Русские всегда возвращаются.

М.: Альпина нон-фикшн, 2012.

Есть книги, которые опережают свое время. Обойдемся без перечислений. Все на виду. Есть книги, которых лучше бы не писать. А есть просто написанные не ко времени. Такова, на мой субъективный взгляд, книга Германа Садулаева “Прыжок волка: очерки политической истории Чечни от Хазарского каганата до наших дней”. Автор наполовину чеченец, наполовину русский. Единственно верный сплав крови для попытки объективного исследования русско-чеченских отношений. Почему не ко времени? Очень просто. Эта книга не нужна ни русским, ни чеченцам. Слишком неприятно ее будет читать и тем, и другим. Вопрос адресности очень важен, мы еще к нему вернемся.

Чем книга не понравится чеченцам? Дело даже не в названии, хотя считать вайнахский этнос вышедшим из иудаистской Хазарии правоверному мусульманину явно не по вкусу. Садулаев впервые в русской литературе утверждает чеченского народа, развенчивает устоявшиеся в сознании этого этноса мифы. Да, они не из железа, не из камня; их непримиримость раздута; лозунг “свобода или смерть” условен, выдуман русской интеллигенцией XIX века, впитан чеченцами на уровне национального эгоизма, но он чужд природе вайнахских племен. Они обычные люди, из плоти и крови, которые хотят жить мирно, растить детей, работать на своей земле, и чтобы никто не лез в их внутренние дела. Сами решат. Хорошо или плохо — неважно. Главное, сами.

Чем книга не понравится русским? Отсутствием исторической правоты. Сразу оговоримся: под русскими будем понимать все русскоязычное население, идентифицирующее себя с этой культурой. Садулаев жестко и решительно сдирает героический лоск со всех кавказских войн с царских времен до наших дней. Российская государственность уже триста лет сует рыло не в свое корыто, сует тогда, когда ее никто об этом не просит. Насаждает свои порядки там, где они никому не нужны, устраивает геноцид местного населения без всяких исторических оправданий, заселяет Чечню русскими, а потом бросает их на произвол судьбы, влезает во внутреннюю драку чеченских национальных движений и крушит всех подряд, не рассчитав медвежьей силы. Уходит не солоно хлебавши, так никому ничего и не доказав.

Возвращаясь к вопросу об адресате, становится крайне важным, для кого же Герман Садулаев писал эту книгу? Уж точно не для русских и не для чеченцев. И при этом: только для них. Для нас.

А теперь еще более важный вопрос: зачем эта книга? Она на сто процентов идет вразрез с официальной, одобренной государством точкой зрения на историю российско-чеченских отношений. Она противоречит этой точке зрения, едко высмеивает ее. История состоит из голых фактов, но ее всегда пишут победители, давая фактам нужную интерпретацию. На сегодняшний день эта книга одинаково неприятна как чеченцам, так и русским. Ведь мы привыкли, что всегда должен быть победитель, всегда есть правые и виноватые, вероломные и справедливые. А Садулаев говорит нам: нет, есть только исторические процессы. Как это объяснить солдату, оставшемуся без ноги, который пьет полночи, а с утра шакалит милостыню в метро? Как сказать об этом жителю поселка Новые Алды, на глазах которого расстреливали соседей? Как? Неприятно вспоминать об этом? Опять закрытая тема. Но ведь дело не в том, что вспоминать неприятно, важнее другое: забывать нельзя.

Читать еще:  Хромой бес автор. Лесаж и его роман «хромой бес

И при этом в глубине души понимаешь: прав, тысячу раз прав Садулаев. Убийственная амбивалентность.

И все же есть то, что безоговорочно подкупает в исследовании полурусского-получеченца. Тонкая, не высказанная вслух, почти лирическая любовь к обоим народам. Обоюдное признание их величия. И страстное, вне правил и логики, желание братства этих народов. Нет горячего отклика на это сочинение ни в прессе, ни на телевидении, ни на радио. Даже в Интернете не обсуждают. Да и не будут обсуждать. В Чечне все спокойно. Вопрос закрыт. Закрыт, да не решен.

Не обижайте русских — они всегда возвращаются

Отличительной чертой русского народа всегда была удивительная способность к психологической мобилизации в период тяжелых испытаний. Благодаря этому психология русского человека, да и россиянина, в целом, отличается высоким болевым порогом. Наш народ способен сражаться при таком уровне потерь, при котором у западного обывателя наступил бы шок. Выражение «Русские не сдаются» означает как раз это.

Попавший в плен к японцам в 1811 г. капитан российского флота Головнин впоследствии в мемуарах писал, что японцы считают русских агрессивным напористым народом. Такими же нас видят китайцы и многие европейцы.

Уместно вспомнить рассуждения чеченского писателя Германа Садулаева о русской душе: «Наши соседи, живут ли они за речкой или за океаном, при словах «загадочная русская душа» представляют себе совсем другую картину. Ещё вчера ты пил с ним демократический скотч и закусывал общечеловеческим бутербродом, а сегодня спозаранку стоишь в сенцах с тоталитарным топором на плече и смотришь загадочно. Русская душа в тебе проснулась».

Садулаев предостерегает: «Самая большая ошибка – это пренебречь русскими. Посчитать русских слабыми. Обидеть русских. Никогда не обижайте русских. Русские никогда не бывают так слабы, как вам кажется. Не дай Бог изгнать русских или отобрать что-то у русских. Русские всегда возвращаются. Русские вернутся и вернут своё. Но когда русские возвращаются, они не умеют рассчитать силу и применить её пропорционально. Они уничтожают всё на своём пути. Не обижайте русских».

В истории русским не раз приходилось подтверждать эти слова. Сразу на память приходит первая чеченская война. 18-19-летние русские мальчишки зубами вгрызались в оборону террористов, вступали в рукопашные схватки с опытными головорезами, поднимались в атаки. Помните у ДДТ: «Умирали пацаны страшно, умирали пацаны просто. И не каждый был снаружи прекрасным, и не каждый был высокого роста»?

Они доказали врагу истинность поговорки солдат вермахта времён Великой Отечественной: кто не дрался с русскими в рукопашной, тот войны не видал.

Была в военной истории России оборона Васильевского мужского монастыря русскими православными монахами от монгольской тьмы Батыя в 1238 г. Многие монахи были до пострига дружинниками, ультиматум Батыя о капитуляции отвергли, вступили в кровавую сечу и полегли все на стенах родного монастыря.

Читать еще:  N w a как расшифровывается. Где они сейчас? NWA

Был полковник Карягин, отряд которого в составе 493 человек в 1805 г. выдержал многодневный бой с 20-тысячной персидской армией. Был есаул Серов, под чьим командованием сотня уральских казаков в 1864 г.храбро вступила в бой с многотысячным войском басмачей из Кокандского ханства.

Был солдат-мученик Фома Данилов, его, пленного, в 1875 г. кокандские басмачи обещали пощадить, если он перейдёт в магометанство. Данилов отказался и принял геройскую смерть, поразив врагов своим мужеством. Через год главарь кокандской шайки Пулат-хан был русскими взят в плен и повешен. Ведь русские всегда возвращаются…

Был подвиг псковских десантников в Чечне, подвиг Александра Прохоренко в Сирии…Список русских героев может быть бесконечным. Всё это приходит на память по итогам прошедшего в Симферополе 22 декабря IV съезда Союза добровольцев Донбасса.

Глава СДД Александр Бородай заявил, что Союз не является ветеранской организацией в полной мере, потому что конфликт на Донбассе ещё не завершился. Тысячи русских добровольцев сидят «на чемоданах», готовые выехать в ДНР/ЛНР в случае масштабного наступления украинских вояк.

Добровольчество всегда было присуще русскому характеру. В 1895-1896 гг. тысячи русских добровольцев появились в Эфиопии – дружественной России стране, на которую напала Италия, надеясь превратить Эфиопию в колонию. Среди добровольцев были бывшие и действующие офицеры и кубанские казаки во главе с есаулом Леонтьевым.

Они непосредственно участвовали в боях, в том числе в знаменитом сражении при Адуа, выступали в роли переговорщиков и военных инструкторов. Благодаря их помощи, Италия потерпела поражение и впервые в истории, будучи европейской державой, выплатила контрибуцию африканской стране.

Были в истории русского добровольчества англо-бурская война, войны против турецкого ига на стороне болгар и сербов. В ХХ в. — войны в Испании, Югославии, Приднестровье и Абхазии. В XXI в. – в Южной Осетии, Сирии и Донбассе.

По данным ВЦИОМ, из всех общественных и государственных институтов россияне больше всего доверяют армии (86%), церкви (68,8%) и правоохранительным органам (57%). Народ — воин и народ-богоносец (воспользуемся фразой Достоевского) так и должен мыслить.

Ещё Пушкин прозорливо противопоставлял мирные народы воинственным: «Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему рабам дары свободы? Их должно резать или стричь. Уделом их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».

Не надо чрезмерно превозносить миролюбие, путая его с трусостью, пассивностью и «ярмом с гремушками», и клеймить воинственность, путая её со злобой, злостью или агрессией. Слова политиков о миролюбивом народе – это дань современной моде, желание потрафить рядовому обывателю-избирателю.

Если бы в прошлых веках какой-нибудь правитель заявил, что его народ не воинствен, а миролюбив, он потерял бы уважение в глазах этого народа. Русские прошли от Днепра до Курил, через Кавказ и льды Крайнего Севера, сцементировав разрозненные народы, о воинственности которых тогда ходили легенды, в единый централизованный государственный организм. Благодаря этому эти народы вместе русскими выжили в последующих геополитических катаклизмах.

Народная мудрость учит, что добро должно быть с кулаками. С помощью кулаков Россия и выжила. Русские брали Париж, Рим, Стокгольм, Будапешт, Вену, Варшаву, трижды брали Берлин.

Нельзя русским быть слабыми. Иначе потеряем Россию.

Читать еще:  Порядок выплаты премий тк рф. Когда перечислять ндфл

Герман Садулаев: «Молитесь за русских»

Российский писатель чеченского происхождения, финалист премий «Русский Букер» и «Большая книга» Герман Садулаев опубликовал на православном интернет-ресурсе «Русская народная линия» полемические заметки. Это своеобразный ответ тем национальным элитам бывших союзных и автономных республик, которые за двадцать лет продемонстрировали свои несосотоятельные «суверенизаторские» амбиции.

Вы ведь так не хотели жить вместе с русскими. Вы говорили, что русские — оккупанты, что они изувечили вашу древнюю великую культуру, что они эксплуатируют вас и выкачивают ресурсы из вашей богатейшей земли. Вы не хотели учить русский язык, язык захватчиков. Вы говорили русским: уезжайте, убирайтесь с нашей земли! Без вас мы будем жить богато и счастливо! Без русского сапога у нас тут будет высокая национальная цивилизация и демократия. И золотые унитазы.

Русские уехали. И что же вы? Не справились? Где ваши золотые унитазы, где спорт, культура, язык, где всё то, чему мешали русские оккупанты? Или русские оккупанты мешали только байству, рабству, бандитизму, разрухе и наркотрафику? Этого-то добра у вас теперь много. Вот она оказалась какая, ваша цивилизация.

Ну и ладно. Оно же всё теперь ваше, как вы хотели! Что же вы теперь сюда приперлись, за нами, за русскими? В наших туалетах за нами чистить наше дерьмо. Почему? Как так получилось?

Где же ваша национальная гордость, где ваша независимость, ведь всего этого было выше крыши, когда вы нас, русских, выгоняли со «своих» земель? Куда всё делось? Может, теперь признаетесь: да, русский брат, мы не справились. Мы не доросли до того, чтобы сами в своём государстве жить. Пожалуйста, прими нас обратно в свою семью. Может, русские вас и примут.

Но вы же не так, вы же лезете в дом к русским с чёрного хода! А может, я теперь не хочу вас у себя видеть? Ни гостями, ни слугами. Ни в каком качестве, просто не хочу, и всё.

Молитесь за русских. Не потому, что русские — господа, требующие себе особых почестей и уважения. А потому, что без русских — все погибнете. И 1/6 часть суши превратится в настоящее царство Мордора, уничтожаемое нищетой, разрухой и кровавыми междоусобицами.

Молитесь за великий русский народ. За то, чтобы он воскрес. За то, чтобы он был силен и крепок. Ибо сила и крепость русского народа — это сила и крепость Добра и Любви. Которая и вас всех защитит и обережет от любой угрозы и нужды.

Молитесь за русских. Потому что русские — это жизнь.

«Самая большая ошибка — это пренебречь русскими. Посчитать русских слабыми. Обидеть русских. Никогда не обижайте русских. Русские никогда не бывают так слабы, как вам кажется. Не дай Бог изгнать русских или отобрать что-то у русских. Русские всегда возвращаются. Русские вернутся и вернут своё. Но когда русские возвращаются, они не умеют рассчитать силу и применить её пропорционально. Они уничтожают всё на своём пути. Не обижайте русских. Иначе, когда русские вернутся на землю, где похоронены их предки, то живущие на этой земле будут завидовать мёртвым»

Из книги Германа Садулаева «Прыжок волка» о политической истории Чечни.

Источники:

http://newsland.com/community/5862/content/nikogda-ne-obizhaite-russkikhrusskie-vsegda-vozvrashchaiutsia-russkie-vernutsia-i-vernut-svoio/2709259
http://mywebs.su/blog/conviction/42154/
http://e-news.su/in-russia/46845-german-sadulaev-molites-za-russkih.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий