Родная земля и в горсти мила. «Классный час «Дружба

Задачи:
1. Углублять представления учащихся о родном крае, своем посёлке.
2. Развивать навыки учебно-исследовательской деятельности.
3. Через воспитание любви к родному краю воспитывать патриотическое чувство.

Форма проведения: деловая игра.

Психологический настрой. Тренинг «Комплимент». Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу комплимент любого содержания. Цель: преодолеть скованность участников в начале занятия, приобрести навык видеть положительные качества окружающих.
Деление на группы: дети выбирают цветные картинки с названиями «Новоселы», «Первоцелинники»
Просмотр видеофильма.
Учитель: Отечество – единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений.

Как вы это понимаете? Закончите предложения данные на доске и зачитайте:
Родина- это…(на листочках)

Учитель: Да, Родина — это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Ведь неслучайно в трудные минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, т.е. свою малую родину как часть большого Отечества.
Вспомним слова выдающегося русского педагога К. Д.Ушинского: « Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что
в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку ,как мать защищает и бережёт нас…Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
У А.С. Пушкина есть такие слова: « Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков»
Звучит « Песня о Родине» (сл. Высотской, муз. В.Локтева).
Учитель: За «светло светлую» и «украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины под водительством Дмитрия Донского, Александра Невского и других полководцев.

Ученик. Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор.

Руки матери. Ее песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом.
Ученик. Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простота и безыскусственная природа, полная поэзии и прелести. Родные края, даже небогатые, для нас, людей, прекрасны.
Любовь к родной природе — один из важнейших признаков любви к своей стране.

Учитель: С чего же начинается для каждого из нас Родина?

Учитель: У каждого человека до конца дней своих сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берёт начало его жизнь, — к отчему краю. Писатель В. Распутин говорил: « Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Первые и самые прочный представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь, затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки».

Звучит песня « С чего начинается Родина?» (муз. В.Баснера,
сл. М. Матусовского)

Целина. Как не легко было поднимать эту веками не паханую землю в те далёкие времена. Многие века покоилась на огромных пространствах степи целина- нетронутая рукой человека земля. Ее чернозёмы таили в себе несметные богатства. И только в 20-м столетии их полностью открыли пришедшие сюда люди — трудолюбивые горящие душой и полюбившие эту землю.

1 Ученик.
Тихая моя Родина!
Ивы, река, соловьи.
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.
Тихо ответили жители:
-Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

2 Ученик:
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя Родина,
Я ничего не забыл.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь. Н.Рубцов

Все мы носим гордое имя – целинцы. А знаете ли вы историю своего посёлка.
Сейчас поиграем. Мы будем задавать вопросы, а вам необходимо дать правильный ответ. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки.
Викторина « Знаешь ли ты Целину»
1. Как назывались нехитрые жилища первых жителей? (Землянки).
2. Закончите предложение: Посёлок Целина строился по строго разработанному плану в виде …. (линий).
3. Как называлась самая широкая, центральная улица?
4. Первый директор С.Свободный ?
Звания Героя Социалистического труда удостоены:
Белобокий, Александр Андреевич — первый директор совхоза «Свободный»
5. В течение 1954-1955 годов сколько было создано целинных совхозов?
18 новых целинных совхозов:
Алма-Атинский, Бузулукский, Дальний, Двуречный, Ейский, Жаныспайский, Заречный, Калачевский, Красивинский, Каракольский, Комсомольский, Курский, Любимовский, им.Маяковского, Мирный, Московский, 37 лет Октября, Свободный.
Ведущий.
В поселок, начиная с его основания, потянулся семейный люд разных национальностей, вероисповедования в надежде устроить лучшую жизнь на новом месте. Они привезли в Целину свои песни, игры, танцы, которые стали и нам родными.
Не обо всёх достопримечательностях посёлка и района мы сегодня рассказали, но мы успели заметить главное — вы любите место, где родились, выросли – свою Малую Родину. Этому же с детских лет учат нас пословицы и поговорки.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Человек без Родины, что соловей без песни.
В своем доме и стены помогают.
Береги землю родимую, как мать любимую.
На родной сторонушке и камешек знаком.
За родной край и жизнь отдай.
Всякому мила своя сторона.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Жить – Родине служить.
Где кто родится, там и пригодится.
Чужбина слезам не верит.
Всякая сосна в своем бору шумит.
Без корней и полынь не растет.
Своя земля и в горсти мила.
Учитель: Наш классный час подошёл к концу. В заключении я хочу сказать следующее. У нас одно Отечества и одна история. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторяя ошибок.
песня «Новоселы»
Ритуал прощания.
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидание».

Читать еще:  Где родился и шишкин. Художник иван шишкин биография

Классный час на тему «Россия – Родина моя»

Цели:

  • способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;
  • воспитание любви к месту, где ты родился.
  • Задачи:

  • усиление патриотических качеств личности;
  • расширение кругозора учащихся;
  • повышение интереса к истории Отечества;
  • развитие эмоциональной сферы;
  • развитие памяти, речи учащихся;
  • привитие чувства любви к своей Родине;
  • воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.
  • Оборудование:

  • компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;
  • баян;
  • репродукции картин Шишкина и Левитана и др. художников;
  • плакаты с пословицами;
  • магнитофон и аудиозапись песни “С чего начинается Родина?”;
  • лепестки ромашки и клубок жёлтых ниток для этапа рефлексии;
  • выставка книг о Родине;
  • иллюстрации детей по теме классного часа.
  • Ход классного часа

    (1 слайд “Дорогое слово — Родина”). Презентация

    — Ребята, сегодня мы проведём необычный классный час, но очень важный для каждого из нас. Послушайте песню и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина?”)

    (Cлайды 2-4 рисунки детей по теме классного часа меняются, пока звучит песня)

    — Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.

    Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.

    — Посмотрите на репродукции картин известных художников:

    (5-8 слайды репродукции картин “Рожь” И. Шишкина, “март” И. Левитана…)

    -Что объединяет эти картины?

    — Можно ли эти картины подписать словом «Родина»?

    — Итак, выражение чувств художниками к Родине мы видим через картины, а теперь давайте послушаем, как поэты выражают свои чувства через стихи.

    (Учитель обращает внимание детей на выставку книг в классе)

    (Слайды 9-10: книги о Родине)

    Послушайте стихотворение Васильева «Что мы Родиной зовём?

    (Стихотворение может прочитать один или трое подготовленных детей)

    Что мы Родиной зовём?
    Дом, где мы с тобой растём,
    И берёзку у дороги,
    По которой мы идём.

    Что мы Родиной зовём?
    Солнце в небе голубом
    И душистый, золотистый хлеб
    За праздничным столом.

    Что мы Родиной зовём?
    Край, где мы с тобой живём,
    И рубиновые звёзды.
    Звёзды мира над Кремлём.

    — Ребята, а как называется ваша Родина, страна, в которой вы живёте? (Россия)

    — Верно, наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живём, учимся.

    (Слайд 11: карта России)

    — Велика наша страна, необъятны её просторы. Какими словами можно назвать Родину?

    (Отчизна, страна, Россия, Русь, матушка, государство, отечество…)

    — Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:

    (Слайд 12: портрет К.Д. Ушинского)

    Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.

    — Что вы узнали из рассказа о Родине?

    — Как нужно к ней относиться?

    — Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?

    — Какую пословицу вы услышали в этом рассказе?

    — Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:

    (Слайд 13: русские народные пословицы и поговорки о Родине)

    • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
    • Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
    • Нет в мире краше Родины нашей.
    • Жить – Родине служить.
    • За Родину – мать не страшно умирать.
    • Родина – мать, умей за неё постоять.
    • Родной куст и зайцу дорог.
    • С родной земли – умри, не сходи.
    • Своя земля и в горсти мила.
    • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

    Читать еще:  Fairy tail 103 серия ancord.

    (Далее детям предлагается разбиться на пары и даётся задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы”).

    (Ребёнок читает стихотворение)

    Россия…
    Как из песни слово,
    Берёзок юная листва,
    Кругом леса, поля и реки,
    Раздолье, русская душа –
    Люблю тебя, моя Россия,
    За ясный свет твоих очей,
    За голос звонкий, как ручей.
    Люблю, глубоко понимаю
    Степей задумчивую грусть,
    Люблю всё то, что называют
    Одним широким словом Русь.

    — Итак, ребята, мы продолжаем говорить о родной для нас стране. Вы знаете, что у любой страны есть государственные символы, назовите их.

    — Что вы знаете о цветах флага?

    — Что символизирует двуглавый орёл на гербе?

    (Слайд 14: герб, гимн, флаг России)

    — А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:

    Кедр — символ Ливана.

    Сакура — символ Японии.

    Канадский клен — символ Канады.

    Баобаб — главный национальный символ Сенегала.

    Мимоза — символ Австралии.

    Гинко билоба, сосна, кипарис, тополь и верба — символы Китая.

    Веерная пальма или Коко-де-мер («морской кокос») — символ Сейшел, расположенный на гербе страны.

    Кокосовая пальма — символ островов Килинга в Индийском океане.

    Липа и дуб — символы Латвии.

    Липа — также национальный символ Словении.

    Дуб — также символ Германии и США.

    Равенала («дерево путешественников») — национальный символ Мадагаскара.

    Банья (Banyan) — национальный символ Индии.

    Тюльпаное дерево — национальный символ некоторых штатов США.

    Восковая пальма из департамента Киндио — национальный символ Колумбии.

    Королевская Пальма — национальный символ Кубы.

    Дерево нарра (или птерокарпус индийский) — символ Филиппин.

    Сейбо, или эритрина считается национальным символом Аргентины.

    Цейлонское железное дерево — национальный символ Шри-Ланки.

    Красное дерево (махагони) — символ Белиза.

    Сахарная пальма (Borassus Flabellifer) — символ Камбоджи.

    Кактус (это для нас он маленькое растение) — национальный символ Мексики.

    — А какое дерево – символ России?

    — Какое милое, очаровательное дерево — стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане. А уж сколько песен о ней сложено! Давайте вспомним одну из них.

    Хоровод “Во поле берёзка стояла”

    (Слайды 15-17: изображения берёз меняются на протяжении всего танца)

    Игра “Знаете ли вы Россию?”. (Задания на карточках тестового характера)

    1. Столица России:
      • Москва
      • Киев
      • Петербург
    2. Древнерусское сооружение?
      • собор
      • мечеть
      • кремль
    3. Жилой дом русского народа?
      • хата
      • изба
      • юрта
    4. Праздник проводов русской зимы?
      • рождество
      • масленица
      • крещение
    5. Предметы одежды русских женщин?
      • чалма
      • сарафан
      • кимоно

    — Ребята, вы сегодня показали и рассказали, что вы знаете о Родине и о любви к ней. (Патриот)

    (Слайд 18: фотография Фокина А.И. – Героя Советского Союза)

    — Верно, и сегодня мы не можем не вспомнить имя патриота своей Родины, имя, хорошо известное каждому из вас, имя, которое гордо носит наша школа, имя Героя Советского Союза – нашего земляка Фокина Александра Ивановича.

    Александр Иванович родился 15.11.1911 года в д. Палкино, ныне Лотошинского района, в семье крестьянина. Окончил начальную школу. Жил в Москве, работал комендантом на заводе. В Красной Армии в 1933-1935 и с мая 1942 года. Окончил ускоренный курс Московского военного пехотного училища им. Верховного Совета РСФСР в 1943 году.

    В конце мая 1942 года, уже тридцатилетним, стал курсантом Московского военного училища имени Верховного Совета РСФСР уроженец Лотошинской деревни Палкино Александр Иванович Фокин. Здесь он был принят в члены ВКП(б). А еще через несколько месяцев, с отличием окончив училище, А.И. Фокин в звании лейтенанта прибыл на фронт в 57-ю гвардейскую стрелковую дивизию, прославившуюся в 1942 году в дни великой Сталинградской битвы.

    За мужество и героизм при форсировании Вислы и удержание плацдарма на ее западном берегу Александр Иванович Фокин был представлен к званию Героя Советского Союза. В этом бою командир роты был дважды ранен. В победном сорок пятом на груди А.И. Фокина сияли два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орден Александра Невского и пять медалей.

    Будем помнить А.И.Фокина! Будем гордиться этим именем!

    — А сейчас продолжаем говорить о негосударственных символах России.

    — Ромашка, как и береза, символ русской природы. “По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда.

    Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде — они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.
    А еще ромашки похожи на удивленные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки целых семь месяцев — с апреля до сентября — смотрят в небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планет. Смотрят-смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самые сокровенные тайны. А тайн у ромашки великое множество.

    Ромашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: «Сбудется, не сбудется, любит, не любит. «”

    Читать еще:  Произведения куприна для детей. Произведения Куприна

    — А сейчас сыграем.

    Игра “Что отдашь Земле родной?”

    — Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: “ Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?”/

    (Ребёнок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома. ).

    (Заранее приготовить лепестки ромашки, затем выдать их для выполнения индивидуальной записи. После окончания работы лепестки собрать в цветок. Ещё один символ России – ромашка завершит урок. Она выкладывается из лепестков).

    — Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины)

    — Какой формы сердцевина? Что она символизирует?

    — Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.

    — У меня в руке клубок ниток жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание. (Нить возвращается к учителю)

    — Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это?

    — Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна будет славиться и процветать!

    — Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Он связал нас в единое целое. А чтобы сохранить эту нить, нам необходимо обратиться ещё к одному негосударственному символу – символу единения, семьи, дружбы. Назовите символ России – деревянную игрушку, пришедшую, кстати, из Китая.

    — Верно, это матрёшка. Что вы знаете о матрёшке?

    (Слайд 19: с изображением матрёшек)

    — Она прячет, оберегает, хранит меньших матрёшек, как мать оберегает своё дитя. Может, и нашу нить с заветными желаниями она сбережёт и сохранит?

    (Учитель открывает матрёшку и вкладывает в неё жёлтую нить, а на полу появляется бумажная жёлтая сердцевина)

    Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь. А в заключение урока предлагаю вам спеть песню о России.

    (Слайды 20-22: изображения ромашек)

    Музыка: В. Локтев. Слова: О. Высотская.

    Посмотри, как всё красиво,
    Посмотри — простор какой.
    Точно мать, склонилась ива
    Над заснувшею рекой.
    Ветерок метнулся разом,
    Облаков прорвав кольцо.
    И ромашка жёлтым глазом
    Смотрит солнышку в лицо.

    Над Россией солнце светит,
    И дожди шумят над ней.
    В целом свете, в целом свете
    Нет страны её родней,
    Нет страны её родней.- 2 р.

    Посмотри, леса какие
    И сады шумят кругом.
    Наша Родина — Россия
    Хорошеет с каждым днём.
    Видишь — яблони и сливы
    Вдоль дороги стали в ряд.
    О житье-бытье счастливом
    В русских сёлах говорят.

    Над Россией солнце светит,
    И дожди шумят над ней.
    В целом свете, в целом свете
    Нет страны её родней,
    Нет страны её родней. — 2 р.

    Классный час «Моя малая Родина»

    Курс повышения квалификации за 340 рублей!

    Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

    Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

    Доступно для всех учеников
    1-11 классов и дошкольников

    Рекордно низкий оргвзнос

    по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

    Идёт приём заявок

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

    К.Д. Ушинский Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина»

    ПОСЛОВИЦЫ О РОДИНЕ: Жить — Родине служить. Нет в мире краше Родины нашей. За Родину — мать не страшно умирать. Родина — мать, умей за неё постоять. Родной куст и зайцу дорог. С родной земли — умри, не сходи. Своя земля и в горсти мила. Родная сторона — мать, чужая – мачеха.

    Государственные символы России:

    Символы России: СИМВОЛ №1 СИМВОЛ №2 СИМВОЛ №3

    Оренбуржье Люблю бескрайние просторы, Край необъятный странный наш, Платков изящные узоры, Степей и гор простой пейзаж. Люблю зимы трескучий холод И лета томную жару, На окнах — роспись и узоры, Росу на листьях поутру, Урала жгучую прохладу, Степей бескрайний наш простор, В лесу из зелени преграду — Сосновый стройный частокол. И. Гаврилова

    Символы Оренбуржья СИМВОЛ №2 СИМВОЛ №3 СИМВОЛ №1

    Город КУВАНДЫК – Долина Счастья

    Герб Кувандыкского района

    ФЛАГ КУВАНДЫКСКОГО РАЙОНА

    Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

    Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    Страна, в которой мы живём, дом, в котором родились, березка у родного порога, место, где жили наши предки – всё это и есть Родина, т.е. родное сердцу место.

    «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина» К.Д. Ушинский

    Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов.

    Во все времена люди любили свою Родину и поэтому сложили о ней много пословиц и поговорок.

    Источники:

    http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-anatolevna-sizonenko/kak-ne-lyubit-mne-yetu-zemlyu.html
    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619856/
    http://infourok.ru/klassnyy_chas_moya_malaya_rodina-379743.htm

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    android
    Добавить комментарий