Сатирические приемы в сказках салтыкова-щедрина. М

Творения Михаила Евграфовича Салтыкова — Щедрина разнообразны по своей стилистике, но настоящее признание ему принесли произведения сатирического жанра. Именно сатирическая направленность его произведений поставила его в один ряд с всемирно известными писателями — Эзопом, Марком Твеном, Франсуа Рабле, Джонатаном Свифтом.

Основное направление его сатирических произведений — острая критика общесоциальных проблем в России того времени. В своих трудах Салтыков — Щедрин подвергал сатирическому осмеянию все пороки самодержавно-крепостнического режима XIX века. Объектом высмеивания становились уклад и дикие обычаи общества, нравственное и физическое ”загнивание” помещиков, прозябание обывателей, развитие культуры и многое другое. Но в большей степени сатира писателя была направлена на два вектора общества — правящее самодержавие и простой народ, критикуя как притеснителей за их самодурство и жестокость, так и угнетённых за их кротость и страх.

Сатира Салтыкова — Щедрина пропитана революционными настроями и освободительными теориями. Он активно вмешивается в описываемые перепетии, насыщая свои произведения публицистической направленностью.

Являясь продолжателем гоголевских традиций, Михаил Евграфович пытается изобразить чудовищную действительность происходящего в предельно критичном свете. Автор умело находит именно свой стиль сатиры — фантастический гротеск. Это даёт ему возможность придать образам символичный и нелепый характер. Герои приобретают неправдоподобные качества, помогающие великолепно раскрыть суть описываемой ситуации.

Большой творческой удачей становится способность писателя через сказки выражать своё критичное отношение к жизни в стране. Выбрав эту форму повествования, Салтыков — Щедрин умело добавляет новый, более яркий смысл в старинный вид народного творчества. Писатель прекрасно умеет выражаться иносказательным эзоповым языком для изображения всей бессмысленности происходящего. Его сказки — это грозная и поучающая сатира за все беды и горести, которые происходят вокруг.

Сказки Салтыкова — Щедрина ”для детей изрядного возраста” — это протест автора-патриота на окружающее бесчинство, своеобразный способ борьбы с ним. В его сказках, как и положено, присутствует назидание читателю. Главные герои — звери, но странным образом они напоминают людей! Они живут такой же обычной жизнью, как и люди, занимаясь простыми обывательскими делами: читают прессу, трудятся в ведомствах, получают образование в кадетских корпусах и оплачивают налоги. Этот добавляет особой причудливости ”Сказкам” Сатыкова — щедрина. В мельчайших деталях писатель рисует быт животных, давая читателю возможность осознать, что он транслирует актуальные проблемы России конца XIX века.

В своих произведениях писатель очень активно применяет приём ”говорящих фамилий”. Его герои действительно живые, не высосанные из пальца. Многие образы и характеры он списывал с близких и родных людей — матери и братьев.

Способность Салтыкова — Щедрина выражать свои мысли с помощью аллегории, позволяла ему окольными путями обходить строгий суд цензоров. Он мог, не скрываясь выражать свои революционные мысли. Фразы и идеи были настолько замаскированы, что не каждый мог распознать истинную тему работы. Это особенно относительно к сказкам. Поскольку сказки, как правило, чтиво для детей, мало кто будет искать в них истину, просто получая наслаждение от прочтения.

Очень сложно отнести произведения к какому-то жанру. Салтыков — Щедрин мастерски орудует всеми стилями, переплетая в одну свою, особенную систему повествования, открывая перед читательской аудиторией новые просторы для фантазии. Именно это впечатляет и вдохновляет читателей. Произведения Салтыкова — Щедрина по сей день достаточно популярны и актуальны.

Вариант 2

Салтыков-Щедрин известен больше всего как писатель сатирический. В своих произведениях он высмеивал те самые пороки современного ему общества, от которого оно не избавилось до сих пор. Но уверен, что труд его не был напрасным, а его сатирические сказки актуальны и теперь.

Всем известен его премудрый пескарь и карась-идеалист или орел-меценат, например. Также в животных, птицах и рыбах, которые действовали, как люди в его историях, он показывал пороки людские. Но иногда даже сами пороки становились действующими лицами. Вот в сказке «Добродетели и пороки» живут Лесть, Честность, Прелюбодеяние… У них есть свои старики, которые, например, считают, что пороки должны гордо нести своё знамя, а есть и молодые, которые думают, что можно и прикинуться добродетельными, чтобы войти в хороший дом. У этих почти абстрактных, но таких живых персонажей есть общение, отношения, свои привычки. Добродетели унижены, они стараются выкинуть «фортель», чтобы зажить в золоте – не хуже пороков. Сказки Салтыкова-Щедрина как раз направлены на то, чтобы, с одной стороны, удивить читателя, а с другой – показать ему знакомые ситуации.

Реже действуют в историях писателя и просто люди. Например, его обманщик-газетчик, в одноименном рассказе, жалуется, что правда в цене упала. И легковерный читатель по вине обманщика попадает в тюрьму, где за день подхватывает болезнь, от которой тут же и умирает. А газетчик живёт припеваючи!

Читать еще:  Человечество избавляется от агрессии.

В истории «Либерал» героя встречают с радостью, позволяют проводить реформы, но только с «допущением». Не всё же сразу! И либерал отказывается от своих принципов шаг за шагом.

Салтыков-Щедрин критиковал общество, государственные институты – собственно, чиновников. Всё это иносказательно, но доступно. Автор использует разные литературные приёмы, к примеру, гиперболу.

Сатира пронизывала всё творчество Салтыкова-Щедрина, его имя полностью ассоциируется с ней в русской литературе. Мне лично нравятся сказки этого автора, но много сразу их сложно читать. По крайней мере, мне.

Юмор в творчестве Салтыкова-Щедрина

М.Е. Салтыков-Щедрин – великий русский писатель. Его творчество многообразно. Из-под пера автора увидели свет поэтические и прозаические произведения. Ещё в молодости Михаил Евграфович начал сочинять сатирические стихи. Через них он выражал неодобрительное отношение к тому или явлению. Для того, чтобы избежать цензуры, писатель пользуется приёмом аллегории.

Особое место в череде творений Салтыкова-Щедрина занимают сказки. Именно сказки являются сатирической вершиной творчества автора. Создавая сказочные образы, писатель наделяет своих героев сатирическим смыслом. Так, через сатиру и иносказательность, Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя глубину общественных явлений. Образы животных издавна используются в баснях и сказках. Этим известным приёмом воспользовался автор. Через образы животных, наделённых самыми отвратительными, низменными и смешными качествами, высмеиваются человеческие пороки.

Используя эзопов язык, писатель высмеивает глупость, жадность, жестокость, лень. Без применения аллегории показать существующий общественный строй и установленные порядки , было бы невозможно. Только при помощи звериных «масок» и приёмов иносказания Салтыков-Щедрин может высмеять царских чиновников и дать полную оценку существующей власти.

Внутренние противоречия, раздирающие общество, дают пищу для сюжетов и создания карикатурных образов. Каждый герой произведения наделён характером и поступками, присущими только людям. Но вместе с тем каждый образ сохраняет в себе характерные качества и признаки того или иного животного. Эти образы не просто смешны. Они несут в себе поучительную нотацию.

Темы, затрагиваемые в произведениях Щедрина, разнообразны. Так в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», показаны образы паразитов. Оказавшись на острове, богатом природными ресурсами, два генерала не смогли наладить свой быт. Без оказавшегося рядом мужика они попросту умерли бы с голода. Проведя параллель, можно задать закономерный вопрос: какую пользу эти паразитирующие существа несут обществу? Какой прок государству, если они даже в быту никчёмны?

Смех и сатира стали грозным оружием в руках писателя. При их помощи он обличает и высмеивает всё самое низменное и недостойное в человеке и обществе. Пародия – смысл сатирических произведений Салтыкова-Щедрина.

Также читают:

Картинка к сочинению Сатира и юмор Салтыкова-Щедрина

Популярные сегодня темы

Этот персонаж является одним из героев в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». На момент начала романа — а это 1805 год — Борису уже как 20 лет.

Михаил Афанасьевич Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» затрагивает множество вечных философских вопросов, ответы на которые скрываются и в поступках самих героев, и в их размышлениях и терзаниях.

Книга Джунглей» Джозефа Редьярда Киплинга — это серия из семи рассказов, которые в основном происходят в джунглях Индии. Со времени публикации книги в 1893 году многие думали о том, как «Книга джунглей»

Быстрая смена событий, большой объем информации, и всеобщая усталость дают о себе знать. Человек устает, стремится расслабиться и пытается убежать от реальности. Возможно, ли убежать от реальности?

Роман Джорджа Оруэлла «1984» — антиутопическое произведение. В нем читатель видит выдуманный мир, где тоталитаризм достиг своей высшей точки. Ужасный в своей абсурдности, он пугает правдоподобностью

САТИРИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Творчество великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина — явление знаменательное, порожденное особыми историческими условиями в России 50—-80-х годов XIX века.

Писатель, революционный демократ, Щедрин — яркий представитель социологического течения в русском реализме и вместе с тем глубокий психолог, по характеру своего творческого метода отличный от современных ему великих писателей-психологов. В 80-е годы создается книга сказок, так как с помощью сказок легче было донести до народа революционные идеи, раскрыть классовую борьбу в России второй половины XIX века, в эпоху становления буржуазного строя. В этом писателю помогает эзопов язык, с помощью которого он маскирует свои подлинные Намерения и чувства, а также своих героев, чтобы не привлекать внимание цензуры. В раннем творчестве Салтыкова-Щедрина встречаются сказочные образы «зоологического уподобления». В «Губернских очерках», например, действуют чиновники — осетры и пискари; у губернских аристократов проявляются свойства то коршуна, то щуки зубастой, а в выражении лиц угадывается, «что она останется без возражений». Поэтому писатель исследует в сказках типы общественного поведения, проявленные временем.

Он высмеивает всякого рода приспособления, упования, несбыточные надежды, продиктованные инстинктом самосохранения или наивностью. Ни самоотверженность зайца, сидящего под кустом по «волчьей резолюции», ни мудрость пискаря, забившегося в нору, не спасают от гибели. Уж на что лучше, кажется, приспособилась к политике «ежовых рукавиц» вяленая вобла.

«Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести — ничего такого не будет», — радовалась она. Но по логике времени, «смутного, неверного и жестокого», и вобла была «слопана», так как «из торжествующей превратилась в заподозренную, из благонамеренной — в либералку». Особенно беспощадно высмеял Щедрин либералов. В письмах этого времени писатель нередко уподоблял либерала животному. «. Хоть бы одна либеральная свинья выразила сочувствие! » — писал он по поводу закрытия «Отечественных записок». «Нет животного более трусливого, чем русский либерал».

Читать еще:  Короткие гифки. Прикольные гифки

И в художественном мире сказок действительно не нашлось животного, равного по подлости либералу. Щедрину было важно назвать ненавистное ему общественное явление собственным языком и заклеймить его на все времена («либерал»). Писатель по-разному относился к своим сказочным персонажам. Смех его, и гневный и горький, неотделим от понимания страданий человека, обреченного «уставиться лбом в стену и в этом положении замереть». Но при всей симпатии, например, к карасю-идеалисту и его идеям Щедрин трезво смотрел на жизнь.

Судьбой своих сказочных персонажей>он показал, что отказ от борьбы за право на жизнь, любая уступка, примирение с реакцией равносильны духовной и физической гибели человеческого рода. Доходчиво и художественно убедительно он внушал читателю, что самодержавие, как богатырь, рожденный от Бабы-Яги, прогнило изнутри и ждать от него помощи или защиты бессмысленно («Богатырь»). Тем более что деятельность царских администраторов неизменно сводится к «злодеяниям». «Злодеяния» могут быть «срамными», «блестящими», «натуральными», но они остаются «злодеяниями» и обусловлены не личными качествами «топтыгиных», а принципом самодержавной власти, враждебной народу, гибельной для духовного и нравственного развития нации в целом («Медведь на воеводстве»). Пусть волк и отпустил однажды ягненка, пусть какая-то барыня пожертвовала погорельцам «ломти хлеба», а орел «простил мышь».

Но «с чего же, однако, орел «простил» мышь? Бежала она по своему делу через дорогу, а он увидел, налетел, скомкал и. простил! Почему он «простил» мышь, а не мышь «простила» его?» — прямо ставит вопрос сатирик. Таков уж «исстари заведенный» порядок, при котором «волки с зайцев шкуру дерут, а коршуны и совы ворон ощипывают», медведи разоряют мужиков, а «мздоимцы» их грабят («Игрушечного дела людишки»), пустоплясы пустословят, а коняги в поте лица работают («Коняга»); Иван Богатый и в будни ест щи «с убоиной», а Иван Бедный и в праздники — «с пустом» («Соседи»). Ни подправить, ни смягчить этот порядок нельзя, как нельзя изменить хищную природу щуки или волка.

Щука, не желая того, «проглотила карася». И волк не по своей воле «так жесток, а потому, что комплекция у него каверзная: ничего он, кроме мясного, есть не может.

А чтобы достать мясную пищу, он не может иначе поступать, как живое существо жизни лишить. Одним словом, обязывается учинить злодейство, разбой». Хищники подлежат уничтожению, иного выхода сказки Щедрина просто не предполагают. Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пискарь — герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого «просвещенного, умеренно-либерального» труса было самосохранение, уход от борьбы.

Поэтому пискарь прожил до глубокой старости невредимым. Но какая это была паскудная жизнь! Она вся состояла из непрерывного дрожания за свою шкуру. Он жил и дрожал — только и всего.

Эта сказка, написанная в годы политической реакции в России, без промаха била по либералам, пресмыкавшимся перед правительством из-за собственной шкуры, по обывателям, прятавшимся в своих норах от общественной борьбы. На многие годы запали в душу мыслящих людей России страстные слова великого демократа: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться — достойны-. ми гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари». Фантастика щедринских сказок реальна, несет в себе обобщенное политическое содержание.

Орлы «хищны, плотоядны. ». Живут «в отчуждении, в неприступных местах, хлебосольством не занимаются, но разбойничают» — так говорится в сказке об орле-меценате.

И это сразу рисует типические обстоятельства жизни царственного орла и дает понять, что речь идет совсем иге о птицах. И далее, сочетая обстановку птичьего мира с делами отнюдь не птичьими, Щедрин достигает комического эффекта и едкой иронии.

Сатирические приемы в сказках Салтыкова-Щедрина

Михаил Салтыков-Щедрин – создатель особого литературного жанра – сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.

Об авторе

Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

Читать еще:  Уморительные статусы. Прикольные статусы с юмором

Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина

Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего это иносказание. В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.

Другой прием – использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?

«Карась-идеалист»

В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» – это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев – собирательный образ представителей того или иного социального класса.

В центре сюжета сказки – дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же – это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж – Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.

Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

«Дикий помещик»

Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.

Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.

В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа – представители провинциального помещичьего рода – погибают один за другим. Причина их гибели – глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.

«Орел-меценат»

Герои этой сказки – орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые – крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц – аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.

«Премудрый пескарь»

Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина – использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».

Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/satira-saltykova-shchedrina-yumor-v-skazkah-proizvedeniyah
http://ruslit.biz/satiricheskie-priemy-v-skazkax-m-e-saltykova-shhedrina/
http://fb.ru/article/316701/satiricheskie-priemyi-v-skazkah-saltyikova-schedrina

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий