Родился 16 (28) марта 1868 года в г. Нижний Новгород в небогатой семье столяра. Настоящее имя Максима Горького – Алексей Максимович Пешков. Родители его рано умерли, и маленький Алексей остался жить с дедом. Наставницей же в литературе стала его бабушка, которая и провела внука в мир народной поэзии. Он написал о ней кратко, но с большой нежностью: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов».
Детство Горького прошло в жестких, тяжелых условиях. С ранних лет будущий писатель был вынужден заниматься подработками, зарабатывая на жизнь чем только придется.
Обучение и начало литературной деятельности
В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообучением. 1887 год был одним из самых трудных в биографии Горького. Из-за навалившихся бед он пытался покончить с собой, тем не менее, выжил.
Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, а затем впервые арестован в 1888 году.
Первый напечатанный рассказ Горького «Макар Чудра» вышел в 1892 году. Затем, опубликованные в 1898 году сочинения в двух томах «Очерки и рассказы», принесли писателю известность.
В 1900-1901 годах пишет роман «Трое», знакомится с Антоном Чеховым и Львом Толстым.
В 1902 году ему было присвоено звание члена Императорской академии наук, однако по приказу Николая II вскоре признано недействительным.
К известным произведениям Горького относятся: рассказ «Старуха Изергиль» (1895), пьесы «Мещане» (1901) и «На дне»(1902), повести «Детство» (1913—1914) и «В людях» (1915—1916), роман «Жизнь Клима Самгина»(1925—1936), который автор так и не закончил, а также многие циклы рассказов.
Горький также писал сказки для детей. Среди них: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии» и другие. Вспоминая о своем трудном детстве, Горький уделял особое внимание детям, организовывал праздники для детей из бедных семей, выпускал детский журнал.
Эмиграции, возвращение на родину
В 1906 году в биографии Максима Горького произошел переезд в США, затем в Италию, где он прожил до 1913 года. Даже там творчество Горького защищало революцию. Вернувшись в Россию, он останавливается в Петербурге. Тут Горький работает в издательствах, занимается общественной деятельностью. В 1921 году из-за обострившейся болезни, по настоянию Владимира Ленина, и разногласий с властью вновь уезжает за границу. В СССР писатель окончательно возвращается в октябре 1932 года.
Последние годы и смерть
На родине он продолжает активно заниматься писательством, выпускает газеты и журналы.
Умер Максим Горький 18 июня 1936 года в поселке Горки (Московская область) при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что причиной его смерти стало отравление и многие в этом обвиняли Сталина. Однако эта версия так и не подтвердилась.
Хронологическая таблица
Другие варианты биографии
- Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе
Интересные факты
- Отец писателя Максим Пешков свою жену Варвару Васильевну Каширину выкрал из родительского дома, молодые тайком обвенчались в церкви. За это отец Варвары грозился лишить её приданого и долгое время не общался с дочерью.
- посмотреть все интересные факты из жизни Горького
Тест по биографии
Пройдите наш тест – после этого вы намного лучше запомните краткую биографию Горького:
Оценка по биографии
Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку
Литературу — детям
В «Известиях» от 23 и 27 мая была напечатана статья «Литература — детям!» Автор этой статьи С.Маршак, талантливый и опытный работник в области литературы для детей, совершенно правильно придал заголовку и теме своей статьи характер требования, характер боевого лозунга.
Читать еще: Мистика в жизни известных писателей. Мистика Гоголя
Пред нами — факт, недопустимость коего совершенно очевидна: в государстве, где передовой отряд рабочего класса, хозяина и диктатора страны, отцы и матери — коммунисты, поглощённые строительством социалистического государства, развили и всё более развивают чудовищную, небывалую по силе напряжения энергию, — в этом государстве дело социалистического воспитания детей находится далеко ещё не на первом плане, как будто для этого дела, первостепенное и решающее значение которого совершенно ясно, у нас уже не хватает внимания, времени и творческой силы.
