Самые яркие кадры открытия мариинского театра.

В Петербурге завершаются последние приготовления к открытию новой сцены Мариинского театра. Для широкой публики она заработает с пятницы: дадут «Иоланту» и «Драгоценности». Но первые выступления начнутся гораздо раньше. В среду для ветеранов самой Мариинки и других петербургских театров, а так же музеев и университетов покажут ту же программу, что будет на праздничном гала-концерте на следующий день; обещают целое созвездие знаменитых оперных и балетных артистов.

Всего два дня — и новая Мариинка распахнет, наконец, стеклянные двери, в которых в солнечный день можно заметить отражение старого театрального здания. Стены из полудрагоценного оникса, мраморные полы, зал с отделкой из бука и самое главное — гала- концерт звезд оперы и балета ждет первых и придирчивых ценителей. Ими станут ветераны.

«Там постановочные решения, световые. Не просто встал, спел, ушел, похлопали. Там будет определенные сюжетные решения, в том числе любопытные, может быть, и забавные. Я очень волнуюсь, как поведет себя и техника, которую еще никто не пробовал. Попробовать технический арсенал можно только в режиме вечернего представления», — говорит Валерий Гергиев.

Чтобы удивить зрителей, технические службы Мариинки круглосуточно тестируют аппаратуру. Чтобы световой оркестр из сотни приборов выступил слаженно, его помогают настроить приглашенные специалисты из Большого.

«Конечно, лучшая сцена, кроме, Большого театра, конечно! Я же не могу сказать, что Большой театр лучше или хуже. Это равнозначные с точки зрения оборудования площадки. Здесь собраны все самые последние образцы театральной светотехники», — рассказывает главный художник по свету Большого театра Дамир Исмагилов.

Многие сравнивают Мариинку с огромной фабрикой по производству спектаклей. Десять этажей. Три — вниз и семь — вверх, не считая стеклянный купол. И при этом никто никому не мешает. На основной сцене может идти опера. Сразу за акустическим занавесом — собираться следующие декорации. В третьем зале, еще за одной перегородкой — вообще, репетиция балета. На боковых площадках в это время могут разгружать фуры, а в фойе идти концерт. Каждое помещение не похоже одно на другое.

В новом здании пять сценических площадок на высоте 37 метров. Музыкальные постановки будут проходить и на открытом воздухе. Весь город, как на ладони. Исаакий, Петропавловка, Смольный, Никольский — эти театральные декорации создавали лучшие зодчие Петербурга.

Пока тут все тестируется, крутится, переворачивается. Артисты репетируют в старом здании. Но некоторые мировые звезды не удержались и зашли попробовать акустику.

«Зашел подпольно и попробовал. У меня там сольный концерт. И вы знаете, ощущения замечательные. Вот это красота, которая внутри! Что касается оборудования — одно из лучших. Мне кажется, мы шагнули на 100 лет вперед», — делится впечатлениями народный артист России Василий Герелло.

Читать еще:  Где живет бетховен. Бетховен

В эти дни на театральной площади можно будет случайно встретить Анну Нетребко, Дениса Мацуева, Юрия Башмета, Ольгу Бородину, Диану Вишнeву, Пласидо Доминго, Ульяну Лопаткину, Владимира Шклярова,- все они участники гала-концерта.

«Мы будем танцевать из спектакля Баланчина «Бриллианты». Мы будем просто выезжать. Будут меняться планшеты. Нам не нужно опускать занавес, как это было раньше. Это очень круто! По-новому!» — говорит премьер труппы Мариинского театра Владимир Шкляров.

После официального открытия начнутся театральные будни. Спектакль за спектаклем. И вот уже на второй сцене поставлены декорации для «Иоланты».

Гала-концерт с участием Пласидо Доминго, Анны Нетребко, Дениса Мацуева, Юрия Башмета и многих других звёзд с мировым именем пройдёт на новой сцене Мариинки в этот четверг. Увидеть его смогут и зрители Первого канала 2 мая сразу после программы «Время».

Снимки на сцене. В Мариинском театре открылась большая фотовыставка

Владимир Высоцкий в роли Гамлета, Аркадий Райкин в спектакле «Светофор», Валерий Гергиев на первом променад-концерте в Мариинском театре. Эти и другие снимки представлены на открывшейся вчера фотовыставке информационного агентства ТАСС «Главные кадры. Театр». Экспозиция посвящена Году театра в России, а также Театральной олимпиаде-2019 и размещена в фойе Новой сцены Мариинки.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Наряду с историческими кадрами здесь представлены современные работы наших фотоспециалистов, которые сняли практически все главные театральные события страны, причем от Калининграда до Находки, — сказал генеральный директор ИА ТАСС Сергей Михайлов.

Выставке предшествовала большая работа. В последние годы в агентстве провели оцифровывание всего большого фотоархива ТАСС, новую жизнь получили 850 тысяч снимков. Благодаря этому некоторые кадры посетители увидят впервые. Один из известнейших театральных фотомастеров страны Юрий Белинский был представлен при открытии экспозиции и его снимками, и лично.

— В сотрудничестве с ТАСС мы представляем Россию по всему миру — наши величайшие постановки, наших артистов. Очень здорово, что удалось восстановить историческую традицию проведения «Русских сезонов» в различных странах мира. Это позволяет правдиво и с достоинством показывать новые спектакли, представлять дарования, которые сегодня появляются в России. У нас есть кому петь, кому танцевать, есть кому сочинять музыку. Здесь запечатлено все лучшее, что было и есть в России, — рассказал о своих впечатлениях от выставки художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.

Самый ранний снимок, представленный на экспозиции, датирован 1948 годом, на нем запечатлен народный артист СССР Александр Пирогов, удостоенный Сталинской премии. На фотографии 1973 года посетители увидят Иннокентия Смоктуновского в роли царя Федора Иоанновича. Эта работа стала единственной для него в Государственном академическом Малом театре. Невозможно не обратить внимание на снимки Майи Плисецкой, Алисы Фрейндлих, Мариса Лиепы, Марины Нееловой и других знаменитых актеров.

— Такими уникальными снимками можно только восхищаться. Здесь запечатлена театральная история города и страны со всеми ее великими событиями и личностями. Театральной фотографии 150 лет, и часть этой знаменательной истории представлена здесь, — отметил при открытии выставки губернатор Петербурга Александр Беглов.

Фотовыставка «Главные кадры. Театр» будет открыта для обозрения почти два месяца — по 15 декабря. Ее смогут посмотреть гости города, участники Петербургского международного культурного форума, который пройдет в ноябре, и, конечно же, посетители Мариинского театра.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6552) от 23.10.2019 под заголовком «Фотографии на сцене».

Театр театру рознь: Почему Мариинка хочет размножаться, а Большой театр — нет

В то время как Валерий Гергиев готовится к экспансии в Кузбасс, Владимир Урин жаждет поскорее избавиться от еще не созданного филиала в Калининграде

Большие перемены на культурном фронте ожидаются в городе… Кемерово. В 2021 году здесь откроется, ни много ни мало, целый Кузбасский культурный кластер. Предполагается, что жители столицы шахтёрского края будут стремительно окультуриваться. Новость, безусловно, отрадная, и вроде бы не имеющая отношения к Петербургу. Но — только на первый взгляд. Локомотивом нового кластера станет Концертный зал филиала Мариинского театра в этом регионе. Скажи об этом любому мало-мальски сведущему петербургскому меломану, и эти вести сразу перестанут быть в его восприятии отрадными. Почему так происходит? Да потому что здесь деньги в открытую сталкиваются с искусством — и побеждают. Результатом может стать еще более серый цвет «мариинских» муз.

Экспансия маэстро Гергиева: количество снижает качество?

За последние годы Мариинский театр обрел привычку широко шагать по стране. После запуска в 2013 году Второй сцены в Петербурге, театр, переживший короткий ренессанс и на время даже несколько потеснивший именитого конкурента — Большой театр России — открыл на базе свежепостроенного оперного театра во Владивостоке Приморскую сцену. А еще чуть позже реальностью стало создание филиала Мариинского театра в Северной Осетии. Земляки знаменитого дирижера и худрука Мариинки отдали ему местный Национальный театр оперы и балета, а также помещение Северо-Осетинской государственной филармонии. Правда, коллектив этого учреждения в итоге остался без родных стен, но это — детали.

Читать еще:  Уилл смит годы жизни. Семья и дети Уилла Смита

Казалось бы, совершается благое дело для поднятия петербургского патриотизма. Ан нет. Посетители Мариинского театра давно отвыкли от творческих удач любимого коллектива: по данным независимой оценки, проведенной Общественным советом при Министерстве культуры РФ, удовлетворенность качеством услуг, оказанных театром Валерия Гергиева, составляет всего лишь 5,1 балла из 40 возможных. А сам Мариинский по итоговой оценке в группе «театры» занимает 224-е место в стране среди 704 организаций.

Такую плачевную статистику можно смело связать именно с наполеоновским размахом петербургского гения. Новые площадки — это не только погонные метры и современная машинерия, на которые потратился государственный бюджет. Это в первую очередь — качественные кадры, которые должны утверждать академический стиль Мариинского театра на местах. В этом и заключается главная проблема.

На освоение новых территорий в Мариинке бросают опытных наставников — чего стоит одно только назначение на пост руководителя оперной труппой Приморской сцены блистательной артистки и педагога Ларисы Дядьковой и «ссылка» в Приморский край прекрасного петербургского дирижера Павла Смелкова! Наверняка из Петербурга во Владивосток курсирует и множество других специалистов и наставников. А ведь их усилия так бы пригодились в оперно-балетной метрополии, не выдавшей за минувший сезон ни одной яркой, запоминающейся премьеры, которая заставила бы говорить о себе театральный мир ну хотя бы в России. А ведь по большому счету новые спектакли Мариинского театра должны оказываться в фокусе и мирового внимания. Да куда там…

И вот теперь — открытие кузбасского фронта. «Мариинские» кадры наверняка уже мысленно пакуют чемоданы. Показатели для областного центра впечатляют: площадь Кемеровского филиала — 22 тысячи квадратных метров, запроектированы два зала — малый на 300 мест и большой на 950 зрителей. Запомним эти цифры, они важны.

Домой! В Москву!

На фоне амбиций Валерия Гергиева совершенно иначе выглядит директор Большого театра Владимир Урин. Накануне Нового года он дал пространное интервью одному из изданий, из которого явно следовало: главному театру страны также предстоит некоторое территориальное расширение, но ему Большой не рад, делая ставку на качество, а не на количество.

Здесь стоит оговориться. По данным Forbes, в 2018 году Мариинский театр принял более 1,6 миллиона зрителей. В то время как Большой театр посетили всего 550 тысяч человек. Казалось бы, старайтесь, москвичи, хоть как-нибудь угнаться за мариинским конвейером! Но нет. По всей видимости, главным своим достижением в Большом числят не «охват», а премьеры последних сезонов, которые сочетают в себе поиски новых форм и возрожденный «большой стиль», собирая восторженные отзывы зрителей и специалистов.

Читать еще:  История таноса. Кто такой Танос

Среди прочих новостей Урин упомянул о грядущем открытии филиала Большого театра в Калининграде. Основные тезисы директора: Калининград — город небольшой, 480 тысяч населения, зала на 950 мест более чем достаточно. И то, одной оперой и балетом его не заполнишь, придется привлекать и другие, драматические коллективы. Со временем это будет самостоятельный театр (а не наоборот, как получилось с Приморской сценой Мариинки. — Ред.). Руководить творческим состоянием нового театра из Большого не будут: только помогут на этапе становления. «Мы же не шитьём обуви занимаемся, а тем, что называется творчество. Всякая попытка поставить это на поток, я убежден, ведет к снижению профессионального качества», — подытожил Владимир Урин разговор о нежелательности экспансии Большого театра в регионы.

Это никогда не окупится

Увы, Мариинский театр захлестнул именно что поток. О востребованности региональных постановок местными жителями говорить не приходится. Если на премьерные показы публика еще собирается, то последующие проходят в полупустых — и даже более того — залах.

Это и объяснимо. Выпустили в 600-тысячном Владивостоке «Евгения Онегина» — ну и сколько его будут смотреть? Так это еще — «Онегин». Новогодняя афиша Приморской сцены выстояла благодаря «Щелкунчикам» по демократичной цене — максимальная стоимость билета составила 3750 рублей на пиковую дату начала детских каникул. А дальше — пустота. Хоть опера, хоть балет — «Риголетто», «Царская невеста», «Дон Кихот»: продано не более четверти мест. Между тем, доля бюджетного финансирования Приморской сцены в 2018 году достигла 73,4 процента при общем доходе 894,9 миллиона рублей. Фактически это полностью дотируемое учреждение.

Еще более плачевно обстоят дела в североосетинском филиале Мариинки. В последние месяцы представлений на сцене Театра оперы и балета во Владикавказе нет. Возможно, там идет ремонт, но сведений об этом найти не удалось. Концерты же в местной филармонии редки, их не более 7-8 в месяц. На январь вообще заявлено только одно представление. Билеты на него, если говорить прямо, не проданы: пока занято всего 21 место из 369. В 2018 году общий доход филиала в 300-тысячном Владикавказе составил 307,4 миллиона рублей, из них бюджетное финансирование — 84,5 процента. Давайте скажем прямо: существование этого амбициозного проекта Гергиева оплачивают налогоплательщики.

Зная эти цифры, можно довольно смело прогнозировать, как будут обстоять дела и в новом кузбасском филиале Мариинского театра. Напомним, в Кемерово проживает 559 тысяч человек.

Бюджетный пирог

Вывод напрашивается сам собой. На кону стоит борьба за федеральный бюджет между двумя главными театрами страны. Но если Большой театр, также дотируемый, несмотря на возможность увеличения субсидий за счет появления нового филиала, не собирается сколько-нибудь длительное время держать его при себе, предпочитая брать качеством, то в Мариинке, похоже, предпочли именно экстенсивный путь развития.

Пока же театр Валерия Гергиева уступает Большому в размере бюджетной порции. Если в 2018 году при общем доходе Мариинского театра 6 миллиардов 864 миллиона рублей доля бюджетного финансирования составила 55,5 процента, то аналогичный показатель Большого составляют 8 миллиардов 628 миллионов рублей и 57 процентов. Разница в привлечении благотворительных и спонсорских средств еще более показательна: в 2018 году Мариинка, по данным Минкульта, собрала всего 7,7 миллиона рублей против 976,6 миллиона у Большого театра. Как видно, имидж двух театров по привлекательности для меценатов несопоставим. Так хоть от федерального пирога откусить больше, чем москвичи, — пусть и чуть-чуть. Похоже, это и есть творческая задача для Мариинского театра на ближайшее время.

Константин КАЮКОВ,

интернет-журнал «Интересант»

Источники:

http://www.1tv.ru/news/2013-04-29/74174-proslavlennaya_mariinka_gotova_udivlyat_zriteley
http://spbvedomosti.ru/news/culture/snimki-na-stsene-v-mariinskom-teatre-otkrylas-bolshaya-fotovystavka/
http://www.interessant.ru/culture/tieatr-tieatru-rozn-pochi

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий