Русские амиши. Кто такие Амиши

Амиши — консервативное протестантское течение, приверженцы которого отличаются нежеланием принимать современные технологии и удобства и жить по канонам XIX века. Большинство амишей проживают в США и Канаде. Их численность оценивается в 300-350 тысяч человек.

Консерваторы или фанатики?

Многие черты жизни амишей напоминают секту. Они вступают в брак только с единоверцами, из-за чего часто допускают кровосмешение. Это приводит к наследственным заболеваниям. Считается, что все амиши произошли от примерно 200 предков-основателей, живших в XVIII веке.

Дети-амиши. Фото: Depositphotos

В семьях амишей в среднем около 6-7 детей. Они живут в изоляции от остального общества и не позволяют детям ходить в обычные школы. В их собственных учебных заведениях лишь восемь классов, причем дети учатся, как правило, в небольшом сарае.

Благодаря закрытости от мира у амишей сформировался свой особый язык — пенсильванско-немецкий диалект. Это смесь английского и разных диалектов немецкого языка тех регионов Германии, откуда приехали первые амиши.

Девушки-амиши. Фото: Depositphotos

Женщины у амишей должны всегда покрывать голову, мужчины — носить бороду. Все члены общины должны заниматься сельским хозяйством. Пожилым и больным стараются помогать своими силами, не принимая помощи врачей и социальное обеспечение от государства.

Особо консервативные группы амишей (старого обряда) запрещают пользоваться интернетом, телевидением и радио, автомобилями и даже электричеством. Более свободолюбивые амиши допускают использование бытовой техники и личных автомобилей. Американский штат Пенсильвания, где живет больше всего амишей, прославился своим гужевым транспортом.

Фото: Depositphotos

Фото: Depositphotos

Отличие амишей от секты заключается в добровольном характере участия в жизни общины. В возрасте 14-16 лет подростков-амишей называют румспрингами. В это время они могут сделать выбор: покинуть родную общину и «уйти в мир» или принять крещение и стать полноценными амишами, как их родители.

Основное занятие амишей — сельский труд. Фото: Depositphotos

Есть ли амиши в России?

Изначально амиши появились в Европе как отдельное религиозное течение. Они откололись от меннонитов — консервативных протестантов, не желавших участвовать в каких-либо войнах. Они бежали из любой страны Европы, где начинались боевые действия. Так они и оказались в США и Канаде.

На сегодняшний день амишей в России нет, но есть меннониты. В Россию они прибыли во второй половине XVIII века при Екатерине II. После введения всеобщей воинской повинности при Александре II многие из них стали уезжать из России, другие согласились на альтернативную службу. В течение XX века эмиграция усилилась. Сегодня меннониты остались лишь на Оренбуржье и практически слились с баптистами.

Семья меннонитов в Мексике. Фото: Wikimedia

Также «русскими амишами» можно назвать старообрядцев. Многие из них живут в закрытых общинах в Сибири и также отрицают блага цивилизации. Бытовая сторона жизни амишей старого обряда и русских старообрядцев очень похожа.

Амиши в искусстве: фильмы и сериалы

Амиши — яркий элемент современной жизни в США и Канаде. Потому они часто встречаются в произведениях американской культуры. Амиши — популярная тема многих фильмов и телешоу. Особое внимание СМИ привлекают амишские подростки-румспринги.

Фото: Depositphotos

В 2012 году National Geographic выпустил документальный сериал «Амиш: нарушив порядок» (Amish: Out of Order) о жизни бывшего амиша, покинувшего общину и рассказавшего всю правду о ней. В том же году вышел документальный фильм «Амиши» (The Amish) 2012 году, в котором приводятся интервью с нынешними и бывшими членами общины.

Из художественных фильмов можно упомянуть ленту «Прощение Амишей» (Amish Grace) 2010 года. Эта основанная на реальных событиях картина повествует о том, как вооруженный человек устроил стрельбу в школе в деревне амишей, а те ответили на это прощением и состраданием. Об амишах и фильм «Свидетель» (Witness) 1985 года с Харрисоном Фордом в главной роли. В нем рассказывается о полицейском, скрывающемся в амишской общине.

Постер фильма «Свидетель». Фото: Wikimedia

Также стоит привести сериал «Банши» (Banshee) 2013 года о преступнике, который отсидел 15 лет в тюрьме за ограбление, а затем обманом смог устроиться шерифом в округ Банши, где живут амиши.

Читать еще:  Альфред ван вогт — пробуждение. Корабль без якоря

Русские амиши? Миф, который может стать реальностью

Так как мои фотки не вызывают никакой реакции , что весьма удручает… учитывая ливень за окном… Короче, мной принято волевое решение — прекратить заниматься никому не нужной фигней, не буду больше их постить. Вместо этого придется развлекать вас местными байками.

Намедни, то бишь на прошлой неделе, довелось мне пообщаться с амишами.

Для тех, кто не в танке

Амиши — это одно из ответвлений в меннонизме. Название происходит от имени Якоба Аммана, меннонитского лидера в Эльзасе во второй половине XVII века. Главная черта их вероучения — более строгое следование Священному Писанию . Первостепенное значение амиши придают содержащемуся в Послании Павла к Римлянам положению об отделении церкви от государства.

Лидеры амишей не являются профессиональными служителями церкви. Они избираются по жребию и занимаются своей деятельностью безвозмездно.

Амиши не имеют молитвенных зданий. Богослужения проводятся по очереди в частных домах единоверцев. Службы проходят через воскресенье . В те воскресенья, когда служб нет (Воскресенья дружбы), амиши отдыхают и навещают друзей. Каждая амишская община имеет двух проповедников . Епископ и диакон служат в двух общинах, проводя в них богослужения поочередно в разные воскресенья. Разговаривают амиши между собой на диалекте немецкого, но вообще прекрасно говорят по-английски.

Женщины носят длинные однотонные платья, обычно черного, синего или зеленого цвета, но с обязательным передником: у замужней женщины он черный, у незамужней — белый. Платья не отличаются особым разнообразием цветов и покроев — их всего два: платье с вшитой юбкой и платье с фартуком, (похоже на российскую школьную униформу 70-х — 80-х годов). Все девочки и женщины носят чепчики — белые или чёрные, прикрывающие затылок и завязывающиеся тесёмочками под подбородком.

Мужчины ходят в черных и темно-синих костюмах. Одежда сшита так, что нет ни единой пуговицы. Все потому, что пуговицы считались предметом роскоши, и не использовались или использовались минимально, так, чтобы их не было видно на одежде. Если же имелось несколько открытых пуговиц на пальто или пиджаке, то эту oдежду необходимо было снять при входе в церковь, вернее, дом, где молились. Брюки поддерживают подтяжки; пуговиц на брюках нет, их заменяет система крючков и петель. Рубашки чистых цветов; белая — для церковной службы. Гардероб у мужчин дополняет черная войлочная шляпа или соломенная. Дети одеваются так же, как взрослые, мальчики обычно носят соломенные шляпы.

Во взаимоотношениях с мирским окружением ведут себя замкнуто.Они сохранили быт и облик почти в неизменном виде с XVII века. Живут амиши общиной, помогают друг другу, ведут натуральное хозяйство, рожают много детей, не пользуются продуктами цивилизации, как то: электричеством, автотранспортом (амишу разрешается ехать в машине пассажиром, но не водителем), одежду шьют себе сами, только материал покупают в магазине, не ходят в общественные школы: у них свои есть, где образование восьмилетнее. Налоги амиши платят, а вот в фонд национального страхования — нет, значит, и пенсию они не получают: заботятся о своих стариках сами. Лечат себя тоже сами, наверное, есть у них знахари свои, ведь за восемь классов вряд ли освоишь премудрости медицины. Но здоровье, надо полагать, у них неплохое: это и естественный отбор, и здоровый образ жизни. Запреты на использование электричества, автомобилей и прочих элементов цивилизации диктуются не религиозными, а нравственными убеждениями эмишей: осуждается не само использование технических благ, а их возможные нравственные последствия. Фотографироваться амиши не любят, так как верят, что их изображения могут быть использованы «во зло».

Амиши крайне редко связывают себя брачными узами с кем-то вне своей общины, и лишь для меннонитов делается исключение. В результате перекрестных браков внутри небольших общин амиши подвержены генетической деградации. Если детям не нравится быт родителей, они вполне могут выбрать другую жизнь. Основной закон амишей — «рай через тяжелый труд».

В начале XVIII века часть амишей переселилось в США (штаты Пенсильвания, Огайо, Индиана), где квакер Вильгельм Пенн, провозглашавший свободу вероисповедания, предоставил амишам и меннонитам убежище в юго-восточной части штата. Главный город округа и центр «страны эмишей» — Кросс-Кис (современное название — Интеркорс).

Строгое следование меннонитскому традиционализму привело к расколу амиши. В 1865 году от амиши отошли ультраконсервативные единоверцы. Наиболее либеральные группы слились в 10-20-е годы XX века с меннонитской церковью в США и вошли в Центральную конференцию меннонитов (основанную в 1899 году).

Читать еще:  История квазимодо. Стигматизация в психиатрии

Амиши, не соединившиеся с меннонитской церковью, учредили в 1910 году консервативную амишскую меннонитскую конференцию, которая была переименована в 1954 году в Консервативную меннонитскую церковь.

Численность амишей в США на конец XX в. — 90-120 тысяч человек, проживающих преимущественно в штате Огайо. Амишей и меннонитов в США собирательно называют «pennsylvania dutch» («пенсильванские голландцы»). Амиши называют остальных жителей США «англичанами».

В 198 году на экраны вышел фильм под названием «Свидетель» с Гаррисоном Фордом в главной роли. Многие полагают, что лучшего фильма про амишей и найти сложно, ибо режисёр показал общину амишей с огромным уважением.

Семья амишей с которой я общался, производит впечатление. Статные, худые, в старинной немного мешковатой одежке. Амиши очень высокие: мужчины под два метра, женщины под метр 1.80. Мужчины бород не бреют и ходят в соломенных шляпах. Такие хорошие, крепкие, открытые люди, настоящие крестьяне. Большие, крепкие, натруженные руки. Мне сразу почему-то подумалось, что именно благодаря таким был завоеван Запад. Говорят по-английски очень чисто без акцента. Неукоснительно соблюдается уважение к старшим, если говорит глава семьи, то все остальные хранят молчание.

Эта семье приехала в Канаду из Штатов навестить знакомых. Однако, американцы на них за что-то взъелись и дали им в дополнение к имеющимся у них американским паспортам бумагу, свидетельствующую о том, что у них нет гражданства. Вот и получается, что в Штатах их не очень долюбливают, а по их словам с приходом Буша к власти все только ухудшилось и их стали постепенно выживать. В Канаде они тоже нежелательные гости, учитывая канадско-американские добрососедские отношения. Короче говоря амиши решили рвать когти…. правильно, в Россию Они говорят, нам столько твердили, что русские — это зло, что они плохие, а мы убеждаемся что это все не так. Мы бывали в вашей стране и нам там очень понравилось. Так что, говорят хотим получить вид на жительство, переехать в Россию (подумывают о Калининградской области), активно учат русский язык (дочки уже сносно пишут и болтают, взрослые читают печатный текст и продолжают активно карпеть). Написали письмо министру сельского хозяйства Гордееву и губернатору Калининградской области с просьбой оказать содействие.. Вообщем, дело движется…

А что дальше, спрашиваю? Приедем, начнем трудиться. Если понравится… У нас 1 300 семей… Может некоторые и переберутся вслед за нами.

Русские амиши. Кто такие Амиши

Войти

Русские Амиши. Дети раскола

фото: https://www.flickr.com/photos/72843199@N02/15046875790/in/photolist-yUm6F-yUkZC-yUkU7-yUkNq-yYoG6-rXAt8G-rFg6Zk-mDQNg4-5bFZFv-vBa35s-vn1z5P-vDQusc-vDsuJc-vCU8V9-uGs3cJ-vn1vVn-sbswwJ-yYoFk-7tSktJ-pcN84t-oVDaWW-nB9vKa-nzFCxY-nznH7M-nz8cxw-nxiEAL-nB6vu6-eqcw9r-gFZ7tX-o1Niw5-5aVkC4-4BACbz-vmT9fm-vCU6mG-uGBCEc-vn1tKa-vB9UUf-vn1BeD-5bLtay-5bG3Pv-5bLhGs-5bLfbE-5bFWm4-5bLcWo-5bLiAf-5bFYSX-5bLcrm-8dBYn6-a1Fwbc-746WN2

В 17 веке в русской церкви произошёл раскол. Были те, кто принял реформы, и те, кто остался приверженными старого обряда — старообрядцы. Этот фильм о возвращении старообрядцев из Латинской Америки, Боливии и Уругвая, обратно в Россию. Их предки иммигрировали в 1940 годах. С тех пор они мечтали вернуться на родную землю. Через Москву они вернулись в Приморье и поселились в селе Корфовка.

Ульян, 47-летний глава общины старообрядцев против того, чтобы его дети ходили в местную школу, так как некоторые школьники курят и кощунствуют, многие из них воспитываются большую часть времени в школе, а не дома. У Ульяна, который родился в Латинской Америке, с братом произошло разногласие на почве общественного образования. Ульян говорит, что он не против образования в общем, так как учение приносит свет и разгоняет тьму. Он говорит: «Мы всегда обучаем наших детей чтению и письму». У самого Ульяна девять детей и он предпочитает обучать их дома.

Дети Ульяна обучаются дома по той же самой системе, которая существовала ещё до раскола в Православной Церкви в 17 веке. Дети собираются в доме учителя, чтобы учиться читать религиозные книги, написанные на древнеславянском языке. Учитель — один из братьев Ульяна. Учёба начинается с изучения алфавита (буквицы); сначала они заучивают тексты наизусть и уже потом изучают буквы. «Мы учимся как молиться. Мы молимся утром после пробуждения и вечером, перед сном, — говорит учитель Елисей, брат Ульяна. — Все законы прописаны тут». Ученики не разделяются по группам, их прогресс зависит от серии религиозных книг, которые они читают.

Елисей, старообрядец: «Я обучаю только старославянскому языку. Если нет учителя, то вместо этого, письму и чтению обучают матери». Помимо учёбы, детей учат ремёслам и фермерским навыкам.

Последние 300 лет, старообрядцы испытали много трудностей, чтобы сохранить свои традиции, сторонясь от внешнего мира, в попытке противостоять влиянию цивилизации. Они путешествовали по всему миру в поиске самых уединённых мест.

Читать еще:  Пережить смерть мамы. Мы в соцсетях

У старообрядца Терентия семеро детей. Он единственный кто отправил своих детей в общественную школу. В итоге даже среди старообрядцев произошёл раскол на почве образования; Терентий с семьёй остались одни в Корфовке, а Ульян с общиной переехал в село Дерсу.

Ульян говорит: «В России есть много образованных людей, но даже среди них есть много безработных. Нам также комфортно как образованным людям и мы, уж точно, не голодаем».

Ульян говорит, что когда они планировали переезд в Россию из Латинской Америки, он купил всей семье Терентия билеты на перелёт. Однако теперь брат находит различные предлоги, чтобы не отдавать эти деньги.

Жена Терентия в слезах говорит: «Я не могу стерпеть то, что Ульян сделал с нами. Он оторвал нас от уютного гнезда, и теперь оставил нас».

Ульян говорит, что если старообрядцы начинают посещать школу обычных людей, они несомненно сливаются с обществом и уже не могут следовать старообрядческим традициям. Перед Терентием два выбора: либо отдать брату долги, или переехать в другую отдалённую часть России, где можно будет возделывать землю.

Деревня Урсу отделена от внешнего мира рекой. Позднее к Ульяну присоединится его брат, Ефрем. Лодку придётся отправлять 15 раз туда и обратно, чтобы перевезти все вещи. Лодка мала, но это цена которую людям, желающим жить вдали от цивилизации приходится платить.

Старообрядцы никогда не посещают врачей, но не препятствуют если доктор сам к ним приезжает. В основном они применяют народную медицину, лечатся травами. При серьёзных заболеваниях старообрядцы соглашаются на современные лекарства, и рожают они также в больницах. В целом, у старообрядцев мало физических недугов.

Агафья, старообрядка говорит: «Мы применяем лечебные травы. Пьём травяные чаи, высушиваем травы и коренья. В Дерсу много хороших трав».

Марина Плекчанова, доктор, после обследование детей старообрядцев говорит: «Наши дети не такие здоровые, как их дети. Они — здоровые!»

72-летний духовный лидер общины, Фёдор, говорит, что у него более 50 внуков и более 25 правнуков.

После раскола, старообрядцы преследовались 300 лет церковными официальными лицами и органами. Им приходилось либо скрываться, либо покидать страну. Сегодня уже нет гонений, но они по прежнему хотят жить по своим традициям.

Старообрядцы не покупают очищенную рыбу, они покупают только целую рыбу и сами её чистят. Они сами выращивают свою еду.

Агафья печёт хлеб в русской печи. Даже в Уругвае у них была русская печь. Ей всего 38 лет, но у неё уже есть 6 внуков. Некоторые из её сыновей всё ещё остались в Уругвае и пока не решились вернуться в Россию. Агафья с семьёй приехала в дом, где жила старая старообрядка. Полтора года после её смерти они переехали в её дом. Им очень нравятся местные края.

Замужние женщины должны покрывать голову. Дети с малых лет уже помогают взрослым по хозяйству и в поле. Агафья с мужем разошлись, но развод у старообрядцев запрещён. Они не подписывают официальных бумаг о бракосочетании. Она говорит, что с возрастом её муж начал терять голову. После поездки в Бразилию, он сбрил бороду и ему начала претить жизнь общины. «Он как Терентий из Корфовки», — говорит Агафья, имея в виду, что он отошёл от традиции.

Девочки учатся традиционной вышивке, хотя не все узоры выполнены в традиционно русском духе, некоторые узоры отображают Уругвайские мотивы. Однако большинство из них основаны на русском фольклоре.

Традиционная одежда старообрядцев должна закрывать всё тело. Мужчины носят бороду. Любое отклонение в одежде рассматривается ими, как духовная слабость и отход от Бога.

На праздниках, не без шума, песен и веселья, им разрешается алкоголь, но только домашнего производства.

Старообрядцы позволяют членам своей общины выходить и возвращаться обратно в коммуну.

Смуглокожая Люба рассказывает: «Более 20 лет тому назад, моя мама влюбилась в аргентинца. Конечно, никто в общине этому не был рад. Она ушла из коммуны и целый год жила с моим отцом. Она обучила его русскому языку и нашим обрядам. Потом они вместе вернулись в коммуну и их грехи были им прощены. Моего отца звали Марсель, а теперь его зовут Моисей».

Старообрядцы не осуждают мирских людей, но искренне чувствуют жалость к тем, кто не следует традиционному стилю жизни.


‘Russian Amish’: Children of the schism (RT documentary)

Источники:

http://www.anews.com/p/121863135-kto-takie-amishi-est-li-oni-v-rossii-filmy-ob-amishah/
http://magon.net.ru/blog/879
http://ozareniye.livejournal.com/84699.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий