Рембрандт творчество картины. Снятие с креста

Рембрандт Харменс ван Рейн. (1606-1669)
Снятие с креста 1634
Поступление; 1814 г. из собрания императрицы Жозефины в замке Мальмезон близ Парижа

Середина 1630-х годов — время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света’ и тени, противоречивым соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости. Рембрандт использует язык барокко в мифологических и библейских сюжетах — там, где остается верен традиционной трактовке мифа или легенды, и там, где традиции рвутся им решительно и окончательно.

В тот же барочный период написано и «Снятие с креста» (1634). Картина иллюстрирует евангельскую легенду о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим и другие ученики и близкие Христа, получив разрешение Пилата, сняли ночью тело Христа, завернули его в богатую плащаницу и похоронили.

Легенда рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной правдой. Трагическая смерть учителя и сына повергла участников события в глубокое горе. Художник вглядывается в лица, стараясь проникнуть в души людей, прочесть реакцию каждого на происходящее. Взволнованно передает он обморок Марии, матери Христа, плач и стенания женщин, страдание и скорбь мужчин, испуг и любопытство подростков.

В письме секретарю штатгальтера Константину Хейгенсу Рембрандт определил свои художественные намерения как стремление . выразить «наивысшую и наиестественнейшую подвижность», подразумевая под этим не столько внешнюю динамику, сколько движение души. Эти новые качества его искусства должны были оценить и современники. Во всяком случае, голландский поэт Ян Баптист Велле-кенс (1658—1726) воспринял эту картину, находившуюся тогда в собрании Валериуса Рёвера, именно так, как хотел того Рембрандт:

Там видим мы ваше Распятие, так чудесно изображенное: Скорбная мать в обмороке, каждый играет свою печальную роль.

Исключительно высоко ценил эту картину и ее владелец, Рёвер, записавший в своем инвентаре под номером 1: «Очень значительная и художественная вещь Рембрандта ван Рейна, самое лучшее из его известных произведений».

В этом произведении Рембрандт отталкивался от известной картины Рубенса того же названия (Антверпенский собор; вариант в Эрмитаже, зал 247), используя отдельные композиционные мотивы великого фламандца и стремясь превзойти его в выражении душевных движений героев. Положение тела Христа и позы некоторых персонажей близки к рубенсовским, но это сходство только лишний раз подчеркивает противоположность творческих устремлений обоих мастеров. Если герой Рубенса остается идеально прекрасным в горе и даже в смерти, то Рембрандт верен принципам сурового реализма: лица персонажей искажены печатью страдания, но прекрасны искренностью переживаний.

Читать еще:  Чему учит пастух и пастушка. В.П

Другим важным достижением этой картины, наряду с индивидуализацией чувств действующих лиц, явилось использование света для достижения цельности многофигурной композиция. Три главных момента легенды — снятие с креста, обморок Марин и расстилание плащаницы — освещены тремя различными источниками света, интенсивность которых убывает сообразно с уменьшением значения сцены

Картины «Снятие с креста» П. Рубенса, Н. Пуссена и Рембрандта (описание)

В XVII в. художники П. Рубенс, Н. Пуссен и Рем­брандт найдут новые решения этой сцены. Каждый из них пойдёт своим путём, общим же останется трагизм человеческих переживаний.

Мгновение, длящееся вечность, запечатлел фла­мандский художник Питер Рубенс в картине «Снятие с креста». Тело Христа плавно скользит по белой тка­ни и навсегда застывает в никогда не завершающемся падении.

Несомненно, в картине выражено представление художника о совершенном Боге-Человеке, прекрасном даже в страдании и смерти. Здесь нет ни искривлён­ных мукой тел, ни криков, ни мук, ни слёз. Горе и стра­дания предельно сдержанны, благородны и лаконич­ны.

А вот в картине «Снятие с креста» французского художника Никола Пуссена эта страшная минута уже наступила. Но, глядя на это произведение, у нас почему-то не возникает чувства безысходности. Может быть, это происходит потому, что в бледном, измож­дённом лице Христа мы видим страдальца, нашедшего успокоение в смерти?

И наконец, перед нами полотно великого Рембранд­та «Снятие с креста». Долго вынашивал художник свой замысел, в течение нескольких лет работал он над картиной. Ранее он уже пробовал разрабатывать этот сюжет и в гравюре, но это были лишь подступы к буду­щему произведению, в котором проявится весь гений художника. Он с честью выполнит заказ правителя Нидерландов, принца Оранского, действительно най­дёт совершенно новое решение сюжета и превратит евангельское сказание в захватывающее своей просто­той и искренностью повествование о горе и страданиях человека.

Тёмная ночь спустилась на Голгофу. Мрачным по­кровом окутала она вершину горы. Вдали едва видне­ются очертания стен домов и куполов Иерусалима. Родные и друзья казнённого ночью поспешно снимают его тело с креста для того, чтобы предать земле, где ра­зостлан дорогой покров, приготовленный для приня­тия Божественного Учителя. Тело Христа, бережно поддерживаемое учениками, бессильно скользит по полотну.

Читать еще:  Неизвестные болезни. Новый ужас XXI века

Как видим, Рембрандт так же, как и Рубенс, запе­чатлел момент опускания тела Христа на землю. Тем не менее, к изображению этого эпизода они подошли по-разному. У Рубенса действие носит более декора­тивный, героический характер. Обнажённое мёртвое тело Христа прекрасно, красивы позы и лица плачущих людей. Даже мать Христа Мария предстаёт в виде ещё молодой женщины, исполненной благородной пе­чали. Яркие изысканные цвета одежд призваны под­черкнуть торжественность и монументальность проис­ходящего. Материал с сайта http://worldofschool.ru

У Рембрандта главное внимание сосредоточено на внутренних переживаниях героев. В позах, движе­ниях людей, в выражении их лиц воплощены вла­деющие ими чувства. Здесь все градации (оттенки) человеческого горя: от беспредельной материнской скорби до молчаливой тоски, озабоченности спускаю­щих тело Христа мужчин. Каждый принимает учас­тие в происходящем скорбном событии. Мы не уви­дим здесь ни одного равнодушного зрителя. Здесь нет ничего, кроме охватившего всех безысходного горя. Один из учеников с видимым усилием поддержива­ет тело казнённого, но не физическое напряжение передаёт в нём художник. Несравненно ярче показа­но душевное потрясение — горе человека, потеряв­шего друга и наставника. В отличие от других ху­дожников, Рембрандт изобразил мать Христа Марию простой женщиной из народа. Сломленная отчаяни­ем, она лишается чувств при виде истерзанного тела сына.

А фигура Христа? Его безжизненное, обезображен­ное страданием тело Рембрандт изобразил по-челове­чески просто, без малейшей героизации и театраль­ности. И всё же главная прелесть картины — это её освещение. Весь свет как бы исходит от тела Христа и ровным мягким потоком изливается на лица при­сутствующих. Факел, скрытый от зрителя шапкой стоящего на лестнице, озаряет и группу людей, береж­но опускающих тело Христа. Мягкие отсветы пада­ют на полные безысходного горя лица окружающих, готовых принять драгоценную ношу. Более слабым светом выделена фигура лишившейся чувств Марии с её омертвевшим от страдания и горя лицом. Тём­ными силуэтами на едва освещённом фоне, в левом углу картины, выступают фигуры расстилающих плат женщин. И становится понятным, почему худож­ник прибегает к контрастам света и тени — чтобы в ночной обстановке подчеркнуть трагичность проис­ходящего.

Читать еще:  Человек борется против своего века. Подготовка к ГИА

«Снятие с креста» Рембрандта

«Снятие с креста» — одна из картин, входивших в серию «Страсти Христа», осуществление которой Рембрандт начал в 1633 году.

Событие, о котором повествует Рембрандт, согласно церковной легенде, происходило ночью, однако не этим объясняются темные тона картины (художники в подобных случаях обычно давали представление о времени действия условно).

Этот прием позволил мастеру выделить с помощью света самое главное, организовать и направить на него внимание зрителя. Ночная тьма, окружающая людей, придает тревожный, трагический оттенок всему происходящему. Труп Христа, который готовятся опустить на разостланную по земле ткань, скорбное, побледневшее лицо его матери Марии сразу же привлекают внимание зрителя. Поражает свойственная Рембрандту сконцентрированность, собранность композиции, умение фиксировать внимание не на внешнем (масса участников, ночь, искусственный свет, фигура падающей без чувств мадонны), а на внутреннем драматизме происходящего. Художник поднимает важную и необычную для того времени тему — тему страданий человека на земле, тему народного горя.

Неудивительно, что Рембрандт со временем приходит в столкновение с теми, кто задавал тон и диктовал свои требования в Голландии середины XVII века. Для этой поры характерен все больший отход буржуазии от народа, ее аристократизация. Знатные люди предпочитают приобретать парадные полотна, которые могут эффектно украсить их особняки.

Портреты составляют более половины картин Рембрандта на выставке. Наряду с сюжетными композициями портрет занимал в творчестве художника важнейшее место. Ни в одном из жанров Рембрандт-психолог не раскрыл свой талант с такой полнотой и силой, как в искусстве портрета.

Коллекция Эрмитажа позволяет проследить эволюцию данного жанра в творчестве Рембрандта от ранних его работ: «Старика-воина» (картина лейденского периода), «Портрета ученого», «Флоры» (в образе античной богини Флоры — покровительницы цветов и растений — художник изобразил свою жену Саскию) — до замечательных по мастерству выполнения и глубине психологической характеристики поздних портретов 50-х годов. Рембрандта особенно привлекают лица стариков: они дают возможность запечатлеть итог человеческой жизни, часто трудно прожитой, полной невзгод, волнений, горестей. Художник создает особый тип портрета — портрет-биографию, в котором все внимание концентрирует на раскрытии внутреннего богатства и сложности человеческой натуры, судьбы человека, его веры, достоинства, душевной красоты, на том, что в течение всей жизни представляло для Рембрандта особый интерес, наибольшую загадку, главную трудность.

Источники:

http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=1202
http://worldofschool.ru/iskusstvo/bibliya/novyj-zavet/iisus/strasti/snyatie/kartiny-snyatie-s-kresta-p.-rubensa-n.-pussena-i-rembrandta-opisanie
http://art.sovfarfor.com/zhivopis/snyatie-s-kresta-rembrandta

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий