Краткая биография Ромена Роллана (29 января 1866 — 30 декабря 1944).
Ромен Роллан — известный французский прозаик, романист, публицист — родился 29 января 1866 г. в Южной Франции, в небольшом городе Кламси. Его отец был уважаемым в городе юристом. В 1880 г. по инициативе матери будущего писателя их семейство перебралось в Париж с тем, чтобы Ромен мог получить достойное образование. Материнской заслугой была и привитая в раннем детстве любовь Ромена к музыке. Женщина учила играть сына на фортепиано, и особенно была тому по душе музыка Бетховена; впоследствии к излюбленным композиторам оказался причислен Вагнер.
После окончания в 1886 г. лицея Людовика Великого Ромен был воспитанником престижного учебного заведения Эколь Нормаль, где, выполняя волю матери, готовится к карьере университетского ученого, исследователя. Получив в 1889 г. диплом историка, Роллан отправляется до 1991 г. по стипендии в итальянскую столицу и изучает там историю, а также изобразительное искусство, жизненный путь и творческое наследие знаменитых итальянских композиторов.
Постепенно его все меньше и меньше интересует исследовательская работа. Серьезно впечатлившись шекспировскими историческими пьесами, он начинает писать собственные драмы, посвященные событиям и людям итальянской эпохи Возрождения. Не утрачивая любви к классической музыке, Роллан выбирает в качестве специальности историю музыки. По возвращении во Францию он по-прежнему ведет исследовательские работы, пишет пьесы, а в октябре следующего года женится на Клотильде Бреаль и уезжает вместе с ней в Рим. Там начинается его работа над диссертацией, которую он, возвратившись во Францию, защитил в 1895 г. в Сорбонне. Это была первая диссертация подобного рода, и благодаря ей Роллан получает кафедру музыкознания, учрежденная специально для него.
Будучи профессором истории музыки, Роллан читал лекции в Сорбонне и двух других учебных заведениях и параллельно занимался литературой. Этот период биографии, когда Роллан уделял примерно одинаковое внимание преподавательской деятельности и литературе, длился 17 лет. Первые его произведения были опубликованы в журнале знакомого поэта-католика «Двухнедельные тетради». Это была трагедия «Святой Людовик», часть цикла «Трагедии веры». Известность он снискал после того, как были изданы и поставлены его пьесы, сочиненные в духе шекспировских исторических хроник и освещавшие события Французской революции. Правда, их успех оказался немного запоздалым.
Всемирная слава пришла к Ромену Роллану после опубликования 10-томного романа-эпопеи «Жан Кристоф», который выходил на протяжении 1904-1912 гг. Его перевели на десятки языков мира. Прототипом этого произведения послужил Бетховен и в какой-то степени автор; кроме того, в нем присутствует масштабное полотно жизни Европы первых десяти лет ХХ столетия.
В 1912 г. Роллан расстается с кафедрой в Сорбонне и целиком отдается литературному творчеству. Незадолго до Первой мировой войны он переезжает в Швейцарию, в 1915 г. публикует ряд статей антивоенной направленности, отстаивавших интернационализм, обличавших все ужасы войны. Из-за этих статей разгорелся скандал, по причине которого Нобелевская премия по литературе была вручена только в 1916 г., хотя лауреатом он стал в 1915 г.
Период между двумя мировыми войнами был наполнен для Роллана активной творческою деятельностью; из-под его пера выходили романы, дневниковые записи, биографии, очерки, воспоминания, статьи по музыковедению, но в то же время все больше сил и времени писатель посвящал жизни общества, политике. Политические взгляды Ромена Роллана отличались противоречивостью, что было особенно заметно в отношении СССР: с одной стороны, он критиковал государство за ошибки, с другой — горячо поддерживал, контактировал с Максимом Горьким, бывал в Москве, где встречался с И. Сталиным. В 20-ых гг. особый интерес для него представляла индийская политическая и религиозная мысль, сам Ганди приезжал к нему в 1931 г.
Читать еще: Горький очень краткая биография. Возвращение в ссср
На протяжении 1925-1933 гг. Роллан публикует 7-томный роман, посвященный женской эмансипации, — «Очарованная душа». В 1938 г. писатель переехал на родину. Когда началась Вторая мировая война, он со всей страстностью своей натуры включился в борьбу с нацизмом. Причиной его смерти 30 декабря 1944 г. стал туберкулез; этот недуг мучил его с детских лет.
Ромен Роллан
Биография
Французский писатель Ромен Роллан прославился достоверными жизнеописаниями всемирно известных личностей: Людвига ван Бетховена, Льва Толстого, Микеланджело, Махатмы Ганди, Иоганна Вольфганга фон Гёте. За 50 лет творчества Роллан создал более 20 эпохальных романов, десяток сборников пьес и статей, за что на середине жизненного пути удостоился высшей награды — Нобелевской премии.
Детство и юность
Биография Ромена Роллана берет начало 29 января 1866 года в Кламси, на юге Франции, в семье потомственного нотариуса. От матери сын унаследовал любовь к музыке. Научившись играть на фортепиано, мальчик мечтал стать пианистом, и хотя судьба связала Роллана с иным видом творчества, его литературные произведения неизменно обращались к музыке.
Юный Ромен Роллан с сестрой
В 1880 году родители переехали в Париж, чтобы дать сыну достойное образование. Спустя 6 лет Ромен, окончив лицей Людовика Великого, поступил в Высшую нормальную (педагогическую) школу — ныне лучшее учебное заведение во Франции. Здесь молодой человек начал изучать философию, но отказался от этого направления, чтобы не подчиняться господствующей идеологии.
Получив образование историка в 1889 году, Роллан отправился на стажировку в Рим. Последующие 2 года ярко отпечатались в памяти писателя. Италия, средоточие изобразительного и музыкального искусства, подарила Ромену удовольствие лицезреть шедевры эпохи Возрождения, а также знакомство с Мальвидой фон Мейзенбург, номинанткой на первую Нобелевскую премию по литературе, и Фридрихом Ницше.
Ромен Роллан в молодости
Вернувшись во Францию, в 1895 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». Затем в течение 20 лет француз преподавал в Высшей школе социальных наук (1902-1911), председательствовал на кафедре истории музыки в Сорбонне (1903-1912), вел курсы музыкального искусства во флорентийском Французском институте (1911).
Книги
Ромен Роллан дебютировал в литературе как драматург. Во время путешествия по Италии француз создал образ человека, который соединял в себе лучшие черты эпохи Возрождения, и он воплотился в пьесе «Орсино» (1891). Античная тематика нашла развитие в произведениях «Эмпедокл», «Бальони», «Ниобея». Ни одна из этих ранних пьес не опубликована при жизни писателя.
Ромен Роллан за фортепиано
Впервые имя Роллана зазвучало в 1897 году с выходом в свет трагедии «Людовик Святой», которая вместе с драмами «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903) составила цикл «Трагедии веры». Красной нитью сквозь повествование прошло противопоставление бессовестных, низменных людей тем, чьи действия продиктованы долгом, религиозными воззрениями, любовным порывом.
С 1900 года в журнале «Revue d’Art Dramatique» публиковались заметки Ромена о доступности театра, позже собранные в эссе «Народный театр» (1902). В трактате француз высказал идею, что театр – средство для «душевной бодрости» человека, стимул к действию, а также высказался критически в отношении мэтров драматического искусства: Уильяма Шекспира, Мольера, Фридриха Шиллера, Гёте. Эти авторы, по мнению Роллана, не преследуют интересы широких масс, а придумывают развлечение для элиты.
Читать еще: Русские сказки на китайском. Сказки о животных
Писатель Ромен Роллан
В доказательство собственных мыслей писатель выпустил цикл «Театр революции», куда вошли четыре пьесы: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1899), «Четырнадцатое июля» (1902). В центре произведений – революционный настрой народа, желание изменить мир, сделать жизнь лучше. «Четырнадцатое июля» предполагало интерактив со зрителем: совместные танцы, песни, хороводы. Позже Роллан добавил к сборнику еще 4 пьесы.
Француз не запомнился публике в роли драматурга из-за излишнего героизма произведений, потому сосредоточился на эпохальных произведениях. Первым серьезным трудом считается «Жизнь Бетховена» (1903), которая вместе с биографиями «Жизнь Микеланджело» (1907) и «Жизнь Толстого» (1911) составила цикл «Героические жизни».
Ромен Роллан и Рабиндранат Тагор
Этим сборником Роллан показывал, что отныне герои – не полководцы и политики, а люди искусства. Творческие личности, по мнению писателя, переживают больше лишений и страданий, чем обычные люди, потому что вынуждены бороться с одиночеством, болезнями и бедностью ради удовольствия общества потребителей – читателей, слушателей, зрителей.
Параллельно с жизнеописаниями деятелей искусства Роллан работал над ключевым произведением, которое в 1915 году принесло ему Нобелевскую премию по литературе, романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912). «Жан-Кристоф» – это соединение «Божественной комедии» Данте и «Страданий юного Вертера» Гёте. Главный герой романа – немецкий музыкант, который, преодолевая своеобразные круги ада, ищет житейскую мудрость.
«Когда вы видите мужчину, вы спрашиваете себя, является ли он романом или стихотворением? Мне всегда казалось, что «Жан-Кристоф» течет как река».
Это цитата Роллана из предисловия к главе «В доме».
Ромен Роллан и Максим Горький
На основе этой мысли француз изобрел жанр «роман-река», который и был присвоен «Жану-Кристофу», а затем и «Очарованной душе» (1925-1933). Во многом благодаря этому произведению 23 мая 1915 года Ромен Роллан удостоился Нобелевской премии «За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи».
В период Первой мировой войны писатель выступал против боевых действий, пропагандировал идеи пацифизма. Он выпустил два сборника антивоенных статей – «Над схваткой» (1914-1915) и «Предтечи» (1916-1919), поддерживал политику Махатмы Ганди. В 1924 году Роллан выпустил биографию индийца, а спустя еще 6 лет мужчины познакомились.
Ромен Роллан и Махатма Ганди
В те же годы Ромен написал повесть «Кола Брюньон» (1914-1918) о пожилом мужчине, который, несмотря на страдания, смерть, болезни, оставался верен себе и семье, радовался каждому, даже самому печальному событию.
Накануне Второй мировой войны Дмитрий Кабалевский, советский композитор, использовал обнадеживающее произведение француза для поднятия народного духа. Об опере Дмитрий Шостакович отозвался так:
«Меня захватила ее свежесть, искристая жизнерадостность, юношеская заразительность». Ромен Роллан и Иосиф Сталин
Именно такое настроение и нужно было людям в тяжелые предвоенные времена.
Интересен факт, что, несмотря на пацифизм, Роллан считал Иосифа Сталина величайшим человеком своего времени. В 1935 году француз совершил визит в Советский Союз по приглашению Максима Горького и встретился с вождем. По воспоминаниям современников, диалог мужчин строился на обсуждении идеи войны и мира, значения репрессий.
Личная жизнь
Личная жизнь Ромена Роллана лишена разнообразия, но весьма романтична. В 1923 году писатель получил письмо от Марии Кудашевой (урожденная Майя Кювилье), в котором юная поэтесса высказывала мысли о «Жане-Кристофе». Между молодыми людьми завязалась переписка, и с помощью Максима Горького Мария получила визу, чтобы посетить Ромена в Швейцарии. Между ними возникли романтические чувства.
Читать еще: Эпос жанр литературы определение. Понятие «эпос»
Ромен Роллан и Мария Кудашева
Кудашева стала женой писателя в апреле 1934 года. Совместных детей у пары не было.
Мария сопровождала супруга до его последнего вздоха в 1944 году. Женщина пережила Ромена на 41 год и была похоронена рядом с ним на кладбище в Кламси.
Смерть
В 1940 году французское село Везле, где Роллан проживал в уединении, оккупировали немцы. Несмотря на постоянную угрозу смерти, писатель не переставал писать книги. В то же время он завершил мемуары, а также дописал исследования о жизни Бетховена.
Могила Ромена Роллана
Финальным произведением француза стала статья «Пеги» (1944) о религии и обществе в контексте воспоминаний.
После затяжной болезни Ромен Роллан умер 30 декабря 1944 года от туберкулеза. Похоронен на кладбище в родном городе.
Краткая биография Ромена Роллана
Роллан Ромен (1866-1944 гг.)
Французский романист и драматург. Родился в Кламси (Бургундия), на юге Франции, в семье адвоката. В 1880 г. родители Роллана переехали в Париж, чтобы дать сыну хорошее образование. В 1886 г. окончил лицей Людовика Великого, продолжил высшее образование в Высшей нормальной школе в Париже, получив диплом историка.
В годы юности страстью Роллана была классическая музыка. Он отправился в Рим, где продолжал изучать историю, после чего у него возник интерес к созданию пьес о событиях и героях итальянского Возрождения. Также интересовался взглядами и творчеством Ф. Ницше и музыкой Р. Вагнера. Три года он изучал историю музыки, после чего написал работу «История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти», которая стала первой в Сорбонне докторской диссертацией на музыкальную тему.
Был профессором (история музыки) в Сорбонне и Высшей нормальной школе.
Роллан начал свой творческий путь как драматург, добившись большого успеха на французской сцене.
Сначала появились пьесы «Святой Людовик», «Аэрт», «Триумф разума». За ними последовали пьесы в более строгом смысле слова исторические: «Дантон», «14 июля» и «Робеспьер». Тогда же он начал свой самый знаменитый роман «Жан-Кристоф». Главный герой книги — немецкий композитор, чья жизнь описывается с рождения в маленьком городке на берегу Рейна до смерти в Италии. Его музыка не получает должного признания, но в преодолении трудностей он опирается на преданную дружбу и любовь. Увлеченный героическими историческими фигурами, Роллан написал несколько биографий: «Жизнь Бетховена», «Микеланджело» и «Жизнь Толстого», с которым он состоял в переписке.
Потом были жизнеописания некоторых индийских мудрецов — «Махатма Ганди», «Жизнь Рамакришны» и «Жизнь Вивекананды и всемирное евангелие». Когда разразилась Первая мировая война, Роллан решил остаться в Швейцарии и предпринял безуспешные попытки добиться примирения между французскими, немецкими и бельгийскими интеллектуалами. Его аргументы были изложены в ряде статей, изданных затем в сборнике «Над схваткой» и в романе «Клерамбо».
В 1915 г. Роллан был удостоен звания лауреата Нобелевской премии по литературе «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине». В 1925—1933 гг. Роллан издал семитомный роман «Очарованная душа», посвященный проблеме женской эмансипации.
Гостил в СССР по приглашению А.М. Горького. Встречался со многими писателями, музыкантами, артистами.
Источники:
http://www.wisdoms.one/biografiya_romen_rollan.html
http://24smi.org/celebrity/5027-romen-rollan.html
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-rollana-romena