Рубенс картины. Школьная энциклопедия

Реалистические основы фламандского искусства с необычайной яркостью проявились в живописи.

Её мировое значение тесно связано с деятельностью Питера Пауля Рубенса, который благодаря своему огромному художественному дарованию и широте творческого диапазона стал крупнейшим мастером фламандского искусства эпохи его расцвета.

Рубенс родился в 1577 г. в семье юриста и получил прекрасное гуманистическое образование.

В 23-летнем возрасте, пройдя обучение у фламандских живописцев, он отправился в Италию.

В 1608 г. Рубенс возвращается во Фландрию.

Он выполняет сложные дипломатические поручения испанской наместницы инфанты Изабеллы, совершая для этого поездки во Францию, Испанию, Англию.

Слава художника привлекает к нему множество учеников.

Заказы поступают в таком изобилии, что Рубенс не может один справиться с их выполнением, и его мастерская превращается в некое подобие художественной мануфактуры, где многочисленные ученики работают по эскизам мастера (из стен рубенсовской мастерской вышло около 3 тыс. полотен).

Весь свой художественный пафос Рубенс вкладывал в изображение человеческого К тела, которое отличается у него необычайной мощью и чувственной прелестью.

Горячий колорит произведений Рубенса строится на сопоставлении тонов обнажённого тела с яркими пятнами одеяний и благородным, сдержанным по тональности фоном.

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px»
data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px»
data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>

Рубенсу не чуждо преувеличение, но оно искупается огромной жизненной силой его образов, живым, бьющим через край темпераментом.

Первые крупные произведения, созданные Рубенсом вскоре после приезда из Италии,— грандиозные полотна в Антверпенском соборе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» — представляют людей титанической мощи, в чьём облике нет ни-К него общего с религиозным аскетизмом.

Эти качества получают ещё более яркое выражение в последующие годы, особенно в произведениях на темы античной мифологии, где само содержание благоприятствовало проявлению наиболее привлекательных черт фламандского искусства — яркой жизнерадостности образов, их огромного полнокровия, ощущения неразрывной слитности человека и природы.

Таковы «Похищение Диоскурами дочерей Левкиппа», «Возвращение Дианы с охоты», «Персей, освобождающий Андромеду».

Рубенс создал получивший широкое распространение в XVII—XVIII вв. своеобразный тип исторической картины, объединяющей изображение реального события с аллегорическим прославлением героя.

Рубенс является также одним из создателей характерного для эпохи абсолютизма парадного портрета; в его портретных работах торжественная представительность не заслоняет, однако, жизненной свежести образов («Портрет Марии Медичи», «Конный портрет Фердинанда Австрийского»).

Не менее оригинальным мастером проявил себя Рубенс и в других жанрах. Необычайным драматизмом отличаются его «Охоты» — большие полотна, изображающее напряжённые схватки охотников с разъярёнными зверями («Охота на львов» и «Охота на крокодила и гиппопотама»).

Наконец, значительный вклад внёс Рубенс в искусство пейзажа. Пейзажи Рубенса отличаются широтой охвата и динамической передачей природы; высокий горизонт увеличивает их пространственный размах; как бы в движении перед зрителем открываются горные хребты, бурные потоки, дороги, уходящие вдаль, тучные стада, пасущиеся на цветущих лугах.

Общий замысел и каждая подробность в пейзажах рождают ощущение неиссякаемого плодородия, вечной животворной силы земли («Пейзаж с Филемоном и Бавкидой», «Возчики камней» и др.).

Последнее десятилетие в жизни Рубенса — 30-е годы XVII в. — представляет особый этап в его творчестве. Он уходит от придворной и дипломатической деятельности, меньше внимания уделяет заказным работам и пишет главным образом для самого себя.

Произведения этого периода отличаются особенной глубиной восприятия жизни («Вирсавия», «Меркурий и Аргус»).

В портретах Рубенса теперь преобладает не столько парадно-представительная, сколько интимная трактовка образов (цикл портретов второй жены художника Елены Фоурмен); в пейзаже также нарастают черты лирического восприятия и вместе с тем более конкретной передачи мотивов природы («Ночной пейзаж» и «Пейзаж с замком Стен»).

В последние годы жизни Рубенс впервые обращается к бытовому жанру, к изображению жизни фламандского крестьянства.

Его «Кермесса» (сельский праздник) и «Крестьянский танец» — ярчайшее воплощение бурной жизнерадостности и неиссякаемых жизненных сил фламандского народа.

Рубенс скончался в 1640 г., будучи ещё в полном расцвете творческих сил.

Рубенс Петер Пауль

Фламандский живописец; глава школы живописи эпохи барокко; создатель жанра / стиля европейского парадного портрета. Рубенс говорил на шести языках.

Юный Рубенс учился у трёх фламандских живописцев: Тобиаса Верхахта, Адама ван Норта и Отто ван Вена.

Работоспособность и трудолюбие П. Рубенса были поистине невероятны. «Современники вспоминают: «Мы посетили знаменитого художника Рубенса, которого застали как раз за работой, причём он заставлял себе в то же время читать вслух из Тацита и одновременно диктовал письмо. Так как мы молчали и не хотели ему мешать разговорами, он сам начал с нами говорить, и при этом продолжал, не прерывая, свою работу, заставлял себе дальше читать, не переставал диктовать письмо и отвечал на наши вопросы». Без гигантской воли, собранности и самодисциплины выдержать такие нагрузки было бы не по силам смертному. Рабочий день Рубенса был уплотнён до предела. Он вставал всегда в четыре утра и приступал к работе. Короткий перерыв на обед, и опять труд. Работал до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город. Вернувшись, ужинал в кругу друзей, причем «в вине и пище, а также в игре терпеть не мог излишества».

Читать еще:  Патрисия каас. Судьба патрисии каас

Примерно начиная с 1610 года, чтобы удовлетворить растущий спрос на свои картины, П. Рубенс начал создавать большую мастерскую, где работали его ученики. Обычно сам Рубенс намечал небольшой эскиз, нанося на светлый грунт основной рисунок коричневатыми мазками и строя цветовую композицию при помощи немногочисленных красок: розовато-красной, голубой, жёлтой, белой, которые его ученики и помощники переносили на холст, а затем, по окончании работы, слегка подправлял картины. Считается, что вместе с учениками написано около 3000 картин. Позже он организовал и гравировальную школу, чтобы ещё шире распространять свои работы.

«В мастерской ничего не делалось случайно. Наоборот, все усилия направлялись к достижению максимальной производительности, превращая её в предприятие по производству картин. Идеальная организация труда и восхитила, и одновременно неприятно поразила датского путешественника и личного врача короля Дании Отто Шперлинга, посетившего художника в 1621 году. «. Мы попали в просторный зал без окон, освещённый через круглое отверстие в середине потолка, — писал в последующем в своих «Мемуарах» Шперлинг. — Здесь мы увидели значительное число молодых художников, каждый из которых корпел над собственным полотном, руководствуясь карандашным рисунком, иногда кое-где тронутым цветом, обозначенным господином Рубенсом. По этим эскизам ученики пишут всю картину целиком, а уж затем мэтр проходит по ней рукой мастера. Готовые произведения выдаются за творения Рубенса, который помимо огромного состояния сумел таким образом снискать почёт и уважение королей и принцев, засыпающих его богатыми подарками». В связи с этими обстоятельствами Рубенс подчас попадал в довольно пикантные ситуации, которые отнюдь не прибавляли ему уважения. Так, однажды принц Уэльский, будущий король Карл I, отказался принять у художника картину с изображением львиной охоты по причинам, ясно изложенным в письме одного английского дипломата: «Возвращаясь к Рубенсу. Все художники убеждены, что он отправил полотно, к которому почти не прикасалась его собственная рука. Позы персонажей на нём настолько неестественны, что принц не желает видеть его в своей галерее. » Отсюда, по мнению критиков, и пресловутая «плодовитость» Рубенса, и многочисленные штампы в его произведениях. Женщины в его картинах — рыхлые блондинки (копии его первой и второй жён), мужчины — красавцы спортивного типа с чрезмерно развитой мускулатурой: даже Христос на кресте выглядит настоящим атлетом. К тому же — все на одно лицо. По этой причине его портреты невыразительны, они не имеют индивидуальных особенностей и их трудно запомнить. Да и картин, написанных рукой самого Рубенса, не так уж и много. К тому же, порой и принадлежность этих полотен Рубенсу установить с полной уверенностью нельзя. С наибольшей достоверностью таковыми следует считать его эскизы и наброски».

«Корифей среди художников барокко, Питер Пауль Рубенс, усовершенствовал принцип разделения труда и устроил даже самую настоящую фабрику живописи со специалистами по пейзажам и отдельным деталям, некоторые из которых, например Антонис Ван Дейк, Якоб Йордане и Франс Снейдерс, сами достигли мировой славы. Мастер делал набросок на картоне, определял детали желаемого произведения а в остальном посвящал себя своим делам, скажем, добыванию выгодного заказа, или отправлялся в путь с политической миссией. Как правило, он увязывал и то, и другое, не испытывая ни малейших угрызений совести. Художник был в то время тем, кто обладал особым талантом создавать мир цветов и форм, который пробуждал чувства, разжигал страсти, помогал озарениям. Он был прекраснее, чем мир, мир повседневного бытия. А сам художник представлялся глубокомысленным гением, обрученным со своим искусством».

Читать еще:  Открываем зоомагазин. Как открыть зоомагазин

Через 10 лет современники называли Рубенса «королём художников и художником королей» – его мастерская выполняла заказы для многих королевских домов Европы.

В юности Рубенс жил и работал в Италии, где изучал произведения как античной скульптуры, так и работы Веронезе, Караваджо, Микеланджело, Тинторетто, Тициана и т.п. «Восемь лет, проведённых Рубенсом на Апеннинском полуострове, наложили отпечаток на всю последующую деятельность мастера и на его жизнь. Даже письма свои он отныне подписывает «Пьетро Паоло» — на итальянский лад. Эти годы не только определили его живописную манеру, но и принесли ему успех и известность, значительно укрепив веру в свои собственные силы. Они были периодом формирования его искусства. Обладая невероятной способностью объединять различные, несравнимые влияния, как античные, так и современные, и на таком синтезе строить своё, собственное художественное видение, Рубенс прежде всего стремился перенять всё самое ценное, чем славилось творчество его предшественников: рисунок Микеланджело и колорит Тициана, классицизм братьев Карраччи и новаторские идеи. Караваджо, идеалы античных мастеров — всё пошло на пользу, всё слилось и сплавилось в душе великого фламандца, чтобы выплеснуть затем на холсты и звучность красок, и буйство сюжетов, и неповторимость рубенсовских форм».

Рубенс Питер Пауль

Точнее Рюбенс (Rubens) (1577-1640), фламандский живописец. Глава фламандской школы живописи эпохи барокко. Родился в семье юриста. В 1589 переселился в Антверпен, где получил разностороннее гуманитарное образование. Рано обратившись к живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591-94), О. Вениуса (ван Вена; около 1594-98). В 1600-08 жил в Италии (Риме, Мантуе, Генуе), где изучал произведения Микеланджело, венецианских живописцев, братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии Изабеллы Австрийской. Уже в первых произведениях Рубенса, выполненных после возвращения на родину, проявилось стремление переработать впечатления от работ итальянских мастеров в духе национальных художественных традиций. Созданные Рубенсом в начале 1610-х гг. монументальные религиозные композиции, идущие стилистически в русле барокко («Водружение креста», около 1610-11, и «Снятие со креста», около 1611-14, — обе в соборе Онзеливе-Врауэкерк, Антверпен), отмечены театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Вместе с тем в них пробиваются (главным образом в трактовке отдельных образов) черты полнокровного, жизне- утверждающего реализма, характерного для последующего творчества художника. В начале творчества Рубенс выполнил ряд парадных портретов в духе старых нидерландских реалистических традиций («Автопортрет с Изабеллой Брант», 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика моделей и нарядных деталей одежды, изысканным сдержанным колоритом. Середина 1610-х гг. отмечена обращением Рубенса к классическим мотивам и традициям, поисками пластически совершенного воссоздания человеческой фигуры, ясности и монументальной цельности композиции. В 1612-20 складывается зрелый стиль художника. Обращаясь к темам античной и христианской мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, мифологических персонажей и животных, изображённые на фоне цветущей природы или величественной фантастической архитектуры, часто сплетаются в картинах в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой и страстным «языческим» жизнелюбием. В них как бы возрождается вновь бунтарский демократический, свободолюбивый дух искусства эпохи Нидерландской буржуазной революции XVI в. Рубенс вводил в свои картины национальные и простонародные типы и как бы вразрез с религиозными представлениями эпохи любовно воссоздавал красоту обнажённого полнокровного человеческого тела, воспевая чувственную полноту и радость земного бытия («Союз Земли и Воды», около 1618, «Персей и Андромеда», начало 1620-х гг., — обе в ГЭ; «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619-20, Старая пинакотека, Мюнхен). Картины этого времени отличаются многообразием композиции, гибким линейным ритмом, свежестью светлого, сверкающего колорита. Постепенно отказываясь от применения локальных цветов, Рубенс достигал исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов. Тёплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно- коричневые и мягкие зелёные оттенки сливаются в ликующую, праздничную и гармоничную красочную гамму. К 1615-20 Рубенс получил широкое признание и известность. Обширная мастерская художника (в которой работали и крупные живописцы — А. ван Дейк, Я. Иорданс, Ф. Снейдерс) выполняла по заказам европейской знати многочисленные монументально- декоративные композиции. В цикле картин для французской королевы Марии Медичи («История Марии Медичи», около 1622-25, Лувр), отличающемся декоративным блеском живописи, Рубенс сочетал мифологические фигуры и иносказание с реалистическими элементами, что явилось новым словом в развитии исторической живописи. Он выполнил большое число парадных аристократических портретов, воссоздавая с исключительным мастерством и чувственной убедительностью физический облик и особенности характера модели (портреты Марии Медичи, около 1622-25, Прадо, и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в том числе «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (около 1625, ГЭ), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов художник воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели (влажный блеск глаз, тончайшие нюансы фактуры и цвета кожи и т. п.). Около 1611-18 Рубенс выступил и в качестве архитектора (отмеченный барочной пышностью и роскошью собственный дом художника в Антверпене). Существенное место в творчестве Рубенса занимает пейзаж. Используя приёмы «идеального» европейского пейзажа, он перерабатывал их в духе традиций национальной пейзажной школы. Свои пейзажи с гнущимися на ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими поселянами. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или поэзии сельского бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью мягких приглушённых красок, они воспринимаются как обобщённый опоэтизированный образ фламандской природы («Возчики камней», около 1620, «Пейзаж с радугой», около 1632-35, — оба в ГЭ). В 1626, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью; посетил Англию и Испанию, где вновь знакомился с произведениями Тициана, работами испанских мастеров. В 1630-х гг. начался новый период творчества художника: Рубенс подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевейте (Брабант). Тонкая жизненность и поэтическая одухотворённость, эмоциональный колорит свойственны многочисленным портретам второй жены художника — Елены Фаурмент («Шубка», около 1638-40, Музей истории искусств, Вена), иногда изображённой в виде мифологических персонажей («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден). Тематика произведений этого времени многообразна. Наряду с поэтическими пейзажами («Пейзаж с заходом солнца», 1635-40, «Пейзаж с замком Стен», около 1636, — оба в Национальной галерее, Лондон) он писал сцены деревенских празднеств, исполненные грубоватой правды и бурной захватывающей жизнерадостности («Кермесса», около 1635-36, Лувр), вызывающие в памяти аналогичные композиции П. Брейгеля Старшего. Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом в ознаменование въезда в Антверпен нового правителя Фландрии Фердинанда (1634-35, ГЭ, ГМИИ). В «стеновский» период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной. Колорит его картин утрачивает многоцветность и отличается богатством красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. Манера письма приобретает исключительную свободу и лёгкость («Елена Фаурмент с детьми», около 1636, Лувр; «Три грации», 1638-40, Прадо; «Вакх», около 1638-40, ГЭ). Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом средств отмечен поздний автопортрет художника (около 1637-40, Музей истории искусств, Вена). Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки (зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и др.). Являясь преимущественно подготовительным материалом для живописи, они отличаются тонкой наблюдательностью, смелостью и лаконизмом, мягкостью и лёгкостью штриха. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских художников. Его влияние испытали также многие европейские художники XVIII-XIX вв. (А. Ватто, Ж. О. Фрагонар, Э. Делакруа, О. Ренуар и др.).

Читать еще:  Герои и персонажи из мультика «Чип и Дейл.

Литература: Гершензон Н. М., Рубенс, М.-Л., 1938; В. М. Невежина, Рубенс, (Л.), 1938; Ю. И. Кузнецов, Рисунки Рубенса, М., 1974; В. Н. Лазарев, Рубенс, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974; П. П. Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников, М., 1977; Stechow W., Rubens and the classical tradition, Camb. (Mass.), 1966; White Ch., Rubens and his world, N. Y., (1968); Furtwдngler F., Vergleichende Studien zur Bildform Rubens, Mьnch., 1979.

Источники:

http://www.istoriia.ru/xv-v-seredina-xvii-v/flamandskaya-shkola-v-zhivopisi-rubens.html
http://vikent.ru/author/1212/
http://gufo.me/dict/art_encyclopedia/%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%81_%D0%9F%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%9F%D0%B0%D1%83%D0%BB%D1%8C

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий