Роман а франса. Общественная деятельность Франса

(1844-1924)

Французский писатель-прозаик и критик в области литературы Анатоль Франс родился в 1844 году 16 апреля. Настоящее имя писателя — Франсуа Анатоль Тибо, место рождения — Париж, Франция. Биография Анатоля Франса включает в себя страницы службы во французской армии, работы библиографом, журналистом, замдиректором библиотеки при французском Сенате, членства во Французском Географическом обществе. В 1896 году писатель стал членом Французской академии, а в 1921 году заслуги Анатоля Франса были отмечены Нобелевской премией по литературе, деньги от которой он пожертвовал для голодающего населения России.

Родился писатель в семье владельца книжного магазина. Отец больше всего внимания уделял литературе, так или иначе связанной с историей революции во Франции, такова была специализация книжного магазина. В юности Анатоль Франс с большой неохотой учился в иезуитском колледже, с трудом его закончив после нескольких провалов на выпускных экзаменах. Писателю было уже 20, когда он, наконец, завершил обучение.

С 1866 года Анатоль Франс сам начинает зарабатывать себе на жизнь, устроившись библиографом. Постепенно вращаясь в литературных кругах того времени, он становится активным участником парнасской школы. Затем писатель служит какое-то время в армии, а после демобилизации вновь начинает писать собственные сочинения и заниматься редакторской работой.

В 1875 году парижское издание «Время» заказывает Анатолю Франсу ряд критических статей о современных литературных течениях и авторах. Это была хорошая возможность писателю проявить свое журналистское умение. Спустя несколько месяцев он уже ведет собственную рубрику «Литературная жизнь».

С 1876 года и на протяжении 14 лет писатель занимает должность заместителя директора библиотеки Сената Франции, обстоятельства сложились наилучшим образом. Теперь у Франса была возможность и средства погрузиться в любимое творчество — литературную деятельность.

У писателя были идейные разногласия с церковью. В 1922 году его сочинения вошлив католический «Индекс запрещенных книг».

Анатоль Франс вел активную общественную деятельность, участвовал в деле Дрейфуса. В 1898 году писатель под влиянием Марселя Пруста первым подписывает знаменитый манифест-письмо Эмиля Золя «Я обвиняю». После этого принимает самое деятельное участие на стороне реформистского, а затем социалистического лагеря, читает лекции для рабочих, принимает решения в устройстве народных университетов, и в митингах левых сил. Близким другом Франса является лидер социалистов Жан Жорес, писатель становится выразителем идей, мэтром Французской соцпартии.

Творческий путь Анатоля Франса прошел от ранних легкомысленных сатирических романов к тонким психологическим повестям, социальным романам и социальной сатире. Самым первым произведением, принесшим автору известность, был роман 1881 года «Преступление Сильвестра Боннара». Это сатира, в которой возносятся легкомыслие и доброта, их предпочтение перед суровой добродетелью.

Следующие повести и рассказы свидетельствуют об огромной эрудиции и тонком психологическом чутье автора. В 1893 году выходит в свет «Харчевня королевы Гусиные лапки» — сатирическая повесть, характерная для 18 века. Главное действующее лицо здесь — аббат Жером Куаньяр. Он внешне благочестив, но легко живет греховной жизнью, оправдываясь, что его «падения» служат для усиливания духа смирения. Этот же персонаж фигурирует и в «Суждениях господина Жерома Куаньяра». В этих произведениях Франс очень искусно воссоздал дух ушедшей исторической эпохи.

В очень многих произведениях автора, в частности, в сборнике 1892 года «Перламутровый ларец», поднята его излюбленная тема. Писатель сопоставляет языческое и христианское мировоззрения, в рассказах из раннего Возрождения или первых веков христианства, сюжеты Франса очень яркие и фантазийные. В таком ключе написаны «Святой сатир», оказавший в дальнейшем влияние на Дмитрия Мережковского, а также роман «Таис» (рус.1890), рассказывающий об истории знаменитой куртизанки древности, сумевшей стать святой. Здесь автор демонстрирует удивительную смесь эпикурейства и христианского милосердия.

Роман «Красная лилия» (рус.1894) представляет собой типично парижскую адюльтерную драму в духе Бурже, на фоне изысканных и утонченных художественных картин Флоренции и живописи низменного в человеческой натуре.

Социальные романы Анатоля Франса собраны автором в серию «Современная история». Эта историческая хроника подана под ракурсом философского взгляда на события. Острополитические романы продемонстрировали проницательность и объективную беспристрастность Франса как ученого-изыскателя, историка современности, но также и тонкого скептика, иронизирующего над человеческими чувствами и начинаниями, но и знающего им цену.

Вымышленный сюжет в этих романах переплетается с реально происходившими общественными событиями. Изображается избирательная агитация, интриги вездесущей бюрократии, показаны инциденты процесса Дрейфуса, уличные акции протеста. Но Франс также описывает научную деятельность, отвлеченные от действительности теории «кабинетного» ученого с некоторой ограниченностью и близорукостью в жизненных делах, у которого есть неурядицы в укладе жизни, неверность жены, а психология демонстрирует неприспособленного к жизни мыслителя.

Главное действующее лицо, проходящее через все романы серии — ученый историк Бержере. Это идеал философии автора с его снисходительно-скептическим отношением к действительности, иронической невозмутимостью и толстокожестью в суждениях, касающихся окружающих.

Сатирический роман Анатоля Франса, двухтомник «Жизнь Жанны д’Арк» был издан в 1908 г. Произведение несколько демистифицировало Жанну, а с точки зрения исторической правды книга была недостаточно верна первоисточникам. Поэтому труд был довольно плохо принят публикой.

Но уже следующее творение Франса — пародия на историю Франции «Остров пингвинов» была воспринята публикой и критикой очень благосклонно. В произведении сюжет закручивается вокруг того, что близорукий аббат Маэль ошибочно принял за людей пингвинов и окрестил их, вызвав гнев как со стороны неба, так и на земле. Далее Франс сатирично описывает появление частной собственности и государства, первой королевской династии, затем черты средних веков и Возрождения.

Основная часть книги о современных автору событиях: несостоявшемся перевороте Ж.Буланже, деле Дрейфуса и позиции кабинета Вальдека-Руссо. В финале автор дает невеселый прогноз на будущее: наступит власть финансовых монополий и атомный терроризм, ставший причиной гибели цивилизации. Однако в истоге общество вновь возродится для того, чтобы прийти снова к подобному финалу — здесь очевидный намек автора на тщетность ожиданий изменения пингвинской (человеческой) натуры.

Роман «Боги жаждут» был следующим большим художественным произведением писателя. Здесь подняты вопросы французской революции. Затем был роман «Восстание ангелов» (1914) — социальная сатира с мистификациями. Фабула романа: на Небесах царит вовсе не всеблагой Бог, а злобный и несовершенный Демиург, против которого Сатана поднимает восстание, подобно тому, как на земле происходит социальное революционное движение. Это был последний социально-сатирический труд Анатоля Франса, далее автор обращается к автобиографическому творчеству, создает очерки о годах детства и отрочества, вошедшие в романы «Маленький Пьер» и «Жизнь в цвету».

Дата смерти Анатоля Франса — 12. 10. 1924 г.

10 цитат из книг Анатоля Франса

Анатоль Франс — один из крупнейших французских писателей конца XIX — начала XX века. В своих произведениях он критиковал устои современного ему общества, с мастерством психолога рассматривал отношения между людьми, анализировал особенности и слабости человеческой натуры. За свое творчество он был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1921 году. Самыми известными романами Франса стали «Преступление Сильвестра Бонара», «Боги жаждут», «Восстание ангелов» и «Остров пингвинов».

Мы отобрали из них 10 цитат:

В каждой перемене, даже самой желанной, есть своя грусть, ибо то, с чем мы расстаемся, — часть нас самих. («Преступление Сильвестра Бонара»)

Мы судим поступки людей, исходя из того, доставляют ли они нам удовольствие или причиняют огорчение. («Восстание ангелов»)

Неведение — условие, необходимое для человеческого счастья, и надо признать, что чаще всего люди удовлетворяются им. О самих себе мы не знаем почти ничего, о наших ближних — ничего. Неведение обеспечивает нам спокойствие, а ложь — счастье. («Боги жаждут»)

Горе не в том, что жизнь затягивается, а в том, что видишь, как все вокруг тебя уходит. Мать, жену, друзей, детей — эти божественные сокровища — природа создает и разрушает с мрачным безразличием; в конечном счете оказывается, что мы любили, мы обнимали только тени. («Преступление Сильвестра Бонара»)

Богатых приходится жалеть: блага жизни их только окружают, но не затрагивают их глубоко, — внутри себя они бедны и наги. Нищета богатых достойна жалости. («Преступление Сильвестра Бонара»)

Если богатство и цивилизация несут с собою столько же поводов к войнам, как бедность и варварство, если безумие и злоба человеческие неизлечимы, то остается сделать только одно доброе дело. Мудрец должен запастись динамитом, чтобы взорвать эту планету. Когда она разлетится на куски в пространстве, мир неприметно улучшится и удовлетворена будет мировая совесть, каковая, впрочем, не существует. («Остров пингвинов»)

Католики стали истреблять протестантов, протестанты стали истреблять католиков — таковы были первые достижения свободной мысли. («Остров пингвинов»)

Вследствие прогресса знаний становятся ненужными те самые работы, которые больше всего способствовали этому прогрессу. («Преступление Сильвестра Бонара»)

Люди никогда не будут равны. Это невозможно, хотя бы вы всё в стране перевернули вверх дном: всегда будут люди знатные и безвестные, жирные и тощие. («Боги жаждут»)

Эпикур сказал: либо бог хочет воспрепятствовать злу, но не может, либо он может, но не хочет, либо он не может и не хочет, либо, наконец, он хочет и может. Если он хочет, но не может, он бессилен; если он может, но не хочет, он жесток; если он не может и не хочет, он бессилен и жесток; если же он может и хочет, почему он этого не делает, отец мой? («Боги жаждут»)

Анатоль Франс: биография, личная жизнь, творчество, фото

Анатоль Франс — известный французский писатель и литературный критик. В 1921 году получил Нобелевскую премию по литературе. Шведские академики отметили его изысканный стиль, гуманизм и классический галльский темперамент. Интересно, что все деньги он пожертвовал в пользу голодающих России, где в то время шла гражданская война. Среди его самых известных произведений романы «Таис», «Остров пингвинов», Боги жаждут», «Восстание ангелов».

Биография писателя

Анатоль Франс родился в Париже в 1844 году. Его настоящее имя иное. Франсуа Анатоли Тибо миру стал известен под своим литературным псевдонимом.

У его отца был собственный книжный магазин, который специализировался на литературе по истории Великой Французской революции. Герой нашей статьи в юности учился неважно, с трудом окончил иезуитский коллеж, несколько раз проваливаясь на выпускных экзаменах. Окончательно сдать их он смог только к 20 годам.

В 22 года Анатоль Франс начал сам зарабатывать себе на жизнь, устроившись на работу библиографом. Так он начал впервые знакомиться с литературным миром, вскоре оказался среди участников Парнасской школы. Это творческая группа, объединившаяся вокруг Теофиля Готье. В своем творчестве они стремились противостоять поэтике романтизма, которая, по их мнению, к тому времени устарела.

Когда в 1870 году началась франко-прусская война, Анатоль Франс отправился служить в армию. После демобилизации вернулся к редакторской деятельности.

Работа журналистом

В 1875 году Франс начинает работать журналистом в парижской газете Le Temps. От издания он получает заказ на серию критических статей, посвященных современным писателям. Уже через год он становится ведущим критиком этого издания, открывает собственную рубрику под названием «Литературная жизнь».

В 1876 году герой нашей статьи получает место заместителя директора в библиотеке при французском Сенате. На этой должности он остается на протяжении следующих 14 лет. Эта работа позволяла уделять достаточно времени литературе.

В 1924 году Франс умер в возрасте 80 лет. Незадолго до этого он слег в постель с последней стадией склероза.

Интересный факт: его мозг был исследован анатомами, который установили, что масса органа превышает один килограмм, что невероятно много для обычного человека. Писателя похоронили на кладбище в небольшом городке Нейи-сюр-Сен. В этом местечке он и провел последние годы своей жизни.

Общественная позиция

В 1898 году Франс стал одним из самых активных участников дела Дрейфуса. Известно, что он в числе первых подписался под знаменитым письмом Эмиля Золя «Я обвиняю».

После этого писатель становится сторонником сначала реформистского, а затем и социалистического лагеря. Во Франции он участвует в создании народных университетов, участвует в митингах, организованных левыми политическими силами, читает лекции рабочим.

Со временем он становится близким приятелем лидера французских социалистов Жана Жореса. В 1913 году посещает Россию.

Личная жизнь

У Франса была супруга Валери, но его личная жизнь складывалась совсем не безоблачно. После успеха его произведений «Парижская хроника» и «Преступление Сильвестра Боннара» герой нашей статьи оказывается вхож в высшее французское общество.

В 1883 году он знакомится с владелицей одного из самых влиятельных литературных салонов Леонтиной Арман де Кайаве. Это была властная и образованная аристократка, которая высоко ценила труды Франса.

На протяжении многих лет после этого ему приходилось жить между двумя женщинами, а его супруге постоянно выяснять отношения и сводить счеты со своей соперницей. Главным недостатком Валери было то, что она не понимала духовной составляющей жизни своего супруга, из-за этого обстановка дома постоянно накалялась. Со временем супруги вовсе перестали общаться, обмениваясь только записками.

В конце концов, он ушел из дома, причем сделал это демонстративно, выйдя на улицу в халате и с подносом в руках, на котором была чернильница и начатая статья. Он снял меблированную комнату на вымышленное имя, окончательно разорвав семейные отношения. До конца жизни общался только с любимой дочерью.

Раннее творчество

Первой книгой Анатоля Франса, которая принесла ему популярность, стал роман «Преступление Сильвестра Боннара», изданный в 1881 году. Это было сатирическое произведение, в котором доброта и легкомыслие побеждали суровую добродетель.

К тому же периоду относится сказка Анатоля Франса «Пчелка», которую он сам призывал не читать никому из серьезных людей. Это его единственное произведение для детей, в котором он рассказывает трогательную историю молодого графа Жоржа и его названной сестры Пчелки, которые убегают из дома, чтобы оказаться в царстве ундин и гномов.

В своих последующих произведениях писатель воссоздает дух различных исторических эпох, используя свою эрудицию и тонкое психологическое чутье. Например, в повести «Харчевня королевы «Гусиные лапки» он делает главным героем аббата Жерома Куаньяра, который постоянно грешит, находя оправдания в том, что нарушение заповедей усиливает в нем дух смирения.

Во многих рассказах автора проявляется яркая фантазия. Например, в сборнике под названием «Перламутровый ларец» на первый план выходит тема христианского и языческого мировосприятия. Стоит отметить, что в этом он оказал определенное влияние на известного русского писателя и прозаика Дмитрия Мережковского.

В романе «Таис» Анатоля Франса, вышедшем в 1890 году, рассказывается история знаменитой древней куртизанки, которая превратилась в святую. Книга написана в духе христианского милосердия и в то же время эпикуреизма.

Роман Анатоля Франса 1894 года под названием «Красная лилия» посвящен живописным описаниям Флоренции, на фоне которых разворачивается классическая французская адюльтерная драма в духе популярного в то время романиста Поля Бурже.

Социальные романы

Новый этап в творчестве Франса посвящен социальным романам. Он выпускает целую серию острополитических по своему содержанию произведений, которые имеют общий подзаголовок «Современная история». Их появления совпадает по времени с его увлечением социалистическими идеями.

По сути, это разнообразная историческая хроника, в которой происходящие в мире события анализируются с философской точки зрения. Франс в данном случае выступает в качестве историка современности, который с беспристрастностью исследователя и иронией скептика оценивает происходящие вокруг события.

Часто в его романах этого периода можно встретить вымышленную фабулу, которая соединяется с общественными событиями, которые действительно происходили. Он уделяет внимание интригам провинциальных бюрократов, процессу Дрейфуса, уличным манифестациям, которые в то время стихийно возникают в разных уголках Европы.

Тут же Франс описывает теории кабинетных ученых, научные изыскания, неурядицы, которые происходят в его домашней жизни, например, измены жене. Перед нами предстает истинная психология близорукого в быте и озадаченного происходящим мыслителя.

Как правило, в центре повествования в романах из этой серии оказывается историк Бержере, который воплощает своеобразный философский идеал писателя. Это скептическое и немного снисходительное отношение к окружающей действительности, ироническая невозмутимость к поступкам, совершаемым окружающими лицами.

К этому периоду относятся романы, написанные с 1897 по 1901 годы: «Под городскими вязами», «Ивовый манекен», «Аметистовый перстень», «Господин Бержере в Париже».

Сатира Франса

Следующим этапом в творчестве Франса становится сатира. В 1908 году он завершает исторический труд «Жизнь Жанны д’Арк», который выходит в двух томах. Его он пишет под влиянием историка Эрнеста Ренана, книга была откровенно плохо принята публикой, подвергнута серьезной критике. Историкам она показалась недостоверной, а клерикалы были недовольны демистификацией Жанны.

Зато популярным стал роман «Остров пингвинов» Анатоля Франса. Он также вышел в 1908 году. В нем рассказывается о слабовидящем аббате Маэле, который принимает за людей, встреченных им пингвинов, и решает их окрестить. В связи с этим возникают серьезные осложнения на земле и небесах. В свойственной ему сатирической манере Франс описывает возникновение среди пингвинов зачатков государства и частной собственности, появление первой в их истории королевской династии. Перед глазами читателей проходят эпохи Возрождения и Средневековья. Есть в романе аллюзии и на современные автору события. Упоминается дело Дрейфуса, попытка организации переворота генералом Буланже, нравы французского министра Вальдек-Руссо.

В финале автор дает невеселый прогноз на будущее, утверждая, что атомный терроризм и власть финансовых монополий окончательно уничтожат цивилизацию. Только после этого общества сможет вновь возродиться.

«Боги жаждут»

Анатоль Франс пишет свое следующее большое и значимое произведение в 1912 году. Он его посвящает событиям Великой Французской революции.

Книга Анатоля Франса «Боги жаждут» рассказывает о событиях французской истории конца XVIII века. Это период диктатуры мелкобуржуазной партии якобинцев, которую возглавляет Робеспьер.

«Восстание ангелов»

Роман 1914 года «Восстание ангелов» является социальной сатирой. Франс его пишет с элементами игровой мистики. В книге героя нашей статьи на небе царит не Бог, а несовершенный и злой Демиург. Потому Сатане приходится поднять против него восстание, которое становится своеобразным отражением социалистических революций, происходящих в это время на Земле.

В конце своей жизни Франс обращается к автобиографическим трудам. Он пишет несколько книг о своем детстве и юности. Это романы «Жизнь в цвету» и «Маленький Пьер».

Источники:

http://biblioman.org/authors/frans-anatol/
http://eksmo.ru/interview/10-tsitat-iz-knig-anatolya-fransa-ID5584873/
http://fb.ru/article/423091/anatol-frans-biografiya-lichnaya-jizn-tvorchestvo-foto

Читать еще:  Читать опасный поворот присли. «Опасный поворот

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий