Родился коненков. Самый загадочный блогер россии

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Большинство ценителей искусства знают его как автора деревянных персонажей славянских сказок, каменных изваяний вождей, а также мастера психологического портрета. Сергей Коненков был многогранен и талантлив как скульптор и даже получил прозвище «русский Роден». Но вот то, что, помимо искусства, он увлекался науками – философией, астрономией, религией и даже генетикой, – долгие годы не афишировалось.

Рожденный на Смоленщине в 1874 году в простой крестьянской семье, Сергей Коненков получил прекрасное образование – сначала окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Деньги на его учебу собрали родственники. Кстати, в дальнейшем, уже состоявшись как профессионал, он и сам не раз помогал материально как родным, так и землякам.

В 1912 году молодой скульптор посещает Грецию и Египет и работает над «лесной серией». Результатом становятся изображения лесовичков, деревенских жителей и сказочных древнеязыческих героев.

Но душа его требует новых знаний и новых экспериментов. В 20-х годах Коненков вместе с молодой женой Маргаритой Воронцовой уезжает в Америку на выставку – показать себя и перенять новый опыт.

Он собирался пробыть в США недолго, но остался на двадцать лет. В Нью-Йорке у Коненкова много заказов, он востребован. И именно там начинается его глубокое увлечение теологией (в частности – Библией) и философией. Именно там появляются его загадочные работы, которые сейчас принято называть общим термином «космогония». На самом деле тема религии интересовала ваятеля с самых юных лет. Например, его дипломная работа в далеком 1902 году называлась «Самсон, разрывающий узы». Судя по всему, на чужбине, в дали от революционных и атеистических лозунгов, эта жажда познать смысл существования человечества вырвалась на свободу.

Изучая в США работы теологов и астрономов, Коненков пытался расшифровать не только Апокалипсис, но и тайный смысл пирамиды Хеопса, а также другие памятники истории, которые считал неким посланием далеких предков. Особенно скрупулезно он изучал книги Исаака Ньютона, пытаясь найти в его исследованиях ключ к познанию загадки мироздания.
Рисунки-размышления Сергея Коненкова на темы Библии и Апокалипсиса представляют собой зашифрованные пророческие знаки современникам и потомкам. И, надо сказать, выглядят они весьма экстравагантно, если смотреть на них глазами советского человека тех лет: они будто бы опережают свое время.

Изображения Христа, пророков и апостолов на фоне загадочных линий, кругов, небесных светил и надписей долгое время оставались в тайне. Коненков взял с близких слово никому о них не рассказывать и, помимо родственников, знали об их существовании только Альберт Эйнштейн и… Иосиф Сталин.

Находясь в Америке, Коненков не раз отправлял свои картины и пророческие послания советскому вождю. В своих письмах он часто называл Сталина «братом во Христе» и в весьма необычной форме (в виде библейских цитат) пытался делать предупреждения. Как позже удалось расшифровать исследователям, Коненков предсказывал начало и ход Второй Мировой войны, роль в ней Иосифа Сталина и даже наступление Апокалипсиса.

Вот отрывок из письма, написанного Коненковым 14 июля 1940 года:

«Дорогой брат Иосиф Виссарионович!
…Вновь предупреждаем Вас, так как час близок. У Вас там будет великое смятение и замешание и мы должны Вас уведомить о том, а также о том, что до этого мы (последние члены Церкви Христовой) должны быть там у Вас…
…Когда Сатана, чрез своего агента Гога, который теперь действует в земле Магога, подобьет все народы, тогда он (Сатана) направит Гога на Россию».

А 15 января 1941 года скульптор пишет Сталину следующее:

Дорогой Брат Иосиф Виссарионович!
Приближается весна 1941 г., а с ней и то тяжкое время, о котором наш Господь, Иисус Христос, сказал: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» (Матфея 24:21-22). Гитлер изменит Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, как в символе (фигуре) Седекия, царь Иерусалимский, изменил царю Навуходоносору, как читаем о том: «. и отложился от царя Навуходоносора, взявшаго клятву с него именем Бога, — и сделал упругою шею свою». (2 Паралип. 36:11-13) . так поступит и Гитлер. И тогда Вы вынуждены будете взяться за меч».
Известно, что Иосиф Сталин читал письма Коненкова и наверняка не оставил их без внимания, ведь к скульптору, несмотря на его неслыханно долгое пребывание в Америке, вождь всегда относился с уважением.

Читать еще:  Финляндия обычаи. Финские традиции

Годы спустя американские теологи и астрологи узнали о существовании графической «Библии Коненкова», которая якобы предсказывает будущее. Ее следы они пытались найти в США, но тщетно. Ведь еще в 1945 году, когда Коненков вернулся в СССР на пароходе, предоставленном ему по личному распоряжению самого Сталина, все его работы из американской мастерской были переправлены на Родину. В том числе – картины и наброски из цикла «Космогония».

В Москве Сергею Коненкову предоставили мастерскую на улице Горького (ныне – Тверская). Многие его работы (главным образом – скульптуры) пополнили залы ведущих музеев нашей страны и частные коллекции, но только не космогонии. Он продолжал скрывать свои пророческие картины от посторонних. Лишь несколько лет назад исследователям удалось более или менее собрать таинственные картины воедино. И на то, чтобы расшифровать их до конца и понять весь смысл, уйдут годы.

Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Сергей Коненков умер в 1971 году в возрасте 97 лет. Он пророчил себе целый век, но на этот раз его предсказание оказалось не совсем точным.

Продолжая разговор о скульпторах, рассказ о том, почему застрелился автор памятника Сталину в Праге и другие истории зарубежных памятников русским правителям.

Текст: Анна БЕЛОВА

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Коненков Сергей Тимофеевич: биография, скульптуры, личная жизнь

Известный скульптор, художник Коненков Сергей Тимофеевич – один их ярких представителей русской культуры. Именно ему удалось оживить образы русской сказки. Дерево как исконный материал русского творчества Коненков успешно возродил в своих творениях.

Биография

Скульптор был рожден 28 июля по старому стилю (10 июля — по новому). Местом его рождения стала деревня Караковичи, что расположена в Смоленской губернии (сейчас это Смоленская область, Ельнинский район). Семья была достаточно зажиточной, хоть и являлась крестьянской. Мать Коненкова Сергея Тимофеевича умерла, когда мальчику было четыре года. После ее смерти он рос в доме своего дяди, который достаточно рано заметил необычные способности племянника.

По решению дяди Сергей был отправлен на обучение в прогимназию. Она располагалась в городе Рославле. Именно там стали проявляться первые достижения в живописи. Окончив курс, он жил в семье знакомых дяди – помещиков Смирновых. За время проживания у них он наравне с их сыном получал знания от домашних учителей. После проведения выпускных экзаменов Коненков Сергей Тимофеевич уехал в Москву, где прошел вступительные экзамены в училище ваяния и зодчества. Но после вступительных экзаменов выяснилось, что он был зачислен на отделение скульптуры. Так как юноша не мог ни у кого просить помощи, ему пришлось совмещать учебу и работу. Он берется за частные заказы. Одним из таких становится оформление фасада. Дом принадлежал чаеторговцу Перлову. Сергей Тимофеевич также создает эскизы оформления хлебного магазина.

В дальнейшем Коненков Сергей Тимофеевич, биография которого весьма интересна, путешествовал по таким странам, как Германия, Франция, Италия, в 1897 году. Его покорили творения Родена. В поездке Коненков много рисует и лепит. После поездки он создает свою первую работу — «Камнебоец» (в 1898 году), которую впоследствии отливает в бронзе.

Далее Сергей Тимофеевич решает продолжить свое обучение. Для этого он выбирает Санкт-Петербургское высшее художественное училище.

Но обучение стало одним их непростых этапов в жизни скульптора. Источником конфликтов в академии нередко становился сам Коненков Сергей Тимофеевич. Скульптуры молодого человека зачастую выполнялись в духе роденовских произведений, что не всегда устраивало его наставников. А его выпускная работа – статуя «Самсон» — вызвала бурю эмоций и ожесточенную дискуссию профессоров. Избыток экспрессии, модернистский подход к интерпретации сюжета, отступление от классических пропорций – все это привело к неоднозначной оценке работы Коненкова.

Скульптор скончался в 1971 году, причиной тому стало воспаление легких. Похоронен Сергей Тимофеевич в Москве. Место захоронения — Новодевичье кладбище.

Скульптор и революция

В 1905 году, во время начала революции, Коненков Сергей Тимофеевич находился в Москве. И принимал в ней непосредственное участие. Организовывал боевые дружины, сражался на баррикадах.

Читать еще:  Золя лучшие произведения. Золя в России

Эта деятельность нашла отражение в его творчестве. Им была создана серия портретных полотен «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», «Славянин», «Крестьянин», «Нике».

Коненков Сергей Тимофеевич: личная жизнь

В отличие от творчества личная жизнь скульптора складывалась не так просто. Первой его супругой стала Татьяна Коняева. Она была натурщицей. Татьяна стала постоянной моделью для его произведений. Благодаря Коняевой он создал лучшее из своих произведений — «Нике». В браке у супругов родились двое детей. Однако продлился он недолго.

По прошествии десяти лет Сергей Тимофеевич встретил другую женщину по имени Маргарита Воронцова. В начале 1922 года они обвенчались. А в 1923 году супруги отправились в Америку. Там они приняли участие в выставке советского искусства. В этой стране пользуются большим успехом произведения, которые создает Коненков Сергей Тимофеевич. Скульптуры, моделью для которых была его супруга Маргарита, особенно популярны. Этими произведениями являются «Струя воды», «Вакханка», «Бабочка», «Магнолия».

Совместных детей у них не родилось. Подробности своей личной жизни Сергей Тимофеевич не разглашал, по этой причине отношения между Сергеем и Маргаритой и период их проживания в Америке стали источником различных домыслов и легенд.

Творчество

Коненков мастерил из разных материалов. Он создал целые серии деревянных работ. В 1909-1910 годах в творчестве скульптора оживают об­разы русских сказок, былин и языческой мифологии. «Старички-полевички», «Лесовики», «Великосил», «Стрибог», «Еруслан Лаза­ревич» изваяны из дерева. Их формы Коненков находил и выявлял в самой структуре древесного ствола. Интересна также серия женских скульптур: «Крылатая» (1913 год), «Жар-птица» (1915 год), «Кариатида» (1918 год) – все эти работы вошли в эту серию. Выполнена так называемая греческая серия, с такими работами, как «Юноша» и «Горус». Революционный период отмечен созданием барельефа «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Ему принадлежат портретные работы Тургенева, Маяковского, Циолковского.

Все работы – дело рук такого замечательного мастера, как Коненков Сергей Тимофеевич. Творчество этого талантливого человека нашло свое выражение в бронзе, дереве, камне, барельефах, скульптурах и полотнах. Они отражали различные этапы жизни и времени, в котором существовал скульптор.

Интересные факты

В 1935 году Коненков Сергей Тимофеевич получает заказ на изготовление бюста А. Эйнштейна.

В год возвращения супругов в Москву из Нью-Йорка (1945-й) по личному распоряжению И. С. Сталина был выделен пароход для перевозки всех работ скульптора. Позднее многие из гипсовых работ были выполнены в бронзе и камне.

Награды, премии

• 1951 г. – вручение Сталинской премии («Марфинька» и «Ниночка»).

• 1955 г. – присвоение статуса народного художника РСФСР.

• 1958 г. – получение статуса народного художника СССР.

• 1964 г. – получение звания Героя Социалистического Труда.

• 1955, 1964 гг. – вручение орденов Ленина.

С 1964 года почетным гражданином города Смоленска является не кто иной, как Коненков Сергей Тимофеевич. Творчество скульптора отмечено множеством наград, медалей и премий.

Память

К столетнему юбилею Сергея Тимофеевича в 1974 году открыта мемориальная мастерская-музей. Ее интерьер выполнен по эскизам Сергея Тимофеевича. В Смоленске также существует музей скульптуры, носящий его имя. В память о Коненкове в 1973 году была выпущена почтовая марка с изображением портрета Сергея Тимофеевича. Улицы в таких городах, как Москва, Рославль, Смоленск, Донецк, приобрели названия в честь скульптора.

Такой талантливый человек, как Коненков Сергей Тимофеевич, краткая биография которого раскрывает перед нами его жизнь, стал одним из лучших скульпторов и художников нашей страны.

Мемория. Сергей Конёнков

10 июля 1874 года родился Сергей Конёнков, выдающийся скульптор, «русский Роден».

Личное дело

Сергей Тимофеевич Конёнков (1874—1971) родился в деревне Караковичи Смоленской губернии в зажиточной крестьянской семье. После смерти матери воспитывался дядей. Рисовать научился у заезжего иконописца, иконы Конёнкова висели во многих домах села. С отличием окончил гимназию в Рославле, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За выпускную работу «Камнебоец» был удостоен малой золотой медали и стипендии имени Павла Третьякова, дававшей право годичной командировки за границу. Во Франции Конёнков посетил мастерскую Огюста Родена и был покорен его творчеством. Вернувшись на родину, был принят в петербургскую Академию художеств.

Дипломная работа Конёнкова «Самсон, разрывающей узы» (1902) вызвала споры преподавателей. В революционный 1905 год по распоряжению администрации Академии она была уничтожена, чтобы не будоражить студентов. Несмотря на критику профессоров, скульптор получил звание свободного художника. Его мастерская на Пресне стала местом сбора богемы Москвы и Петербурга. Это, однако, не помешало ему принять участие в уличных боях 1905 года. По собственному признанию, он закупил браунинги и возглавил одну из рабочих дружин. Под впечатлением событий создал цикл портретов участников боев на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»). В 1907 году выставил совсем другую, мирную «Лесную серию» — деревянные изваяния языческих богов, — которую до революции постоянно пополнял новыми работами.

Читать еще:  Гаплогруппа R1a1, русские. Карты R1a

После Октябрьской революции участвовал в плане «монументальной пропаганды». В 1918 году создал барельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов», который открывал Владимир Ленин. В 1922 году женился на Маргарите Воронцовой, с которой отправился в США для участия в выставке русского и советского искусства. Поездка, рассчитанная на несколько месяцев, растянулась на 22 года.

В Нью-Йорке основным жанром для Конёнкова стал заказной портрет и архитектурное оформление различных зданий. По инициативе Максима Горького создал галерею скульптурных портретов деятелей русского искусства и науки, включая самого Горького. В 1935 году администрация Принстонского университета заказала скульптору бюст Альберта Эйнштейна. Во время Второй мировой войны Конёнков входил в Комитет помощи России. В 1945 году по приказу Сталина скульптора и его работы на специально зафрахтованном пароходе доставили в СССР. Конёнков получил мастерскую на улице Горького в Москве (ныне — Тверская). Был удостоен звания Народного художника СССР, первым из работников искусств стал Героем Социалистического Труда. В 1965 году состоялась последняя большая прижизненная выставка, приуроченная к 90-летию со дня рождения мастера и 70-летию его творческой деятельности. Всего же Конёнков прожил 97 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Чем знаменит

Скульптора, популярного и в дореволюционной России, и в Советском Союзе, и за границей, называли «русским Роденом». Еще в 1902 году Конёнков начал поиски нового пластического языка, который позволял не рассказывать сюжет, а выражать эмоциональный смысл образа. Тогда же он представил на суд Академии художеств своего «Самсона». Профессоров смущала модернистская трактовка библейского сюжета, разрушившая классические пропорции фигуры. Молодого скульптора поддержали лишь Илья Репин и Архип Куинджи, Репин даже опубликовал свой отзыв в печати. Разбитый по приказу администрации Академии гипс много позже был восстановлен мастером и получил название «Освобожденный человек».

О чем надо знать

В США Конёнков сблизился со «Свидетелями Иеговы». К американскому периоду его творчества относятся рисунки-размышления на библейские темы. Конёнков также писал Сталину письма с предсказаниями о начале Второй мировой войны, конце света и других событий. Часть пророчеств сбылись. Существует версия, согласно которой жена Конёнкова Маргарита добилась расположения Эйнштейна и выведывала у него тайную информацию об атомной бомбе для советской разведки. Маргарита была также знакома с отцом американской атомной бомбы Робертом Оппенгеймером.

Прямая речь

«Довелось мне быть однажды вместе со школьниками у Конёнкова, в его мастерской на углу улицы Горького и Тверского бульвара. Колоритный старец показывал детям свои извлеченные им из дерева чудеса: всяких лесовиков, полевичков, зверушек, лесную нечисть, рассказывал, как в детстве любил слушать старого пасечника, изображал, как тот вытаскивал из бороды запутавшихся в ней пчел. И в конце встречи Сергей Тимофеевич угостил нас редкостным зрелищем. В то время он работал над проектом памятника Ленину, который, по его замыслу, должен был представлять установленную на Воробьевых горах высоченную фигуру вождя, с протянутой рукой вращающуюся в течение суток вокруг своей оси вслед за движущимся солнцем. “Степан! Заводи!” — раздался вдруг громкий голос Сергея Тимофеевича, и тотчас же откуда-то из дверей выбежал похожий на обломовского Захара нечесаный мужик, включил что-то в памятнике, агрегат загрохотал, и Владимир Ильич медленно задвигался вокруг своей оси, к восхищению школьников»,

5 фактов о Сергее Конёнкове

  • Конёнков одним из первых среди русских скульпторов обратился к изображению обнаженного женского тела. Часто его работы созданы в традициях народного искусства («Крылатая» (1913), «Жар-птица» (1915), «Кариатида» (1918) и другие).
  • В 1974 году к столетию скульптора был открыт музей, в который входят мастерская, где он работал, квартира и кабинет. Здесь мастер провел последние 24 года своей жизни.
  • Некоторые критики отмечают, что главным периодом творчества Конёнкова был дореволюционный; тонкую одухотворенность своих ранних работ мастер, по их мнению, не смог превзойти.
  • Конёнков — почетный гражданин Смоленска.
  • Умер от воспаления легких, не дожив всего трех лет до предсказанного им для себя 100-летнего рубежа.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/020618/39176/
http://fb.ru/article/253384/konenkov-sergey-timofeevich-biografiya-skulpturyi-lichnaya-jizn
http://polit.ru/news/2014/07/10/konenkov/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий