Картины природы в музыке, живописи и поэзии. Осень

Цель: Раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи, музыки.

Задачи образовательные:

    обогатить словарный запас учащихся;
  • учить детей получать радость от общения с искусством;
  • показать тесную связь, близость искусства слова, живописи и музыки;
  • учить детей рассматривать репродукции картин, слушать музыку, обращая внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами.

Задачи развивающие: развивать чувственное восприятие, творческую фантазию и воображение;

  • развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения.
  • Задачи воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, любовь к произведениям искусства;

  • воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
  • “Есть в осени первоначальной”

    “Несжатая полоса”, “Славная осень”

    “Нивы сжаты. Рощи голы”

    “На севере диком стоит одиноко”

    “Осень наступила, высохли цветы”

    “Кроет уж лист золотой”

    “Осень обсыпается весь наш бедный сад”, “Осень”

    Музыкальное произведение: П.И. Чайковский из цикла “Времена года” — “Октябрь. Осенняя песня”.

    Репродукция картины: И.И. Левитан “Золотая осень”.

    Оборудование:

      магнитофон,
    • фонохрестоматия;
    • портреты: русских поэтов, художника — И.И. Левитана, композитора — П.И. Чайковского;
    • репродукция картины;
    • мультимедийный проектор, слайды;
    • сборники стихов.

    На протяжении нескольких уроков мы знакомились с произведениями русских поэтов и писателей, а сегодня, мы обобщим наши знания и узнаем, что не только в поэзии, но и в живописи, музыке предоставлено прекрасное время года, какое…? Отгадайте загадку:

    Грачи улетели. Леса пожелтели.
    Одни зеленеют лишь сосны, да ели.
    Дни стали короче, длинней стали ночи.
    Кто скажет, кто знает,
    Когда такое бывает?

    Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина “Цветок”.

    Учитель: Русские поэты писали свои стихи о Родине, родной природе, крестьянской доле. Читая эти стихи, вы все больше и больше, будете узнавать о том, как горячо любили русские поэты свою Родину, какие прекрасные посвящали ей стихи. Свое поэтическое мастерство они отдали на служение народу.

    Дорогие ребята! Я приглашаю вас в удивительное путешествие. Мы узнаем, как в произведениях русских поэтов, художников и композиторов представлено прекрасное время года – осень. А помогут нам совершить путешествие страницы устного журнала.

    1 страница нашего журнала называется ОСЕНЬ В ПОЭЗИИ .

    Учитель: Сегодня мы будем читать стихи об одном из самых красивых и любимых многими поэтами времени года – ОСЕНИ.

    Какая бывает осень?

    1 ученик: Есть две осени. Одна золотая осень – радостная пышно убранная, богатая урожаем,

    любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской.

    2 ученик: Вторая осень поздняя – она вызывает у человека чувства торжественного и величавого. Оно кроется в уверенной надежде человека в том, что нескончаем свет солнца, что природа вечно жива, а ее увяданье – придает природе особенную красоту.

    Дети читают стихи русских поэтов — Ф.Тютчева, Н.А.Некрасова, С.Есенина, М.Ю.Лермонтова, А.Н.Плещеева, А.Майкова, А.А.Фета, А.К.Толстого, И.Бунина из сборников стихов и наизусть.

    2 страница нашего журнала посвящена великому русскому поэту А.С. ПУШКИНУ .

    Ученица рассказывает о творчестве А.С. Пушкина.

    Дети читают стихи А.С. Пушкина.

    3 страница нашего журнала – КРАСКИ ОСЕНИ .

    Учитель: Поэты пишут свои стихи словами, выражая свои чувства, любовь к Родине, природе, а художники создают свои картины красками.

    Знакомство с картиной И.И. Левитана “Золотая осень” .

    Учитель: Посмотрите на картину Исаака Ильича

    Левитана “Золотая осень”. Это произведение может быть названо одним из самых поэтических русских пейзажей XIX века. Создавая эту картину, художник подстерег особенно трогательную минуту нашей природы – светлый канон осени.

    • К какому жанру относится эта картина? (пейзаж)
    • Какой колорит картины? (холодный или тёплый) Почему?
    • Что вы видите на картине? (мы видим на картине опавшие листья, реку, березки, солнце, багряную траву)

    Учитель: Березки с тонкими стройными стволами (на левом берегу) сплошь покрыты золотистой листвой. Среди деревьев течет тихий, прозрачный ручей, в котором отражается небо, облака, травы. Золотые кроны деревьев ослепительно блестят, купаются в темных лучах солнца. Тени наливаются синевой и прохладой. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Все предметы, вся природа пронизана ожиданием. Это состояние ожидания по-своему выражают деревья в безветренную погоду. Мы невольно слышим шелест листьев.

    • Какие краски использовал пейзажист, чтобы воссоздать осень? (желтые, красные, багряные, голубой, розовый)

    Учитель: Красота осеннего дня передана с помощью цвета, цветовой гаммы. Контраст холодных тонов голубовато-синей воды с золотистой окраской берез и травы усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной. Яркими красками играет красновато-розовый куст на темном фоне реки. Усиливают впечатление воздушности пейзажа и розоватые легкие облака, которые плывут по нежно-голубому небу.

    • Какие чувства она вызывает? (ответы детей)

    Учитель: С помощью цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

    Осенние краски ласкают глаз, заставляют забывать, что эта красота мимолетна. Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд. К этому пейзажу Левитана ничего нельзя прибавить, и ничего нельзя отнять. Никогда еще прежде И.Левитан не находил в природе такой красоты. Целомудренная, нетронутая красота осени, трогательная чистота пробуждают творческое настроение. Можно часами любоваться этой картиной: от нее веет простором, покоем, любовью.

    4 страница нашего журнала – ЗВУКИ ОСЕНИ .

    Учитель: Свою любовь к русской природе композиторы выражают с помощью музыкальных звуков.

    П.И. Чайковский – великий русский композитор. Он написал музыкальное произведение “Времена года”, в котором выразил свою любовь к русской природе. В этом произведении представлены все 4 времени года. 12 фортепианных пьес цикла соответствуют 12 месяцам.

    Мы сегодня с вами откроем этот альбом “Времена года” на осенней страничке, и услышим пьесу “Октябрь”, которую композитор назвал “Осенней песней”. Осень была одним из любимых времён года композитора.

    Обратите внимание:

    • Какой характер музыки?
    • Какие картины осени вы представите, слушая это произведение?

    Слушание музыки. П.И.Чайковский “Времена года” — “Октябрь. Осенняя песня”

    • Какой характер музыки? (лирический, напевный, грустный, спокойный, заунывный, задумчивый)
    • Какие картины осени вы представили, слушая это произведение?

    Учитель: Пётр Ильич Чайковский в своем произведении передал тишину осени, задумчивость природы. Октябрь, середина осени. Это не ранняя, пышно убранная и нарядная осень, а другая – с опадающей листвой, унылая, грустная с тихим плачем осеннего дождя.

    Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной. Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на увядающую осеннюю природу.

    Читать еще:  Прозаические произведения.

    Поэты, художники и композиторы, используя различные средства выразительности — слово, краски, звуки, воспевали красоту, выражали свою любовь к Родине, природе.

    Обобщение урока.

    Учитель: Итак, сегодня мы с вами совершили путешествие.

    • Какие страницы журнала мы пролистали? (поэзия, А.С. Пушкин, живопись, музыка)
    • Какие стихотворения вы прочитали? Кто их написал?
    • Всегда ли стихи об осени вызывали радостное настроение? Почему?
    • Назовите художника и картину, в которой представлено время года – осень.
    • Кто написал музыкальное произведение “Времена года”? Как называется пьеса, которую мы прослушали?
    • Что объединяет произведения поэтов, художников, композиторов?
    • Что мы узнали нового на уроке?

    И завершаю я наш урок словами Н. Никитина:

    “Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир”. .

    Литература:

    1. Репродукция картины взята на сайте «Art-каталог живопись и графика — картины — Государственная Третьяковская галерея, Москва.htm»

    Каталог статей

    Конспект образовательной деятельности

    «Природа осени в музыке, живописи, поэзии»

    Тип образовательной деятельности: интегрированное.

    Цель:
    • Закрепление понятия о возможности передачи образов осени в различных видах искусства;

    Задачи.

    Образовательные:

    • Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки и передавать настроение, характер музыки в пении, движении, танце.

    • Закреплять представления об изменениях, происходящих осенью в природе;
    • Обобщать представления о пейзажной живописи, поэзии и музыки, произведениях великих русских художников, поэтов и композиторов на осеннюю тематику;
    Развивающие:
    • Продолжать развивать творческую активность детей в музыкальной исполнительской деятельности: игра на музыкальных инструментах.

    • Развивать воображение, фантазию, умение активно воплощать свой творческий замысел в музыкальных импровизациях;

    • Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии;

    Воспитательные:

    • Воспитывать познавательный интерес, эстетический вкус, чуткость к восприятию красоты окружающего мира;

    Виды детской деятельности. Коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, музыкально-художественная.

    Зрительный ряд: Репродукция картин И. Левитана «Золотая осень», «В.Д. Поленов «Золотая осень», Остроухов И. С. «Осень», А.Е. Косничев «Поздняя осень».

    Музыкальный ряд: А. Вивальди «Осень», Ю. Весняк песня «Осень», И. Картушина «Танец осенних листочков», музыкальный танец.

    Литературный ряд: Стихи об осени А. Пушкина, К. Бальмонта. И. Бунина, Н. Некрасова, А. Плещеева.

    Предварительная работа:

    — Чтение и заучивание стихов на осеннюю тематику, заучивание песен и танцев.

    — Индивидуальная работа с детьми.

    — Наблюдение за осенними явлениями в природе.

    — Слушание музыкальных произведений , и проведение бесед о времени года осень.

    — Рассматривание репродукций русских художников.

    Планируемый результат.

    Закрепление понятия о возможностях передачи образов осени в различных видах искусства.

    Материал и оборудование к занятию.

    — Музыкальный зал оформлен в виде осеннего леса.

    — Выставка рисунков на осеннюю тематику.

    -Листочки для импровизации танца.

    — Музыкальные инструменты. (металлофоны, колокольчики, бумага, треугольники)

    — Мультимедийная аппаратура, ноутбук.

    — Цветная бумага, клей, картон, ножницы.

    Ход занятия

    Ребёнок:

    Станем рядышком, по кругу,
    Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
    Нам здороваться ни лень:
    Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
    Если каждый улыбнётся –
    Утро доброе начнётся.

    Ведущая:

    Здравствуйте. Я желаю вам ребята и нашим гостям хорошего настроения на целый день.

    Подарило солнце лесу свой подарок:

    Пробежал по кронам лучик не простой-

    Лес преобразился, праздничен и ярок

    Засверкал осенней, жаркой красотой.

    Заплела берёзка косы золотые,

    В жёлтых сарафанах липы встали в ряд,

    Ивы в реку смотрят, солнцем залитые,

    И бордовый клёну так к лицу наряд.

    Раскраснелся в листьях солнышка румянец,

    Зашумел, красуясь, многоцветный лес,

    Засветился в кронах тёплых красок ярких.

    Осень золотая – чудо из чудес!

    Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

    Ребята, а вы хотите совершить осеннее путешествие?

    Тогда отправляемся на прогулку в осенний лес. Мы по лесу вместе сегодня пойдём, Красавицу – Осень, конечно найдём. Пойдем по тропинке и посмотрим вокруг, полюбуемся красотой.

    В лес отправимся гулять
    (под марш ходьба по залу обычной ходьбой)
    По извилистым тропинкам

    Потихоньку мы пойдем.
    Может быть, и под листочком
    Сыроежку мы найдем.
    (ходьба «змейкой» между листьями, лежащими на полу)
    На носочки встали,
    По дорожкам поскакали.
    (под музыку бег поскоками вокруг зала)

    И на каблучках пойдем,
    Через лужи перейдем.

    (ходьба на пяточках)
    Лес осенний увидали
    И к нему все побежали
    (под музыку легкий бег на носочках)
    Праздник осенью в лесу —
    И светло и весело. Вот какие украшенья
    Осень здесь развесила.

    Ведущая:

    Осень бывает разная. Одна — осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая — грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут в России поздней осенью. А ещё у осени бывает разное настроение. Настроение осени можно выразить музыкой, стихами, живописью.

    Илюша расскажет стихотворение Ивана Бунина « Листопад»

    Ячевская Ригина расскажет стихотворение Федора Тютчева

    Какое настроение передано в этом стихотворении? ( Радостное, весёлое)

    Почему?( Потому что деревья стоят в разноцветном наряде, мы радуемся красотой осени)

    Какая осень описывается в этом стихотворении?

    А сейчас мы с вами попробуем показать настроение золотой осени в движениях под песенку «Листик жёлтый

    Ну а мы продолжим своё осеннее путешествие. Присядем на коврик. (дети располагаются на ковре)

    Ребята, а теперь посмотрим, какую осень изображали русские художники (И. Левитан, В.Д. Поленов, И.С. Остроухов) в своих картинах. (просмотр слайд-шоу)

    Вопросы к слайдам:

    Ребята посмотрите, какая осень изображена на этой картине?

    Ребята, а вот эта картина вам нравится?

    Какие краски использовал художник?

    Какое настроение хотел передать художник?

    Какая осень изображена на этой картине? Ответы детей: Золотая, багряная, лиловая, разноцветная.

    Какое настроение передал художник в своём произведении? ( радостное) Какие краски использовал художник для передачи радостного настроения?

    Ребята, слышите? Это звуки знакомой чудесной мелодии. (дети слушают)

    Кто скажет, что это звучит? (пьеса Антонио Вивальди «Осень») Какое настроение у этой мелодии? (Певучее, напевное, радостное, плавное)

    Как она меняется?

    Ведущая:

    Настроение осени можно выразить не только звуками музыки, но и цветом. Ребята, давайте встанем, и посмотрим, сколько у нас листочков на поляне. Какие они по цвету? (ответы). Давайте возьмём по два литочка и передадим своё осеннее настроение в танце. (дети встают в круг)

    Читать еще:  Что написал карамзин. Карамзин николай михайлович

    Молодцы ребята. А теперь давайте подбросим листочки вверх. Что с ними происходит? . Как это можно назвать?

    Осень: (входит )Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам друзья.

    Осень: (ходит по залу)

    В золотой карете,

    Что с конём игривым,

    По лесам и нивам.

    Ярко – жёлтым цветом

    Осень: (останавливается около сундука)

    Ой, ребята, посмотрите

    Сундучок какой стоит!

    Кто же нам его оставил?

    Что там, в сундучке лежит?

    Не пора ль его открыть? (Пытается открыть) .

    Ничего не получается…

    Сундучок не открывается!

    Всем хочу вопрос задать

    И загадки загадать!

    Тогда и сундучок откроется!

    Тучи нагоняет,
    Воет, задувает.
    По свету рыщет,
    Поет да свищет.

    На дороге — вот дела! —

    Кто наступить захочет,

    Тот ноги все промочит.
    (Лужи)

    Кто всю ночь по крыше бьёт
    Да постукивает,
    И бормочет, и поёт, убаюкивает?

    Осень: Какой бывает дождь? ( тёплым, грибным, а осенью-холодным, моросящим) Молодцы!

    А теперь внимание!

    Всех прошу закрыть глаза

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Глазки можно открывать!

    Крышку сундучок открыл!

    Что же он нам подарил? показывает им

    Осень:

    А какими инструментами можно передать шум ветра, моросящий дождика?

    А теперь присядьте и

    Осень: Молодцы!

    Ведущий:

    А мы можем изобразить осеннюю погоду.

    Понравилось ли тебе осень?

    Ведущий: Да наше осеннее настроение стало теперь совершенно другое. Осень предстала перед нами серой, унылой, грустной, с тихим плачем дождя и нотками тоски. А теперь послушайте музыкальное произведение Ю. Весняка «Осенний вальс».

    Что вы представили под эту музыку?

    Какой характер мелодии передаётся в этом произведении?

    Характер музыки передаётся в стихотворении, которое расскажет нам

    Кристина: А.С Пушкин « Уж небо осенью дышало»

    Осень:

    Ребята, я увидела, что вы много обо мне знаете.

    Ведущая:

    Осень, но это ещё не всё, ребята для тебя приготовили сюрприз.

    Осень: Интересно, что же это?

    Ведущая: Подожди немножко и увидишь.

    Осень: Какая прелесть? Большое спасибо вам ребята! Повеселили меня, порадовали. Но для вам я приготовила тоже сюрприз. ( отдаёт сладкий пирог)

    Возвращаться мне пора. До свиданье детвора!

    Ведущая: Ребята, сегодня мы с вами увидели и почувствовали, что осень может вызывать разное настроение. Чем же выражали своё настроение композиторы- (музыкой), художники- (красками) и поэты- (стихами)? Молодцы!

    Ребята, вам понравилось наше осеннее путешествие? Что для вас было самым интересным?

    В заключении нашего путешествия я вам предлагаю крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся и исполним танец «Дружбы».

    А нам пора прощаться с нашими гостями! Если вам понравилось осеннее путешествие то на память возьмите себе желтые листочки, если нет- коричневые.

    Используемая литература:

    1. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. Подготовительная к школе группа». Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2002г.
    2. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Праздники и развлечения в детском саду, методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей», для работы с детьми 3-7 лет, «Мозаика-Синтез», Москва 2008г.
    3. Е.А. Алябьева «Природа» Сказки и игры для детей, Творческий центр «Сфера», Москва 2012г.
    4. О.П. Радынова Музыкаьные шедевры: Природа и музыка.-М.: ТЦ Сфера, 2009г.

    5. Музыкальный руководитель. Иллюстрированный методический журнал

    АВТОМИР

    Картины природы в музыке, живописи и поэзии. Осень

    Викторина «Образ осени в искусстве» для 6 класса. Цель мероприятия: обратить внимание обучающихся на красоту природы и её образ в музыке, живописи и поэзии; развивать творческие, эстетические качества обучающихся; формировать навыки коммуникативности, культурного общения в микросоциуме.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    1. Ведущий- учитель искусства.

    1 конкурс: «Эмблема осени».

    3 конкурс: «Листопад».

    Предварительный просмотр:

    Викторина «Образ осени в искусстве» для 6-х классов.

    Цели викторины: развивать познавательную, творческую деятельность обучающихся; формировать навыки культурного общения в микросоциуме, уважения к партнёрам и соперникам по игре; показать многообразие образов осени в разных видах искусства на примерах отечественного искусства- музыки, поэзии и живописи.

    1. Играют 2 команды 6-х классов по 5 человек.
    2. Отвечающая команда получает за ответ баллы, от 1 до 5. Болельщик, отвечая на вопросы ведущего, получает 1 балл («осенний листочек»), который зачислится команде.
    3. Конкурсы оцениваются по 5-балльной системе.
    4. Время подготовки 1-3 конкурсов- 4 минуты; 4 конкурс- блиц-опрос (учитывается скорость и верность ответа).
    5. Жюри викторины- 3 человека (социальный педагог, 2 старшеклассника, школьный библиотекарь); помощник -1 человек, записывающий результаты каждого конкурса на ватмане, раздающий «осенние листочки» отвечающим болельщикам (после конкурсов они прикрепятся к ватману, их количество поможет командам в получении дополнительных баллов).
    6. Ведущий- учитель искусства.
    7. В конце викторины- просмотр презентации об осени в живописи.

    Оборудование: ПК, презентация картин об осени, выставка литературных произведений об отечественных художниках, писавших картины осени, сборников стихотворений русских поэтов, музыкальный центр, фортепиано, на столах участников-листы для записей, для изображения эмблемы и названия команды, фломастеры, цветные карандаши, краски.

    Ход викторины. – Ребята, осени посвящено много произведений искусства, ведь это необычное, очень интересное время года. Мы сегодня поговорим о разных видах и жанрах искусства, где есть образы осени. Участники игры в командах будут отвечать на вопросы, а мы будем их слушать, и, как водится, болельщики будут помогать игрокам. Вот так в процессе викторины все получат и удовольствие, и новые знания, а также проверят уровень своей эрудиции. А пока библиотекарь нашей школы расскажет вам о выставке книг об искусстве, об отечественных художниках. (Беседа).

    А теперь- оглашение целей и правил викторины.(указаны выше).

    1 конкурс: «Эмблема осени». Задание: выбрать капитана, название команды, нарисовать эмблему, соответствующую нашей теме. Оценивается эстетическое оформление, содержание, символика, объём выполненной за отведённое время работы. Ответы представляют капитаны. Для выполнения заданий на столах есть всё необходимое, приступайте.

    Во время работы команд ведущий общается с болельщиками, стараясь не мешать игрокам команд. Вопрос болельщикам: Ребята, осень замечательное время года. Согласны? Ответьте на вопрос: в каких видах искусства есть образы осени? (в поэзии, музыке, живописи, графике, аппликации, декоративно-прикладном творчестве…). Приведите примеры произведений искусства об осени (…). Проверка 1 задания. Итоги.

    Читать еще:  Кто жил в крыму до 9 века. Чехи и эстонцы

    2 конкурс: «Осенняя мелодия». Задание: составить список из 5 современных песен, где поётся об осени или упоминается о ней.

    Затем каждая команда, посовещавшись, должна выбрать песню об осени и 1 куплет спеть слаженно, артистично, стараясь правильно интонировать, соблюдать ритмические особенности песни.

    Вопрос болельщикам: Для чего люди создают песни, стихи, картины об осени? (…) Какими словами описывают осень? (…) Проверка 2 задания. Итоги.

    3 конкурс: «Листопад». Задание: напишите на листах названия 3-х отечественных классических музыкальных произведений разных жанров (сюиты, кантаты, балеты, инструментальные пьесы и др., в которых есть образ осени, 3-х картин отечественных художников и 3-х литературных произведений в прозе, посвящённых осени.

    Вопрос болельщикам: Какими музыкальными инструментами лучше всего, по-вашему, можно передать образы осени и почему? (…) Какими красками, тонами можно передать образ осени?(…) Проверка 4 конкурса. Итоги.

    4 конкурс: «Очей очарованье». В этом конкурсе 12 вопросов. Думать и отвечать надо быстро, но при этом правильно. За правильный и скорый ответ-1 балл; если самый первый ответ чьей-то команды не будет верным, то при «переходящем ответе (ходе)» следующая отвечающая команда получит уже не 1 балл, а 0,5 балла. Шансы на хорошие результаты есть у всех. Итак, вопросы!

    1 .Продолжите поговорку «Осень -запасиха, зима-…» (подбериха). 2 .Продолжите поговорку «Дождливое лето хуже…» (осени). 3. Назовите русского композитора 19 века, у которого в цикле пьес есть пьесы с названиями «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» (…) (П.Чайковский). 4 .Кто автор стихотворения, в котором есть строки « Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…» (А.С.Пушкин).

    5 .В каком произведении Д.Н.Мамина-Сибиряка описывается птица, которая осенью не могла улететь на юг? («Серая шейка»).

    6. Продолжите стихотворение: «Поздняя осень. Грачи улетели…», и назовите автора (Н.А.Некрасов, «Несжатая полоса»).

    7. Что объединяет художников И.Левитана, И.Остроухова, В.Поленова, И.Бродского, И.Шишкина? (у них есть картины с названием «Золотая осень»).

    9. Какие строки я пропустила в стихотворении А.С.Пушкина «Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю…., в багрец и золото одетые леса…» (я пышное природы увяданье).

    11 .Продолжите пословицу: в осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, …(сверху льёт и снизу метёт).

    12. Какие строки ст-я А.С.Пушкина я пропустила: «Уж небо осенью дышало, …короче становился день.» («уж реже солнышко блистало»).

    Ну что же, ребята, давайте подводить итоги. Болельщики, подойдите к листу с результатами и свои «осенние листочки» прикрепите внизу, где баллы вашей команды. Жюри подсчитает «листочки», сложит с заработанными в викторине баллами и выведет счет у каждой команды. А пока жюри считает баллы и готовит грамоту победителям, посмотрите презентацию об осени в живописи, послушайте пьесу П.Чайковского «Октябрь». (Просмотр).

    Итак, кто же победитель. Команда …….награждается грамотой за победу в викторине «Образ осени в искусстве». Молодцы! Вам понравилось мероприятие?(…) Что вам запомнилось?(…) Ребята, впереди ещё много конкурсов, участвуйте в них, учитесь сотрудничать, общаться на позитивной основе, повышайте уровень своей эрудиции! Всем здоровья, удач! До новых встреч!

    Познавательные задачи: Расширять и обогащать знания детей об осенней поре средствами различных видов искусств (поэзии, живописи, музыки). Путём сравнения показать детям, как деятели искусства по-разному передают образ осени. Учить понимать чувства, переданные художниками, композиторами, поэтами в своих произведениях.

    Развивающие задачи: Развивать умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе, используя разнообразные виды детской деятельности (изобразительные средства, ритмопластика, аранжировка музыкальных произведений).

    Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной природе, искусству, развивать творческие способности детей, расширять их кругозор.

    Словарная работа: Пейзаж, листья, как золотые монетки, отражение в воде.

    В данной интегрированной образовательной деятельности используются инновации, которые соответствуют требованиям ФГОС ОО. Образовательная деятельность направлена на развитие следующих качеств:

    • личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование интеллектуальных умений;
    • регулятивные: умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;
    • коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении творческих заданий, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практики;
    • познавательные: умение определить понятие «Золотая осень», выбор основания для сравнения способов отражения осени в произведениях разных видов искусств.

    Планируемые результаты: Закрепляется умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе, используя разнообразные виды детской деятельности. Систематизируют знания об осенней поре; ИКТ – использование планшета mimio; закрепят навыки использования изобразительных средств, реализация творческих задатков в ритмопластике, аранжировке музыкальных произведений. Формируется креативное мышление, воображение, развиваются эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка.

    • Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, -М.: Мозаика-Синтез, 2005;
    • Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки», Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2004;
    • Программа по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста И. Лыковой «Цветные ладошки», -М.: «Карапуз-дидактика» – Творческий центр СФЕРА, 2009

    Предварительная работа с воспитанниками: Прогулки с детьми и их родителями осенью в парк. Прослушивание произведений П.И. Чайковского «Осенняя песнь», ритмопластическая импровизация «Берёзки»; рассматривание пейзажной картины «Золотая осень» Исаака Ильича Левитана; разучивание стихов, чтение рассказов русских поэтов и писателей о природе (Ивана Алексеевича Бунина «Лес, точно терем расписной», Алексея Константиновича Толстого «Осень! Осыпается весь наш бедный сад»), знакомство с приметами осени. Совместное с родителями изготовление наглядного материала для занятия

    Дидактическое обеспечение: Мультимедиа; аудиозапись пьесы П.И. Чайковского; детские музыкальные инструменты на одну подгруппу детей; репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»; тонированная бумага для рисования, краски, восковые мелки, карточки синих, розоватых, фиолетовых оттенков цвета на каждого ребёнка; подготовленные ранее на занятиях по рисованию карточки-пиктограммы с символичным изображением частей пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь»; макеты лесных деревьев

    Методические приёмы : Постановка цели занятия, проблемных вопросов, рассматривание картин, прослушивание музыкальных произведений, обобщающий рассказ педагога; аранжировка пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь», музыкально-пластическая импровизация на музыку П.И. Чайковского; релаксация, арттерапия, звукоимитация; создание цветовых композиций к произведению, графическое изображение музыки, использование пиктограмм, инсценирование поэтических и музыкальных произведений, совместная деятельность детей и родителей

    1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:М-Синтез, 2012.
    2. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки», подготовительная к школе группа, Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2004, стр. 9, 10;
    3. Программа по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста И. Лыковой «Цветные ладошки», подготовительная к школе группа -М.: «Карапуз-дидактика» – Творческий центр СФЕРА, 2009, с. 56
    4. «Слушаем музыку» О. Радынова, старшая группа, с. 145

    Ход занятия

    Этап занятия, интеграция образовательных областей, время

    Источники:

    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/511740/
    http://kurteremok-ds.ucoz.ru/publ/priroda_oseni_v_muzyke_zhivopisi_poehzii/1-1-0-12
    http://kukli.ru/kartiny-prirody-v-muzyke-zhivopisi-i-poezii-osen/

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    android
    Добавить комментарий