Различные техники выполнения гравюр на дереве. §2

Модератор: ПредседателЬ

Виды гравюр и техника исполнения.

Сообщение ПредседателЬ » 02 авг 2012 17:03

Гравюра! Само уже слово гравюра, у многих ассоциируется с чем-то старинным, антикварным, давно забытым и неизвестным. Но предположения эти не совсем правильные! Гравюра — один из самых молодых видов изобразительного искусства. Если рисунок, скульптура, орнамент зародились ещё на заре человечества, то гравюра появилась значительно позднее, а именно — ближе к концу ХІV века. Но не смотря на относительно молодой возраст — гравюра обладает неподражаемыми качествами, особенностями и являет собой особый вид изобразительного искусства! И это своеобразие гравюры в огромной мере определяется её технологической стороной. Гравюра может похвастать многообразием техник исполнения. И каждая техника определяет свой характер, свой стиль и эстетику!
В этом разделе мы и познакомим Вас с видами гравюр и техникой их исполнения!

Определяют следующие виды гравюр:

Выпуклая гравюра
Углубленная гравюра
Плоская гравюра
Цветная гравюра

Выпуклая гравюра :

Ксилография. Самая древняя техника гравюры. На Востоке наиболее ранний из оттисков на бумаге датирован 868 годом. В Европе появляется на рубеже XIV- XV веков, первая датированная ксилография относится к 1418 году. До конца XVIII века существовала лишь обрезная, или продольная, ксилография. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони), непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, загрунтовывается, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2-5 мм. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии — валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается — прессом вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу. При обрезной гравюре композиция оказывается комбинацией черных линий и контрастных пятен, которые максимально контрастируют с белой бумагой. Эта звонкость сопоставления черного и белого уже заранее определяет большую декоративность обрезной гравюры, а контрасты черных и белых плоскостей, особенно при работе белым по черному, создают эмоциональное напряжение.

В последней четверти XVIII века англичанин Томас Бьюик (1753-1828) ввел в употребление способ торцовой, или поперечной, ксилографии, при котором доска выпиливается поперек ствола, так что волокна дерева идут перпендикулярно поверхности доски. При торцовой ксилографии употребляют плотное и твердое дерево (бук, пальма, самшит) и режут специальным резцом — штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. Торцовая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насыщенности которого позволяет варьировать тон. Ксилография дает 1500-2000 хороших оттисков.

Торцовая гравюра с удивительной точностью воспроизводит рисунки пером — размашистые росчерки, сетку мелкой штриховки, эффектные сочные пятна. Во второй половине XIX века в ксилографии стали делать не только рисунки, но и произведения живописи. Такая гравюра, построенная на комбинациях параллельных, порой однообразных штрихов, передает общий тон картины, свет и тень. Тоновая гравюра XIX века носит чисто репродукционный, ремесленный характер.

Рельефная гравюра на металле. Употреблялась лишь до начала XV века. Пластина из меди, латуни, олова или свинца обрабатывается специальными резцами так, что в результате гравирования она становится аналогичной доске обрезной ксилографии; печатается как последняя.

Гравюра на линолеуме . Возникла на рубеже XIX-XX веков. Линолеум обрабатывается резцами, имеющими вид маленьких изогнутых стамесок, так же как и в обрезной ксилографии. Краска накатывается валиком, печатается, как гравюра на дереве. Гравюра на линолеуме дает около 500 хороших оттисков.

Углубленная гравюра:

В металлической пластине (медь, латунь, цинк, железо) механическими или химическими способами углубляется рисунок в виде комбинаций линий и точек. Затем в углубления тампонами вбивается краска, доска покрывается влажной бумагой и прокатывается между валиками печатного станка. Основные разновидности углубленной гравюры на металле:

Резцовая гравюра. Появилась в первой четверти XV века. Первая датированная гравюра резцом относится к 1446 году. Рисунок врезается в металлическую доску стальным резцом квадратного сечения с ромбовидным срезом. Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.

Офорт. Возник в начале XVI века. Первая датированная гравюра относится к 1513 году. Доска покрывается кислотоупорным лаком, рисунок иглой процарапывается в лаке, обнажая поверхность металла. После погружения доски в кислоту, в металле протравливается рисунок. Офорт дает около 500 оттисков.

Гравюра сухой иглой. Медная доска процарапывается непосредственно офортной иглой, без покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусеницах («барбах»). Гравюра сухой иглой дает до 100 оттисков.

Пунктирная манера. Как самостоятельная техника появилась в Англии во второй половине XVIII века. Рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается специальными пунсонами.

Особым видом пунктирной манеры является карандашная манера, изобретенная в середине XVIII века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след мелового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.

Мягкий лак. Техника возникла в XVIII веке. Доска покрывается лаком с сильной добавкой сала. На нее кладут шершавую бумагу и наносят рисунок, затем бумага снимается вместе с приставшими кусочками лака, обнажая поверхность доски. После травления и печати оттиск воспроизводит фактуру бумаги.

Акватинта. Изобретена во Франции в середине XVIII века для воспроизведения в гравюре тонового рисунка тушью. При этой технике подогретая доска равномерно покрывается смолистым порошком, отдельные зерна которого пристают к теплому металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений. Те места, которые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления прикрывают жидким лаком. Акватинта дает от 500 до 1000 оттисков.

Читать еще:  Где появился классицизм. Школьная энциклопедия

Лавис. Металлической кистью сильной кислотой рисуют непосредственно по доске, которая из-за зернистости металла протравливается неравномерно, что в свою очередь придает оттиску тон различной силы. Лавис дает несколько десятков оттисков.

Меццо-тинто , или черная манера. В этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году. Специальным инструментом — «качалкой» — на доску наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон. Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются более светлыми. Меццо-тинто дает около 200 оттисков.

Для резцовой гравюры характерно большое физическое напряжение мастера при работе: стальной штихель с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины. Экономия усилий заставляет гравера стремиться к строжайшей дисциплине штриховки, пользоваться системами параллельных линий, которые как бы штрихуют, оттушевывают пластику изображенных фигур. Но кроме законченности, отчеканенности формы само физическое напряжение при работе как бы переходит в пластическое напряжение образа. И в результате сама манера гравирования, сама технология определяет и ограничивает образную специфику резцовой гравюры: она всегда стремится создать образ, характерный физической активностью, пластической энергией, образ человека действующего. Вероятно поэтому наивысшие достижения резцовой гравюры относятся к эпохе Возрождения (А.Мантенья, А.Дюрер). Сам характер ренессансного искусства близок к такому пониманию образа человека.

Офорт с технологической точки зрения полярно противоположен резцу. Офортная игла процарапывает тонкую пленку лака с чрезвычайной легкостью, что само уже провоцирует мастера к максимальной подвижности и свободе линии. Офортист с одинаковой непринужденностью может работать и длинным текучим штрихом, и короткими ударами иглы, в его распоряжении есть повторное травление, создающее широкую шкалу тональности, он всегда может в процессе работы внести изменения и исправления в рисунок. Поэтому в офорте проявляется интерес к световоздушной среде, которая передается диапазоном тональности, и к подвижности характеристики, что связано с некоторой неопределенностью, беглостью пластики. Образ, характерный для офорта, — всегда в становлении, в процессе. Он может быть физически не закончен, но динамичен, психологически глубок. Подобная технологическая разница резца и офорта определяет и различие типичных для них жанров, и совсем иные сферы применения. Для резцовой гравюры характерны сюжетная композиция или репрезентативный портрет. Для офорта — пейзаж, психологическая сцена, интимный портрет, мгновенный набросок. Если резец внутренне близок к скульптурному рельефу, то эстетика офорта сродни рисунку.

Плоская гравюра:

Литография. Техника литографии изобретена в 1796 году в Германии А.Зенефельдером. В литографии используется способность некоторых пород известняка не принимать на себя краску после протравливания слабой кислотой. Процесс работы над литографией заключается в следующем: пластина из известняка сглаживается, полируется или делается равномерно шероховатой (такая фактура называется «корн», или «корешок»). На подготовленном таким образом камне рисуют специальным карандашом или пером и кистью, употребляя литографскую тушь. Камень с законченным рисунком травится смесью кислоты и гуммиарабика. В результате протравливания покрытые рисунком места легко принимают печатающую краску; чистые же поверхности камня ее отталкивают. Доска покрывается краской при помощи валика и печатается в станке на плотной бумаге. Иногда вместо известняка используют специально подготовленные пластины из цинка или алюминия. Часто рисуют литографским карандашом или тушью не на камне, а на особой, так называемой автографской, или переводной, бумаге, после чего рисунок передавливается на камень. Весь последующий процесс такой же, как и в классической литографии. Литография дает несколько тысяч оттисков.

Литография на редкость нейтральна по отношению к работе мастера: на камне можно рисовать с той же легкостью, что и на бумаге — карандашом, тушью, процарапывать, тушевать и т.п. Тем не менее, литография — это не просто способ тиражирования рисунка. Совсем другой характер литографской краски, очень плотной и насыщенной, работа скребком, позволяющим создавать подвижную белую линию, способность свести тон на нет — все это создает очень богатые возможности для передачи динамики света, для выражения романтического начала, для создания особой, живописной тональности.

Цветная гравюра:

Цветная гравюра получается двумя различными способами. В первом случае на одну доску накладывается тампонами краска разного цвета, после чего доска печатается.

При таком способе цвет в гравюре оказывается приблизительным и каждый оттиск отличается от другого. Другой способ — для каждого цвета или тона используют отдельную доску, которая обрабатывается лишь в соответствующих местах. Эти доски, покрытые каждая своей краской, последовательно печатаются на одном листе бумаги.

Одна из разновидностей цветной гравюры — кьяроскуро — техника ксилографии, развивавшаяся главным образом в XVI веке. Каждая доска отличается от другой не только цветом, но и оттенком тона, причем чаще всего на каждой доске вырезается лишь часть композиции: целиком последняя появляется на оттиске лишь в результате печатания со всех досок. Одним из первых мастеров в технике кьяроскуро (светотень) был итальянский гравер Уго ди Карпи (ок. 1480-1532), печатавший свои работы с трех досок разного цвета.

В начале XVII века цветная ксилография появляется в странах Дальнего Востока. Расцвет японской цветной ксилографии относится к XVIII — началу XIX века. В это время работают такие замечательные мастера, как Харунобу, Утамаро, Хокусай, Хиросигэ, Сяраку, чье творчество оказало воздействие на европейское искусство.

Состояние. Фиксированная в оттиске стадия работы гравера над доской называется «состоянием». У некоторых художников, особенно офортистов, известно до двадцати состояний одной гравюры.

Читать еще:  Кто играет дядю джека воробья. Джек воробей

Различные техники выполнения гравюр на дереве

Гравюра на дереве по-другому называется ксилографией. Это название произошло с греческого языка, где «xylo» обозначало древо, а «grapho» — пишу. Но эта методика могла стать популярной только в том случае, если материал, на котором может быть напечатана гравюра, был бы относительно дешевым. И с появлением такого материала, в частности, бумаги, в Китае и начал развиваться данный вид искусства. Это происходило с XIII века в Европе, а пик расцвета гравюры пришелся на XV-XVI века.

Гравюра на дереве

Как выполняется классическая гравюра на досках?

Поскольку штрихи при выполнении этой методики получались четкими, и сам оттиск был насыщенным, такую печать называли высокой. Ксилография — наиболее ранняя техника печати графики. Суть метода заключалась в поочередном выполнении действий:

  • Изначально брались доски продольного распила, сделанные из груши или бука.
  • На отшлифованную поверхность доски наносился рисунок или печатный текст. На бумагу он переносился зеркальным изображением, что также добавляло трудностей при вырезании.
  • Рисунок как бы вырезался по линиям, а сам штрих оставался, фон вырезался стамесками на глубину 2-5 мм.
  • Потом доску заливали краской и делали оттиск. При печати рисунок получался темным, а фон — светлым. Для обрезания слоев дерева нужны стамески, долота разной глубины, тогда рельеф получится более насыщенным. После нанесения на краску белого листа делается оттиск, его интенсивность зависит от слоя краски. Чем больше оттисков сделано, тем цвет будет менее насыщенным. Такой вид гравюры по дереву назывался обрезным. К тому же раньше резчик по дереву и автор рисунка были совершенно разными людьми, поэтому гравюра зависела от мастерства обоих. Иногда первоначальный рисунок совершенно не соответствовал полученной гравюре. Поэтому обрезная гравюра начала постепенно терять поклонников такого вида искусства.

Данная процедура отдаленно напоминает принципы современной типографии. И не зря, поскольку именно таким образом печатали первые книги. Сначала создавалась объемная форма на дереве — матрица, — с которой постом перепечатывали книги. Это продолжалось до литографии. Для литографии затрачивалось меньше времени, но четкость текста получалась хуже. Поэтому если нужны были максимально насыщенные красивые буквы, тогда возвращались к гравюре по дереву.

Старые доски, с которых отпечатывалась гравюра, не сохранились до наших дней. Они были очень ломкими, несмотря на деревянное происхождение. Вырезанные линии оказались слишком хрупкими и недолговечными. От большого тиража они начинали ломаться и, таким образом, в рисунке или тексте образовывались пустоты и неровности. А вот уже напечатанные издания по такому методу сохранились до наших дней. Эти раритеты находятся в библиотеках Британии и датируются 868 годом.

Усовершенствованная методика

Поскольку основным инструментом для ксилографии оставалось дерево, оно имело свои волокна. Порой эти волокна также отпечатывались на рисунке, да и сама гравюра получалась резкой и жесткой. А в искусстве художники больше предпочитали видеть плавные тона и переходы.

Ножи для выполнения гравюры на дереве

Чтоб исправить эти факторы, художник Томас Бьюик примерно в 1780 году предложил другой способ гравирования. В качестве материала он использовал то же дерево, но вот спил уже брал поперечный. Так и появилась торцовая гравюра, в которой волокна дерева уже не отпечатывались на бумаге. Удаление ненужных фрагментов, которые не будут отпечатаны в данной методике, выполняется множеством способов, а не только срезанием. Форму можно придать царапаньями, точками, штрихами.

В общем фактура у такой гравюры может быть практически любой. Поэтому она использовалась не только для печатания книг, но еще и для репродукции художественных картин. Поэтому второе название методики — репродукционная.

Для торцовой гравюры используют и специальные инструменты — штихели. Это такие ножички из стали, заточенные под углом 45 градусов, длиной примерно 10 сантиметров. Поэтому на изображении получаются линии разной толщины. Для такого вида искусства лучше всего подходит самшит. Но дело в том, что это дерево медленно растет и сейчас запрещено к вырубке. А еще в таком способе невозможно добиться естественным путем большого размера картинки из-за размеров ствола дерева.

Поэтому художникам приходилось склеивать вместе несколько досок. Кстати, такой материал более долговечен, чем продольные доски для гравюры. Тираж может доходить до пяти тысяч экземпляров с одного куска дерева, при этом мелкие части не будут отламываться, как в предыдущем способе.

Есть еще один вид гравюр — цветное изображение. Такая методика называлась «Кьяроскуро». Название имеет итальянское происхождение и в переводе означает «светотень». Это не совпадение, поскольку именно в Италии зародилась техника в мастерской Уго да Карпи. Позднее она обрела популярность в работах японских художников Китагавы Утамаро и Кацусики Хокусаи.

Сначала по методике использовали несколько досок: на одни наносили темные тона, а на другие — светлые. Отпечатывали такую гравюру поочередно начиная с темных оттенков. Процедура достаточно трудоемкая и переход цветов получался резкий. Потом художники начали экспериментировать с нанесением нескольких тонов на дерево одновременно и добивались интересного смешения оттенков.

Множество способов, которые используются при изготовлении гравюр на дереве, делают этот вид искусства идеальным вариантом как для обучения новичков, так и для усовершенствования мастерства профессиональных художников.

Часть 2: Ода мастеру. Истоки книгопечатания. Техника обрезной ксилографии.

Изображение: В. А. Фаворский за работой. Линогравюра. 1961 г.

Может, кому-то представленная здесь информация покажется общеизвестной и очень доступной, ведь есть же интернет… Буду этому даже рада. Но спасибо тем, кто меня поддерживает, ведь не просто так мне часто задают вопросы типа: «Что такое «гравюра»?»; «А гравюра на стали — это «златоустовская»?, «Чем отличается один лист от другого?», «Литография — это гравюра?», и «Почему столько?(стоимость)». Как мне кажется, вот допустим, мастер вяжет, и тот, кто у него приобретает изделие, имеет право на наивный вопрос: «А как это?». Вполне могу представить себе людей (Боже, какие мы все разные?!), которые ни капли не понимают, что за зверь такой «связанная в ручную вещь». Это тут контингент такой «рукодельный». Пример не совсем удачный, может быть, в виду других наших культурно-ментальных особенностей, но направление мысли, думаю, ясно.

Читать еще:  Уличное искусство шире чем стрит арт. Стрит-арт

Гравюра — многогранная очень трудоемкая техника, требующая большой любви и великого мастерства. Мастера часто пишут в своих публикациях, здесь на Ярмарке Мастеров, о любви к своему делу, вечном пути совершенствования и вдохновении. Гравировальных техник несколько, может, исчерпать эту тему невозможно, ввиду «вечного совершенствования» и индивидуального пути каждого истинного мастера, но основные типы, с их различиями и особенностями, постараюсь озвучить в этих публикациях. Например, буквально чуть более 100 лет назад не существовало линогравюры (Пример: Илл. Фаворский в заглавии публикации) — гравюры на линолеуме, которую изобрели, кстати, наши (русские мастера), и которая впоследствии стала отдельным видом декоративного искусства со своими шедеврами и именитыми мастерами. Но это уже 20-й век, а до этого был долгий сложный путь освоения Мастером техники гравирования.

Люди еще с древности стремились воспроизвести и сохранить уникальные памятники искусства. Разум и красота — что еще нас делает Человеком? (Вопрос риторический, понимать в широком, философском смысле:)) Еще в античном Риме копировались произведения греческой живописи и скульптуры. До изобретения печати все произведения кропотливо создавались и тиражировались (если это понятие можно применить к единичному ручному воспроизведению) вручную. Благодаря самоотверженному труду мастеров и художников развивалось и сохранялось наследие человеческой культуры. Ручное копирование требует очень больших затрат труда и времени, а дает только одно-единственное повторение оригинала. Как же восхитительны дошедшие до нас рукописи! Их единицы, и большая часть, естественно, хранится в музеях.

Пример рукописной книги:

Идея многократного воспроизведения — репродуцирование — в Европе смогла осуществиться только в эпоху Возрождения, после изобретения способа механически печатать художественное изображение посредством гравюры.

Самая первая ступень становления книгопечатания — гравюра на дереве, или ксилография, известная на Востоке уже более тысячи лет (история долгая и сложная, на самом деле никто не знает как давно), в Европе же появилась только в эпоху раннего Возрождения, в самом конце 14 века.

Пример ксилографии Востока:

И получила широкое распространение в 15-16 веках. Для печатания гравюр вместо пергамента стали теперь применять значительно менее дорогой, новый для Европы материал — бумагу. Трудно назвать материал, который для других видов изобразительного искусства имел бы столь же важное значение, как бумага для графики. В рисунках и в гравюрах цвет бумаги играет роль светоносной среды, активно участвуя в композиционной структуре листа и во многом предопределяя ее характер. Гравюра впервые позволила печатать не только рисунок, но и текст. До тех пор, пока не получила повсеместное распространение гутенберговская техника набора из подвижных литер, текст каждой страницы вместе с иллюстрациями гравировался на одной деревянной доске.

Возможно ли сейчас представить такое? Каждая черточка, вырезанная терпеливым Мастером, несла просвещение человечеству. Можно не бояться преувеличить «времязатраты». Как говорится, называй больше — не ошибешься. А брак? И это только одна страница, а на ней возможно еще изображение… Оттиски часто были рассчитаны на последующую ручную раскраску яркими локальными цветами. И «истирались» в процессе печати.

Пример ксилографии, выполненной в обрезной технике:

Собственно, о технике.

В начальный период своего развития гравюра на дереве располагала скромными техническими возможностями. Это была так называемая обрезная, или, иначе, продольная, ксилография. Она выполнялась на досках обычного типа (древесные волокна идут параллельно поверхности), из пород дерева средней твердости: груши, липы. На отшлифованную поверхность такой доски обычно пером наносился рисунок, каждая линия которого обрезалась ножом с обеих сторон. Затем ножами и долотцами различного сечения выдалбливались, углублялись все пробелы между штрихами, так что рельефно выступающими оставались только линии рисунка и получалась выпуклая печатная форма. Обычно автор-художник ограничивался рисованием на доске, которую затем обрабатывал ремесленник — резчик по дереву, старавшийся возможно точнее вырезать нанесенное изображение. Таким образом в ксилографии наметился разрыв между художественным творчеством и техническим выполнением. С другой стороны, если бы авторы-художники сами во всех случаях резали доски, вряд ли им удалось бы оставить такое большое ксилографическое наследие, как, например, Дюреру, у которого насчитывается около 190 гравюрных листов.

Первоначально ксилографии печатали притиранием бумаги к доске тряпкой или косточкой. С распространением книгопечатания оттиски с гравированных деревянных досок стали получать также в обычном типографском станке для высокой печати.

При выполнении обрезной гравюры возникают значительные трудности: нож резчика легко движется вдоль по упругим слоям дерева, но встречает сильное сопротивление в тех местах, где линии рисунка, особенно если они изогнуты, идут поперек или вкось. Отсюда известная примитивность ранних обрезных гравюр, которые носили обобщенно-линеарный характер, давая в основном схематичные контурные изображения, нередко по своему очень выразительные и изысканно стилистически найденные. Еще не были разработаны приемы для передачи тональных переходов. Значительно большими возможностями, как по передаче тональных градаций, так и мелких деталей изображений, располагала тонкая и изящная техника резцовой гравюры на меди.

Об этом читайте в следующей публикации. Спасибо за внимание, надеюсь, вам было интересно. Продолжение следует…

Источники:

http://www.old-cherdak.com.ua/viewtopic.php?t=1353
http://dedpodaril.com/interesno/gravyura-na-dereve.html
http://www.livemaster.ru/topic/2429033-chast-2-oda-masteru-istoki-knigopechataniya-tehnika-obreznoj-ksilografii

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий