Саксофон история инструмента. Строение саксофона

Романтическое звучание мелодий с саксофоном достигается за счет слаженного взаимодействия языка, губ, дыхания, пальцев рук и осанки исполнителя. Для тех, кто очарован этим инструментом, будет интересно ознакомиться с ним поближе. Далее в статье мы узнаем все подробности о саксофоне.

Историческая справка

Это инструмент, который был изобретен в далеком 1842 году в Бельгии музыкантом по имени Адольф Сакс, имя которого, собственно, и послужило наименованием для его детища. Вот только это было идеей не самого изобретателя, а его друга – французского композитора Гектора Берлиоза.

Его статьи, в которых он указывал на преимущества новинки, буквально разрекламировали саксофон. Красивый инструмент был детально представлен обществу. Это не могло не привести к мгновенной популярности его в среде самых известных композиторов того времени. Однако здесь история не завершает свой рассказ о саксофоне (это было бы весьма большой утратой для современной хроники).

Особый почет инструмент приобрел в начале 20 столетия, когда на улочках Америки стал зарождаться джаз.

Даже сам создатель саксофона не мог бы представить себе такой невероятный успех – широкую распространенность инструмент приобрел спустя почти 200 лет после изобретения. Тем не менее, несмотря на богатую историю саксофона, можно видеть, что общее устройство его осталось неизменным с момента появления.

Саксофон – это…

Саксофон – слово, которое состоит из следующего словосочетания: sax — фамилия музыканта-изобретателя, phone — звук. Этот инструмент официально считается духовым деревянным и принадлежит по принципу звукоизвлечения к деревянным, хотя его никогда не изготавливают из дерева.

Его изобретатель, Адольф Сакс, назвал свое первое сконструированное детище «мундштучным офиклеидом», а Берлиоз позднее изменил сложное название на более простое и приятное слуху.

С середины 19 века саксофон, музыка которого начинает чаще появляться в духовых оркестрах (в симфонических гораздо реже, а сольные партии вообще не практиковались), начинает постепенно и уверенно выходить из тени других популярных инструментов. Можно сказать, что распространение его происходило скачками в тесной зависимости от культурных движений.

Саксофон – это основной инструмент джаза и его производных, а также часто его можно встретить в эстрадной музыке.

Он отличается мощным и полным звучанием, большой технической подвижностью и певучим тембром.

Красивая музыка с саксофоном способна всколыхнуть в человеке воспоминания обо всем хорошем, что с ним произошло в жизни, задеть струны души и возродить целый океан потухших эмоций.

Устройство саксофона

Инструмент представляет собой трубку конической формы, которую изготавливают, как правило, из специальных сплавов: пакфонга (сплав меди, цинка и никеля), томпака (сплав цинка и меди), латуни. Компактная форма трубки саксофона достигается за счет изогнутости в форме чубука. Сопрано и сопранино (высокие разновидности инструмента) обладают небольшой длиной и обычно не изгибаются. На современных фирмах-изготовителях обычно выпускаются прямые басовые саксофоны и изогнутые сопрановые (однако это осуществляется, скорее всего, в целях эксперимента).

Саксофон, ноты для которого представлены в широком доступе, состоит традиционно из трех частей: корпуса, раструба и «эса» (тонкая трубка, которая является продолжением корпуса). На тонкую трубку насаживается мундштук. Его строение напоминает строение кларнетного мундштука: обладает клювообразной формой, производится из пластика или черного эбонита, у теноровых и более низких разновидностей может изготавливаться из металла.

Многообразие направлений и жанров (песни для саксофона могут писаться как для эстрады и оркестров, так и для соло партий) привело к появлению большого количества вариантов строения мундштука, в зависимости от необходимого звучания.

Различают мундштуки по следующим параметрам:

  • открытость (то есть расстояние от конца трости до верхнего края мундштука);
  • длина выемки (то есть длина свободной части, которая прижата к мундштуку).

Классическое исполнение требует использование мундштуков закрытого характера, другим же жанрам отлично подойдут более открытые версии.

Трость (или язычок), строение которой схоже с тростью кларнета, выполняет роль звукообразующего элемента. Для ее изготовления обычно используют камыш, но некоторые модели выполняются и из синтетических материалов. Трости могут иметь разный размер, в зависимости от разновидности инструмента.

К мундштуку трость прикрепляется при помощи специального приспособления – лигатуры (хомутик небольшого размера с двумя винтами). Для классического саксофона ее выполняют из металла, а в джазе и других музыкальных жанрах скорее приветствуется кожаная лигатура, которая дает трости более свободное колебание.

Читать еще:  Награды киплинга. Краткая биография киплинга

Чтобы предохранить трость от случайного повреждения, применяется особый пластмассовый или металлический колпачок, который надевают на мундштук, если саксофон долго не используется.

У рассматриваемого инструмента имеется сложная система клапанов, которые закрывают и открывают отверстия на его корпусе. Количество клапанов может варьироваться от 19 до 22, в соответствии с разновидностью саксофона.

Семейство саксофонов, разновидности

Вообще Сакс сконструировал 14 разновидностей инструмента, но в настоящий момент используется лишь 7 из них.

Из представленных разновидностей только три получили широкое распространение. К ним относятся альтовый, теноровый и сопрановый саксофоны. Это своеобразное саксофонное трио, которое задействуется в джазе и классической музыке. Использование баритонового джаза отмечается преимущественно в джазе, в его производных и родственных жанрах.

Диапазон саксофона составляют три регистра: низкий, средний и высокий. Он покрывает две с половиной октавы. Некоторые современные сочинения характеризуются использованием «фальцетного» регистра (который считается выше высокого), достигаемого за счет специальной аппликатуры, которая используется для получения «флажолетных» гармонических звучаний.

Альтовый саксофон

Является самым популярным видом саксофона. Вносит изюминку в классические произведения, а также является беспрецедентным властителем современного джаза. Данный саксофон отличается широким диапазоном звучания: в него входят низкий, средний и высокий регистры.

Инструмент использовался такими музыкантами, как Пол Дэзмонд и Чарли Паркер.

Теноровый саксофон

Способен выдавать более глубокий и насыщенный звук, в сравнении с альтовым и сопрановым. Свое признание получил благодаря сочному, хрипловатому и такому уютному тембру. Среди джазовых исполнителей соперничает по популярности с альтовым.

Освоить игру на данном виде саксофона запросто смогут те, кто уже владеет игрой на кларнете, ведь, по сути, эти два инструмента отличаются схожим принципом работы.

Сопрановый саксофон

Если человек не особо разбирается в музыке, он обычно путает его с кларнетом. Причиной такой путаницы является небольшая форма и размер инструмента, в сравнении с предыдущими версиями. Если теноровый и альтовый саксофоны отличаются S-образной формой, то сопрановый представляет собой прямой корпус без трубки с изгибом. По звучанию инструмент является самым выразительным и благородным видом саксофона.

Игра на саксофоне – как освоить?

Инструмент довольно капризный: его звучание идет вразрез с нотами. Это значит, что он звучит на интервал выше или ниже, в соответствии со своим строем. Поэтому играть на саксофоне можно лишь при наличии уверенных базовых знаний в музыкальной области. Пройдя специальное обучение, человек может непосредственно приступать к игре на инструменте.

Особенности техники игры на саксофоне

Чтобы играть на данном музыкальной инструменте стоя, необходимо стоять максимально ровно, стараясь выстроить туловище в одну линию. При этом грудь и плечи музыканта должны быть расслаблены. Воздух должен беспрепятственно «гастролировать» в легкие и свободно выходить обратно.

В положении сидя необходимо держать саксофон немного наискось – это позволит крайнему изгибу опираться на правое бедро исполнителя. Лучше не опираться на спинку стула, так как это может привести к затрудненному дыханию.

Тем, кто пытается постичь законы игры на саксофоне, необходимо ознакомиться с немаловажным понятием под названием «амбушюр» (с французского языка — «приставлять ко рту»). Это понятие обхватывает правильную работу губных и лицевых мышц, соприкасающихся с мундштуком.

При игре нижняя губа находится внутри мундштука и является опорой для трости: зубы зажимают срез мундштука, а к его краю плотно прижата верхняя губа, что делает невозможной утечку драгоценного воздуха.

Как показывает практика, это далеко не так просто – заставить свои пальцы непринужденно и легко бегать по клавишам, при этом соблюдая слаженную работу дыхательной системы и амбушюра. В первое время на выручку музыканту может прийти таблица аппликатур для саксофона.

Можно ли достигнуть совершенства?

Дело в том, что идеальная техника игры на саксофоне у каждого профессионального музыканта получается уникальной. Как говорят специалисты, эксперимент – дорога в будущее. Не бойтесь экспериментировать.

Необходимо выработать собственную постановку дыхания и оптимальную работу амбушюра, а также найти нужное положение тела. Всего это можно достичь лишь за годы долгой и упорной практики.

Момент извлечения звука, называемый атакой, бывает трех видов. Атака бывает мягкой, твердой и вспомогательной, в зависимости от силы, с которой язык отводится от мундштука во время исполнения. Саксофонисты помогают себе, имитируя различные слоги во время игры.

Теперь мы выяснили, что игра на инструменте требует не только определенных знаний, но и постоянного труда. Но это действительно стоящее дело, ведь именно мелодии с этим инструментом называют усладой для души. Саксофон – это вместилище разнообразных чувств, которые заставляют человека ощутить себя живым и, вместе с тем, ранимым и романтичным.

Читать еще:  Сергей Шаргунов к годовщине газеты «НГ Ex libris.

Немного об инструментах. Саксофон. Часть первая. История создания.

Саксофон изобрел бельгиец Адольф Сакс в середине XIX века. Инструменту пришлось пройти долгий путь, чтобы завоевать признание музыкантов. Преодолев насмешки и критику, саксофон в конце концов добился популярности и огромного успеха.

Своим успехом он обязан тому, что, несмотря на металлический корпус, он обладает всеми преимуществами деревянных духовых инструментов — технической подвижностью, певучестью, меньшей резкостью звука по сравнению с медными инструментами.

Саксофон — самый «молодой» и один из немногих изобретенных инструментов в оркестре. Его придумал бельгийский производитель музыкальных инструментов Антуан Жозеф Сакс (1814 — 1894). Сакс родился в бельгийском городе Динан ,известном изделиями из меди. Его отец занимался производством музыкальных инструментов. Антуан, которого прозвали Адольфом, пошел по его стопам.

Первый саксофон мастер изобрел в 1840 году. Начальный вариант инструмента был очень похож на современный баритоновый саксофон. Изобретатель продолжал работу над усовершенствованием инструмента. Так на свет появилось большое семейство саксофонов. В 1846 году Адольф Сакс получил свой первый патент.

Некоторые из коллег Сакса насмехались над его изобретением и называли «чудовищем» и «гибридом», так как по характеристикам и звуковым возможностям он находится на полпути между деревянными и духовыми инструментами.

Но несмотря на критику, Адольф Сакс получал и поддержку со стороны многих представителей музыкальной элиты того времени. Например, композиторы Россини и Берлиоз высоко оценили новый инструмент и вводили его в свои произведения.

Кроме того, инструмент начал использоваться в духовых оркестрах пехотных полков. В военном училище при Парижской консерватории стали преподавать игру на саксофоне. А вот симфонические оркестры с неохотой принимали саксофон в свои ряды.

Адольф Сакс создал большое семейство инструментов, насчитывающее от 9 до 14 представителей( на этот счет существуют некоторые разногласия). Он разделил их на две группы по строю. Пять из них в строях «си-бемоль» и «ми-бемоль» предназначались для военных духовых оркестров. Остальные инструменты в строях «фа» и «до» создавались для симфонических оркестров.

Так как в симфоническом оркестре саксофон был мало популярен, Сакс решил сосредоточиться на совершенствовании первой группы. Семь инструментов из нее дошли до наших дней. Это сопранино и сопрано ( обычно прямые, их трубка не имеет характерной изогнутой формы), альтовый саксофон, саксофон тенор, баритон, басовый и контрабасовый саксофоны(обычно используются только в военных оркестрах).

Постепенно саксофон стал больше использоваться композиторами в произведениях и к концу XIX века был включен в состав симфонического оркестра. Но на вершину успеха его привел джаз. Джазовые группы начали широко использовать этот инструмент с 1920-х годов.

Всё о саксофонах

История саксофона насчитывает уже более 150 лет, при этом инструмент не теряет своей актуальности и своих поклонников. Создателем саксофона является бельгийский музыкант Адольф Сакс, получивший патент на изобретение в 1845 году. Сегодня саксофон является символом джазовой и блюзовой музыки, хотя спектр его применения гораздо шире.

В данной статье мы рассмотрим виды саксофонов, устройство инструмента, особенности выбора и ухода за ним.

Виды саксофонов

Существуют такие разновидности саксофона как:

Вышеупомянутые разновидности инструмента отличаются формой, размером и высотой звучания. Несмотря на такое разнообразие, наиболее распространены сопрано, альт, тенор и баритон. Самым универсальным считается альт-саксофон, его можно услышать почти во всех музыкальных направлениях. Сопрано и баритон обычно используются эпизодически или в оркестре.

Если говорить о саксофоне в различных стилях музыки, то, например, в R&B и Rock’n’Roll традиционно используется тенор-саксофон, в джазе — альт-саксофон или тенор-саксофон (в дуэте с трубой), в поп-музыке – альт-саксофон, в рок-музыке – обычно альт и тенор, но можно встретить баритон и сопрано. Традиционно джаз-оркестр (Big Band) включает пять саксофонов: два альта, два тенора и баритон.

Обучение игре на саксофоне обычно начинают с альт- или тенор-саксофона. Это связано с тем, что у сопрано-саксофона мундштук и трость очень маленькие, поначалу взрослому человеку трудно им управлять губами, так как требуется большая точность. Так как новички ещё не имеют навыков управления дыханием, то начинать с саксофона-сопрано взрослому человеку не стоит, дабы не потратить большое количество времени впустую. Дети имеют меньший размер рта, поэтому маленькие трость и мундштук сопрано-саксофона вполне подходят им для обучения, однако, как только ребенок «дорастет» до альт-саксофона, следует сразу перейти к нему.

Соприлло можно отнести к экзотической разновидности саксофона. Этот мини-саксофон можно встретить нечасто.

Баритон отличается сильным и глубоким звуком. Он лучше всего звучит в среднем и нижнем регистрах, а верхний и высший регистры звучат невыразительно и сдавленно.

Хотя звучание саксофона существенно отличается в зависимости от вида, этот инструмент всегда можно узнать в оркестре, благодаря его эмоциональности и неповторимому звучанию.

Читать еще:  Л.Н. Толстой краткая биография

Конструкция саксофона

Саксофон представляет собой духовой инструмент, выполненный из металла, который имеет единственный деревянный элемент – трость, которая воспроизводит звук. Трости изготавливаются из тростника или бамбука, можно встретить и синтетические трости, но по звуку они значительно уступают деревянным.

Саксофон имеет три основные части:

Корпус саксофона изготавливают из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (сплав меди и цинка с добавлением никеля) или латуни. Корпус саксофона изогнут в форме чубука. Сопрано и сопранино имеют небольшую длину и поэтому обычно не изгибаются. Можно встретить экспериментальные прямые модели бас-саксофона и изогнутые сопрано, но это большая редкость.

На эску насаживается мундштук, имеющий клювообразную форму, который изготавливается из чёрного эбонита или пластика, иногда из металла. Существует множество вариаций строения мундштуков, что связано с многообразием музыкальных жанров, в которых звучит саксофон.

Трость является звукообразующим элементом саксофона, изготавливаемым из бамбука, камыша или тростника, иногда из синтетических материалов. Трости имеют разные размеры в зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью лигатуры, которая представляет собой небольшой хомут с двумя винтами. Лигатуру изготавливают из металла или кожи (дает трости более свободное колебание).

Для защиты трости используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, надеваемый на мундштук, когда инструмент долго не используется.

Саксофон имеет сложную систему клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. В зависимости от разновидности инструмента, количество клапанов составляет от 19 до 22.

Как вы понимаете, саксофоны отличаются материалами, точностью изготовления и сложностью внешней отделки. Стоимость инструмента также может очень существенно отличаться. Сейчас же можно найти достаточно недорогие, но при этом хорошие инструменты.

Профессиональные саксофонисты предпочитают инструменты иностранного производства (обычно итальянские или японские). Для многих эталонными являются инструменты производства фирмы Selmer, для других Yamaha. Цены на данные инструменты могут вас шокировать, но в настоящее время есть неплохие и более доступные альтернативные производители.

Муки выбора

Никто не сможет вам дать однозначного ответа на вопрос «Какой саксофон лучший?». Конечно, есть такие критерии, как качество используемых материалов, качество сборки, чистота звучания, внешний вид, имя производителя и так далее, но лучший саксофон — это строго субъективное понятие. Главное, чтобы инструмент нравился именно вам! Выбирая саксофон, послушайте его, почувствуйте его, это очень индивидуальные ощущения. Если у вас есть опыт игры на инструменте, то просто выбирайте по своим ощущениям и слуху. Начинающему саксофонисту полезно почитать обзоры различных инструментов, прислушаться к советам опытных музыкантов и преподавателей.

Особенности ухода за саксофоном

Саксофон довольно хрупкий инструмент, который следует беречь от падений, в первую очередь. Регулярный уход за саксофоном подразумевает подготовку инструмента к занятиям и финальную чистку. Чтобы сохранить внешний вид инструмента и качество его звучания, необходимо ухаживать за ним, соблюдая ряд следующих правил.

1. Для сохранения пробки на эске и предотвращения заломов обрабатывайте ее специальной смазкой перед каждым занятием.

2. Также примерно раз в полгода смазывайте металлические соединения и механику любым синтетическим маслом для инструментов, но будьте аккуратны с его количеством, используйте его по минимуму.

3. Протирайте инструмент после каждого занятия, чтобы удалить конденсат. Предварительно мундштук можно промыть проточной водой, используя мыло для удаления смазки. Трость можно просто протереть сухой тканью и положить в специальный футляр для сушки (сейвер).

4. Для протирания корпуса саксофона изнутри используйте специальный ершик или салфетку на шнурке с грузиком. Можно изготовить такое приспособление самому, либо купить готовое. Предварительно сняв эску, протяните грузик сквозь канал инструмента, начиная с раструба, затем вытяните протирку через узкий конец.

5. Протирайте после занятий наружную поверхность инструмента. Если инструмент лакированный и покрытие не повреждено, то поверхность можно протереть обычной мягкой тканью, смочив ее спиртом или любым средством для ухода за лакированными инструментами. Если лака осталось на поверхности немного либо его не было вовсе, то используйте специальное средство для ухода за металлом.

6. Храните трости в футляре, чтобы предотвратить их пересыхание. Рабочую трость можно держать на мундштуке.

7. Надевайте на мундштук колпак, если делаете перерыв в исполнении.

Соблюдать эти правила несложно, но они позволят вам продлить жизнь инструмента и сохранить его звучание.

Сейчас на музыкальном рынке представлены также и электронные саксофоны. Выполнены они из пластика, соответственно, имеют меньший вес, но при этом требуют источник питания. Возможности таких инструментов широки и интересны, но синтезированный звук никогда не заменит настоящей акустики.

В заключение хотелось бы отметить, что все саксофоны имеют разные характеры, как и характер исполнителя, поэтому инструмент должен подходить вам в первую очередь по темпераменту. Успехов в творчестве!

Источники:

http://fb.ru/article/383802/saksofon—eto-opisanie-istoriya-foto
http://zen.yandex.ru/media/id/5afd43015f4967a269c245c3/5b233c097ddde8d1ca77d0c5
http://pop-music.ru/articles/vsye-o-saksofonakh/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий