Русские супергерои: Три богатыря. Василий Буслаев

Исконными русскими «супергероями» были богатыри, защищавшие нашу землю сотни лет назад. В былинах и преданиях сохранились образы многих русских богатырей, и ними нас познакомит данный пост.

Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой — горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение. Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь — заезжий.

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович — богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

Вольга Святославович. Богатырь маг

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию — с походом Олега на Царьград. Вольга — непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год. В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай — богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр». По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, он сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

Читать еще:  Рецензия: Малыш на драйве.

Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное — пока его не останавливает мать. В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим — он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках — один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности (& диванный боецц). Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos. Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Если попросить среднестатистического человека в нашей стране назвать имена русских богатырей, вам почти наверняка назовут Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Мы даже оббсуждали с вами Илья Муромец — былинный богатырь или реальный человек? и Алёша Попович и Добрыня Никитич реальные люди?. А вот дальше — заминка. Благодаря массовой культуре, только эти трое стали широко известны. А между тем, богатырей на Руси было гораздо больше, вот только знают о них далеко не все.

Попробуем исправить ситуацию и рассказать в этой подборке о «неизвестных» русских богатырях.

Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.

Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.

Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

Читать еще:  Реализм в литературе возник. Реализм в литературе

Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.

Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Русские супергерои: кто спасает страну

Чёрный Фраер и Чёрная Молния, смешарики и богатыри — кто из них и как поможет Родине?

Человек, наделённый необычными способностями, — один из важнейших сюжетов как в новейшей истории литературы, так и в кино. В США киностудии научились адаптировать комиксы для фильмов и даже построили целые киновселенные. Однако в России концепцию супергероизма используют чаще из-за недостатка креатива. Тем не менее фильмы о героях, спасающих мир, иногда помогающих в первую очередь себе, выходили и в нашей стране.

Фильмы о богатырях

Образ сверхсильного защитника обездоленных, безусловно, восходит к фольклору многих народов. Робин Гуд, например, — безукоризненный стрелок и борец с материальным расслоением общества. В сказках Руси всесильные титаны, русские молодцы, попирающие зло, — это многочисленные богатыри. Фильмы о них начал снимать ещё великий Сергей Эйзенштейн: в «Александре Невском» 1938 года появляются былинные герои Василий Буслаев и Гаврила Алексич.

«Илья Муромец», вышедший в 1956-м, брал масштабностью. В съёмках было задействовано рекордное количество массовки: 106 тысяч статистов-солдат и 11 тысяч лошадей. Кроме того, он удачно «прокатился» за рубежом, в том числе и в США, где вышел под названием «Меч и дракон».

Современному зрителю известнее всего мультипликационная серия студии «Мельница»: Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец и ещё три картины со всеми героями вместе. Готовятся также тестостероновый экшен «Богатырь» в духе «300 спартанцев» и сразу два фильма про Евпатия Коловрата.

Брат (1997) и Брат 2 (2000)

Данила Багров не обладает сверхъестественными навыками, он «всего лишь» очень смел и метко стреляет. Герой не спасает людей: в первом фильме помогает брату, во втором — гораздо более далёкому знакомому, брату сослуживца. Но любой российский зритель назовёт его настоящим национальным супергероем и самым знаковым персонажем начала 2000-х.

Дилогия сохранила в себе слепок эпохи поздних 90-х, и без Данилы Багрова и Сергея Бодрова, продукта этой эпохи, ничего бы не получилось. Он слушает модную музыку тех лет, прежде всего, «Наутилус Помпилиус» Вячеслава Бутусова. Вокруг него бандиты, выходцы из СССР, праздные тусовщики, уподобившийся им брат, но он — единственный стабильный элемент покосившейся системы. Трагическая гибель Бодрова лишь упрочила дилогию «Брат» в звании главного постсоветского фильма.

Чёрный Фраер (1999)

Самая первая попытка снять историю о народном мстителе (за рубежом такой типаж называют vigilante — «линчеватель») была сделана, конечно, в тяжёлые для страны 90-е. Загадочный амбал, одетый во всё чёрное, борется с тёмными силами Петербурга: наркодилерами и бандитами. Он помогает старушке и её сыну-инвалиду. Фраер силён в кулачном бою, срубая врагов на землю подложенными звуковыми эффектами.

Читать еще:  Имение рахманинова в швейцарии. Панорама Сенар

Саундтрек написан группой «Виктор», старательно косящей под Цоя. Хит куцего VHS-рынка: в фанатской группе люди до сих пор ищут версию на DVD. Ныне несмотрибельно.

Меченосец (2006)

Режиссером «Меченосца» выступил Филипп Янковский, сын великого актёра, за год до этого выпустивший экранизацию романа Акунина «Статский советник». Главный герой, сыгранный Артёмом Ткаченко, спецспособностью похож на знаменитого Росомаху-Джекмана: он умеет выпускать из руки длинное, иногда невидимое лезвие.

Картина неожиданно получилась очень мрачной и взрослой: суровый парень только за первый акт однообразно распарывает живот нескольким людям и много раз подряд наигранно занимается сексом с Чулпан Хаматовой. В худшие моменты «Меченосец» притворяется чернушным криминальным фильмом про зону, в лучшие — скверным детективом или мелодрамой.

Русский Росомаха так же разочарован жизнью, как и его канадский коллега, и не стремится помогать людям. Но вот действительность вокруг него на порядок гнуснее. Впрочем, задумываться об этом не приходится: путаный и бессмысленный сюжет отбивает всё желание следить за действием.

Индиго (2008)

Паранаучный тренд на детей-индиго, замкнутых асоциальных подростках с паранормальными способностями, захлестнул мейнстримные российские медиа в 2006-2007 годах. Немудрено, что в 2008-м вышел фильм на ту же тему. На роли тинейджеров взяли детей разных звёзд: Иван Янковский (сын Филиппа и внук Олега), Николай Ефремов, Никита Пресняков.

Сюжетно это гибрид сериала «Герои» (Heroes), тогда находившегося на волне популярности, и тех же «Людей Икс». Община детей с разнообразными умениями обнаруживает, что подростки-индиго один за другим исчезают. Кроме того, зловещая Мария Шукшина, местный профессор Ксавье, открывает школу для необычных учеников.

Это архетипичное коммерческое кино нулевых: клиповый монтаж, вездесущие Гоша Куценко и Михаил Ефремов, реклама Corbina Telecom в кадре. Жаль, что наши дети Икс мало на что способны: скажем, один из детей помнит свою прошлую жизнь, да и то не всю, а другой, главный герой, чувствует, как где-то кто-то умирает, правда, поделать с этим ничего не может. Важнейшая сюжетная интрига закончится пшиком: на вопрос матери, что же замышлял злодей, персонаж Янковского отвечает: «Не, мам, я так и не понял». Из интересного здесь разве что маньяк, сыгранный тем же меченосцем Артёмом Ткаченко.

Чёрная Молния (2009)

Первый большой супергеройский проект в России. Продюсер — Тимур Бекмамбетов. Заняты почти все известные отечественные актёры — от Михаила Ефремова до Валерия Золотухина. Разве что главного героя сыграл дебютант Григорий Добрыгин.

По сюжету фильм больше всего напоминает «Человека-Паука». Отец дарит небогатому студенту Диме Майкову в качестве первого автомобиля позорную «Волгу». Но оказывается, что это специальная летающая модель, сделанная гениальными советскими инженерами. Дима зарабатывает деньги курьерской доставкой, чтобы иметь возможность впечатлить девушку с курса. На улице он не стал помогать раненому, которым оказывается его отец. Тогда «сознательный» студент начинает помогать горожанам.

При суммарном бюджете в $15 миллионов фильм собрал в прокате $21,5 миллион. То есть если создатели и остались в прибыли, то только благодаря навязчивому продакт-плейсменту. Первый опыт в незнакомом для российского кинематографа формате оказался слишком похож на западных вдохновителей. Фильм лишь изредка был похож на российский: в попытке скопировать иностранный формат была потеряна национальная индивидуальность.

Но пока что это главная супергеройская картина, снятая в России: в ней герой именно что помогает обществу, а не себе, а также обладает продвинутой техникой, как какой-нибудь Бэтмен.

Смешарики. Начало (2011)

Полнометражный мультфильм о героях сверхпопулярного сериала посвятили теме супергероев в кино. Крош и Ёжик находят телевизор, по которому показывают шоу о Люсьене, борце в маске на глазах, противостоящем козням злобного доктора Калигари. Персонажи смотрят передачу круглосуточно, безоговорочно ей верят, а затем сколачивают утлое судно и отправляются в мегаполис помогать Люсьену. Оказывается, что Люсьен — на самом деле стареющий актёр Копатыч, которого ещё и увольняют.

Для глубоко детского произведения выводы слишком неутешительны. Шарообразному народу некому помочь, общество погрязло в алчности. Герои его ненастоящие и больше всего на свете, оказывается, хотели уехать в глубинку и копать картошку.

Новая полнометражка сделана попроще и обошлась без супергероев.

Супер-Бобровы (2016)

Новый фильм в жанре супергероики — это, что неожиданно, семейная комедия в духе классических ситкомов. В дом Бобровых попадает метеорит, и они приобретают способности, которые, правда, активируются, только если все сварливые родственники находятся в непосредственной близости друг от друга. Тогда парень старшей дочери в исполнении Павла Деревянко предлагает план: ограбить банк, используя невидимость Акиньшиной.

С самого начала кажется, что картина не была задумана как комедия. Герои трагичны в своей ненависти к домочадцам. Они не могут просто посидеть в машине рядом с банком, даже в такой несложной ситуации возникают проблемы. По мнению авторов, россияне, получив возможность помогать людям, прежде всего захотят помочь себе материально.

В век рекордных сборов супергеройского кино национальная индустрия утверждает, что данный формат непригоден для российского проката. Несмотря на это, уже сейчас заявлены несколько проектов подобной тематики.

Защитники (2017)

Первым режиссёром, который осмелился сделать фильм про настоящую команду супергероев по образу и подобию «Мстителей», стал одиозный российский режиссёр армянского происхождения Сарик Андреасян.

Официальный синопсис гласит, что бок о бок будут воевать представители разных стран и народов бывшего СССР.

Майор Гром (2018)

Осенью 2015 года комикс-издательство BUBBLE анонсировало производство собственных фильмов. Режиссёром назначен Владимир Беседин, до этого работавший над вирусными видео и клипами для российских исполнителей. Первой будет экранизирована серия про «Майора Грома», петербургского следователя. У героя хоть и нет суперспособностей, но он все равно отчаянно борется с преступностью в Северной столице.

В таких героически-комедийных фильмах, как «Супер-Бобровы», Роман видит «забавные проекты, которые нравятся народу и заходят как пародийная идея».

Уже летом 2016-го выйдет короткометражный фильм, представляющий героев BUBBLE. Съёмки назначены на 2017 год, а релиза стоит ждать в 2018-м.

Источники:

http://pikabu.ru/story/15_russkikh_bogatyirey_iz_byilin_i_predaniy_3873999
http://masterok.livejournal.com/4969655.html
http://life.ru/p/400215

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий