Русская литература в 30 е годы.

В 30-е годы в русле социалистического реализма развивались разнообразные жанры и формы литературы. Единой идейной основой советской литературы был принцип партийности. М. Горький завершал в 30-е годы свою эпопею «Жизнь Клима Самгипа». М. Шолохов заканчивал работу над «Тихим Доном», Л. Фадеев иисал роман «Последний из удэге», И. Эрепбург показал великую стройку социализма в романах «День второй» и «Не переводя дыхания». Противопоставление двух миров и двух идеологий проходит через книгу К. Федина «Похищение Европы». Романтикой мечты и труда проникнуты произведения К. Паустовского «Кара-Бугаз» и «Колхида». В те же годы в советскую литературу вошел писатель-педагог А. Макаренко. Его «Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Флаги на башнях» стали новым явлением литературы. Вступили в советскую литературу молодые журналисты-очеркисты и писатели Б. Горбатов, Я. Ильин, Б. Галин, А. Бек.

В 1934 г. вышла в свет книга «Как закалялась сталь». Необычна судьба ее автора Николая Островского, участника гражданской войны, человека, преодолевшего неизлечимую болезнь, тяжелые физические страдания, паралич, слепоту. Движимый безграничной любовью к Родине, к партии, желая быть полезным, он создал книгу не только о боях и походах, но и о становлении нового человека нашей эпохи. «Стал], закаляется при большом огне и сильном охлаждении,— иисал Н. Островский.— Тогда она становится крепкой и ничего не боится. Так закалялось и наше поколение в борьбе и страшных испытаниях и училось не падать перед жизнью». Книга эта оказывает огромное воспитательное воздействие на молодежь, заслужила глубокое признание прогрессивных людей всего мира. В декабре 1934 г. писатель начал диктовать свой последний роман «Рожденные бурей», первая часть которого была напечатана в 1936 г.

Яркость и многообразие советской литературы проявились, в частности, и в расцвете жанра исторического романа. «Подлинную свободу творчества, широту тематики, не охватываемое одной жизнью богатство тем,— я узнаю только теперь, когда овладеваю марксистским познанием истории, когда великое учение, прошедшее через опыт Октябрьской революции, дает мне целеустремленность и метод при чтении книги жизни», — говорил А. Н. Толстой, завершая эпопею «Петр I». Плодотворно продолжали свою работу в жанре исторического романа О. Форш, Ю. Тынянов, А. Новиков-Прибой.

В поэзии середины 30-х годов отчетливо видны черты, характерные для советской литературы того времени. В ее богатейший родник органически влилось творчество поэтов, закаленных опытом боев гражданской войны (Н. Асеев, Н. Тихонов, М. Светлов, С. Щи-иачев, А. Сурков, А. Безыменский), и тех, кто пришел к идеям коммунизма после долгих колебаний и исканий (Вл. Луговской, В. Ин-бер, П. Антокольский, И. Сельвинский, Н. Заболоцкий), и звонкие поэтические голоса молодежи, получившей воспитание и образование при Советской власти (А. Твардовский, Дм. Кедрин, Н. Дементьев, Б. Корнилов, Л. Мартынов, Я. Смоляков, К. Симонов, М. Али-гер, С. Михалков, Е. Долматовский). В 193(> г. с поэтическим повествованием о новой колхозной жизни «Страна Муравия» вошел в литературу А. Твардовский. Лирические и глубоко народные песни М. Исаковского, мужественная поэзия Я. Смелякова, теплая лирика С. Щипачева, чудесные стихи и сказки С. Маршака — вот разнообразная и яркая палитра русской советской поэзии.

Заботой о будущем поколении была проникнута детская литература. М. Горький горячо поддержал призыв С. Маршака усилить внимание к детской книге. 9 сентября 1933 г. ЦК ВКП(б) принял постановление о создании издательства детской литературы, перед которым выдвигалась задача сочетать «увлекательность и доступность изложения с принципиальной выдержанностью и высоким идейным уровнем». Вслед за ветеранами детской литературы С. Маршаком и К. Чуковским книги для детей стали писать А. Гайдар, В. Каверин, Л. Кассиль, А. Барто, С. Михалков и др.

Читать еще:  География. Прибалтийские государства

По инициативе М. Горького и М. Кольцова было осуществлено интересное издание «День мира» — как бы мгновенная фотография одного из рядовых дней нашей планеты, 27 сентября 1935 г., отразившего жизнь, борьбу, труд и мысли человечества.

К середине 30-х годов советская литература выступала как всесоюзная — единая по своему социалистическому содержанию и многообразная по национальным формам. Из 3 тыс. литераторов, объединенных Союзом советских писателей к концу 30-х годов, 1300 были представителями братских литератур.

Метод социалистического реализма явился той почвой, на которой расцвели литература и искусство братских республик. Бережное использование и развитие прогрессивных традиций национальных культур сочеталось с новаторством, оригинальностью жанров, сюжетным разнообразием и цементировалось идейной общностью строителей социализма. На Украине ярко развернулся поэтический талант Н. Бажана, создавшего в 1937 г. свою трилогию «Бессмертие», посвященную памяти С. М. Кирова. Появляются произведения Ю. Яновского, С. Скляренко, И. Микитеико, И. Кочерги, А. Корнейчука, Н. Рыбака, Л. Первомайского, П. Тычины, М. Рыльского. Белорусские писатели и поэты Я. Колас, Я. Купала, П. Бровка, П. Глебка, К. Крапива, М. Танк и другие создают произведения о героических буднях трудящихся, о борьбе против белогвардейцев и интервентов.

В республиках Кавказа и Средней Азии наряду с поэзией развиваются проза и драматургия. В 1934 г. основоположник таджикской советской литературы С. Айни закончил книгу «Рабы»—героическую эпопею о своем народе, поднявшемся из мрачного средневековья к социализму. Тема становлетшя новых отношений между людьми, роста нового человека становится главной в многонациональной советской литературе. Ей посвящает свою замечательную книгу «Гвади Бигва» классик грузинской литературы Л. Киачели. Над первым реалистическим романом в истории туркменской литературы «Решающий шаг» работает поэт и прозаик Б. Кербабаев. О новом герое — простом человеке труда — рассказывают книги поэтов Узбекистана Айбека («Кузнец Джура», «Дильбар — дочь эпохи») и Г. Гуляма («Кукан-батрак»),

Как борец против пережитков феодально-патриархальных отношений у горцев Дагестана выступает поэт и драматург, родоначальник аварской советской литературы Г. Цадаса. Драмы в стихах азербайджанских поэтов С. Рустама и С. Вургуна посвящены героическому прошлому, революционной борьбе. В 1936 г. навсегда вернулся на родину выдающийся армянский поэт А. Исаакян, создавший прекрасные произведения, воспевающие родную землю. Пафосом жизнеутверждающего труда проникнута «Книга пути» армянского поэта Е. Чаренца. В 1933 г. в ознаменование 25-летия литературной деятельности Г. Табидзе ему было присвоено звание народного поэта Грузии.

В 1936 г. казахский народ торжественно отмечал 20-летие литературного творчества основоположника казахской советской литературы С. Сейфуллина. Участник революционных боев, один из организаторов Советской власти, он был первым автором казахских стихотворений о В. И. Ленине и революции, первого романа, первой революционной пьесы, первой повести о рабочем классе. Это он первый записал и обнародовал песни народного акына Джамбула, первый выступил как казахский литературный критик.

За первым поколением литераторов национальных республик приходит смена, воспитанная Советской властью: новые молодые писатели, романисты, новеллисты, поэты яркой индивидуальности. В эти годы формируется таджикский писатель М. Турсун-заде, в литературу Туркмении приходят Б. Кербабаев, А. Аламышев, Узбекистана — Зульфия, А. Умары, Т. Фаттах, Казахстана — М. Ауэ-зов, Б. Майлин, С. Муканов, Г. Мусрепов, Г. Мустафин, Кабардино-Балкарии — К. Кулиев, Дагестана — Э. Капиев, Татарии — Ш. Кемал, М. Джалиль и др.

Читать еще:  Большие картины эрмитажа. Эрмитаж: история создания

Любимый народами жанр устной поэтической импровизации расцветает и наполняется новым содержанием. «Радость жизни нам раскрыл, знайте это, Ленин»,— пел сказитель и поэт, народный ша-хир Туркмении А. Салих. 70-летним старцем встретив Великий Октябрь, казахский акын Джамбул Джабаев снова взял в руки домбру и стал петь о своем народе вдохновенные песни. Избранный в 1938 г. депутатом Верховного Совета Казахской ССР, он песней открывал его первую сессию.

Самобытное и яркое творчество певца Дагестана Сулеймана Стальского, названного М. Горьким «Гомером XX века», казахского акына Джамбула, бахши Туркмении Дурды Клыча, мордовских сказительниц Е. Кривошеевой и М. Беззубовой получает всесоюзную известность.

Киргизские поэты и драматурги Дж. Боконбаев, К. Маликов, Дж. Турусбекоп на оснопе героического эпоса «Манас» создали музыкальную драму «Айчурек», позднее переработанную в оперу композиторами В. Власовым, В. Феро и А. Молдыбаевым. Казахский писатель Г. Мусрепов обработал для оперы народную поэму «Кыз Жибек», а таджикский поэт М. Турсун-заде, разработав сюжет народного эпоса, написал либретто опер «Хосров и Ширин» и «Восстание Восе».

Советским поэтам и писателям чужды национальная ограниченность, замкнутость, они воспевают не только подвиги своего народа, но и братство всех народов СССР. Таджикский поэт Лахути слагал стихи как о своем родном Таджикистане, так и обо всех народах Востока, о всей великой Стране Советов. Из казахских степей и далекого Узбекистана звучали стихи Джамбула и Уйгуна о братстве с республиканской Испанией. Грузинский поэт Т. Табидзе в своих произведениях показывал жизнь трудящихся зарубежных стран.

Литераторы республик переводят на родной язык произведения русской и мировой культуры. Переводы М. Ауэзовым «Ревизора», «Отелло», «Любови Яровой» обогатили казахское искусство. Л. Ки-ачели перевел на грузинский язык книги Горького, Стендаля, Франса; Е. Чаренц перевел на армянский язык произведения Гёте, Гейне, Э. Верхарна, И. Хикмета, М. Лермонтова, Н. Некрасова. Тонкий и сложный труд нереводчиков-поэтов С. Вургуна, Я. Кола-са, Н. Тихонова, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого, Вл. Луговского, Э. Капиева, X. Алнмджана помог раскрыть богатства многонациональных литератур и укрепить их связи между собой. «Переводя лучших русских или украинских поэтов, я не только способствую расширению сферы их влияния, но учусь у них сам»,— говорил Е. Чаренц. Так постепенно развивался процесс взаимного обогащения литератур наших народов, и литература национальных республик СССР вливалась в океан мировой культуры.

Общая характеристика литературы 30-х годов

Тема: Общая характеристика литературы 30–х годов.

1. Общественно–политическая ситуация 30–х годов.
2. Основные темы произведений 30–х годов.
3. Ведущие жанры в литературе 30–х годов.

1. Акимов В.М. От Блока до Солженицына. М., 1994.
2. Голубков М. Русская литература ХХ века. После раскола. М., 2001.
3. История русской литературы ХХ века (20–90–е годы). М., МГУ, 1998.
4. История советской литературы: Новый взгляд. М.,1990.
5. Мусатов В.В. История русской литературы ХХ в. (советский период). М., 2001.
6. Русская литература ХХ века. Мн., 2004.
7. Русская литература ХХ века в 2 частях/под ред. проф. Кременцова. М., 2003.

В 30–е годы происходит нарастание негативных явлений в литературном процессе. Начинается травля выдающихся писателей (Е.Замятин, М.Булгаков, А.Платонов, О.Мандельштам).
В начале 30–х годов происходит смена форм литературной жизни: после выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) объявляют о своем роспуске РАПП и другие литературные объединения.

Читать еще:  Фольклорные жанры. Примеры фольклорных жанров

В 1934 году состоялся Первый съезд советских писателей, который единственно возможным творческим методом объявил социалистический реализм. В целом же началась политика унификации культурной жизни, происходит резкое сокращение печатных изданий.

В тематическом плане ведущими становятся романы об индустриализации, о первых пятилетках, создаются большие эпические полотна. И вообще ведущей становится тема труда.
Художественная литература начинала освоение проблем, связанных с вторжением науки и техники в повседневную жизнь человека. Новые сферы жизни человека, новые конфликты, новые характеры, видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев, к возникновению новых жанров, новых приемов стихосложения, к поискам в области композиции и языка.

Отличительной особенностью поэзии 30–х годов является бурное развитие песенного жанра. В эти годы были написаны прославленные «Катюша» (М.Исаковский), «Широка страна моя родная…» (В.Лебедев–Кумач), «Каховка» (М.Светлов) и многие другие.

На рубеже 20–30–х годов в литературном процессе наметились интересные тенденции. Критика, еще недавно приветствовавшая «космические» стихи пролеткультовцев, восторгавшаяся «Падением Даира» А.Малышкина, «Ветром» Б.Лавренева, изменила ориентацию. Глава социологической школы В.Фриче начал поход против романтизма как искусства идеалистического. Появилась статья А.Фадеева «Долой Шиллера!», направленная против романтического начала в литературе.

Лекция 5. Общая характеристика литературы 30-х годов

В 30-е годы происходит нарастание негативных явлений в литературном процессе. Начинается травля выдающихся писателей (Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов, О. Мандельштам). Кончают жизнь самоубийством С. Есенин и В. Маяковский.

В начале 30-х годов происходит смена форм литературной жизни: после выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) объявляют о своем роспуске РАПП и другие литературные объединения.

В 1934 году состоялся Первый съезд советских писателей, который единственно возможным творческим методом объявил социалистический реализм. В целом же началась политика унификации культурной жизни, происходит резкое сокращение печатных изданий.

В тематическом плане ведущими становятся романы об индустриализации, о первых пятилетках, создаются большие эпические полотна. И вообще ведущей становится тема труда.

Художественная литература начинала освоение проблем, связанных с вторжением науки и техники в повседневную жизнь человека. Новые сферы жизни человека, новые конфликты, новые характеры, видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев, к возникновению новых жанров, новых приемов стихосложения, к поискам в области композиции и языка.

Отличительной особенностью поэзии 30-х годов является бурное развитие песенного жанра. В эти годы были написаны прославленные «Катюша» (М.Исаковский), «Широка страна моя родная…» (В.Лебедев-Кумач), «Каховка» (М.Светлов) и многие другие.

На рубеже 20-30-х годов в литературном процессе наметились интересные тенденции. Критика, еще недавно приветствовавшая «космические» стихи пролеткультовцев, восторгавшаяся «Падением Даира» А.Малышкина, «Ветром» Б.Лавренева, изменила ориентацию. Глава социологической школы В.Фриче начал поход против романтизма как искусства идеалистического. Появилась статья А.Фадеева «Долой Шиллера!», направленная против романтического начала в литературе.

Безусловно, это было требование времени. Страна превращалась в огромную стройку, и читатель ждал от литературы немедленного отклика на происходящие события.

Но раздавались голоса и в защиту романтики. Так, газета «Известия» публикует статью Горького «Еще о грамотности», где писатель защищает детских авторов от комиссии детской книги при Наркомпроссе, которая бракует произведения находя в них элементы фантастики и романтики. Журнал «Печать и революция» публикует статью философа В.Асмуса «В защиту вымысла».

И, тем не менее, лирико-романтическое начало в литературе 30-х годов в сравнении с предшествующим временем оказывается оттесненным на второй план. Даже в поэзии, всегда склонной к лирико-романтическому восприятию и изображению действительности, в эти годы торжествуют эпические жанры (А.Твардовский, Д.Кедрин, И.Сельвинский).

Источники:

http://www.winstein.org/publ/36-1-0-3483
http://www.stihi.ru/2009/07/11/3537
http://studwood.ru/1193371/literatura/obschaya_harakteristika_literatury_godov

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий