Задачи:
1. Углублять представления учащихся о родном крае, своем посёлке.
2. Развивать навыки учебно-исследовательской деятельности.
3. Через воспитание любви к родному краю воспитывать патриотическое чувство.
Форма проведения: деловая игра.
Психологический настрой. Тренинг «Комплимент». Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу комплимент любого содержания. Цель: преодолеть скованность участников в начале занятия, приобрести навык видеть положительные качества окружающих.
Деление на группы: дети выбирают цветные картинки с названиями «Новоселы», «Первоцелинники»
Просмотр видеофильма.
Учитель: Отечество – единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений.
Как вы это понимаете? Закончите предложения данные на доске и зачитайте:
Родина- это…(на листочках)
Учитель: Да, Родина — это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Ведь неслучайно в трудные минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, т.е. свою малую родину как часть большого Отечества.
Вспомним слова выдающегося русского педагога К. Д.Ушинского: « Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что
в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку ,как мать защищает и бережёт нас…Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
У А.С. Пушкина есть такие слова: « Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков»
Звучит « Песня о Родине» (сл. Высотской, муз. В.Локтева).
Учитель: За «светло светлую» и «украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины под водительством Дмитрия Донского, Александра Невского и других полководцев.
Ученик. Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор.
Руки матери. Ее песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом.
Ученик. Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простота и безыскусственная природа, полная поэзии и прелести. Родные края, даже небогатые, для нас, людей, прекрасны.
Любовь к родной природе — один из важнейших признаков любви к своей стране.
Учитель: С чего же начинается для каждого из нас Родина?
Учитель: У каждого человека до конца дней своих сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берёт начало его жизнь, — к отчему краю. Писатель В. Распутин говорил: « Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Первые и самые прочный представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь, затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки».
Звучит песня « С чего начинается Родина?» (муз. В.Баснера,
сл. М. Матусовского)
Целина. Как не легко было поднимать эту веками не паханую землю в те далёкие времена. Многие века покоилась на огромных пространствах степи целина- нетронутая рукой человека земля. Ее чернозёмы таили в себе несметные богатства. И только в 20-м столетии их полностью открыли пришедшие сюда люди — трудолюбивые горящие душой и полюбившие эту землю.
1 Ученик.
Тихая моя Родина!
Ивы, река, соловьи.
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.
Тихо ответили жители:
-Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
2 Ученик:
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя Родина,
Я ничего не забыл.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь. Н.Рубцов
Все мы носим гордое имя – целинцы. А знаете ли вы историю своего посёлка.
Сейчас поиграем. Мы будем задавать вопросы, а вам необходимо дать правильный ответ. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки.
Викторина « Знаешь ли ты Целину»
1. Как назывались нехитрые жилища первых жителей? (Землянки).
2. Закончите предложение: Посёлок Целина строился по строго разработанному плану в виде …. (линий).
3. Как называлась самая широкая, центральная улица?
4. Первый директор С.Свободный ?
Звания Героя Социалистического труда удостоены:
Белобокий, Александр Андреевич — первый директор совхоза «Свободный»
5. В течение 1954-1955 годов сколько было создано целинных совхозов?
18 новых целинных совхозов:
Алма-Атинский, Бузулукский, Дальний, Двуречный, Ейский, Жаныспайский, Заречный, Калачевский, Красивинский, Каракольский, Комсомольский, Курский, Любимовский, им.Маяковского, Мирный, Московский, 37 лет Октября, Свободный.
Ведущий.
В поселок, начиная с его основания, потянулся семейный люд разных национальностей, вероисповедования в надежде устроить лучшую жизнь на новом месте. Они привезли в Целину свои песни, игры, танцы, которые стали и нам родными.
Не обо всёх достопримечательностях посёлка и района мы сегодня рассказали, но мы успели заметить главное — вы любите место, где родились, выросли – свою Малую Родину. Этому же с детских лет учат нас пословицы и поговорки.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Человек без Родины, что соловей без песни.
В своем доме и стены помогают.
Береги землю родимую, как мать любимую.
На родной сторонушке и камешек знаком.
За родной край и жизнь отдай.
Всякому мила своя сторона.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Жить – Родине служить.
Где кто родится, там и пригодится.
Чужбина слезам не верит.
Всякая сосна в своем бору шумит.
Без корней и полынь не растет.
Своя земля и в горсти мила.
Учитель: Наш классный час подошёл к концу. В заключении я хочу сказать следующее. У нас одно Отечества и одна история. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторяя ошибок.
песня «Новоселы»
Ритуал прощания.
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидание».
Читать еще: Где родился и шишкин. Художник иван шишкин биография
Классный час на тему «Россия – Родина моя»
Цели:
Задачи:
Оборудование:
Ход классного часа
(1 слайд “Дорогое слово — Родина”). Презентация
— Ребята, сегодня мы проведём необычный классный час, но очень важный для каждого из нас. Послушайте песню и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина?”)
(Cлайды 2-4 рисунки детей по теме классного часа меняются, пока звучит песня)
— Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.
— Посмотрите на репродукции картин известных художников:
(5-8 слайды репродукции картин “Рожь” И. Шишкина, “март” И. Левитана…)
-Что объединяет эти картины?
— Можно ли эти картины подписать словом «Родина»?
— Итак, выражение чувств художниками к Родине мы видим через картины, а теперь давайте послушаем, как поэты выражают свои чувства через стихи.
(Учитель обращает внимание детей на выставку книг в классе)
(Слайды 9-10: книги о Родине)
— Послушайте стихотворение Васильева «Что мы Родиной зовём?
(Стихотворение может прочитать один или трое подготовленных детей)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды.
Звёзды мира над Кремлём.
— Ребята, а как называется ваша Родина, страна, в которой вы живёте? (Россия)
— Верно, наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живём, учимся.
(Слайд 11: карта России)
— Велика наша страна, необъятны её просторы. Какими словами можно назвать Родину?
(Отчизна, страна, Россия, Русь, матушка, государство, отечество…)
— Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:
(Слайд 12: портрет К.Д. Ушинского)
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.
— Что вы узнали из рассказа о Родине?
— Как нужно к ней относиться?
— Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?
— Какую пословицу вы услышали в этом рассказе?
— Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:
(Слайд 13: русские народные пословицы и поговорки о Родине)
- Одна у человека мать, одна у него и Родина.
- Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Жить – Родине служить.
- За Родину – мать не страшно умирать.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Родной куст и зайцу дорог.
- С родной земли – умри, не сходи.
- Своя земля и в горсти мила.
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Читать еще: Fairy tail 103 серия ancord.
(Далее детям предлагается разбиться на пары и даётся задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы”).
(Ребёнок читает стихотворение)
Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.
— Итак, ребята, мы продолжаем говорить о родной для нас стране. Вы знаете, что у любой страны есть государственные символы, назовите их.
— Что вы знаете о цветах флага?
— Что символизирует двуглавый орёл на гербе?
(Слайд 14: герб, гимн, флаг России)
— А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:
Кедр — символ Ливана.
Сакура — символ Японии.
Канадский клен — символ Канады.
Баобаб — главный национальный символ Сенегала.
Мимоза — символ Австралии.
Гинко билоба, сосна, кипарис, тополь и верба — символы Китая.
Веерная пальма или Коко-де-мер («морской кокос») — символ Сейшел, расположенный на гербе страны.
Кокосовая пальма — символ островов Килинга в Индийском океане.
Липа и дуб — символы Латвии.
Липа — также национальный символ Словении.
Дуб — также символ Германии и США.
Равенала («дерево путешественников») — национальный символ Мадагаскара.
Банья (Banyan) — национальный символ Индии.
Тюльпаное дерево — национальный символ некоторых штатов США.
Восковая пальма из департамента Киндио — национальный символ Колумбии.
Королевская Пальма — национальный символ Кубы.
Дерево нарра (или птерокарпус индийский) — символ Филиппин.
Сейбо, или эритрина считается национальным символом Аргентины.
Цейлонское железное дерево — национальный символ Шри-Ланки.
Красное дерево (махагони) — символ Белиза.
Сахарная пальма (Borassus Flabellifer) — символ Камбоджи.
Кактус (это для нас он маленькое растение) — национальный символ Мексики.
— А какое дерево – символ России?
— Какое милое, очаровательное дерево — стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане. А уж сколько песен о ней сложено! Давайте вспомним одну из них.
Хоровод “Во поле берёзка стояла”
(Слайды 15-17: изображения берёз меняются на протяжении всего танца)
Игра “Знаете ли вы Россию?”. (Задания на карточках тестового характера)
- Столица России:
- Москва
- Киев
- Петербург
- Древнерусское сооружение?
- собор
- мечеть
- кремль
- Жилой дом русского народа?
- хата
- изба
- юрта
- Праздник проводов русской зимы?
- рождество
- масленица
- крещение
- Предметы одежды русских женщин?
- чалма
- сарафан
- кимоно
— Ребята, вы сегодня показали и рассказали, что вы знаете о Родине и о любви к ней. (Патриот)
(Слайд 18: фотография Фокина А.И. – Героя Советского Союза)
— Верно, и сегодня мы не можем не вспомнить имя патриота своей Родины, имя, хорошо известное каждому из вас, имя, которое гордо носит наша школа, имя Героя Советского Союза – нашего земляка Фокина Александра Ивановича.
Александр Иванович родился 15.11.1911 года в д. Палкино, ныне Лотошинского района, в семье крестьянина. Окончил начальную школу. Жил в Москве, работал комендантом на заводе. В Красной Армии в 1933-1935 и с мая 1942 года. Окончил ускоренный курс Московского военного пехотного училища им. Верховного Совета РСФСР в 1943 году.
В конце мая 1942 года, уже тридцатилетним, стал курсантом Московского военного училища имени Верховного Совета РСФСР уроженец Лотошинской деревни Палкино Александр Иванович Фокин. Здесь он был принят в члены ВКП(б). А еще через несколько месяцев, с отличием окончив училище, А.И. Фокин в звании лейтенанта прибыл на фронт в 57-ю гвардейскую стрелковую дивизию, прославившуюся в 1942 году в дни великой Сталинградской битвы.
За мужество и героизм при форсировании Вислы и удержание плацдарма на ее западном берегу Александр Иванович Фокин был представлен к званию Героя Советского Союза. В этом бою командир роты был дважды ранен. В победном сорок пятом на груди А.И. Фокина сияли два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орден Александра Невского и пять медалей.
Будем помнить А.И.Фокина! Будем гордиться этим именем!
— А сейчас продолжаем говорить о негосударственных символах России.
— Ромашка, как и береза, символ русской природы. “По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда.
Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде — они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.
А еще ромашки похожи на удивленные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки целых семь месяцев — с апреля до сентября — смотрят в небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планет. Смотрят-смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самые сокровенные тайны. А тайн у ромашки великое множество.
Ромашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: «Сбудется, не сбудется, любит, не любит. «”
Читать еще: Произведения куприна для детей. Произведения Куприна
— А сейчас сыграем.
Игра “Что отдашь Земле родной?”
— Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: “ Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?”/
(Ребёнок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома. ).
(Заранее приготовить лепестки ромашки, затем выдать их для выполнения индивидуальной записи. После окончания работы лепестки собрать в цветок. Ещё один символ России – ромашка завершит урок. Она выкладывается из лепестков).
— Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины)
— Какой формы сердцевина? Что она символизирует?
— Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.
— У меня в руке клубок ниток жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание. (Нить возвращается к учителю)
— Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это?
— Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна будет славиться и процветать!
— Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Он связал нас в единое целое. А чтобы сохранить эту нить, нам необходимо обратиться ещё к одному негосударственному символу – символу единения, семьи, дружбы. Назовите символ России – деревянную игрушку, пришедшую, кстати, из Китая.
— Верно, это матрёшка. Что вы знаете о матрёшке?
(Слайд 19: с изображением матрёшек)
— Она прячет, оберегает, хранит меньших матрёшек, как мать оберегает своё дитя. Может, и нашу нить с заветными желаниями она сбережёт и сохранит?
(Учитель открывает матрёшку и вкладывает в неё жёлтую нить, а на полу появляется бумажная жёлтая сердцевина)
Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь. А в заключение урока предлагаю вам спеть песню о России.
(Слайды 20-22: изображения ромашек)
Музыка: В. Локтев. Слова: О. Высотская.
Посмотри, как всё красиво,
Посмотри — простор какой.
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок метнулся разом,
Облаков прорвав кольцо.
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.- 2 р.
Посмотри, леса какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина — Россия
Хорошеет с каждым днём.
Видишь — яблони и сливы
Вдоль дороги стали в ряд.
О житье-бытье счастливом
В русских сёлах говорят.
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней. — 2 р.
Классный час «Моя малая Родина»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Описание презентации по отдельным слайдам:
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
К.Д. Ушинский Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина»
ПОСЛОВИЦЫ О РОДИНЕ: Жить — Родине служить. Нет в мире краше Родины нашей. За Родину — мать не страшно умирать. Родина — мать, умей за неё постоять. Родной куст и зайцу дорог. С родной земли — умри, не сходи. Своя земля и в горсти мила. Родная сторона — мать, чужая – мачеха.
Государственные символы России:
Символы России: СИМВОЛ №1 СИМВОЛ №2 СИМВОЛ №3
Оренбуржье Люблю бескрайние просторы, Край необъятный странный наш, Платков изящные узоры, Степей и гор простой пейзаж. Люблю зимы трескучий холод И лета томную жару, На окнах — роспись и узоры, Росу на листьях поутру, Урала жгучую прохладу, Степей бескрайний наш простор, В лесу из зелени преграду — Сосновый стройный частокол. И. Гаврилова
Символы Оренбуржья СИМВОЛ №2 СИМВОЛ №3 СИМВОЛ №1
Город КУВАНДЫК – Долина Счастья
Герб Кувандыкского района
ФЛАГ КУВАНДЫКСКОГО РАЙОНА
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
Страна, в которой мы живём, дом, в котором родились, березка у родного порога, место, где жили наши предки – всё это и есть Родина, т.е. родное сердцу место.
«Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина» К.Д. Ушинский
Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Во все времена люди любили свою Родину и поэтому сложили о ней много пословиц и поговорок.
Источники:
http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-anatolevna-sizonenko/kak-ne-lyubit-mne-yetu-zemlyu.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619856/
http://infourok.ru/klassnyy_chas_moya_malaya_rodina-379743.htm