Это говорит о том, что куда бы Вы не уехали и сколько бы в чужом месте не прожили Вы всегда будете вспоминать то место где родились, и выросли, а земля.
Действительно если Вам на чужбину привезут горсточку родной земли она будет Вам дорога.
Даже если вы живете не в столь большом городке, а в маленьком. То ваш родной край будет вам дорог и значим для вас, потому что здесь вы выросли и родились. Поэтому и говорится в пословице, что родная земля и в горсти мила. Для каждого человека его Родина очень любима и значима. Как говорится в другой хорошо известной пословице, мол где родился, там и пригодился. В русских пословицах и поговорках, заключается очень глубокий смысл, главное понимать их правильно.
На родине, дома, в родных стенах жить намного легче, здесь родина, родной дом, все мило и до боли знакомо. А на чужине — свой менталитет, привычки, законы и правила жизни, которым не приучены и под которые следует перестраиваться, вот и получается, что ломается нрав и характер
В моем понимании эту пословицу можно применить не только по отношению к земле, но и к чему-то другому что дорого человеку. Это прежде всего твое даже если это и мало и не важно что — пусть это даже и горсточка земли. Так же это относится к Родине — твоему дому, который тебе мил и так же основная мысль это то что это относится прежде всего к тебе и это родное и дорогое тебе.
Раньше, да и теперь, если человек очень привязан и любит свою так называемую малую Родину, то уезжая на чужбину он берёт горсть своей родной земли. Возникает чувство, что на чужбине эта горсть земли, или другой предмет, взятый из родного края, будут согревать сердце и помогать не забывать о той земле, на которой ты рос, сделал первые шаги, сказал первое слово и так далее. Эта горсточка земли является оберегом, так как считается, что она обладает чудесной силой, и носили её в специально сшитых мешочках. Она пробуждает в человеке теплоту воспоминаний и придаёт на чужбине силы. Суть пословицы «родная земля и в горсти мила» в том, что для человека горсть земли с отчего края — это частичка его кормилицы, которая его взрастила и поэтому она мила сердцу его.
Пословица, содержащая один смысл с данной: “Рад своей воронушке, на чужой сторонушке”.
Особая Сила в горсти родной земли
Согласно народным представлениям Мать сыра земля — одна из основных составных частей мироздания. В древнерусских народных заговорах часто обращались за помощью к Земле, как к родной матери:
Герои русских народных сказок припадают к земле-матушке дабы набраться силушки богатырской, или спросить у неё совета, а уходя на чужбину, богатырь берёт горстку родной землицы как духовный оберег.
Особое отношение русского народа к родной земле выражается и в земных поклонах, матери и отцу, родному дому и земле родной в знак благодарности и любви.
Клятва землей осталась ныне только в игре, а в былые времена ни один договор или клятва не обходились без обряда с землею, клятвенно доказывая свою правоту ели землю. При делении земли наши прадеды обходили свой участок земли, с комом земли на голове, или на спине, или держали земляной ком за пазухой, как знак собственности.
Самая главная силушка матери земли в плодородии. « считалась воплощением воспроизводящей силы природа, поэтому её и уподобляли женщине-матери. Оплодотворённая весенним дождём земля давала урожаи, кормила людей, помогала продолжить род. В одном из древнерусских заговорах говорится: «
С почитанием родной земли-матери связана и жизнь каждого человека, понятие рода, Родины, страны, государства. Со словом «земляк» связано понятие родства, то есть особого братства людей, рождённых от родной земли-матери.
Читать еще: Грасиан бальтасар. Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп
В славянских представлениях Земля — живой образ, а потому она умеет скорбеть, плакать, дышать, защищать, давать силы. Как живой организм земля засыпает зимой и пробуждаться весной, вступая в брачный союз с дождевым грозовым небом. У наших предков жить на Земле означало ухаживать за ней, работать на ней, не истощать, а удобрять ее, ласкать Землю, разговаривать, ладить с ней. Земле приписывали всеобщую материнскую любовь ко всему живому: «.
Земледельцы празднуют в честь Матушки-земли Духов день, когда земля — именинница, они не пашут, не боронят, не роют, не втыкают колья. А на следующий день, приступая к работе, они говорили: «
Несмотря на отчаянную храбрость древнерусских воинов в бою, были вещи, которых они опасались. Среди них — болезни, немощь, смерть.
У русских воинов-казаков было множество примет, предвещающих несчастье. Упадет икона со стены — к смерти; начнут трещать, оседая, стены дома, заскрипит калитка или дверь — опять к смерти; сова заухает — к несчастью, болезни и смерти.
Несмотря на принятие православного христианства в 988 году, в русском народе долгое время сохранялись языческие обычаи и обряды. Воинский казацкий быт сохранил множество языческих суеверий — ночью опасались выходить из дому, поднимать предметы с земли, в горах они опасались вихрей.
Казаки российской императорской армии.
Уезжая в далекий путь, не только древнерусские воины, но и купцы, и простые люди, покидающие родной дом, обязательно брали с собой горсть родной земли и носили её на груди в ладанке как своеобразный оберег, защищающий от смерти и всех бед. Этот древний языческий обычай сохранился до наших дней.
Среди наших предков существовал обычай на чужбине высыпать себе под ноги часть взятой с собою родной земли со словами: «», чтобы родная земля защищала от болезни и смерти, и помогала им не скучать по родине.
В случае смерти на чужбине родную землю клали вместе с умершим в могилу. Остатки этого древнего ритуала сохранились в народе до наших дней. Вернувшись с чужбину на родину, воины-казаки вставали на колени, целовали родную землю.
Если смерть всё же приходила, то и древнерусский воин, и казак должен был принять её смело, веруя в Христа и надеясь на его милость. — говорится в Священном Писании. Умирающий воин-казак должен был причаститься у священника, а у староверов причастие осуществляли монахи, обрядчики или уставники. Если воин-казак умирал без последнего причастия, это считалось большим несчастьем, а семья покойного должна была делать добрые дела и устраивать молебны в течение 40 дней, пока решается посмертная участь казацкой души.
Умирающему воину-казаку пытались облегчить смерть, распахивая в доме окна и двери, верили, что он начинал видеть ангелов и бесов. О его участи судили по глазам, если глаза его были «веселы» — значит, умирающий видел ангела и участью его был рай, а если глаза «выкатывались от ужаса» — значит, грехов у казака было слишком много и его ждал ад. Не принимает Мать-земля только колдунов да самоубийц.
После смерти тело казака обмывали и обряжали, хоронили по христианскому обычаю на третий день, гроб казаки несли на руках в христианский храм, где его отпевал православный священник, который потом и провожал его до могилы, а у староверов — покойника на третий день несли прямо на кладбище. По дороге на кладбище и во время похорон у русских казаков-терцев и гребенцев полагалось причитать и плакать. Когда гроб опускали в могилу, собравшиеся родственники и друзья бросали по горсти земли, с пожеланием покойнику Царствия Небесного. Доныне в России соблюдают обычай бросать горсть земли в могилу при прощании с умершим.
Читать еще: Анализ немой сцены. Сущность «немой сцены
Счастьем считалось умереть на своей земле и горем была смерть на чужбине.
И древнерусские воины и сибирские и кубанские воины-казаки верили, что тот, кто похоронен в родной земле, попадёт в рай, поэтому, уходя в военный поход, они всегда брали с собой горсть родной земли. Именно эта горсть родной земли первой падала в могилу воина-казака, и тогда Душа его считалась спасенной и попадала в Рай. Этот древнерусский языческий обычай до сих пор сохранился в русской традиции, родственники привозят на могилу родных, похороненных на чужбине, горсть родной земли.
Историк Е. М. Бородина в статье «Отражение веры православной в традициях казачества» указывает, что казаки Западной Сибири хоронили покойников так же, как и на Кубани — с причитаниями и перечислением казачьих подвигов. Во время тризны, или погребального пира на стол ставили чашу с вином и столовый прибор для умершего — в память о нём, а его место за столом никто не занимал. В первый день тризны следовало вспоминать его храбрость и подвиги воина-казака, его стать, орлиный взор, богатое убранство, лихость, мужество и смелость — казаки верили, что Душе покойного приятно слышать добрые слова друзей, соратников.
Поминальный обед устраивали ещё три раза — на третий, девятый и сороковой день — тогда ходили в храм и раздавали вещи умершего с просьбой помолиться о нём. Семья покойного ещё год соблюдала траур по умершему. Награды воина-казака и его вещи, имеющие историческую ценность, часто отдавали на хранение в храмы, так как храмовые молитвы достигали и до умершего хозяина вещей.
На могиле воина-казака ставили крест, часто с каменным основанием, но могли поставить и часовенку из камня, где возжигали поминальную свечу, или ставили металлическую часовенку с колокольчиками, напоминающими церковные колокола. Могила казака был «малым храмом» — на ней можно было помолиться Богу, вспомнить земную жизнь покойного и помолиться о его Душе. Так, например делали в станице Наследской на Южном Урале. Об этом пишет исследователь А. С. Панин в статье «Провинциальный некрополь Южного Урала».
Представления о посмертной участи Души русского воина-казака по большей части были схожими, как у кубанских, сибирских, запорожских и других казаков, не зависимо от территории проживания. Русские воины-казаки верили, что душа будет 40 дней проходить воздушные мытарства, ангелы ей помогут восходить в Рай к Богу, а демоны будут искушать и тащить её в ад. Исследователь казачества Малявкин указывал на страх ада, который использовался часто в воспитательных целях: в каждом казачьем дома висели иконы и картины Страшного Суда. Казаки считали, что ад обязательно находится где-то в горах Кавказа. Кубанские казаки считали, что Кавказские горы сотворены самим чёртом — об этом говорили кипящие горячие источники, бьющие из недр земли, как из преисподней.
До принятия христианства в древнерусской языческой традиции вообще не существовало понятия ад, а рай представлялся в виде большого, светлого дома, находящегося где-то на равнине или у подножья гор. Свои знания о бессмертии души, о Рае и аде, о посмертном наказании и награде за добродетели древнерусский христианин получил из Библии, Св. Писания Нового Завета .
Авторы Анатолий Федорович Григорьев и Евгений Стефанович Толстокоров в статье « указывают на сохранение языческих обрядов в похоронах казаков.
Известно, что воина-казака хоронили в полном воинском облачении с оружием, офицеров с эполетами, часто клали в гроб именное и наградное оружие, награды. Верили, что на том свете ангелы узнают казака по одежде и непременно проводят его в рай, а там его по цвету лампас узнают сослуживцы.
Представления о Рае у казаков сохраняло языческие черты — рай они представляли чем-то вроде дружеской, непрекращающейся пирушки, схожей с небесным пиром павших в бою воинов Одина. Этот небесный рай в норвежской мифологии называется ; Old Norse: Valhöll — Валхолл; , обитель древнеславянского бога и его сына кузнеца). По преданию,
В раю павшие в бою воины воскресают, избавляются от ран, и в полном воинском облачении, садятся за общий стол пировать рядом с Одином. На пиру воины пьют бессмертный напиток (=мёд, сома — напиток богов), текущий из сосцов всегда доящихся коз (=олицетворение дождя), и едят мясо вепря ( =вепрь, как олицетворении тучи). Всё, что бывает съедено воинами на пиру за весь день, никогда не умаляется и за ночь опять вырастает.
Читать еще: Фото и биография Набокова. Творчество
Истоки этого верования лежат в индийском веровании о корове — общей матери и кормилице всего сущего, рассеченное мясо коровы-кормилицы подавалось на божественных пирах, но каждый раз после съедения мяса коровы грозовые духи вновь создавали священную корову из её снятой кожи. Дождевые облака весной и грозовые тучи вновь собираются и проливают на Землю-матушку благодатный дождь, и земля-кормилица оживает и приносит плоды и богатый урожай. Наши русские сказки упоминают про диво дивное, как оживает убитый медведь или заяц ( = олицетворение грозы).
Корова — главный тотем арийских племён. вокруг почитания которой будет построено религиозная основа их общества.
Одно из древнейших верований представляет дождевые облака — быками и дойными коровами Индры, а дождь — молоком, ниспадающим на землю в то время, когда бог-громовник разит их своими молниеносными стрелами. Такое верование должно было опираться на поэтических выражениях языка, уподобивших летнее облако, питающее дождем нивы, — быку, семя которого плодит стада, и корове, молоко которой кормит семью пастуха.
Объяснить смысл предложений: 1)родная земля и в горести мила 2)на чужбине и калача не в радость
Ответ или решение 2
Значение пословицы «Родная земля и в горести мила»
- В первую очередь, в данном предложении говорится о любви к родине. О том, как хорошо, что есть место, где ты чувствуешь себя свободно и спокойно. И куда бы ни пришлось уехать, родные края, всегда лучше и всегда ближе к сердцу. Если придется уехать в другую страну — всегда будешь помнить о том месте, где родился, жил и вырос.
А когда живешь в другом городе или стране, в трудные моменты всегда вспоминаешь свой родной дом, свое детство, знакомые улицы и на душе становится легче. На родине и живется легче, не смотря на горести, печали и другие ненастья.
Конечно же, это говорит о любви к родине, а эту самую любовь нам прививали наши родители, учителя и близкие.
И в этой фразе заложен глубокий и высокий смысл, как и в слове родина. Ведь когда мы думаем или вспоминаем о тех краях, где мы родились, мы понимаем, как нам дорога и любима наша родина.
Для каждого человека родина – это больше, чем слово. Для кого-то это:
- маленький городок,
- большая страна;
- домик в деревне;
- небольшая улочка.
Для меня слово родина – это целый мир, который меня окружает. Это место где родились и жили мои предки, это мой родной язык, на котором я говорю, это знакомые с детства улицы, природа и даже птицы. Это все что мне дорого!
Значение пословицы «На чужбине и калача не в радость»
- Данное предложение относится к старинной пословице. А как известно в старинных пословицах заложено достаточно много смысла. И через века из поколения в поколение наш народ доносит их смысл.
Эта пословица говорит, о том, что вдали от родных мест жить тяжело. Даже если для жизни там, вдали от дома будут созданы максимально улучшенные условия, всегда лучше будет дома, а точнее на родине.
И где бы ни пришлось жить, одна мысль о родной земле всегда будет согревать душу и сердце.
Говоря об этой пословице, сразу вспоминается стихотворение Александра Блока: «Опять с вековой тоскою, пригнулись к земле ковыли…». В своем стихотворении автор выражает, как же за родимыми краями можно сильно затосковать. Что ничего не мило на чужбине. Ведь родной дом и родная земля – это самое дорогое, что есть на свете!
Источники:
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1719327-kakoj-smysl-poslovicy-rodnaja-zemlja-i-v-gorsti-mila.html
http://ru-sled.ru/osobaia-sila-v-gorsti-rodnoj-zemli/
http://vashurok.ru/questions/obyasnit-smisl-predlozheniy-1-rodnaya-zemlya-i-v-goresti-mila-2-na-chuzhbine-i-kalacha-ne