Мы обучаем ребят грамоте с семи-восьмилетнего возраста, но нашим детям нечего читать. Каждый год появляются сотни тысяч новых читателей, а книг для них нет. В любом колхозе, в любом рабочем посёлке, где только организуются детские очаги и ясли, возникает спрос на детскую книжку. Камчатка, Дальний Восток, Северный край требуют книг для дошкольников. Но что нам ответить далёким окраинам, когда и в Москве и в Ленинграде дети не имеют комплекта книг, существенно необходимого для их развития?
«Нет книг». Эти слова говорят не только о том, что написанные за 15 лет десятка два удачных книжек для детей младшего возраста издаются в ничтожном количестве экземпляров, — слова эти говорят о том, что у нас не создано, не написано для детей книг, которые должны способствовать развитию в малышах интереса и вкуса к знанию, должны облегчать им постижение школьной науки, знакомить их со старой действительностью, разрушенной отцами, с новой действительностью, которую создают отцы для детей. Речь идёт о настоятельной необходимости создать для детей новую, советскую, социалистическую популярно-научную и художественно яркую книгу. Дети должны быть более культурными и ещё более активными, чем их родители, основоположники нового мира. Не боясь больших слов, мы должны сказать, что наши дети должны воспитаться ещё более активными вождями мирового пролетариата. И для этого мы обязаны вооружать их с малых лет всею силой знаний, необходимых для сопротивления консерватизму старого быта, влиянию косной мещанской среды.
Буржуазная дореволюционная детская литература, независимо от её качества, давала детям кое-какие представления о мире: ребёнку младшего возраста это давалось в сказке и картинке, старшему — в оригинальной и переводной повести и рассказе. В детской библиотеке преобладала беллетристика, но было много и научно-популярной литературы — десятки книг по физике, астрономии, зоологии, сотни — по истории.
Наша задача осложняется тем, что мы можем взять из этого буржуазного наследия только очень немногое, гораздо меньше, чем взяла литература для взрослых: некоторые произведения классиков и мирового народного эпоса, — да и то в новых переводах и пересказах, — кое-что из научно-популярной литературы для старшего возраста («Жизнь растения» Тимирязева, «История свечи» Фарадея и т.д.).
Прежде всего наша книга о достижениях науки и техники должна не только давать конечные результаты человеческой мысли и опыта, но вводить читателя в самый процесс исследовательской работы, показывая постепенное преодоление трудностей и поиски верного метода.
Надо написать —и не одну, а несколько книг о том, что уже дали людям и что могут дать нам в условиях нашего социалистического строительства физика и химия.
Возможны и желательны также книги на более узкие и конкретные темы.
Такие темы часто открывают остроумные, оригинальные пути к трактовке серьёзного материала. Так задумана, например, книга «О роли лягушки в науке», предложенная одним из молодых учёных. Вот несколько примерных тем:
Книга о том, откуда взялась частная собственность и каким препятствием является она в наше время на пути развития человечества, как тормозит она свободу развития научной мысли.
Мастера, герои и боги. О том, как образы мастеров, героев труда, вполне реальные у народа, сделались отвлечёнными божествами у жрецов. Книга о священниках и жрецах.
Что такое белок?
Что такое философия? Книга эта должна дать на игре слов элементарное представление о технике мышления, рассказать о том, как создаются понятия.
Путешествие к центру земли. Книга по геологии с приложением раздвижного геологического глобуса.
Книга по физической географии с соответствующими разборными моделями.
Сопротивление материалов. Простейшие конструкции, при помощи которых ребёнок знакомится с сопротивлением материалов.
Значение пустоты в технике («Для чего — ничего?»). Мера и вес. Книга о том, какое значение имеет для людей точность измерения пространства, веса и времени. Результаты нарушения этой точности — столкновения поездов, невозможность замены частей машин, отравления людей ядами, содержащимися в лекарствах, и т.д. (Эта тема отчасти затронута в книге молодой писательницы Меркульевой «Фабрика точности»).
Читать еще: Что делают панки. Характерные черты личности
Книга о строении человека (с разборными моделями черепа, пищевода, желудка и т.д.).
Как человек стал великаном? Книга о том, как наука и техника удлинили наше зрение (телескоп, телевизия), слух (телефон, радио), ноги (современные способы передвижения), руки (управление на расстоянии) и т.д.
Большим разделом в области детской книги должна быть история культуры. Мы не имеем в виду связного и последовательного курса учебного характера. Это должна быть серия книг и альбомов на самые разнообразные темы, относящиеся к истории различных видов труда и истории вещей (история плуга, корабля, ткацкого станка и т.д.).
Наряду с этим надо дать детям сводку современных научных представлений о мире, нечто вроде книги Уоллеса «Место человека во вселенной».
Мы должны добиться того, чтобы лучшие писатели и художники дали нам книги и альбомы, посвящённые народам мира. О народах СССР лучше всего могут рассказать краеведы и участники многочисленных экспедиций, разбросанных по территории всего Союза. Они покажут нам национальный быт в процессе изменения и развития. Такие книги явятся очень важными документами эпохи.
Не надо думать, что все без исключения детские книжки должны давать познавательный материал. Наша книга должна быть не дидактической, не грубо тенденциозной. Она должна говорить языком образов, должна быть художественной. Нам нужна и весёлая, забавная книжка, развивающая в ребёнке чувство юмора. Надо создать новые юмористические персонажи, которые явились бы героями целых серий книжек для детей.
Дошкольникам нужны простые и в то же время отмеченные высоким художественным мастерством стихи, которые давали бы материал для игры, считалки, дразнилки. Наряду со стихами современных мастеров детской книги необходимо издать несколько сборников, составленных из лучших образцов фольклора.
Всех нужд детской литературы не перечислишь.
Русской дореволюционной литературе было около 150 лет. Советская книга для детей ровно в десять раз моложе — ей всего 15 лет. Она ещё не успела накопить достаточного выбора книг по всем многочисленным вопросам, интересующим ребёнка в процессе его знакомства с миром.
Но мы должны принять самые решительные меры, чтобы в кратчайший срок снабдить нашего ребёнка литературой, необходимой для его культурного роста.
Этого возможно достичь путём искусного и бережного отбора наиболее ценных книг из мировой и советской литературы, как общей, так и детской, а также путём собирания и привлечения широких кадров писателей, учёных и художников.
1. Такая задача может быть по силам только специальному издательству, посвящённому детской литературе, — Детиздату.
2. Это издательство должно быть обеспечено компетентными и преданными делу людьми, а также достаточной материальной базой.
3. Необходимо выделить для нужд издательства фабрику, вырабатывающую пригодные для детской художественной книжки сорта бумаги и картона, а также организовать при издательстве хорошо оборудованную типографию и мастерскую наглядных пособий.
Пора поставить вопрос о детской литературе широко и серьёзно, так, как ставятся у нас, в Стране Советов, все крупные вопросы, требующие неотложного разрешения.
ПРИМЕЧАНИЯ
ЛИТЕРАТУРУ — ДЕТЯМ
с т а т ь я
Впервые напечатано одновременно в газетах «Правда», 1933, номер 159 от 11 июня, и «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1933, номер 147 от 11 июня.
В статье «Литературу — детям» М.Горький вскрыл существенные недостатки детской литературы и издания её в двадцатых — тридцатых годах. 9 сентября 1933 года ЦК ВКП(б) вынес постановление об организации Издательства детской литературы. В постановлении говорилось:
«Недостатки детской книги, отмеченные в ряде решений ЦК ВКП(б), остаются до сих пор неустранёнными.
Основными недостатками детской книги продолжают оставаться игнорирование специфических запросов детей, трафаретность и схематизм изложения, отсутствие переизданий классической детской литературы, упрощенчество, а часто халтура и невежество в литературном изложении и художественном оформлении детских книг. Лучшие книги, созданные за последнее время, ещё не стали ведущими во всей детской литературе.
В целях объединения сил (писателей, художников, педагогов) и ликвидации существующих недостатков в работе по созданию, распространению и использованию детской книги ЦК ВКП(б) постановляет:
- Сконцентрировать издание детской книги в специальном детском издательстве, для чего организовать в Москве в системе Огиза «Детгиз» на базе выделенных детских секторов издательств «Молодая гвардия» и школьного сектора Гихла.
- Детгиз должен добиться решительного перелома в издании детской книги в соответствии с неоднократными решениями ЦК (от 29/ХII 31 г. и др.). Создать ряд книг, которые, соединяя увлекательность и доступность изложения с принципиальной выдержанностью и высоким идейным уровнем., прививали бы детям интерес к борьбе и строительству рабочего класса и партии, в частности, создать серию книг для пионеров, переиздать лучшие книги мировой детской литературы (Робинзон Крузо, Путешествия Гулливера, Жюль Верна и др.), в особенности имеющие общеобразовательное значение. Создать ряд книг развлекательных, в первую очередь для младшего возраста (сказки, игры, шарады и т.п.). При этом решительно улучшить оформление книги, искореняя халтуру и формалистические выкрутасы. К изданию детской литературы Детгиз должен привлечь лучших писателей (и не только детских), художников, педагогов, работников пионердвижения. Не гоняясь за количеством названий, отказаться от издания детской книги тиражом менее 20.000, стараясь давать только проверенную книгу в подлинно массовом тираже», (сб. «Решения партии о печати», Политиздат при ЦК ВКП(б), 1941, стр.158-159).
Статья «Литературу — детям» в сокращённой редакции включалась во все издания сборника статей М.Горького «О литературе».
Печатается по тексту второго издания указанного сборника, сверенному с рукописью и авторизованными машинописями (Архив А.М.Горького).
Творчество М. Горького для детей
Творчеству М. Горького в детской литературе принадлежит особое место. Очень велик его вклад в ее развитие, и оценивается этот вклад не только его произведениями, но и тем пристальным вниманием, которое он уделял детской литературе, начиная со своих первых публикационных опытов. Уже в первых своих газетных статьях Горький требовал обязательного изучения в школе лучших образцов литературы.
В 1910 г. в послании международному конгрессу семейного воспитания он формулирует требования к воспитанию детей. В 1917 г. на заседании Лиги социального воспитания — остановился на целях воспитания:
1. насыщение человека знаниями о мире и о нем самом;
2. формирование характера и воли;
3. развитие способностей.
Горький ратует за радостное детство и за воспитание такого человека, для которого жизнь и труд — наслаждение, а не подвиг. Воспитание такого человека писатель связывает с ростом культуры и даже выдвигает тезис: «Охрана детей — охрана культуры». Основой культуры народа Горький считал язык, поэтому считал: приобщение детей к народному языку — одна из важнейших задач воспитания. Говоря о литературе для детей, Горький утверждал: «Ей нужны не ремесленники, а художники; поэзия — а не суррогат поэзии. Она не должна быть придатком литературы для взрослых».
Защищал развлекательную литературу для детей, ведь ребенок познает мир через игру. Он играет и словом, и таким образом учитываются тонкости родного языка. Поэтому детская книга должна учитывать требования детей в увлекательном, захватывающем чтении.
Горький призывал издателей тщательно отбирать для детей наиболее ценные книги мировой и отечественной литературы, привлекать к детской литературе серьезных писателей, ученых, художников. Он много работал с начинающими писателями, и некоторые под его влиянием обратились к детской литературе. Горький советовал им читать народные сказки. В план изданий детских книг он рекомендовал включать былины, греческие мифы, скандинавский эпос, сказки из «1001 ночи».
Писатель рассуждал о том, каким должен быть образ героя в детских книгах, говорил о том, что стоит несколько преувеличивать как хорошие, так и плохие его черты. Он говорил: в книгах для младшего возраста уместнее раскрывать характер героя через его поступки, а детям постарше — показывать становление характера.
По инициативе Горького возник первый революционный детский журнал «Северное сияние».
Рассказы Горького для детей публиковались и до революции. Некоторые из них печатались в сборниках «Знание», которые пользовались большой популярностью в демократической среде.
Сказки Горького: «Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой», «Про Иванушку-дурачка».
Сборник «Елка» — задуман был книжкой веселой. В его сказке «Самовар» нет проповеди, но нравоучение содержится. Оно обличено в забавную форму, так что легко воспринимается читателем.
Общественные идеи и творческие принципы Горького оказали сильнейшие развитие детской литературы.
77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источники:
http://obrazovaka.ru/alpha/g/gorkij-maksim-gorky-maxim
http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/articles/article-60.htm
http://studopedia.ru/3_37867_tvorchestvo-m-gorkogo-dlya-detey.html