97 лет назад, 1 октября 1922 года, состоялся концерт, давший старт профессиональному джазу в России.
В советской России джаз появился сразу после революции — его продвигали как музыку «угнетенного негритянского народа». Но расцвет его пришелся на 20-е годы прошлого века, тогда же, когда и в США.
Джаз в СССР начался с «Первого в РСФСР эксцентрического оркестра — джаз-банда Валентина Парнаха» — любили тогда такие длинные цветистые названия.
Валентин Парнах, создатель первого советского джаз-оркестра
Первый концерт банды Парнаха, только что вернувшегося из Европы и там нахватавшегося модных веяний в искусстве, состоялся в Москве 1 октября 1922 года в 13.00 на сцене Центрального техникума театрального искусства (сейчас — ГИТИС) в Малом Кисловском переулке Москвы (мимо этой сцены я каждый день на работу хожу, бе-бе-бе:).
Билеты стоили от 1,5 до 10 миллионов рублей (1,5—10 рублей после деноминации 1923 года).
Для сравнения: средняя зарплата в 1922 году составляла 46 миллионов рублей, килограмм масла стоил 1,5 миллиона, чая — 3 миллиона, колбасы — 850 тысяч, 1 метр ситца — 520 тысяч рублей.
Леонид Утесов с джаз-бандой
Запустив вирус джаза в советскую музыку, Парнах сосредоточился на театре и долгие годы отвечал за музыкальное оформлением спектаклей театра Всеволода Мейерхольда, славящихся своим авангардом.
С именем Парнаха связана одна история, достойная отдельного фильма.
В 1941 году он оказался в эвакуации в Чистополе вместе с поэтессой Мариной Цветаевой. Чтобы не умереть с голоду, они вместе искали работу. Просились даже в местную столовую Литфонда хоть кем-нибудь, хоть посудомойкой, хоть поломоем. И без зарплаты, только за объедки. Парнаха взяли — стоять в дверях и следить за порядком. А Цветаевой отказали…
Записи первых джазовых выступлений Парнаха и его джаз-банды не делались. Первая в СССР джазовая пластинка была записана лишь6лет спустя оркестром Александра Цфасмана в 1928 году. На ней было только 2 записи: «Аллилуйя» Винсента Юманса и «Семинола» Гарри Уоррена.
Бумажная этикетка («яблоко») первой советской граммофонной пластинки с записью джаза. Сторона А, фокстрот «Аллилуйя» Винсента Юманса.
Широкую популярность джаз приобрел в 1930-е. Немалая заслуга в этом — ленинградского ансамбля под руководством Леонида Утесова и Якова Скоморовского. Джаз-кинокомедия «Веселые ребята», снятая Григорием Александровым в 1934 году, была посвящена истории джазового музыканта. А композиции Исаака Дунаевского стали прямо-таки народными песнями.
Кстати, в фильме «Веселые ребята» в роли одного из гостей капризной примадонны сыграл сам родоначальник советского джаза Валентин Парнах. От него героиня Любови Орловой прячется за дверью, когда гость появляется в холле.
Вопреки стереотипу, джаз в СССР не запрещали, открытых гонений на музыкантов не было. Однако после войны отношение к нему было в основном отрицательным, как к буржуазному пережитку эпохи НЭПа. Тем не менее, и при Сталине, и при Брежневе существовали джаз-клубы, набирались студенты на джазовые отделения в консерваториях, проводились фестивали, коллективы играли и перед началом фильма в кинотеатрах, и на танцплощадках, и в ресторанах.
Читать еще: Описать профессию художника. Профессия Художник
Цирко-джаз за кулисами перед выступлением. Да, встречались и такие джаз-банды
Саксофон или Родина: как советские джазмены обманывали власть
Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости/Дмитрий Козлов Кадр фильма «Стиляги». © kinopoisk.ru
99 лет назад американский журнал «Литературный дайджест» впервые дал определение джазу: «музыка, вызывающая у людей желание трястись, прыгать и корчиться». В течение многих лет джаз считали в США музыкой, недостойной высшего общества. А в СССР джаз воспринимался как проявление буржуазного образа жизни, с которым надо бороться.
Что такое джаз и как он попал в СССР?
В 1922 году после восьми лет эмиграции из Парижа в Москву вернулся поэт и танцор Валентин Парнах. Вернулся не с пустыми руками, а с чемоданом, набитым неизвестными для соотечественников музыкальными инструментами (саксофон, банджо, ударная система из барабанов и гонгов) и пластинками, на которых была записана джазовая музыка. Среди песен были, например, Japanese Sandman Ричарда Уайтинга и For Me And My Gal Джорджа Мейера.
Сразу же после приезда в Москву Парнах создал «Джаз-банд Валентина Парнаха» и стал выступать с концертами. Сам он ни на чём играть не умел, но охотно репетировал с музыкантами музыку, подобную той, что играла на американских пластинках, которые он привёз. На самих концертах Парнах выступал в качестве танцора. Его творчество заметил и высоко оценил театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд, который без колебания пригласил участвовать коллектив в своих спектаклях: «Даёшь Европу!», «Великодушный рогоносец».
Писатели-острословы Ильф и Петров злобно высмеяли участие Парнаха и компании в постановках Мейерхольда. В романе «Двенадцать стульев» они показали вооружённых «саксофонами, флексатонами, пивными бутылками и кружками Эсмарха» Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда, которые «творили звук».
Вскоре Парнах написал теоретическую статью о джазе, где дал описание новому виду музыки. Парнах отметил, что в основе мелодий джаза лежат негритянские и индейские мотивы, прошедшие сквозь американскую жизнь и Европу. Также Парнах сравнил джаз с падающей Пизанской башней, потому что ему тоже удаётся сохранить равновесие, хотя в нём бешено борются дикие элементы вроде шума, треска и писка.
Статья Валентина Парнаха в журнале «Зрелища», 1922 год
Но не все разделяли вкусы Парнаха. Так, Максим Горький во время проживания в Италии даже написал статью в «Правду», где назвал джаз музыкой для толстых, имея в виду буржуев.
Не менее оригинальное определение джазу дала Большая советская энциклопедия в 1952 году:
Утёсов — первый известный джазмен
Фото: © РИА Новости/Георгий Петрусов
Широкую популярность джаз приобрёл в 1930-е годы благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова. Первая советская музыкальная комедия «Весёлые ребята» (1934) с участием его коллектива была посвящена истории джазового музыканта и, конечно же, имела соответствующее музыкальное сопровождение. Фильм имел оглушительный успех у советских зрителей.
Читать еще: Якутия для якутов. Якуты, описание народности
Своё отношение к джазу Утёсов выразил в книге «Спасибо, сердце»: » Ах, джаз, джаз, любовь моя — мой триумф и моя Голгофа. я переживал, мучился и старался отбиваться, защищать джаз, дело своей жизни. «. Действительно, после Великой Отечественной войны Леониду Утёсову пришлось непросто. Он был вынужден переименовать коллектив из «Джаз-оркестра Утёсова» в «Эстрадный оркестр РСФСР». Ему также заявили, что в его оркестре слишком много саксофонов, — пришлось заменить американские инструменты на флейты и кларнеты. Более того, Утёсов убрал из репертуара все произведения, где был малейший намёк на американскую музыку. Теперь оркестр исполнял вальсы, польки и марши, избегая танцевальной музыки. Только после смерти Сталина Утёсов иногда позволял оркестру исполнить один фокстрот, который назывался «Песня американского безработного». Когда в зале раздавалась эта ритмичная музыка, публика орала и визжала, и потом просила по три раза повторить песню .
Как джазмены обманывали власть
С началом холодной войны и до смерти Сталина в 1953 году на джазе поставили крест — этот период окрестили «эпохой разгибания саксофонов». В ласть считала джаз музыкой буржуазных кабаков, которая развращает и отвлекает народ от строительства коммунизма. Но где есть запрет, там есть и андеграунд. Джаз существовал в тайном виде: его играли в интуристовских ресторанах, на домашних вечеринках и в клубах за закрытыми дверями. В ласть можно было обмануть, и очень просто.
— Мы могли надуть проверяющих, говоря, что исполняем фокстрот прогрессивного чехословацкого композитора-коммуниста, который называется «Иду по Праге». А на самом деле играли американский джаз. Никто не мог это проверить, — рассказал Борис Фейертаг, который руководил джаз-коллективом в 50-е годы.
Но если коллектив, принадлежащий к организации вроде Москонцерта, выходил на сцену, то он обязан был иметь подписанный начальством репертуар с печатью, где было прописано, кто автор музыки и какая песня идёт за какой. Отступление от репертуарного листа каралось увольнением с работы. На концертах всегда присутствовали проверяющие и строго следили за происходящим на сцене.
Джаз в оттепель
Фото: © РИА Новости
«>В 1958 году в Кировском дворце культуры в Ленинграде возник первый в Советском Союзе джаз-клуб — «Д-58». Это был клуб фанатов джаза, которые устраивали лекции и концерты, слушали джазовые передачи на зарубежном радио. Здесь же знакомились с английской и немецкой музыкальной литературой: л юди привозили книги из командировок, продавали или давали их переписать. К «Д-58» был приставлен человек из райкома партии, его работа заключалась в том, чтобы сидеть на встречах клуба и следить за происходящим. Он был на стороне клуба, иногда мог поправить коллектив: «Ребята, не говорите «американский композитор», скажите «иностранный»! Не надо раздражать гусей». Но однажды он признался, что ему поручено закрыть клуб. Даже повод нашёлся: на одном из концертов проверяющие сочли, что коллектив играет антисоветскую музыку, потому что среди песен было неприемлемое для того времени название «Любовь возникает на углу» .
Некоторые советские граждане, противники джаза, м огли написать на службу своего знакомого письмо о том, что он занимается буржуазным искусством вместо того, чтобы в свободное время повышать свою квалификацию. А д альше судьба человека зависела от организации, где он работал.
Читать еще: Юная художница надя рушева. Графика нади рушевой
— У нас был случай в Ленинграде, когда джазовый клуб «Камертон» устроил встречу с музыкантами Дюка Эллингтона в 1971 году, — вспоминает Фейергат. — После этого клуб разогнали, когда узнали, что была несанкционированная встреча с иностранцами. Во главе этого клуба стояли два инженера, работающие в закрытых научно-исследовательских институтах. Их выгнали с работы, потому что они нарушили пункт трудового договора — не общаться с иностранцами.
Но вскоре всякий надзор над джазом стали считать детским лепетом, потому что в 70-е уже появились Высоцкий, Галич и Окуджава — более неприемлемые для власти исполнители. Теперь л юди могли свободно прийти в концертную организацию и попросить их взять к себе исполнять джаз. И им отвечали: «Давайте посмотрим, как публика будет вас покупать». Тогда успех зависел от коммерции: в организации смотрели, идут ли на концерты люди, можно ли отправлять коллектив на гастроли или ничего на нём не заработаешь. В 80-е годы джаз практически ушёл со сцены, выпуск записей упал почти до нуля, ну а с распадом СССР, собственно, и закончилась история советского джаза.
Обратно в СССР. Вспоминая наше советское прошлое
Итак, сегодня мы расскажем вам про рождение джаза в СССР.
Интерес к джазу, как к музыкальному направлению, возник в послереволюционные годы. Одним из первых, кто обратил внимание на этот стиль музыки, стал поэт Валентин Парнах. Именно он написал первые очерки на джазовую тематику и привлек к нему внимание советской публики. В 1922 году в столице появился первый джазовый ансамбль или, как было заведено говорить в то время, «джаз-банд». Дебют ансамбля прошел в одном из известных залов театрального искусства.
Основоположники советского джаза
Огромную роль в становлении джаза сыграли два человека: москвич Леонид Варпаховский и харьковчанин Юлий Мейтус. Эти люди сформировали первые джазовые коллективы. Для республики Советов такой жанр музыки был в диковинку и не имел сложившихся традиций и правил. Репертуар джазовых коллективов того времени не носил какого-то определенного характера, поскольку главным ориентиром для музыкантов являлась музыка американских ансамблей Фрэнка Уитерса и Сэма Вудинга, гастролировавших в европейской части в 20-е годы. Новое направление вызвало бурные споры и жтвой интерес советской публики.
Следующим этапом в развитии джаза стало создание оркестра, который возглавил Александр Цфасман в 1927 году в Москве. Ответом столице стал ленинградский оркестр под управлением Леопольда Теплицкого, появившийся в эту же пору. Мастерство отечественных исполнителей джаза неуклонно росло. Костяк репертуара ансамблей составили зарубежные пьесы и транскрипции классических джазовых произведений, а также блюзов и госпелов. Наркомпрос принял решение отправить Теплицкого в штат Филадельфию, чтобы перенять опыт создания музыки для, популярных на то время, немых фильмов. Побывав в Нью-Йорке, руководитель советского коллектива был просто очарован творчеством Пола Уайтмэна и его оркестра, в дальнейшем получившее название «симфоджаз».
Немалый вклад в становление отечественного джаза внесла «Ленинградская джаз-капелла»- оркестр созданный Георгием Ландсбергом и Борисом Крупышевым в Ленинграде в 1929 году. Большим прорывом стало появление в репертуаре коллектива пьес начинающих советских авторов: Алексея Животова, Николая Минха, а так же Генриха Терпиловского и других, наряду с известными зарубежными пьесами. Их стилю была присуща академическая направленность. За шесть лет своего существования «Джаз-капелла» оказала огромное влияние на укрепление позиций джаза в стране Советов.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источники:
http://pikabu.ru/story/pervyiy_kontsert_professionalnogo_dzhaza_v_sovetskoy_rossii_6961616
http://life.ru/p/912848
http://obratnosssr.ru/blog/43919698301/Rozhdenie-dzhaza-v-SSSR