Разница между фантастикой и фэнтези.

Все дети любят сказки. А взрослые дети тем более. Только сказки у них пострашней, да поинтересней. Здесь уже Царевной-лягушкой не удивишь, и ушлые писатели придумали жанр, который помогает унестись от реальности в сказочный мир вполне «взрослого» масштаба. Мир фантастики. Этот жанр, пожалуй, один из древнейших жанров литературы, ведь древнегреческие мифы и легенды тоже принадлежат к фантастическому жанру. К тому же, фантастика очень разнообразна, включает в себя много разновидностей, в том числе научную фантастику и фэнтези. Схожесть названий и то, что в девятнадцатом – двадцатом веке научная фантастика получила огромную популярность, привело к тому, что говоря о фантастике, мы подразумеваем научную фантастику, а фэнтези вообще в отдельный жанр не выделяем. Попробуем провести грань между двумя жанрами фантастики: научной и фэнтези.

Определение

Существует огромное количество определений, как научной фантастики, так и фэнтези. Остановимся на самых распространенных.

Дословно научная фантастика переводится как «научный вымысел». Определить его можно как разновидность фантастической литературы и искусства, в основе которой лежит научное допущение, дополненное фантазией автора. Эти фантазии могут развиваться не только на основе технологических реалий, но и исторических, культурных, пространственно – временных и т.д. Научная фантастика не касается только волшебства и магии.

Кадр из научно-фантастического фильма «Голова профессора Доуэля»

Зато фэнтези восполняет этот пробел. И в основе этого жанра лежит свободный полёт фантазии, не ограниченный научными рамками. Фэнтези – это разновидность фантастики, в основе которой – полёт фантазии автора не ограниченного рамками научного прогресса или регресса. Мир фэнтези развивается благодаря мистическим элементам, а также магии и волшебству. Переводится с английского как фантазия.

Гарри Поттер. Фэнтези к содержанию ↑

Возникновение

Опять же, многие думают, что фантастика появилась лишь на рубеже девятнадцатого — двадцатого веков. Но это не верно. Как было написано выше, к фантастике относятся мифы и легенды разных народов. Фантастическая литература развивалась и в эпоху Возрождения (утопические произведения), и на протяжении всего средневековья (романтическая фантастика). А вот научная фантастика, как жанр, как раз появилась благодаря научно-техническому прогрессу девятнадцатого века. Первопроходцами жанра стали Жюль Верн, в СССР – А.Толстой, А. Беляев.

А вот отцом-основателем фэнтези считается Дж. Р. Р. Толкиен с его знаменитым Бильбо Бэггинсом («Хоббит, или Туда и обратно»). Потом идею добрых (и не очень) гномов, эльфов и гоблинов подхватили другие писатели. Но пик популярности фэнтези пришёлся на девяностые годы двадцатого века. И по сей день фэнтези – самый популярный вид фантастики, потеснивший научную фантастику.

Читать еще:  Кто такой интеллигент. Это нужно знать

Некоторые произведения стоят как бы на стыке этих жанров, например, творчество Урсула Ле Гуин. Её произведения относят то к фэнтези, то к фантастике. Это как раз тот случай, когда один жанр плавно перетекает в другой

Поджанры

Поджанров научной фантастики не очень много. Мы просто перечислим основные и типичных представителей данного поджанра: технологическая фантастика (Р. Хайнлайн), киберфантастика (А. Кларк), социологическая (Оруэлл). Каждый из этих поджанров пережил пик популярности на определённое десятилетие двадцатого века. Но в последние несколько десятилетий научно-фантастическую литературу потеснил жанр фэнтези во всех его проявлениях.

Жанров фэнтези огромное количество. Более того, с развитием интернета и компьютерных игр, этот жанр отвоевал себе ещё одну нишу. Наиболее распространенные поджанры: волшебное, мистическое и наукообразное.

Также фэнтези тесно сплелась с другими литературными жанрами, породив фантастический детектив или фантастический боевик.

В чем разница между фантастикой и фентези?

Давайте попробуем разобраться.
На первый взгляд человека состороны все просто: это практически одно и тоже. И так, что мы имеем. Множественные миры, множество рас, различные сверхспособности, невозможные события и персонажи.
С другой стороны, человек, который прочитал немоле количество фантастики и фентези, чаще всего легко укажет жанр новой книги или фильма, не особо сомневаясь. Но вот с формулировками будет очень тяжело. Прежде чем читать дальше, попробуйте сами что-нибудь придумать, а потом, прошу, отпишитесь в комментариях.
Примеры:
1)Фентези — это средневиковье, а фантастика будущее. Нет, это не отличие. Есть фентези современное(Киндрэт Алексей), а есть фанстика в настоящем или прошедшем (Двадцать тысяч льё под водой — Жюль Габриэль Верн)
2)Фентези сверхспособности человека, а фантаста — это развитая технология. Опять нет. Возьмем Властелина колец, кроме 3 магов и нескольких эльфов никто не обладает сверхспособностями. И возьмем людей Х, где все обладают, а технологией сверх наших только целебро.
3) Фентези — магия, Фантастика — технология. Очень похоже, но тоже нет. Ведь есть технофентези, где технология развита исключительно на магии (машины работающие на магии, механические люди в которых бьется волшебное сердце и т. д.). А есть фантастика, где магия объяснена технологией или наукой (Например звездные войны, где джедаи могут двигать предметы, влиять на разум собеседника или метать молнии. Но их способности объянены через мидихлорианы).

Мое мнение, в том что фентези отрицает науку, а фантастика ее дополняет, не меняя основы

Читать еще:  Графомания и графоманы. Графомания

Разберемся с нашими противоречиями в свете вышеуказанной гипотезы.

1)Подтверждено. Не важно в каком времени происходят события, не в этом отличие.
2)Подтверждено. Средиземье и его законы (маги, драконы, эльфы, демиурги) опровергают науку. Способности людей Х обоснованы мутациями(или эволюцией(мнение Магнетто)).
3)Подтверждено. Если технология основана на магии, если объясненное основано на необъясненном, то это фентези, а если наоборот то это фантастика.

В начале, когда сер Толкиен придумал Средиземье и когда фентези набрало обороты популярности, тогда граница межде фентези и фантастикой была явной(Властелин колец, кольцы тьмы, Перумов про мага и Земли без радости, Дети зимы, хроники амбера И Войны сорока островов, звездные войны, геном, линия грез, звездный путь). Но чем дальше в наше время, тем больше писатели, стремясь создать свой стиль, стирали грани между жанрами (киндрет, дозоры Лукьяненко).

Мое мнение:
Резюме: фентези отрицает науку, а фантастика ее дополняет, не меняя основы. Фентези — это анти — наука, а фантастика — это псевдо — наука.

Прошу приведите примеры ваших рассуждений о том что такое фентези и фантастика, и примеры, которые не подходят под мою гипотезу.

Фантастика и фэнтези: различие и сходство жанров

На идею написать эту статью меня натолкнули обсуждения в комментариях. К тому же фантастика и фэнтези – это два моих любимых жанра, обладающие совершенно неисчерпаемыми возможностями для выражения самых разных идей и огромным творческим потенциалом. Да и работаю я чаще всего именно с такими текстами. Поэтому хотелось бы прояснить ситуацию.

Иногда фэнтези считают поджанром фантастики или даже «недофантастикой», фантастикой для ленивых авторов, которым не хочется заморачиваться наукой. Можно услышать и презрительную оценку фэнтези, как примитивной, низкопробной литературы. Это совсем не так. Качество литературы зависит не от жанра, а от таланта, умения и усердия автора. К тому же фантастика и фэнтези абсолютно разные жанры.

Главное отличие

Различие этих жанров связано с тем, что у них совершенно разные истоки, корни, происхождение.

Фантастика родилась из мечты человека об удивительных научных и технических открытиях, которые могут изменить жизнь человека. Поэтому на первом месте в фантастике наука и техника. Именно они делают возможным преобразования реальности, открытие новых миров и удивительных способностей человека. Как бы фантастичны ни были описываемые миры и существа, обитающие в них, в фантастике всегда делается акцент на реализм, а любая необычность представлена как научно обоснованная и существующая в соответствии со строгими законами.

Фэнтези основана на мифах и сказках, которые, по сути, и есть преобразованные мифы. В них центральное место занимает древняя магия – способность людей воздействовать на окружающее с помощью заклинаний и амулетов. В фэнтези присутствуют все древнейшие верования человечества. Например, анимизм – вера в бестелесные духовные сущности – дал начало мифам о духах и демонах, неупокоенных душах и призраках. А представление о способности людей превращаться в зверей легло в основу мифов об оборотнях.

Читать еще:  Э борисов мусатов. Виктор Борисов-Мусатов

Вся классическая фэнтези замешана на мифах Западной Европы, в которых действуют эльфы и гномы, фейри и драконы. Родоначальник европейской фэнтези Д. Р. Толкиен прежде чем написать свои книги, проделал огромную работу по изучению мифологии.

С развитием жанра появились произведения, основанные на других мифологических системах. Например, книги М. Семеновой – на восточнославянской, А А. Сапковского – на западнославянской. «Гроза в Безначалье» Г. Л. Олди — это переработка древнеиндийской мифологии, а «Мессия очищает диск» — древнекитайской.

Сейчас написано много книг, авторы которых придумывают свои оригинальные сущности, свои магические законы и фэнтезийные миры. А еще появился поджанр — городское фэнтези, основное на современных мистических байках, легендах, мифах.

Получается, что в основе фантастики — мечта, а в основе фэнтези – сказка. Согласитесь, это довольно близко, но не одно и то же.

Что общего у фэнтези и фантастики, и чем они отличаются от реалистической литературы

На первый взгляд, вроде бы все понятно, но иногда такой вопрос возникает. Так вот главное отличие этих двух жанров от реализма и одновременно то, что их объединяет, – наличие фантдопущения. То есть такой идеи, факта/артефакта, события, которое не соответствует привычной нам реальности, не вписывается в нее.

Фантдопущение может быть, на первый взгляд, не слишком значительным, но кардинальным образом меняющим реальность, которую описывает автор. Например, в романе А. Беляева «Человек-амфибия» таким фантдопущением является вживление человеку акульих жабр – и сюжет разворачивается совершенно фантастическим образом. Или достаточно допустить, что за дверцей старого шкафа открывается вход в иной мир, и герои оказываются в невероятной сказочной стране Нарнии.

В последнее время характерно появление множества поджанров, например, постапокалипсис, магический реализм. А то и происходит смешение магии и техники как, например, в направлении магопанк. Или я недавно читала книгу, в которой ученик мага Мерлина из VI века случайно оказывается в далеком будущем на огромной космической станции.

Кого-то такое смешение и путаница раздражают. Меня нет. Я, вообще, за свободный полет фантазии. Главное, чтобы было интересно, достоверно, и чтобы автор соблюдал законы, им же установленные.

На сегодня все. Как-нибудь я вам расскажу о новых направлениях в этих жанрах, а пока ненадолго прощаюсь с вами. Но вы знаете, что я всегда на связи и готова ответить на ваши комментарии.

Источники:

http://thedifference.ru/otlichie-nauchnoj-fantastiki-ot-fentezi/
http://pikabu.ru/story/v_chem_raznitsa_mezhdu_fantastikoy_i_fentezi_3159190
http://zen.yandex.ru/media/id/5cbe0213953d9400b3fa10f2/5d716ac14e057700ad6de8ee

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
android
Добавить комментарий