Тест по пословицам. Толкование пословиц

Цель: исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, уровень развития речевых процессов.

Материалы: набор пословиц и метафор.

Ход выполнения и интерпретация: испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный переносный смысл.

Буквальное истолкование фразы, либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта, свидетельствует о низком уровне общения. Результаты можно оценить с помощью таблицы.

Оценка в баллах

Количество пра­вильных ответов

Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированное™ ассоциативных процессов и гибкости мышления.

Методику можно применять как при исследовании подростков, юношей, так и взрослых.

Варианты предъявляемых пословиц. 1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все о золото, что блестит. 5. Лес рубят — щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься -люби и саночки возить. 9. Что посеешь, то и пожнешь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь — дальше будешь. 15. Взялся за гуж — не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь — один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26. Кишка тонка. 27. Два сапога — пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой — враг мой. 31. Заставь дурака богу молиться — лоб расшибет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес — больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягоды.

Методика «Толкование пословиц»

Шкала: уровень развития абстрактного мышления

Назначение теста: диагностика уровня развития абстрактного мышления

Инструкция. Вам предложены 10 пословиц. Вам необходимо своими словами передать смысл данных пословиц.

Обработка результатов теста

Буквальное толкование пословиц – испытуемый своими словами пересказывает пословицу: 1 балл.

Ситуативное толкование пословиц – подбор конкретных жизненных ситуаций под ту или иную пословицу: 2 балла.

Абстрактное толкование пословиц – толкование не содержит указание на конкретные жизненные ситуации, это – общий смысл пословицы: 3 балла.

Читать еще:  Что такое сказ. Сказ как жанр детской литературы

Интерпретация результатов теста

• 1-10 баллов – низкий уровень развития абстрактного мышления,
• 11-20 – средний уровень развития абстрактного мышления,
• 21-30 – высокий уровень развития абстрактного мышления.

1.4. Методика «Тип мышления» (методика определения типа мышления в модификации Г.В.Резапкиной)

Шкалы:типы мышления — предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативность (творческое)

Назначение теста: диагностика типа мышления

Тест

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Ключ к тесту

№ Тип мышления Вопросы
1 Предметно-действенное 1 6 11 16 21 26 31 36
2 Абстрактно-символическое 2 7 12 17 22 27 32 37
3 Словесно-логическое 3 8 13 18 23 28 33 38
4 Наглядно-образное 4 9 14 19 24 29 34 39
5 Креативность (творческое) 5 10 15 20 25 30 35 40

Обработка результатов теста

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:

• 0-2 – низкий,
• 3-5 – средний,
• 6-8 – высокий.

Интерпретация результатов теста

1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

Читать еще:  Мемуары пример. Мемуары о войне

2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

5. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.

Эмоции и чувства

Методика диагностики самочувствия, активности и настроения (САН)

Шкалы: самочувствие, активность, настроение

Назначение методики: экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.

Инструкция. Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

Типовая карта методики САН

Фамилия,инициалы_______________________________ Пол____ Возраст_____

Тест по пословицам. Толкование пословиц

Данная методика применяется для исследования особенностей мышле­ния — его уровня, целенаправленности и критичности.

ход выполнения задания

Испытуемому называют несколько часто употребляемых метафор и по­словиц (см. материал к данной методике) и просят объяснить их отвлечен­ный, переносный смысл. Можно предложить испытуемому привести соот­ветствующие примеры из своей жизни или из прочитанного. Буквальное ис­толкование пословицы или метафоры свидетельствует о недостаточности уровня обобщения. Если испытуемый верно объясняет переносный смысл пословицы, это еще не означает, что мышление у него совершенно не нару­шено, так как при объяснении пословиц испытуемым репродуцируются име­ющиеся у него знания — в этом случае не требуется обобщения нового мате­риала.

Сравнение пословиц

С помощью этой методики исследуется процесс обобщения нового ма­териала. Испытуемому дают карточки, на которых написаны специально подобранные пословицы (см. материал), и предлагают сгруппировать их, раз­делив на пары, либо аналогичные, либо противоположные по смыслу. При этом испытуемые обнаруживают не только понимание переносного смысла отдельных пословиц: сопоставляя их, они отделяют существенные признаки от второстепенных, случайных. Результаты исследования с помощью этого варианта методики в определенной мере свидетельствуют об особенностях ассоциативных связей, в частности, способствуют выявлению ассоциаций по «слабому» признаку.

Читать еще:  Ученик и ученица читают стихотворение.

О тнесение фраз к пословицам

Вариант предложен Б.В. Зейгарник. Испытуемому предлагают серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, и значительно большее количество карточек с фразами. Среди фраз имеются такие, кото­рые соответствуют переносному смыслу пословиц, и такие, которые сходны лишь в формально-лексическом отношении. Вначале убеждаются, что испы­туемый понимает переносный смысл пословиц, а затем ему предлагают по­добрать к каждой пословице соответствующую по смыслу фразу. Например, к пословице «Куй железо, пока горячо» даются на выбор три фразы: «Золото тяжелее железа», «Железо кует кузнец», «Не откладывай дело в долгий ящик». Трудность заключается не столько в истолковании переносного смысла по­словицы, сколько в возможности соскальзывания на приблизительный смысл. Выполняя это задание, испытуемый вначале уясняет переносный смысл по­словицы, а затем сопоставляет ее с фразами и таким образом как бы перено­сит усвоенный принцип работы на материал, содержащий новое. Этот вари­ант задания требует более высокого уровня обобщения, чем одно лишь объяс­нение переносного смысла пословиц и метафор.

Материал к методикам «Пословицы и метафоры»

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться

Любишь кататься — люби и саночки возить

Лучше меньше, да лучше

Поспешишь — людей насмешишь

Куй железо, пока горячо

Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива

Не красна изба углами, красна пирогами

Сделал дело, гуляй смело

Умелые руки не знают скуки

Не в свои сани не садись

Не все то золото, что блестит

Цыплят по осени считают

Прежде чем сделать, надо хорошо подумать

Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы

Умелые руки Каждый колодец хорошо покрыть крышкой

Зачем выбросил валенки, когда будет холодно, они очень нужны будут

Маленький мальчик прыгал лучше всех

Люблю зимой кататься на санках, лыжах и коньках

Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством

О деле судят по результатам

Цыплята вырастают к осени

Некоторые люди любят вкусно поесть, а трудиться не хотят

Не всегда то, что нам кажется хорошим, действительно хорошо

Папа купил мальчику новые санки

Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть

Что посеешь, то и пожнешь

Когда дрова горят — тогда и кашу варят

Яблоко от яблони недалеко падает

Как аукнется, так и откликнется

Каков поп, таков и приход

Не откладывай дело в долгий ящик

Если не знаешь дела, не берись за него

Зимой ездят на санях, а летом на телеге

Мальчик вышел на прогулку

Человек, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится

Не стоит кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом

Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла

Зеркало висит криво Нельзя питаться одними пирогами.

Надо есть и ржаной хлеб

Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал

Медный браслет блестит как золотой

Мастер своего дела любит и умеет трудиться

Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их исполь­зовать

Темная ночь, глухая старуха, непроглядная темнота

Сильный характер, железная дорога, золото ярче железа

Человек высек на скале сердце, бесчувственное сердце

Один вкусный пирог стоит десяти невкусных

Торопливость может привести к нелепым результатам

Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать

Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих

Источники:

http://azps.ru/tests/tests3_tolkovanie.html
http://infopedia.su/11xb591.html
http://www.sites.google.com/site/logopedonlain/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/psihologiceskaa-diagnostika-i-testy-dla-detej-ot-11-do-14-let/diagnostika-myslenia-skolnikov-ponimanie-perenosnogo-smysla-poslovic-i-metafor-b-v-zejgarnik

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий