Современные пейзажисты мира. Русские пейзажисты

Русские люди очень любят созерцать безграничные горизонты своей обширной родины. Эти художники помогли превратить восхищение метаморфозами природы в национальное времяпрепровождение.

1. Исаак Левитан. Над вечным миром, 1894

Третьяковская галерея
Левитан считается мастером пейзажа, и эта картина знаменует вершину его творчества. В ней мы видим фирменный знак меланхоличного духа художника и всемогущее чувство вечности и простора, воплощенное в взгляде на крутой берег на Волге.

2. Алексей Саврасов. Грачи прилетели, 1871

Третьяковская галерея
Часто говорят, что Саврасов — чудо одного художник. Несмотря на снег на переднем плане, розовое небо, перелетные птицы и первый растопленный снег означают долгожданное прибытие весны.

3. Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу, 1889

Третьяковская галерея
Каждый россиянин знает эту картину с детства, потому что она изображена в учебниках. Кстати, медведи были написаны не Шишкиным, а художником Константином Савицким. Однако по какой-то причине коллекционер Павел Третьяков решил удалить второго художника с именной таблички.

4. Василий Поленов. Ока. Вечер 1903

Харьковский художественный музей
Как и в случае с Левитаном, трудно выбрать только один пейзаж Поленова. Он много путешествовал и делал зарисовки в Европе и на Ближнем Востоке. Но особенно ему понравился пейзаж реки Оки, где у него был дом (сегодня музей-усадьба Поленово).

5. Валентин Серов. Пруд в Абрамцево. 1886

Третьяковская галерея
Поместье мецената Саввы Мамонтова в Абрамцево было пристанищем для многих великих русских художников: Ильи Репина, Виктора Васнецова, Василия Поленова, Константина Коровина и других. Именно там Серов написал свою знаменитую « Девушку с персиками » (поставленную дочерью Мамонтова), а между более серьезными работами нарисовал живописные местные пейзажи.

6. Архип Куинджи. Березовая роща, 1879

Третьяковская галерея
Для этой картины была организована целая выставка. Достаточно взглянуть на удивительную игру света — отличительную черту Куинджи.

7. Константин Коровин. Зима, 1894

Третьяковская галерея
Коровин просто обожал зиму, и эта картина, единственная в своем весьма успешном зимнем цикле, была куплена Третьяковской галереей. Холст представляет собой прекрасную иллюстрацию к пушкинской поэме « Зимнее утро» на аналогичную тему.

8. Константин Юон. В провинции. Торжок. Тверская губерния. 1914

Третьяковская галерея
Ученик Серова Юон писал много пейзажей в Москве и окрестных городах. Хотя малоизвестный иностранцам, Торжок считается одним из самых красивых городов России.

9. Николай Рерих. Карельский пейзаж (Ладожское озеро), 1918

Частная коллекция
Рерих известен прежде всего своими сказочными гималайскими пейзажами, но Мать-Россия часто позировала и ему. Например, Ладожского озера на севере страны, здесь расписанное в характерном для художника «восточном» стиле.

10. Кузьма Петров-Водкин. Полдень, 1917

Государственный Русский Музей
Революция в России была не только общественно-политической, но и художественной. Большевики свергли старый режим, а авангардисты — классические каноны живописи.

Художник-самоучка пишет реалистичные пейзажи русской природы, которые напоминают картины великого Шишкина

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что может быть ближе и милее человеку, нежели обворожительные уголки природы родного края. И где бы мы не были, на подсознательном уровне стремимся к ним всей своей душой. Видимо поэтому пейзажи в творчестве живописцев так сильно берут за живое почти каждого зрителя. И поэтому так восхитительны работы Сергея Басова, пропустившего через художественное видение, одухотворившего и пропитавшего лирикой каждый квадратный сантиметр своего творения.

Читать еще:  В каком стиле писал гойя. Биография гойя

Немного о художнике

Сергей Басов (1964 г.р.) родом из города Йошкар-Ола. В детстве был очень увлеченным и любознательным ребенком, мечтавшим стать летчиком и превосходно рисовавшим, при том не только самолеты. А когда вырос, сделал выбор в пользу авиации — окончил Казанский Авиационный институт. Но не судьба была летать Сергею — подкачало здоровье, и медкомиссия категорически наложила свое вето.

И тогда Басову пришлось согласиться на должность авиационного инженера. А в свободное время начал серьезно заниматься живописью. Но невзирая на превосходный природный талант, будущему художнику немного не хватало академических знаний и профессиональных навыков в мастерстве.

И однажды он решил кардинально изменить свою судьбу: с карьерой инженера Сергей покончил и подал документы в Чебоксарский «худграф». Однако представители приемной комиссии, хотя и признали неординарный художественный дар у абитуриента Басова, документы его не приняли. Аргумент при этом выдвинули весьма веский по тем временам: «Принимаем только выпускников художественных училищ». И начинающему художнику ничего не оставалось как самостоятельно осваивать и азы живописи, и академическую ее часть, и познавать тайны живописного мастерства через работы великих гениев 19 века.

Так вот по жизни и случилось, что остался он самоучкой, как говорили в старину — «самородком», имеющим художественный дар воистину от Бога. А таким мастерам, чего греха таить, на Руси во все века сложно приходилось. Вот и Сергея не сильно судьба баловала. Так, на протяжении 90-х пришлось Басову сотрудничать лишь с галереями Казани, так как московские ни в какую не хотели иметь дел с мастером, не имевшем образования и прославленного имени.

Но, как говорится — вода камень точит, и мало-помалу покорилась талантливому живописцу и столица. С 1998 года полотна Сергея начали появляться в международных московских салонах. И заказы от зарубежных любителей и ценителей живописи не заставили себя долго ждать. А затем и слава пришла к художнику, и мировое признание.

Лирика и гиперреализм в творчестве художника-самоучки

Мало кого оставляют равнодушными величественные исконно русские уголки природы, застывшие во времени на полотнах художника. А в основу каждой работы, фундаментом закладывает Басов традиционную классику пейзажной живописи 19 столетия. А от себя добавляет больше солнечного света и гармоничного сочетания цветовой гаммы в воздушном пространстве, а также тихой радости, возникающей от созерцания и восприятия необыкновенной красоты величавой русской природы.

На протяжении последних двадцатити лет Сергей Басов был участником многочисленных коллективных и персональных экспозиций. Он — член Международного Художественного Фонда и Профессионального Союза Художников. И уже никто не ставит в укор мастеру то, что он самоучка и художник без славного имени.

У многих зрителей работы мастера ассоциируются с работами известнейшего пейзажиста Ивана Шишкина. Сам же Сергей рассказывая о себе говорит: «Я – мариец, родился в Йошкар-Оле, а детство провел у бабушки в деревне. Там множество озер с отвесными, под 30-50 метров берегами. Наши озера можно писать в любое время суток, и они всегда будут новыми. В природе всегда так: она и постоянна, и мгновенно изменчива. Мне нравится в ней и что-то едва заметное, и что-то эпическое…».

Живописец каждое свое полотно будто одухотворил и воспел в нем необыкновенную силу природной стихии. Внимательно всмотревшись в изображение и прислушавшись к своим ощущениям, можно даже заметить как на ветру дрожат листья, услышать свист сверчка и стрекот кузнечика, всплеск реки, а обонянием уловить тончайший хвойный запах соснового бора.

Его живопись в полной мере можно назвать поэтической, где художник вдохновенно и с большой любовью пропитал тонким лиризмом каждое деревцо, каждую травинку, подчинив гармоничному звучанию всю картину.

Но больше всего восхищает гиперреалистическая манера письма живописца. Скрупулезно прописанные детали восхищают даже искушенного зрителя. А еще художник на своих картинах мастерски отражает все времена года и все времена суток, отмечая все нюансы, связанные с изменением в природном циклическом времени.

10 лучших художников-пейзажистов мира

Этот список известных пейзажистов был составлен нашим редактором Нейлом Коллинзом, магистром искусств и бакалавром права. Он представляет его личное мнение о десяти лучших представителях жанрового искусства. Как и любая подобная компиляция, она раскрывает больше личные вкусы компилятора, чем то, какое место занимают художники-пейзажисты. Итак десятка лучших пейзажистов и их пейзажи.

№10 Томас Коул (1801-1848) и Фредерик Эдвин Чёрч (1826-1900)

На десятом месте сразу два американских художника.

Томас Коул: Величайший американский пейзажист начала XIX века и основатель школы реки Гудзон, Томас Коул родился в Англии, где работал учеником гравёра до эмиграции в США в 1818 году, где он быстро добился признания как художник пейзажей, поселившись в деревне Катскилл в долине Гудзона. Будучи поклонником Клода Лоррейна и Тёрнера, он посетил Англию и Италию в 1829-1832 годах, после чего (отчасти благодаря поддержке, которую он получил от Джона Мартина и Тёрнера) он стал меньше сосредотачиваться на изображении природных пейзажей и больше на грандиозных аллегорических и исторических темах. В значительной степени впечатлённый природной красотой американского пейзажа, Коул наполнил большую часть своего пейзажного искусства большим чувством и очевидным романтическим великолепием.

Читать еще:  Аниме Блич: продолжение возможно? Почему блич.

Знаменитые пейзажи Томаса Коула:

Фредерик Эдвин Чёрч

Фредерик Эдвин Чёрч: Ученик Коула, Чёрч, возможно, превзошёл своего учителя в монументальных романтических панорамах, каждая из которых передавала какую-то духовность природы. Чёрч написал впечатляющие виды природных пейзажей всего американского континента от Лабрадора до Анд.

Знаменитые пейзажи Фредерика Чёрча:

№9 Каспар Давид Фридрих (1774-1840)

Вдумчивый, меланхоличный и немного затворник, Каспар Давид Фридрих — величайший художник-пейзажист романтической традиции. Родившись недалеко от Балтийского моря, он поселился в Дрездене, где сосредоточился исключительно на духовных связях и значение пейзажа, вдохновляясь безмолвной тишиной леса, а также светом (восход, закат, лунный свет) и сезонами. Его гениальность заключалась в способности запечатлевать до сих пор неизвестное духовное измерение в природе, что придаёт пейзажу эмоциональность, ни с чем и никогда несравнимую мистичность.

Знаменитые пейзажи Каспара Давида Фридриха:

№8 Альфред Сислей (1839-1899)

Часто называемый «забытым импрессионистом», англо-француз Альфред Сислей уступал только Моне в его преданности самопроизвольному пленэризму: он был единственным из импрессионистов, посвятившим себя исключительно пейзажной живописи. Его серьёзно недооцененная репутация основана на умении запечатлевать уникальные действия света и времён года на широких пейзажах, морских и речных сценах. Особенно запоминается его изображение рассвета и неясного дня. Ныне он не очень популярен, но по-прежнему считается одним из величайших представителей пейзажной живописи импрессионистов. Мог вполне быть бы переоценённым, поскольку, в отличие от Моне, его работы никогда не страдали от недостатка формы.

Знаменитые пейзажи Альфреда Сислея:

№7 Альберт Кёйп (1620-1691)

Голландский художник-реалист, Аельберт Куип — один из самых известных голландских художников-пейзажистов. Его великолепнейшие живописные виды, речные сцены и пейзажи со спокойным скотом, показывают величественную безмятежность и мастерскую обращение с ярким светом (раннее утро или вечернее солнце) в итальянском стиле является признаком большого влияния Клодеева. Этот золотой свет часто ловит только стороны и грани растений, облаков или животных за счёт световых эффектов, наложенных методом импасто. Таким образом, Кёйп превратил родной Дордрехт в придуманный мир, отразив его в начале или конце идеального дня, с всеохватывающим ощущением неподвижности и безопасности, и гармонии всего с природой. Популярный в Голландии, он был высоко оценён и коллекционировался в Англии.

Знаменитые пейзажи Альберт Кёйп:

— «Вид Дордрехт с севера» (1650), масло, холст, коллекция Энтони де Ротшильда

— «Речной пейзаж с всадником и крестьянами» (1658), масло, Национальная галерея, Лондон

№6 Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875)

Жан-Батист Коро, один из величайших пейзажистов романтического стиля, славится незабываемым живописным изображением природы. Его особо тонкий подход к расстоянию, свету и форме зависел скорее от тона, чем от рисовки и цвета, придавая законченной композиции атмосферу бесконечного романа. Менее стеснённые живописной теорией, работы Корота, тем не менее, находятся среди самых популярных пейзажей мира. Являясь постоянным участником Парижского салона с 1827 года и членом Барбизонской школы во главе с Теодором Руссо (1812-1867), он оказал огромное влияние на других художников пленэристов, таких как Шарль-Франсуа Доубиньи (1817-1878), Камиль Писсарро (1830-1903) и Альфред Сислей (1839-1899). Он также был необычайно щедрым человеком, который потратил большую часть своих денег на нуждающихся художников.

Знаменитые пейзажи Жан-Батиста Коро:

№5 Якоб ван Рёйсдал (1628-1682)

Творчество Якоба Ван Рёйсдаля, в настоящее время считающееся величайшим из всех голландских художников-реалистов пейзажной живописи, оказало огромное влияние на позднее европейское пейзажное искусство, несмотря на то, что при жизни он был менее популярен, чем художники итальянского стиля. Его сюжеты включали ветряные мельницы, реки, леса, поля, пляжи и морские пейзажи, изображенные с необычайно волнующим чувством, используя смелые формы, плотные цвета и энергичные густые мазки, вместо обычного сосредоточения на тоне. Яков, ученик своего дяди Саломона ван Рёйсдаля, в свою очередь обучал знаменитого Мейндерта Хоббема (1638-1709), и очень восхищался английскими мастерами, как например Томас Гейнсборо и Джон Констебль, а также членами Барбизонской школы.

Читать еще:  Бельгийские мужчины. Язык — враг мой

Знаменитые пейзажи Якоба ван Рёйсдаля:

— «Пейзаж с пастухами и фермерами» (1665), холст, масло, Галерея Уффици

№4 Клод Лоррен (1600-1682)

Французский живописец, рисовальщик и гравёр, активный в Риме, который рассматривается многими искусствоведами как величайший художник идиллического пейзажа в истории искусства. Поскольку в чистом (то есть, светский и неклассический) пейзаже, как и в обычном натюрморте или жанровой живописи, наблюдалась (в XVII веке в Риме) нехватка моральной тяжести, Клод Лоррен ввёл классические элементы и мифологические темы в свои композиции, включая богов, героев и святых. Кроме того, его избранная среда, сельская местность вокруг Рима, была богата античными руинами. Эти классические итальянские пастырские пейзажи были также наполнены поэтическим светом, который представляет его уникальный вклад в искусство пейзажной живописи. Клод Лоррейн особенно повлиял на английских художников, как при жизни, так и в течение двух столетий после неё: Джон Констебль назвал его «самым прекрасным пейзажистом, которого когда-либо видел мир».

Знаменитые пейзажи Клода Лоррена:

№3 Джон Констебль (1776-1837)

Стоит водном ряду с Тёрнером как один из лучших английских пейзажистов, не в последнюю очередь из-за своей исключительной способности воссоздавать цвета, климат и деревенский пейзаж романтической английской деревни, а также из-за новаторской роли в развитии пленэризма. В отличие от отчетливо интерпретивного стиля Тёрнера, Джон Констебл сосредоточился на природе, рисуя пейзажи Саффолка и Хэмпстеда, которые он так хорошо знал. Однако, его спонтанные, свежие композиции часто были тщательной реконструкцией, которая во многом обязана его близкому изучению голландского реализма, а также итальянизированным произведениям в духе Клода Лоррена. Известный художник Генри Фюсли однажды высказался, что жизненные натуралистические изображения Констебля всегда заставляли его призвать к их защите!

Знаменитые пейзажи Джона Констебля:

№2 Клод Моне (1840-1926)

Величайший современный пейзажист и гигант французской живописи, Моне был ведущей фигурой невероятно влиятельного импрессионистического движения, чьим принципам спонтанной пленэрной живописи он оставался верным всю оставшуюся жизнь. Близкий друг художников-импрессионистов Ренуара и Писсарро, его стремление к оптической правде, прежде всего в изображении света, представляется серией полотен, изображающих один и тот же объект в различных условиях освещения, и в разное время дня, как например «Стога сена» (1888), «Тополя» (1891), «Руанский собор» (1892) и «Река Темза» (1899 год). Этот метод достиг кульминации в знаменитой серии «Кувшинки» (среди всех самых известных пейзажей), созданных с 1883 года в его саду в Живерни. Его последняя серия монументальных рисунков кувшинок с мерцающими цветами была истолкован несколькими искусствоведами и живописцами как важный предшественник абстрактного искусства, а другими как высший пример поиска Моне спонтанного натурализма.

Знаменитые пейзажи Клод Моне:

№1 Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775-1851)

На мой взгляд, Уильям Тёрнер — величайший из всех пейзажистов, его уникальный стиль остается неизменно популярным. Изначально, будучи в тени Томаса Гиртина Тёрнер работал исключительно в акварели до 21 года. Его ранний стиль живописи маслом был скорее итальянским, чем голландским реализмом, но зрелые работы, наполненные приглушённым блеском, не видели свет до этюдного тура по Италии 1889 года. Его исключительной гениальностью была способность запечатлевать различные эффекты света в революционном стиле постимпрессионизма, граничащем с абстрактным экспрессионизмом, делая его одним из первых действительно «современных» художников, которого почитают Клод Моне, а также экспрессионисты XX века. Стиль английской пейзажной живописи Тёрнера остаётся, как и безумная манера Ван Гога, мгновенно узнаваемым вкладом в историю искусства. Он стал полноправным членом Королевской академии в 27 лет, профессором линейной перспективы в 32 года и заместителем президента в 1845 году. После своей смерти в Национальной галерее в Лондоне он оставил 300 картин и почти 20,000 рисунков и акварелей.

Знаменитые пейзажи Уильяма Тёрнер:

Источники:

http://mebsuta.ru/pejzazhi-russkih-hudozhnikov-10-volshebnyh-pejzazhej/
http://kulturologia.ru/blogs/231218/41693/
http://www.wm-painting.ru/Ob_iskusstve/p2_articleid/1681

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий