Разница между инкультурацией и социализацией.

Тема 6. Освоение культуры.

Каждому человеку предстоит жить в обществе, и поэтому социальная интегрированность является очень важным фактором его жизни. Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир. Это вхождение в мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества.

Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм (паттернов) какого-либо общества. Под последними понимаются устойчивые совокупности технологий мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, построения суждений, различные культурные формулы и символы, отражающие определенные представления о реальности.

При более строгом научном понимании термина социализация он предстает как процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида. Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена.

В разных обществах ценятся разные качества личности. Формирование и развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит, как правило, путем воспитания, то есть целенаправленной передачи норм и правил достойного поведения от старшего поколения младшему. В каждой культуре исторически сложились свои способы обучения приемлемому поведению. Этнологи и социологи сравнили стили воспитания детей в различных культурах и выделили два противоположных: японский и английский.

В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, – человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков (например, типы общения с другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д.). Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации, так как усвоение социальных законов жизни происходит быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев. На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными: родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы. Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:

· жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

· личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

· социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

· восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.

Инкультурация, или обучение культуре происходит несколькими путями, однако, наиболее распространенным из них является опосредованный, когда человек наблюдает за поведением других людей. При таком способе даже самая простая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах.

Читать еще:  Народ долины хунза. Энциклопедия обо всем на свете

На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла. Это – детство, юность, зрелость и старость. На каждой стадии жизненного цикла процесс инкультурации характеризуется своими результатами и достижениями. В зависимости от этих достижений обычно выделяют две основные стадии инкультурации – начальную (первичную), охватывающую периоды детства и юности, и взрослую (вторичную), охватывающую два других периода.

Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Она представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процессы инкультурации реализуются у них в это время в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственно опыте. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрения, ограничивают возможность выбора и оценки ребенка. Дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять правила того мира, в котором они живут.

Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Игры бывают следующих типов:

· физические, тренирующие и развивающие физическую активность;

· стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

· стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

· ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению.

Значимое место в процессе первичной инкультурации принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду. Важно, чтобы ребенок научился учиться. Параллельно осваиваются другие ценности, формирующие отношение человека к миру, закладываются основные модели поведения, выстраивается «культурный айсберг». В это время складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социокультурной жизни.

Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь являются воспроизведение уже имеющихся образцов, контроль проникновения в культуру случайных и новых элементов.

Результатом может стать как практически полное и безусловное усвоение культуры новым поколением, так и нарушение культурной преемственности, когда дети вырастают абсолютно непохожими на своих родителей.

Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением им совершеннолетия. Взрослым человек считается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:

– достижение необходимой степени физической зрелости организма;

– овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

–овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными навыками культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);

–принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека или новые идей, заимствованные из других культур. Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных проблем, расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия. Взрослые способны к сознательной оценке своих и чужих поступков, а также ценностей и норм культуры, они могут идти на компромиссы. Вторая стадия инкультурации обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Индивид может принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой. Он получает доступ к дискуссии и творчеству.

Читать еще:  Детская пирамида рисунок. Материалы и приспособления

Инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.

Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:

вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация предается от родителей к детям;

горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиции идет в общении со сверстниками;

непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации (школах и вузах).

В процессе инкультурации задействовано большое количество людей, социальных групп, общественных институтов. Все они называются агентами (конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) и институтами(учреждения, влияющие на процесс инкультурации и направляющие его) инкультурации. В зависимости от выполняемых функций они делятся на несколько групп:

– опекуны – осуществляют уход за ребенком, удовлетворяют его физические и эмоциональные потребности.

– авторитеты – прививают ребенку культурные нормы и ценности на собственном примере.

– дисциплинаторы – распределяют наказания.

– воспитатели – обучают ребенка, целенаправленно передают ему социокультурные знания и навыки.

–компаньоны – занимают равное положение с ребенком и участвуют в совместной деятельности с ним.

– сожители – проживают в одном доме с ребенком.

Все эти функции реализуются следующими агентами инкультурации: семья, группа друзей одного возраста, школа, СМИ, различные организации (церковь, спортивные, политические организации, кружки по увлечениям).

Выделяют 4 психологических механизма инкультурации: имитация, идентификация, чувство вины, чувство стыда.

Имитация– осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения. Обычно в качестве примера выступают родители, но дети могут ориентироваться в своем поведении на учителей, известных людей. Ребенок имитирует не только конкретные операции, но и то, чему обучают его родители. Спустя годы, он будет также обучать собственного ребенка.

Идентификация – это способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей и других, связанных с ними людей. Часто они выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них.

Имитация и идентификация – позитивные механизмы инкультурации, они способствуют формированию определенного поведения.

Стыд и вина – негативные. Они запрещают или подавляют определенное поведение. Чувство стыда (подавленность и униженность) появляется, если вас застали на месте преступления, разоблачили и опозорили.

Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для него не нужно разоблачения. Достаточно голоса совести, мучения от сознания совершения вами плохого поступка.

Различие инкультурации и социализации

Итак, процесс вхождения в новое культурное пространство и присвоения этнокультурного опыта, специфичного для локальной исторически сложившейся культуры, определяется как процесс инкультурации. Как уже было сказано, нередко в качестве аналогичного понятия используется термин «социализация». Употребление этих терминов в качестве синонимов возможно при условии прирав-

5.3. Инкультурация и социализация 103

нивания культурного пространства к социальному. Социологизация культуры, широко применяемая в американской культурантропологии, подразумевает, что каждая социальная общность имеет собственную систему норм и правил поведения (особых структур), разделяемых всеми ее участниками. Тождественность процессов социализации и инкультурации, таким образом, вытекает из единства социальных и культурных структур.

Для выделения специфики процесса инкультурации не следует жестко разграничивать эти структуры, но необходимо учитывать их самостоятельность. Основоположник культурно-исторической психологии Л.С. Выготский подчеркивал, что овладение культурными объектами (языком, орудиями и т.д.) невозможно вне социальной структуры, т.е. социальная среда является необходимым, но не достаточным условием для инкультурации индивида. Инкультурация подразумевает усвоение и символического пространства культуры. Непрерывность культурного развития порождает единый процесс усвоения обычаев и реализации их в будущей практике, условия для которой как раз и предоставляет общество. Таким образом, результатом социализации является обретение способности изменяться, результатом же инкультурации — качественные особенности изменений.

Читать еще:  Скинхеды коммунисты. Легко ли быть молодым

Первичная социализация, которую каждый проходит в период детства, — это незавершенный процесс, трансформирующийся у взрослого (социализированного) человека в инкультурационные процессы, протекающие в результате смены привычной среды обитания на новую (переезд из сельской местности в город или эмиграция и пр.). Освоение в ходе первичной социализации объектов культуры и их значений возможно только в определенной знаково-смысловой среде. Культурное пространство, освоение которого начинается с процесса первичной социализации, не только выполняет функцию удовлетворения потребностей, но и позволяет усвоить принципы культурных норм, оно становится также источником самоидентификации человека.

77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Разница между инкультурацией и социализацией

В гуманитарных исследованиях часто используются такие понятия, как инкультурация и социализация. Что они означают?

Что представляет собой инкультурация?

Под инкультурацией понимается формирование у кого-либо приверженности к определенным культурным ценностям, нормам, традициям, обычаям, символам. Обычно данный процесс носит односторонний характер: человек, как правило, только принимает нормы культуры. Редко бывает, что он оказывается способен оказать значительное влияние на соответствующие нормы, которые складываются в течение очень долгого времени.

Инкультурация возможна как в процессе взаимодействия с обществом, так и вне прямого контакта с ним — например, посредством чтения книг, просмотра видео, прослушивания аудиозаписей. Интересно, что в ходе самостоятельной инкультурации человек может впитать существенно больший объем норм культуры какого-либо народа, чем даже представитель соответствующей нации. При этом объем осваиваемых норм культуры легко регулировать самостоятельно.

Что представляет собой социализация?

Под социализацией понимается формирование у кого-либо необходимых коммуникационных качеств, культурных и этических установок, которые нужны для комфортного взаимодействия с другими людьми. При этом в процессе социализации человек сам может передавать обществу некоторые знания, способные повлиять на текущие нормы и механизмы, принятые другими людьми как стандартные, сложившиеся. Рассматриваемый процесс — двусторонний.

Социализация крайне затруднена без участия общества — в отличие от инкультурации, при которой человек может научиться всем необходимым качествам и установкам альтернативным способом. Например, как мы отметили выше, в процессе чтения книг, просмотра видео, прослушивания аудиозаписей. Хотя бы потому, что обучение чтению, языкам первоисточников, которые могут пригодиться при освоении аудио- и видеозаписей, также является элементом социализации.

Рассматриваемый процесс имеет особенность — постоянство воздействия на человека, если он так или иначе будет контактировать с социумом. Регулярное общение гражданина с другими людьми в любом случае обеспечит для него в той или иной степени интенсивную социализацию, и ее объем может быть ничем не ограничен. Равно как и дополнение социальных знаний собеседников человека теми сведениями, которыми он с ними поделится.

Сравнение

Главное отличие инкультурации от социализации — в том, что первый процесс носит обычно односторонний, второй — двусторонний характер. Отчасти это предопределяет наличие другого значимого критерия разницы между рассматриваемыми понятиями — возможности инкультурации без общения человека с другими людьми, по источникам. Объем получаемых знаний в рамках инкультурации человек, как правило, может контролировать сам. При социализации это осуществлять трудно — общество так или иначе будет воздействовать на него, если он, конечно, станет поддерживать общение с другими людьми.

Инкультурация, безусловно, может быть и чаще всего является элементом социализации. Современные общества в значительной степени функционируют на основе норм культуры, которые передаются из поколения в поколение в процессе социализации людей.

Определив, в чем разница между инкультурацией и социализацией, отразим выводы в таблице.

Источники:

http://studopedia.su/5_19219_inkulturatsiya-i-sotsializatsiya.html
http://studopedia.ru/5_160572_razlichie-inkulturatsii-i-sotsializatsii.html
http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-inkulturaciya-ot-socializacii/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий