реей от Крона: Зевса, Геры, Аида, Посейдона, Деметры, Гестии. Крон, зная, что в соответствии с пророчеством он будет свергнут одним из своих детей, глотает их одного за другим, но самого младшего — Зевса — Рея прячет на острове Крит, а вместо Зевса подкладывает Крону камень.

Затем повествуется о рождении новых богов (Афина, Феб, Арес и т. д.), о титаномахии и о героях, которые должны будут спасти богов от гигантов. Также в «Теогонии» упоминается легенда о ящике Пандоры.

3) Другие произведения. Не дошедшие до нас «Каталог женщин», «Щит Геракла» — поэма в 480 стихах.

Он поражает своей сухостью и краткостью. Моралистика настолько сильна и интенсивна, что производит скучное и монотонное впечатление. Но Гесиод также наблюдателен, он рисует живые картины пахотной работы. У него есть и поэзия: он наблюдает прилетающих и отлетающих птиц, времена года, звуки кукушки и пр.

Сухое перечисление имен в «Теогонии» полно очень интересными мифологическими образами и целыми картинами. Очень ярки описания борьбы Зевса с титанами и с Тифоном.

Миф о пяти веках и о Прометее.

Вся мировая история по Гесиоду делится на пять периодов: золотой век, серебряный, медный, героический и железный («Труды»). Гесиод тяготеет к прошлому. Он живет в железном веке, веке насилия, наживы, все друг другу чужие. В социально-историческом отношении этот отрывок чрезвычайно важен, так как он рисует распадение родственных связей и начало классового общества, где действительно все являются врагами друг другу.

Образ Прометея дан и в «Теогонии», и в «Трудах и днях». У него нет ничего общего с Прометеем Эсхила: Гесиод осуждает его, Прометей у него обманщик. Земледелец Гесиод не любит ремесленников, и поэтому рисует покровителя ремесла Прометея весьма отрицательно.

Сатирикон» Петрония: пародия и ирония. Социальная проблематика и литературная полемика.

Петроний Арбитр – автор древнеримского романа «Сатирикон», обычно отождествляемый с сенатором Петронием, о котором писал Тацит.

Имя Петроний Арбитр названо во всех манускриптах романа. Его подтверждают позднейшие ссылки и отзывы, в которых, без сомнения, речь идёт об авторе «Сатирикона».

Произведение «Сатирикон» дошло в отрывках из 15й и 16-й книг, а всего их, видимо, было 20.

Главными героями «Сатирикона» являются бродяги, люмпен-пролетарии, юноши Энколпий, Аскилт и мальчик-подросток Гитон. Потом к этой компании присоединяется бывший ритор-учитель, старик Эвмолп. Все они развратники, воры, люди, попавшие на дно римского общества. Они скитаются по Италии, попадают в город Кротон, где Эвмолп выдает себя за богача из Африки и распускает слух, что оставит наследство тому, кто будет за ним лучше ухаживать.

В романе «Сатирикон» сочетаются проза и стихи. Такой вид творчества носил название «менипповой сатуры».

Петроний отразил через своих героев религиозный скептицизм, который был характерен для римского общества первых веков н.э.

Герои Петрония не верят ни во что, у них нет уважения ни к себе, ни к людям, у них нет цели жизни. Жить надо под девизом «лови день» (carpediem). Герои опираются на философию Эпикура, но считают его глашатаем любовных наслаждений.

Жизненное кредо основных героев романа лучше всего выражает Эвмолп: «Я лично всегда и везде так живу, что стараюсь использовать всякий день, точно это последний день моей жизни».

В романе автор доносит до читателей и свои взгляды на литературу. Он смеется над поэтами-архаистами, которые ориентируются на классический героический эпос, используют мифологические сюжеты и создают произведения, далекие от жизни. Именно таким представлен бездарный поэт-ритор Эвмолп. Он читает свои поэмы «Разрушение Илиона» и «О гражданской войне». Первая поэма – бездарный перепев второй книги Вергилия «Энеиды». Тема – сожжение греками Трои. Петроний осмеял и стихоплетство императора Нерона, который писал поэмы с мифологическими сюжетами, в том числе и поэму о сожжении Трои.

Во второй книге автор смеется над поэтами, пытающимися сюжеты из современной жизни развернуть в стиле героического эпоса, с привлечением мифологии. Здесь изображена борьба Цезаря с Помпеем. Причиной этой борьбы поэт считает гнев Плутона на римлян, которые в своих рудниках дорылись чуть ли не до подземного царства.

Петроний дает пародию на греческий роман. Ведь греческие романы были далеки от жизни. Все их моменты – целомудренные люди, разлука, приключения, удары судьбы и встреча любовников – были у Петрония, но в пародийном стиле. Любовники тут – развратники, одного из них преследует бог Приап, но этот бог – покровитель разврата.

В дошедших до нас книгах Петрония изображены люди разных социальных групп: аристократы, дельцы-вольноотпущенники, бродяги, рабы, но нет цельного представления об этих героях. Единственный образ изображен во весь рост – образ вольноотпущенника Тримальхиона. Бродяги в общественной бане повстречались с ним, и он пригласил их на ужин. Тримальхион – яркий, жизненный образ. В лице его автор показал, как умные, энергичные рабы из низов поднимаются до вершины социальной лестницы.

Автор противопоставляет энергию, ум, смелость Тримальхиона дряблости, лени и апатии аристократии. Но Петроний в то же время зло смеется над этим выскочкой, который кичится своим богатством. Он смеется над его невежеством, над его грубым вкусом. Тримальхион путает эпизоды из мифа о Троянской войне, он хочет, чтобы ему поставили памятник, у которого будут золотые кольца, в то время как вольноотпущенники могли носить только позолоченные.

Богатство, слепое подчинение всех окружающих сделали Тримальхиона самодуром.

Петроний передает речь Тримальхиона и его гостей. Они говорят сочным народным языком.

Роман «Сатирикон» — один из интереснейших произведений римской литературы. Он дает представление о разных социальных группах Рима первых веков н.э. Кроме того, в нем зафиксирован язык низов, народная латынь, которая легла в основу романских языков.

Ещё в XVII веке было высказано мнение (ЮстЛипсий), что «Сатирикон» мог возникнуть только при Нероне, но приблизительно с конца XVIII века эта уверенность сменяется скептицизмом, а в XIX веке начинается активный пересмотр вопроса. Однако к концу XIX — началу XX века возобладало прежнее мнение, что роман — продукт эпохи Нерона и автор его — Петроний, описанный Тацитом. Эту точку зрения поддерживали издатель Петрония Ф. Бюхелер, такие крупные ученые, как Т. Моммзен, Г. Буассье. В энциклопедии Паули-Виссова (1937) решительно заявлено, что все попытки поместить Петрония в более раннее или позднее, чем эпоха Нерона, время не представляют уже никакого интереса.

Читать еще:  Поэты романтизма. Американский романтизм

Вопрос о том, кто автор «Сатирикона», с давнего времени занимал ученых, выдвигавших самые разные гипотезы.

Огромное большинство филологов, не колеблясь, приписывали его Гаю Петронию, известному, по Тациту, законодателю вкусов при дворе Нерона.

Но эта версия рушится сама собой, если принять во внимание, что небольшая тетрадь, написанная Петронием перед смертью, ни в коем случае не могла быть объемистым романом величиной приблизительно в 20 книг римского калибра.

Некоторые исследователи полагают, что «Сатирикон» был написан Петронием прямо для Нерона и развратников, и что своим осмеянием богатых вольноотпущенников, игравших такую роль при дворе Клавдия, а также пародией на поэму Лукана, у которого Нерон оспаривал поэтическое первенство, автор хотел угодить Нерону и помимо развлечения пикантным содержанием.

Сатирикон анализ. Стиль и язык петрония

Автором большого повествовательного произведения, дошедшего до нас под названием «Сатирикон» или, точнее, «Книга сатир» («Satiricon libri») обычно считают Петрония Арбитра, обрисованного историком Тацитом в рассказе о правлении императора Нерона. К сожалению, это произведение дошло до нас лишь в отрывках из 15-й и 16-й книг, а всего их, видимо, было 20. Попытки путём литературного анализа восстановить сюжетную линию всего «Сатирикона», как это сделал, например, в XVII в. французский офицер Нодо, окончились неудачей, и все формы такого сочинительства наука решительно отвергает.

Главными героями «Сатирикона» Петрония являются бродяги, юноши Энколпий, Аскилт и мальчик-подросток Гитон. Потом к этой компании присоединяется бывший ритор-учитель, старик Эвмолп. Все они развратники, воры, люди, попавшие на дно римского общества. Двое из них, Энколпий и Эвмолп, довольно знающие люди, они разбираются в литературе, искусстве, Эвмолп пишет стихи. Бродяги скитаются по Италии, живут подачками богатых людей, к которым их для развлечения приглашают то на обеды, то на ужины. Герои при случае не прочь что-либо украсть. Во время своих скитаний они, кроме Аскилта, попадают в город Кротон, где Эвмолп выдает себя за богача из Африки и распускает слух, что оставит свое наследство тому из кротонцев, кто будет за ним лучше ухаживать. Таких охотников нашлось немало, матери даже отдают своих дочек в любовницы Эвмолпу в надежде получить богатство старика после его смерти.

Герой «Сатирикона» Энколпий. Рисунок Н. Линдсея

В довершение всего Эвмолп объявляет претендентам на его наследство, что они должны после его смерти разрубить труп и съесть его.

На этом рукопись обрывается.

«Сатирикон» Петрония написан прозой, переплетающейся со стихами. Такой вид литературного творчества носит название «менипповой сатуры», по имени греческого философа-киника и поэта Мениппа, который впервые оформил этот жанр и продолжателем которого был римский писатель-филолог Варрон.

«Сатирикон» представляет собой сатирико-бытовой приключенческий роман. В нем автор с большим мастерством показал различные социальные группы. Его герои бродяги скитаются по всей Италии, и Петроний бросает их и в среду богачей-вольноотпущенников, и в роскошные виллы римской аристократии, и в таверны городков, и в притоны разврата.

Автор «Сатирикона» пессимистически смотрит на жизнь, и это настроение он передает своим героям, которые не видят цели жизни. Они часто говорят, что кругом царит произвол, что всюду – власть золота.

Так, Энотея говорит (гл. 137):

Тех, кто с деньгами, всегда подгоняет ветер попутный,
Даже Фортуной они правят по воле своей.
Стоит им захотеть, – и в супруги возьмут хоть Данаю,
Даже Акрисий-отец дочку доверит таким,
Пусть богач слагает стихи, выступает с речами,
Пусть он тяжбы ведет – будет Катона славней.
Пусть, как законов знаток, свое выносит решенье –
Будет он выше, чем встарь Сервий иль сам Лабеон.
Что толковать? Пожелай чего хочешь: с деньгой да со взяткой
Все ты получишь. В мошне нынче Юпитер сидит. (Б. Ярхо.)

Когда Энколпий и Аскилт увидели потерянную ими тунику в руках поселянина, то один предлагает обратиться за помощью к суду, а другой ему живо возражает (гл. 14):

Что нам поможет закон, если правят в суде только деньги,
Если бедняк никого не одолеет вовек?
Да и те мудрецы, кто котомку киников носят,
Тоже за деньги порой истине учат своей.

Петроний выразил через героев «Сатирикона» религиозный скептицизм, который был характерен для римского общества первых веков н. э. В романе Петрония даже служительница храма бога Приапа Квартилла говорит: «Наша округа полным-полна богов-покровителей, так что бога здесь легче встретить, чем человека» (гл. 17).

Энколпий, убивший священного гуся, услышав упреки жрицы в связи с этим «преступлением», бросает ей два золотых и говорит: «На них вы можете купить и богов и гусей».

Вольноотпущенник Ганимед в разгаре изображённого Петронием пира сетует на упадок религии в обществе. Он говорит, что «Юпитера никто теперь в грош не ставит» и что «у богов ватные ноги из-за нашего неверия».

О падении нравов в обществе говорит в «Сатириконе» учитель Эвмолп, сам порядочный развратник. Он упрекает свое поколение: «Мы же, погрязшие в вине и разврате, не можем даже завещанного предками искусства изучить, нападая на старину, мы учимся и учим только пороку».

Герои Петрония не верят ни во что, у них нет уважения ни к себе, ни к людям, у них нет цели жизни. Они считают, что жить надо только ради чувственных удовольствий, жить под девизом «лови день» (carpe diem).

Персонажи «Сатирикона» опираются на Эпикура, но понимают его философию в примитивном, упрощенном аспекте. Они считают его глашатаем любовных наслаждений (гл. 132):

Правды отец, Эпикур, и сам повелел нам, премудрый,
Вечно любить, говоря: цель этой жизни – любовь.

Жизненное credo основных героев «Сатирикона» Петрония лучше всего выражает ритор-бродяга Эвмолп: «Я лично всегда и везде так живу, что стараюсь использовать всякий день, точно это последний день моей жизни».

Даже богач вольноотпущенник Тримальхион, держа перед собой серебряный скелет, восклицает (гл. 34):

Горе нам, беднякам! О, сколь человечишко жалок!
Станем мы все таковы, едва только Орк нас похитит!
Будем же жить хорошо, други, покуда живем.

И далее добавляет (гл. 72): «Итак, если мы знаем, что обречены на смерть, почему же нам сейчас не пожить в свое удовольствие?»

Анализ «Сатирикона» показывает, что Петроний ценит красоту и часто отмечает это или путем эпитетов («очень красивая женщина Трифена», «хорошенькая Дорида», «Гитон, милый мальчик удивительной красоты»), или же в виде пространных описаний красивой наружности, например при изображении красавицы Киркеи. Эстетическое отношение к жизни Петроний передает и своим героям, хотя иногда это как-то и не вяжется со всем обликом того или иного персонажа. Так, бродяга Энколпий брезгливо относится в «Сатириконе» ко всем проявлениям безвкусицы, ко всему неизящному по своей форме и, наоборот, отмечает красоту тех или иных предметов. Насмеявшись про себя над нелепым нарядом вольноотпущенника Тримальхиона, навешавшего на себя много драгоценностей, он тут же на пиру отмечает красоту его игральных костей и изящество мимической сценки, изображающей безумного Аякса. Энколпию претит появление в триклинии рабов, ему тошно, что «от раба-повара несло подливкой и приправами». Он замечает грубость затеи Тримальхиона – нестройное пение рабов, разносящих кушанья. От его внимания не ускользнули ни гнусавые голоса рабов, ни их ошибки в произношении.

Героиня «Сатирикона» Фортуната. Рисунок Н. Линдсея

В «Сатириконе» Петроний доносит до читателей и свои взгляды на литературу. Он смеется над поэтами-архаистами, которые ориентируются на классический героический эпос, используют мифологические сюжеты и создают произведения, далекие от жизни. Именно таким представлен в романе бездарный поэт-ритор Эвмолп. Он читает свои поэмы «Разрушение Илиона» и «О гражданской войне». Первая из этих поэм является высокопарной риторической декламацией на тему о сожжении греками Трои, бездарным перепевом второй книги «Энеиды» Вергилия. Видимо, посредством этой поэмы Петроний осмеял и стихоплетство императора Нерона, который писал поэмы с мифологическими сюжетами, в том числе и поэму о сожжении Трои.

В поэме Эвмолпа «О гражданской войне» Петроний смеется над поэтами, пытающимися сюжеты из современной жизни развернуть в стиле героического эпоса с привлечением мифологии. От лица Эвмолпа Петроний изображает здесь борьбу Цезаря с Помпеем. Причиной этой борьбы в «Сатириконе» называется гнев Плутона на римлян, которые в своих рудниках дорылись чуть не до самого подземного царства. Чтобы сокрушить силу римлян, Плутон посылает Цезаря против Помпея. Боги, как это полагается по традиции героического эпоса, разделились на два лагеря: Венера, Минерва и Марс помогают Цезарю, а Диана, Аполлон и Меркурий – Помпею.

Богиня раздора, Дискордия, разжигает ненависть борющихся. «Кровь на устах запеклась, и плачут подбитые очи; зубы торчат изо рта, покрытые ржавчиной грубой, яд течет с языка, извиваются змеи вокруг пасти», – словом, дается традиционный мифологический образ, олицетворяющий зло и раздор.

Этот же сюжет о гражданской войне, о борьбе Цезаря с Помпеем развернул Лукан, современник Петрония, в своей поэме «Фарсалия». Осмеивая поэму Эвмолпа «О гражданской войне», Петроний осмеивает архаистические тенденции современных ему поэтов. Недаром он показывает, что Эвмолпа, декламирующего свои стихи на мифологические темы, слушатели забрасывают камнями.

Петроний дает в «Сатириконе» пародию на греческий роман. Ведь греческие романы были далеки от жизни. В них обычно изображались необычной красоты любовники, целомудренные люди, их разлука, поиски друг друга, приключения, преследования со стороны какого-либо божества или просто удары судьбы, бои между соперниками и, наконец, встреча любовников.

Все эти моменты есть в «Сатириконе» Петрония, но они поданы в пародийном стиле. Любовники тут – развратники, одного из них преследует бог Приап, но этот бог – покровитель разврата. Если в греческих романах бои между соперниками изображаются со всей серьезностью, с уважением к борющимся, то в романе Петрония сцены такого боя поданы в комическом плане. Вот как хозяин таверны и его челядь «сражаются» с Энколпием и Эвмолпом:

Читать еще:  Год рождения софия ротару. София ротару

«Он метнул в голову Эвмолпа глиняный горшок, а сам со всех ног бросился из комнаты. Эвмолп. схватил деревянный подсвечник и помчался вслед за ним. Между тем поварята и всякая челядь насели на изгнанника: один норовил ткнуть его в глаза вертелом с горячими потрохами, другой, схватив кухонную рогатку, стал в боевую позицию. » (гл. 95).

Анализ общественных тенденций романа «Сатирикон» показывает, что в нём изображены люди разных социальных групп: аристократы, дельцы-вольноотпущенники, бродяги, рабы, но так как мы не имеем всего романа, то нет и цельного представления об этих героях. Лишь один образ романа изображен Петронием во весь рост – это образ вольноотпущенника Тримальхиона. Это не основной герой «Сатирикона». Тримальхион один из тех, с которыми случайно приходится встречаться главным героям Аскилу и Энколпию. Бродяги в общественной бане повстречались с Тримальхионом, и он пригласил их к себе на ужин. Тримальхион – яркий, жизненный образ. В лице его Петроний показал, как умные, энергичные рабы из низов поднимаются до вершины социальной лестницы. Сам Тримальхион рассказывает на пиру своим гостям, как он с детства угождал хозяину и хозяйке, стал доверенным лицом у хозяина и к его рукам «кое-что прилипало», потом он был отпущен на свободу, стал торговать, разбогател, рискнул на весь свой капитал купить товаров и отправить его на кораблях на Восток, но буря разбила корабли. Тримальхион все же не падал духом: он продал драгоценности своей жены и снова с неутомимой энергией пустился во всякие торговые операции и через несколько лет стал всесильным богачом.

Петроний противопоставляет в «Сатириконе» энергию, ум, смелость этого вольноотпущенника дряблости, лени и апатии аристократии, которая ни на что не способна. Но Петроний в то же время и зло смеется над этим выскочкой, который кичится своим богатством. Он смеется над его невежеством, над его грубым вкусом.

Петроний показывает, как Тримальхион встремится на пиру поразить своих гостей богатством обстановки, обилием необычайных кушаний, как он хвастается тем, что у него две библиотеки, одна на греческом языке, другая – на латинском, хвастается знанием греческой литературы и в доказательство своей осведомленности в этой области передает эпизоды из мифа о Троянской войне, нелепо перепутав их:

«Жили-были два брата – Диомед и Ганимед с сестрой Еленой, Агамемнон похитил ее, Диане подсунул лань. Так говорит нам Гомер о войне троянцев с парентийцами. Агамемнон, изволите ли видеть, победил и дочку свою Ифигению выдал за Ахилла; от этого Аякс помешался» (гл. 59).

Смеется Петроний в «Сатириконе» и над глупым тщеславием Тримальхиона, которому хочется пролезть в знать. Он велит себя хоть на памятнике (если уж нельзя этого сделать при жизни) изобразить в сенаторской тоге, претексте, с золотыми кольцами на руках (вольноотпущенники имели право носить лишь позолоченные кольца).

Петроний делает образ Тримальхиона в «Сатириконе» гротескным, шаржированным. Он смеется над невежеством, тщеславием выскочки-вольноотпущенника, но отмечает и его положительные стороны: ум, энергию, остроумие. Петроний показывает даже сочувствие Тримальхиона к судьбе других людей. Так, на пиру сначала Тримальхион старается поразить гостей своим богатством, пустить пыль в глаза, но, захмелев, он приглашает в триклиний своих рабов, угощает и говорит: «И рабы – люди, одним молоком с нами вскормлены, и не виноваты они, что участь их горькая. Однако, по моей милости, скоро все напьются вольной воды».

Богатство, слепое подчинение всех окружающих сделали Тримальхиона самодуром, и ему, в сущности не злому человеку, ничего не стоит послать раба на казнь только за то, что он не поклонился ему при встрече. Ему, в душе уважающему свою жену, ничего не стоит на пиру бросить в нее серебряную вазу и разбить лицо.

Петроний передает речь и самого Тримальхиона, и его гостей, тоже вольноотпущенников. Все они говорят в «Сатириконе» сочным народным языком. В их речах много предложных конструкций, тогда как в латинском литературном языке обычно употреблялись беспредложные. Тримальхион и его гости не признают существительного среднего рода, но, как и в латинском просторечии, делают их существительными мужского рода. Они любят употреблять уменьшительные существительные и прилагательные, что тоже характерно для народной латыни.

Вольноотпущенники в «Сатириконе» пересыпают свои речи пословицами, поговорками: «Видишь сучок в глазу другого, бревна не замечаешь у себя»; «Раз – так, раз – этак, – сказал мужик, потеряв пеструю свинью»; «Кто не может по ослу, бьет по седлу»; «Далеко бежит, кто от своих бежит» и т. д. У них меткие определения, часто выраженные в виде отрицательных сравнений: «Не женщина, а бревно», «Не человек, а мечта!», «Перец, а не человек» и т. д.

В последующие века продолжателями данного в «Сатириконе» жанра сатирико-бытового приключенческого романа были и Боккаччо с его «Декамероном», и Филдинг с «Томом Джонсом», и Лесаж с «Жиль Блазом», и многие авторы так называемого плутовского романа.

Образ Петрония заинтересовал Пушкина, и наш великий поэт обрисовал его в «Повести из римской жизни», к сожалению лишь начатой. Сохранился отрывок из нее – «Цезарь путешествовал».

Майков изобразил Петрония в своем произведении «Три смерти», где показал, как по-разному, но почти в одно время кончили свою жизнь три поэта-современника: стоик-философ Сенека, его племянник, поэт Лукан, и эпикуреец-эстет Петроний.

Польский писатель Генрик Сенкевич обрисовал автора «Сатирикона» в романе «Камо грядеши», но он дал его несколько идеализированный образ, подчеркнув его гуманное отношение к рабам и введя в сюжет романа любовь Петрония к рабыне-христианке.

Петроній «Сатирикон» – аналіз

Автором великого розповідного твору, який дійшов до нас під назвою «Сатирикон» або, точніше, «Книга сатир» («Satiricon libri») зазвичай вважають Петронія Арбітра, змальованого істориком Тацит у оповіданні про правління імператора Нерона. На жаль, цей твір дійшло до нас лише в уривках з 15-й і 16-й книг, а всього їх, мабуть, було 20. Спроби шляхом літературного аналізу відновити сюжетну лінію всього «Сатирикону», як це зробив, наприклад, в XVII в. французький офіцер Нодо, закінчилися невдачею, і всі форми такого письменництва наука рішуче відкидає.

Головними героями «Сатирикону» Петронія є бродяги, юнаки Енколпій, Аскілт і хлопчик-підліток Гитонья. Потім до цієї компанії приєднується колишній ритор-учитель, старий Евмолп. Всі вони розпусники, злодії, люди, що потрапили на дно римського суспільства. Двоє з них, Енколпій і Евмолп, досить знаючі люди, вони розбираються в літературі, мистецтві, Евмолп пише вірші. Бродяги поневіряються по Італії, живуть подачками багатих людей, до яких їх для розваги запрошують то на обіди, то на вечері. Герої при нагоді не проти що-небудь вкрасти. Під час своїх поневірянь вони, крім Аскілта, потрапляють в місто Кротон, де Евмолп видає себе за багатія з Африки і розпускає слух, що залишить свій спадок тому з кротонцев, хто буде за ним краще доглядати. Таких мисливців знайшлося чимало, матері навіть віддають своїх дочок в коханки Евмолпом в надії отримати багатство старого після його смерті.

На довершення всього Евмолп оголошує претендентам на його спадщину, що вони повинні після його смерті розрубати труп і з’їсти його.

На цьому рукопис обривається.

«Сатирикон» Петронія написаний прозою, переплітається з віршами. Такий вид літературної творчості носить назву «менипповой сатури», по імені грецького філософа-кініка і поета Мениппа, який вперше оформив цей жанр і продовжувачем якого був римський письменник-філолог Варрон.

«Сатирикон» являє собою сатирико-побутової пригодницький роман. У ньому автор з великою майстерністю показав різні соціальні групи. Його герої бродяги поневіряються по всій Італії, і Петроній кидає їх і в середу багатіїв-вільновідпущеників, і в розкішні вілли римської аристократії, і в таверни містечок, і в кубла розпусти.

Автор «Сатирикону» песимістично дивиться на життя, і це настрій він передає своїм героям, які не бачать мети життя. Вони часто говорять, що навкруги панує сваволя, що всюди – влада золота.

Так, Енотея говорить (гл. 137):

Тих, хто з грошима, завжди підганяє вітер попутний,
Навіть Фортуною вони правлять з волі своєї.
Варто їм захотіти, – і в подружжя візьмуть хоч Данаю,
Навіть Акрисий-батько доньку довірить таким,
Нехай багач складає вірші, виступає з промовами,
Нехай він тяжби веде – буде Катона славних.
Нехай, як законів знавець, своє виносить решенье –
Буде він вищий, ніж у давнину Сервий иль сам Лабеон.
Що тлумачити? Побажай чого хочеш: з грошима да з хабарем
Все ти отримаєш. У калитці нині Юпітер сидить … (Б. Ярхо.)

Коли Енколпій і Аскілт побачили втрачену ними туніку в руках поселянина, то один пропонує звернутися за допомогою до суду, а інший йому жваво заперечує (гл. 14):

Що нам допоможе закон, якщо правлять в суді тільки гроші,
Якщо бідняк нікого не здолає довіку?
Та й ті мудреці, хто торбинку кініків носять,
Теж за гроші деколи істині вчать своєї.

Петроній висловив через героїв «Сатирикону» релігійний скептицизм, який був характерний для римського суспільства перших століть н. е. У романі Петронія навіть служителька храму бога Приапа Квартілла каже: «Наша округа повним-повний богів-покровителів, так що бога тут легше зустріти, ніж людини» (гл. 17).

Енколпій, який убив священного гусака, почувши закиди жриці у зв’язку з цим «злочином», кидає їй два золоті і каже: «На них ви можете купити і богів і гусей».

Вольноотпущенник Ганімед у розпалі зображеного Петронієм бенкету нарікає на занепад релігії в суспільстві. Він каже, що «Юпітера ніхто тепер в гріш не ставить» і що «у богів ватяні ноги через нашого невіри».

Про падіння вдач в суспільстві говорить в «Сатириконе» вчитель Евмолп, сам порядна розпусник. Він дорікає своє покоління: «Ми ж, які загрузли у вині та розпусті, не можемо навіть заповіданого предками мистецтва вивчити, нападаючи на старовину, ми вчимося і вчимо тільки пороку».

Герої Петронія не вірять ні в що, у них немає поваги ні до себе, ні до людей, у них немає мети життя. Вони вважають, що жити треба тільки заради плотських задоволень, жити під девізом «лови день» (carpe diem).

Читать еще:  Годы жизни лихачева д с. Лихачев Д.С

Персонажі «Сатирикону» спираються на Епікура, але розуміють його філософію в примітивному, спрощеному аспекті. Вони вважають його глашатаєм любовних насолод (гл. 132):

Правди батько, Епікур, і сам повелів нам, премудрий,
Вічно любити, кажучи: мета цієї життя – любов …

Життєве credo основних героїв «Сатирикону» Петронія найкраще виражає ритор-бродяга Евмолп: «Я особисто завжди і скрізь так живу, що намагаюся використовувати всякий день, точно це останній день мого життя».

Навіть багач вольноотпущеннік Тримальхион, тримаючи перед собою срібний скелет, вигукує (гл. 34):

Горе нам, біднякам! О, скільки человечишко жалюгідний!
Станом ми всі такі, ледь тільки Орк нас викраде!
Будемо ж жити добре, други, покуда живемо.

І далі додає (гл. 72): «Отже, якщо ми знаємо, що приречені на смерть, чому ж нам зараз не пожити в своє задоволення?»

Аналіз «Сатирикону» показує, що Петроній цінує красу і часто відзначає це чи шляхом епітетів («дуже гарна жінка Тріфу», «гарненька Доріда», «Гитонья, милий хлопчик дивовижної краси»), або ж у вигляді розлогих описів гарної зовнішності, наприклад при зображенні красуні Кірк. Естетичне ставлення до життя Петроній передає і своїм героям, хоча іноді це якось і не в’яжеться з усім виглядом того чи іншого персонажа. Так, бродяга Енколпій гидливо відноситься в «Сатириконе» до всіх проявів несмаку, до всього неізящной за своєю формою і, навпаки, відзначає красу тих чи інших предметів. Насміявшись про себе над безглуздим нарядом вільновідпущеника Трімальхіона, навішати на себе багато коштовностей, він тут же на бенкеті відзначає красу його гральних кісток і витонченість мімічної сценки, що зображає божевільного Аякса. Енколпія претит поява в триклінії рабів, йому нудно, що «від раба-кухаря несло підливою і приправами». Він зауважує грубість затії Трімальхіона – неструнке спів рабів, які розносять страви. Від його уваги не вислизнули ні гугняві голосу рабів, ні їхні помилки у вимові.

Сатирикон
Героїня «Сатирикону» Фортуната. Малюнок Н. Ліндсея

У «Сатириконе» Петроній доносить до читачів і свої погляди на літературу. Він сміється над поетами-архаистам, які орієнтуються на класичний героїчний епос, використовують міфологічні сюжети і створюють витвори, далекі від життя. Саме таким представлено романі бездарний поет-ритор Евмолп. Він читає свої поеми «Руйнування Іліона» та «Про громадянську війну». Перша з цих поем є пишномовної риторичної декламацією на тему про спалення греками Трої, бездарним переспівом другої книги «Енеїди» Вергілія. Мабуть, за допомогою цієї поеми Петроній висміяв і віршування імператора Нерона, який писав поеми з міфологічними сюжетами, в тому числі і поему про спалення Трої.

У поемі Евмолпом «Про громадянську війну» Петроній сміється над поетами, що намагаються сюжети із нашого сучасного життя розгорнути в стилі героїчного епосу із залученням міфології. Від імені Евмолпом Петроній зображує тут боротьбу Цезаря з Помпеєм. Причиною цієї боротьби в «Сатириконе» називається гнів Плутона на римлян, які у своїх рудниках дорилісь мало не до самого підземного царства. Щоб розтрощити силу римлян, Плутон посилає Цезаря проти Помпея. Боги, як це годиться за традицією героїчного епосу, розділилися на два табори: Венера, Мінерва і Марс допомагають Цезарю, а Діана, Аполлон і Меркурій – Помпею.

Богиня розбрату, Дискордия, розпалює ненависть борються. «Кров на вустах запеклася, і плачуть підбиті очі; зуби стирчать з рота, покриті іржею грубою, отрута тече з язика, звиваються змії навколо пащі », – словом, дається традиційний міфологічний образ, що втілює зло і розбрат.

Цей же сюжет про громадянську війну, про боротьбу Цезаря з Помпеєм розгорнув Лукан, сучасник Петронія, у своїй поемі «Фарсалія». Осміюючи поему Евмолпом «Про громадянську війну», Петроній висміює архаістіческіе тенденції сучасних йому поетів. Недарма він показує, що Евмолпом, декламує свої вірші на міфологічні теми, слухачі закидають камінням.

Петроній дає в «Сатириконе» пародію на грецький роман. Адже грецькі романи були далекі від життя. У них зазвичай зображувалися незвичайної краси коханці, цнотливі люди, їхня розлука, пошуки один одного, пригоди, переслідування з боку якого-небудь божества або просто удари долі, бої між суперниками і, нарешті, зустріч коханців.

Всі ці моменти є в «Сатириконе» Петронія, але вони подані у пародійному стилі. Коханці тут – розпусники, одного з них переслідує бог Пріап, але цей бог – покровитель розпусти. Якщо в грецьких романах бої між суперниками зображуються з усією серйозністю, з повагою до борються, то в романі Петронія сцени такого бою подані в комічному плані. Ось як господар таверни і його челядь «б’ються» з Енколпія і Евмолпом:

«Він метнув в голову Евмолпом глиняний горщик, а сам з усіх ніг кинувся з кімнати … Евмолп … схопив дерев’яний свічник і помчав услід за ним … Тим часом поварята і всяка челядь насіли на вигнанця: один норовив ткнути його в очі вертелом з гарячими потрохами, інший, схопивши кухонну рогатку, став у бойову позицію … »(гл. 95).

Аналіз суспільних тенденцій роману «Сатирикон» показує, що в ньому зображені люди різних соціальних груп: аристократи, ділки-вільновідпущеники, бродяги, раби, але так як ми не маємо усього роману, то немає і цілісного уявлення про цих героїв. Лише один образ роману зображений Петронієм на весь зріст – це образ вільновідпущеника Трімальхіона. Це не основний герой «Сатирикону». Тримальхион один з тих, з якими випадково доводиться зустрічатися головним героям Аскілу і Енколпія. Бродяги в громадській лазні зустрілися з Трімальхіон, і він запросив їх до себе на вечерю. Тримальхион – яскравий, життєвий образ. В особі його Петроній показав, як розумні, енергійні раби з низів піднімаються до вершини соціальної драбини. Сам Тримальхион розповідає на бенкеті своїм гостям, як він з дитинства догоджав господареві та господині, став довіреною особою у господаря і до його рук «дещо прилипало», потім він був відпущений на свободу, став торгувати, розбагатів, ризикнув на весь свій капітал купити товарів і відправити його на кораблях на Схід, але буря розбила кораблі. Тримальхион все ж не падав духом: він продав коштовності своєї дружини і знову з невтомною енергією пустився у всякі торговельні операції і через кілька років став всесильним багатієм.

Петроній протиставляє в «Сатириконе» енергію, розум, сміливість цього вільновідпущеника в’ялості, ліні і апатії аристократії, яка ні на що не здатна. Але Петроній в той же час і зло сміється над цим вискочкою, який хизується своїм багатством. Він сміється над його неуцтвом, над його грубим смаком.

Петроній показує, як Тримальхион встремітся на бенкеті вразити своїх гостей багатством обстановки, достатком надзвичайних страв, як він хвалиться тим, що у нього дві бібліотеки, одна на грецькій мові, інша – латинською, хвалиться знанням грецької літератури і на доказ своєї обізнаності в цій області передає епізоди з міфу про Троянської війни, безглуздо переплутавши їх:

«Жили-були два брати – Діомед і Ганімед з сестрою Оленою, Агамемнон викрав її, Діані підсунув лань. Так говорить нам Гомер про війну троянців з парентійцамі. Агамемнон, изволите чи бачити, переміг і доньку свою Іфігенію видав за Ахілла; від цього Аякс збожеволів »(гл. 59).

Сміється Петроній в «Сатириконе» і над дурним марнославством Трімальхіона, якому хочеться пролізти в знати. Він велить себе хоч на пам’ятнику (якщо вже не можна цього зробити за життя) зобразити у сенаторською тозі, претекстом, з золотими кільцями на руках (вільновідпущеники мали право носити лише позолочені кільця).

Петроній робить образ Трімальхіона в «Сатириконе» гротескним, шаржованим. Він сміється над невіглаством, марнославством вискочки-вільновідпущеника, але відзначає і його позитивні сторони: розум, енергію, дотепність. Петроній показує навіть співчуття Трімальхіона до долі інших людей. Так, на бенкеті спочатку Тримальхион намагається вразити гостей своїм багатством, пустити пил в очі, але, захмелівши, він запрошує в трикліній своїх рабів, пригощає і каже: «І раби – люди, одним молоком з нами вигодувані, і не винні вони, що доля їх гірка. Однак, з моєї ласки, скоро все нап’ються вільної води ».

Багатство, сліпе підпорядкування всіх оточуючих зробили Трімальхіона самодуром, і йому, в суті не злому людині, нічого не варто послати раба на страту тільки за те, що він не вклонився йому при зустрічі. Йому, в душі поважаючому свою дружину, нічого не стоїть на бенкеті кинути в неї срібну вазу і розбити обличчя.

Петроній передає мову і самого Трімальхіона, і його гостей, теж вільновідпущеників. Всі вони говорять в «Сатириконе» соковитим народною мовою. У їхніх промовах багато прийменникових конструкцій, тоді як в латинському літературній мові зазвичай вживалися безприйменникові. Тримальхион та його гості не визнають іменника середнього роду, але, як і в латинському просторіччі, роблять їх іменниками чоловічого роду. Вони люблять вживати зменшувальні іменники і прикметники, що теж характерно для народної латини.

Вільновідпущеники в «Сатириконе» пересипають свої промови прислів’ями, приказками: «Бачиш сучок в оці іншого, колоди не помічаєш у себе»; «Раз – так, раз – отак, – сказав мужик, втративши строкату свиню»; «Хто не може по ослу, б’є по сідла»; «Далеко біжить, хто від своїх біжить» і т. Д. У них влучні визначення, часто виражені у вигляді негативних порівнянь: «Не жінка, а колоду», «Не людина, а мрія!», «Перець, а не людина» і т.д.

У наступні століття продовжувачами даного в «Сатириконе» жанру сатирико-побутового пригодницького роману були і Боккаччо з його «Декамерон», і Філдінг з «Томом Джонсом», і Лесаж з «Жиль Блаз», і багато авторів так званого шахрайського роману.

Образ Петронія зацікавив Пушкіна, і наш великий поет змалював його в «Повісті з римського життя», на жаль лише розпочатої. Зберігся уривок з неї – «Цезар подорожував».

Майков зобразив Петронія у своєму творі «Три смерті», де показав, як по-різному, але майже в один час закінчили своє життя три поети-сучасника: стоїк-філософ Сенека, його племінник, поет Лукан, і епікуреєць-естет Петроній.

Польський письменник Генрик Сенкевич змалював автора «Сатирикону» в романі «Камо грядеши», але він дав його кілька ідеалізований образ, підкресливши його гуманне ставлення до рабів і ввівши в сюжет роману любов Петронія до рабині-християнці.

Источники:

http://studopedia.ru/20_57896_satirikon-petroniya-parodiya-i-ironiya-sotsialnaya-problematika-i-literaturnaya-polemika.html
http://rushist.com/index.php/literary-articles/2605-petronij-satirikon-analiz
http://moyaosvita.com.ua/literatura/petronij-satirikon-analiz/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий