Русские авангардисты. Русский авангард

Авангард зародился в 10-х годах XX века. В это время в России царствовал буржуазный строй со всеми вытекающими отсюда последствиями — повальным мещанством, произволом власти, бюрократией, оглуплением масс, равнодушием к простому человеку. Обстановка в обществе просто раскалялась от революционного духа.

Набирал обороты технический прогресс. Деревья превращались в заводские трубы,
простые дороги — в железные дороги, лошади — в автомобили. Мир начинал новую жизнь и требовал перемен.

Назревала революция и в искусстве. Творческие люди, как особо чувствительные натуры, остро ощущали происходящее, а особенно бездуховность, царящую в обществе. Власть старого искусства со своими канонами, уставами и школами уже не соответствовала новой реальности. Молодым талантам хотелось воздуха и свободы — долой ветхие одежды устаревших классиков и смело вперед в будущее!

Так и возник русский авангард. И возник вполне закономерно при всей своей новизне и революционности. За время недолгого существования (с конца 10-х по начало 30-х годов XX века) он проник во все сферы искусства, особенно в литературу и живопись, разделившись на несколько направлений. Разберем эти направления.

Королями русского литературного авангарда были поэты-футуристы. Футуризм возник в
Италии в 1909 году. Название происходит от латинского «футурум» («будущее») и несет в себе смысл направления, заключающийся в отказе от всего прошлого. Футуризм очень хорошо прижился в России.

Само название «авангард» появилось гораздо позже, в 1910 году, с легкой подачи художника Александра Бенуа, а до этого поэты-футуристы-авангардисты называли себя эпатажно и дерзко. Например, «леф» (левый фронт), либо «будетляне», «будущники».

В первое объединение футуристов под названием «Гилея» входили В. Маяковский, братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лившиц и другие. Вдохновленные стремительными переменами в мире, они начали эксперименты со словами. Главным стало не содержание, а форма стиха. Языком русского авангарда стал манифест, вызов и жест. Слово обрело форму и использовалось как кулак, дубинка или винтовка.

Ищите жирных в домах-скорлупах
и в бубен брюха веселье бейте!
Схватите за ноги глухих и глупых
и дуйте в уши им, как в ноздри флейте.
Разбейте днища у бочек злости,
ведь я горящий булыжник дум ем.
Сегодня в вашем кричащем тосте
я овенчаюсь моим безумием.

Та са маеха ра бау
Саем сию дуб
радуб мола
аль

Но советское правительство без энтузиазма восприняло такое творчество. Таланты
уходили в подполье, и русский авангард начал затухать.

Лебединой песнью поэтического авангарда в 20−30-х годах прошлого века стали обэриуты (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников, Н. Заболоцкий и другие). Они попытались смешать дерзость футуристов с образами и смыслами символистов. Выстрелив большим количеством гениальных стихов, они вслед за своими товарищами ушли в полное забвение.

Читать еще:  Читаю лето господне шмелева не очень нравится.

Вы не путайте сыны
День конца и дочь весны.
Страшен, синь и сед Потец.
Я ваш ангел. Я отец.
Я его жестокость знаю,
Смерть моя уже близка.
На главе моей зияют
Плеши, лысины — тоска.

В живописи авангард раскрылся во всей красе, образовав несколько течений, главными из которых были абстракционизм, супрематизм и футуризм. Но всех их объединяло одно — эксперименты с формой и цветом и полный отказ от реализма.

Кому нужен Шишкин со своим натуральным лесом, если в него нельзя зайти? Или портрет красивой девушки на красивом фоне, если в реальности такой красоты не существует. Все это — надоевший и ненужный обман.

Идея преображения человека с помощью живописи стала фундаментом нового искусства. Художники-авангардисты разрабатывали теории, придумывали концепты и смело бросали вызов тоскливому классическому искусству прошлого. Вызов был во всем. В названиях объединений — «Бубновый валет», «Ослиный хвост», во внешнем виде — художники раскрашивали тело и лица, предвосхищая боди-арт, носили нелепую одежду. Например, одноглазый Давид Бурлюк представлял собой настоящее произведение авангардного искусства.

Ключевыми фигурами русского авангарда в живописи были К. Малевич (супрематизм), В. Кандинский (абстракционизм), М. Ларионов (лучизм), Н. Филонов, О. Розанова (цветопись), Н. Гончарова, И. Машков, М. Матюшин.

РУССКИЙ АВАНГАРД

Смотреть что такое «РУССКИЙ АВАНГАРД» в других словарях:

Русский авангард — У этого термина существуют и другие значения, см. Русский авангард (значения). Чёрный супрематический квадрат. Казимир Малевич. 1915 … Википедия

Русский авангард — широкое, разнородное и противоречивое направление, развивавшееся в России с 1910 по 1932 г. и включавшее в себя множество течений и теорий абстрактного, нефигуративного и беспредметного искусства. Возник под влиянием фр. кубизма (П. Пикассо, Ж … Русская Философия. Энциклопедия

Русский авангард (значения) — Русский авангард явление в искусстве, зародившееся и процветавшее в России с 1890 по 1930 год. Второй русский авангард условное название направление в русском искусстве в СССР середины 1950 х конца 1980 х годов Русский авангард (фонд) Фонд… … Википедия

Второй русский авангард — (иногда тж. Вторая волна русского авангарда) движение в русском искусстве, в первую очередь в изобразительном искусстве и поэзии, началом которого считается середина 1950 х годов, а завершением конец 1980 х. Его рождение связывается с … Википедия

Русский фашизм — Русский фашизм период развития русского национализма в 1930 40 е годы, характеризующийся симпатией итало немецкому фашизму, а также ярко выраженным антикоммунизмом и антисемитизмом. Русский фашизм был распространён среди белоэмигрантских… … Википедия

АВАНГАРД — АВАНГАРД (франц. avant garde передовой отряд) категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразных новаторских движений и направлений в искусстве 1 й пол. 20 в. В России его впервые употребил (в негативно… … Философская энциклопедия

Читать еще:  Сказка Заячьи лапы. Читать онлайн, скачать

АВАНГАРД — термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. видов… … Энциклопедия культурологии

АВАНГАРД — (франц. avantgard передовой отряд), течение в кинематографе, тесно связанное с новаторскими тенденциями, получившими развитие в европейском театре, живописи и литературе 1920 х годов во Франции, Германии, России. Французский киноавангард… … Энциклопедия кино

АВАНГАРД в кино — АВАНГАРД (франц. avantgard передовой отряд), течение в кинематографе (с 1918), тесно связанное с новаторскими тенденциями, получившими развитие в европейском театре, живописи и литературе 1920 х годов во Франции, Германии, России. Французский… … Энциклопедический словарь

Русский футуризм — Русский футуризм одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти. Содержание 1 Основные черты 2 История … Википедия

9 главных представителей русского авангарда

«Союз молодежи» – первое официальное объединение авангардистов. Они устроили 7 выставок с широким спектром стилей – от символизма до кубофутуризма.

24 октября в Москве в Еврейском музее и Центре толерантности начинает работу выставка «Союз молодежи», посвященная творческому объединению ключевых художников-авангардистов первой трети ХХ века. Проект, подготовленный совместно с «Энциклопедией русского авангарда» и Государственным Русским музеем, представит работы Казимира Малевича, Ольги Розановой, Елены Гуро, Михаила Митюшина, Владимира Татлина, Павла Филонова, Иосифа Школьника, Михаила Ларионова и других — всего порядка 80 произведений 35 художников.

Петербургское общество «Союз молодежи» — первое официально зарегистрированное объединение художников авангарда, на полгода опередившее московский «Бубновый валет». С 1910 по 1914 они устроили семь выставок, продемонстрировавших широкий спектр художественных идей и стилей — от символизма до кубофутуризма.

Давид Бурлюк

Давид Бурлюк, «отец русского футуризма», был участником четырех выставок «Союза молодежи». На двух последних выставках общества (зимы 1912/13 и 1913/14 годов) он представил свои наиболее новаторские работы — «композиции с четырех точек зрения». Замысел художника заключался в том, что картина, при каждом повороте на 90 градусов, сохраняла соотношение «верха» и «низа» («Мост. Пейзаж с четырех точек зрения»).

Д. Д. Бурлюк. «Весна». Начало 1910-х. Источник: Государственный Русский музей

Д. Д. Бурлюк. «Мост», 1911 год. Источник: Государственный Русский музей

Картина «Лошадь-молния» из собрания ГРМ с большой долей вероятности может быть идентифицирована с «Бегущей лошадью (примитив)», показанной Бурлюком на 5-й выставке «Союза молодежи». Сам автор, через несколько десятилетий, ошибочно датировал картину 1907 годом. Написанная в стилистике кубофутуризма, картина была написана художником в 1912—1913 годах.

Елена Гуро

Елена Гуро, как свидетельствовал ее муж художник Михаил Матюшин, была «столько же поэт, сколько художник». Оба стоят у истоков «Союза молодежи», хотя в само общество не вошли. Картина «Скандинавская царевна» — яркое проявление неопримитивизма, стиля, который наиболее характерен для раннего русского авангарда.

Е. Гуро. «Скандинавская царевна», 1910 год. Источник: wikipedia.com

Михаил Ларионов

Михаил Ларионов не состоял членом «Союза молодежи», но был тесно связан с объединением и экспонировал свои картины на всех, кроме последней, выставках. «Продавщица вод» — одна из ранних картин Ларионова (1907) — была им экспонирована на 1-й и 2-й выставках «Союза молодежи». Ларионов эту картину ценил. Сюжет взят художником из провинциальной жизни родного Тирасполя.

Читать еще:  Рассказ о трех яблоках (1001 ночь. Арабские сказки)

М. Ларионов. «Продавщица вод», 1907 год. Источник: wikipedia.com

Казимир Малевич

«Усовершенствованный портрет И. В. Клюна» — самая знаменитая кубофутуристическая картина Казимира Малевича. Она написана в 1913 году и впервые экспонировалась на последней выставке «Союза молодежи». Моделью к портрету послужил Иван Клюн — художник, друг и соратник Малевича. Поэт-футурист Алексей Крученых написал об этой картине следующие строки: «Казни-мир, /влюбленный в мирозданье, /узревший сквозь лицо друга бревенчатый сруб, — / просторнейший портрет Ивана Клюна».

К.С. Малевич. «Усовершенствованный портрет Ивана Клюна», 1913 год. Источник: Государственный Русский музей

В 1913 году Малевич принял участие в постановке «заумной» футуристической оперы «Победа над солнцем». Малевич создал декорации и костюмы, музыку написал Михаил Матюшин, пролог — Велимир Хлебников, а остальные тексты — Алексей Крученых. Спектакль стал новым словом в театральном искусстве. Позднее Малевич говорил, что именно эта работа вдохновила его посетила на создание «Черного квадрата.

Волдемар Матвей

Волдемар (Владимир) Матвей — один из лидеров «Союза молодежи». Он организовывал выставки, редактировал сборники объединения, писал теоретические статьи о современном искусстве. Он изучал искусство примитивных народов, в частности африканскую скульптуру. Матвей был новатором и в живописи («Красная и черные». 1913). Его многосторонняя деятельность была прервана ранней смертью (1914).

В. Матвей. «Красная и черные», 1913 год. Источник: wikipedia.com

Ольга Розанова

Ольга Розанова играла ключевую роль в «Союзе молодежи» — была экспонентом почти всех выставок, участвовала в общественных собраниях и диспутах объединения. В 1913 году ее избрали членом Правления и в том же года она написала Манифест «Союза молодежи».

О.В. Розанова. «Кузница», 1912 год. Источник: Государственный Русский музей

Картина Розановой «Кузница» (1912), показанная на 5-й выставке объединения, — один из шедевров неопримитивистского периода ее творчества.

Павел Филонов

На 5-й выставке «Союза молодежи» Павел Филонов, один из важнейших членов объединения, показал «Пир королей» (1913). Картина написана вскоре после возвращения художника из шестимесячного путешествия по Италии и Франции. Филонов, под впечатлением от скульптуры средневековых соборов, в своей многофигурной композиции создает подобие древних рельефов. Он наделяет их собственной мифологией, символикой и загадочным смыслом.

П.Н. Филонов. «Пир королей», 1913 год. Источник: Государственный Русский музей

Иосиф Школьник

Иосиф Школьник состоял в «Союзе молодежи» с момента образования объединения. Он был не только участником всех выставок объединения и его театральных простановок, но занимался финансовыми делами, налаживал связи с европейскими художниками, вел всю организационную работу.

И.С. Школьник. «Натюрморт с вазами», 1912 год. Источник: Государственный Русский музей

Любимый жанр Школьника — большие натюрморты («Натюрморт с вазами». 1919). В них он демонстрирует свой талант мастера цвета и декоратора.

Источники:

http://lifestyledigital.ru/chto-nuzhno-znat-o-russkom-avangarde-chtoby-ne-bylo-stydno
http://russian_philosophy.academic.ru/373/%D0%A0%D0%A3%D0%A1%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99_%D0%90%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%93%D0%90%D0%A0%D0%94
http://diletant.media/articles/45269982/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий